A personalized approach in education: problems and prospects



Cite item

Full Text

Abstract

In the modern education system, one of the strategic priorities is the theoretical and methodological understanding and practical implementation of personality-oriented learning. The paper considers the problem of implementing a personified approach in the process of education and training. The author's vision of a personality-oriented approach is stated. Some theses of psychology and pedagogy are studied to build the concept of an individual approach in education and training. The author tried to develop a mechanism for the implementation of a personality-oriented approach in teaching a foreign language in a higher educational institution. The study made it possible to argue that in the psychological and pedagogical science there is currently a wide range of conceptual approaches to solving this problem. However, common feature is the emergence as a subject of the learner personality, creating the necessary conditions for his full learning and development. The initial assumption was confirmed by the study that the implementation of personality-oriented learning will be possible if this process is designed as a joint learning and cognitive activity of the learner and learner, aimed at the harmonious and comprehensive development of the learner.

Full Text

Введение Нынешняя образовательная система выделяет персонифицированный подход в процессе образования в качестве приоритетного и перспективного направления. Теоре- тическое осмысление и практическая реализация личностно-ориентированного обуче- ния содержит в себе стратегический потенциал современного высшего образования. Однако в современном высшем образовании происходят различные изменения и ре- формы. Современным обществом выдвигаются определенные требования к специалисту с высшим образованием. Специалист должен быть высококвалифициро- ванной и творческой личностью с независимым и критическим способом мышления. Первоочередной целью современного высшего образования является всесторон- няя реализация способностей обучающихся. Индивидуальный подход в образовании является лучшим методом для удовлетворения потребностей и требований современного общества. Этот подход направлен на личность обучающегося, его психоло- гические особенности, опыт, потребности и интересы. Известный русский психолог П.Ю. Гальперин [3] утверждал, что задача педагога не в том, чтобы возложить все обязанности на плечи обучающегося, а в том, чтобы создать обстоятельства, при ко- торых обучающийся не может не выполнять требуемые действия. Но, к сожалению, традиционные методы все чаще преобладают в образовании. Эти методы основаны на администрировании и контроле, авторитетном типе от- ношений между педагогом и обучающимся, где система оценки является самоцелью, но не средством поощрения. В противовес этой жесткой и несколько догматической системе образования основан личностно-ориентированный подход. Такой подход в образовании предполагает, что на основе знаний психологических характеристик личности обучающегося педагог должен создать наиболее благоприятную среду, которая мотивировала бы его к обучению. Задача педагога состоит в мобилизации и развитии познавательных способностей обучающегося - восприятия, внимания, памяти, в формировании концепций, навыков суждения и решения проблем. Хотя проблема личностно-ориентированного подхода в образовании была рас- смотрена довольно многими авторами в педагогике, прослеживается некоторая дву- смысленность в понимании. Например, некоторые авторы путают понятие так назы- ваемой дифференциации с личностно-ориентированным подходом или личностно- ориентированный подход с индивидуальным обучением. Целью данной статьи явля- ется исследование психологической модели личностно-ориентированного подхода в процессе высшего образования. В настоящем исследовании предпринята попытка: а) изложить авторское видение личностно-ориентированного подхода; б) изложить некоторые тезисы психологии и педагогики для построения концепции персонифи- цированного подхода в высшем образовании; с) поделиться некоторыми методами реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения в высшем образовательном учреждении. Обзор литературы Основные теоретические концепции индивидуализации и дифференциации в высшем образовании, основные формы их внедрения в практику преподавания ос- вещались в работах отечественных и зарубежных исследователей. Преимущества личностно-ориентированного подхода по сравнению с традиционным теоретически обоснованы в работе Е.В. Бондаревской [1]. А.А. Кирсанов [7, 8] доказывал, что личностно-ориентированный подход может быть успешно реализован только на основе дифференциации обучающихся в соот- ветствии с уровнем их знаний, интересов и личностных характеристик. И.Ф. Исаев [5] исследовал проблему личных характеристик и навыков педагога. Автор подчер- кивает важность права психологической самоорганизации учителя, его эмпатии и этики. По мнению И.Ф. Исаева, важным фактором успеха процесса обучения являет- ся заинтересованность обучающего в сотрудничестве с обучающимся для достиже- ния определенной цели. И.С. Якиманская [18, 19] разделяет существующие модели персонифицированного подхода к образованию в зависимости от общества, пред- метной дифференциации и психологии. В.М. Киселев и В.В. Янковская [9] занимались проблемами российского высше- го образования при внедрении болонского процесса. Ими был изучен процесс инте- грации российского и зарубежного высшего образования и определен ряд трудно- стей, возникающих в ходе личностно-ориентированной подготовки специалистов высшей квалификации. Б.П. Яковлев [20] проводил исследования, связанные с индивидуальной готов- ностью к саморазвитию личности при определенных психолого-педагогических ус- ловиях взаимодействия обучающегося с преподавателем. Н.М. Хвастунова [16] исследовала технологию знаково-контекстной стороны процесса реализации индивидуализированного подхода в высшем профессиональ- ном образовании. А.Ф. Латыпова и А.В. Дорофеев [10] проанализировали концепции понятий «личностная образовательная траектория» и «личностный образовательный мар- шрут» в процессе освоения учебной дисциплины как средства реализации личност- но-ориентированного подхода в системе высшего образования. Н.В. Горбунова [4] изучала сущность личностно-ориентированного подхода в системе высшего профессионального образования и определила условия и специфи- ку методов и технологий при осуществлении профессиональной подготовки буду- щих специалистов в высшей школе. И.А. Юрловская [17] исследовала сущностные характеристики условий лично- стного развития студента и профессионального становления педагога в высшем об- разовательном пространстве. Л.А. Туленковой [13] проанализированы педагогические учения Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской относительно личностно- ориентированного подхода для формирования личности, рассмотрены и системати- зированы основополагающие принципы личностно-ориентированного подхода. В. Уолтерс [14] занимался исследованием описательных примеров личностного подхода, ориентированного на преподавателя, и личностного подхода, ориентиро- ванного на ученика. М. Веймер [2] исследовал учебно-ориентированное обучение и выявил его ключевые факторы. Обучение, ориентированное на учителя, отводит учителю активную роль в учебном процессе, а обучающемуся - пассивную. С точки зрения целей обучения акцент обычно делается на привлечении студентов, чтобы помочь развить критическое мышление, навыки поиска, способность связать тему урока с реальными проблемами, придумав хорошие вопросы для изучения предмета, а также учиться на ошибках. Эти и другие характеристики обучения, ориентирован- ного на учащихся, являются преимуществами этого подхода. Д. Кембер [6] описал две стороны преподавания: ориентацию на преподавателя (его концепция преподавания и содержания обучения) и ориентацию на обучающе- гося (студента) и его развитие. К.Р. Роджерс [12] определил важное предварительное условие для личностно- ориентированного обучения - присутствие в образовательном пространстве лидера или человека, который воспринимается как авторитетная фигура, способная пра- вильно обучить и развить личность обучающегося. Р.М. Харден и Дж. Кросби [15] описывают стратегии обучения, ориентирован- ного на преподавателя, как сосредоточение внимания на учителе, передающим зна- ния обучающемся. Также он описывают обучение, ориентированное на студента, и действия студента для достижения этой цели. Материалы и методы Некоторые психологические характеристики вовлечены в процесс познания. Лич- ностный подход в образовании и обучении основан на знании этих психологических характеристик. Психологические процессы, связанные с познанием, изучаются когни- тивной психологией. Основной метод обучения, используемый когнитивными психоло- гами, - наблюдение. Для удобства изучения полученных данных были предложены раз- личные модели. Одной из наиболее широко используемых является модель обработки информации, которая состоит из ряда этапов, каждый из которых включает в себя опре- деленные уникальные психические операции. Некоторые когнитивные психологи опи- сывают следующие когнитивные процессы: память, внимание, ощущение, восприятие, распознавание образов, воображение, язык, эмоции и т. д. П.Ю. Гальперин разработал концепцию обучения по системному постепенному характеру интеллектуального функционирования. По мнению П.Ю. Гальперина [3], любая психическая деятельность считается предварительным мероприятием. Все процессы этой деятельности взаимосвязаны и взаимозависимы. Предварительные процессы делятся автором на три основных этапа: мотивация, основная схема дея- тельности и ее практическая реализация. В зависимости от подготовки человека к умственной деятельности могут быть сделаны определенные последовательные операции. Для хорошо обученных и подготовленных учеников некоторые операции могут быть опущены. Менее подготовленные или с более низкими способностями к обучению учащиеся должны делать больше шагов, чтобы получить те же знания или навыки, что и те, кто хорошо подготовлен. Большое внимание в педагогике и психологии уделяется мотивации. Мотив яв- ляется отправной точкой любого действия и определяющим результатом этого дей- ствия. Определенное (положительное или отрицательное) отношение к деятельности формируется до начала этой деятельности. Таким образом, успех любой деятельно- сти зависит от отношения к этой активности и решимости достичь цели. А.Н. Леон- тьев [11] определяет мотивацию обучения как сложный процесс с конечной целью - сформировать постоянный интерес к обучению. Обучаемый должен организовать эти побудительные мотивы так, чтобы каждый следующий приходящий стимул на- ходился на более высоком уровне и ученики постепенно достигали его. По мнению А.Н. Леонтьева, решение проблем - это самый эффективный мотив для взрослого обучаемого. Некоторые ученые делят все виды мотивов на две большие группы: когнитив- ные и социальные. Познавательные мотивы можно разделить на следующие направ- ления: широкий круг интересов, интерес к конкретному предмету и интерес к само- образованию. Социальные мотивы могут быть широкими, ограниченными и осно- ванными на сотрудничестве. Преобладающий тип мотивации зависит от возраста, окружающей среды, образования и некоторых других педагогических и психологи- ческих факторов. На наш взгляд, личностно-ориентированное образование должно строиться на таких принципах: а) главная цель личностно-ориентированного обучения заключается в создании та- кой среды, в которой обучающийся приобретает определенные знания, умения и навы- ки, развивает способности, проявляет повышенную заинтересованность в обучении; б) обучающийся является субъектом образовательного процесса; в) личностно-ориентированный подход в образовании основан на знании позна- вательных процессов; г) педагог должен знать индивидуальные психологические особенности каждого обучающегося; д) педагог должен быть готов сотрудничать с определенной возрастной группой обучающихся и быть заинтересованным в достижении конечной цели обучения; е) педагог должен мотивировать обучающихся и заинтересовать их в успешном обучении и образовании; ж) приобретение знаний является средством развития самооценки человека, формирования успешной личности; з) опыт каждого обучающегося должен быть принят во внимание. На наш взгляд, для успешной реализации персонифицированного подхода в процессе образования необходимы следующие шаги: а) подготовить материал для изучения с учетом опыта обучающегося, уровня его подготовки; б) выяснить наиболее подходящие индивидуальные психологические характери- стики обучающегося и его тип познавательной деятельности; в) определить подходящие способы подачи материала для определенной группы обучающихся. И.С. Якиманская [18] разработала принципы представления дидактических ма- териалов с учетом личного опыта учащегося, предоставление выбора для ученика, стимулирования самооценки учащегося. Результаты исследования В качестве практической части изучаемой проблемы мы попытаемся исследо- вать вопрос реализации личностно-ориентированного обучения на примере некото- рых методик преподавания иностранных языков в вузе. Нужно сказать, что работа с текстами по специальности является основополагающей в процессе изучения ино- странных языков в вузе. Соответственно, обучающий должен уделять особое внима- ние различным формам работы, чтобы развить у обучающегося навыки работы с текстами по специальности. При чтении текстов некоторые обучающиеся могут лег- ко отличить важную информацию, однако часто пропускают важные детали, необ- ходимые для полного ее понимания. Подобные обучающиеся обладают аналитиче- ским мышлением. Педагог должен помочь им обращать больше внимания на неко- торые значимые детали, задавая определенные вопросы и ставя задачи, такие как «объяснить, почему…», «узнать, как ...» и т. п. Учащимся с так называемым синте- тическим мышлением сложнее выделить суть важной информации и выяснить ос- новную идею текста, но им легче понять много деталей, не выстроив их в логиче- скую последовательность. Им целесообразно давать задания такого типа: «составить план», «найти ключевые слова», «обратить особое внимание на некоторые факты, даты, имена», «ответить на наводящие вопросы» и другие, помогая собирать данные в логическую последовательность. Немаловажным фактором, влияющим на способ восприятия информации, явля- ется репрезентативность возможности. Всех обучающихся можно дифференцировать в зависимости от их представительских возможностей: слуховых, визуальных и кинестетических. Интересную работу, на наш взгляд, можно провести с кинестети- ками, потому что это самая многочисленная группа учеников. Им легче восприни- мать информацию, если она включает в себя звук, визуальную помощь и эмоции. Они обычно воспринимают информацию как единое целое, пропуская детали. В соответствии с данными психологов целесообразно строить работу с кинестетиками на основе различных ассоциации, движений и даже «рисования» текста либо информации. Эти обучающиеся составляют диалоги, решают проблемы и принимают участие в различных ролях более охотно. Обсуждение и заключение Для дальнейшего теоретического и практического исследования выделенной проблемы личностно-ориентированного подхода в высшем образовании необходимо выяснить, какие методы и задачи интересны и важны для группы обучающихся с учетом их индивидуальной психологической характеристики, опыта, уровня подго- товки и обучения. В перспективе дальнейшего изучения хотелось бы представить методы и результаты исследования в создании дидактических материалов для обу- чающихся. Таким образом, наше исследование позволяет утверждать, что в психолого- педагогической науке в настоящее время существует широкий спектр концептуальных подходов к решению обозначенной проблемы. Однако общим для всех является появ- ление в качестве субъекта образовательного пространства личности обучающегося, соз- дающего необходимые условия для всестороннего обучения и развития. Реализация личностно-ориентированного подхода станет возможной, если данный процесс будет спроектирован как совместная и познавательная деятельность педагога и обучающегося и направлен на гармоничное и всестороннее развитие обучающегося.
×

About the authors

Laura Kh. Urusova

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Email: lauraurusova@gmail.com
Cand. Ped. Sci., Senior Lecturer of State and Civil Law Disciplines Department. 123, Malbakhova st., Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360016, Russian Federation

References

  1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 17-29.
  2. Веймер М. Учебно-ориентированное обучение: пять ключевых изменений в практике. - Нью-Йорк: John Wiley & Sons, 2013.
  3. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: Университет, 1999. - 332 с.
  4. Горбунова Н.В. Личностно-ориентированный подход как стратегия и тактика формирования личности будущего специалиста в системе высшего профессионального образования // Педагогический вестник. - 2018. - № 2. - С. 24-26.
  5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Академия, 2012. - 208 с.
  6. Кембер Д. Переосмысление исследования университетских академических концепций преподавания // Обучение и инструкция. - 1997. - № 7 (3). - С. 255-275.
  7. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. - 224 с.
  8. Кирсанов А.А. Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников: Сб. статей / науч. ред. А.А. Кирсанов. Сер. Ученые записки. Вып. 198. - Казань: Казан. гос. пед. ин-т., 1980. - 105 с.
  9. Киселев В.М., Янковская В.В. Трудности российской высшей школы при внедрении болонского процесса // Экономика знаний: теория и практика. - 2017. - № 2. - С. 62-72.
  10. Латыпова А.Ф., Дорофеев А.В. Личностно-ориентированный подход в высшем профессиональном образовании: современные средства реализации // Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе: Сб. науч. трудов / науч. ред. А.В. Дорофеев. - Стерлитамак, 2014. - С. 100-106.
  11. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2010. - 291 с.
  12. Роджерс К.Р. Политика образования. Свобода учиться для 80-х // Огайо: Charles E. Merrill, 1983. - С. 184.
  13. Туленкова Л.А. Личностно-ориентированный подход в формировании личностных универсальных учебных действий // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 5-1. - С. 15-19.
  14. Уолтерс В. Учитель-ориентированное обучение против ученик-ориентированного обучения: описательный пример // Лондон: ASCD, 2011. - С. 174.
  15. Харден Р.М., Кросби Дж. Руководство AMEE № 20: Хороший преподаватель - больше чем лектор. 12 ролей преподавателя / пер. с англ. под ред. проф. И.Г. Никитина // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2012. - № 4 (10). - С. 27-51.
  16. Хвастунова Н.М. Контекстный подход как возможность реализации личностно- ориентированной парадигмы высшего профессионального образования // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. - 2012. - № 16. - С. 11-14.
  17. Юрловская И.А. Индивидуализация как один из способов повышения эффективности процесса обучения // Теория и практика обучения и воспитания: Вып. II. Сб. науч. трудов / под ред. докт. пед. наук, проф. Б.А. Тахохова. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003. - С. 118-126.
  18. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2002. - 96 с.
  19. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2009. - С. 93-150.
  20. Яковлев Б.П. Формирование личностной готовности учащихся в структуре и содержании личностно-ориентированного подхода в системе высшего образования // Вестник Тюменского государственного университета. - 2006. - № 1. - С. 233-239.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Urusova L.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies