ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены особенности проектирования самостоятельной работы студентов 1-го курса бакалавриата группы направлений 08 при изучении информатики. Важная особенность информатики как учебной дисциплины обусловлена широким распространением средств и методов информационных технологий во всех сферах деятельности людей всех возрастов, что создает определенные проблемы для системного обучения профессиональным приемам работы. У значительной части выпускников школ отсутствуют навыки планирования и организации самостоятельной работы. В статье предлагается детализировать требования вуза на основе использования методических материалов, традиционных для высшей школы, и стимулирования самостоятельного планирования и самоконтроля. Основное внимание уделяется лабораторному практикуму, в наибольшей степени направленному на формирование процедурных знаний. В качестве инструментов самоконтроля при выполнении заданий лабораторного практикума предлагается использовать карты самоконтроля и контроля. Эти карты содержат детальное описание умений и навыков, которые должны быть освоены студентом для достижения планируемых компетенций. Для планирования самостоятельной работы в рамках лабораторного практикума предлагается использовать учебные технологические карты, разрабатываемые студентами на основе шаблонов. На основе диалоговых и групповых обсуждений формируются субъект-субъектные отношения, способствующие ответственному отношению к выполняемой работе. Рациональное сочетание использования шаблонов как результатов практической деятельности и творческого поиска наилучших алгоритмов и процедур позволяет шаг за шагом продвигаться к формированию общекультурных и профессиональных компетенций в рамках программы курса информатики.

Об авторах

Михаил Иосифович Уманский

Самарский государственный технический университет

Email: UmanskyMI@gmail.com
кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики и прикладной ин-форматики. 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Суперпамять. - Минск: Попурри, 2008. - 212 с.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  3. Информатика в OpenOffice.org: Лабораторный практикум [Электронный ресурс]: Сост. Е.В. Мазуренко, М.И. Уманский; каф. высшей математики и прикладной информатики, Самар. гос. техн. ун-т. - Самара, 2011. - 206 с.
  4. Мазуренко Е.В., Уманский М.И. Карты оценки учебной работы студентов в лабораторном практикуме // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Гуманитарные и социальные науки, образование: Мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. - Тольятти: ВУиТ, 2012. - С. 414-415.
  5. Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2012. - 576 с.
  6. Основные образовательные программы бакалавриата, специалитета, магистратуры [Электронный ресурс]. URL: http://uup.samgtu.ru/node/81
  7. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
  8. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. URL: http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_clip.htm
  9. Krathwohl David R. A Revision of Bloom's Taxonomy: An Overview [Электронный ресурс]. URL: http://www.unco.edu/cetl/sir/stating_outcome/documents/ Krathwohl.pdf
  10. FreeMind [Электронный ресурс]. URL: http://freemind.en.softonic.com/
  11. Wilson Leslie Owen. Anderson and Krathwohl - Understanding the New Version of Bloom's Taxonomy [Электронный ресурс]. URL: http://thesecondprinciple.com/wp-content/uploads/2015/03/ Anderson-and-Krathwohl.pdf

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Уманский М.И., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.