The methods of forming soft skills of university students: theoretical and practical aspects

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This paper describes the theoretical and practical aspects of the methodology for the formation of students’ soft skills. Innovation processes are implemented today in almost all spheres of human activity. In particular, this applies to the field of education. As for professional education, the university should maintain interest in modern technologies, socio-economic changes in society, and the development of new trends and directions. Such processes include the formation of supra-professional skills, in other words, soft skills. They are not related to a particular profession, but are important for a career and advancement in it. The process of forming such skills can be implemented in English classes. In this regard, to create conditions conducive to the formation of soft skills, as well as to make the learning process more informative and memorable, the authors of the paper developed a set of tasks for the formation of soft skills competencies. Since the development of these skills is important for preparing for a future profession, the target audience is junior students. The purpose of this paper is a theoretical justification of the methodology for the formation of soft skills competencies. The practical significance of the research lies in the fact that the results can be used in the course of foreign languages teaching methodology.

Full Text

Введение

В связи с прогрессивным развитием общества на современном этапе в корне меняется взгляд на способности молодого специалиста. Если раньше работодатели обращали внимание только на технические навыки, то сейчас они ориентируются и на некогнитивные навыки. Однако развитию данной группы навыков уделяется недостаточное внимание. Преподаватели нацелены на то, чтобы обучение было эффективным, формулируя цель занятия исходя из непосредственного требования к усвоению учебного материала. Вследствие этого формирование и развитие soft skills отходит на второй план. Сформулировать реальную цель занятия и эффективно смоделировать процесс, базирующийся на развиваемых soft skills, согласно коммуникативному полю — непростая задача. Этим обусловлена проблема данного исследования — недостаточный уровень сформированности компетенций soft skills.

В отечественной и зарубежной литературе имеются исследования на предмет формирования «гибких» навыков, но требуется дальнейшее детальное изучение проблемы, поэтому разработка данного научного материала может оказаться полезной для ученого сообщества, что определяет актуальность исследования.

В современном российском обществе молодежь следует рассматривать как важнейший стратегический ресурс государства, за которым идет будущее и от которого зависит развитие важнейших социальных отраслей [1–3].

Среди качеств личности специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, особое место занимают soft skills, которые считаются одним из показателей динамично развивающейся области образования. Именно система образования определяется важнейшим институтом социализации личности, который представляет собой единый процесс, где обучение и воспитание ориентированы на подготовку просвещенных, эрудированных, культурных и креативно мыслящих специалистов. Soft skills — это «надпрофессиональные» навыки, без которых каждому индивиду, желающему добиться жизненного успеха, будет сложно. Поэтому формировать их начинают в школе, а развивать — в университете, для того чтобы обеспечить конкурентоспособность на рынке труда и добиться успеха в профессиональной деятельности.

Обзор литературы

Стоит сказать, что soft skills — это составное выражение, и каждое из слов в данном словосочетании объясняет ключевые стороны концепции.

Слово «skill» в переводе с английского означает «навык», оно выделяет практическую функцию. У него есть множество определений, но в выражении soft skills слово «навык» следует рассматривать как нечто большее, чем техническая способность. Американские реформаторы образования Клакстон Г., Коста А. и Каллик Б. значение слова «навык» трактуют как умение овладевать трудноконтролируемыми действиями (the ability to master hardly controlled actions) [4].

Необходимо отметить, что в современной педагогической науке термины «навык» и «компетенция» зачастую употребляются как синонимы. Под компетенцией подразумевается личностная способность человека решать определенную область профессиональных задач. Можно сказать, что компетенция — это совокупность сформированных навыков.

Слово «soft» в переводе с английского означает «мягкий». В данном случае принято считать, что soft skills появились как оппозиция к hard skills. Если «hard» имеет значение «то, что трудно сделать или справиться с чем-либо», то «soft» означает «то, что не требует усилий», тем самым отрицается значимость данных навыков [4]. Из-за своей субъективности «мягкие» навыки часто остаются недооцененными, но все же эксперты из области управленческого консалтинга утверждают, что они лежат в основе того, что формирует лидера и определяет, сможет ли сотрудник занять руководящую должность.

Таким образом, принято выделять два вида навыков: soft skills и hard skills. Профессор Уолденского университета Левассер Р. в своем исследовании «Developing Soft Skills — A Change Management Perspective» полагает, что hard skills представляют собой техническую и административную компетентность, в то время как soft skills зачастую используются для обозначения универсальных компетенций, которые гораздо труднее измерить количественными показателями [5]. «Жесткие» и «мягкие» навыки обычно определяются как взаимодополняемые понятия, что объясняет, насколько тесно связаны эти два противоположные вида навыков.

В научной области существует множество споров о преимущественной важности soft skills над hard skills. С точки зрения трудоустройства зачастую именно технические навыки являются ключевыми, ведь работник в той или иной сфере должен в первую очередь владеть профессиональными умениями.

Hard skills все еще представляют собой фундаментальный аспект, но soft skills уже сравнялись с ними по важности. Оба эти аспекта взаимосвязаны: работник может быть организованным и ответственным, но если помимо этого он не обладает специальными техническими навыками, то не сможет реализоваться в полной мере.

Для soft skills, как для многоцелевых навыков, которые значимы независимо от сферы деятельности, характерна универсальность. В связи с потребностью в высоком уровне сформированности неспециализированных навыков на рынке дополнительного образования уже появляются различные онлайн-курсы, коучи, консультанты, а также частные школы, которые проводят тренинги. Государственные образовательные учреждения в этом смысле не не предоставляют условий для должного развития универсальных навыков будущим специалистам, поэтому ход инновационных изменений в области образования происходит затруднительно. Выпускники на местах работы понимают свои пробелы в определенных компетенциях, поэтому обращаются в различные специализированные организации дополнительного образования для развития и приобретения того уровня «мягких» навыков, который поможет им быть успешными в своей деятельности.

Опрос 2019 г., проведенный Society for Human Resource Management, показал, что три четверти работодателей с трудом находят выпускников с «гибкими» навыками, в которых нуждаются их компании [6]. Именно поэтому на сегодняшний день вопрос формирования данных навыков особенно актуален.

Важность soft skills отмечает президент Путин В.В., который принял участие в сессии «Молодежь 2030. Образ будущего», прошедшей в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов [7]. Он считает, что «конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями» [7].

В научной же сфере одно из первых упоминаний soft skills датируется 1972 г. На конференции CONARC (Continental Army Command) Soft Skills Conference ученый Уитмор П. выступил с докладом, направленным на выяснение того, как термин soft skills понимается в различных сферах CONARC. После выступления ученого было сформулировано новое определение «soft skills»: «это важные навыки, связанные с работой, которые практически не предполагают взаимодействия с машинами и применение которых на рабочем месте является довольно обобщенным» [8, с. 6]. С тех пор началось использование термина soft skills на официальном уровне и появилось множество определений, которые пересекаются с понятиями некогнитивных и социальных навыков, эмоционального интеллекта и т. п.

Вопросом развития soft skills в разное время занимались отечественные и зарубежные ученые. Они предлагают различные, но имеющие общие черты трактовки данного понятия, что объясняется спецификой восприятия термина каждым из них. Посредством анализа трактовок термина экспертами и специалистами целостное восприятие термина soft skills и его содержание будет раскрыто более точно.

Национальная ассоциация колледжей и работодателей (NACE) в США с помощью специалистов по кадровому обеспечению определила восемь компетенций, уровень которых на данный момент, согласно их исследованиям, недостаточно развит у выпускников университетов и колледжей: критическое мышление и способность решать проблемы; публичные выступления; командная работа; цифровая грамотность; менеджмент; профессионализм и трудовая этика; межкультурная ориентированность.

Так, Гайдученко Е.А. рассматривает soft skills как «навыки, которые помогают быстро находить общий язык с окружающими, заводить и удерживать связи, успешно доносить свои идеи — быть хорошим коммуникатором и лидером» [9]. Автор акцентирует внимание на том, что такие навыки имеют важное значение во взаимодействии в обществе.

Исследователи в области управления компетенциями персонала Давлетшина Ю.М., Ивонина А.И., Чуланова О.Л. интерпретируют «soft skills» как «те компетенции, которым свойственно развитие в профессиональной деятельности и наличие которых вызывает пристальное внимание работодателей при приеме на работу и при формировании модели компетенции конкретных должностей» [10, с. 12]. Другими словами, ученые выделяют важность «гибких» навыков при трудоустройстве, а также для профессионального развития в целом.

Американские ученые Липпман Л., Райберг Р., Карни Р. и Мур К.А. дают следующее определение soft skills: «это набор коммуникативных и социальных навыков, характера личности, мировоззрения, образа мышления, профессиональной принадлежности, эмоционального интеллекта, в общем, набор тех навыков, которые позволяют людям ориентироваться в обществе, взаимодействовать с окружающими и добиваться своих профессиональных целей в совокупности с hard skills» [11, с. 15]. Специалисты дают объемное определение, включающее в себя набор тех моделей, которые являются основополагающими в жизни человека, также отмечается, что профессиональный и жизненный успех не может осуществляться без hard skills.

Эксперт по стратегическому и инновационному менеджменту Степанова Л.Н. в своих научных работах пишет, что soft skills — «это унифицированные навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. К этим навыкам относится управление личным развитием, умение оказать первую помощь, умение грамотно управлять своим временем, умение убеждать, навык ведения переговоров, лидерство и т. д.» [12, с. 66] Стоит отметить, что исследователь полагает, что soft skills представляют собой совокупность унифицированных навыков и качеств личности, а также приводит умения, которые раскрывают данное понятия [13].

Бизнес-тренер, основатель «SBA (soft skills & business administration) University» Шипилов В.И. предлагает следующую трактовку термина soft skills — «это социально-психологические навыки: коммуникативные, лидерские, командные, публичные и другие, которые могут пригодиться в большинстве жизненных ситуаций, связаны с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой» [14]. Эксперт выделяет социально-психологическую составляющую навыков и утверждает, что эти навыки играют важную роль в повседневной жизни.

Таким образом, интегрируя научные и практические труды ученых, можно сказать, что soft skills представляют собой совокупность надпрофессиональных навыков и качеств личности, определяющих ее успешность и востребованность как в жизни, так и в учебе или работе. «Мягкие» навыки не поддаются количественному измерению, но именно они обеспечивают высокую производительность и продуктивность труда в любой отрасли.

Материалы и методы

Основной подход к исследованию данной проблемы — проблемное моделирование. Данный подход является авторским и был использован с целью критического анализа психолого-педагогической, методической, а также философской литературы по предложенной тематике. Вспомогательными методами послужили метод экспертной оценки, метод отслеживания объекта и прогнозирование.

Результаты исследования

Изучив теоретический аспект формирования soft skills, мы посчитали целесообразным спроектировать и реализовать на практике сборник упражнений для формирования компетенций soft skills. При этом учитывалась необходимость ориентироваться на требования Федеральных государственных образовательных стандартов и учебных программ для проектирования сборника упражнений.

Цель нашего исследования состояла в теоретическом обосновании методики формирования компетенций soft skills и разработке содержания упражнений для формирования компетенций soft skills у обучающихся младших курсов кафедры германской филологии ФГАОУ ВО «Российского государственного профессионально-педагогического университета» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Образование в области иностранного языка».

Сборник упражнений ориентирован на обучающихся 1–2 курсов. Выбор обучающихся данной возрастной группы обусловлен тем, что студенты в этом возрасте являются личностями со сформированными взглядами на жизнь и определенным уровнем языковой подготовки, благодаря чему процесс формирования и развития социальных и лингвистических компетенций осуществляется наиболее эффективно.

В юности изменения происходят в следующих познавательных процессах:

–внимание — формируется способность мыслить избирательно, обращать внимание на два или более раздражителя одновременно;

–память — развитие как кратковременной, так и долговременной памяти;

–скорость обработки информации;

–организованность — люди более осведомлены о своих мыслительных процессах и могут разрабатывать стратегии для более эффективного мышления;

–метапознание — анализ собственных моделей мышления повышает самоконтроль и социальную проницательность.

Основной причиной создания сборника заданий для формирования компетенций soft skills у студентов являлось недостаточное количество методической литературы с глубоким освещением этого вопроса [15–17].

Цель применения данного сборника — способствовать формированию компетенций soft skills.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

–совершенствование коммуникативных навыков посредством различных приемов, а также навыков, нацеленных на развитие всех видов речевой деятельности, а именно: аудирования, говорения, чтения и письма в разных видах работы — самостоятельной, парной, групповой;

–активизизация мыслительных навыков с опорой на аналитическое, креативное и критическое мышление;

–разработка содержания упражнений, способствующих развитию самоорганизационных навыков посредством саморегуляции;

–тренировка навыка сотрудничества и работы в группе с выполнением различных ролей.

Учебно-методическая разработка базируется на следующих принципах:

–учет возрастных особенностей — учитывались интересы обучающихся, их склонности в данном возрасте;

–межпредметность — содержание речи на английском языке может быть из разных областей знаний, например искусства, литературы, истории и др.;

–интегративность — сборник может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания;

–комплексность — овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка (лексическим, грамматическим и фонетическим), с одной стороны, и умениями в четырех видах речевой деятельности — с другой.

Упражнения сборника способствуют достижению следующих планируемых результатов учебной деятельности [18, 19]:

  1. Личностные: профессиональное и жизненное самоопределение; смыслообразование; установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих жизненных интересов; владение навыками сотрудничества со сверстниками в процессе речевого общения и проектной деятельности; потребность пользоваться иностранным языком как средством познания во всех областях знания.
  2. Метапредметные: использование всевозможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; владение умениями познавательной и проектной деятельности.
  3. Предметные: сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; владение знаниями о социокультурной специфике англоязычных стран.

Таким образом, в ходе использования сборника во время учебного процесса обучающиеся смогут совершенствовать и развить следующие умения и компетенции:

–языковые знания и навыки;

–социокультурологическую компетенцию;

–учебно-познавательные и компенсаторные умения;

–общеучебные умения и универсальные способы деятельности;

–специальные учебные умения.

Специфика данного комплекса заданий заключается в том, что он разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся, т. е. содержание упражнений соответствует их интересам и требованиям учебных программ к умениям обучающихся, а также способствует развитию жизненно важных навыков, которые будут актуальны для будущей профессии. Тематическое содержание упражнений из комплекса может корректироваться в соответствии с темой занятия.

Практическая значимость сборника обусловлена тем, что будущие учителя английского языка получат возможность использовать его в своей профессиональной деятельности.

Структура. Сборник включает в себя четыре комплекса заданий, направленных на развитие коммуникативных, мыслительных, самоорганизационных и управленческих компетенций. Сборник состоит из 36 заданий, каждое упражнение содержит в себе цель, рекомендуемое время выполнения, а также необходимые действия для преподавателя и обучающихся.

Первый комплекс заданий сборника состоит из упражнений, которые способствуют формированию коммуникативных навыков. В частности, коммуникативные навыки относят к одной из самых важных компетенций soft skills. Реализация данной компетенции на занятиях по английскому языку возможна в виде следующих компонентов: умение слушать, проведение презентаций, убеждение и аргументация, дискуссия, командная работа, ведение переговоров, деловое письмо, самопрезентация, публичные выступления и др.

Приведем пример командной игры из комплекса заданий для формирования коммуникативных навыков:

Командная игра «Debates»

Цель: обобщение, систематизация и закрепление учебного материала, развитие коммуникативных навыков, мотивация к коммуникативной деятельности посредством работы в группах.

Время выполнения: 20 минут.

Действия преподавателя: разделить класс на две группы. Первая называется «FOR», вторая — «AGAINST».

Действия обучающихся: привести наибольшее количество аргументов. Вопросы для дискуссии:

Should we prohibit phones during lessons?

Should homework be prohibited for primary school children?

Should schools be required to provide online books for students?

Задание «Argumentation»

Цель: развитие коммуникативных навыков через отработку навыка спонтанной аргументации, анализ информации.

Время выполнения: 15 минут.

Действия учителя: ознакомить обучающихся со способами аргументации или заранее задать в качестве домашнего задания, затем выслушать подготовленную информацию на уроке.

 

Justification

Criticism

Justification is an argument aimed at demonstrating the acceptability of a provision (thesis).

Criticism is argumentation aimed at demonstrating the unacceptability of a position (thesis or argument).

 

Действия студентов: применить способы аргументации:

–life in a village is better than in a city;

–vegetarianism is a great way to keep fit;

–family traditions should be in every family.

Второй комплекс заданий сборника ориентирован на формирование мыслительных навыков. Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся — одна из важных задач на современном этапе развития педагогической теории и практики. Мыслительные способности можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, главное при этом анализировать самостоятельно, находить необычные пути к верному решению. Важнейшими компонентами мыслительных навыков является критическое (использует мыслительные процессы для анализа фактов, подвергает сомнению общепринятые значения), креативное (помогает генерировать принципиально новые идеи) и аналитическое мышление (подразумевает поиск новой информации, ее изучение, а также выводы, сделанные на основе полученных данных). Все данные компоненты необходимы для полноценной интеллектуальной деятельности обучающихся.

Пример задания из комплекса заданий для формирования мыслительных навыков:

Задание «100 words in 10 minutes»

Цель: развитие креативного мышления посредством письменной речи в ограниченных условиях, развитие коммуникативных навыков в письменной речи.

Время выполнения: 10 минут.

Действия обучающихся: написать эссе на тему «Why is it important to be interested in art?». Ограничение — эссе должно состоять ровно из 100 слов. Для написания дается 10 минут.

Третий комплекс сборника нацелен на развитие самоорганизационных навыков. Самоорганизация — это важный показатель личной зрелости человека, так называемая общая совокупность природных и социально-приобретенных свойств человека.

Пример тренинга из комплекса заданий для развития самоорганизационных навыков:

Тренинг «Time Management Techniques»

Цель: побуждение к самоанализу, формирование самоорганизационных навыков, формирование навыков перевода, привитие интереса к чтению.

Время выполнения: 30 минут.

Действия обучающихся: 1) прочитать статью о техниках тайм-менеджмента: https://www.managementstudyguide.com/time-management-techniques.htm; 2) выполнить ее письменный перевод; 3) написать эссе об эффективности тайм-менеджмента; 4) придумать свои 10 способов для рационального управления временем и представить их.

Игра «Droodles»

Цель: развитие креативного мышления, развитие коммуникативных навыков посредством описания картинок.

Время выполнения: 5 минут.

Действия преподавателя: объяснить, что такое друдлы:

A droodle is a minimalistic picture in a square frame, on which abstract geometric shapes are drawn, and one or more captions with a humorous explanation of what is depicted.

Действия обучающихся: объяснить, что они видят на следующих картинках (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Картинки к заданию

 

Формированию управленческих навыков посвящен четвертый комплекс упражнений сборника. Для того чтобы обучающийся смог оценить себя в роли участника или лидера группы (команды), необходимы проектные задания, ролевые или деловые игры для рефлексии своих способностей, в них раскрывается способность эффективно работать с участниками команды, анализировать проблемы и генерировать решения.

Пример ролевой игры из комплекса заданий для развития управленческих навыков:

Ролевая игра «City mayor»

Цель: формирование управленческих навыков, развитие креативного мышления, совершенствование навыков говорения: выстраивание монологического высказывания, развитие навыков работы в команде.

Время выполнения: 40 минут.

Действия преподавателя: разделить группу на равные команды.

Действия обучающихся: 1) каждой группе необходимо придумать название для своего города; 2) нужно выбрать участника, который будет исполнять роль мэра города, распределить обязанности каждого участника команды — ответственного за область образования, здравоохранения, транспорта, экономики, спорта, отдыха, промышленности и т. д.; 3) представителю каждой отрасли необходимо придумать оптимизированный план для обустройства и развития города и представить его; 4) после выступлений следует обсудить, чей план наиболее оптимальный и почему.

Творческое задание «So many activities»

Цель: побуждение к самоанализу, развитие самоорганизационных навыков, развитие креативного мышления, совершенствование коммуникативных навыков.

Время выполнения: 15 минут.

Действия обучающихся: 1) составить план дел на выходной день с учетом того, что каждые два часа должна происходить смена деятельности. Задание необходимо выполнить на платформе Miro (https://miro.com/); 2) представить план одногруппникам.

Творческое задание «Habit Tracker»

Цель: формирование навыков самоорганизации, самоанализ, развитие креативного мышления, совершенствование навыков говорения: выстраивание монологического высказывания.

Время выполнения: 10 минут.

Действия обучающихся: 1) создать свой трекер привычек; 2) представить его своим одногруппникам, обосновать его целесообразность.

Пример трекера см. на рис. 2:

 

Рис. 2. Пример трекера

 

Таким образом, данное методическое пособие было разработано с целью практического использования на занятиях по английскому языку для подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Одним из основополагающих принципов при разработке содержания заданий была интегративность, предполагается, что сборник направлен на развитие предметных знаний и умений, а также на приобретение познаний, целесообразных для становления в будущем успешного специалиста, т. е. помимо формирования необходимых soft skills на занятиях осуществляется деятельность обучающихся, соответствующая образовательному стандарту.

Перед использованием сборника на занятиях по английскому языку с целью развития и формирования моделей soft skills преподавателю рекомендуется провести анкетирование для определения изначального уровня сформированности компетенций у обучающихся. Техника и форма проведения анкетирования может быть как устной, так и письменной.

При реализации учебного процесса задачи преподавателя:

–способствовать созданию доверительной и непринужденной атмосферы, что впоследствии поможет стимулировать к деятельности;

–учитывать индивидуальные, а также психологические особенности обучающихся, а также уровень их языковой подготовки;

–поощрять быстроту реакции студентов, сообразительность, сплоченность команды;

–давать вспомогательный материал, а также рекомендации перед выполнением упражнения, если таковые имеются;

–настроить обучающихся на то, что ошибка — это часть процесса обучения;

–добиваться, чтобы ошибки исправлялись самими обучающимися;

–опираться на личностно-ориентированный подход;

–для обеспечения активности учеников различать разнообразные формы работы на уроке — групповую, парную, фронтальную.

Данный комплекс упражнений можно использовать как совместно с другими заданиями на занятиях по иностранному языку, так и самостоятельно. Некоторые из творческих или проектных упражнений, требующие использование ПК, могут быть заданы в качестве домашнего задания. Упражнения, осуществляемые через просмотр видеороликов, требуют наличия интерактивной доски, мультимедийного проектора, персонального компьютера, аудиоколонок.

С учетом всех вышеизложенных рекомендаций использование сборника на занятиях по английскому языку в ходе учебного процесса повысит продуктивность формирования компетенций soft skills.

Обсуждение и заключение

Soft skills — социальные навыки, которыми человек пользуется в решении разных проблем: бытовых, рабочих, межличностных. База этой группы навыков, способствующих в будущем конкурентоспособности на рынке труда, должна формироваться на этапе подготовки к взрослой жизни — на младших курсах вуза.

Несмотря на различные подходы к классификации «мягких» навыков, сформулированные учеными Абашкиной О.А., Ивановым Д.А., Мамаевой С.В., Шипиловым В.И., а также организацией Boston Consulting Group, NACE и World Economic Forum, в их основе лежат следующие модели: навыки коммуникации и межличностного общения, навыки планирования и управления временем, лидерство и командная работа, критическое мышление и способность решать проблемы.

Интерактивный метод был определен оптимальным для формирования soft skills, т. к. он обеспечивает высокую мотивацию, развитие творческих способностей, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности и личностных качеств. Ориентирование на методические рекомендации по использованию разработанного нами сборника способствует более результативному процессу обучения.

При использовании сборника на занятиях по английскому языку с целью формирования и развития навыков soft skills мы столкнулись со следующими трудностями:

–ведущая роль самоорганизации в процессе выполнения заданий сборника вызывает затруднения у некоторых студентов;

–переориентация с познавательной учебной деятельности на проблемно-моделирующую требует больших затрат времени;

–учет междисциплинарного синтеза увеличивает трудозатраты преподавателя.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в преодолении трудностей по использованию разработанного нами сборника, а также в применении технологий проблемного моделирования для формирования soft skills в подготовке студента к непосредственной профессиональной деятельности.

×

About the authors

Bella A. Uskova

The Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg

Email: bouskova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9204-0311
SPIN-code: 4641-3475
Scopus Author ID: 57191439594
ResearcherId: U-8338-2017

Cand. Ped. Sci., Associate Professor, Head of English Philology and Professional Communication in Foreign Languages Department of the Institute of Psychological and Pedagogical Education

Russian Federation, Ekaterinburg

Maria V. Fominykh

The Russian State Vocational Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: fominykh.maria@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9700-4483
SPIN-code: 7766-5257

Cand. Ped. Sci., Associate professor of English Philology and Professional Communication in Foreign Languages Department of the Institute of Psychological and Pedagogical Education

Russian Federation, Ekaterinburg

References

  1. Fominyh M.V., Uskova B.A., Vetlugina N.O., Luzyanina T.V. Vnedrenie v sovremennyj uchebnyj process innovacionnyh tekhnologij obucheniya. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2021. 95 p.
  2. Lyzhin A.I. Institut nastavnichestva kak tekhnologiya privlecheniya i podgotovki novyh rabochih kadrov. Innovacionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issledovatel’skaya traektoriya (INSAJT). 2020. No. 1 (1). P. 15–24.
  3. Certel Z., Bahadır Z., Kabaca E., Seraki S. Professional experience, tolerance, empathy and reading interests as variables predicting cognitive flexibilities of physical education teachers. International Journal on New Trends in Education and Their Implications. 2018. Vol. 9. Issue 3. P. 41–51.
  4. Claxton G., Costa A.L., Kallick B. Hard thinking about soft skills. Educational leadership: journal of the Department of Supervision and Curriculum Development. N.E.A. 2016. Vol. 73. P. 60–64.
  5. Levasseur R. People Skills: Developing Soft Skills — a Change Management Perspective. Computer Science. Interfaces. 2013. Vol. 43, No. 6, November–December 2013. P. 566–571.
  6. Wilkie D. Employers Say Students Aren’t Learning Soft Skills in College. SHRM – The Voice of All Things Work. October 21, 2019. URL: https://www.shrm.org/resourcesandtools/hr-topics/employee-relations/pages/employers-say-students-arent-learning-soft-skills-in-college.aspx.
  7. Sessiya «Molodyozh’-2030. Obraz budushchego». Prezident Rossii. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/55890.
  8. Whitmore P.G., Fry J.P. Soft Skills: Definition, Behavioral Model Analysis, Training Procedures. Professional Paper. 1974. Pp. 3–74.
  9. Gajduchenko E.A. Emocional’nyj intellekt vs IQ: ot chego zavisit uspeh. URL: https://l-a-b-a.com/blog/show/114
  10. Davletshina Yu.M., Ivonina A.I., Chulanova O.L. Sovremennye napravleniya teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol’ soft-skills i hard skills v professional’nom i kar’ernom razvitii sotrudnikov. Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2017. Vol. 9. No. 1. 18 p. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf
  11. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Moore K.A. Workforce connections: key «soft skills» that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Child Trends Publication. 2015. 56 p.
  12. Stepanova L.N. Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosushchestvleniya studentov. Obrazovanie i nauka. 2019. Vol. 21. No. 8. Pp. 65–89.
  13. Gizatullina A.V., Shatunova O.V. Nadprofessional’nye navyki uchitelej: soderzhanie i vostrebovannost’. Vysshee obrazovanie segodnya. 2019. No. 5. Pp. 14–20.
  14. Shipilov V.I. Perechen’ navykov soft-skills i sposoby ih razvitiya. Internet-proekt Korporativnyj menedzhment: finansy, biznes plany, upravlenie kompaniej. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml
  15. Zalunin V.I. Nekotorye problemy i formy realizacii proektnogo obucheniya v processe prepodavaniya gumanitarnyh disciplin v vuze // Tendencii razvitiya obrazovaniya: pedagog, obrazovatel’naya organizaciya, obshchestvo – 2019: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhd. uchast. (Cheboksary, 19 avg. 2019 g.). Cheboksary: ID «Sreda», 2019. Pp. 235–239.
  16. Nenahov I.G. Ocenka netradicionnyh i smeshannyh metodov obucheniya s tochki zreniya ustojchivosti vnimaniya obuchayushchihsya vysshej shkoly. Cheboksary: ID «Sreda», 2019. Pp. 82–91.
  17. Puzejkina L.N., Boyarkina A.V. Rasshirennye vozmozhnosti prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze s ispol’zovaniem sistem distancionnogo obucheniya (na primere kursov setevogo soprovozhdeniya auditornyh zanyatij po nemeckomu yazyku). Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya. 2018. No. 4 (12). Pp. 61–70.
  18. Ruchko L.S. Cifrovye kompetencii: problemnye zadaniya dlya obuchayushchihsya. Luchshie praktiki «Vyzov tsifroj»: materialy Vseros. nauch. konf. s mezhdunarodnym uchastiem (Cheboksary, 23 mart 2020 g.). Cheboksary: ID «Sreda», 2020. Pp. 54–58.
  19. Weitze C.L. Designing for learning and play: The smiley model as a framework. Interact. Des. Archit. 2016. No. 29(1). Pp. 52–75.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Pictures for the task

Download (69KB)
3. Fig. 2. Tracker example

Download (69KB)

Copyright (c) 2022 Uskova B.A., Fominykh M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies