ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема развития системы мультикультурного образования. Обозначены основные этапы (совершенствование технологий формирования мультикультурной компетентности; развитие компонентов системы мультикультурного образования). Представлены основные черты образовательных технологий, ведущие принципы, лежащие в основе их построения. В отечественной школе на сегодняшний день предпринято достаточно много усилий относительно решения проблемы формирования мультикультурной компетентности. Разработанные технологии активно внедряются в образовательный процесс различных вузов. Вместе с тем, актуальным остается вопрос о существующих проблемах мультикультурного характера, наиболее значимых в современном российском обществе, причинах этнической и религиозной нетерпимости. В связи с этим отмечена необходимость нахождения новых механизмов, способствующих оптимизации процесса формирования мультикультурной компетентности. Определена роль сотрудничества между странами c целью развития системы мультикультурного образования, что позволит учитывать интересы национальных образовательных систем, станет основой для успешного формирования мультикультурной компетентности. Оптимизация процесса проведения сопоставительных исследований, проводимых в различных странах, будет способствовать расширению представлений о мировом педагогическом процессе, об основных тенденциях развития образовательных систем, а также усовершенствования отечественной системы, развивающихся в условиях интеграционных процессов. К одной из проблем организации сотрудничества стоит отнести отсутствие опыта в этом направлении. В статье подчеркивается роль синергетического подхода в развитии СМО, предполагается, что его использование позволит определять динамику развития системы мультикультурного образования, выделять сложности и находить пути дальнейшей оптимизации этого процесса.

Об авторах

Владимир Николаевич Аниськин

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Email: vnaniskin@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики, профессор кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания. 443099, г. Самара, ул. Максима Горького, 65/67

Владимир Игоревич Богословский

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: nich@herzen.spb.ru
доктор педагогических наук, профессор, начальник управления подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48

Татьяна Анатольевна Жукова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Email: tatianazhu@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. 443099, г. Самара, ул. Максима Горького, 65/67

Елена Николаевна Рябинова

Самарский государственный технический университет

Email: eryabinova@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и прикладной информатики. 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. - 352 с.
  2. Banks J. An Introduction to Multicultural Education. University of Washington, Seattle / J. Banks. - New York, 2008. - 164 p.
  3. Kaikkonen P. Intercultural learning through foreign language education // Candin C.N. (ed.) Experiential Learning in Foreign Language Education. - London: New York, etc.: Longman, 2001. - P. 61-105.
  4. Weaver G.R. Contrasting and comparing cultures // Weaver G.R. (ed.) Culture, communication and conflict: readings in intercultural relations. - Needham Heights, MA: Simon and Schuster Publishing, 1998. - P. 72-77.
  5. Byram M., Fleming M. Language Learning in intercultural perspective: approaches Banks, J. (2008): An Introduction to Multicultural Education. University of Washington, Seattle / through drama and ethnography. - New York: Cambridge University Press, 1998. - 310 p.
  6. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах: Научно-методические материалы / В.И. Богословский, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына. - CПб.: Книжный Дом, 2007. - 272 c., с. 13.
  7. Alexiadou N., Fink-Hafner D., Lange B. Education policy convergence through the Open Method of Coordination: theoretical reflections and implementation in ‘old’ and ‘new’ national contexts. European Educational Research Journal, 9 (3), 2010. - P. 346-359.
  8. Гаврилова Т.П., Снегирева Т.В. К итогам работы в группах К. Роджерса и Р. Сэнфорд. Сообщение I. Принципы гуманистического общения и опыт освоения их в групповом взаимодействии // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1989. - № 2.
  9. Конева Е.В. Взаимодействие учебного и профессионального пространства / Е.В. Конева, В.К. Солондаев // Проблемы совершенствования высшего психологического образования / Под ред. А.В. Карпова. - Ярославль, 2004. - С. 104-113.
  10. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. - М., 2000.
  11. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - СПб., 2002.
  12. Коротков Э.М. Антикризисное управление. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 432 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Аниськин В.Н., Богословский В.И., Жукова Т.А., Рябинова Е.Н., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.