Анализ самооценки, уровня притязаний и уровня владения иностранным языком у студентов неязыковых специальностей

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Самооценка – важная составляющая в жизни каждого человека, которая связана с жизненным благополучием и успешностью в профессиональной деятельности. Если самооценка неадекватна (завышена или занижена), то это негативно сказывается как на личной, так и на профессиональной сфере человека. Однако самооценка – это параметр, поддающийся корректировке, так как не является врожденным, а формируется с течением жизни, поэтому неадекватная самооценка может быть скорректирована. Как показывает анализ научной литературы за последние годы, крайне мало исследуется самооценка студентов неязыковых специальностей, тогда как этот параметр важно учитывать. Студенты должны не только получать профессиональные знания, но и развивать другие навыки и качества, необходимые для успешного специалиста, ведь только знание предмета не гарантирует высоких достижений. В связи с этим мы решили провести исследование и посмотреть, какой самооценкой обладают студенты аэрокосмических специальностей неязыкового вуза, а также сопоставить самооценку и уровень владения иностранным языком (то есть выявить связь между самооценкой и академической успеваемостью). Также в работе рассматривается уровень притязаний студентов, который, являясь довольно важной составляющей самооценки, оказывает на нее влияние. В качестве методики исследования была выбрана методика Дембо – Рубинштейн. Результаты исследования показали, что студенты, обладающие высоким знанием иностранного языка, по большей части имеют неадекватную самооценку (в большинстве случаев-заниженную) и уровень притязаний, а это значит, что, обладая высокими знаниями, они не используют максимально свой потенциал. Студенты же с более низким уровнем иностранного языка обладают по большей части адекватной самооценкой. Данное исследование подчеркивает необходимость и важность анализа самооценки студентов и при необходимости последующей работы по ее коррекции.

Полный текст

Введение

Самооценка – один из важнейших компонентов, влияющий на многие сферы жизни каждого человека: и на личные, и на профессиональные. В том числе она играет значимую роль для студентов, обучающихся в неязыковых вузах, как для будущих специалистов в различного рода высокотехнологических областях.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что проведено крайне мало исследований самооценки учащихся неязыковых специальностей, а следовательно, данный аспект зачастую не учитывается в ходе образовательного процесса. Считается, что если студент хорошо учится и обладает большим объемом знаний, то будет успешным.

Однако для достижения успеха современному человеку недостаточно иметь только высокие профессиональные, специализированные знания. Самооценка напрямую влияет на успешность человека в профессии и на благополучие его жизни вообще, поскольку она связана с необходимыми для этого качествами и навыками, такими как, например, уверенность в себе, объективная оценка самого себя, других людей и событий, умение ставить цели и достигать их, а также умение выстаивать отношения.

Следует отметить, что самооценка крайне важна в юношеском возрасте (17–23 года), поскольку в этот период человек определяется с выбором своей профессиональной сферы [1].

Здоровая, адекватная самооценка отображает объективное и наиболее точное представление человека о самом себе. Это значит, что человек осведомлен и о своих достоинствах, которые он может успешно применять по жизни, и о своих недостатках, над которыми он может работать.

Если человек обладает заниженной или завышенной самооценкой, то есть неадекватной, то это означает, что он имеет искаженное представление о самом себе, что может не давать ему возможности ни эффективно применять свои сильные качества, ни работать над своими слабыми сторонами.

Заниженная самооценка оказывает крайне негативное влияние на профессиональную сферу, поскольку человек с такой самооценкой будет считать себя ни на что не способным и не будет стремиться добиться успехов в профессиональной деятельности.

Люди с завышенной самооценкой, как и с заниженной, имеют о себе искаженное, необъективное представление. Они могут быть чрезмерно самоуверенны и крайне тяжело переносить критику ввиду отсутствия реалистичного видения себя. Человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать, возвышать собственные возможности по отношению к объективным способностям [2]. Такому человеку также будет трудно добиться хороших результатов в профессиональной сфере, поскольку данная позиция не даст ему возможности двигаться вперед ввиду отсутствия объективного анализа своей деятельности, неумения беспристрастно смотреть на критику и на свои ошибки.

Все это в итоге ведет к отсутствию уверенности в себе, недовольству своими достижениями, а возможно, и жизнью в целом, поэтому даже если студент будет обладать большим объемом знаний по изучаемым в вузе предметам, это не гарантирует ему успешности, если его самооценка не является адекватной.

Следует отметить, что самооценка связана с таким параметром, как уровень притязаний, который, в свою очередь, взаимосвязан с мотивацией [3]. Уровень притязаний – «степень реализации целей, приносящая личное удовлетворение человеку, который принимает решение и стремится к достижению соответствующей цели» [4, с. 291]. Повышая или понижая уровень притязаний, можно корректировать и самооценку.

Если уровень притязаний является адекватным, это означает, что человек может ставить реалистичные цели и добиваться их, поскольку объективно оценивает свои возможности. «Он является оптимальным для развития личности, поскольку деятельность человека приходит в гармоничное состояние» [5].

Если уровень притязаний неадекватный (завышен или занижен), то это говорит о несоответствии ожиданий человека и его реальных возможностей.

Заниженный уровень притязаний говорит о наличии незначительных целей и стремлений у данного человека. Такой человек, даже обладая большими ресурсами, например знаниями, умениями для достижения значительных целей в жизни, не ставит перед собой больших, амбициозных задач, которых он по факту мог бы добиться, то есть человек может даже не осознавать, что он может добиться чего-то большего в жизни.

Завышенный уровень притязаний говорит о том, что человек ставит перед собой цели, которых либо очень сложно добиться, либо невозможно, поскольку его реальные возможности ниже предполагаемых. Завышенные ожидания, скорее всего, не оправдаются, что негативным образом может повлиять на самооценку.

На основании вышеизложенного нами сформулирована цель исследования: проанализировать уровень самооценки и уровень притязаний студентов неязыковых специальностей, а также сопоставить данные параметры с уровнем знаний по предмету, изучаемому в вузе (был выбран предмет «Иностранный язык»), для понимания и обоснования необходимости работы по формированию адекватной самооценки студентов неязыковых специальностей.

Обзор литературы

Самооценка – один из важнейших вопросов, изучение которого по сей день является актуальным. Ее изучением занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, С.Я. Рубинштейн, И.С. Кон, В.С. Мухина, М.И. Лисина и другие. И в современном мире вопросы, связанные с самооценкой, не теряют своей значимости.

Особо важную роль самооценка играет для студентов как будущих специалистов, поэтому в вузах необходимо создавать такую среду взаимодействия преподавателей и студентов, в которой бы могла формироваться здоровая самооценка обучающихся. Взаимосвязь самооценки и успешности в профессиональной деятельности освещается А.В. Непогодиной и С.А. Ярушевой: авторы подчеркивают, что «уровень самооценки повлияет на выбор модели поведения в процессе профессиональной деятельности, восприятие человеком факта успеха/неудачи и оценки окружающих его как личности» [6]. Л.С. Емец [7] отмечает влияние самооценки на такой важный параметр успешности, как «уверенность в себе», что является также крайне важным для будущего специалиста.

Д.С. Мунь и Л.А. Косолапова [8] пишут о влиянии самооценки на успешность человека и о важной роли «внутренних факторов» для достижения благополучия и довольства своей жизнью, для умения противостоять трудностям и решать различные проблемы, с которыми сталкивается человек.

Однако результаты анализа исследований ученых в области самооценки за последние годы говорят о том, что самооценка студентов неязыковых специальностей в сочетании с анализом уровня притязаний изучается крайне мало, в то время как в современном мире такие исследования крайне важны. Стоит отметить, что большинство научных статей и исследований относительно самооценки студентов говорит о том, что по большей части объектом исследования в данной теме являются студенты различных гуманитарных специальностей.

В статье [9] С.А. Великова говорит о взаимосвязи самооценки студентов гуманитарных специальностей, в частности студентов-историков, и их успеваемости: с более высокой самооценкой успеваемость выше.

И.Ю. Елькина [10] исследует самооценку студентов-психологов и говорит о ее взаимосвязи с эмоциональным интеллектом. Автор отмечает, что «задачей системы высшего образования становится развитие у будущих психологов личностных качеств, способных оказать влияние на эффективность предстоящей профессиональной деятельности».

В статье [11] авторы исследуют взаимосвязь самооценки и уровня притязаний у студентов-психологов и пишут о важности исследования этих параметров, поскольку они влияют на поведение человека.

Исследования самооценки студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», также показали, что существует непосредственная взаимосвязь самооценки студентов с их успеваемостью, а именно – у студентов с адекватной самооценкой успеваемость достаточно высокая [11, c. 167].

Несмотря на значимую роль самооценки в формировании будущих специалистов гуманитарных специальностей, стоит подчеркнуть, что самооценка не менее важна и для будущих специалистов, обучающихся в технических вузах.

Свой подход к учету самооценки предлагают авторы статьи [13]. В своем исследовании О.А. Чалова и др. показывают, что студенты технических специальностей с разной самооценкой по-разному решают задачи, связанные с творчеством, креативностью, нестандартной постановкой при обработке информации на иностранном языке. Авторы подчеркивают, что адекватная самооценка обеспечивает развитие способности к восприятию пробелов в знаниях и сознательному выбору индивидуальных моделей обучения иностранному языку.

Анализ литературы показал, что зарубежные авторы также интересуются темой самооценки и ее взаимосвязи с академической успеваемостью.

Авторы Noronha L. и другие [14] провели исследование, в результате которого приходят к противоречивому выводу, что по сути нет связи между самооценкой и академической успеваемостью. К такому же выводу пришел в своей работе и Tus J. [15].

Следует также отметить исследования Gulton S., Oktaviani L. [16] и Utami B.R., Wahudin A.Y. [17]. Авторы изучают самооценку студентов и ее взаимосвязь с оценкой, полученной в результате тестирования по иностранному языку (English proficiency test), и приходят к выводу, что чем выше у студентов самооценка, тем выше они получают балл по тестированию.

Как видно, разные ученые получают различные, порой противоречивые результаты при анализе взаимосвязи самооценки и уровня иностранного языка, что говорит о необходимости дальнейшего, более глубокого исследования в данной области.

Материалы и методы

Данное исследование было проведено с целью выявления уровня самооценки и уровня притязаний студентов технического вуза и анализа взаимосвязи этих параметров с уровнем владения студентами иностранным языком. Были поставлены задачи: проведение тестирования для определения уровня самооценки и уровня притязаний студентов по методике Дембо – Рубинштейн и последующий анализ полученных результатов, а также сопоставление уровня самооценки, уровня притязаний и уровня владения иностранным языком.

Методика Дембо – Рубинштейн была разработана известным психологом Тамарой Вульфовной Дембо и затем дополнена советским психологом Сусанной Яковлевной Рубинштейн. «Методика дает возможность выявить самооценку детей и взрослых, которую можно рассматривать как один из показателей зрелости их личности, а также оценить их уровень притязания [18]». «Тест Дембо – Рубинштейн уже давно стал классическим инструментом психодиагностики, он пользуется популярностью среди психологов и не теряет своей актуальности по сей день» [19].

Испытуемым было предложено оценить себя по шести параметрам: «ум», «здоровье», «характер», «авторитет», «внешность», «уверенность в себе». Перечисленные параметры представлены в виде вертикальных шкал, где нижняя точка соответствует 0 баллов, верхняя – 100 баллов, также посередине есть отметка 50 баллов. Испытуемые сначала оценивают по шкалам свой уровень по каждому из данных параметров (самооценка), а затем отмечают желаемый уровень достижения тех же самых качеств (уровень притязаний).

Параметры самооценки оцениваются по следующей шкале: 0–51 баллов – заниженная самооценка; 52–65 баллов – средний уровень самооценки; 66–79 баллов – высокий уровень самооценки; 80–100 баллов – уровень самооценки завышен. Самооценка на среднем и высоком уровне в соответствии с данной методикой считается нормой, то есть адекватной самооценкой. Люди с такой самооценкой имеют наиболее объективное представление о себе.

Параметры уровня притязаний оцениваются по следующей шкале: 0–66 баллов – заниженный уровень притязаний; 67–79 баллов – средний уровень притязаний; 80–92 баллов – высокий уровень притязаний; 93–100 баллов – уровень притязаний завышен.

В тестировании принимали участие 32 студента аэрокосмических специальностей в возрасте 19–20 лет.

Результаты исследования

Проанализировав результаты тестирования по методике Дембо – Рубинштейн, можно отметить, что «здоровье» и «ум» являются наименее проблемными параметрами, поскольку количество студентов с адекватной самооценкой по данным параметрам больше, чем с неадекватной (рис. 1). На рис. 1 видно, что самыми проблемными параметрами являются «авторитет», «уверенность в себе», «характер» и «внешность» – по данным параметрам больше всего студентов с неадекватной самооценкой (то есть самооценка либо завышена, либо занижена): по параметру «авторитет» число студентов с неадекватной самооценкой – 78 %, по параметру «характер» – 69 %, по параметру «внешность» – 66 %, по параметру «уверенность в себе» – 62,5 %. По этим же параметрам преобладает число студентов, которые имеют заниженную самооценку; завышенная самооценка преобладает по параметрам «здоровье» и «ум». Также на диаграмме видно, что по четырем параметрам из шести больше студентов с заниженной само- оценкой, чем с завышенной, из чего можно сделать вывод, что заниженная самооценка студентов технических вузов является достаточно серьезной проблемой.

 

Рис. 1. Сравнение количества студентов с адекватной и неадекватной самооценкой

 

На рис. 2 можно увидеть, что число студентов с заниженной самооценкой по параметру «авторитет» – 50 %, то есть это самый проблемный параметр, по параметру «внешность» и «характер» – 37,5 %, что также является немалым числом, по параметру «уверенность в себе» – 34 %, по параметру «здоровье» – 25 %, а по параметру «ум» – 22 %.

 

Рис. 2. Процент студентов с заниженной самооценкой по каждому из параметров исследования

 

Из представленных выше результатов можно сделать вывод, что студенты по большей части считают себя умными и обладают достаточно хорошими профессиональными знаниями, однако ввиду того, что большая часть студентов имеет заниженную самооценку по параметрам «авторитет», «внешность», «характер» и «уверенность в себе», можно предположить, что студентам будет весьма сложно раскрыть и проявить максимально весь свой потенциал знаний ввиду необъективного представления о самих себе.

Далее было произведено сравнение самооценки по параметрам тестирования Дембо – Рубинштейн с числом студентов с определенным уровнем владения иностранным языком.

Для объективной оценки уровня подготовленности студентов по языку мы использовали общеевропейскую шкалу языковой компетенции, принятую Европейским союзом – CEFR (Common European Framework of Reference). С 2007 года эту систему применяют для определения языковой компетенции во всем мире, большинство курсов и экзаменов приведены в соответствие с CEFR. Шкала CEFR не только дает общую картину того, что студент может делать на каждом из уровней, но и может отдельно оценить четыре составляющих языка или компетенций: чтение, аудирование, говорение и письмо. Сегодня система CEFR применяется для оценки уровня уже более 30 языков. Система устанавливает единые стандарты, используя специальную шкалу, разработанную Ассоциацией ALTE (The Association of Language Testers of Europe). Ассоциация разработала формулу “can do” – «могу» и с ее помощью определила набор умений и навыков, соответствующих каждому из шести уровней, от начального А1 до профессионального С2 (А1, А2, B1, B2, С1, С2). При этом уровни А считаются базовыми (basic user), B – независимыми (independent user), С – свободными (proficient user) [20].

В таблице видно, что если рассматривать самые проблемные параметры самооценки – «характер», «авторитет», «внешность» и «уверенность в себе» – то адекватной самооценкой обладают в основном студенты с уровнем владения иностранным языком А2; среди студентов с завышенной самооценкой по всем параметрам также преобладают студенты с уровнем владения иностранным языком А2; среди студентов с заниженной самооценкой по параметрам «внешность» и «авторитет» большая часть имеет уровень владения иностранным языком В2; по параметру «уверенность в себе» больше всего студентов с заниженной самооценкой и с уровнем владения иностранным языком В1.

 

Сравнение самооценки по параметрам тестирования Дембо – Рубинштейн с определенным уровнем владения иностранным языком

Параметр

Адекватная самооценка

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка

A2

B1

B2

A2

B1

B2

A2

B1

B2

«Характер»

7

1

2

5

3

2

4

4

4

«Авторитет»

4

3

0

7

1

1

5

4

7

«Внешность»

7

2

2

5

2

7

3

4

5

«Уверенность в себе»

8

1

3

5

2

2

3

5

3

 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что студенты с более низким уровнем владения иностранным языком в общем имеют более здоровую и адекватную самооценку, чем студенты, чей уровень владения иностранным языком выше.

На рис. 3 видно, что по всем параметрам самооценки – «характер», «внешность», «авторитет», «уверенность в себе», «ум» и «здоровье» – число студентов с уровнем иностранного языка A2 превышает число студентов с уровнями B1 и B2.

 

Рис. 3. Число студентов с определенным уровнем иностранного языка и с адекватной самооценкой по каждому из параметров

 

В результате анализа уровня притязаний были получены следующие результаты.

По каждому из параметров исследования адекватный уровень притязаний имеют студенты, большая часть из которых также имеет уровень знаний иностранного языка А2, что показано на рис. 4; то есть получается, что студенты с более низким уровнем владения иностранным языком ставят более реалистичные цели, чем студенты, владеющие более высоким уровнем иностранного языка.

 

Рис. 4. Число студентов с определенным уровнем иностранного языка и с адекватным уровнем притязаний по каждому из параметров

 

Число студентов с неадекватным (завышенным или заниженным) уровнем притязаний превышает число студентов с адекватным уровнем притязаний и составляет по параметру «здоровье» – 75 %, по параметру «авторитет» – 56 %, по параметрам «внешность» и «уверенность в себе» – 53 %. При этом, как видно на рис. 5, по четырем параметрам из шести («здоровье», «ум», «характер», «уверенность в себе») завышенный уровень притязаний преобладает над заниженным. Это говорит о том, что студенты склонны по большей части переоценивать свои возможности и ставить труднодостижимые и даже невыполнимые цели, что впоследствии может негативно сказаться на уровне их самооценки.

 

Рис. 5. Сравнение завышенного и заниженного уровней притязаний

 

Проведенное исследование говорит о том, что большая часть студентов, принимавших участие в исследовании, обладает неадекватной самооценкой и неадекватным уровнем притязаний. При этом самыми проблемными параметрами самооценки являются «авторитет», «уверенность в себе», «характер» и «внешность» – именно с этими параметрами в первую очередь нужно работать, доводя их до адекватного уровня.

По параметрам «авторитет», «уверенность в себе», «характер» и «внешность» большинство студентов имеют заниженную самооценку, что говорит о весомом отклонении неадекватной самооценки в сторону пониженной.

Также по большинству исследуемых параметров преобладает завышенный уровень притязаний.

Студенты, обладающие более высоким уровнем иностранного языка, по большей части имеют неадекватную самооценку, а студенты с более низким уровнем владения иностранным языком – адекватную. Из этого следует, что необходима работа по коррекции самооценки и раскрытию потенциала студентов, обладающих высоким уровнем знаний, чтобы они могли проявлять себя и добиваться более высоких результатов в профессиональной деятельности и в жизни.

Студенты, обладающие более низким уровнем иностранного языка, также имеют по большей части адекватный уровень притязаний по сравнению со студентами с более высоким уровнем иностранного языка, что говорит об их способности к постановке реалистичных целей, которых они смогут добиться, что также вносит вклад в формирование адекватной самооценки.

Таким образом, не всегда верно утверждение: чем выше у студентов самооценка, тем выше их знание иностранного языка [15, 16]. Как видно из нашего исследования, результаты могут быть и обратными. Самооценка – достаточно сложный параметр, требующий более глубоких и комплексных исследований.

Обсуждение и заключение

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Несмотря на имеющиеся исследования, которые говорят о том, что студенты с адекватной самооценкой имеют высокую академическую успеваемость, в частности по иностранному языку, есть и другие категории студентов, которые при адекватной самооценке имеют более низкие знания по иностранному языку и в целом менее успешны в учебе. И наоборот, есть студенты, которые при хорошей академической успеваемости имеют неадекватную (завышенную или заниженную) самооценку, – это отражает важность и необходимость работы по коррекции самооценки и раскрытию потенциала таких студентов, что позволит им быть успешными как в профессиональной деятельности, так и в жизни.
  2. Проведенное нами исследование показало, что студенты, обладающие более низким уровнем иностранного языка, имеют по большей части адекватный уровень притязаний по сравнению со студентами с более высоким уровнем иностранного языка. Это свидетельствует о способности более слабых в иностранном языке студентов ставить реалистичные цели, которых они смогут добиться как в учебе, так и в дальнейшей работе, что будет благоприятно влиять на формирование и поддержание адекватной самооценки.
  3. Анализ результатов исследования показал, что большая часть студентов, принимавших участие в исследовании, обладает неадекватной (завышенной или заниженной) самооценкой и неадекватным уровнем притязаний. Самые проблемные параметры – это «авторитет», «уверенность в себе», «характер» и «внешность». Следовательно, именно с данными параметрами в первую очередь нужно работать, доводя их до адекватного уровня. Адекватный уровень притязаний и самооценки – это залог успешности человека в жизни.
  4. В результате исследования было выявлено, что студенты в основном более склонны занижать свою самооценку, чем завышать, и, следовательно, важна работа по корректировке самооценки в сторону повышения.

Учитывая тот факт, что самооценка в сочетании с уровнем притязаний – малоизученная область в педагогике высшей школы, мы считаем, что подобные исследования следует проводить в сотрудничестве с преподавателями других кафедр, в том числе и профильных, при обучении студентов специальным дисциплинам. Студенты – это будущие специалисты, для которых важен не только высокий уровень знаний изучаемых предметов, но и владение надпрофессиональными навыками, такими как уверенность в себе, умение ставить цели и достигать их, которые во многом будут зависеть от адекватности самооценки и уровня притязаний. Поэтому крайне важно для студентов, чтобы в процессе обучения разным дисциплинам преподаватели вели работу с учетом их самооценки с целью при необходимости ее коррекции и формирования ее адекватного уровня.

Данное исследование полезно и может быть учтено и применено при осуществлении образовательного процесса в вузах – в этом заключается его практическая значимость. В перспективе можно провести исследование на более крупной выборке студентов, обучающихся по различным направлениям, для понимания их самооценки и уровня притязаний, сравнения этих параметров в зависимости от направления обучения студентов и при необходимости для работы по корректировке данных параметров.

×

Об авторах

Ольга Анатольевна Шейпак

Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: oasheypak@gmail.com

кандидат биологических наук, доцент кафедры «Иностранный язык для инженерных специальностей»

Россия, 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4

Елена Владимировна Судилина

Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)

Email: hitechsun@yandex.ru

старший преподаватель кафедры «Иностранный язык для инженерных специальностей»

Россия, 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4

Список литературы

  1. Ковалевич М.С., Леонюк Н.А. Адекватная самооценка студентов: условия формирования // Народная асвета. – 2022. – № 12. – С. 3–5.
  2. Астахова С.П., Ткаченко И.В. Самооценка как составляющая ассертивного поведения // Социально-психологические проблемы современной семьи: психолого-педагогическая поддержка и наставничество. – 2023. – С. 147–151.
  3. Кабалина М.С. Взаимосвязь уровня притязаний и мотивации достижения у студентов вуза на этапе профессиональной подготовки // Студент года 2022: сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. Т. 2. – Петрозаводск, 2022. – С. 218–226.
  4. Козелецкий Ю. Решение открытых задач. Уровень притязаний // Психологическая теория решений. – М., 1979. – С. 288–314.
  5. Уланова А.О. Содержание понятия «уровень притязаний» и его структуры // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 64–3. – С. 176–179. – doi: 10.18411/lj-08-2020-115.
  6. Непогодина А.В., Ярушева С.А. Уровень самооценки как фактор успеха профессиональной деятельности // Управление, экономика и общество – 2020: проблемы и пути развития: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, Челябинск, 16 апреля 2020 г. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2020. – С. 118–120.
  7. Емец Л.С. Роль самооценки в развитии личности // Наука, образование, инновации: гуманитарные, естественно-научные и технические решения современности: Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 10 февраля 2020 г. – Ростов-на-Дону: Южный университет (ИУБиП), 2020. – С. 214–217.
  8. Мунь Д.С., Косолапова Л.А. Роль уровня притязаний и самооценки личности в учебной успеваемости курсантов военных вузов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – Т. 11. – № 1–1. – С. 121. doi: 10.34670/AR.2022.94.39.011
  9. Великова С.А. Самооценка студентов гуманитарного института как регулятор их успеваемости // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2022. – № 2 (42). – С. 136–145.
  10. Елькина И.Ю. Эмоциональный интеллект студентов-психологов и его взаимосвязь с самооценкой // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2020. – № 4. – С. 49–52.
  11. Нижник А.Э., Еголаева Е.С. Динамика уровня притязаний у студентов-психологов 1–4 курса с разным уровнем самооценки // Инновационное развитие современной науки: сборник научных трудов по материалам XLIII Международной научно-практической конференции, Анапа, 10 января 2022 г. – С. 167–171.
  12. Ковярова В.А., Холодковская Н.С. Исследование уровня самооценки студентов // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2021. – № 1. – С. 46–52.
  13. Чалова О.А., Журбенко Н.Л., Шейпак О.А. и др. Разработка технологии индивидуальной траектории обучения иностранному языку в неязыковом вузе с учетом самооценки студента // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10. – № 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN322.pdf (дата обращения: 02.03.2024). doi: 10.15862/11PDMN322
  14. Noronha L., Monteiro M., Pinto N. A study on the self-esteem and academic performance among the students. International Journal of Health Sciences and Pharmacy (IJHSP). 2018. Vol. 2. No. 1.
  15. Tus J. Self-concept, self-esteem, self-efficacy and academic performance of the senior high school students. International Journal of Research Culture Society. 2020. Vol. 4. No. 10. Рр. 45–59.
  16. Gultom S., Oktaviani L. The correlation between students’ self-esteem and their english proficiency test result. Journal of English Language Teaching and Learning. 2022. Vol. 3. No. 2. Рр. 52–57.
  17. Utami B.R., Wahyudin A.Y. Does self-esteem influence student english proficiency test scores? Journal of English Language Teaching and Learning. 2022. Vol. 3. No. 2. Рр. 16–20.
  18. Вавилкина Н.Г., Шишкина А.А. Анализ психологического состояния студентов с ОВЗ по слуху (по цветовому тесту М. Люшера и методике Т. Дембо – Рубинштейн) // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. – 2018. – Т. 21. – № 4. – С. 254–258.
  19. Бузина Д.О. Тест на самооценку Дембо – Рубинштейн: об авторе и истории создания методики (к 110-летию со дня рождения С.Я. Рубинштейн) // Психология – наука будущего: Материалы IX Международной конференции молодых ученых, Москва, 18–19 ноября 2021. – М.: Институт психологии РАН, 2021. – С. 51–54.
  20. Европейская система уровней владения иностранным языком [Электронный ресурс]. – URL: https://mipt.ru/education/chair/foreign_languages/articles/european_levels.php (дата обращения: 27.02.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Сравнение количества студентов с адекватной и неадекватной самооценкой

Скачать (96KB)
3. Рис. 2. Процент студентов с заниженной самооценкой по каждому из параметров исследования

Скачать (52KB)
4. Рис. 3. Число студентов с определенным уровнем иностранного языка и с адекватной самооценкой по каждому из параметров

Скачать (90KB)
5. Рис. 4. Число студентов с определенным уровнем иностранного языка и с адекватным уровнем притязаний по каждому из параметров

Скачать (89KB)
6. Рис. 5. Сравнение завышенного и заниженного уровней притязаний

Скачать (77KB)

© Шейпак О.А., Судилина Е.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.