Attracting children’s attention to literature through the object of project activity-table theater

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Today, there are many electronic devices that can replace the things we are used to. Today’s children and adolescents spend more and more time learning new means of communication and searching for information, which is why traditional means (books, communication, experience) take a back seat and eventually become less important for overall development. While studying in primary school, it is easier for children to work with Internet sources because of the simplicity and conciseness of information that is in General use. Reading material from a book is replaced by gadgets. The very concept of «reading» has acquired a different meaning, has ceased to be a part of culture. Many parents and teachers face this problem when trying to teach their children to read literature. The purpose of this project is to find an alternative way to attract children to literary works through the object of project activity-table theater for children.

Full Text

Введение

В настоящее время проводится ряд опросов, направленных на выявление тенденций культурного развития общества в целом и детей в частности. В статье М.В. Загидуллиной [1] описывается исследование, направленное на выявление основных особенностей и предпочтений современных детей и подростков в чтении. Был проведен опрос 809 учащихся в Челябинской области, среди которых меньше половины, а именно 209 человек, средством досуга выбирали чтение («читатели»). У данной группы показатели отличались от остальных тестируемых. Таким образом, на вопрос «Чем ты преимущественно занимаешься в свободное время» проявилось расхождение: значительно меньше выборов ТВ-просмотров как времяпрепровождения (51 % у «читателей» против 62,9 % в целом по выборке), меньшее внимание компьютерным играм (45,5 % против 58,5 %), меньшая заинтересованность в социальных сетях (31 % против 39,9 %) и в целом в Интернете (10,1 % против 17,8 %); в то же время выше показатели «читателей» в таких выборах, как «хобби» (33,1 % против 24,9 %), «чтение газет и журналов» (21,7 % против 12,4 %) и, разумеется, «чтение книг» (100 % против 34,7 %).

Согласно исследованию Российской государственной детской библиотеки (2012 г.), много читают всего 24 % школьников (18 % мальчиков и 30 % девочек), не представляют себе жизни без книг 13 % (9 и 16 % соответственно). Остальная часть учащихся читает либо для выполнения школьных заданий (43 %), либо «чтобы развлечься» (50 %). 28 % прочитывают три-четыре книги в месяц и только 9 % — больше четырех [1].

Причиной нежелания школьников читать учебную, классическую или другую литературу является отсутствие правильного подхода к воспитанию. Ребенок еще в дошкольном возрасте должен познакомиться с книгой как особым миром историй и источником новой и интересной информации, однако сейчас таким источником родители пренебрегают и используют совершенно другие возможности — современные устройства и гаджеты. Проблема такого воспитания заключается в том, что книги, общение и подвижные игры заменяются подобными устройствами, а не дополняются.

В связи с тем, что информацию дети и подростки в основном получают через гаджеты и Интернет, возникают определенного рода последствия и проблемы:

– отсутствие культуры речи, проблемы с формулировкой предложений;

– коммуникативные проблемы, замкнутость;

– грамматические ошибки — следствие отсутствия умения работы с литературой;

– плохая память в связи с недостатком практики чтения [2].

  1. Обзор литературы

Книга является для ребенка своего рода способом социализации и может выступать как партнер по играм и карманный «учитель». Необходимость чтения книг обсуждается многими психологами и педагогами. Через чтение ребенок может познать разного рода особенности общения или увлекательные факты об окружающем мире, что в дальнейшем повлияет на его интеллектуальное и социальное развитие [3].

Для того чтобы привлечь ребенка к чтению литературы, необходимо заинтересовать его и отвлечь от формальной работы над текстом произведения. Для детей изготавливаются различные виды книг, которые могут привлечь яркой обложкой или многоуровневыми рисунками: книги-панорамы, текстильные книги, раскраски, книги-пазлы. Такие книги опираются на визуальное и тактильное восприятие, которое является главным источником информации для ребенка до 8 лет [4].

Книга-панорама является одним из видов книги-игрушки, внутри которой находятся объемные фигуры согласно сюжету. Данный вид книги представляет особый интерес для детей, поскольку во время чтения они могут видеть объемные декорации и сцены из книги, представляя все действия героев более реально.

Текстильная книга — мягкая книга, представляющая собой мягкую игрушку в виде книжного издания, в которую включены различные развлекательные элементы, например звуковые.

Книга-раскраска — книга, содержащая только графические элементы, которые ребенок может раскрасить так, как он их себе представляет. Однако существуют книги, в которых текст параллельно иллюстрируется контурами фигур героев, которые будет достаточно интересно раскрасить после прочтения книги. Один из важных приемов: ребенок сможет понять цветовое решение и особенности, прочитав и усвоив материал внутри книги.

Книга-пазл — особый вид книги, внутри которой находится текст и картинка-пазл, являющаяся иллюстрацией к тексту сказки или рассказа. Такие книги изготавливаются для детей дошкольного возраста, чтобы развивать их логическое и наглядно-образное мышление.

Проблема развития механизмов запоминания является основной в настоящее время, поскольку современные технологии не только облегчают жизнь человека, но и лишают его возможности воспользоваться ресурсами собственного мозга: обращение к электронным ресурсам избавляет от потребности постоянно запоминать информацию, поступающую из различных источников. Именно поэтому необходимо использовать более традиционные, но в тоже время современные методы подачи информации, основанные на механизмах памяти [5].

На начальном этапе развития процессов запоминания дети опираются на чувства и эмоции, именно они помогают ребенку запомнить большинство информации, окружающей его. Младшие школьники запоминают материал зрительно: предметы, вещи, которые находятся в его окружении. Словесная память же работает лучше в этом возрасте вместе с наглядной: ребенок запоминает информацию на слух в том случае, если она связана с каким-либо изображением, отражающим смысл [6]. Также в этом возрасте имеет значение наглядно-образная память. Дети начинают логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, но делают так лишь по отношению к конкретным образам. Восприятие материала ребенком происходит непосредственно через опыт [7].

Проще всего ребенком запоминается то, что становится частью его игровой или иной деятельности: вещи, с которыми он контактировал, предметы, используемые в процессе познания мира, а также то, что напрямую вызывает у него любопытство. Для детей необходимо создавать эмоциональный фон игровой деятельности, поскольку им важна его интенсивность для качественного запоминания [8].

Помимо наглядного способа представления информации для наилучшего запоминания существует несколько классических способов и методик запоминания: группировка, пиктограммы, аналогия и ассоциация.

Группировка. Ребенку проще запомнить информацию, если представленные факты сгруппированы по каким-либо признакам или свойствам (например, по цвету или виду деятельности). В дальнейшем такой способ запоминания позволяет развить теоретическое и словесно-логическое мышление [9].

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. В данном методе прочитанную информацию связывают с изображением, которое является ассоциацией с конкретным словом или фразой. При воспроизведении текста в дальнейшем достаточно будет увидеть картинки, чтобы вспомнить последовательность и смысл [10].

Аналогия. Это подходящий метод для запоминания терминов и понятий, поскольку можно составить универсальную формулировку понятия, по аналогии с которой запоминать последующие термины.

Ассоциация — закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании индивида и закрепленными в его памяти. Необходимо спросить ребенка о сходстве одного предмета с другим, чтобы создать определенную связь, которая поможет вспомнить определенный предмет или деталь события в дальнейшем. Важно помнить, что не существует неправильных ассоциаций, поскольку с развитием ребенка они могут изменяться и становиться сложнее [11].

Все рассмотренные методы являются для ребенка менее травмирующими, поскольку их можно практиковать в игровой деятельности, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно во время изучения материала.

Игра — свободная и самостоятельность деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. Она является наиболее доступным видом деятельности для ребенка, способом переработки впечатлений и знаний. В игре проявляются потребность в общении, особенности творческого развития, воображение и активность детей [12].

Игровая деятельность для детей дошкольного возраста является способом познания мира и получения информации, а также вариантом общения с другими людьми и детьми. В игре формируются основные черты личности и характер ребенка, его привычки и в дальнейшем трудолюбие и социальные качества. Игра учит ребенка жить в этом мире и приобретать различные навыки. Детям нужна игра также для правильного физического развития, в процессе активной игры тренируются обычные, но очень важные движения, которые помогают ребенку развивать организм полноценно [13].

Несмотря на взросление и переход в иную форму обучения дети 6–8 лет также воспринимают игру как наиболее важный элемент образовательной и даже трудовой деятельности. Младшие школьники более охотно проходят обучение в рамках школьной программы, когда в нее включена игровая составляющая. Игра способствует более успешному развитию логического и творческого мышления ребенка, его социализации в кругу сверстников. Также игровая деятельность является одним из важных инструментов воспитательного процесса, поскольку все аспекты жизни взрослой отражаются в играх детей. Соответственно различным видам деятельности взрослого человека игры делятся на познавательные, подвижные, интеллектуальные, художественные, строительные, музыкальные, игры-драматизации, игру-труд, игру-общение, спортивные игры [14].

Таким образом, можно сделать вывод, что ребенку необходимо участвовать в играх различного рода, поскольку они помогают смоделировать его дальнейшую жизнь и сформировать его главные навыки, умения и характер общения в социальной сфере. Опираясь на вышеперечисленные методы и психологические аспекты памяти, можно сделать вывод, что к чтению ребенка можно привлечь через своеобразное соединение образовательной и игровой деятельности, в которой ребенок сам может выбирать направление и особенности процесса изучения литературы. Психологи отмечают, что учебный процесс проходит продуктивнее, если работа с детьми организована интерактивно, то есть через постоянное общение с детьми и корректировку урока под их возможности и наклонности.

  1. Материалы и методы

Среди использованных нами методов исследования можно выделить: анализ литературы по интересующей нас теме, изучение и обобщение сведений, эксперимент и наблюдение.

При помощи анализа литературы были выявлены основные механизмы запоминания ребенком разного рода информации. Данный анализ помог определить направление нашей дальнейшей деятельности и сформировать проект, который помог бы решить несколько проблем: привлечение детей к процессу чтения, повышение уровня внимания у детей, развитие аналитических способностей с помощью чтения.

Обобщение сведений, полученных во время анализа, позволило сформулировать рекомендации к проекту, который мы разрабатываем для экспериментальной апробации на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 73».

Эксперимент был проведен при помощи воспитателей в дошкольном образовательном учреждении. Особенностью его является игровая форма, которая позволила облегчить восприятие детьми 5–6 лет книжной информации, вследствие чего процесс чтения и запоминания информации прошел намного легче, чем в обычных условиях. Метод наблюдения применялся для регистрации изменений, а также составления сравнительных диаграмм.

  1. Результаты исследования

Многие родители и учителя во время образовательного процесса сталкиваются с трудностями восприятия ребенком школьной программы. Речь идет об отсутствии желания или стремления читать художественную или учебную литературу, необходимую для усвоения материала и развития определенных качеств у ребенка [15], а также увлечении ребенка чтением внеклассным. Однако сама проблема кроется не в нынешних трудностях при обучении ребенка, а в том, что многие дети еще в дошкольном возрасте (3–5 лет) не использует такой источник информации, как книга. Чтобы привить интерес ребенка дошкольного возраста к чтению, необходимо постараться сделать процесс увлекательным и интересным для восприятия. Такой подход говорит о совмещении процесса чтения с творческой или игровой активностью.

Множество педагогов и социологов отмечают действенность применения театральных постановок для привлечения детей к чтению книг. Ребенок наблюдает постановку или даже участвует в ней самостоятельно, что позволяет заинтересовать его в дальнейшем изучении литературных произведений, а также создает все условия для более легкого восприятия и обработки полученной информации.

Для реализации подобного способа подачи информации нами был разработан проект настольного театра, который будет изготавливаться по определенному произведению с учетом программы дошкольного и школьного образования. Действенность данного объекта в процессе его использования обосновывается синтезом визуальной и теоретической информации, которая будет усваиваться детьми впоследствии намного проще, чем просто услышанный текст. В его основу входит бокс для хранения книги и остальных деталей. Внутри располагается книга, фигуры героев и декораций в виде силуэтов, краски и кисти для самостоятельного художественного оформления героев.

Мы провели анализ аналогов различных театров, на основе проведенного анализа были разработаны эскизы по определенному художественному произведению и представлен проект настольного театра. Такой театр формируется на основе определенного сюжета литературного произведения, содержит достаточное количество декораций и действующих лиц, что поможет привлечь внимание ребенка к сюжету и деталям произведения. Основная особенность заключается в предоставлении ребенку возможности изобразить внешний вид героев в соответствии с прочитанным произведением, фигурки являются силуэтами предметов и людей [16].

Концепция представленного изделия заключается в том, что дети перед занятием в детском саду знакомятся с содержанием книги, чтобы в дальнейшем отразить свои знания во время «театральной постановки». Одним из методов привлечения внимания детей дошкольного возраста и младших школьников является визуальное представление информации, а именно — силуэты, которые оформляются самим ребенком исходя из его видения мира и произведения в частности. Привлечение творческой составляющей позволяет детям работать в более спокойной обстановке. Со стороны физиологии такой процесс позволяет развить мелкую моторику, помогает подготовить руку к письму и освоить формы и цвета (рис. 1).

Рис. 1. Общий вид бокса

В рамках дошкольного обучения данный проект может использоваться как средство ознакомления детей с книжным миром, героями и сюжетами: начиная от простых сказок и заканчивая повестями и баснями. Также на занятиях по изобразительному искусству герои могут быть нарисованы детьми при помощи различных техник. Фигурки героев могут быть использованы для ролевой игры небольшой группы детей.

В домашних условиях такой настольный театр поможет приучить ребенка к чтению благодаря своей простоте и разнообразию функций: театр, отдельные герои сказки, поле для деятельности.

Опытный образец был внедрен в программу муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 73», в плане которого осуществлялся урок «Моя любимая книга». В рамках данного урока дети 5–6 лет могли рассказать о книге, которую они чаще всего читают, и показать различные иллюстрации собственного исполнения или использовать изображения из самой книги. Поскольку детям в данном возрасте достаточно сложно изображать людей и другие классические формы, то было предложено обсудить все книги и выбрать самую популярную из представленных, которую потом они могли вместе отобразить как театральную постановку небольшого масштаба. В эксперименте участвовали две группы детей, в одной группе 15 детей (9 девочек, 6 мальчиков), во второй — 16 (8 девочек, 8 мальчиков). Каждая группа, в свою очередь, делилась на две приблизительно равные группы для лучшего взаимодействия и удобства работы.

Чтобы проверить эффективность предлагаемой методики, было решено провести опрос в начале эксперимента, когда детьми была изучена предложенная сказка, и в конце, когда дети разделились на группы и принимали участие в постановке.

Детям были заданы простые вопросы:

  1. О чем сказка? (ответили 83 % опрашиваемых).
  2. Кто главный герой? (ответили 14 % опрашиваемых).
  3. Как зовут героя сказки? (ответили 25 % опрашиваемых).
  4. Кто помогал главному герою? (ответили 17 % опрашиваемых).
  5. Чем закончилась сказка? (ответили 62 % опрашиваемых).
  6. Чему тебя научила эта история? (ответили 76 % опрашиваемых).

Результаты опроса говорят о том, что дети во время чтения сказки или истории запоминали более общую информацию, смысловые составляющие, упуская детали, имена, подробности. Важно также отметить, что некоторые дети (около 20 % от общего числа) не одобрили выбор сказки, из-за чего возникли ожидаемые затруднения в усвоении материала [17].

Далее детям было сделано предложение отобразить книгу в театральной постановке через творческую деятельность. Большинству детей этот процесс показался интересным, они активно участвовали в выборе героя для каждого участника спектакля, работали над внешним видом персонажей, учили диалоги. Некоторые дети были настроены на просмотр и не принимали активное участие в организационных подготовках.

Чаще всего дети с творческими наклонностями предпочитают не наблюдать, а работать над художественным оформлением. Однако и дети с аналитическим складом ума могут быть привлечены к управлению ситуацией, распределению ролей в группе или участвовать в повествовании в роли рассказчика. Но несмотря на общую увлеченность процессом, необходимо внедрять параллельные разгрузочные упражнения, поскольку в данном возрасте дети склонны к более подвижным видам деятельности и не отличаются усидчивостью.

Таким образом, мы могли наблюдать участие детей в процессе формирования игрового пространства: принимали участие в оформлении — 10 детей, учили диалоги — 7, наблюдали — 6, придумывали истории — 5, распределяли роли или руководили — 3 (рис. 2).

Согласно результатам нашего исследования, большая часть детей охотно участвует в новых видах деятельности, связанных с творчеством и активностью, что говорит о возможности внедрения разработанного нами изделия в программу дошкольного образования.

Рис. 2. Сравнительный график предпочитаемой деятельности детей во время эксперимента

Если говорить о распределении ролей между мальчиками и девочками, можно отметить, что некоторые виды деятельности были популярны среди девочек (оформление, создание историй), некоторые выбирались преимущественно мальчиками (просмотр, распределение ролей и изучение диалогов), что отмечено на сравнительной диаграмме (рис. 3).

Рис. 3. Сравнительная диаграмма распределения видов деятельности

После проведения повторного опроса было выявлено, что сам процесс изображения героев, распределения персонажей и проведения спектакля повлиял на степень усвоения материала. Дети отвечали на вышеуказанные вопросы, при этом процент правильных ответов увеличился:

  1. О чем сказка? (ответило 97 % опрашиваемых).
  2. Кто главный герой? (ответило 88 % опрашиваемых).
  3. Как зовут героя сказки? (ответило 91 % опрашиваемых).
  4. Кто помогал главному герою? (ответило 79 % опрашиваемых).
  5. Чем закончилась сказка? (ответило 84 % опрашиваемых).
  6. Чему тебя научила эта история? (ответило 79 % опрашиваемых).

Можно сделать вывод, что подобная деятельность в рамках дошкольного образования может помочь воспитателям и педагогам выявить доминирующие особенности ребенка еще на стадии их формирования, чтобы в дальнейшем успешно их развивать и формировать соответствующие качества у детей. Дети с легкостью принимают задачи, если они связаны с деятельностью, которая им изначально интересна, поэтому процесс воспроизведения литературного материала им покажется увлекательной игрой.

Обсуждение и заключение

В городе Магнитогорске на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 73» было проведено исследование в виде занятий с двумя группами детей в возрасте 5–6 лет. Основой занятия является программа урока «Моя любимая книга», в ходе которого детям были представлены методические и проектные материалы в виде книги и настольного театра.

В ходе исследования было выявлено несколько положительных моментов:

  1. Материал усваивался лучше, поскольку яркая картинка усиливала впечатление ребенка от происходящего.
  2. Дети увлеклись как игрой, так и сюжетом произведения вследствие синтеза игровой и логической деятельности.
  3. Запомнилось больше важных деталей, так как ребенок изучал описание героев и окружающего их пространства, чтобы принять участие в игре.
  4. Снизился уровень неприязни к процессу чтения, поскольку каждый ребенок мог выбрать более близкие ему занятия.

Также были выявлены некоторые затруднения в течении игры:

  1. Не все дети увлеклись процессом одинаково, возможно, из-за отсутствия интереса к театральной деятельности в целом.
  2. В силу возраста многие дети были неусидчивы, поскольку творчество требует усидчивости и терпения.
  3. Не все одобрили выбор книги, некоторые хотели выбрать другую сказку или рассказ.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что представленный проект является новым образовательным элементом для литературного развития детей 3–6 лет, поскольку соединяет в себе несколько видов деятельности: творческую, созидательную и умственную. В процессе такой «игры» развивается мышление, память, логика, а также творческие и коммуникативные способности. Процесс понимания и запоминания информации происходит при помощи зрительного и эмоционального восприятия ребенком подаваемого материала.

Интерактивные методы ведения уроков и занятий в России постепенно набирают обороты, поэтому данный проект подойдет для реализации подобных уроков в более творческой обстановке, которая позволяет успешно развить навыки и способности каждого ребенка и развить коммуникационные навыки в детском коллективе в процессе взаимодействия. Игровая деятельность помогает решать несколько проблем сразу: развитие коммуникации; развитие творческих способностей; более успешное запоминание материала, что дает возможность реализации представленного проекта как особой творческой методической основы.

×

About the authors

Olga V. Kaukina

Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Author for correspondence.
Email: olya.kaukina@mail.ru

Associate Professor of Material Artistic Processing Department. Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Russian Federation, Magnitogorsk

Anastasia A. Erastova

Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Email: erastovanastasia@yandex.ru

Master Student of Design Department. Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Russian Federation, Magnitogorsk

References

  1. Zagidullina M.V. Podrostki: chtenie i internet v povsednevnoj zhizni [Teenagers: reading and the Internet in everyday life]. Sociological research. 2016. No. 5. Рр. 116–123.
  2. Kamalova L.A. Problemy detskogo chteniya v sovremennoj nachal’noj shkole [Problems of children’s reading in modern primary school]. European research: collection of articles. 2017. Рр. 69–72.
  3. Joshi P., Shukla S. Child Development and Education in the Twenty-First Century. Singapore: Springer. 2019. 195 p.
  4. Arkin E.A. Iz istorii igrushki [From the history of toys]. Preschool education, 1995. No. 3. Рр. 30–35.
  5. Zyablitseva M.A. Razvitie pamyati i voobrazheniya u detej [Development of memory and imagination in children]. Rostov-on-Don: Phoenix Publ., 2005. 189 p.
  6. Smirnov A.A. Problemy psihologii pamyati [Problems of memory psychology]. Moscow: Еducation Publ., 1966. 423 p.
  7. Laudis V.J. Pamyat’ v processe razvitiya [Memory in the process of development]. Moscow: MSU Publ., 1976. 256 p.
  8. Norman D. Pamyat’ i nauchenie [Learning and memory]. Moscow, 1985. 160 p.
  9. Kirillova A.V., Panov S.A., Lesova L.D. Issledovanie razvitiya kratkosrochnoj pamyati u detej [Research on the development of short-term memory in children]. Scientific Notes of the Taurida National University named after V. I. Vernadsky. Series: biology, chemistry. 2009. No. 4. Рр. 66–71.
  10. Arestova O.N. Issledovanie kul’turnyh osobennostej oposredstvovannogo zapominaniya s pomoshch’yu metodiki piktogramm [Research of cultural features of mediated memorization using the pictogram technique]. Applied Legal Psychology. 2015. No. 3. Рр. 91–95.
  11. Ovsyannikova O.A., Ryazantseva T.V. K probleme uluchsheniya pamyati: aktual’nost’, usloviya, podhody k metodikam [On the problem of improving memory: relevance, conditions, approaches to methods]. Scientific notes of Orel State University of Economics and Trade. 2011. No. 2 (4). Рр. 420–424.
  12. Saitgalina E.S. Razvitie pamyati u detej starshego doshkol’nogo vozrasta [The development of memory in children preschool age]. Kirov: Concept Publ., 2015. Spec. vypusk No. 1. Рр. 1–5.
  13. Protsessy i vidy pamyati u detey mladshego shkol’nogo vozrasta [Processes and types of memory in children of primary school age]. https://studbooks.net/691547/psihologiya/protsessy_vidy_pamyati_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta (accessed November 20, 2019).
  14. Onishkova A.M. Issledovanie razvitiya pamyati u detej starshego doshkol’nogo vozrasta [Research on memory development in older preschool children]. Innovative science. Ufa, 2020. No. 5. Рр. 175–177.
  15. Svetlolobova N.P. Vliyanie gruppovyh metodov na razvitie pamyati detej 6–7 let [The effects of group techniques on the development of memory in 6-7 year old children]. Questions to the student of science. St. Petersburg, 2020. No. 4. Рр. 44–48.
  16. Kaukina O.V., Naumov V.P., Naumov D.V. Proektnaya deyatel’nost’ dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij: uchebnoe posobie [Project activity for students of higher educational institutions: textbook]. Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov Publ., 2015. 114 p.
  17. Gonina O.O. Psihologiya mladshego shkol’nogo vozrasta [Psychology of primary school age]. Moscow: FLINTA Publ., 2015. 300 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. General view of boxing

Download (153KB)
3. Fig. 2. Comparative graph of the preferred activities of children during the experiment

Download (78KB)
4. Fig. 3. Comparative diagram of the distribution of activities

Download (91KB)

Copyright (c) 2021 Kaukina O.V., Erastova A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies