FORMATION OF FUND OF ESTIMATED MEANS WHEN STUDYING NATIONAL HISTORY BY MEANS OF THE INFORMATIVE AND ACTIVE MATRIX


Cite item

Full Text

Abstract

In article the problem of measurability of knowledge and formation of competences of profes-sional education when studying discipline "History" is considered. The tests representing in-terconnected sequence of elements of a matrix which is defined not only algorithm and logic of the solution of educational tasks, but also dependence of receiving the correct answer on right performance previous are offered. It is shown that in modern education the essential role will be played by the personified training relying on sampling and measurability of the content of educational process. This article is dedicated to the inspection methods of self-depended students work in academy. Organization and inspection are impulse forces for learning process and acquirement. The Theory of supposed patterns for organization forming and for inspection of self-dependent students’ work is also set in this article

Full Text

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов контроль и оценка персональных достижений обучающихся становятся важным этапом образовательного процесса. В настоящее время образовательные учреждения высшего профессионального образования создают фонды оценочных средств, обеспечивающие адекватную оценку знаний, умений и компетенций обучающихся. При этом деятельность педагогических коллективов при разработке оценочных средств ориентирована на усиление их содержательной и мотивационной составляющей, способствующей формированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Системная работа по созданию фондов оценочных средств настоятельно требует принципиального пересмотра организации всего учебно-воспитательного процесса в вузе. В его основу должны быть положены такие принципы, подходы и методы, которые направлены на развитие у студентов умения учиться; формирование способностей к самообразованию и самосовершенствованию, творческое применение полученных знаний в практической деятельности; выработку навыков адаптации к профессиональной деятельности в быстроменяющихся условиях. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов требует решения главных задач в процессе модернизации российской системы образования, а именно: - достижения соответствия между подготовкой кадров в системе высшей школы и реальными потребностями различных отраслей народного хозяйства; - интеграции системы профессионального образования в мировое образовательное сообщество. В настоящее время на рынке труда наиболее конкурентоспособными и востребованными являются выпускники вузов, которые способны постоянно совершенствоваться и расти и в профессиональном, и в личностном плане. В современных условиях значение самообразовательной деятельности возрастает в связи с постоянным ускорением процесса устаревания знаний. Согласно исследованиям экономистов, ежегодно происходит обновление 5 % теоретических и 20 % профессиональных знаний, которыми должен владеть специалист, а через 3 года происходит «полураспад компетентности», т. е. устаревает 50 % информации, которой обладает выпускник вуза. Более того, в рыночных условиях самообразование, выступая одним из основных направлений профессионального роста, является средством, обеспечивающим востребованность и конкурентоспособность специалиста на рынке труда, что позволяет добиться успеха и сделать достойную карьеру выпускнику вуза. В настоящее время слова Джима Рона о том, что «формальное образование поможет вам выжить, самообразование приведет нас к успеху», как нельзя более актуальны. К понятиям, которые сегодня характеризуют результаты образования, относятся «компетенция», «компетентность», пришедшие на смену привычным: «подготовленность», «образованность», «воспитанность». Внедрение ФГОС ВПО третьего поколения существенно изменили образовательную политику и практику высшей школы, положив в ее основу компетентностный подход. Это потребовало смены системы оценивания уровня подготовки обучающихся и выпускников вуза исходя из измерения компетенций. В учебных планах и рабочих программах произошли существенные изменения, в том числе относящиеся к результатам обучения. В них нашли отражение основные требования к содержанию как общекультурных, так и профессиональных компетенций студентов, определены уровни их сформированности в ходе изучения конкретной дисциплины или блока учебных дисциплин, а также опи-саны механизмы, позволяющие выявить промежуточные и итоговые результаты, отвечающие федеральным нормам качества. Для отечественной школы компетентностный подход не относится к числу совершенно новых. Такие российские педагоги и психологи, как В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Г.П. Щедровицкий и их последователи, сделали ведущей в своих работах ориентацию на освоение умений и способов деятельности. Ими были разработаны ряд учебных технологий, а также отдельные учебные материалы. Однако данная направленность долгое время не имела широкого распространения. Сегодня компетентностный подход стал основой построения типовых стандартов, учебных программ, оценочных процедур, т. е. тех элементов, которые являются определяющими в организации образовательного процесса. Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения. Исследование данного вопроса неизбежно ведет к поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых форм. В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Диагностическая функция контроля - это определение уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов. Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала. Вос-питательная функция дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности. Ценностный аспект критерия объективности затрагивает вопрос о справедливости оценки. В сознании студентов необъективная оценка ассоциируется с несправедливой. Мнение преподавателя воспринимается как справедливое, если оно подкреплено рациональными доводами. Студентов нужно убедить в справедливости решения преподавателя. Поэтому для достижения объективности важно обоснование оценки знаний. Именно эти функции системы контроля и были положены в основу разработки фондов оценочных средств. В текущий контроль успеваемости обучающихся включаются следующие оценочные средства: коллоквиум, контрольная работа, дискуссия, разноуровневые задачи и задания, расчетно-графическая работа, реферат, курсовая работа, доклад, тесты, задания для практических занятий и лабораторных работ, а также иные оценочные средства, позволяющие оценить знания и умения студентов на соответствие требованиям ФГОС ВПО и ООП ВПО. Фонд оценочных средств (ФОС) образовательного учреждения, являясь цен-тральным элементом системы оценивания уровня сформированности компетенций, систематизирует и обобщает различные аспекты, связанные с оценкой качества образования. Задачами ФОС образовательного учреждения являются: - контроль и управление процессом обучения; - оценка достижений в процессе изучения дисциплины, выявление положительных или отрицательных результатов и планирование корректирующих мероприятий; - обеспечение объективности: обучающиеся должны иметь равные возможности в достижении результатов обучения. Всем этим задачам в полной мере отвечают тесты, построенные на основе познавательно-деятельной матрицы и используемые при проведении текущего контроля по дисциплине «Отечественная история», которая является частью гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин подготовки студентов. Целью освоения дисциплины «Отечественная история» является формирование общекультурных (ОК 1, ОК 2, ОК 7, ОК 9) и профессиональных компетенций (ПК12, ПК14, ПК17), необходимых для реализации организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности. При анализе содержания и основных, существенных характеристик компетенций, заявленных в ООП дисциплины, была выявлена связь общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) с самообразовательными компетенциями (СК). Под самообразовательной компетентностью понимается качество личности, заключающееся в ее способности к самостоятельно организуемой познавательной деятельности, носящей систематический характер и направленной на продолжение образования в общекультурном и профессиональном плане. СК является одной из существенных характеристик студента. Отсутствие данной характеристики у выпускника вуза в дальнейшем способно ослабить другие составляющие ключевых компетенций, сформированных за годы обучения в вузе. В табл. 1 приведены необходимые для формирования заявленных в ООП дисциплины «Отечественная история» общекультурных и профессиональных компетенций инвариантные составляющие самообразовательных компетенций. Таблица 1 Использование инвариантных составляющих СК в формировании ОК и ПК дисциплины «Отечественная история» Код Компетенция Инвариантные составляющие СК 1. Общекультурные компетенции ОК-1 Владение целостной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры СК4 ОК-2 Способность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни СК2 ОК-7 Способность приобретения с большой степенью самостоятель-ности новых знаний с использованием современных образова-тельных и информационных технологий СК3 ОК-9 Целенаправленное применение базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности СК3 2. Профессиональные компетенции 2.1. Организационно-управленческая деятельность ПК-12 Умение проводить анализ и оценку производственных и непро-изводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализировать результаты деятельности производственных подразделений СК3 ПК-14 Умение подготавливать исходные данные для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических расчетов СК3 2.2. Научно-исследовательская деятельность ПК-17 Способность к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки СК4 Согласно матричной модели, подробно описанной в [6, 7], формирование образовательной деятельности подчиняется принципу последовательного восхождения по деятельностным уровням сложности. Разработанная матричная модель, связывающая умственные действия познавательного процесса с уровнями сложности учебных заданий и уровнем формирования требуемых компетенций, позволяет организовать не только самостоятельное изучение учебной информации, но и самоквалиметрию приобретаемых знаний. Отметим, что в результате проводимой квалиметрии при предлагаемой технологии конструирования тестов выявляется как количественная оценка усвоенной учебной информации, так и качественная, поскольку при выполнении учебных заданий разного уровня сложности каждый учебный элемент матрицы имеет свою компетентностную характеристику [7]. Выделяя в качестве критерия определенные уровни сформированности самообразовательных компетенций (СК), например низкий, средний и высокий, или соответствующий оценке «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», необходимо не допустить чисто умозрительного выделения, субъективного, при котором ни о какой объективности и достоверности результатов речи идти не может. Чтобы избежать этого, нами были введены качественно различные уровни оценки сформированности инвариантных самообразовательных компетенций СКi [8]: - I уровень (СК1) - умение отражать, осмысливать, алгоритмизировать и контролировать усвоенный учебный материал на уровне узнавания, т. е. начальное овладение учебными навыками, способность использовать базовые знания в профессиональной деятельности, понимание смысла полученного результата; - II уровень (СК2) - овладение навыками логического мышления, т. е. информация не только узнается, но и воспроизводится в различных сочетаниях и комбинациях, обнаруживая различные логические связи и аналоги на уровне воспроизведения; - III уровень (СК3) - умение применять полученные знания, т. е. информация не только узнается и воспроизводится, но и применяется в более сложных задачах смешанного типа, требующих осмысления поставленной задачи и предварительного понимания конечного результата; - IV уровень (СК4) - способность к творческим действиям, к исследованию, умение трансформировать и переносить знания. Самообразовательные компетенции четырех уровней сложности СК1, СК2, СК3, СК4 самообразовательной деятельности и их составляющие (элементы) образуют инвариантную матричную модель формирования самообразовательной компетенции (СК) [4]. Все перечисленные уровни характеризуются коэффициентами сформированности соответствующих самообразовательных компетенций СКi: где N - количество предлагаемых задач соответствующего уровня сложности; Nправ - количество правильно решенных задач. Поскольку измерение уровня сформированности компетенций представляет собой процедуру количественного сравнения, то предполагается определение соответствующих показателей и индикаторов, в качестве которых могут выступить задания, позволяющие измерить конкретную способность обучающегося к выполнению тех или иных действий. Результатом измерения является выраженная в числовой форме оценка степени сформированности компетенций, готовности к действию в определенной ситуации с использованием конкретных знаний и способов деятельности. По итогам изучения темы «XVII век в истории Российского государства» предусмотрен проверочный тест [1, 3]. Правильно подобранное содержание заданий позволяет качественно и количественно оценить уровень подготовленности обучаемых. Именно задания в тестовой форме позволяют эффективно реализовать их высокий обучающий потенциал и обеспечить качество профессионального образования. Система заданий в тестовой форме должна охватывать всю содержательную часть проверяемого учебного материала, а также взаимосвязанные элементы знаний. Тест, основанный на матричной модели организации самообразовательной деятельности студентов, дает возможность проверить формируемый на семинарах по дисциплине «Отечественная история» опыт поэтапного решения и логического мышления. Первый блок тестов состоит из задач первого уровня сложности, отвечающих за формирование инвариантных составляющих СК1 и соответственно участвующий в формировании всех заявленных ОК по дисциплине. По результатам решения теста первого уровня заполняется бланк ответов, который дает возможность оценить сформированные компетенции каждым отдельным студентом - это умение отражать, осмысливать, алгоритмизировать и контролировать учебный материал на уровне узнавания, что означает начальное овладение терминологией дисциплины, способность использовать базовые знания в будущей профессиональной деятельности, понимание смысла заданий 1-го уровня сложности, готовность к формированию будущих знаний по дисциплине [3]. Второй блок тематического теста состоит из заданий второго уровня сложности, отвечающих за формирование инвариантных составляющих СК2. В табл. 2 представлено формирование самообразовательной компетентности второго уровня сложности CК2 на уровне воспроизведения, которая состоит из восьми инвариантных составляющих. К четырем элементам СК1 добавляются: К12 - отражение на уровне воспроизведения; К22 - осмысление на уровне воспроизведения; К32 - алгоритмирование на уровне воспроизведения; К42 - контролирование на уровне воспроизведения. Компетентность СК2 формально может быть представлена формулой СК2 = СК1 + Таблица 2 Инвариантная структура самообразовательной компетентности второго уровня сложности Рассмотрим поэтапное решение заданий II уровня сложности (табл. 3). Таблица 3 Поэтапное решение теста II уровня сложности Задание 1. Назовите причины Смуты Этапы решения Варианты ответов К11 Каковы последствия правления Ивана Грозного? 1) победа в Ливонской войне и выход к Балтийскому морю; 2) политический, экономический, социальный кризисы, недовольство низов политикой закрепощения; 3) учреждение патриаршества на Руси К12 Первым царем, заняв-шим престол не по праву наследования, а в результате избрания на царство, был… 1) Лжедмитрий 1; 2) Б. Годунов; 3) М. Романов К21 Основные признаки Смуты: 1) расширение государственных границ; 2) продолжение централизации государства; 3) политическая, экономическая нестабильность К22 Каковы основные при-чины появления и рас-пространения само-званства в России в начале XVII в.? 1) привлекательность личности самозванцев; 2) падение нравов в обществе; 3) обстановка непрекращающейся борьбы за власть, монар-хические иллюзии народа Окончание табл. 3 Задание 1. Назовите причины Смуты Этапы решения Варианты ответов К31 Что свидетельствовало об усилении крепост-ного права? 1) увеличение «пожилого» (платы) за переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день; 2) введение «заповедных лет» (запрет перехода в Юрьев день) и «урочных лет» (сыск беглых крестьян); 3) распространение крепостного права на север страны К32 Даты 1605, 1606, 1610 гг. относятся к… 1) организации народного ополчения; 2) договорам России с Польшей; 3) смене власти в Москве К41 Что свидетельствовало о тяжелой экономиче-ской ситуации в нача-ле XVII в.? 1) высокая инфляция в стране; 2) неурожай 1601-1603 гг., вызвавший небывалый голод, от которого умерли треть населения России; 3) падение ремесленного производства К42 Причины Смуты 1) разорение страны в период опричнины; 2) обострение социальной ситуации вследствие усилившего-ся закрепощения крестьян и тяжелого экономического поло-жения; 3) пресечение династии Рюриковичей; 4) все ответы верны Задание 2. Что включает в себя понятие Смута? Этапы решения Варианты ответов К11 Временем Смуты называют период: 1) 1598-1613 гг.; 2) 1725-1762 гг.; 3) 1725-1801 гг. К21 Какое событие вызва-ло пресечение дина-стии Рюриковичей? 1) гибель в Угличе царевича Дмитрия; 2) смерть царя Федора Ивановича; 3) убийство Иваном Грозным сына Ивана К31 Руководитель кре-стьянского восстания в 1606-1607 гг.: 1) Е. Пугачев; 2) И. Болотников; 3) С. Разин К41 К. Минин и Д. Пожар-ский в начале XVII века: 1) организаторы народного ополчения для изгнания ино-странцев из России; 2) деятели русской церкви, выступавшие против граждан-ской войны в России; 3) претендентs на российский престол К42 Начало XVII в. было тяжелым. Это связано: 1) с династическим кризисом и борьбой за власть боярских кругов; 2) с польско-шведской интервенцией; 3) с восстанием крестьян; 4) все ответы верны Для сильных студентов предусмотрены блоки тестов с заданиями 3-го и 4-го уровней сложности [6]. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. 1. Разработаны тесты для измеримости знаний и сформированных компетенций, представляющие собой взаимосвязанную последовательность элементов матрицы, которая определяется не только алгоритмом и логикой решения учебных заданий, но и зависимостью получения правильного ответа от верного выполнения предыдущего. 2. Предложенные тесты на основе познавательно-деятельностной матрицы обеспечивают контроль и управление процессом обучения.
×

About the authors

Tamara B. Tarabrina

Samara State Technical University

Email: ttb2007@yandex.ru

Olga B. Voloshina

Samara State Technical University

Email: ttb2007@yandex.ru

References

  1. Волошина О.Б., Румянцева М.А., Федотов В.В. Отечественная история: Учеб.-метод. пособие. - Самара: СамГТУ, 2009. - 108 с.
  2. Волошина О.Б., Татаренкова Н.А., Тузова О.В. История Отечества: Курс лекций для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - Самара: СамГТУ, 2006. - 207 с.
  3. Волошина О.Б., Семенова Е.Ю. История отечественной экономики ХХ века: Практикум. - Самара: СамГТУ, 2009. - 48 с.
  4. Бирюкова А.Б., Волошина О.Б. История IX-XIX вв.: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2014. - 187 с.
  5. Полищук В.Н., Волошина О.Б. Некоторые проблемы идеологии высшего образования: исторический аспект и современность // Высшее образование, бизнес, предпринима-тельство - 2013: Сб. научных трудов; Самарский государственный технический университет, Поволжский институт бизнеса. - Самара, 2013. - С. 240-248.
  6. Рябинова Е.Н., Тарабрина Т.Б. Матричная модель формирования навыков самообразовательной деятельности у студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1 (19). - С. 138-144.
  7. Рябинова Е.Н., Тарабрина Т.Б., Кузнецов В.П., Хайрулина Р.Н. Компетентностный подход к организации самообразовательной деятельности студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 2 (20). - С. 207-214.
  8. Тарабрина Т.Б. Формирование и оценка инвариантов самообразовательной компетент-ности студентов // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 4(26). - С. 38-43.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Tarabrina T.B., Voloshina O.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies