DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR ECONOMY AND MANAGEMENT AT TECHNICAL UNIVERSITY WITH APPLICATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH


Cite item

Abstract

The article analyzes the Russian system of the higher education from the state educational standards of higher education on federal state educational standards of higher education according to which educational process is guided not by the content of educational process, and by results of training in the form of the created competences is considered; the accounting of labor costs in test units (credits); a big share of freedom at realization of educational programs In article is noted that new educational standards have essentially new methodological basis assuming leaving from qualification approach to competence-based model of the graduate. Authors touch an issue of compatibility of curricula of educational programs for one direction of preparation, difficulties when transfer trained from other educational organizations.

Full Text

Определенный правительством Российской Федерации курс на инновационный характер экономического развития, вступление во Всемирную торговую организацию и усиление активности России в процессах глобализации потребовали проведения реформирования ряда отраслей народного хозяйства. Не стала исключением и система высшего образования, в которой происходят существенные институциональные изменения и появляются определенные новеллы в содержании образования и способах его передачи. Высшее образование регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012. Интеграция России в Болонский процесс предопределила переход российской системы высшего образования с государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Согласно ФГОС ВПО учебный процесс ориентируется не на содержание образовательного процесса, а на результаты обучения в форме сформированных компетенций; на учет трудозатрат в зачетных единицах (кредитах ECTS); на предоставление большей свободы вузам в части разработки ученых планов за счет рамочного характера ФГОС ВПО. Новые образова-тельные стандарты имеют принципиально новую методологическую основу по сравнению с ГОС ВПО, предполагающую уход от квалификационного подхода к компетентностной модели выпускника. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012 квалификация - это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности [п. 5 ст. 2]. А значит, высшие учебные заведения приобретают большие демократические свободы при проектировании основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО), возможность своевременно реагировать на потребности рынка труда и международного рынка образовательных услуг, что не снимает с них ответственности за качество реализуемых ООП ВПО. Необходимость перехода на уровневую систему высшего профессионального образования сформировала для российских высших учебных заведений ряд основных задач, в числе которых: - разработка необходимой нормативной документации, регламентирующей образовательный процесс на основе ФГОС; - проектирование и разработка основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров, специалистов; - оптимизация структуры подразделений университета, реализующих и обеспечивающих учебный процесс, и формулировка их новых функций; - разработка учебно-методического обеспечения учебного процесса и выбор оптимальных образовательных технологий; - приведение в соответствие с требованиями ФГОС кадрового и материально- технического обеспечения учебного процесса; - повышение квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персонала с целью обеспечения их готовности к реализации учебного процесса на основе ФГОС. Внедрение ООП ВПО в соответствии с ФГОС ВПО повлекло за собой суще-ственный рост объема работы профессорско-преподавательского состава вуза по разработке учебно-методической документации, обеспечивающей реализацию основных образовательных программ ВПО, в части разработки учебно-методических комплексов дисциплин, апробации новых учебных курсов, внедрения широкого перечня образовательных технологий. Разработку документации по реализуемым ООП в большинстве вузов необходимо было провести в сжатые сроки. Временами возникал информационный дефицит корректности проводимых изменений, формировались сомнения в отношении целесообразности разработки тех или иных структурных элементов ООП. Тем не менее это рабочие моменты, которые рано или поздно находили вотум. Пользовались большим успехом и продолжают сохранять актуальность профессиональные консультации, тематические курсы повышения квалифика-ции преподавателей, семинары или вебинары с участием экспертов - представителей департаментов Министерства образования и науки Российской Федерации, Рособрнадзора, учебно-методических объединений и ведущих вузов страны. И все же несмотря на то, что на сегодняшний день пока еще не произошло ни одного выпуска бакалавров, обучаемых по ФГОС ВПО, с 2013 года были представлены обновленные образовательные стандарты, а начиная с сентября 2014 года ряд образовательных стандартов по некоторым направлениям подготовки были утверждены Министерством образования и науки РФ и вступили в силу, отменив действие предшествующих ФГОС ВПО. Так как ФГОС ВПО и ФГОС ВО - это не два образовательных стандарта, а один стандарт, только в двух редакциях, новых вопросов, связанных с практической реализацией образовательных программ высшего образования в соответствии с требованиями ФГОС ВО, только прибавилось. В письме заместителя министра образования и науки РФ А.А. Климова сказано, что «при приведении ФГОС ВО в соответствие с Федеральным законом в ФГОС не вносилось изменений, которые могли бы повлечь за собой необходимость существенной переработки основных образовательных программ, особенно в части общекультурных (универсальных) компетенций. Вместе с тем актуализированные ФГОС предоставляют большую свободу образовательным организациям в части формирования содержания ООП и отбора применяемых образовательных технологий» [1]. В обновленных ФГОС или ФГОС 3+ отсутствует слово «профессиональные», что можно расценивать как отказ от практической направленности высшего уровня образования и развития теоретических конструкций процесса обучения. Тем не менее в обновленных ФГОС содержится дифференцированная квалификация бакалавриата на «прикладной» и «академический». Высшим учебным заведениям Министерство образования и науки РФ устанавливает контрольные цифры приема на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, на образовательные программы прикладного и академического бакалавриата. Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы» уделяет повышенное внимание при-кладному бакалавриату, что отражается в сроках реализации дорожной карты государственной программы - к 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30 % в общей численности обучающихся в высших образовательных учреждениях по программам бакалавриата [2]. Это разделение закреплено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [3, 4]. Следующий отличительный момент двух федеральных государственных образовательных стандартов проявляется в нумерации кодов направлений подготовки и специальностей, что нашло отражение в документах-переходниках на уровневую систему подготовки высшего образования [5]. Изменения кодов направлений подготовки, реализуемых в рамках одной укрупненной группы направлений подготовки и специальностей (УГНПС) 38.00.00 «Экономика и управление», представлены на рис. 1. В этой связи переход на уровневую систему подготовки бакалавров и специалистов произвел объединение ряда специальностей и направлений подготовки. Так, с вступлением в силу ФГОС ВО сформировалась одна УГНПС 38.00.00 «Экономика и управление», куда вошли три УГНПС - 080000 «Экономика и управление», 030000 «Гуманитарные науки», 100000 «Сфера обслуживания». УГНПС 080000 УГНПС 380000 080100.62 Экономика 38.03.01 080200.62 Менеджмент 38.03.02 080400.62 Управление персоналом 38.03.03 081100.62 Государственное и муниципальное управление 38.03.04 080101.65 Экономическая безопасность 38.05.01 УГНПС 030000 036401.65 Таможенное дело 38.05.02 УГНПС 100000 100800.62 Товароведение 38.03.07 Рис. 1. Направления подготовки и специальности, реализуемые в СамГТУ в рамках УГНПС 38.00.00 «Экономика и управление» Вслед за изменениями числового кодификатора направлений подготовки и специальностей следует необходимость внесения изменений, во-первых, в приложения к лицензии на право ведения образовательной деятельности, во-вторых, в текущую учетную документацию контингента обучающихся, в-третьих, в реализуемые образовательные программы. Значительные изменения претерпела и предлагаемая в ФГОС ВО структура ООП бакалавриата. Ранее ФГОС ВПО предусматривал знания - умения - навыки, которые должны приобрести обучающиеся при изучении дисциплин, относящихся к базовой части программы. Более того, таблица 2 ФГОС ВПО содержала перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий, которые в реальности давали наименование дисциплин учебного плана. Во ФГОС ВО и не утвержденных на сегодняшний день проектах образовательных стандартов указана только структура программы, предусматривающая обязательное наличие трех блоков и рекомендуемую трудоемкость соответствующих разделов: - блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части; - блок 2 «Практики», который включает практики, относящиеся к вариативной части; - блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы. Министерство образования и науки РФ предусматривает большую долю свободы при реализации образовательных программ. Так, при разработке и наполнении учебного плана дисциплинами и модулями существует самостоятельный выбор со стороны вуза содержательной компоненты учебного плана. Оговорен только обязательный перечень дисциплин (модулей) базовой части блока 1: «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура». ФГОС ВО исключает определение содержания курсов дисциплин, перечень обязательных дидактических единиц - все это находится в компетенции образовательной организации. Исключение касается дисциплины (модуля) «Физическая культура и спорт» (дисциплины «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура»). Дисциплины модуля «Физическая культура и спорт», являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, в соответствии с требованиями ФГОС ВО бакалавриата и специалитета входят в обязательную часть указанных основных образовательных программ. Сам учебный модуль «Физическая культура и спорт» состоит из дисциплины базовой части блока Б1 основных образовательных программ бакалавриата и специалитета в объеме 72 академических часов (2 зачетных единиц трудоемкости) и дисциплины вариативной части указанных образовательных программ «Прикладная физическая культура», реализуемой в виде элективных курсов в объеме 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения и не переводятся в зачетные единицы общей трудоемкости по образовательной программе. Учебный материал каждой дидактической единицы должен быть дифференцирован через подразделы программы [6, 7]: - теоретический, формирующий мировоззренческую систему, научно- практические знания и отношение к физической культуре; - практический, состоящий из двух подразделов: методическо-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности; - контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. В этом случае при реализации теоретического подраздела программы возникает потребность в проведении лекционного курса для обучающихся в целях овладения ими системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, приобретения умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности [6, 7]. Возвращаясь к полученной определенной автономии вуза в наполнении содержанием образовательных программ, отметим следующее: с одной стороны, это большие свободы вузу, которые следует учитывать при выборе учебного материала для дисциплины. С другой стороны, отсутствие в образовательных стандартах однозначно сформулированных дисциплин не позволяет осуществлять должный контроль за целостностью и логичностью курса, его внутренними и внешними взаимосвязями с другими разделами и дисциплинами, а также за присутствием в учебных материалах дисциплины необходимых понятий, тем и разделов [8]. Безусловно, при таком подходе не может остаться вне рассмотрения вопрос о совместимости учебных планов образовательных программ по одному направлению подготовки, реализуемых в различных вузах. Как правило, академическая разница двух учебных планов заключается не только в наименовании дисциплин, но и в общей трудоемкости дисциплин, модулей или практик, что не может не вызвать трудности при переводе обучающихся из других образовательных организаций или при их восстановлении. Проведем сравнительный анализ нескольких версий образовательных стандартов на примере образовательных программ, реализуемых в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский государственный технический университет» в рамках УГНПС 38.00.00 «Экономика и управление»: «Экономика», «Экономическая безопасность», «Менеджмент», «Управление персоналом» и «Государственное и муниципальное управление». В качестве факторов, определяющих разницу подходов действующих федеральных государственных образовательных стандартов и актуализированных ФГОС ВО, выделим следующие: - квалификация: во ФГОС ВПО - квалификация соответствует уровню высшего образования «бакалавр», «магистр», «специалист», во ФГОС ВО квалификация не указана. В настоящий момент она определяется приказом Министерства образования и науки РФ [4]; - характеристика направления подготовки: во ФГОС ВПО - таблица 1 с указанием нормативного срока, квалификации выпускников, трудоемкости (в зачетных единицах), форм и сроков получения образования, во ФГОС ВО таблица 1 исключена; текстом указаны формы обучения, объем программы, сроки получения образования в очной и иных формах обучения, сроки и объем программы при обучении по индивидуальному учебному плану; предусмотрено использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, возможность реализации сетевой формы обучения; указан язык обучения; - требования к результатам освоения основной образовательной программы: во ФГОС ВО - уход от определения общекультурных компетенций для каждого направления подготовки, теперь их перечень не изменен для всего образовательного уровня подготовки; профессиональные компетенции соответствуют видам деятельности; у вуза есть возможность дополнения набора компетенций программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности; требования к результатам обучения по конкретным знаниям, умениям, владениям, отдельным дисциплинам (модулям), практикам вуз устанавливает самостоятельно; добавлена направленность образовательной программы для бакалавриата: академический или прикладной бакалавриат. Количественные изменения набора компетенций представлены в таблице; Количество компетенций по категориям для ФГОС ВПО и ФГОС ВО по направлениям подготовки УГНПС 38.00.00 «Экономика и управление» Стандарт Экономика Экономическая безопасность Менеджмент Управление персоналом Государственное и муниципальное управление ФГОС ВПО ОК 16 16 22 24 17 ПК 15 54 50 78 51 ФГОС ВО* ОК 9 ОПК 4 7 10 6 ПК 13 15 38 27 ППК 19 13 30 - * В соответствии с проектами ФГОС ВО, за исключением ФГОС ВО по направлению подго-товки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». - требования к структуре программы: во ФГОС ВО - таблица 2 исключена; введена таблица по структуре ООП с указанием наименований учебных блоков и объема программы в зачетных единицах; сохранены соответствующие базовая и вариативная части; дана ссылка на то, что программа завершается присвоением квалификации, которая указывается в соответствии с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования; набор дисциплин (модулей) образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС ВО, с учетом соответствующей примерной образовательной программы; - оценка качества освоения ООП: в актуализированном образовательном стандарте данный раздел исключен. Количественные сопоставления компетенций показывают, что практически по всем рассматриваемым программам уходящих образовательных стандартов отмечается существенное превышение компетенций от реально возможных объективных значений результатов обучения. Особенно настораживает количественный состав компетенций по направлению 102 «Управление персоналом». Актуализированные требования к реализации ООП значительно пересмотрели возможности высшей школы, что существенно повлияло на емкость компетентностного подхода. Кроме численных корректировок компетенций по образовательным стандартам возникли содержательные изменения и упорядочивание общекультурных компетенций для всех ФГОС ВО по одному уровню подготовки, а также исходя из определения вида (видов) профессиональной деятельности детерминируются профессионально-прикладные компетенции. Сохраняется право за образовательными организациями иметь возможность при проектировании программы бакалавриата дополнить описанный обязательный набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности. Состав общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-прикладных компетенций целесообразно оценивать с точки зрения их соответствия профессиональным стандартам. По сути, профессиональный стандарт представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретной области профессиональной деятельности требования: - к содержанию и качеству труда; - к условиям осуществления трудовой деятельности; - к уровню квалификации работника; - к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации. Помимо этого, требования профессионального стандарта должны использоваться при составлении образовательных стандартов и учебно-методических материалов, а также при выборе форм и методов обучения в системе профессионального образования. Принимая во внимание значимость профессиональных стандартов, можно сделать вывод о том, что во ФГОС ВО и далее во ФГОС 4 их вклад будет существенным. Было бы неправильно забыть об указании во ФГОС ВПО на необходимость проведения занятий в активных и интерактивных формах, об обязательном требовании по включении в программу бакалавриата лабораторных практикумов и (или) практических занятий по некоторым дисциплинам, а также о вступивших в силу обновленных образовательных стандартах. Не упоминается об обязательном требовании к объему аудиторной нагрузки, как следствие - дисциплины учебного плана могут осваиваться исключительно в объеме самостоятельного изучения, что не может не отразиться на качестве учебного процесса. Достаточно существенно поменялись требования к кадровому составу преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс. На рис. 2 представлены диаграммы, характеризующие кадровый срез образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО. а б в г д Рис. 2. Соответствие требованиям к кадровым условиям ФГОС ВПО реализуемых программ бакалавриата и специалитета по УГНПС 38.00.00 «Экономика и управление» Диаграммы показывают уровень соответствия заявленным в стандарте требованиям. Как показывают расчеты, наиболее слабые места в ООП - это недостаточное присутствие работодателей в нагрузке ООП. В этой связи руководители ООП и заведующие кафедрами на этапе планирования учебной нагрузки на учебный год должны предусмотреть участие представителей предприятий-работодателей в проведении занятий по дисциплинам для всех уровней подготовки. В свою очередь, на примере ФГОС ВО по УГНПС 38.00.00 «Экономика и управление» можно проследить корректировку в подходах к требованиям кадрового состава. Например, уходит понятие «базовое образование», которое внесло большую сумятицу в его реальном исполнении, а также объем научно-педагогических работников, имеющих ученую степень доктора наук. На смену приходит образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). В числе требований к условиям реализации ООП появляется необходимость создания электронно-образовательной среды в вузе, ведение электронного портфолио обучающегося и синхронное и асинхронное взаимодействие посредством сети Интранет. Очень подробно в ФГОС ВО изложены требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению. Здесь упомянуты и электронно-библиотечные системы, и профессиональные базы данных, и информационные справочные системы, и лицензионное программное обеспечение, и доступ к сети Интернет, и нормы СанПиН для различных аспектов образовательной деятельности. ФГОС ВПО регламентировал использование основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданной за последние 10 лет (кроме гуманитарного, социального и экономического циклов, где срок издания должен был составлять не более 5 лет). ФГОС ВО предписывает использование литературы со сроком первого издания не более 5 лет до момента начала обучения по дисциплине (модулю), за исключением дисциплин (модулей), направленных на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Также можно добавить, что внесены изменения в раздел «Требования к условиям реализации программы бакалавриата / специалитета», определены специфические особенности обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также регламентированы требования к освоению учебного материала со сведениями, составляющими государственную тайну. В данной реалии перед руководителем ООП стоит трудная задача - постараться сохранить высокий интерес и результативность в процессе обучения.
×

About the authors

Oxana Yu. Eremicheva

Samara State Technical University

Email: oksana-eremicheva@yandex.ru

Larisa A. Ilyina

Samara State Technical University

Email: ilina.larisa.a@gmail.com

Tatyana N. Kochetova

Samara State Technical University

Email: tnkochetova@list.ru

References

  1. Письмо заместителя министра образования и науки Российской Федерации Климо-ва А.А. «О федеральных государственных образовательных стандартах» // Администратор образования. - 201. - № 18.
  2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государствен-ной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2014.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» // Российская газета. - 01.11.2013. - № 247.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 марта 2015 г. № 270 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» // Официальный интернет-портал правовой инфор-мации http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2015.
  5. Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, направлений подготовки высшего образования - магистратуры, специальностей высшего образования - специалитета, перечни которых утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136 // Российская газета. - 29.01.2014. - № 18.
  6. ФГОС ВО по государственному и муниципальному управлению, утвержденный прика-зом Минобрнауки России от 10.12.2014 № 1567 «Об утверждении федерального госу-дарственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.02.2015.
  7. Положение о порядке организации занятий по дисциплинам учебного модуля «Физиче-ская культура и спорт» в ФГБОУ ВПО «СамГТУ».
  8. Карпасюк И.В. Выявление некоторых тенденций современного математического обра-зования в техническом университете на основе анализа ГОС ВПО, ФГОС ВПО и ФГОС ВО по направлениям информационного профиля // Вестник Астраханского государ-ственного технического университета. Сер. Управление, вычислительная техника и ин-форматика. - 2015. - № 1. - С. 131-139.

Copyright (c) 2015 Eremicheva O.Y., Ilyina L.A., Kochetova T.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies