ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
- Авторы: Красинская Л.Ф.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: Том 11, № 2 (2014)
- Страницы: 108-115
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/51971
- ID: 51971
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Лемы федерального уровня, связанные с разработкой стандартов и процессом их внедрения в массовую педагогическую практику: обилие компетенций выпускников, которые преподавателям трудно удержать в памяти и ориентироваться на них в педагогической деятельности; несоответствие компетенций и дисциплин, в рамках которых они должны формироваться; сложности самостоятельного определения учебных дисциплин вариативного блока стандарта; отсутствие удобных методик для оценивания компетенций; недостаточная нормативная и методическая обеспеченность реализации стандартов со стороны Министерства образования и науки РФ и др. Также анализируются проблемы, связанные с недостаточной готовностью преподавателей технического вуза работать в новых условиях: использовать активные и интерактивные формы преподавания, формирующие компетенции выпускников; осуществлять диверсификацию обучения на уровне бакалавриата, специалитета и магистратуры; организовывать эффективную самостоятельную работу студентов; разрабатывать методическое обеспечение учебного процесса с учетом требований стандарта. В технических вузах часто присутствует искаженное понимание компетенций - только как способности выпускников осуществлять конкретные профессиональные функции, поэтому преуменьшается значение гуманитарной подготовки. Теоретические положения, высказанные автором, подкрепляются результатами исследования, проведенного в российских вузах. На основе исследовательских данных и сформулированных положений делается вывод: успешная реализация компетентностно-ориентированных образовательных стандартов возможна при условии своевременного нормативного и научно-методического сопровождения соответствующих новаций со стороны Министерства образования и науки РФ, а также организации широкомасштабного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, направленного на освоение ими современных технологий обучения и методов оценивания сформированности компетенций студентов.
Об авторах
Людмила Федоровна Красинская
Самарский государственный университет путей сообщения
Email: lfkras@yandex.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Философия и история науки» 443066, г. Самара, 1-й Безымянный пер., 18
Список литературы
- Серякова С.Б., Красинская Л.Ф. Готовность преподавателей высшей школы к реализации компетентностно-ориентированных образовательных стандартов // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 2. - С. 7-13
- Белоцерковский А.В. О «качестве» и «количестве» образования // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 3-9.
- Донских О.А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. - 2013. - № 5. - С. 36-45.
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mon.gov.ru
- Красинская Л.Ф. Реформирование высшего технического образования и новые требования к педагогической компетентности преподавателей // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 6. - С. 21-28.
- Красинская Л.Ф. Готовность преподавателей к инновационным преобразованиям высшей школы // Высшее образование в России. - 2010. - № 6. - С. 132-137.
- Зимняя И.А., Земцова Е.А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5. - С. 14-19.
- Серякова С.Б., Красинская Л.Ф. Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 22-30.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mon.gov.ru
- Красинская Л.Ф. Реализация образовательных стандартов с учетом уровневой системы профессиональной подготовки в высшей школе // Наука и культура России: Мат-лы IX Межд. науч.-практ. конф., посвящ. Дню славянской письменности и культуры: в 2 т. Т. 1. - Самара: СамГУПС, 2012. - С. 150-153.
Дополнительные файлы
