DISTANCE LEARNING AT UNIVERSITY


Cite item

Full Text

Abstract

Modern higher education in Russia turns great attention on application in educational process of various technologies of information transfer. The priority direction for higher education institutions is creation and sovershenstvoany systems of distance learning of students. The technique of application of this form of education in Russia is supported by the approved normative legal acts and laws. The article presents an analysis of the differences distance learning from intramural and extramural mode of study. Presents the conditions for successful implementation of distance learning at university. Analyzed the characteristic features of distance learning. The experience of the application distance learning process in Samara State Technical University considered by the article. Electronic remote educational technologies are used in absentia training that allows to increase availability and quality of training of students. Now at faculty of remote and additional education training of students more than in thirty educational directions is conducted. The article presents a simplified structure of the organization of educational process.

Full Text

Развитие системы высшего профессионального образования сегодня во многом определяется эволюцией технологий передачи информации. Формирование этой области знаний устанавливает приоритетные курсы в работе вузов, одним из которых является создание и постоянное расширение системы дистанционного обучения студентов. Дистанционное обучение сегодня широко используется на всех формах обучения в вузах, и его применение поддерживается рядом утвержденных нормативно-правовых актов и законов Российской Федерации. Существует мнение, что прогресс в дистанционном обучении может пошатнуть позиции традиционных очных форм обучения студентов. Однако сегодня дистанционное обучение не способно полностью заменить очное образование. По определению доктора педагогических наук, профессора, заведующей лабораторией дистанционного обучения Российской академии образования Е.С. Полат, понятие дистанционности применимо к той форме обучения, в которой преподаватель и обучающиеся разделены между собой расстоянием [1-3]. Дистанционное обучение понимается как новая конфигурация обучения, которая существует наравне с очной и заочной формами [4-8]. Главными отличиями дистанционного образования от очной формы обучения являются следующие [9]: - режим обучения студентов строится сообразно месту жительства либо работы; - график учебного процесса изменяется в соответствии с курсом обучения и может быть в достаточной степени свободным при открытом образовании, или привязанным к ограниченной численности контрольных точек (сдаче экзаменов, онлайн-сеансам с педагогом), или к групповым занятиям, или к лабораторным работам на оборудовании, которые могут быть даже удаленными; - контакты с педагогом устанавливаются через средства телекоммуникаций. Главными отличиями дистанционного образования от заочной формы обучения являются следующие: - постоянный контакт с преподавателем, возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций; - возможность организации обсуждений, общей работы над планами в ходе изучения образовательного курса; - передача теоретических материалов учащимся в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в вуз, либо значительно сократить их число и продолжительность. В дистанционной форме обучения отражены общие закономерности педагогики, педагогической психологии, дидактики и частных методик, что обуславливает наличие всех компонентов (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами интернет-технологий, отличающимися от традиционных средств обучения. В соответствии с нормативно-правовыми документами основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология, при этом допускается сочетание основных видов технологий [10-11]. Некоторые авторы указывают на перспективность применения в качестве педагогических технологий дистанционного обучения метода проектов, ролевых и деловых игр, ситуационного анализа, дифференциации обучения на основе гипертекстовых технологий [1-4]. Характерными чертами дистанционного обучения можно назвать [12-13]: - гибкость - обучающиеся работают с учебным материалом в комфортное для себя время, в удобном месте, в самостоятельно определенном темпе; - модульность - любой модульный курс формирует целостное понятие об определенной предметной области, что позволяет из комплекта самостоятельных курсов-модулей составить учебную программу, отвечающую нуждам конкретного слушателя; - финансовую эффективность: условная низкая первоначальная стоимость обучения гарантируется за счет ориентированности технологий дистанционного обучения на большую численность обучающихся, а также за счет наиболее результативного применения учебных площадей и технических средств, к примеру, в выходные и праздничные дни; - новую роль преподавателя - он выступает в качестве тьютора. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса. Он выстраивает студентам персональную образовательную траекторию, оказывает содействие в исполнении аттестационных работ различных типов, способствует решению академических и личных проблем, связанных с обучением. Для образовательного процесса с внедрением дистанционных образовательных технологий свойственно асинхронное взаимодействие его участников [14]; - специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля применяются организуемые дистанционно экзамены, собеседования, проектные работы, компьютерные тестирующие системы; - внедрение специализированных технологий и средств обучения: под технологией дистанционного обучения будем понимать совокупность методов, форм и средств взаимодействия со слушателем в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний; - опору на современные средства трансляции образовательной информации [15]. В настоящее время на факультете дистанционного и дополнительного образования СамГТУ ведется подготовка студентов более чем по тридцати образовательным направлениям. В заочной форме обучения используются электронные дистанционные образовательные технологии, что позволяет повысить доступность и качество обучения студентов. Организация учебного процесса на факультете сегодня имеет следующую упрощенную структуру: - по электронной почте обучающимся высылаются подробная программа подготовки, список рекомендуемой литературы и информация о преподавателях, руководящих их обучением, предоставляется электронный учебно-методический комплекс (рабочий учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин, электронные учебные пособия по учебным курсам, электронные практикумы, задачники, методические пособия, задания к лабораторным, к контрольным работам, курсовым работам и проектам, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации по изучению учебной дисциплины и организации самоконтроля и проведения текущего контроля); - согласовывается возможность использования дополнительной литературы и других электронных материалов, которые могут быть размещены на сервере, с удаленным доступом; - еженедельно выполняются: рассылка материалов, включающих в себя изложение материала, темы, рекомендации по работе с литературой, вопросы и упражнения для самопроверки, ответы на вопросы студентов, контрольные вопросы, ответы на которые необходимо выслать преподавателю, анализ ответов на вопросы прошлого занятия; получение материалов по электронной почте при наличии собственного доступа к сети либо их распечатка в точке доступа к сети, а также выдача их обучающимся, самостоятельная работа по заданной теме, подготовка и отправка по электронной почте ответов на вопросы преподавателя, а также своих вопросов, по которым необходима помощь преподавателя; - по ходу обучения выполняются несколько рубежных контрольных работ, которые затем пересылаются для проверки преподавателям. В СамГТУ электронные дистанционные образовательные технологии представлены системой дистанционного обучения «Прометей» [16]. Отметим также, что взаимодействие преподавателя и студента осуществляется не только в рамках дистанционных образовательных технологий, но и непосредственно в одну очную сессию, начиная со второго курса обучения. Таким образом, применение дистанционных образовательных технологий является приоритетным курсом в работе вузов и открывает новые аспекты применения педагогических технологий.
×

About the authors

Tatiana N. Andryukhina

Samara State Technical University

Email: ant2@yandex.ru

References

  1. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2004.
  2. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2006.
  3. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / М.Ю. Бухаркина, Е.С. Полат. - М.: Академия, 2007.
  4. Бершадский А.М., Бождай А.С. ГИС в мониторинге региональных образовательных систем // Новые информационные технологии в региональной инфраструктуре: Матер. науч.-техн. конф. АГТУ. - Астрахань, 1997. - С. 79-80.
  5. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное образование: региональный аспект // Дистанционное образование. - 1998. - № 1. - С. 37-41.
  6. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России / Госкомвуз РФ. - М., 1995.
  7. Солдаткин В.И. Информатика в системе дистанционного образования на рубеже XXI в. // Дистанционное образование. - 1998. - № 1. - С. 10-13.
  8. Тихомиров В.П. Основные принципы построения системы дистанционного образования России // Дистанционное образование. - 1998. - № 1. - С. 4-9.
  9. Родина Е.А. Компьютерные технологии в учебном процессе и дистанционное образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jeducation.ru
  10. Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. № 4452. - Режим доступа: http://www.allpravo.ru
  11. Королева И.В. Совершенствование методики итогового тестирования в вузах МЧС России на основе виртуальных кейс-технологий: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. - СПб., 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://nauka-pedagogika.com
  12. Громова Т.В. Теория и технология подготовки преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения: Автореф. дисс. … докт. пед. наук. - Самара, 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://nauka-pedagogika.com
  13. Дударева О.Б., Таран Т.В. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении слушателей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://cyberleninka.ru
  14. Горовая О. А. Использование дистанционных технологий в развитии готовности учителя к формированию универсальных учебных действий младших школьников / О.А. Горовая // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 3(5). - С. 80-84.
  15. Тьютор [Электронный ресурс] / Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования». -Режим доступа: http://base.consultant.ru
  16. «Прометей» - система дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prometeus.ru

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Andryukhina T.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies