Heuristic approach to the formation of professional competence of future specialists of chemical profile at foreign language classes at a technical univercity


Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses a heuristic approach to the formation of professional competence of future engineers chemists when studying a foreign language taking into account the trends of modern society’s development. The article notes the undoubted advantages of the use of active teaching methods at foreign language classes to specific technical disciplines that implement all the essential principles of creative learning.

Full Text

Учет тенденций развития современного социума, системы высшего про- фессионально-технического образования делает очевидной значимость эври- стического подхода к формированию профессиональных компетенций буду- щих специалистов технического профиля, который способствует развитию самостоятельности в получении знаний, продуктивному мышлению, форми- рованию представлений о собственной жизненной позиции и будущей про- фессии, осознанию себя целостной личностью [1]. Несомненно, что стратегические ориентиры трансформации высшего об- разования сегодня должны быть связаны со всемерным развитием творческо- го потенциала студентов. В свою очередь, способность к творчеству связана с понятием креативности. Креативность предполагает творческое мышление, способность к расширению видения проблем и поиску вариантов их решений. Развитие креативности студентов технического вуза - вопрос первосте- пенной значимости, актуальность которой объясняется тем, что в профессиональной технической сфере необходима личность, способная мыслить нешаблонно, принимать обоснованные решения в нестандартных ситуациях и организовывать их выполнение, обладающая собственным ком- петентным мнением. В свою очередь, развитие профессионального творчества в процессе практической деятельности предполагает овладение системно-специальными знаниями, навыками и комплексными умениями, необходимыми для решения профессиональных практических задач. Творчество в области науки - это открытие новых истин, фактов, законов. Справедливо считать, что память и мышление позволяют расширять наши знания. Поскольку мышление является отражением в сознании человека су- щественных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира, то можно с уверенностью утверждать, что оно является и высшей фор- мой творческой активности человека. По мнению М. Вертгеймера, мышление - это «не беспорядочные поиски, не следование усвоенным навыкам, а переход от одного состояния к другому, от менее совершенной структуры к более совершенной» [2]. И действительно, человек по-разному может выразить одну и ту же мысль, не находясь в жесткой зависимости от того, что им когда-то было воспринято и усвоено. Различают репродуктивное и продуктивное (творче- ское) мышление. Последнее предполагает появление нового продукта: зна- ния, материального объекта, произведения искусства. Новым может быть и сам процесс получения результата (в этом случае говорят о новом методе, но- вом приеме, способе действий). Продуктивным является мышление на основе творческого воображения, ко- торое позволяет решать нестандартные задачи, допускающие различные вариан- ты. Одним из первых определить творческое мышление попытался Дж. Гил- форд. По его определению, «творческость» мышления связана с доминировани- ем в нем четырех особенностей: оригинальность идей, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость [3]. П. Торренс определял творческое мышление как процесс, состоящий из нескольких этапов: появление чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний, определение этих проблем, поиск их решений, выдвижение гипотез, проверка, изменения и перепроверка гипотез, формулирование и сообщение результатов решения. Проблемы творческого мышления широко разрабатывались в отечественной психологии. Большой вклад в исследование творческого мышления внесли Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Богоявленская, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Ма- тюшкин, В.Д. Шадриков, В.Н.Дружинин, Я.А. Пономарев, В.А. Цапок. Творческое мышление осуществляется на основе рационального отраже- ния как дискурсивного (строго-логического), так и интуитивного (логико- психологического) механизмов мышления через эмоционально-волевые уси- лия. К характеристикам творческого мышления относят: наличие интуиции, ведь, как справедливо утверждает Д. Пойа, «попытка формально доказать то, что усмотрено интуитивно, и увидеть интуитивно то, что доказано формаль- но, - это прекрасное упражнение для развития интеллекта»; способность са- мостоятельно увидеть и сформулировать проблему, взятую из реальной жиз- ни; наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествую- щего моменту нахождения решения задачи; наличие устойчивой и мощной мотивации [4]. Мышление будущего специалиста любой технической специальности должно характеризоваться следующими качествами: проблемным характером подхода к изучаемым явлениям, оперативностью, динамичностью, широтой и глубиной мышления, смелостью, оригинальностью, обоснованностью вы- движения гипотез по разрешению проблемной ситуации, логичностью, кри- тичностью и объективностью мышления. Сегодня в профессиональной технической сфере необходима личность, способная мыслить нешаблонно, заниматься поиском новых, более простых, действенных идей. Понятие «нешаблонного мышления» использует Эдвард де Боно в своей книге «Рождение новой идеи», где рассматривает некоторые важные особен- ности творческой деятельности человека и приходит к выводу о том, что под- линно творческое мышление есть «особая форма нешаблонного мышления» [5]. По мнению автора, понятия «нешаблонное мышление» и «творческое мышление» близки по сути, только творческое мышление для своего прояв- ления нуждается в таланте, тогда как нешаблонное мышление доступно каж- дому, кто заинтересован в получении новых идей. «При шаблонном мышле- нии логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном мышлении она его обслуживает». Интересно, что, по мнению Э. Боно, шаблонно мыслящий человек отличается от человека, мыслящего нешаблонно, тем, что первый всегда классифицирует вещи, занят поисками фактов, на основании которых можно разделить вещи, тогда как второй больше заинтересован в фактах, позволяющих соединить вещи вместе. Сегодня психологи убеждены, что творческому мышлению можно научить. Проанализировав и обобщив рекомендации по созданию особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса (С. Парнс, С.Д. Смирнов и др.), можно выделить следующие психологические условия развития творческого мышления: отсутствие внешнего подавления интуиции обучаемого, опору на работу его подсознания, воздержание от оценочных суждений, которые блокируют творческий поиск, формирование у обучаю- щихся уверенности в своих силах, максимальную опору на положительные эмоции, поощрение склонности к рискованному поведению, развитие вооб- ражения, постоянное расширение фонда знаний, обучение специальным эв- ристическим приемам работы, введение в процесс обучения эвристической технологии. Что же такое креативность и можно ли ее отождествлять с творчеством? Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) трактуется как способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Это сложный феномен психики, затрагивающий практически все качества личности. Креативность, или смекалка, свойственна от рождения всем людям, но со временем ее уро- вень снижается под воздействием среды, так как она часто не востребована в повседневной жизни. Однако, как отмечают авторы концепций психологии креативности, нель- зя отождествлять понятия «креативность» и «творчество». По мнению Тодда Любарта [6], понятие «креативность» является характеристикой способностей личности, в то время как понятие «творчество» характеризует деятельность человека и ее результат. Рассматривая понятие креативности, можно выделить следующие направления ее исследования: интеллектуальный потенциал личности; способность мыслить творчески; методы нешаблонного мышления; способы самоактуализации личности. В некоторых зарубежных университетах исследованию этих направлений уделяется особое внимание непосредственно на практике с целью подготовки специалистов уже с базовыми навыками исследовательской деятельности и ин- формационного моделирования как основного метода приобретения знаний. В этом плане интересны исследования английского педагога Патрика Диллона. В своей статье «Творчество, интегративизм и педагогика связи» ученый подводит нас к выводу о том, что в основе формирования творческой личности лежит интегративный подход, составляющими которого являются три фактора: формирование мотивации, развитие интеллектуальных способностей и стимулирование исследовательской творческой активности лично- сти. Все эти факторы являются условием формирования продуктивного мышления. Работать интегративно значит работать творчески [7]. По мнению П. Диллона, интегративизм создает основу и средства для работы с любым сочетанием дисциплин. Он взял за основу своего исследования тему «чувства места», которую преподавал на модульных курсах бакалавриата в универси- тетах Reading и Exeter в Великобритании и Университете Йоенсуу в Финлян- дии. Назначение чувства места, по его мнению, заключается в том, что оно является средством для появления новых внутри- и междисциплинарных идей и перспектив. В частности, он изучал взаимосвязь между творчеством, окружающей средой и музыкой и пришел к выводу о том, что и творчество, и окружающая среда, будучи сами по себе масштабными, имеют связи с целым рядом дисциплин. Например, с дисциплинами, связанными с окружающей средой, куда относят искусство и историю искусства через пейзажную живо- пись, экологию, геологию и геоморфологию через изучение рельефа и биоло- гических сообществ. Исследование П. Диллона было проведено в форме смоделированного эксперимента. Интеллектуальной основой понятия «чувство места» явилось окружающее пространство, а музыка стала одной из самых непосредственных форм творческого взаимодействия с местом, вовлекающей учащихся в кон- такт. Здесь происходит взаимодействие обстановки, творчества и музыки. Студенты знакомятся с концептуальной и аналитической основами интегра- тивизма и социокультурной теорией, выполняют задания, в ходе которых ис- следуют саму окружающую обстановку и свои собственные поведенческие ценности. Им предлагается проектная работа по теме либо «естественная ис- тория звука», либо «музыка, ритуал и звук» и интегрирование этих тем при- менительно к чувству места. Эта работа осуществляется посредством вирту- альной среды обучения, которая предоставляет доступ к структурам, сред- ствам, библиографиям и Интернету, а также позволяет коллективно обсуж- дать рождающиеся идеи. Наконец, проектная работа перерастает в мультиме- дийную презентацию, которая образует модуль задания. Происходит презен- тация этого модуля, затем он размещается в виртуальной среде обучения. Впоследствии возникает длительная групповая дискуссия об интегративизме. Анализируя преподавание курсов в России и за рубежом, направленных на развитие способности специалиста к творческому решению проблем, от- метим, что необходимо понимать, каких специалистов должно готовить выс- шее образовательное учреждение. Нужно отметить, что не только в Велико- британии, но и в США уже отказались от идеи узкой специализации. Ввиду этого там преподавание курсов эвристики и креативного обучения становится все более распространенным в практике высшего образования, а интегратив- ные учебные программы представляют область особого интереса. В России же обучение творческому мышлению происходит чаще в ходе преподавания отдельных курсов и значительно реже - в рамках специальной учебной программы. В последнее время российские педагоги все активнее затрагивают тему метапредметности, способствующей формированию целостной картины мира в сознании человека и пониманию его места и роли в нем. По сути, в основе метапредметности лежит тот же интегративный подход, который позволяет открыть взаимосвязь различных вещей и явлений, а получаемая учащимися информация становится для них личностно-значимой. Интегративизм позво- ляет сформировать у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Длительное время российская общеобразовательная и профессиональная школы находились на позициях гностического подхода. Основной образова- тельной задачей считалось формирование у студентов прочных систематизи- рованных знаний [8]. Сейчас акцент меняется от гностического подхода к деятельностному. Ос- новная цель образования рассматривается теперь как формирование способно- сти к активной деятельности, к творческому профессиональному труду, готов- ности к применению технологий формирования креативных способностей в условиях постоянно повышающихся требований к профессиональной подготов- ке студента [9]. Таким образом, знания из основной и единственной цели обра- зования превращаются лишь в средство развития личности обучаемых. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования третьего поколения ФГОС ВО-3+ акцентируется внимание на необходимость формирования у бакалавров профессиональных компетенций, умения самостоятельно приобретать новые знания, на использование совре- менных образовательных и информационных технологий, овладение культу- рой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информа- ции, постановки цели и выбору путей ее достижения [10]. В данной статье мы рассмотрели то, как осуществляется эвристический подход к формированию профессиональных компетенций будущих инжене- ров-химиков на занятиях по иностранному языку в Самарском государствен- ном техническом университете. При эвристическом обучении добываемые знания носят личностный ха- рактер, поскольку студент изначально творит их в исследуемой области реальности. Предполагается изменение общепринятого смысла образования, ставится конкретная цель: раскрытие индивидуальных возможностей участ- ников обучения - студентов и преподавателей - через деятельность по созда- нию ими образовательной продукции. К эвристическим личностным качествам ученика относятся: креативные, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельно- сти; когнитивные, обеспечивающие сам процесс познания; методологические, позволяющие организовать образовательную деятельность обучаемого в двух предыдущих ее проявлениях - творчестве и познании. Уровень развития этих качеств у студентов характеризует результативность эвристического обучения, о чем можно судить по результатам деятельности: созданным образам, придуман- ным схемам, нарисованным картинам протекания событий. Для оценки резуль- татов образования каждый студент имеет возможность провести сравнение с са- мим собой: какие изменения произошли в нем за определенный промежуток времени, какие он получил знания и развил навыки и умения. Анализ структуры учебного материала по иностранному языку позволяет выделить эвристики по способу воздействия на активизацию интеллектуаль- ной и эмоционально-образной составляющих мышления, а именно: направ- ляющую, напоминающую и прогнозирующую, поскольку творческая дея- тельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизве- дения ранее изученных знаний, без воображения и эмоций. Опираясь на фундаментальные публикации [11], для осуществления на практике нового подхода предлагаем рассмотреть широкое применение раз- личных форм проявления творчества студентов на занятиях по иностранному языку: деловая игра, интерактивные обучающие программы, задания на твор- ческие разработки, метод «вживания» и др. Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры можно организовать в виде разработки и защиты студентами проектов, группового решения задач с эко- номическим, производственным или иным содержанием, круглого стола и т. д. Круглый стол - одна из популярных и любимых студентами форм про- ведения занятий, при которой студенты в спокойной, творческой и непринужденной обстановке свободно обмениваются мнениями по различным вопросам и проблемам. Обсуждение темы часто проходит с опорой на мультимедийные презентации. Следует отметить тот факт, что при выборе тем для круглого стола преподаватели кафедры иностранных языков СамГТУ руководствуются не только принципом целостного и разно- стороннего формирования личности студентов, но и их личным интересом. Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. В компьютерных играх и мультимедийных обучающих программах студенту предлагается все более активная роль, предлагающая ему свободу выбора действий и получения ин- дивидуальных результатов. К сожалению, компьютерных программ, позво- ляющих студенту действовать эвристически, создавать свой собственный, а не определенный заранее образовательный продукт, в практике пока очень мало. Однако изучение иностранного языка предполагает использование именно интерактивной формы проведения занятий. Особенно целесообразно ее применение при изучении тем страноведческого характера (British Culture and Traditions, The USA, The UK, European Culture), т. к. социокультурные знания являются обязательным компонентом содержания профессионально ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе. Дистанционные формы приобщения студентов к творчеству. К ним от- носятся межвузовские образовательные проекты, реализуемые с помощью электронной почты E-mail, программы Prometei и глобальной сети Internet. В дистанционной форме могут быть проведены эвристические олимпиады, совместные исследования студентами разных научных школ и стран одних и те же проблем, разработка творческих проектов по страноведению. Творческие работы студентов могут отличаться по типу, объему и времени выполнения. Одни работы выполняются студентами прямо на занятиях и представляют элемент творчества в рамках изучаемой темы. Часть работ - творческие, выполняемые студентами дома в течение 2-3 дней. Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты, доклады делаются прямо на практических занятиях. Другие творческие работы (рефераты) студенты готовят и защищают ко времени контрольной точки или в конце семестра. Лучшие работы могут быть опубликованы или представлены для прослушивания студентам парал- лельной группы, предусмотрено их дальнейшее использование в учебном процессе. В качестве творческих работ студентам химико-технологического фа- культета предлагаются: сочинение; педагогическое произведение (проведенное в роли преподавателя заня- тие, придуманная деловая игра, викторина); художественное произведение (слайдфильм, коллаж, выставка); техническое произведение (модель, схема); методологическое произведение (образовательная программа, план за- нятий по выбранной теме, тест). Новые формы занятий базируются на использовании активных методов обучения. Рассмотрим особенности некоторых из них [12]. Метод «вживания». Посредством чувственно-образных и мысленных представлений студент пытается «переселиться» в изучаемый объект, почув- ствовать и познать его изнутри. Например, можно предложить вжиться в сущность воздействия химических веществ друг на друга и представить, как изменяются их свойства. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт студента, который может за- тем быть выражен им в устной, письменной форме или в виде рисунка. Наблюдение объекта в данном случае переходит в самонаблюдение студента, отождествившего себя с объектом. Метод смыслового видения. Одновременная концентрация на образова- тельном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позво- ляет понять (увидеть) суть, первопричину появления объекта, заключенную в нем идею, первичный смысл, внутреннюю сущность объекта. От студента требуется создание определенного настроя, состоящего из активной чув- ственно-мысленной познавательной деятельности. Преподаватель может предложить студентам вопросы для предметного «осмысления»: каковы при- чина появления этого химического вещества и его происхождение? каков со- став, что происходит у него внутри? почему оно является именно таким? Упражнения при целенаправленном применении этого метода приводят к развитию у студентов нетрадиционных познавательных качеств - озарения, наития, открытия. Метод символического видения. Символ как некий глубинный образ ре- альности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблю- дения и познания этой реальности. Метод символического видения заключа- ется в нахождении или построении студентом связей между химическим ве- ществом и его символом. После выяснения характера отношений символа и вещества (например, кислород - символ жизни) преподаватель предлагает студентам наблюдать за свойствами какого-либо вещества с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. «Мозговой штурм» (автор предложения А. Осборн). Основная задача мето- да - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участни- ков от инерции мышления и стереотипов. Работа происходит в группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе ге- нерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты крити- ческими замечаниями и контридеями. Таким образом, применяемый нами деятельностный подход реализует все важнейшие принципы творческого обучения [13]: свободы выбора студентом главных элементов своего образования; межпредметных связей образования; соответствия образовательной деятельности изучаемому предмету; первично- сти образовательной продукции по отношению к общепризнанным аналогам; сопровождающего обучения, продуктивного образования и рефлексивного самосознания. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследователь- ской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом чем сложнее ситуация, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. Ведь, как утверждал Б. Паскаль, «доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову дру- гим». Формирование профессиональных компетенций средствами иностран- ного языка в условиях эвристического подхода ведет к формированию компе- тентного специалиста технического профиля.
×

About the authors

Irina V. Vlasova

Samara State Technical University

Email: viv0708@mail.ru
Lecturer of Foreign Languages Department 244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

References

  1. Лабзина П.Г. Развитие креативного мышления студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 63-66.
  2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987. - 335 с.
  3. Гилфорд Дж. Creativity // American Psychologist. - 1950. - Вып.15.
  4. Пойа Д. Как решать задачу: пособие для учителей / Пер. с англ. В.Г. Звонаревой и Д.Н. Белла; под ред. Ю.М. Гайдука. - Изд. 2-е. - М.: Учпедгиз, 1961. - 207 с.
  5. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении: науч.-попул. очерк: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1976. - 143 с.
  6. Любарт Т. Психология креативности. - 2009. - 216 с.
  7. Диллон П. Creativity, integrativism and a pedagogy of connection [Электронный ресурс]. - URL: www.sciencedirect.com
  8. Новиков А.М. Типология организации учебного процесса // Социология образования. - 2008. - № 2. - С. 26-37.
  9. Власова И.В. О некоторых проблемах профессионально-иноязычной подготовки студентов технического вуза в условиях деятельностного подхода // Обучение иностранным языкам в многопрофильном вузе: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Самара: СамГТУ, 2013. - С. 22-28.
  10. Борисова Н.В., Азарова Р.Н., Кузов В.Б. Проектирование компетентностно- ориентированных основных образовательных программ как основа качества высшего профессионального образования // Сб. докладов международ. науч.- практ. конф. «Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии». - МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. - С. 59-65.
  11. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2004. - 560 с.
  12. Матвиенко А.Д. Методы эвристической деятельности [Электронный ресурс]: рабочий учебник. - 2009. - URL: http://lib/library
  13. Нестеренко В.М., Ионесов В.И. Человек в системе пространственно-временных связей: проекции и вызовы социокультурной коммуникации // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого- педагогические науки. - 2013. - № 2(20). - С. 142-148.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Vlasova I.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies