Professional ethical orientation of a student as future expert


Cite item

Abstract

Vocational education affects the formation of the different abilities of students. Formation of students' moral orientation is carried out in the teacher’s work, which is presented as objectively existing part of the process. The period of study at the university is significant, because the process of personality formation in professional activities takes place at this stage.

Full Text

Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заве- дения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваива- ются индивидуализированные приемы и способы деятельности, поведения и общения. Следовательно, все более актуальной становится проблема выявле- ния взаимосвязи и взаимообусловленности двух компонентов: профессио- нальной направленности и смысложизненных ориентаций студентов. Выбор профессии - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений человека. Правильный выбор профессии определяет дальнейшую судьбу человека, определяет его успешность как в профессиональной дея- тельности, так и в жизни. Успешность во многом зависит от наличия у чело- века способностей и склонностей к этому роду профессиональной деятельно- сти, от его профессиональной направленности. Проблема профессионализма особенно актуальна в профессии психолога, так как от уровня его квалифика- ции зависит психологическое благополучие других людей.Профессия, выбранная в разрез профессиональной направленности лич- ности человека, негативно влияет на его здоровье, учащаются физиологиче- ские и психологические проблемы, а при удачном выборе профессии повы-Ольга Юрьевна Шишкина, кандидат педагогических наук, доцентЛариса Анатольевна Горшкова, кандидат филологических наук, доцентшается самоуважение и позитивное представление человека о себе [1, с. 106]. Перечисленные обстоятельства актуализируют необходимость повышения качества профессиональной подготовки психолога и инициируют интерес ис- следователей к различным аспектам его личности и профессиональной направленности.В плане личностного становления период обучения в вузе является доста- точно значимым, так как именно на этом этапе происходит процесс формиро- вания личности в профессиональной деятельности, развития ее профессио- нальных способностей и самосовершенствования, определяется жизненная позиция человека, формируется отношение к деятельности как учебной, так и профессиональной.Однако до сих пор остается недостаточно освещенной связь осмысленно- сти жизни с различными аспектами профессиональной направленности. Осо- бенно дискуссионным и мало изученным является вопрос о том, что выступа- ет необходимым условием обретения смысла жизни у студентов в процессе профессионального становления. Изучение проблемы личностного развития студента связано с необходимостью изучения становления его как субъекта деятельности, а также изучение его профессионального становления через осмысление своей жизни. Исследование профессионального становления во взаимосвязи с осмысленностью жизненных целей актуально в настоящее время, как в теоретическом, так и в экспериментальном плане.Моделирование образовательного процесса вуза, обеспечивающего фор- мирование профессионально-этической направленности будущих специали- стов, может предполагать следующие действия: целеобразование, определе- ние содержания и видов деятельности, определение факторов, этапов, уров- ней и критериев формирования у будущих специалистов профессионально- этической направленности, использование средств и методов технолого- методического обеспечения процесса образования в вузе, осуществление кон- троля над достигнутыми результатами.Требования методологических подходов служат основанием определения особенностей процесса образования студентов вуза в аспекте решаемой про- блемы исследования:среди многообразных влияний и воздействий факторов, определяющих результаты процесса, выявляются взаимосвязи основных факторов;определяется необходимость учета непрерывного изменения и разви- тия исследуемого процесса и образовательной системы в целом.Эти особенности мы представляем в рефлексивно-деятельностной модели образовательного процесса вуза, направленного на формирование професси- онально-этической направленности будущих специалистов.Рефлексивно-деятельностная модель образовательного процесса вуза, направленного на формирование профессионально-этической направленности будущих специалистов состоит из следующих основных компонентов: целевого, содержательно-технологического, организационного и результативного.Основным компонентом модели образовательного процесса является со- держательно-технологический, так как через его развитие наиболее отчетливопросматриваются процесс формирования профессионально-этической направленности будущих специалистов.Содержание данного компонента составляют следующие взаимосвязан- ные блоки: мотивационный, информационно-когнитивный (содержательный), деятельностный (операционный) и этико-рефлексивный.Мотивационный блок является базовым для становления всех других ком- понентов, так как успех деятельности, прежде всего, обусловливается соответ- ствующей направленностью личности на нее. Для формирования профессио- нально-этической направленности будущих специалистов необходимо создание положительной мотивационной сферы личности через организацию образова- тельного процесса и стимулирование рефлексивных процессов, это обеспечива- ет личностное включение студентов в процесс овладения профессией.Особенности содержательно-технологического блока заключаются в сле- дующих основных направлениях: формирование положительных мотиваци- онных установок на развитие формирование системы знаний, умений, навы- ков в профессиональной сфере и профессиональной деятельности; мировоз- зренческой, этической, духовно-нравственной сферы у будущего специали- ста; формирование у студентов позитивной установки на овладение методами и приемами саморегуляции эмоциональных состояний и этики профессио- нального поведения; формирование положительных мотивационных устано- вок на саморазвитие собственного уровня этики профессиональной деятель- ности; развитие профессионально-этических качеств специалиста; формиро- вание социально-психологической, социально-экономической, этической культуры специалиста.Будущий специалист должен обладать: современными профессионально- этическими знаниями, практическими навыками, необходимыми для управ- ления своей деятельностью и деятельностью других людей в профессиональ- ном коллективе.Особенностью содержания процесса образования студентов вуза является то, что подготовка студентов осуществляется с учетом содержания професси- ональной деятельности будущего специалиста.В частности, в деятельности будущего менеджера выделяют в первую очередь ее внешнюю сторону - руководство процессом деятельности. Основ- ным мотивом их работы является осознание необходимости личного участия в обеспечении функционирования и развития предприятия (коллектива, орга- низации и т.п.).Менеджер постоянно находится во взаимосвязях со многими структура- ми, обеспечивающими деятельность, включен в разнообразные отношения с администрацией, коллегами, руководителями и членами других команд. Все это требует выполнения этических норм и правил межличностного взаимо- действия. Менеджеру зачастую приходится выполнять роли и функции наставника. С учетом этих особенностей в большинстве случаев профессио- нальная деятельность менеджера (следовательно, и его подготовка) выполня- ется в условиях коллективного взаимодействия. При этом существуют осо- бые формы межличностного взаимодействия - солидарность, коллективная иличная ответственность, уважение, взаимопомощь, корректность поведения, т.е. качества, необходимые как в физкультурно-спортивной деятельности, так и в профессиональной. В образовательном процессе перед преподавателями и студентами стоят задачи, которые обуславливают усложнение структурных компонентов его профессиональных компетенций и выполнения этических требований профессиональной культуры.Эти особенности непосредственно отражаются на процессе профессио- нальной деятельности специалиста. К ним же можно отнести общую и про- фессиональную культуру, Я-концепцию, активную профессиональную пози- цию личности, особенности характера и темперамента, коммуникабельность, подлежащих отражению в содержательном блоке образовательном процессе. Важным в содержании образовательного процесса является когнитивная со- ставляющая, так как знания являются важнейшей частью профессионально- этической направленности будущего специалиста. Профессиональное обра- зование дает будущему специалисту необходимые психолого- педагогические, медико-биологические, специальные, этические и другие прикладные знания. Психолого-педагогические знания организации и управ- ления тренировочным процессом позволяют студентам значительно повысить качество, успешно формировать коллектив, обеспечивать полноценное лич- ностное развитие себя и своих коллег. Медико-биологические знания по ор- ганизации учебного и тренировочного процессов с учетом возраста и гендер- ных особенностей, играют роль в улучшении состояния здоровья и уровня подготовленности студентов. Специальные профессиональные знания по ме- тодике проведения тренировки дают конкретные рекомендации о способах организации занимающихся, использованию традиционных и нетрадицион- ных обучающих приемов. Этические знания в спорте позволяют студентам обустраивать и регулировать свои отношения с обучающимися, их межлич- ностное взаимодействие.Основой деятельностного компонента являются способности, которые могут быть сформированы в процессе образования в вузе и которые являются благоприятной предпосылкой для успешного овладения одним или несколь- кими видами деятельности и их выполнения [5, с. 113].Профессиональное образование позитивно влияет на формирование раз- личных способностей будущего специалиста:нравственно-этические - устойчивое желание и стремление передавать социальный и профессиональный опыт деятельности в процессе межлич- ностного взаимодействия;специальные - распределенность внимания (одновременная установка на несколько как внутренних, так и внешних предметов), непрерывность внимания (способность сохранять его долгое время, не понижая из-за утом- ления), устойчивость (способность не ослаблять внимание под влиянием внешних впечатлений), находчивость и изобретательность, критическое от- ношение к своей и чужой работе, воображение (способность быстро, ярко и точно представлять объект, конструктивная комбинаторная фантазия, худо- жественная чуткость), эмоциональность;индивидуальные - целеустремленность, терпение, способность владеть собой и влиять на других, готовность нести ответственность; наблюдатель- ность, хорошая память (точность и быстрота запоминания, длительность удержания, быстрота воспроизведения по первому требованию), сочетание синтетического и аналитического типов мышления, самостоятельность, само- обладание;динамические - крепкое здоровье, выносливость нервно-психической сферы, тип темперамента - сангвиник [2, с. 62].Реализация процесса формирования нравственной направленности сту- дентов - будущих специалистов обеспечивается реализацией обоснованных в контексте уровней методологии подходов и адекватных им принципов. От- правным моментом для обоснования подходов к формированию направлен- ности студентов явился философский уровень методологии, представленный в нашей работе категориями «мораль», «нравственность», «ценности», опре- деляющих выработку мировоззренческих ориентиров и ценностей, образую- щих содержание нравственной направленности.Этико-педагогический подход позволил обосновать идею о том, что эти- ческая его составляющая, придавая направленность педагогической его со- ставляющей, ориентируя преподавателя вуза на интеграцию различного типа научного знания, позволяет описать образцы, правила, принципы, оценки, экологические запреты в терминах «добро», «благо» в нормативно- оценочном, моральном смысле, который является чрезвычайно важным для педагогики. Объектом оценки становится будущий специалист и результаты его деятельности с точки зрения блага, добра, пользы для человека, для при- роды, для общества.Ценностный подход позволил обосновать идею о том, что ценностью цели в рамках его реализации является формирование нравственно-понимающего от- ношения студентов к природе, которое (отношение) вписывается в содержание идеи «Как это человеку необходимо», а ценность цели обусловливает содержа- ние ценностно-целевых структур деятельности специалиста.Субъектный подход позволил обосновать идею о том, что будущий спе- циалист, как субъект деятельности в процессе формирования цели, воспроиз- водя ее понятийно, воспроизводит и свои субъектные характеристики, каки- ми являются ответственность, долг и др., которые как ценности образуют со- держание нравственной направленности будущих специалистов. Понятийное же воспроизведение цели заключенных в ней субъектных характеристик име- ет конкретную практическую точку приложения: направленное взаимовоз- действие с природой в рамках реализации цели - нравственно-понимающее отношение к природе.Контекстный подход позволил обосновать идею о важности создания нравственного контекста деятельности будущего специалиста, в котором воспроизводятся ценностно-целевые структуры деятельности.Личностно-ориентированный подход позволил обосновать идею о том, что благодаря созданию в различных организационных формах обучения си-туаций выбора личностно-ориентированной, ценностный, субъектный подхо- ды начинают сопрягаться и дополнять друг друга.Опираясь на концепцию содержания образования В.В. Краевского и И.Я. Лернера, мы обосновали содержание процесса формирования нрав- ственной направленности студентов. Содержание образования, как это обос- новано В.В. Краевским и И.Я. Лернером, включает в себя:Систему знаний, усвоение которых обеспечивает формирование в созна- нии учащихся (студентов) верной картины мира, вооружает их правильным мето- дологическим подходом к познавательной и практической деятельности.Систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе множества конкретных видов деятельности.Основные черты творческой деятельности, обеспечивающие готов- ность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию дей- ствительности.Систему норм и отношений людей к миру и друг к другу [3].Содержание процесса формирования нравственной направленности студен- та раскрывается нами в особом методологическом ракурсе - сквозь призму кате- горий «мораль», «нравственность». Оно (содержание) обусловлено содержанием явления «нравственная направленность будущего специалиста».Формирование нравственной направленности студентов осуществляется в деятельности преподавателя, которая с позиции дидактики как педагогиче- ской теории обучении предстает как объективно существующий элемент процесса обучения, как фактор порождения этого процесса.Экспериментальная работа основывается на принципе единства содержа- тельного и процессуального. Учет этого принципа, как отмечают В.В. Краев- ский и И.Я. Лернер, - это реальное существование содержания образования [10], содержания подготовки студентов в части, относящейся к содержанию нравственной направленности будущего специалиста.Определенное выше содержание нравственной направленности станет педагогическим фактом, когда оно будет «пропущено» через процесс обуче- ния. Процесс обучения позволит проверить, действительно ли студенты овла- девают этическим, моральным, экологическим знанием, придающим цен- ностную ориентацию естественнонаучному знанию, приобщаются к ценно- стям. Освоению студентами ценности, которые образуют содержание нрав- ственной направленности и какими, как это было обосновано выше, являются благо, польза, добро, долг, ответственность, а также понятие морали совесть как ценность, способствует реализация преподавателем вуза специфического компонента содержания образования - система ценностных отношений сту- дентов к миру технического, к миру природы, к человеку и к себе. Формиро- вание нравственной направленности студента мы не сводим только к приоб- щению его к определенным ценностям.Становление нравственной направленности студента предполагает фор- мирование у него мировоззренческой позиции сотворчества во взаимодей- ствии с природой по критериям «преобразование», «потребление», «обще- ние», которая позволит будущему специалисту осознать свое место и роль вовзаимодействии с природой, так как «мировоззрение есть не что иное, как си- стема ценностей» [5]. Формирование нравственной направленности осу- ществляется через ориентацию студентов на реализацию в своей будущей профессиональной деятельности принципов благоговения перед природой, гуманизма.В процессе обучения преподаватель, диагностируя процесс овладения студентами знанием, освоение ими системы ценностей, овладения ими опы- том реализации ценностей во взаимодействии с природой и с людьми, выяв- ляет недостатки и просчеты в своей деятельности. Это позволяет корректи- ровать процесс формирования нравственной направленности студентов.В структуре содержания образования, отмечает В.В. Краевский, необхо- димо учитывать:Связи между составом, структурой и функциями содержания образо- вания.Связи между уровнями: общего теоретического представления, учеб- ного предмета и учебного материала [10].Поскольку в данном исследовании особое внимание уделяется развитию и становлению нравственно-понимающего отношения студента к природе, постольку учитывается второе обоснованное В.В. Краевским положение [10], имеющее непосредственное отношение к данному специально-научному ис- следованию.Содержание нравственной направленности - это состав содержания эле- мента подготовки. Ценности блага, добра и т.д. явились источником опреде- ления содержания данного элемента подготовки. Они определяют структуру денного элемента содержания подготовки: система ценностных отношений студентов к миру, к природе, к людям и к себе, - который пронизывает все другие элементы содержания образования (подготовки) студентов.Одним из важнейших педагогических условий формирования нравствен- ной направленности студента является создание нравственного контекста де- ятельности, в котором заключены ее нравственные ориентиры, в качестве ко- торых выступают ценности, образующие содержание нравственной направ- ленности. Контекст этой деятельности, помимо нравственных ориентиров, в качестве которых выступают ценности блага, добра, человека, природы и др., включает в себя социальные, экономические аспекты, а также собственно субъекта деятельности. Принимая за аксиому, что любая деятельность, в ко- нечном счете, детерминирована социально-экономическими условиями, ко- торые влияют на содержание ценностей, ценностных ориентаций, «они рас- сматриваются как всеобщий «фактор», потому что мы изучаем» [8] проблему формирования нравственной направленности студентов - будущих специали- стов в определенный период времени. Мы исследуем проблему формирова- ния нравственной направленности студентов, а потому речь идет о нрав- ственном контексте их будущей деятельности. Создание контекста данной деятельности требует определить источники его формирования. Мы полага- ем, что одним из источников формирования нравственного контекста дея- тельности должен стать социально-нравственный опыт, который, будучи пе-дагогически адаптированным и интерпретированным, включает в себя опыт нравственно-понимающего отношения специалиста к природе, опыт цен- ностных отношений к деятельности будущего специалиста. Одним из компо- нентов социально-нравственного опыта, или культуры как опыта деятельно- сти, являются ценности, которые образуют содержание нравственной направ- ленности студентов и являются критерием оценки деятельности будущего специалиста.В русле сказанного становится очевидной проблема развития способно- сти студентов к оцениванию результатов деятельности по критерию ценно- стей, образующих содержание нравственной направленности деятельности.При формировании способности студентов к оцениванию мы опираемся на результаты исследования В.П. Бездухова, осуществившего интерпретацию оценочной деятельности (оценки) как этапа решения учителем педагогиче- ской задачи [1]. Мы экстраполируем данные идеи:Посредством оценки выражается оценочное отношение, являющееся ступенькой ценностного отношения будущего специалиста к результатам де- ятельности.Оценка результатов деятельности, рассматриваемых в отношении к природе, связана с сообщением, содержание которого соотносится с содер- жанием ценности. Сообщение осуществляется в форме морального суждения.В оценке раскрываются ценностные ориентации студента.Оценка - это выражение требования.Оценка предполагает осмысление достигнутого и обоснование ее критериев.Оценка достигнутых результатов деятельности по критерию ценности является условием осознания специалистом, как он, создавая технику, соору- жения, эксплуатируя сооружения, сохранял, совершенствовал жизнь челове- ка, природы.Оценка - это ответ на вопрос «Как человеку необходимо?».В экспериментальной работе мы использовали различные формы и мето- ды обучения. Данные формы и методы отбирались нами с учетом содержания нравственной направленности студентов - будущих специалистов и специ- фического компонента содержания образования (подготовки).Так, приобщение студентов к ценностям осуществлялось через их ин- формирование о ценностях и понятиях морали, которые, будучи вычленен- ными на уровне содержания различных дисциплин и на уровне научного ма- териала, содержащегося в них, помещаются преподавателем в контекст дея- тельности специалиста, предъявляются студентам в ситуациях этой деятель- ности. Такое информирование осуществлялось в процессе использования проблемных лекций, лекций с комментариями, лекций-бесед, рецензируемых лекций. Независимо от того, какой тип лекции применялся преподавателями, мы стремились, чтобы информация о ценностях обеспечивала «переход от информации к ее применению… делала эту информацию осмысленным зна-нием» (А.А. Вербицкий - [2]) (реализация контекстного подхода).Однако в современных условиях у человека, как подчеркивает Г.С. Сухо- бская, возникает потребность не только в знаниях-рекомендациях, знаниях- советах, знаниях-предписаниях, не только в «информации как таковой», «ин- формации к сведению», но и в «информации-наведении на идею», «информа- ции-обосновании», «информации-размышлении» и т.п. Такая информация пробуждает потребность в собеседнике, слушателе, оппоненте [9].Роль преподавателя заключается в создании условий не только для пере- хода информации в знание, но и в обеспечении того, чтобы «информация- наведение на идею», «информация-обоснование» и «информация- размышление» преобладали над «информацией как таковой», «информацией к сведению».Преобразовать ценности вообще в собственные ценности конкретной личности можно, на наш взгляд, лишь через «переживание». Иными словами, когда ценность будет непосредственно пережита субъектом, станет его кон- кретным внутренним опытом, тогда она из ценности превратится в собствен- ную ценность человека. Поэтому одним из ведущих методов формирования нравственной направленности студента является создание проблемных ситу- аций, снятие проблемности которых обеспечивает освоение ценностей. В нашей работе речь идет не просто о проблемных ситуациях, ситуациях выбо- ра ценностей, но о личностно-ориентированных ситуациях.Личностно-ориентированная ситуация - основа личностно- ориентированного образования. В ней находят свою определенность мотива- ция, опосредование, коллизия, критика, рефлексия, смыслотворчество, цен- ности, ценностные ориентации.Конструирование личностно-ориентированной ситуации включает:технологию задачного подхода, то есть представление элементов со- держание образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач;технологию учебного диалога, то есть усвоение содержания в услови- ях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию;технологию имитационных игр, то есть имитацию социально-ролевых и пространственно-ролевых условий, обеспечивающих реализацию личност- ных функций в ситуациях внутренней конфликтности, коллизийности, состя- зания. Лично присвоенный смысл учебного материала, педагогического кон- фликта, любой образовательной коллизии, представляя деятельность лич- ностных структур сознания (критичности, рефлексии, коллизийности, моти- вирования - смыслотворчества в целом) востребует проявления и других личностных структур: самопредъявления, самоактуализации, самореализации и т.д. Действия учителя становятся понятными и доступными ученикам (сту- дентам), когда он руководствуется своим, а не чужим, добровольно приня- тым, а не принудительно навязанным пониманием явления [6].Использование личностно-ориентированных ситуаций на семинарских и практических занятиях позволяет формировать у студентов мировоззрение сотворчества, которое позволяет им предвосхищать предполагаемые резуль-таты по возмущению природы, критерием которого (возмущения) является ценность и природы, и человека. В таком предвосхищении преломляются нравственные основания деятельности специалиста.В качестве метода формирования нравственной направленности студен- тов мы используем метод убеждающего воздействия, которое направлено на то, чтобы человек внутренне согласился с определенными положениями, осо- знал их истинность и обоснованность, их общественную и личную ценность, принял их как основу для руководства своим действиями [7]. Как пишет Ю.Н. Кулюткин, это - цель убеждающего воздействия. Средством же ее достиже- ния является доказательство, обоснование, аргументация высказанных идей, взглядов, мнений. В качестве приемов, повышающих эффективность убеж- дающего воздействия, ученый выделяет следующие:личностные апелляции. Кардинальная особенность психологическиправильного воздействия - наличие в нем так называемых личностных апел- ляций, то есть обращений (призывов) к интересам личности, к ее чувствам и ценностям. Таковы, например, апелляции к авторитету источника информа- ции (ссылки на авторитет науки или высказывания известного ученого). Та- ковы апелляции к общественным ценностям и идеалам, а также к интересам тех социальных групп, к которым принадлежит ученик (студент) (семья, группа, коллектив). Таковы и апелляции к индивидуальному опыту студента;дискуссионность. При обсуждении какой-либо проблемы в тексте не- редко приводят аргументы не только в пользу точки зрения, которую защи- щает автор, но и против этой точки зрения. В результате учащиеся ставятся в ситуацию, когда требуется анализ и сравнение различных точек зрения, вы- бор и обоснование истинного утверждения;порядковый эффект. В основе этого психологического приема лежит порядок изложения аргументов. Автор, защищающий определенную точку зрения, обычно имеет в своем распоряжении несколько аргументов в ее поль- зу. Одни аргументы могут быть более убедительными и весомыми, другие - менее важными. В том случае, когда аудитория не очень заинтересована в предмете обсуждения, главные и наиболее действенные аргументы целесооб- разно представить в самом начале сообщения. Это наилучший способ возбу- дить внимание и интерес. Если же у аудитории уже сложился интерес к об- суждению, главные аргументы следует приберечь к концу, так как ослабле- ние аргументации может ее разочаровать [7].Использование убеждающего воздействия как на лекционных, так и на се-минарских занятиях способствует ориентации студентов на реализацию в своей будущей деятельности принципов благоговения перед природой, гуманизма.Таким образом, развитию способности студентов к оцениванию в един- стве с развитием способности к рефлексии, наряду с указанными выше мето- дами обучения, способствуют такие методы, как этический диалог, создание проблемных ситуаций, аргументация теоретических положений: «научно- теоретическая, эмпиричекое, логическое» [4].
×

About the authors

Olga U. Shishkina

Samara Department of G.V.Plekhanov Economic University

Cand. Ped. Sci., Associate Professor 87, Neverova st., Samara, 443115

Larisa A. Gorshkova

Samara Department of G.V.Plekhanov Economic University

Email: gorshkova_lar@mail.ru
Cand. Phil. Sci., Associate Professor 87, Neverova st., Samara, 443115

References

  1. Бездухов В.П., Гусаров В.И. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя. - Самара: СГПУ, 2000. - 163 с.
  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.
  3. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
  4. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. - М.: МГУ, 1981. - 343 с.
  5. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
  6. Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя //Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 108-115.
  7. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: СГПУ, 2002. - 400 с.
  8. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред.В.А. Ядова. - Л.: Наука, 1979. - 264 с.
  9. Сухобская Г.С. Новые ценности образования для личности в самообучающемся обществе // Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. - Т. 3. - СПБ.: ИОВ РАО. - С. 81-112.
  10. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред.В.В. Краевского, И.Я. Лернера; НИИ общей педагогики АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 320 с.
  11. Обучающие интернет-технологии как инновационный инструмент создания системы электронного дистанционного образования (практический опыт применения) / А.А. Нечитайло, Н.В. Прядильникова, Т.Ю. Депцова, А.А. Гнутова, Е.В. Шокова // Вестник Поволжского гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. - 2014. - № 2 (34). - С. 24-28.
  12. Организация управления и контроля эффективности образовательного франчайзинга / А.А. Нечитайло, Н.В. Прядильникова, А.Е. Козлова // Вестник Поволжского гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. - 2013. - № 6 (32). - С. 90-93.04

Copyright (c) 2015 Shishkina O.U., Gorshkova L.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies