Том 19, № 1 (2022)

Обложка

Весь выпуск

Направления модернизации образования

Геймификация в условиях цифровой трансформации образования

Широколобова А.Г.

Аннотация

Статья обращается к одной из актуальных проблем современного образования — геймификации в условиях цифровой трансформации образования. Цифровая трансформация образования создала не только проблему необходимости изменить систему обучения, но и дала большие возможности для преподавателей — использовать синтез лучших традиций обучения и внедрять цифровые технологии в учебный процесс, поскольку цифровые технологии радикально меняют форму преподавания дисциплин. Проведен обзор научной литературы по исследуемому вопросу, который позволил сделать выводы, что в научных публикациях геймификация получила применение преимущественно в трех областях знаний: маркетинг, информационный менеджмент и образование. Целью исследования является создание уровневой системы геймификации по техническим и гуманитарным дисциплинам как элемента электронных курсов на платформе LMS Moodle, позволяющей формировать и оценивать гибкие навыки (soft skills) и повышать мотивацию обучающихся по смешанной модели. Методами исследования явились: анализ и обобщение методической литературы по теме, абсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, анкетирование), эксперимент. Практическую базу исследования составили задания по дисциплинам «Иностранный язык», «Сопротивление материалов», «Философия», «Безопасность жизнедеятельности», «История России», «Инженерная графика», для которых разрабатывались электронные курсы для реализации учебного процесса по смешанной модели обучения на платформе LMS Moodle в техническом вузе. Рассмотрено определение термина «геймификация». Проведен эксперимент по разработке электронного курса на платформе LMS Moodle с внедрением геймификации в учебный процесс. Автором предложена четырехуровневая система геймификации, интегрированная в электронные курсы, позволяющая сформировать, оценить сформированность гибких навыков и повышающая мотивацию к обучению.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(1):5-20
pages 5-20 views

Сетевая форма как инструмент повышения качества образования в условиях цифровизации

Шляхтина Н.В.

Аннотация

Современное образовательное сообщество в условиях цифрового мира рассматривает сетевую форму реализации образовательных программ как инструмент повышения качества образования. Сетевая форма реализации образовательных программ как инновационная деятельность в школах — участниках регионального проекта «Современная школа» основана на использовании ресурсов нескольких образовательных организаций с целью устранения дефицитов собственно базовой организации. Сетевая форма позволяет максимально широко использовать материально-технические и инфраструктурные ресурсы, обновленные за счет поставки цифрового оборудования и качественно нового обучения педагогических кадров. В статье обосновывается актуальность внедрения сетевой формы реализации образовательных программ. Представлены результаты ежеквартального мониторинга образовательных организаций, в которых созданы центры образования «Точка роста», реализующие программы цифрового профиля, в том числе с применением сетевой формы и дистанционных образовательных технологий. Предметом исследования является образовательная деятельность школ по реализации программ цифрового профиля, в том числе в сетевой форме. Определены модели реализации образовательных программ в сетевой форме с использованием оборудования центров образования «Точка роста», предложены управленческие решения для повышения качества реализации программ в сетевой форме. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической и управленческой практике. Рассматриваемые в статье вопросы являются предметом активного обсуждения в педагогическом сообществе и актуальны в связи с необходимостью искать новые пути повышения качества образования и формы управления качеством и процессом реализации программ в сетевой форме.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(1):21-34
pages 21-34 views

Педагогика высшей школы

Оценка влияния методов обучения на уровень функциональной грамотности

Биткина И.К.

Аннотация

Настоящая статья содержит результаты исследования по оценке влияния методов обучения на уровень функциональной грамотности студентов. Актуальность проводимого исследования определяется значимостью разработки научной основы для подготовки современных программ обучения высшего образования, направленных на развитие «жестких» и «гибких» навыков будущих специалистов. На основе анализа отечественных и зарубежных научных источников и накопленного педагогического опыта выявлены особенности и составляющие понятия «функциональная грамотность», на основании чего сделан вывод о комплексном характере данного понятия. Данный характер позволяет применять различные формы оценки достижения составляющих понятия «функциональная грамотность», что реализовалось в ходе нашего эксперимента, результаты которого нашли отражение в настоящей статье. В настоящее время в педагогической науке в неполной степени исследовано влияние различных форм обучения на уровень функциональной грамотности студентов. Целью исследования являлась оценка влияния методов обучения на уровень функциональной грамотности учащихся. Базовым методом исследования является научный эксперимент. В качестве материала эксперимента выступали классические и инновационные (интерактивные) формы и технологии проведения практических занятий. В качестве объекта исследования были выбраны две группы студентов, обучающихся по направлению «Экономика» на выпускном курсе. Для достижения цели исследования проведено последовательное многоэтапное исследование. По результатам исследования сделаны рекомендации о возможности применения различных форм обучения с целью повышения функциональной грамотности обучающихся. Раскрыты возможности применения интерактивных форм обучения для повышения функциональной грамотности студентов социогуманитарных направлений подготовки.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(1):35-48
pages 35-48 views

Подходы к формированию коммуникативной личности будущего преподавателя в курсе «Академическое красноречие»

Филиппова О.В.

Аннотация

В статье предпринята попытка разработать совокупность подходов к формированию коммуникативной личности будущего преподавателя на занятиях курса «Академическое красноречие» в магистратуре, систематизировать и обобщить опыт применения технологии риторизации в целях обучения стратегиям и тактикам профессиональной речи в академической сфере. Для обучения студентов-магистрантов академическому красноречию необходимо учитывать структуру и характеристики коммуникативной личности преподавателя, ведущие стратегии и тактики академического дискурса, жанровые особенности академической речи и продуктивные технологии, применяемые в сфере профессионального образования будущих педагогов. В связи с этим автор попытался сформулировать подходы к формированию коммуникативной личности будущего преподавателя, отражающие традиции академического красноречия и современные тенденции в сфере профессионального риторического образования, обосновать актуальность использования в качестве дидактического материала учебного пособия доктора педагогических наук Т.А. Ладыженской «Живое слово» как образца академического красноречия. Автором раскрывается понятие «коммуникативная личность преподавателя» и описывается совокупность основных педагогических подходов к организации эффективной работы обучающихся на занятиях курса «Академическое красноречие». Обсуждаются условия, которые определяют эффективность организации занятий, обогащающих студентов коммуникативным опытом в сфере профессионального общения и риторической практикой, формирующих ценностные установки и умения отбирать оптимальные языковые средства при создании академической речи как средства решения профессиональных задач. В рамках рассмотрения ценностно-аксиологического, жанроориентированного, личностно-профессионального и проблемно-праксиологического подходов к формированию коммуникативной личности будущего преподавателя описываются приемы технологии риторизации на уровне обучения предмету: риторический анализ, риторическая задача и риторическая игра. Внедрение в образовательный процесс рассмотренных подходов и приемов позволило приблизить обучение к потребностям современной академической практики и показало его эффективность в формировании универсальных, общекультурных и общепрофессиональных компетенций, необходимых будущему преподавателю.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(1):49-64
pages 49-64 views

Методика формирования soft skills у студентов вузов: теоретический и практический аспекты

Ускова Б.А., Фоминых М.В.

Аннотация

В данной статье описаны теоретический и практический аспекты методики формирования soft skills у студентов вузов. Инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. В частности, это относится к сфере образования. Что касается профессионального образования — вуз должен поддерживать интерес к современным технологиям, социально-экономическим изменениям в обществе, развитию новых тенденций и направлений. К таким процессам относится формирование надпрофессиональных навыков, другими словами, soft skills. Они не связаны с конкретной профессией, но важны для карьеры и продвижения в ней. Процесс формирования таких навыков можно реализовать на занятиях по английскому языку. В связи с этим для создания условий, способствующих формированию soft skills, а также с целью сделать процесс обучения более познавательным и запоминающимся авторами статьи был разработан сборник заданий для формирования компетенций soft skills. Так как развитие данных навыков важно для подготовки к будущей профессии; целевой аудиторией являются студенты младших курсов. Цель данной статьи — теоретическое обоснование методики формирования компетенций soft skills. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в методике преподавания иностранных языков.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(1):77-92
pages 77-92 views

Элементы геймификации и онлайн-ресурсы в обучении лексике английского языка будущих инженеров

Швайкина Н.С., Опарина К.С., Колосова Е.И.

Аннотация

Статья посвящена геймификации как одному из ведущих трендов во всех отраслях человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Современный молодой специалист должен обладать сформированной иноязычной коммуникативной компетенцией, чтобы максимально эффективно выполнять профессиональные обязанности. Кроме того, владение иностранным языком способствует гармоничному развитию личности и дает базу для дальнейших достижений. Целью данной работы является определение понятия «геймификация» в образовательном дискурсе, выявление ее ключевых характеристик, а также отличий от понятия «игра». В практической части статьи авторы предприняли попытку определить эффективность применения геймификации и интернет-источников для обучения лексике английского языка студентов технических направлений подготовки. Кроме того, приводится список конкретных онлайн-ресурсов, которые могут быть использованы на занятиях. Данное исследование проводилось с использованием теоретических и практических методов. Теоретическими методами являются анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и других нормативных документов, регламентирующих учебный процесс в вузе, а также обзор и систематизация теоретических и практических работ исследователей в данной области. Результаты практической части исследования были получены в ходе педагогического наблюдения, анкетирования, тестирования и эксперимента, а также в ходе фронтальной беседы и индивидуального интервью. Результаты исследования могут быть применены в преподавании английского языка студентам-бакалаврам всех технических направлений подготовки, в рамках освежающего курса для магистрантов неязыковых специальностей. Кроме того, следует отметить, что использование геймификации возможно как на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе студентов.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(1):65-76
pages 65-76 views

Социальная психология

Влияние лицевой стигмы и физической привлекательности на формирование впечатления о человеке

Зорина С.В.

Аннотация

При восприятии лица впечатление о человеке формируется в результате обработки совокупности знаков (особенностей лица). Значительная часть этих сигналов изучена достаточно подробно, но информации о том, как они взаимодействуют между собой, пока недостаточно. Исследование направлено на изучение механизма формирования впечатления в результате восприятия двух сигналов, оказывающих противоположное воздействие: физической привлекательности и стигмы дизэмбриогенеза (орбитального гипертелоризма, проявляющегося в увеличении расстояния между внутренними углами глаз). Физическая привлекательность усиливает положительное впечатление, в то время как лицевая стигма способствует складыванию негативного мнения о человеке. Мы ожидали, что впечатление будет зависеть от взаимодействия сигналов между собой. В эксперименте участники (200 чел.) выносили суждение о трех группах переменных: чертах личности, степени желаемой межличностной близости, надежности человека (опасности и потенциальной криминогенности). Для выявления взаимодействия сигналов использовалось разделение фотоизображения на две части. Такой прием затрудняет целостное восприятия лица, ослабляя влияние лицевых сигналов. То есть изменения в области глаз оказывают меньшее воздействие на общее впечатление, потому что верхняя и нижняя половины лица воспринимаются по отдельности. Гипотеза подтвердилась для социальных суждений о надежности человека. Для физически привлекательных лиц нарушение целостности способствовало росту приписываемой вероятности совершения убийства и мошенничества, для физически непривлекательных — снижению воспринимаемой опасности и степени возможности совершения мошеннических действий. Воспринимая лицо другого человека, субъект перцепции формирует целостное впечатление, в котором интегрируются исходные части информации в зависимости от их веса; например, сильный сигнал элиминирует слабый. Полученный результат показывает, что физическая привлекательность ослабляет влияние стигмы дизэмбриогенеза на оценку потенциальной криминогенности, формируя позитивное предубеждение.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(1):93-106
pages 93-106 views

Характеристики жизнеспособного лидера гуманитарной организации

Плющева О.А., Махнач А.В.

Аннотация

Под влиянием экологических, экономических, политических и других перемен организации, сотрудники и их лидеры неизбежно и регулярно сталкиваются с теми или иными воздействиями, отражающимися в переживании неопределенности их будущих перспектив. Чтобы противостоять этим кризисам, восстанавливаться и развиваться дальше, организации должны сформировать в своем составе жизнеспособных лидеров и сотрудников. Развитие жизнеспособных лидерских стратегий повышает возможности позитивно влиять на весь персонал организации и становится стратегическим преимуществом в преодолении сложных периодов. Мы убеждены, что такое развитие жизнеспособного лидерства должно быть применено специфично и адресно по отношению к каждой конкретной организационной среде, ее особенностям и задачам. В связи с этим целью нашего исследования стал анализ того, какие характеристики лидеров организации специалисты определяют как жизнеспособные и могут ли субъективные представления сотрудников способствовать выбору методов укрепления организационной жизнеспособности. В эмпирическом исследовании приняли участие специалисты некоммерческой организации, выполняющие профессиональные обязанности штатных сотрудников и профессиональных волонтеров. В качестве метода исследования был применен контент-анализ. Полученные результаты показали, что изучение особенностей субъективных представлений сотрудников организации о характеристиках жизнеспособности их лидеров могут дать понимание того, какие зоны лидерских стратегий требуют изменений, какие достаточно ресурсны и могут быть использованы для определения мер поддержки, что и будет способствовать целенаправленной и точечной помощи, требующейся организации для укрепления ее жизнеспособности и жизнеспособности ее сотрудников. Дальнейшие исследования в этой области будут полезны для более глубокого понимания феномена профессиональной жизнеспособности и применимы в практических целях для управления профессиональной жизнеспособностью, помогающей организациям и специалистам преодолевать кризисы, восстанавливаться и продолжать свое развитие.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(1):107-124
pages 107-124 views

Социально-психологическое исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи

Чернышова Е.Л., Иванов Д.В., Рощупкина Е.И.

Аннотация

На основе анализа философской, социологической, педагогической и психологической литературы показано, что фундаментальной составляющей правового сознания каждого человека является степень его духовного совершенства и зрелости. Ценностные и духовно-нравственные предпосылки, в свою очередь, являются основой права и делают поведение индивида в обществе целесообразным. Авторы статьи акцентируют свое внимание на участившихся случаях делинквентного поведения среди учащейся молодежи. Ими подмечено, что среди привычного спектра форм делинквентного поведения появилась новая форма — девиантная социально-политическая активность. Авторами статьи видится проблема противоречия между реальным состоянием правового сознания учащейся молодежи и недостаточной изученностью взаимосвязи правосознания с индивидуально-психологическими особенностями и ценностными ориентациями учащейся молодежи. Стремление найти пути разрешения обозначенного противоречия определило цель проведенного авторами статьи исследования: изучить взаимосвязь правосознания со склонностью к девиантному поведению и с индивидуально-психологическими особенностями и ценностными ориентациями учащейся молодежи г. Самары, принявшей участие в несанкционированных акциях протеста в январе 2021 г. В статье представлены результаты эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей и ценностных ориентаций учащейся молодежи, принимавшей участие в несанкционированных акциях протеста в январе прошлого года. На основании результатов исследования было установлено, что испытуемые выборки действительно склонны к делинквентному поведению, у них низок уровень волевого контроля аффективной сферы, выраженная склонность к агрессии и насилию на фоне негативистических установок по отношению к социальным нормам и правилам, уровень правосознания низок, не сформировано позитивное отношение к праву, а высшие, духовные ценности отвергаются. В числе предпочитаемых находятся ценности гедонистического и глорического вектора.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(1):125-140
pages 125-140 views

Общая психология

Неопределенность образа нарушений потребительского поведения в представлениях студентов

Аксютина З.А., Ильин А.Н.

Аннотация

Наше время называют эпохой потребления. Потребительство как явление стремительно развивается в пространстве России и является одной из психологических характеристик современной молодежи, в том числе и студенчества. Данная работа посвящена исследованию неопределенностей образа нарушений потребительского поведения в представлениях студентов. Цель исследования заключалась в выявлении представлений студентов о нарушениях потребительского поведения. Для достижения цели исследования представлен обзор исследований по особенностям потребительского поведения в современных российских гуманитарных публикациях за последние пять лет. Выявлены наиболее актуальные аспекты познания психологии потребительского поведения: феноменология, определение понятия, отклонения в потребительском поведении и другое. Обнаружено, что потребительство способно привести к заболеванию — аффлюэнции. Предполагалось, что представления студентов о нарушениях потребительского поведения характеризуются размытостью и неопределенностью в силу того, что данный аспект не является предметом их профессиональной подготовки. Была проведена диагностическая беседа с 72 студентами педагогического университета в возрасте от 20 до 24 лет. Полученные в ходе опроса данные интерпретировались с применением метода пентаграммы у-син. Дан анализ представлений студентов о психологических нарушениях потребительского поведения. Выявлены антимотивы потребления, которые на основе теории потребностей А. Маслоу были смоделированы в отраженную пирамиду потребностей. В заключение указывается, что выдвинутая гипотеза не нашла своего подтверждения.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(1):141-152
pages 141-152 views

Когнитивные ошибки созависимых как способ защиты от неопределенности

Артемцева Н.Г., Малкина С.А.

Аннотация

Статья посвящена проблеме изучения внутреннего субъективного мира созависимой личности. Несмотря на активное научное исследование феномена созависимости в последнее время, в этой области все еще остается пространство для новых идей. Данная проблема является интересной и актуальной как для психологической науки в целом, так и для практической и консультативной психологии.

Целью исследования, представленного в статье, является выявление когнитивных ошибок, присущих лицам с актуализированной созависимостью. Созависимость рассматривается как состояние, включающее в себя набор определенных паттернов мышления и поведенческих характеристик. Когнитивные ошибки — это бессознательные ошибки мышления, автоматические паттерны, которые работают, минуя сознательный мыслительный процесс.

В результате исследования обнаружена выраженность определенных когнитивных ошибок у созависимых субъектов. Выявлены когнитивные ошибки мышления, которые присутствуют и в группе актуализированных созависимых, и в группе неактуализированных созависимых. При сравнении показателей выраженности когнитивных ошибок у созависимых мужчин и женщин обнаружена общая тенденция наличия когнитивных ошибок: у актуализированных созависимых показатели мужчин и женщин не отличаются, а у неактуализированных созависимых у женщин практически все когнитивные ошибки значительно более выражены, чем у мужчин. Показано, что у лиц с актуализированной созависимостью преобладают когнитивные ошибки, направленные на избегание неопределенности. Делается вывод, что когнитивные ошибки, выявленные у созависимых, не просто связаны с состоянием неопределенности, но и могут быть способом защиты от нее. Результаты исследования могут быть использованы в выработке психотерапевтических стратегий работы с проявлениями созависимости через осознание и коррекцию когнитивных ошибок.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(1):153-166
pages 153-166 views