Реализация творческих проектов в условиях цифровизации образовательного пространства

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье актуализируется проблема цифровизации образовательного пространства. В связи с этим проведено уточнение основных понятий рассматриваемой проблемы. Автор анализирует процесс цифровизации, факторы развития цифрового образовательного процесса, дидактические принципы цифровой педагогики, применение междисциплинарного подхода в высшем образовании. Гипотеза исследования состоит в том, что использование в процессе обучения такого метода, как творческий проект, способствует повышению уровня цифровой культуры обучающихся, формированию креативного мышления и творческого потенциала, гибкости и способности принимать решения в условиях постоянных изменений. Организация творческих проектов на цифровых платформах позволит разнообразить профессиональное обучение студентов. Основная проблематика данной статьи связана с тем, что несмотря на имеющиеся методы формирования цифровой культуры уровень ее сформированности остается крайне низким; далеко не все современные методы в обучении служат потребностям учащегося. В работе представлен один из возможных вариантов решения представленной проблемы на примере методики проведения занятий по разработанным курсам дисциплин «Рекреационная география», «Рекреационное ресурсоведение», «Курортология», «История искусств: История кино» со студентами вуза культуры направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность». Представлены особенности организации занятий, выполнения практических заданий студентами, разнообразие использованных форм, методов и средств обучения. В работе подчеркивается важность создания условий для творческой деятельности в условиях цифровизации образовательного пространства.

Полный текст

Введение

В настоящее время образовательное пространство стремительно проходит процесс цифровизации, вызванный необходимостью адаптации системы профессионального образования и обучения к запросам цифрового общества. В связи с периодом пандемии, подтолкнувшей к формированию совокупности цифровых средств обучения, онлайн-курсов, электронных образовательных платформ, возникла потребность глубокой модернизации образовательного процесса, призванного обеспечить подготовку обучающегося к жизни в условиях цифрового общества и профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики.

Следует учитывать факторы развития цифрового образовательного процесса: новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду и развивающиеся в ней; цифровое поколение обучающихся, имеющее новые социально-психологические характеристики; преподаватели, имеющие различный уровень цифровой культуры; цифровая экономика, диктующая новые требования к кадрам.

Существует множество мифов, касающихся процесса компьютеризации образования, среди которых — опасение, что компьютер заменит педагога; что дистанционное образование на порядок ниже качеством, нежели аудиторное, так как не позволяет обучающимся получить реальный опыт. Противоположное мнение о том, что компьютеризация кардинально повышает эффективность образовательного процесса, также не является истинным. В редакции Федерального закона «Об образовании» № 232-Ф3 прописано, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия, обеспечивающие освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования [1].

Так или иначе, одна из ведущих тенденций развития образования — информатизация как средство реализации новой образовательной парадигмы подготовки будущих специалистов — предполагает внедрение новых информационных технологий и совершенствование научно-методического сопровождения образовательного процесса. Инновационная система образования вовсе не исключает преподавателя как субъекта образовательного процесса, напротив, она выводит субъектов (и студента и преподавателя) на новое качество образования и новый образовательный результат. Процесс обучения в информационном обществе — это совместная целенаправленная деятельность педагога и обучающегося в информационно-образовательной среде.

Ключевые выводы аналитического отчета на базе исследования российского рынка, посвященного цифровой трансформации, гласят, что «цифровую культуру» называют одним из ключевых факторов успеха цифровой трансформации; приоритетные направления цифровой трансформации российских компаний — цифровизация бизнес-процессов, работа с данными, управление клиентским опытом; ценность цифровой формы взаимодействия постоянно растет по всем отраслям [2]. Для того чтобы быть востребованным на рынке труда, будущему специалисту необходимо владеть набором принципов и ценностей в корпоративной культуре, характеризующих использование информационно-коммуникационных цифровых технологий для взаимодействия с обществом и решения задач в профессиональной деятельности. Направления, которые в долгосрочной перспективе вносят важный вклад в инновационный потенциал и конкурентоспособность компании, — развитие человеческого капитала, компетенций и создание собственных новых продуктов [3].

В рамках освоения программы бакалавриата по направлению 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» выпускники готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: технологической; педагогической; организационно-управленческой; проектной; художественно-творческой [4]. Для того чтобы состояться в профессии и принимать решения в условиях постоянных изменений, специалисту необходимо самообучаться, иметь гибкость, активизировать свой творческий потенциал и повышать цифровую культуру. Творчество в широком смысле — это и есть создание нового продукта. Реализация творческих проектов на цифровых платформах в условиях образовательной среды позволит в дальнейшем решать задачи профессиональной деятельности.

В рамках представленного исследования были поставлены следующие задачи:

  • обучение студентов поиску, анализу и систематизированию информации, полученной в рамках различных дисциплин и жизненного опыта;
  • развитие цифровой культуры обучающихся, повышение уровня открытости новым технологиям, творческого мышления;
  • воспитание адекватного отношения к конкурентной среде; формирование способности к самоорганизации и постоянному самообразованию.

1. Обзор литературы

Цифровизация в сфере образования — не что иное, как внедрение в практику обучения передового педагогического опыта. Цифровые технологии в образовании дают возможность регулировать обучение, повышая эффективность учебно-воспитательного процесса. По мнению российского ученого, доктора педагогических наук В.И. Блинова, цифровизация образовательного процесса представляет собой глубинную встречную трансформацию образовательного процесса и его элементов, с одной стороны, и цифровых технологий и средств, используемых в образовательном процессе, с другой [5; 7]. Создание адекватной образовательной системы, ориентированной на запрос цифровой экономики; адаптация цифровых технологий для решения педагогических задач — цели трансформации образовательного процесса.

В исследованиях современных ученых (В.А. Адольф [6], С.К. Булдаков [7], С.Г. Вершловский [8], Е.О. Галицких [9], С.Б. Елканов [10], Э.Ф. Зеер [11], В.В. Игнатова [12], Е.А. Климов [13], Л.М. Митина [14], Н.А. Переломова [15], В.И. Слободчиков [16], К. Керр [17] и др.), рассматривающих различные процессы в области высшего образования, выделены проективное обучение, диалог в образовании, профессиональное развитие через самоизменение, раскрытие внутреннего потенциала, перспективы интернационализации высшего образования. Как отмечает доктор философских наук С.К. Булдаков, «происходит смена образовательной парадигмы, в которой образованный человек — это именно человек, а не только специалист или личность, причем человек культурный, подготовленный к жизни» [7]. На наш взгляд, понятие «подготовленный к жизни» кроме необходимых профессиональных компетенций подразумевает и способность к адаптации к логике производственного процесса, быстрой смене условий организации труда, цифровым трансформациям компаний, новому состоянию постоянных изменений.

По мнению профессора О.А. Лапиной, педагогические инновации не должны нести ученикам «готовые шаблоны», инновации в сфере образования нацелены на актуальное повышение интеллектуального уровня обучаемого. И педагог, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, должен стать полноценным участником инновационных преобразований [18; 8]. Таким образом, педагог в совместной целенаправленной цифровой деятельности обучения должен создавать новые возможности обучения, основываться на больших данных, готовить студента к профессиональной деятельности в стремительно развивающемся цифровом мире. Перечисленные изменения становятся возможны посредством внедрения в профессиональную деятельность дидактических принципов:

  • приоритета процесса учения;
  • целесообразности;
  • успешности в обучении;
  • обучения в сотрудничестве и взаимодействии;
  • практикоориентированности;
  • нарастания сложности;
  • полимодальности (мультимедийности);
  • персонализации;
  • гибкости и адаптивности;
  • избыточности образовательной среды;
  • включенного оценивания [19].

Формирование четкой мотивации действий, самостоятельной ориентации в получаемом объеме информации, развитие творческого креативного мышления, акцентирование внимания на природных способностях с использованием инновационных достижений науки и практики — основные цели образовательной цифровизации.

2. Материалы и методы

Материалами исследования выступали: содержание дисциплин «Рекреационная география», «Рекреационное ресурсоведение», «Курортология», «История искусств: История кино» учебного плана 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень бакалавриата), структурированное по темам с указанием отведенного на них количества часов и видов учебных занятий; цифровые платформы Microsoft Teams, ВКонтакте, YouTube.

В ходе проведения исследования были использованы теоретические методы: метод анализа психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение сведений, сравнительно-сопоставительный метод, а также эмпирические методы: педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов педагогической деятельности, анализ творческих продуктов работы.

3. Результаты исследования

Рассмотрим пути реализации творческих проектов в условиях цифровизации образовательного пространства студентов вуза культуры направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».

Особое значение в формировании цифровой культуры бакалавров направления 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» приобретают творческие проекты, применяющиеся на занятиях по дисциплинам «История искусств: История кино», «Рекреационная география», «Рекреационное ресурсоведение», «Курортология».

Дисциплины «Рекреационная география», «Рекреационное ресурсоведение», «Курортология», безусловно, связаны между собой целями и определенными задачами: они формируют основы организации оздоровительного туризма и целостного представления о рекреационных ресурсах Российской Федерации, условиях внедрения новых оздоровительных технологий, ориентированных на запросы потребителя. Дисциплина «История искусств: История кино» направлена на формирование у студента четкого представления об основных категориях художественного мышления и путях исторического развития культуры и искусства, освоение специфики средств художественной выразительности в кинематографе. Несмотря на различность целей и задач представленных предметов, междисциплинарный подход позволяет подключить познавательный интерес и системность обучения, когда задача ставится на одном предмете, а ее решение помогут реализовать знания по другим дисциплинам. Осуществление междисциплинарного подхода позволяет расширить спектр получаемой информации, включить механизмы аналитического и креативного мышления в процессе реализации творческих проектов.

Особое внимание уделяется созданию проектов по сохранению богатства рекреационных ресурсов Российской Федерации и реализации программ их популяризации при обучении студентов вуза.

Творческий проект «Оценка водопотребления. Определение культуры водопотребления» реализуется в рамках дисциплины «Рекреационное ресурсоведение».

Цель работы: дать оценку водопотребления и предложить меры, направленные на экономию воды.

Объект исследования: водопроводная вода.

Ход работы:

  1. Подсчитать примерный расход воды в вашей семье и в расчете на одного человека в сутки.
  2. Определить, на что идет наибольший расход воды.
  3. Проверить, исправны ли водопроводные краны. Подсчитать, какое количество воды за сутки теряется из-за утечки.
  4. Предложить меры, направленные на экономию воды.
  5. Результат представить в виде презентации.

Студенты представляют примерную таблицу расхода воды (гигиена, уборка помещения, стирка, приготовление пищи, мытье посуды), потери при утечке (сломанный кран, трата воды вхолостую) и меры, направленные на экономию (установка счетчиков, исправная сантехника, рациональное использование воды).

В рамках проекта «Оценка земельных ресурсов» перед студентами стоит задача проанализировать карту и дать свой прогноз дальнейшего развития процесса опустынивания. Необходимо ответить на следующие вопросы: «Какие материки и страны могут пострадать сильнее всего, а в каких ситуация будет достаточно стабильной? Какие пути решения проблемы опустынивания вы можете предложить?»

В рамках проекта «Оценка лесных ресурсов» предлагается проанализировать функции леса и внести свои предложения по решению экологической проблемы, связанной с уничтожением лесных ресурсов России, учитывая внутригосударственную экономико-политическую обстановку. Результат исследования представить в виде презентации.

Вторая проектная задача студентов — выразить проблематику исследования в виде короткометражных фильмов, которые необходимо выложить на любую доступную цифровую платформу, будь то Microsoft Teams, ВКонтакте или YouTube. Обучающиеся регистрируют собственную страницу, канал, осваивают новый сервис. Здесь включается принципы персонализации, гибкости и адаптивности; кроме того, возникает потребность в использовании знаний по дисциплине «История искусств: История кино». Видео должно быть оригинальным и метафоричным, производить впечатление и донести сверхзадачу режиссера, так как далее на первый план выходит принцип интерактивности, который позволяет создать здоровую коммуникацию и конкуренцию в группе.

Третий и заключительный этап проекта — аналитика с момента публикации видео. Аналитика может быть достаточно подробной, включая в себя: количество просмотров; время просмотра (досмотрели ли видео до конца либо просто открыли ссылку); количество подписчиков; разделы, из которых зрители переходили к этому видео (типы источников трафика, процент просмотров); основные данные об удержании аудитории, количество комментариев и разбор аудитории. Результаты аналитики представляются в виде презентации.

В этой связи особое значение приобретает разработка творческого проекта «Российский туризм», который заключается в создании тревел-контента о путешествии по нашей стране. Обучающимся предлагается к просмотру ролик «Алтай 20201 — лучший отдых в пандемию» на YouTube канале преподавателя. Это видео — впечатление о путешествии по горному Алтаю, в котором представлен подробный маршрут, советы по снаряжению, медикаментам, питанию. Сюжет видео выстроен следующим образом: подробный маршрут похода иллюстрирован на карте (включая дорогу на поезде, трансфер, стоянки, пеший маршрут и время, затраченное на путешествие). Затем промо: смонтированы фотографии, демонстрирующие невероятные красоты Алтайского края, растительный и животный мир региона. В первом блоке видео — кадры посещения Мемориального Дома-Музея Н.К. Рериха (село Верх-Уймон); подробная информация, адрес первой остановки и дальнейшие действия. Во втором блоке смонтированы видео каждого радиального похода (Долина семи озер, Озеро Горных духов, Долина Н.К. Рериха, перевал Каратюрек (3060 м)) с полезными советами для начинающих туристов и предостережениями. Просмотр видео позволяет наглядно рассмотреть тему практического занятия «Туристическое районирование Алтая», проникнуться гордостью за историю и красоту своей страны и создать мотивацию к реализации собственного творческого проекта.

«Проектное путешествие» может быть организовано в своем или соседнем городе, в деревне, на Жигулевских горах, за Волгой. Подробный видеорассказ о какой-либо экскурсии, посещении музея города, галереи, памятных мест также послужит интересным подспорьем в создании творческого проекта. Третий этап проекта «Российский туризм» включает аналитические данные в виде презентации.

Следует заметить, что технические возможности реализации видеопродуктов не учитываются при оценивании творческих проектов — контент может быть снят на любой гаджет, главное, чтобы он был оригинально преподнесен и включал в себя полезные советы по организации путешествия. Оценивается режиссерское решение, художественность исполнения, правильность реализации маркетинга продукта на цифровой площадке.

Важно учитывать, что в данном случае в формировании одних и тех же компетенций (ПК-26, ПК-16) участвует несколько дисциплин («Рекреационная география», «Рекреационное ресурсоведение», «Курортология»), которые находятся на разных курсах подготовки, что позволяет предоставить достаточно времени для осмысления задания, переработки информации и подготовки творческих проектов. Междисциплинарный подход способствует формированию креативного синтетического мышления студентов, так как интеграция знаний на основе междисциплинарных связей дает возможность создать целостное видение проблемы или явления [20]. Таким образом, реализовывать творческий проект «Российский туризм» целесообразно обучающимся в рамках дисциплины «Рекреационная география» на 3-м курсе, в первом семестре, а отчитываться в рамках дисциплины «Курортология» на 4-м курсе, в первом семестре. Этот промежуток захватывает каникулы и дает достаточно времени для организации путешествия, сбора информации и монтирования видео.

Представленные проекты определяют поиск путей эффективного использования рекреационных ресурсов; позволяют студентам внести свой вклад в популяризацию внутреннего туризма и повысить цифровую культуру, уровень открытости новым технологиям.

С помощью проектного метода в совместной целенаправленной деятельности педагога и студента в цифровой среде формируется способность к постоянному самообучению, созданию собственного продукта, гибкому отношению к изменяющимся реалиям.

В процессе проведения исследования использовались следующие принципы цифровой педагогики, которые позволили эффективно организовать процесс реализации творческих проектов студентов:

  1. Принцип персонализации (центральный принцип цифровой дидактики), предполагающий свободу выбора обучающегося в постановке образовательных целей, проектировании индивидуального учебного маршрута, определении уровня и темпа изучения необходимых элементов дисциплины, выбранных технологий, форм и методов обучения.
  2. Принцип приоритета процесса учения: деятельность педагога рассматривается как организация процесса учения.
  3. Принцип целесообразности: требует использования только тех цифровых технологий и средств обучения, которые необходимы для достижения поставленных целей образовательного процесса.
  4. Принцип гибкости и адаптивности. В адаптивный цифровой образовательный процесс встроена система диагностики индивидуальных стилей и стратегий обучения и других психолого-педагогических особенностей, а также актуального психофизиологического состояния студентов; автоматически осуществляется конкретная настройка на каждого обучающегося (включая стратегию, метод и темп предъявления учебных материалов; уровень и характер педагогической поддержки — индивидуальные рекомендации, количество повторений, уровень сложности задач).
  5. Принцип успешности в обучении, требующий обеспечить полное усвоение прогнозируемых результатов профессионального образования для овладения требуемой квалификацией; наиболее важный этап в схеме «объяснение — закрепление — контроль» приходится на закрепление.
  6. Принцип обучения в сотрудничестве и взаимодействии (принцип интерактивности): доминирование командных форм организации обучения, опирающихся на социальные механизмы — коммуникацию, кооперацию, конкуренцию, взаимообучение и взаимооценивание.
  7. Принцип практикоориентированности: требует настройки целей, содержания, технологий, методов, форм и средств профессионального обучения на перспективные требования экономики, рынка труда, используемых и актуальных производственных технологий.
  8. Принцип нарастания сложности: предполагает использование таких форм и методов обучения, которые позволяют осуществить переход:
  • от простого к сложному и от сложного к простому;
  • от общего к частному и от частного к общему; от образа к знаковой системе и от знаковой системы к образу;
  • от индивидуального к командному и от командного к индивидуальному;
  • от работы с внешней поддержкой к самостоятельному выполнению задач и от самостоятельного выполнения задач — к оказанию поддержки другим учащимся;
  • от виртуальной имитации производственных объектов и процессов к реальным объектам процессам и обратно — к их умозрительным и цифровым моделям;
  • от учебных заданий к производственным и от производственных заданий — к их рефлексивному осмыслению в учебной деятельности [21].
  1. Принцип избыточности образовательной среды: требует обеспечения избыточной ресурсной возможности для построения студентами индивидуального образовательного маршрута, выбора элементов содержания и уровня их освоения.
  2. Принцип полимодальности (мультимедийности): требует задействования в учебном процессе не только зрительного (визуального) и слухового (аудиального), но и моторного (кинестетического) канала восприятия.
  3. Принцип включенного оценивания: требует трансформации контролирующего (констатирующего) оценивания в непрерывную, персонализованную диагностикоформирующую оценку учебной успешности, осуществляемую непосредственно в процессе выполнения учебных заданий.

На наш взгляд, не менее важными условиями формирования цифровой «экосистемы» является общедоступность информации, ее свободное произведение и преобразование; массовый, не ограниченный профессиональными источниками информационный поток.

Обсуждение и заключение

В ходе реализации творческих проектов были получены положительные результаты, достигнуты поставленные задачи исследования. При соблюдении предложенных условий образовательного процесса реализуется формирование наиболее востребованных навыков сотрудника на рынке труда, среди которых: цифровая культура; потребность к постоянному самообучению; способность к переработке информации, организации деятельности и принятию решений в условиях постоянных изменений; гибкость и стрессоустойчивость к переменам; стремление реализовать и презентовать собственный творческий продукт, способный выдержать конкуренцию на цифровых платформах. В основе этого процесса — движение от стандартного мышления к креативному, от репродуктивного воспроизводства знаний — к продуктивному, от реферативно-исполнительского сознания — к творческому [22].

Среди глобальных трендов образовательных технологий (обучение по запросу, обучение через опыт, персонализированное обучение, смешанное обучение, социальное обучение), на наш взгляд, наиболее продуктивным является смешанное обучение [23]. Комбинация двух типов учебных средств — аудиторной (преподаватель и группа взаимодействуют в режиме реального времени) и виртуальной (взаимодействие происходит при помощи цифровых платформ и инструментов онлайн-общения) — демонстрирует преимущества: применение актуальных технологий, которые уже задействуются студентами в других сферах жизни; определенный темп и ответственность обучающихся за процесс выполнения задач; дополнительная мотивация за счет неограниченного спектра технических решений; гибкость планирования занятий в аудитории; отслеживание учебного прогресса студентов без потери времени на проверку каждой задачи; междисциплинарный подход, который дает возможность отслеживания успеваемости обучающегося в рамках не только определенной дисциплины, но и всего учебного курса.

Творчество возможно реализовывать в процессе преподавания и изучения любой дисциплины, а развитие цифровой культуры обучающихся должно стимулироваться всей системой образования в целом. Задача вузов на современном этапе — раскрывать творческий потенциал студентов, создавать условия для дальнейшего развития и совершенствования, повышать цифровую культуру.

Кроме того, современная профессиональная среда требует способности синтеза междисциплинарных знаний и цифровой культуры. В связи с этим традиционное образование становится неполным; необходим новый формат специалиста, владеющего цифровой грамотностью и обладающего гибким и креативным мышлением.

×

Об авторах

Елена Геннадьевна Проценко

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: kardamne@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9207-1548

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика и управление социально-культурной деятельностью»

Россия, Самара

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании» от 26.07.2019 № 232-Ф3. Ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», п. 3 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44547 (дата обращения: 20.06.2021).
  2. Цифровая трансформация в России – 2020. Обзор и рецепты успеха, отчет KMDA в 2020 году [Электронный ресурс]. – URL: https://komanda-a.pro/projects/dtr_2020 (дата обращения: 14.04.2021).
  3. Csikszentmihalyi, 2013, Creativity: The Psychology of Discovery and Invention, Harperperennial, New York, NY.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2017 г. № 1179 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751348/ (дата обращения: 15.04.2021).
  5. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова. – М.: Перо, 2019. – 98 с.
  6. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления // Высшее образование в России. – 2010. – No. 1. – С. 81–87.
  7. Булдаков С.К. Содержание образования как дискурс философско-педагогических идей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2016. – Т. 22. – С. 7– 11.
  8. Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. – 2003. – № 8. – С. 32–36.
  9. Галицких Е.О. Профессиональная подготовка педагога-словесника: поиск резервов развития в новую цифровую эпоху // Педагогический имидж. – 2019. – Т. 13. – № 2 (43). – С. 213–226.
  10. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 189 с.
  11. Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. – М., 2005.
  12. Игнатова В.В., Красноперова Н.А., Сапрыгина С.А. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / СибГУ им. М.Ф. Решетнева. – Красноярск, 2018. – 98 с.
  13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. – М.: Academia, 2004. – 301 с.
  14. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998. – 200 с.
  15. Переломова Н.А. Актуализация личностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИППК: монография. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 176 с.
  16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2015. – 222 c.
  17. Kerr C. Higher Education Cannot Escape History: Issues for the Twenty-First Century. Albany: State University of New York Press, 1994. 248 p.
  18. Инновации в современной системе образования: подходы и решения: колл. монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 494 с.
  19. Ставцева И.В., Колегова И.А. Innovative technology in blended learning: general english course design and its implementation for university students // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. – 2020. – Т. 12. – № 2. – C. 51–61.
  20. Чиркунова Е.К. Междисциплинарный подход – новое качество высшего образования // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе: материалы международной научно-методической конференции (НОТВ-2017). – Екатеринбург: УрФУ, 2017. – C. 525–529.
  21. Курина В.А., Проценко Е.Г. Формирование творческого потенциала студентов вуза культуры // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. – 2018. – № 4 (40). – С. 119–129.
  22. Harris R. Creative Thinking Techniques. http://www.virtualsalt.com/crebook2.htm (accessed March 21, 2021).
  23. Barnes S.-A., Bimrose J., Alan Brown A., Kettunen J., Vuorinen R. Lifelong guidance policy and practice in the EU: trends, challenges and opportunities. Final report. Luxembourg: European Commission. 2020.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Проценко Е.Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.