Formation of the student civic position at the present stage of society development

Cover Page

Cite item

Abstract

Democratic principles and values must be learned by every generation in order to solve pressing problems. The purpose of this study was to theoretically substantiate and experimentally test the pedagogical conditions for the formation of the civic position of students at higher educational institution. The object of research is the civic position of students. We have created and tested pedagogical conditions in experimental work. The sample consisted of 90 teachers, including 22 curators, 260 students of the Kuzbass State Agricultural Academy. The survey was carried out from 2016 to 2020. The paper presents the results of the pedagogical experiment, confirmed by the data of a comprehensive assessment of the formation level of the student civic position at the present stage of society development. The substantive component of the activities of teachers, students in classroom and extracurricular activities, based on the principles of citizenship, democracy, tolerance, involvement in the experience of civic action is considered. The course of organizing the activities of curators on the formation of student civic position, the development of self-government in student groups is presented. The work of the academy on the development of partnerships with the public, educational institutions, government, and business is described. Analysis of the results allows us to state that this process is controlled. The pedagogical conditions are: interaction of all subjects of the academy in classroom and extracurricular activities, their professional training, interaction with the public; the formation of temporary working teams from teachers to highlight special topics in the disciplines studied by students, issues that affect the development of student civic consciousness and behavior and the widespread use of active teaching methods in the educational process; organization of curators’ activities aimed at the formation of student civic position; monitoring the process of student civic position formation.

Full Text

Введение

Практически все страны, демократические или недемократические, понимают необходимость гражданского воспитания, хотя и преследуют разные цели. В недемократических странах главная цель гражданского общества — сформировать у молодого поколения лояльность и умение подчиняться режиму или его лидерам. В либеральной демократии — сформировать толерантность, как особую ценность прав человека [1]. Еще в древние времена член государства мог влиять на формирование власти этого государства и участвовать в управлении государством. Идеальный гражданин всегда являлся активным участником политической и правовой жизни [2].

Демократические принципы и ценности должны изучаться каждым поколением, чтобы решать насущные проблемы. Гражданам нужно дать возможность работать вместе в интересах общего блага, участвовать в формальном политическом процессе, пользоваться правами и выполнять обязанности в повседневной жизни и деятельности, уважать все мнения, даже несогласных, чтобы стать полноправными и активными членами общества. Тогда граждане будут чувствовать себя полезными и признанными членами своих сообществ, способными участвовать в жизни общества и менять его. Однако в последние годы возникла обеспокоенность на предмет приверженности граждан демократическим идеалам и ценностям и их способности к участию в демократических процессах [3]. Демократия часто рассматривается как политическая система, находящаяся под угрозой со стороны самых разных сил, таких как глобализация, международный терроризм, экономическая рецессия, этнические конфликты, национализм, а также недостаточное понимание того, как работает правительство.

Становится очевидным, что, хотя демократия обладала определенной устойчивостью в прошлом, она может не выжить без посторонней помощи в будущем. В последние годы в мире наблюдается повышение уровня политической апатии и недоверия к политикам и политическим процессам, особенно среди молодых людей. Правительства многих стран вводят образовательные программы, специальные практики и мероприятия, призванные поощрять людей за активное участие в демократической жизни и реализацию своих прав и обязанностей граждан. Гражданские общественные организации играют большую роль наряду с правительством в поддержке демократических ценностей. Школы и вузы находятся в центре жизни общества и имеют возможность влиять на функционирование общества в целом. Помимо своих традиционных задач, таких как получение конкретных знаний и подготовка к профессиональной жизни, школы и вузы должны принимать на себя новые миссии, в частности формировать гражданскую позицию молодежи. Тем не менее, несмотря на потенциальные возможности средних и высших учебных заведений в этом вопросе, они не всегда реализуются на практике. Таким образом, целью нашего исследования было теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования гражданской позиции студентов вуза.

Обзор литературы

«Понятие «гражданин» неоднократно определялось заново в зависимости от конкретных политических, социальных и экономических условий. На протяжении веков значение этого понятия претерпело большие изменения, но при этом сохраняло общую основу. Личная свобода всегда была обязательным условием для получения статуса гражданина» [2, с. 67]. Интерес к гражданскому образованию и воспитанию возник вместе с появлением государства и не угасает и сегодня. Ученые по всему миру изучают этот вопрос [4–12]. Так, ученые из Канады, а за ними и исследователи из Кореи показали, что воспитание гражданина мира, образование в духе демократии и социальная справедливость взаимосвязаны и необходимы для создания более справедливого общества для всех [13, 14].

Исследователи из Аргентины и Австралии [15] в своей статье подчеркивают, что от того, как воспринимают демократию и взаимодействуют с ней педагоги, будет зависеть отношение к демократии детей как в классах, так и в обществе как будущих граждан мира.

Латвийские исследователи [16], используя теоретические когнитивные методы и анализ понятия гражданской компетентности, разработали педагогическую стратегию для учителей по развитию гражданской компетентности учащихся.

Bergen J. K. [17] анализирует некоторые примеры педагогической практики, направленной на подготовку будущих учителей, которые станут заниматься гражданским образованием обучающихся в Канаде, Англии и Соединенных Штатах.

Американские ученые [18] представили результаты анализа данных школьников, которые приняли участие во внеклассной программе по гражданскому воспитанию, разработанной для активизации их гражданской и политической компетентности. Португальскими учеными [19] дан обзор теоретических взглядов на гражданское и политическое участие граждан и предложения по альтернативному подходу к гражданскому воспитанию.

Coelho, Márcia и Menezes, Isabel [20] подчеркивают, что вузы вынуждены оставаться конкурентоспособными и эффективно реагировать на различные вызовы глобализации. Вузам также необходимо готовить студентов к будущей профессиональной деятельности и нести социальную ответственность за формирование критически настроенных и заинтересованных граждан. Проведенное ими исследование показало, что участие студентов в проектах Erasmus + ESSA способствовало получению ими богатого опыта взаимодействия с сообществом, формированию их гражданственности через творческие действия. Для самих студентов участие в проектах стало поворотным моментом их развития. Исследователи уверены, что в будущем эти студенты будут способны строить социально ответственные и экономически выгодные устойчивые общества.

Материалы и методы

Мы создавали и в опытно-экспериментальной работе проверяли педагогические условия, способствующие формированию гражданской позиции студентов вуза. Выборку составили 90 преподавателей, среди которых 22 куратора, 260 студентов Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии. Приведены результаты опроса, проводимого с 2016 по 2020 год. Опираясь на разработанный нами критериально-оценочный аппарат [21, с. 334], мы замеряли развитие гражданской позиции студентов вуза на основе их самоанализа. Респондентам предлагалось ответить на 24 вопроса анкеты.

Результаты исследования

«Под гражданской позицией личности мы будем понимать интегративную характеристику, включающую отношения личности и проявляющуюся в активном участии в гражданской, политической, социальной, экономической, правовой и культурной сферах жизни общества, формируемые в процессе приобретения ею гражданских знаний и умений» [21, с. 332]. Таким образом, это синтез между гражданскими знаниями, навыками, взглядами и опытом, приобретенным человеком.

Гражданская позиция включает знания о природе демократии, правовых нормах, политической системе, понимание возможностей гражданской активности и истории страны, которая является неотъемлемой частью формирования идентичности; навыки работы в сотрудничестве с другими, сбор информации, анализ и презентационные навыки, умение аргументировано отстаивать свои взгляды и позиции, способность служить общественным интересам, находя баланс между интересами общества и личными интересами, уважение свободы и достоинства других, самореализацию. Активная гражданская позиция студентов помогает реализовать их гражданские ценности, признавая уникальность каждого и его индивидуальное место в обществе.

Взяв за основу определение о гражданском воспитании и образовании в области прав человека [22], мы будем понимать под формированием гражданской позиции студентов вуза целенаправленный педагогический процесс взаимодействия педагогов и студентов по совершенствованию ими гражданских знаний и умений, проявлению гражданского поведения, отражающего гражданские убеждения личности об обществе и государстве, людях и социально-политических явлениях, для защиты своих прав и обязанностей в обществе с целью обеспечения устойчивости общества, качества жизни и верховенства закона.

В качестве принципов воспитания, кроме общепринятых, мы выдвигаем:

  • принцип гражданственности, выражающийся в соотнесении воспитательной деятельности с интересами индивида, общества и государства. На современном этапе развития общества важными становятся такие нравственные качества, как уважение к государственной символике, законам, Конституции, органам власти, социальная активность, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, патриотизм, дисциплинированность, добросовестное и профессиональное отношение к труду, гуманизм, предприимчивость;
  • принцип демократии, предполагающий участие студентов в экономической, политической и общественной жизни вуза и общества через студенческое самоуправление, означающий доступность и многообразие содержания видов и форм деятельности, предоставление максимальной свободы в создании эмоционально комфортного климата в вузе и социальной среде, основывающийся на признании равных прав и обязанностей преподавателя и студента;
  • принцип толерантности, который является признаком психологической культуры и выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям. Это проявление воли, выдержки;
  • принцип включения студентов в опыт гражданского действия, предполагающий, что гражданское воспитание будет результативным лишь при условии опоры на личный опыт студентов, при обращении к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям.

Изучение теоретических основ рассматриваемой проблемы способствовало определению нами педагогических условий формирования гражданской позиции студентов вуза:

  • взаимодействие всех субъектов вуза в аудиторной и внеаудиторной деятельности, их профессиональная подготовка, взаимодействие с общественностью;
  • формирование временных рабочих команд из преподавателей для выделения в изучаемых студентами дисциплинах специальных тем, вопросов, оказывающих воздействие на развитие у студентов гражданского сознания и поведения, и широкое использование в образовательном процессе активных методов обучения;
  • организация деятельности кураторов, направленная на формирование гражданской позиции студентов;
  • мониторинг процесса формирования гражданской позиции студентов.

На констатирующем этапе эксперимента мы определяли уровень сформированности гражданской позиции у всех субъектов воспитательного и образовательного процессов на основе разработанных нами критериев и показателей [21, с. 334]. Полученные результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты уровня сформированности гражданской позиции студентов, преподавателей и кураторов КузГСХА на начало эксперимента

Самооценка

Группа А

(низкий – 0–16 баллов)

Группа Б

(средний – 17–32 баллов)

Группа В

(высокий – 33–48 баллов)

студентов, %

34

56

10

преподавателей и кураторов, %

4

21

74

 

Результаты опроса преподавателей и кураторов помогли определить содержание работы с субъектами воспитательной и образовательной деятельности. Как показал опрос, не все преподаватели используют возможности учебных дисциплин для формирования гражданской позиции студентов. Поэтому мы проводили на заседаниях кафедр беседы с преподавателями, организовывали проведение тематических консультаций, мастер-классов, семинаров, направленных на расширение представлений об организации данного процесса. Преподаватели формировали творческие коллективы, анализировали рабочие программы с целью определения доли гражданских знаний, определяли возможность привлечения дополнительной информации в аудиторное время и внеаудиторное время (во время работы предметных кружков на кафедрах), способствующей формированию чувства гордости за страну.

Аудиторная и внеаудиторная деятельность вуза была организована таким образом, чтобы помочь студентам развить необходимые знания, навыки и отношение для активного участия на местном, национальном и международном уровне в гражданской деятельности. Это начинается с чувства принадлежности к студенческому сообществу, когда вы чувствуете, что являетесь членом общества с равными правами и обязанностями, способны влиять на то, что происходит вокруг. Это предполагает приобретение определенных гражданских знаний, например, об учреждениях и процессах демократического правления, основных правах человека. Но демократия это не только совокупность знаний или навыков мышления, это образ жизни в обществе с другими людьми, предполагающий терпимость и уважение к правам других, умение разрешать споры мирным и дружественным путем, находить точки соприкосновения и заключать соглашения. Таким образом, формировать гражданскую позицию возможно через опыт гражданского действия. Это процесс, происходящий на протяжении всей жизни, начинающийся в семье, продолжающийся в детском саду и школе, затем в вузе и на рабочем месте. Нами были изучены факторы, влияющие на процесс формирования гражданской позиции студентов. Проведенный опрос студентов, преподавателей и кураторов показал, что «фактор «воспитательно-образовательный процесс вуза», а именно аудиторная деятельность по социально-гуманитарным дисциплинам и фактор «семья» влияют на формирование гражданской позиции студентов вуза в большей степени, однако все факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены» [23, с. 1269].

Мир быстро меняется, меняются производственные процессы. Современное общество ждет от выпускников вузов навыков и умений, связанных с применением проектного подхода, современных технологий, что невозможно без практико-ориентированного подхода в обучении студентов. В академии была внедрена проектная деятельность, призванная помочь студентам развить свои предпринимательские компетенции, умение работать в режиме многозадачности, навыки коммуникации и презентации и опыт самоорганизации. С первого курса студенты обучались в процессе создания и реализации конкретного проекта, от замысла идеи до ее реализации. Итогом деятельности становилась успешная реализация общественно-значимых проектов. Академия сегодня — это не просто сельскохозяйственный вуз, а вуз предпринимательского типа. Здесь раскрывается потенциал студентов, формируется гражданская позиция.

Формирование гражданской позиции студенческой молодежи не ограничивается рамками учебного процесса, а осуществляется и во внеучебное время. В связи с этим возрастает роль кураторов студенческих групп и студенческого самоуправления. Кураторство, как специфическая организационно-воспитательная форма, вступило в новый этап своего развития. Объективные потребности совершенствования практики воспитания граждан в вузе обусловили необходимость приведения содержания кураторской деятельности в соответствие с требованиями сегодняшнего дня [24].

Кураторы КузГСХА не дублируют деятельность факультетских организаций, а решают общие и специальные задачи различными путями, мерами, средствами. Куратор — связующее звено между студентами группы и преподавательским коллективом, вузовской общественностью.

Кураторами назначаются наиболее опытные преподаватели вуза. Кураторская работа требует профессиональной психолого-педагогической подготовки, большого жизненного опыта и, наконец, немало времени. Куратор принимает группу на первом курсе и ведет ее два года. У каждого куратора есть помощник — студент старших курсов с определенными правами, обязанностями, самостоятельностью в педагогических действиях. Такое сотрудничество куратора со студентами-старшекурсниками, несомненно, имеет свое положительное значение для студентов всех курсов.

Содержание работы куратора соответствует организационно-воспитательным задачам, стоящим перед студентами I и II курсов. Для студентов первого года обучения планируются меры по адаптации к новым условиям. Куратор призван помочь студентам понять и принять новые требования, режим работы, самоутвердиться, поверить в свои возможности; развивать организованность, работоспособность, дисциплинированность, самостоятельность. На II курсе — помочь студентам в адаптации в будущей профессии; совершенствовать у них систему самовоспитания профессионально значимых качеств с учетом современных требований к конкурентоспособности; способствовать формированию гибкости мотивов, интересов, мобильности связей и установок; способствовать углублению интереса к потенциалу вуза и ориентировать студентов на достижение профессионального идеала.

В силу принятых сегодня воспитательных ценностей, которые обозначены нормативно-правовыми документами последнего времени, касающимися образования, самоуправление студентов предлагается рассматривать как характеристику демократически устроенных вузов. Человек, прошедший через школу студенческого самоуправления, может действовать инициативно и самостоятельно, функционировать как социально активный человек в различных сферах общественной жизни, как гражданин своей страны.

Таким образом, нами был отработан комплекс педагогических действий по развитию самоуправленческих начал в группе, который ставил своей задачей качественное изменение структурно-функциональных элементов самоуправления и его содержательное обогащение. Кураторам была оказана методическая помощь, организованы для них круглые столы и мастер-классы с приглашением специалистов из других вузов по проблемам формирования гражданской позиции. Кураторы оказывали педагогическую помощь органам самоуправления группы, укрепляли и расширяли внутриколлективные и межколлективные связи и отношения, обучали выборный актив основам организаторского мастерства, укрепляли творческое сотрудничество со студентами. Поддержка самостоятельного творчества и деловое сотрудничество стали главными в отношениях куратора студенческой группы с активом группы.

Кураторы содействовали привлечению студентов к деятельности управления социальной защиты, молодежной политики и спорта академии, которое объединило студенческие общественные организации, студенческий клуб, спортивный клуб. Студенты становились бойцами студенческих отрядов: сельскохозяйственного отряда «Гектар», сервисного отряда «Парус», отряда снежного десанта «Лед и пламя», «Спасатель». Отряд «Гектар» существует уже 5 лет. За это время студенты поработали не только на ведущих аграрных предприятиях региона, но и в Крыму, Краснодарском крае, Новосибирской и Воронежской областях. Во время весенне-полевых работ ребята помогали готовить сельхозтехнику к работе, засеивать поля, работали на уборке урожая плодово-ягодных культур, зерновых, технических культур и овощей, занимались озеленением городских территорий и восстановлением техногенных ландшафтов, работали в качестве помощников ветврачей и зоотехников.

Студенты — члены отрядов, помимо бесценного трудового опыта, настоящей дружбы, ответственности и инициативности, приносили своим трудом большую пользу и радость людям, обращающимся за помощью. Студенты-волонтеры приняли участие во Всероссийской акции «Мы вместе», оказывали помощь нуждающимся пожилым людям в условиях карантина, объявленного из-за распространения коронавируса. Совместно с Общероссийским народным фронтом и движением «Волонтеры Кузбасса» студенты-волонтеры закупали необходимые лекарства и продукты для пожилых людей и лиц с ограниченной мобильностью. Волонтеры Кузбасской ГСХА помогали и детям из детских домов и интернатов, а также детям из многодетных, приемных и опекунских семей на Новый год и Рождество получить подарок от Деда Мороза, о котором они мечтали целый год. Совместно с Администрацией города Кемерово, Общероссийским народным фронтом, ВОД «Волонтеры Победы» и ГТРК «Кузбасс», студенты участвовали в акции «С новым годом, Ветеран!» и «Подарок от Снегурочки». «В процессе участия в добровольческой деятельности, студенты приобретают большое количество знаний, умений, навыков (организации деятельности, мотивации и мобилизации человеческих ресурсов) и опыта (формирования эффективного образа жизни, совместной деятельности с другими людьми в рамках стрессовой ситуации), на основании которого и формируется гражданская позиция [25, с. 166]».

Коллектив Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии взаимодействует с общественностью Кузбасса, разработав стратегию взаимоотношений с сообществом. Финальный продукт этого подхода — консультативная и заинтересованная академия, которая может реагировать на потребности, выявленные в местном сообществе. Назначение специального представителя по связям с общественностью сыграло важную роль в налаживании партнерских отношений с местной общественностью. Преподаватели академии разрабатывают проекты внутри сообщества, используя студенческие ресурсы для пользы местного населения и при консультации вместе с сообществом, новые и инновационные стратегии для предотвращения различных проблем. Так, весной 2019 года во время уборки снега в областном центре экскаватор зацепил и содрал ковшом куски коры с сибирских лип. Сибирская липа занесена в Красную книгу Кузбасса. О повреждениях деревьев сообщили общественники города. Студенты Академии выступили с инициативой спасения деревьев, понимая, что они могут засохнуть и погибнуть, при этом выполняемые ими функции очень важны. Это снижение уровня шума, запыленности и загазованности воздуха. План действий был разработан по результатам рабочей встречи мэра города, врио ректора академии и депутата Совета народных депутатов Кемеровской области. Спасательные мероприятия, выполненные студентами и преподавателями академии, помогли липам полностью восстановиться.

Совместно с отделом охраняемых территорий, представителями общественности и регионального отделения общероссийского народного фронта области ученые и студенты академии провели работу по инвентаризации свалок и антропогенных объектов на территории особо охраняемой природной территории местного значения «Природный комплекс Рудничный бор». Это единственный в мире реликтовый лес, расположенный в черте города, на 392 гектарах которого произрастает более 255 000 деревьев. Такой социально значимой деятельностью, как очистка водных объектов города Кемерово и рекультивация территорий Кузбасса, академия занимается с 2006 года.

Коллектив академии совместно с общественным городским движением регулярно выступает с инициативой озеленения города и улучшения городской окружающей среды. Так, лучшие студенческие разработки были учтены при благоустройстве Агропарка, расположенного на территории 1 корпуса, территории у детской железной дороги за Кемеровским Президентским Кадетским училищем, экологического парка на территории правого берега реки Искитимка Центрального района города Кемерово, проектировании сквера, который в ближайшем будущем появится на участке незастроенной внутриквартальной территории в районе гостиницы Кристалл в городе Кемерово. Центральный парк Культуры Кузбасса в лице директора подписал соглашение о совместной разработке и реализации проектов деятельности вуза в сфере природообустройства и водопользования, ландшафтной архитектуры и агрономии рекреационного характера под открытым небом на территории Парка Чудес. Воплощение в жизнь студенческих идей позволит улучшить внешний облик парка, сделать его более открытым для различных сообществ, в том числе и для маломобильных жителей области. Уникальность этих проектов заключается в том, что академия создает не только инновационные зеленые рекреационные зоны и занимается благоустройством зеленых пространств на территории Кемерово, но и формирует новые формы взаимодействия между жителями города, городскими сообществами, структурой образования, власти и бизнеса.

Коллектив Кузбасской ГСХА заботится о своих студентах и выпускниках, поэтому предлагает не только высокооплачиваемую работу на ведущих предприятиях, но и оплачиваемую производственную практику еще во время обучения в вузе. С 2017 года Кузбасская ГСХА сотрудничает с такими крупными агрохолдингами страны, как «Эконива», «Русагро», «Мираторг», «Сибагро» и «Сибирская аграрная группа». Студенты академии проходят производственную практику и на сельскохозяйственных предприятиях региона: ООО «СХП Михайловское», СПК «Береговой», ОАО «Суховский», ОАО «Ваганово» и другие.

Центр дополнительного образования вуза разработал обучающую программу «Школа фермеров», направленную на развитие существующих и создание новых фермерских хозяйств, занимающихся птицеводством и управлением сити-фермой, которые будут способствовать развитию региона.

Кузбасская ГСХА стала победителем областного конкурса «Эколидер-2020» в номинации «Образование». Весь год в нашем вузе велась активная работа по обеспечению экологического благополучия и повышению уровня экологической культуры населения Кузбасса. За этот период было проведено более 23 экологических мероприятий, в которых приняло участие более 700 человек. Это и акции по посадке деревьев, и научно-практические конференции, различные конкурсы и викторины, а главное — Всероссийский научно-образовательный общественно-просветительский проект «Экопатруль-2020». Социальное партнерство со школами развивается год от года.

Налаживание связей с сообществом требует вовлечения студентов не только в общественные мероприятия, но и в обсуждения по вопросам политики, которые могут повлиять на жизнь местного сообщества и страны в целом. Так, студенты и преподаватели вуза приняли активное участие в подготовке и проведении Онлайн-форума депутатов и общественности Кузбасса «Поправки в Конституцию: от идеи к жизни». Преподаватели и студенты академии разрабатывают и реализуют много проектов и представляют их в Парламенте Кузбасса и на других общественных площадках.

Результаты экспериментальной работы представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Результаты уровня сформированности гражданской позиции студентов, преподавателей и кураторов КузГСХА на конец эксперимента

Самооценка

Группа А (Низкий – 0–16 баллов)

Группа Б (Средний – 17–32 баллов)

Группа В (Высокий – 33–48 баллов)

студентов, %

12

71

17

преподавателей и кураторов, %

0

11

89

 

Заключение

В процессе экспериментальной работы нами отмечена динамика по уровню сформированности гражданской позиции студентов. На конец эксперимента группа высокого уровня (В) увеличилась на 7 % и составила 17 %; группа среднего уровня (Б) сформированности гражданской позиции — на 15 % и составила 71 %; группа с низким уровнем сформированности гражданской позиции уменьшилась на 22 % и составила 12 % по самооценке студентов. Мы имеем положительную динамику также среди преподавателей и кураторов. Прирост показателя высокого уровня сформированности гражданской позиции по их самооценке составил 15 %.

Проведенная экспериментальная работа позволила утверждать, что формирование гражданской позиции — управляемый процесс, а педагогическими условиями являются: взаимодействие всех субъектов вуза в аудиторной и внеаудиторной деятельности, их профессиональная подготовка, взаимодействие с общественностью; формирование временных рабочих команд из преподавателей для выделения в изучаемых студентами дисциплинах специальных тем, вопросов, оказывающих воздействие на развитие у студентов гражданского сознания и поведения, и широкого использования в образовательном процессе активных методов обучения; организация деятельности кураторов, направленная на формирование гражданской позиции студентов; мониторинг процесса формирования гражданской позиции студентов.

×

About the authors

Tatiana A. Miroshina

Kuzbass State Agricultural Academy

Author for correspondence.
Email: intermir42@mail.ru

Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogical Technologies Department

Russian Federation, Kemerovo

References

  1. Katunarić, Vjeran Katunarić. Civic education in the European countries. 2009. doi: 10.1007/978-3-531-91606-4_9.
  2. Miroshina T.A. Features of an ideal citizen in various socio-historical conditions. Journal of Wellbeing Technologies. 2020. Vol. 2. No. 37. Pp. 66–76.
  3. Zagorodnova E.M. "Civil position" as a pedagogical category. Bulletin of Donetsk National University. Series B: Humanities. 2019. No. 4. Pp. 178–185.
  4. Gurieva A.A. Formation of civil position in polytechnical schools of the republic of sakha (Yakutia). Sovremennaya shkola Rossii. Voprosy modernizatsii. 2021. No. 7-1(37). P. 148–149.
  5. Amnå E. The Personal, the Professional, and the Political: An Intertwined Perspective on the IEA Civic Education Studies. 2021. P. 185–193. (In Eng.) doi: 10.1007/978-3-030-71102-3_16
  6. Bruun J. Civic and Citizenship Education in Denmark 1999–2019: Discourses of Progressive and Productive Education. 2021. (In Eng.) doi: 10.1007/978-3-030-71102-3_5.
  7. Hahn C. Reflections on the IEA Civic Education Study in the United States: Policies, People, and Research. 2021. (In Eng.) doi: 10.1007/978-3-030-71102-3_15.
  8. Ivanov E. On Formation of Civic Education and Upbringing in Russia. 2021. P. 662–669. (In Eng.) doi: 10.15405/epsbs.2021.07.02.79.
  9. Kelley Ja. The Transforming Citizen: A Conceptual Framework for Civic Education in Challenging Times. Journal of Educational Thought. 2021. 54. (In Eng.) doi: 10.11575/jet.v54i1
  10. Law A., Atkinson V. Positive Youth Development: A Bridge to Connect Civic Education and Sustainable Development. Journal of Youth Development. 2021. Vol. 16. P. 363–378. (In Eng.) doi: 10.5195/jyd.2021.1027
  11. Rafifah T., Dewi D. Mengenal Lebih Dalam Pendidikan Kewarganegaraan Hingga Jenjang Perguruan Tinggi. Journal of Education, Humaniora and Social Sciences (JEHSS). 2021. No. 4. P. 264–271. (In Eng.) doi: 10.34007/jehss.v4i1.637
  12. Tomlinson S. Book review: Diversity, Transformative Knowledge, and Civic Education: Selected essays, by James A. Banks. London Review of Education. 2021. 19. (In Eng.) doi: 10.14324/LRE.19.1.08
  13. Carr P.R., Pluim G., Howard L. Linking Global Citizenship Education and Education for Democracy through Social Justice: What can we learn from the perspectives of teacher-education candidates? Journal of Global Citizenship & Equity Education. 2014. Vol. 4 No. 1. URL: https://journals.sfu.ca/jgcee/index.php/jgcee/article/view/119
  14. Auh Y., Sim H. Global justice and education for global citizenship: considerations for education policy-planning process. Asian Journal of Political Science. 2018. Vol. 26. P. 1–17. (In Eng.) doi: 10.1080/02185377.2018.1481440
  15. Zyngier D., Traverso M., Murriello A. ‘Democracy will not fall from the sky.’ A comparative study of teacher education students’ perceptions of democracy in two neo-liberal societies: Argentina and Australia. Research in Comparative and International Education. 2015. (In Eng.) DOI: 10. 10.1177/1745499915571709
  16. Pāvels Jurs, Alīda Samuseviča. Pedagogical Strategy for Teachers to Promote Students’ Civic Competence: The Analysis of Theoretical Aspects and Development of Pedagogical Concept. The 6th International Conference on Lifelong Education and Leadership for All. July 16-18. 2020. Sakarya University. Turkey. P. 498–506.
  17. Bergen J.K. Critical global citizenship education in Canada, England, and the United States: Interrogating (in) justice and self-reflexivity in teacher education programs. Global Citizenship Education and Teacher Education: International Perspectives and Practices. 2020. (In Eng.) doi: 10.4324/9781351129848
  18. LeCompte K., Blevins B., Riggers-Piehl T. Developing civic competence through action civics: A longitudinal look at the data. The Journal of Social Studies Research. 2020. Vol. 44. Issue 1. P. 127–137. (In Eng.) doi: 10.1016/j.jssr. 2019.03.002
  19. Ribeiro N., Neves T., Menezes I. An Organization of the Theoretical Perspectives in the Field of Civic and Political Participation: Contributions to Citizenship Education. Journal of Political Science Education. 2017. Vol. 13. P. 1–21. (In Eng.) doi: 10.1080/15512169.2017.1354765
  20. Coelho M., Menezes I. University Social Responsibility, Service Learning, and Students’ Personal, Professional, and Civic Education. Frontiers in Psychology. 2021. 12. (In Eng.) doi: 10.3389/fpsyg.2021.617300
  21. Miroshina T.A., Igonina T.B. Student activity activization as the condition of their civilian position formation in the institution of higher education. Bulletin of KrasGAU. 2013. No. 10 (85). P. 332–335.
  22. Hartley M., Huddleston T. School-Community-University Partnerships for a Sustainable Democracy: Education for Democratic Citizenship in Europe and the United States of America. Council of Europe Publishing. 2010. URL: http://repository.upenn.edu/gse_pubs/386
  23. Miroshina T.A. Influence ofsocial and pedagogigal factors on students'civil position at higher educational institution. Professional education in the modern world 2017. Vol. 7. No 3. P. 1269–1273.
  24. Miroshina T.A. Pedagogical model of curator activity for formation of student civil position at higher educational institution. Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. No 4 (44). P. 166–180. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2019.4.11
  25. Fljagina V.Ju., Gribenshhikov K.V. Vovlechenie v dobrovol'cheskuju dejatel'nost' vuza kak fundament aktivnoj zhiznennoj i grazhdanskoj pozicii studentov. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2020. No. 3(39). P. 160–166.

Supplementary files

There are no supplementary files to display.


Copyright (c) 2022 Miroshina T.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies