The issue of quality of higher education in Russia


Cite item

Full Text

Abstract

In conditions of growing competition in the education market success can only count universities providing education of the highest quality. The modern world is radically changing consumer attitudes to higher education, forcing the change and the very system of higher education. The quality of educational services becomes a guarantee of the attractiveness of the university and the credibility of the consumers.This article discusses some aspects of the basic problems of higher education in Russia. Attention is paid to the problems of the quality of education, the small percentage of employment of professors and teaching staff of higher education in science, theproblem of a large number of universities in the number of population, the issue of remuneration of teachers and others.

Full Text

В настоящее время аппарат средней и высшей школы находятся в весьма непростом положении. Отчасти это обусловлено недостаточным количеством выпускников школ. По заявлению главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливано- ва, в ближайшие годы вузы столкнутся с нехваткой студентов. Как он отме-Анна Александровна Гнутова, кандидат экономических наук, доцент кафедры из- дательского дела и книгораспространенияСергей Александрович Нечитайло, кандидат экономических наук, доцент кафедрыиздательского дела и книгораспространениятил, в 2003 году количество выпускников 11 классов школ в России состави- ло 1,4 миллиона человек, а в 2014 году их число составило всего 650 тысяч [1]. Данная тенденция повлечёт за собой снижение общего числа студентов в России почти в 2 раза по сравнению с 2009 годом [2].Кстати, результаты прошедшего недавно единого государственного экза- мена показали, что со средним образованием в России также складывается довольно неутешительная ситуация. Около 20% российских школьников по- лучили бы двойки за ЕГЭ по русскому языку, если бы Рособнадзор не снизил минимальный балл, заявил ректор МГУ Виктор Садовничий. При этом руко- водитель вуза отметил, что такие результаты выявили необходимость повы- шения качества образования [3].Нельзя недооценивать тенденцию количества вузов, с одной стороны, это хорошо - много вузов, высока доля населения, обучающегося в них. Но, с другой стороны, более 40% вузов имеют численность студентов менее 1 ты- сячи. В них трудно добиться высокой концентрации профессоров и доцентов (лиц с учёными степенями), нет диссертационных советов и напрочь отсут- ствует научный сектор. Студенты имеют значительно меньший выбор в изу- чении различных дисциплин. Как правило, в подобных вузах слабая матери- ально-техническая база, почти нет современного оборудования и достаточ- ных библиотечных фондов.Основной прирост количества вузов произошёл за счёт увеличения частных вузов, которых за 15 лет появилось около 500, что в конечном итоге привело к резкому снижению качества российского образования в целом (табл1). Но в свя- зи с этим увеличилось количество студентов на 10 тыс. населения (табл. 2).Таблица 1Количество вузов в РСФСР и Российской Федерации за период 1970-2014 гг.годыКоличество всегогосударственныечастные1970457457-1980494494-1990514514-19957625691932000965607358200510686554132010115565346220111080634446201210476214322013102461241120141005602403Таблица 2Количество студентов на 10 тыс. населения в 2014 г. в странах мираСтранаЧисленность студентов на 10 тысяч населенияСША632Россия328Великобритания533Франция357Япония289Существует два термина: «качество обучения» и «качество образования», данные термины частично различны между собой, так как они обладают сле- дующими особенностями. Термин «качество обучения» включает в себя ре- зультат учебного процесса: организация учебно-методического процесса, со- стояние материально-технической базы, уровень квалификации профессор- ско-преподавательского состава и интеллектуальный потенциал студентов высшего учебного заведения. Говоря о «качестве образования», следует от- метить, что данный термин состоит из вышеперечисленных показателей «ка- чества обучения», а также включает в себя востребованность выпускника высшего учебного заведения в профессиональной деятельности и его оценку с точки зрения работодателя.Еще одной проблемой высшего образования в России является проблема того, что в российских вузах нет высокой науки, а если и есть, то её доля мала по сравнению с западными университетами. В европейских и американских вузах сотрудников занятых научной деятельностью, примерно столько же, сколько занято в учебном процессе. Кроме того, и сами преподаватели имеют достаточно времени на научную работу. В наших университетах преподава- тели занимаются и учебной и научной работой одновременно, да и финанси- рование вузовской науки незначительное. А в международных рейтингах ву- зов на первом месте как раз идут результаты научной деятельности вуза и его сотрудников (открытия, цитируемость, внедрение и т.д.).Среди проблем образования существует проблема заработной платы про- фессорско-преподавательского состава. Сегодня зарплата профессоров в рос- сийских университетах чрезвычайно мала и не стимулирует молодёжь к научно-исследовательской и преподавательской карьере. На рисунке видно, на каком месте по оплачиваемости труда профессоров находится Россия.Высшее образование в современной России пострадало от внутренней«утечки мозгов» в другие профессии, а также внешней - за границу. Потеря кадров и сложности с набором молодых сотрудников резко повысили сред- ний возраст профессорско-преподавательского состава. Потеря профессоров, находящихся на пике профессиональной карьеры, и сложности с набором мо- лодых талантливых специалистов ведут к общему понижению интеллекту- ального уровня в системе образования. Средний возраст штатных преподава- телей по государственным вузам Самарской области составляет 51,9 года.Основой социальной мобильности и дальнейшего снижения социально- экономической дифференциации в обществе является предоставление каче- ственного образования для всего населения нашей страны.Так, к примеру, абитуриент изначально очень тщательно подходит к во- просу выбора высшего учебного заведения, так как, получив качественное образование и став образованным специалистом в определенной области дея- тельности, он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, ведь именно высокое качество профессионального образования проявляется в уровне востребованности выпускником учреждений профессионального об- разования на рынке труда.Начальный, средний и высший уровни оплаты труда профессоров в разных странах мира (в тыс. долларов США, до выплаты налогов)В повышение качества образования основную роль играет преподава- тельский состав. Только преподаватель постоянно совершенствующейся в своей деятельности, с высоким уровнем квалификации, профессиональным и интеллектуальным уровнями сможет передать знания учащимся [4].Сегодня, в условиях нарастающей конкуренции на рынке образователь- ных услуг, на успех могут рассчитывать лишь вузы, обеспечивающие образо- вание наивысшего качества. Бурно изменяющийся мир коренным образом меняет отношение потребителей к высшему образованию, вынуждая изме- няться и саму систему высшего и послевузовского образования. Качество об- разовательных услуг становится гарантией привлекательности вуза и доверия к нему потребителей. Причем с точки зрения потребителей образовательных услуг вузов, а это в настоящее время в основном население страны, привлека- тельным является тот вуз, который при наименьших затратах (умственных, физических и материальных) дает гарантию (или ее видимость на этапе по- ступления) безусловного получения престижного высшего образования.В системе высшего образования, как общественном институте, прослежи- ваются все тенденции, отражающие насущные требования современности. Примером может служить то, что в 2009 г. на очную форму обучения в Рос- сии зачислены 377 тыс. человек и сейчас мы занимаем третье место в мире по числу студентов после Финляндии и Польши [5]. Этот пример говорит о многом, как с положительной, так и с отрицательной стороны.Как видно, что и без того актуальная проблема оценки и управления ка- чеством образовательных услуг усугубляется еще и тем, что за последние де- сятилетия высшее образование приобрело широкомасштабный характер. По- вальное поступление огромного большинства выпускников школ в вузы ста- ло вызывать растущее беспокойство государства, в том числе и за качество и эффективность вузовского образовательного процесса. Но, как справедливо отмечает исследователь вопросов качества высшего образования С.И. Плак- сий [6], о качестве образования все говорят, но никто точно не знает, что это такое и как его однозначно и четко определить и измерить.Программный документ ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образо- вания» рассматривает качество образования как многостороннюю концеп- цию, охватывающую все основные функции и виды деятельности вуза и включающую в виде важной составляющей возможность выпускника быстро и эффективно включиться в трудовую деятельность в интересах общества, работодателя и для своей пользы [7].Руководитель Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Н.А. Селезнева так определяет понятие «качество высшего об- разования»: «Качество высшего образования (в широком смысле) - это сба- лансированное соответствие высшего образования (как результата, как про- цесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам); системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) высшего образования (как результата, как процесса, как образо- вательной системы)».[8]В научном докладе «Теоретико-методологические основы качества выс- шего образования» А.И. Субетто дает следующее определение: «Качество высшего образования есть его соответствие целям высшего образования, национальной доктрине образования в Российской Федерации, требованиям социально-экономического развития российского государства, повышения качества интеллектуальных и в целом человеческих ресурсов России, прио- ритетам технологического развития и в целом «экономики знаний», потреб- ностям развития личности, требованиям обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда и в целом конкурентоспособности России» [9].По определению профессора Э. Короткова, - «Качество образования - это комплекс характеристик профессионального сознания, определяющих способ- ность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями экономики на современном этапе развития» [10].Многие авторы определяют качество образования как качество функцио- нирования системы образования. Однако некоторые специалисты трактуют его как достижение обучающимися заданного (нормативного) уровня знаний.Зачастую при оценке качества образования в том или ином вузе исполь- зуются количественные, формализованные показатели (количество профес- соров, книг, научных исследований и т.д.), что приводит к субъективной оценке качества. Часто такой подход можно наблюдать при выстраивании рейтингов вузов.На наш взгляд качество образования должно оцениваться в соответствии с условиями, потребностями общества и личности не только в данный мо- мент, но и с точки зрения его ориентированности на тенденции развития об- щества в будущем.С.И. Плаксий так трактует понятие «качество образования»: это, во- первых, качество образованности выпускников учебных заведений с точки зрения общественных потребностей самих выпускников, их подготовленно- сти; во-вторых, система обеспечения качества образовательных услуг, вклю- чающая в себя основные структурно-функциональные аспекты деятельности учебного заведения, влияющие на качество образования учащегося [6].Анализируя понятие «качество образования» Л.В. Хасбутдинова [8] вы- деляет наиболее часто встречающиеся в настоящее время два подхода к оценке качества образования.Первый подход - гуманистический, ориентированный на обеспечение по- требности обучающегося в объективной оценке качества его образования. При данном подходе главный критерий качества образования - уровень са- мореализации личности в деятельности, в т.ч. и профессиональной. Здесь оценка качества предназначена для объективной фиксации результата подго- товки специалиста. Сторонники гуманистического подхода выступают про- тив отмены традиционных форм оценивания.При гуманистическом подходе возможно и необходимо участие студен- тов в оценке качества преподавания, так как студенты, овладевая учебной дисциплиной, видят больше, чем кто-либо, как связаны качество преподава- ния и содержание обучения. Студенты больше кого-либо заинтересованы всовершенствовании качества процесса образования, так как им нужны каче- ственные знания, опыт и способности.Второй подход к оценке качества образования - технологический. Сто- ронники технологического подхода основными критериями качества образо- вания считают внешние показатели: успеваемость, условия организации об- разовательного процесса, число научных исследований и др. Студент в этом подходе рассматривается, прежде всего, как «сырье» для образовательного учреждения, и лишь затем как потребитель услуги образования, стоящий в одном ряду с равнозначными потребителями - предприятиями, организация- ми, государством. Основное предназначение системы образования в данном случае состоит в выявлении и обеспечении реальных потребностей потреби- телей образования путем отбора качественного «сырья» и доведения его до качественного «продукта».Приверженцы технологического подхода утверждают, что традиционные экзамены и зачеты не эффективны. Как только студент прошел входной тест (т. е. был принят), любой провал в завершении программы данной ступени образо- вания должен рассматриваться как дефект качества обучения в вузе: либо вход- ные испытания были негодными, либо качество образования вуза не учитывает некоторые проблемы студентов. Поэтому множественные испытания каждого студента по каждому из курсов в каждом семестре - это слишком большой объ- ем испытаний, лучше каждый семестр выбрать случайно несколько студентов для испытаний, чтобы определить качество процесса обучения.При технологическом подходе участие студентов в оценке качества пре- подавания исключено, так как студенты сами еще не овладели учебной дис- циплиной, поэтому не имеют критерия для оценивания. Преподаватель и без их мнения видит качество овладения студентами этой дисциплиной, или мне- ния студентов ему безразличны. Студентам же нравятся только нетребова- тельные преподаватели.Несмотря на различия в двух подходах к оценке качества образования есть общее в требованиях: оценка качества образования должна осуществ- ляться по однозначным, понятным и личностно значимым для студента, пре- подавателя, администратора, работодателя и других заинтересованных лиц критериям. Только при этих условиях можно рассчитывать на заинтересован- ное участие студента в овладении способами решения профессиональных за- дач, на высокий уровень самореализации выпускника вуза в трудовой дея- тельности. Студент должен быть обеспечен как общей информацией о связи обучения и основных профессиональных задач, которые ему предстоит ре- шать в профессиональной деятельности, так и частной - о содержании и формах самоподготовки, об организации учебного процесса и др.Измерить качество высшего образования, дать его целостную, объектив- ную оценку в настоящие время очень сложно, т.к. все имеющиеся сегодня подходы ограничены и имеют свои недостатки. Оценивать текущие, итоговые и отдаленные результаты образования можно при наличии простых, ясных и удобных в обращении критериев оценки качества образования, которых пока нет. Думается, что такие критерии появятся в результате дальнейшей работывузов по сближению уж слишком разнополярных гуманистического и техно- логического подходов к оценке качества образовательных услуг.Однако, наибольшей популярностью пользуется официальный рейтинг вузов Минобрнауки РФ, выделяющий лучшие вузы в каждой из групп вузов: государственных классических и технических вузов, педагогических и линг- вистических, экономических, медицинских, архитектурных и художествен- ных, вузов государственной службы, физической культуры и т.д. В настоящее время в российских вузах существует внутренняя и внешняя система оценки качества образовательных услуг.Внутренняя система оценки качества образовательных услуг производит- ся в вузах в формах итоговой и поэтапной аттестации обучаемых, входной оценки абитуриентов, психодиагностики, социодиагностики учебных заведе- ний, а также самоаттестации учебных заведений и их подразделений.Внешняя система оценки качества образования представлена междуна- родными и государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонен- тов профессионального образования. Кроме того, происходит формирование общественных институтов аккредитации на базе различных научно- педагогических и научных ассоциаций и объединений.В своей работе [11] Н.А. Борисенко пишет, что основным достоинством этого рейтинга является то, что он основывается на ряде объективных показа- телей. В их числе: общая численность студентов; величина приема и конкурс на вступительных экзаменах; величина платного контингента и платного приема; обеспеченность персональными компьютерами, учебниками и учеб- ными пособиями вузовских библиотек; общий библиотечный фонд; обеспе- ченность студентов местами в общежитиях; вовлеченность профессорско- преподавательского состава вузов в научные исследования; число защит док- торских и кандидатских диссертаций; прием и число аспирантов, выпуск из аспирантуры с защитой кандидатской диссертации, число докторантов и т.д. Учитывается также число направлений, по которым ведется подготовка кад- ров и число специальностей подготовки, наличие филиалов и представитель- ств и ряд других факторов. Эти показатели важны для сравнительной оценки вузов, но главный их недостаток состоит в том, что все это преимущественно параметры, характеризующие деятельность вуза с экстенсивной стороны. Например, в настоящее время снижается значение таких показателей, как вели- чина конкурса на приемных экзаменах (это связано с ЕГЭ), численность аспи- рантуры (аспирантура обеспечивает отсрочку от армии и во многом из-за этого наблюдается рост платной аспирантуры). Большое значение в методике расчета рейтинга Минобрнауки придается профессорско-педагогическому составу, но часто бывает так, что предмет преподает профессор, являющийся специалистом совсем в другой области. Количество студентов тоже повышает рейтинг, хотя многие абитуриенты предпочитают учиться в небольших группах.В соответствии с требованиями Госстандарта и норм аккредитации для оценки качества высшего образования, применяют несколько показателей:качество педагогического персонала;качество профессиональных образовательных программ;качество обеспеченности информационно-образовательной среды;качество знаний абитуриентов;качество знаний студентов;качество педагогической деятельности;качество управления образовательным процессом в вузе.Помочь дать комплексную оценку качества образования могут непосред- ственные потребители образовательных услуг - студенты, выпускники и ра- ботодатели. Для этого проводятся опросы студентов («Учебный процесс гла- зами студента», «Преподаватель глазами студента»), мониторинги трудо- устройства выпускников, опросы работодателей о профессиональной подго- товленности выпускников вузов.В заключение можно еще раз отметить, что в условиях повышения требо- ваний государства и общества к качеству профессионального образования и обостряющейся конкуренции на рынке образовательных услуг, в частности высшей школы, успешная работа любого вуза невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по улучшению качества образования.
×

About the authors

Anna. A Gnutova

Samara State Aerospace University (National Research University)

Cand. Econ. Sci., Assistant Professor of Department of Publishing and Book Distribution 443086, Samara, Moscow Rd., 34

Sergei. A Nechitaylo

Samara State Aerospace University (National Research University)

Cand. Econ. Sci., Assistant Professor of Department of Publishing and Book Distribution 443086, Samara, Moscow Rd., 34

References

  1. Глава Минобрнауки признал: качество высшего образования в России не улучшается вопреки миллиардным вливаниям http://www.newsru.com/russia/10jul2014/livanov.html
  2. Менеджмент образования: учеб. пособие / под ред. А.П. Егоршина. - М.: Логос, 2009. - 308 с.
  3. Двойку за ЕГЭ по русскому языку мог получить каждый пятый школьник, если бы минимальный балл не снизили Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/19jun2014/ekzamen.html - Загл. с экрана.
  4. Повышение качества высшего образования в Российской Федерации Режим доступа: http://old.creativeconomy.ru/articles/11716/ - Загл. с экрана.
  5. Прикладная кризисология в сфере вузовского образования Режим доступа: http://unisolidarity.ru/?p=2892 - Загл. с экрана.
  6. Плаксий С.И. Парадоксы высшего образования. - М., 2005. - С. 133.
  7. Захаров, Ю.А. Основные пути повышения качества высшего образования[Текст]/ Ю.А. Захаров, В.А. Москинов // Унив. упр.: практика и анализ. - 2005. -№ 1. - С. 100-103.
  8. Хасбутдинова Л.В. Качество образования как элемент концепции качества жизни // Экономика образования, 2005. - №6. - С. 58-59.
  9. Селезнева Н.А., Субетто А.И. Теоретико-методологические основы качества высшего образования (научный доклад) Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120115.htm - Загл. с экрана.
  10. Коротков Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста //Высшее образование в России. - 1995. - № 2. - С. 72-78.
  11. Борисенко Н.А. Проблема оценки качества высшего образования в России. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/34/82 - Загл. с экрана.
  12. Глава Минобрнауки признал: качество высшего образования в России не улучшается вопреки миллиардным вливаниям Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/10jul2014/livanov.html - Загл. с экрана.
  13. Депцова Т.Ю. Учебная книга в контексте диалога культур [Текст] / Т.Ю. Депцова, Л.И. Орешкина: монография. - Мин-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. аэрокосмический ун-т С.П. Королева (нац. исслед. ун-т)». Самара, 2010.
  14. Ерохина Л.И. Проблемы формирования научных школ в современных условиях[Текст] / Л.И Ерохина, Е.В. Башмачникова // Вестник Поволжского гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. - 2012. - № 22. - С. 196-198.
  15. Нечитайло А.А. Организация управления и контроля эффективности образовательного франчайзинга [Текст] / А.А. Нечитайло, Н.В. Прядильникова,А.Е. Козлова // Вестник Поволжского гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. -2013. - № 6 (32). - С. 90-93.
  16. Сколько стоит профессор? Режим доступа: http://www.pravmir.ru/skolko-stoit-professor - Загл. с экрана.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Gnutova A.A., Nechitaylo S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies