Обучение Soft Skills на занятиях по русскому языку с иностранными студентами экономических специальностей

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования и развития так называемых мягких навыков (Soft Skills) при работе с иностранными студентами в курсе русского языка как иностранного. Известно, что в настоящее время Soft Skills активно внедряется в процесс обучения на всех уровнях образования. В связи с этим представляется целесообразным включать в занятия по научному стилю речи и языку специальности для иностранных студентов задания на развитие мягких навыков. Целью данного исследования является анализ методических подходов и разработка заданий, которые отвечают коммуникативным потребностям иностранных студентов, получающих российское образование и, следовательно, приобретающих мягкие навыки (Soft Skills) на основных предметах по профилю обучения. В данной работе предлагаются варианты заданий для формирования и развития Soft Skills у иностранных студентов, обучающихся по экономическим специальностям. Также в статье анализируется значение командной работы, которая содействует максимально комфортной атмосфере в студенческой группе, способствует активному участию всех студентов в учебном процессе, свободному обмену мнениями и взглядами. В работе обращается внимание на один из наиболее эффективных приемов для развития Soft Skills, а именно на игровую технологию. При помощи учебной игры на занятиях по русскому языку как иностранному можно решить ряд совокупных задач, способствующих развитию вышеуказанных навыков. В заключение автор акцентирует внимание на том, что несмотря на отсутствие компетенций Soft Skills в списке компетенций, перечисленных в федеральных государственных требованиях по русскому языку как иностранному, необходимо искать методические приемы и формы работы, разрабатывать упражнения и задания для формирования и развития мягких навыков, так как это продиктовано коммуникативными потребностями иностранных студентов, получающих образование в Российской Федерации.

Полный текст

Введение

В современных условиях модернизации разных сфер жизни общества, в том числе образования, все более актуализируется переориентация традиционных векторов обучения, ставящих своей целью формирование знаний и умений в предметной сфере, на развитие ключевых современных компетенций или навыков. Перечень профессий и специальностей постоянно корректируется, пополняется в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и цифровизации экономики [1, 2]. Данные тенденции напрямую касаются разработки образовательных программ и составления перечня компетенций, которые должны быть сформированы в результате обучения. Еще в 2012 г. А.А. Вербицкий указывал на значимость существенных изменений в образовательной модели. Он предложил применять вместо существующего стандарта обучения контекстную модель. Согласно контекстной модели предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов определяется и формируется с помощью традиционных и новых форм, методов и средств обучения [3].

Актуальность данного исследования продиктована тем, что вышеперечисленные современные тенденции, активно внедряющиеся в образовательную сферу России, затрагивают также и контингент иностранных студентов, обучающихся по программам высшего образования Российской Федерации. Как уже было сказано, в настоящее время образовательные программы ориентированы на подготовку специалиста, который способен конкурировать в профессиональной среде, применять различные предметные знания на практике с целью решения поставленных задач. Иностранные студенты, которые обучаются в российских университетах, также вовлечены в процесс формирования специалиста – профессионала, владеющего необходимыми современными навыками и имеющего мотивацию к самореализации, самосовершенствованию и саморазвитию.

В январе 2021 г. в России состоялся форум «Россия и мир после пандемии», на котором министр науки и высшего образования В.Н. Фальков, общаясь с молодежью в дискуссионном формате, сформулировал принципы будущего российского образования: персонализация, ориентация на получение гибких (мягких или Soft Skills) и цифровых навыков, а также мотивированность учиться в течение всей жизни. По мнению В.Н. Фалькова, гибкие навыки состоят из четырех основных компонентов: социальные, когнитивные, коммуникативные и эмоциональные навыки [4]. Учитывая, что формирование и развитие гибких навыков, особенно у иностранных студентов, напрямую связано с формированием и развитием определенных языковых компетенций на занятиях по русскому языку как иностранному, преподавателю необходимо включать в содержание обучения компоненты, тренирующие Soft Skills.

Цель данного исследования – анализ методических подходов, направленных на совершенствование Soft Skills, а также разработка заданий, которые отвечают коммуникативным потребностям иностранных студентов, получающих российское образование и, следовательно, приобретающих Soft Skills на основных предметах по профилю обучения. Поставленные цели определили следующие задачи исследования:

– проанализировать существующие в контексте данной проблемы материалы научных, методических и учебно-методических работ;

– определить наиболее эффективные виды и формы организации учебных занятий по русскому языку как иностранному, развивающие Soft Skills;

– разработать и предложить варианты заданий, которые способствуют формированию как языковых компетенций обучающихся, так и необходимых Soft Skills в рамках экономического профиля обучения.

Обзор литературы

Методы и приемы развития Soft Skills активно обсуждаются уже достаточно давно. Так, специфика формирования мягких (гибких) навыков в сфере образования рассматривается в исследованиях зарубежных ученых, входящих в проект «Партнерство по поддержке навыков 21 века (Р21)» [5]. В рамках этого проекта в 2002 г. разработали схему «4К», включающую в себя следующие необходимые для обучения в современном мире компетенции: коммуникация, креативность, критическое мышление и сотрудничество (communication, creativity, critical mind and coordination) [6]. Названные выше навыки являются универсальными, то есть ими должны обладать специалисты в любой области. Данные навыки следует развивать на базе учебных предметов.

В педагогической литературе часто отмечается, что сегодня современному конкурентоспособному специалисту нужны не только профессиональные навыки, которые можно компенсировать с помощью искусственного интеллекта, но и навыки межкультурной профессиональной коммуникации, а также творческие способности и стратегическое мышление [7]. Многолетний опыт исследований в области социологии, психологии также доказывает важность в профессиональной деятельности человека не только навыков в сфере специальности, но и дополнительных знаний, умений, таких как коммуникабельность, креативность, ответственность. Эти навыки называют Soft Skills, или мягкими навыками. В Гарвардском университете провели ряд исследований и установили, что успешность в работе на 85 % зависит от хорошо развитых Soft Skills, и только на 15 % – от Hard Skills (твёрдые навыки) [8].

В последнее время в сфере российского образования этому понятию уделяется большое внимание. Основные образовательные программы ФГОС для среднего школьного образования включают компетенции, которые можно отнести к мягким навыкам. В разделе целей формирования универсальных учебных действий у обучающихся указаны: «развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию, формирование внутренней позиции личности, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся, формирование опыта применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, готовности к решению практических задач, овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности и т. д.» [9, с. 1288–1289].

Стоит обратить внимание на тот факт, что во ФГОС высшего образования фактически выдвигается требование развития у студентов Soft Skills [9], но, по мнению некоторых экспертов, точного указания, как именно учащиеся должны освоить эти навыки, не существует [10]. Указывается, что к 2021 г. в сфере высшего и средне-профессионального образования сформировались условия к сохранению базовых надпрофессиональных компетенций, или гибких навыков общего характера, и исключению вторичных [11]. К базовым навыкам относятся навыки работы в команде, организации рабочего процесса, делового общения, в том числе и на иностранных языках, навыки цифрового общения, а также навыки критического мышления и публичного выступления. В русле происходящих изменений в сфере высшего образования РФ создаются объединения (консорциумы), призванные развивать и совершенствовать мягкие навыки у обучающихся. Университеты, которые вошли в состав этого консорциума [10], заявили, что уже имеют инновационные программы по развитию гибких навыков у студентов и намереваются проводить исследования в этой области совместно. Кроме того, определена задача разработать для системы высшего образования Российской Федерации инструменты измерения, а также методики развития данных навыков. Для реализации поставленной задачи принято решение организовывать повышение квалификации преподавателей вузов, привлекать студентов к участию в образовательных практиках в новом формате и проводить мероприятия в масштабах всей страны.

Иностранные студенты, получающие образование на русском языке, также должны быть вовлечены в процесс формирования гибких навыков, которые помогут им не только развить профессиональные компетенции, но и стать высококонкурентным корпоративным ресурсом. Это обстоятельство стимулирует педагогов и методистов высшей школы уделять все большее внимание данному аспекту обучения, опираясь на особенности целевой аудитории. В настоящее время в практике преподавания РКИ накоплен определенный опыт развития Soft Skills. Так, в Санкт- Петербургском политехническом университете Петра Великого создано специальное пособие, направленное на развитие данных навыков у иностранных студентов технических специальностей [12]. Оно построено на аутентичных текстах разных жанров, рассказывающих о современных инженерных научных разработках и их применении в промышленности. Кроме того, в пособии представлены фрагменты видеофильмов, имеющих похожую тематику. Данный материал способствует достижению основной цели учебного пособия, а именно формированию и развитию русскоязычных навыков и умений в будущей профессиональной деятельности в области современных инженерных технологий.

В Ульяновском государственном университете на основании эмпирических исследований, базу которых составили государственные стандарты, учебные планы, паспорта специальностей, были определены компетенции, позволяющие сформировать и развить мягкие навыки. Кроме того, был составлен список упражнений и практических заданий в данном сегменте обучения для иностранных студентов-медиков [13].

А.А. Евтюгина, С.М. Минасян в учебно-методическом пособии «Проектирование образовательных программ в методике преподавания русского языка как иностранного» посвятили один из разделов формированию комплекса твердых (hard skills), гибких или мягких (soft skills) навыков, необходимых в жизненной практике (vital skills) в процессе проектирования образовательных программ для обучения русскому языку как иностранному [14, с. 46]. Авторы разместили раздел, посвященный Soft Skills, в главе под названием «Инновационные направления современного проектирования в методике преподавания русского языка как иностранного», так как сформировать их достаточно трудно, они изменчивы и ситуативны, а значит, требуют от преподавателя особых, порой инновационных методов и подходов в обучении. Кроме того, авторы считают, что для освоения гибких или мягких навыков не существует поэтапной работы или пошаговых инструкций, в отличие от профессиональных навыков. Авторы подчеркивают, что студент или имеет определенные личностные качества от природы, или не имеет их. Наилучший путь выявления и развития вышеупомянутых навыков – это творческая самостоятельная работа студентов. Вместе с тем особое значение приобретает постоянная работа над собой: поиск слабых мест личностного характера, самомотивация, умение работать под давлением, гибкость в принятии решений, разрешение конфликтов и т. п.

Материалы и методы

С учетом того, что развитие Soft Skills становится задачей не только для российских, но и для иностранных студентов, которые намерены получить образование в Российской Федерации, возникает необходимость регулярно и системно заниматься поисками эффективных методов и приемов, ориентированных именно на иностранную аудиторию. Данное обстоятельство обусловливает особое внимание к содержанию обучения, которое должно быть направлено на формирование прежде всего особых языковых компетенций, дающих возможность обучающимся получить и развить мягкие навыки, а затем и реализовать их в профессиональной деятельности.

Остановимся подробнее на понятии «мягкие навыки». Перечень мягких навыков – достаточно небольшой, однако их развитие для отдельного человека может занимать продолжительное время. В целом гибкие навыки делят на несколько больших групп: коммуникативные навыки, социальные навыки, навыки самоорганизации (self-management), управленческие навыки, исследовательские навыки. Известно, что коммуникативные навыки включают в себя умение устанавливать контакт и вести диалог с людьми в разных ситуациях общения, умение аргументировать свое мнение в устной и письменной форме, формулировать и презентовать идеи, умение логически выстраивать свою речь, делать выводы из беседы. Социальные навыки – это умение работать в команде, что подразумевает уважительное и этичное общение со всеми участниками процесса, умение устанавливать связи внутри команды, умение управлять конфликтами, находить выход из экстремальных ситуаций. К исследовательским навыкам относятся творческий поиск, широкий кругозор, умение находить информацию и ресурсы для решения определенных задач. Навыки самоорганизации включают умение планировать время и ресурсы, способность учиться, стрессоустойчивость, адаптивность. Управленческие навыки содержат умение принимать решения и нести ответственность за них, а также способности к анализу, прогнозированию результатов. Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что Soft Skills интегрируют знания из разных общественных наук; таким образом, и методы их формирования должны опираться на эффективное сочетание межпредметных связей. Данное обстоятельство ставит перед методистами задачу разработать систему заданий, в которых сочетаются как языковые, так и предметно-научные аспекты.

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого обязательный курс Soft Skills был введен после 2020 года. Студентам-политехникам предлагается выбрать одну из предложенных программ в рамках дисциплины Soft Skills. Иностранные студенты, как правило, выбирают программу, связанную с изучением русского языка как языка специальности. У иностранных студентов экономического профиля дисциплина Soft Skills преподается во втором и третьем семестрах. Целью изучения дисциплины «Русский язык как иностранный. Язык специальности (Soft Skills)» для иностранных студентов является формирование следующих компетенций, относящихся к гибким навыкам:

– умение вступать в коммуникацию в устной и письменной форме на русском языке в сфере профессионального общения, что подразумевает также межличностное и межкультурное взаимодействие;

– способность системно анализировать информацию и выбирать образовательные концепции;

– умение применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня;

– умение использовать теоретические знания для разработки новых идей;

– умение вести дискуссию, аргументировать свое мнение, выступать публично.

Результаты исследования

Несмотря на то, что в методике преподавания РКИ накоплен определенный практический опыт, связанный с лексико-семантическим аспектом формирования Soft Skills, считаем необходимым продолжать поиск эффективных методов и приемов, ориентированных на контингент иностранных студентов. Потребность в дальнейших методических разработках определяет новизну данного исследования. Руководствуясь целью развития вышеперечисленных мягких навыков, преподавателю русского языка как иностранного необходимо предлагать иностранным студентам задания, которые направлены на решение поставленных задач, а именно – удовлетворяют коммуникативные потребности студентов в профессиональной сфере. Рассмотрим некоторые примеры заданий по развитию Soft Skills у иностранных студентов экономического профиля. Прежде всего считаем максимально полезным использование игровых технологий в практике обучения Soft Skills. Учебная игра дает возможность создания виртуального социокультурного контекста, в котором присутствует вымышленная проблема. Студенты прикладывают определенные интеллектуальные усилия по ее разрешению, проигрывая разные сценарии поведения и решения, что активизирует их мышление, способствует развитию языковых компетенций и стратегий общения. С помощью учебной игры на занятиях по русскому языку как иностранному возможно решать несколько задач, а именно: улучшать навыки спонтанного общения, используя деловой речевой этикет и профессиональную лексику, принимать участие в разных ситуациях делового общения (интервью, переговоры), а также выстраивать систему аргументации, анализа и выражать свое мнение.

Одним из наиболее эффективных вариантов учебной игры является игра-симуляция. Главное ее преимущество состоит в том, что моделируется определенная реальность с высоким уровнем достоверности. Участники игры обсуждают ситуацию и пытаются решить поставленные проблемы, при этом имея право на ошибку, на создание нескольких вариантов решения. Очевидно, что в результате игры ее участники получают опыт взаимодействия в некой смоделированной ситуации и выработки эффективных решений. В процессе игры студенты могут обучаться в безопасной среде, отрабатывать различные способы и возможности применения теории на практике, всесторонне рассматривать и анализировать проблемную ситуацию, понимать причины и прогнозировать следствия, что, безусловно, помогает усвоению знаний и использованию их в будущей профессиональной деятельности [15]. Игра-симуляция направлена на оптимизацию командной работы, что позволяет каждому студенту попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности. Также подобные игры совершенствуют культуру общения и умение работы в коллективе и с коллективом. В командной работе, как правило, сильные студенты становятся лидерами, однако этого можно избежать, если использовать, например, ролевые карты и предоставлять право всем участникам игры побыть в роли лидера.

В качестве примера предлагаем задания для игры-симуляции «Предложи актуальный стартап». Студенты делятся на три команды – команда А, команда Б, команда В.

Этап 1. Перед студентами ставится задача: путем совместного обсуждения предложить (в виде презентации) актуальный на данный момент стартап. Необходимо установить жесткие временные рамки для выполнения задания, что способствует развитию так называемого Time management (управление временем). Можно установить таймер или демонстрировать время на проекторе, либо назначить студента, ответственного за тайминг в каждой команде.

Студенты экономического профиля знают: чтобы стартап был успешно реализован, он должен удовлетворять нескольким условиям. А именно: это должна быть уникальная бизнес-модель с конкретно разработанным планом запуска и выхода на рынок, а также с необходимостью привлечения инвестиций. Стартап всегда опирается на новые технологии, ищет новые способы продаж, иногда предлагает кардинально новое для рынка позиционирование. Перед началом игры-симуляции вышеописанные условия еще раз проговариваются, ставится задача обязательно учесть все эти параметры. Студенты за определенное время должны совместно решить, в какой сфере будет стартап, аргументировать его преимущества и актуальность, подготовить презентацию предлагаемого стартапа.

Этап 2. Команды А и Б представляют свои стартапы, а команда В слушает и смотрит, а потом совместным обсуждением должна определить, какой из двух стартапов достоин быть профинансированным и реализованным. Участники команды В должны аргументированно обосновать свой выбор.

Этап 3. Команда В делает презентацию своего стартапа, команды А и Б должны задать максимально много вопросов, касающихся целесообразности стартапа команды В, а также принять совместное решение: стоит ли реализовывать предложенный стартап.

Анализируя учебно-методические результаты, достигнутые в результате проведения данной игры, отметим следующее. Во-первых, студенты совершенствуют свои навыки в сфере учебно-профессионального общения, активно используют слова-термины, профессиональные языковые конструкции. Во-вторых, студенты повышают уровень своей компетенции в экономической сфере, причем русский язык становится инструментом для совместного решения максимально приближенных к реальности экономических проблем в рамках учебных ситуаций. Втретьих, совершенствуются навыки командной работы, умения высказывать и обосновывать свою позицию, действия и решения. Вчетвертых, учитывая, что управление временем – это управление деятельностью, студенты тренируют навык распределения времени и достижения конкретных целей. Формирование данного умения благоприятно скажется на учебной и будущей профессиональной деятельности обучаемых.

Еще раз подчеркнем, что работа в команде помогает создать максимально комфортную атмосферу, которая способствует свободному обмену мнениями и активному участию всех студентов в аудиторных занятиях. Как показывает ряд исследований, групповая работа наиболее удобна для того, чтобы оттачивать разговорные навыки и умения, развивать психоэмоциональные способности, являющиеся важным компонентом социальной компетентности [16]. Нередко из-за недостаточного уровня владения русским языком, а также из-за некоторых личностно-психологических особенностей студентам бывает сложно выражать свое мнение перед большой аудиторией. Многие обучающиеся боятся сделать ошибку, считая, что это может понизить оценку. Для них гораздо комфортнее высказывать свою точку зрения либо вести дискуссию в парах или мини-группах. Учебный процесс строится на идее сотрудничества, когда все его участники заинтересованы в глубоком усвоении материала, проработке всех неясных вопросов, а также в проверке и корректировке собственных материалов. Следует отметить, что основная методическая цель игры-симуляции заключается в развитии речемыслительной деятельности и различных стратегий коммуникации на русском языке, а также в отработке навыков самостоятельности, с одной стороны, и развитии навыков сотрудничества, с другой [17]. Считаем необходимым разъяснить студентам, какие навыки будут получены в результате игры в команде, что будет способствовать повышению интереса и мотивации к обучению.

Предлагаем еще примеры заданий для командной работы. Игра «Фантастические гипотезы „Если бы…”». Данная игра помогает развитию собственно языковых компетенций, коммуникативных навыков, а также гибкости мышления, креативности.

Студенты делятся на две команды.

Вариант игры 1. Каждая команда получает список фраз, начинающихся с «Если бы…». Команды по очереди должны продолжить фразу и сделать логичный вывод. Например:

Если бы во всех странах были одинаковые деньги, то …

Если бы денег не было вообще…

Если бы у вас было неограниченное количество ресурсов…

Если бы вы выбирали, с кем вести бизнес…

Если бы все люди жили в одной стране …

Побеждает та команда, которая придумала продолжение фразы быстрее и сделала меньше лексических и грамматических ошибок.

Вариант игры 2. Каждая команда придумывает несколько фраз, начинающихся с «Если бы…». Затем другая команда должна продолжить фразу и сделать логичный вывод. Данный вариант – более сложный и подойдет более сильным студентам, так как в этом случае необходимо создать креативную фразу, а также продолжить фразу другой команды.

Как известно, в результате командной работы оттачивается умение слушать, способность видеть единую цель, находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказывать помощь другим, умение убежать и находить компромисс. Для совершенствования командной работы можно предложить следующее задание.

Студенты делятся на команды. Каждая команда должна обсудить и договориться, в какой сфере экономики стоит организовать свою фирму. Необходимо решить коллегиально следующие вопросы: профиль предполагаемой фирмы, ассортимент выпускаемой ею продукции, объем товара, необходимые инвестиции, объем предполагаемой прибыли и другие экономические факторы. Также нужно представить доводы в пользу выбранной сферы деятельности, сформулированные в процессе командной работы.

Для развития не менее важного компонента Soft Skills, а именно креативного мышления, необходимо тренировать навыки студента концентрироваться на определенной проблеме или задаче, выявлять их наиболее значимые стороны, искать решения, используя нестандартные подходы, проявляя креативность. Одним из методических приемов реализации данного аспекта может стать работа с текстом. Предлагаем задания, основанные на работе с текстом и применяющие аналитическое чтение как способ совершенствования не только Soft Skills, но и репродуктивных, а затем продуктивных видов речевой деятельности. Обращаем внимание, что тематика предлагаемых текстов должна содержать определенную актуальную в настоящее время проблему, решение которой может быть различным; следовательно, студенты имеют возможность предложить свои варианты как видения проблемы, так и путей ее решения.

По некоторым прогнозам, население земного шара увеличится до 8 млрд в 2030 году и до 9 млрд в 2050 году. Это должно вызвать повышение совокупного спроса. Но существует и другая мощная демографическая тенденция – старение. Принято считать, что эта тенденция относится к богатым западным странам. Но это совсем не так. Рождаемость падает ниже уровня воспроизводства во многих регионах мира, не только в Европе, с которой начался спад, но также и в Южной Америке, в странах Карибского бассейна, во многих странах Азии.

По мере старения населения и сокращения численности молодых людей снижается количество приобретений дорогостоящих товаров, таких как дома, мебель, автомобили, бытовая техника. Кроме того, значительно меньше людей будет готово пойти на предпринимательский риск, т. е. стареющие работники предпочитают сохранять свои сбережения, а не затевать коммерческие предприятия. За последние десятилетия мировая производительность труда оставалась застойной несмотря на быстрый технологический прогресс. Производительность – самый важный фактор, определяющий долгосрочный рост уровня жизни и улучшение качества жизни, поэтому отсутствие роста производительности означает понижение первого и ухудшение второго.

Несмотря на потенциальное положительное воздействие новейших технологий на экономический рост, важно учитывать их возможное негативное воздействие на рынок труда как минимум в краткосрочной перспективе. В отношении воздействия новых технологий на рынок труда существуют два противоборствующих лагеря: те, кто верит в счастливый конец, когда рабочие, вытесненные технологией, найдут новую работу, а технология даст старт новой эре процветания; и те, кто считает, что технология создаст массовую безработицу. Технологическое развитие всегда уничтожало какие-то профессии, заменяя их новыми, с иными видами деятельности – возможно, в другом месте, или резко сокращало потребность в тех или иных видах деятельности. Очевидно, что в будущем мире возникнет много новых профессий. Многие категории профессий, в частности те, что предусматривают механический монотонный ручной труд, уже автоматизированы. За ними последуют другие категории, поскольку вычислительные мощности продолжают расти в геометрической прогрессии [18, с. 12].

  1. Ответьте на вопросы:

1) какие две демографические тенденции выделяет автор?

2) к чему, по мнению автора, ведет старение населения?

3) какой фактор, по мнению автора, влияет на уровень жизни людей? почему?

4) в чем автор видит значение производительности труда?

5) как автор оценивает развитие новых технологий в экономической сфере жизни людей?

6) почему, по мнению автора, технологическое развитие имеет некоторые негативные последствия?

  1. Подумайте и назовите возможные последствия влияния на экономику тенденций роста численности населения и старения населения.
  2. Автор сообщает, что развитие новых технологий всегда уничтожало какие-то профессии, заменяя их новыми, либо резко сокращало потребность в них. Используя свои знания и жизненный опыт, проиллюстрируйте это утверждение примерами.
  3. Опираясь на текст, укажите различия взглядов на характер и последствия воздействия новейших технологий на рынок труда. Приведите аргументы в поддержку каждой из этих позиций.

Обсуждение и заключение

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что, совершенно очевидно, наличие гибких навыков влияет на карьерный рост человека, а также благоприятно сказывается на его социальной сфере жизни. Профессионал высокого уровня с помощью Soft Skills сможет добиться бо' льших карьерных высот, нежели такой же специалист, который ими не обладает. Специалисты отмечают, что уже почти 50 лет при подборе персонала чем выше должность (особенно руководящие посты), тем больше внимания уделяют именно мягким навыкам. Таким образом, формирование и оттачивание основных мягких навыков определяют будущий карьерный успех выпускников университетов в профессии, обеспечивают соответствие ожиданий работников-профессионалов и требований работодателей.

В последнее время в российском образовании на всех уровнях подготовки (от начальных классов школы до университетов) планомерно вводятся и развиваются навыки Soft Skills, хотя многие педагоги-методисты отмечают недостаточную разработку методов и приемов по формированию гибких навыков, необходимость которых признается всеми [19].

С учетом того факта, что в российских высших учебных заведениях обучается большое количество иностранных студентов, которым необходимо предлагать высокое качество образования, требуется обращать особое внимание на специфику работы по развитию навыков Soft Skills в курсе русского языка как иностранного. Данная задача стимулирует преподавателей активно создавать, опираясь на особенности целевой аудитории, учебные материалы, которые эффективно формируют и развивают вышеуказанные навыки. В контексте рассматриваемой проблемы считаем целесообразным углублять межпредметную интеграцию, необходимую для профессиональной подготовки специалиста на современном этапе. Несмотря на отсутствие компетенций Soft Skills в списке компетенций, перечисленных в федеральных государственных требованиях по русскому языку как иностранному, считаем важным компонентом содержания учебного процесса задания для развития мягких навыков, так как это отвечает коммуникативным запросам иностранных студентов, получающих высшее образование в Российской Федерации.

×

Об авторах

Наталья Олеговна Ильина

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Автор, ответственный за переписку.
Email: nataliailina.list@rambler.ru

кандидат филологических наук, доцент Высшей школы международных образовательных программ

Россия, 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 литера Б

Список литературы

  1. Ивонина А.И., Чуланова О.Л. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2017. – Т. 6. – № 1 (28). – С. 53–58.
  2. Данакин Н.С., Шутенко А.И. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 1586.
  3. Вербицкий А.А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании // Образование и наука. – 2012. – № 60. – C. 5–18.
  4. Россия и мир после пандемии // Гайдаровский форум [Электронный ресурс]. – URL: https://gaidarforum.ru/ru/news/1942/ (дата обращения: 07.11.2023).
  5. Trilling B., Fadel Ch. 21st Century Skills: Learning for Life in Our Times. San Francisco: Jossey-Bass, 2009. 242 p. https://ardian.id/wpcontent/uploads/2018/10/21st_Century_Skills_Learning_for_Life_in_Our_Times_2009-3.pdf (accessed November 7, 2023).
  6. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: компетенции, необходимые для успеха: Пер. с англ. – М.: Точка, 2018. – 240 с.
  7. Самарская С.В. Развитие soft skills в процессе обучения иностранным языкам на основе игровых технологий // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 2 (116). – С. 102–105 [Электронный ресурс]. – URL: https://research-journal.org/archive/2-116-2022-february/razvitie-softskills-v-processe-obucheniya-inostrannym-yazykam-na-osnove-igrovyx-texnologij (дата обращения: 31.10.2023).
  8. Deming J. David. The Value of Soft Skills in the Labor Market. The Reporter. 2017. No. 4. https://www.nber.org/reporter/2017number4/value-soft-skills-labor-market (accessed November 7, 2023).
  9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // Институт стратегии развития образования Российской академии образования [Электронный ресурс]. – URL: https://ksvu.mil.ru/upload/site19/document_file/Primernaya_osnovnaya_obrazovatelnaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniyaot_ot_15.09.2022_compressed.pdf (дата обращения: 23.09.2023).
  10. Пять вузов создали консорциум по развитию soft skills [Электронный ресурс]. – URL: https://skillbox.ru/media/education/pyat-vuzov-sozdali-konsortsium-po-razvitiyu-soft-skills/ (дата обращения: 23.09. 2023).
  11. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2018. – Т. 15. – № 3. – С. 350–363.
  12. Бусурина Е.В., Горбенко В.Д., Куралева И.Р. и др. Знакомьтесь: поколение 3,14: учеб. пособие для иностранных студентов инженерных специальностей. ‒ СПб.: Златоуст, 2021. ‒ 168 с.
  13. Шабанова А.А., Вальдес Альенде С.О. Возможности преподавания РКИ для формирования «мягких навыков» у иностранных студентов // Известия ВГПУ. – 2023. – № 2 (175). – С. 101–107.
  14. Евтюгина А.А., Миносян С.М. Проектирование образовательных программ в методике преподавания русского языка как иностранного: учеб.-метод. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2022. – 131 с.
  15. Barshay J. Study: Boosting soft skills is better than raising test scores. National Soft Skills Association. 2020. https://www.nationalsoftskills.org/boosting-test-scores (accessed November 11, 2023).
  16. Василиженко М.В., Коротков Е.А., Мухаркина В.С. Геймификация как современный метод обучения иностранным языкам // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2020. – Т. 12. – № 2. – С. 43–50.
  17. Бахметьева И.А., Яйлаева Р.Н. Игрофикация в образовании. Colloquium-journal. – 2019. – № 21 (45). – Ч. 3. – C. 10–13.
  18. Лабезникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Коваль Т.В. ЕГЭ 2018. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2018. – 454 с.
  19. Шайхутдинова Х.А. Формирование soft skills в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. – 2020. – Т. 8. – № 2 (27). – С. 99–106.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ильина Н.О., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах