Communicative training of the university graduate as of a society subject



Cite item

Full Text

Abstract

Urgency of students’ communicative training issue is caused by democratic tendencies of social development setting a new paradigm of education; change of criteria for evaluation of modern education quality among which readiness to cross-cultural interaction is significant. There is a need of communicative education organization for transfer expert training. The essence of two categories, innovative for professional pedagogics, is defined: "communicative and "communicative education". In the field of higher school didactics the strategy of students’ vocational training in higher education institution with setting on formation of social competence is specified; approved during the research communication technologies can be applied by teachers of foreign language for development of abilities to professional self- expression in multicultural environment.

Full Text

Введение Становление личности как «созидателя и носителя социального» [7] обусловле- но глобализационными процессами, что дает возможность определить тип выпуск- ника вуза как «специалиста нового века», коммуникативная оснащенность которого должна соответствовать демократическим тенденциям общественного развития. Профессионализм характеризуется проявлением коммуникативной этики. Основным отличием современной коммуникативной этики является то, что нравственные нор- мы воспринимаются как результат процесса коммуникации, а не как его условие [1]. Реальное общение становится основой нравственных норм; в свою очередь, основой профессионального общения является сложное сочетание интеллектуальных и пси- хологических составляющих, направленное на развитие и поддержание взаимоот- ношений между людьми. Огромное значение приобретает развитие у будущих спе- циалистов способностей к саморегуляции поведения в процессе межличностного взаимодействия, что требует разрешения противоречия между когнитивным и ду- ховно-нравственным аспектами профессиональной готовности средствами межкуль- турного общения. 1 Храмцова Анна Борисовна, доцент кафедры «Иностранные языки и деловые коммуни- кации». 1. Обзор литературы Анализ литературы по теме исследования показал, что вопросы профессиональ- ной подготовки студентов к специальной сфере деятельности отражены в работах многих исследователей (Асмолов А.Г., Дьяченко В.К., Байденко В.И., Печер- ская Э.П., Нестеренко В.М., Сластенин В.А., Талызина Н.Ф., Юдина О.В. и др.). Особой областью исследований являются работы, рассматривающие отдельные ас- пекты обучения иностранному языку в высшей школе: так, Борозенец Г.К., Зими- на Е.А., Тенищева В.Ф. и другие авторы уделяют внимание возможностям ино- странного языка как средства профессиональной подготовки. Зимняя И.А., Каши- на Е.Г., Тер-Минасова С.Г. и др. рассматривают иностранный язык как средство раз- вития профессионально значимых свойств. Савченко Г.П., Смирнова О.О., Юхне- ко Л.В. и другие исследователи описывают иностранный язык как средство обучения профессионально ориентированному иноязычному общению. Калмыкова Е.И., Ме- телева Л.А., Гез Н.И. и другие ученые рассматривают иностранный язык с точки зрения его возможностей для развития коммуникативной компетентности. Однако нами не обнаружено значительных исследований, авторы которых ин- тегрировали бы профессиональную компетентность с моделью языковой личности специалиста. Мы считаем, что подобная интеграция будет способствовать уточне- нию характеристик языковых компетенций специалиста в любой сфере. Образовательный процесс в вузе должен быть коммуникативным, обучающим общению [6]. Развитие готовности к эффективной коммуникации является целью современного образования, которое, базируясь на коммуникативном подходе, сти- мулирует реальную коммуникацию. Исследователи отмечают, что в современном мире получение знаний происходит не через жизненный опыт, а в процессе комму- никации [9]. Основой данного направления в философии, социологии и педагогике являются труды Ю. Хабермаса, который полагал, что коммуникативная социальная практика является основой познания и неотделима от него. В связи с этим выдвига- ется необходимость владения коммуникативной компетенцией, главными характе- ристиками которой являются «отсутствие внешнего принуждения, равноправие для всех участников коммуникации в выполнении ими их диалогических ролей» [10]. Коммуникативная этика и коммуникативная компетенция в целом приобретают значимость только при обращении к реальным речевым ситуациям, живому обще- нию. В этом аспекте коммуникативное обучение выполняет мотивирующую функ- цию: у обучаемого появляется стремление использовать иностранный язык в реаль- ных условиях взаимодействия с представителями другой культуры. Придерживаемся точки зрения, что коммуникативное обучение скорее является методологическим подходом, чем методом обучения, так как оно базируется на совокупности следую- щих принципов: корректность, проблемность, содержательность, функциональность, ситуативность, контактность. В итоге создается языковое пространство, обеспечи- вающее формирование в вузе специалиста как языковой личности. 2. Материалы и методы В отличие от имеющихся исследований мы рассматриваем коммуникативное обучение средствами иностранного языка как одну из возможных технологий ком- муникативного образования, под которым мы понимаем процесс коммуникативной подготовки личности к межкультурному, межнациональному, международному общению, приобретения опыта участия в демократических преобразованиях (приобре- тение так называемой коммуникативной оснащенности) в моделируемых ситуациях межкультурного типа. Спрос на коммуникативные умения представителей профес- сий, отвечающих современным вызовам, может быть удовлетворен организацией коммуникативного образования, обусловленного процессами глобализации, которые сопровождаются взаимовлиянием и взаимопроникновением культур [11]. Для осуществления зарубежного туризма, миграционных процессов, форумов и профессиональных контактов с зарубежными коллегами от специалиста требуется кросс-культурная грамотность, гражданская активность и ответственность в системе жизненных отношений, а также способность управлять ситуацией с позиций про- фессиональной и коммуникативной этики. Необходимо формирование коммуника- тивной компетенции в трех аспектах: лингвистическом, социолингвистическом и прагматическом [2]. Лингвистическая компетенция подразумевает знание фонети- ки, лексики и грамматики иностранного языка, а также соответствующие умения и навыки анализа аутентичного языкового материала. Хотя формированием данной части коммуникативной компетенции в первую очередь занимается средняя школа, в вузе происходит наращение профессионально ориентированного лексического ми- нимума, работа над деловым иностранным языком в определенной профессиональ- ной сфере. Развитие социолингвистической и прагматической компетенций как компонен- тов коммуникативной компетентности будущего специалиста - задача высшей шко- лы. Социолингвистическая компетенция предполагает способность человека гибко делать выбор необходимых и достаточных в конкретной ситуации общения языко- вых форм, эффективно применять их в контексте речевой ситуации. Прагматическая компетенция оценивает эффективность выбора языковых средств в конкретных функциональных целях. Так, специалист (выпускник вуза) должен обладать компе- тенцией в области организации взаимодействия людей, уметь налаживать эмоцио- нальный контакт с коммуникативными партнерами, добиваться от них адекватного восприятия когнитивной и эмоциональной информации, а также прогнозировать их речевое поведение, достигать запланированного результата - т. е. обладать компе- тенцией эффективной коммуникации. Мы считаем, что основой успешного формирования коммуникативной компе- тенции выступает фактор понимания. Понимание связано с особенностями диалого- вого общения, владения языковыми нормами, восприятия, передачи и контроля эмо- циональной нагруженности речи, а также с владением профессиональным ролевым репертуаром. Для успешного формирования профессионально ориентированной коммуника- тивной компетенции как основной цели процесса обучения в высшей школе необхо- димо перестраивать образовательное пространство университета в культурное про- странство, создавать особую среду, позволяющую моделировать множество условий для погружения в реальное языковое пространство. Мы убеждены, что конструиро- вание учебного процесса, ориентированного на формирование профессиональной компетентности в современном поликультурном контексте, расширяющего требова- ния к коммуникативной грамотности будущего специалиста, можно рассматривать как выигрышную стратегию. Результаты коммуникативного образования обусловлены требованиями, предъяв- ляемыми в деловом сообществе к успешному представителю любой профессии. Субъ- ект коммуникативного процесса владеет: 1) базовыми коммуникативными умениями (ясно выражает свои мысли, внимательно слушает и отвечает на вопросы, не вызывая конфликтов); 2) межличностными коммуникативными умениями (выстраивает конст- руктивные рабочие отношения, работает в команде, уважает культурное разнообразие, компетентен, управляет конфликтом); 3) аналитико-коммуникативными умениями (ана- лизирует ситуации, принимает адекватные решения). Концептуальную логику нашего исследования можно представить в виде схемы: <.. image removed ..> Необходимо подчеркнуть, что коммуникативное образование предполагает не только освоение курсов коммуникативного характера, но в большей степени подра- зумевает развитие личностных качеств, позволяющих осуществлять понимание - своеобразный «перевод» высказываний с социального (внешнего) языка на менталь- ный (внутренний). Это возможно только при развитии гибкого мышления будущего специалиста, способного видеть перспективы обучения и самостоятельно приобре- тать знания для успешной адаптации в современных условиях. Развитию мотивированной самостоятельной работы по развитию коммуника- тивной компетенции способствует и опора на принцип профессиональной направ- ленности. Данный принцип подразумевает обязательное использование профессио- нально ориентированного учебного материала, а также его реализацию за счет ис- пользования методов и приемов, которые приближают учебный процесс к будущей профессиональной деятельности (имитируют ее). Таким образом, обучение делово- му общению на иностранном языке должно опираться на коммуникативные акты, типичные для конкретной профессиональной сферы. 3. Результаты исследования В ходе исследования предпринята попытка определения результативных харак- теристик процессов обучения и образования. Качество коммуникативного обучения определяется уровнем сформированности коммуникативной компетентности (навы- ков эффективной коммуникации). Качество коммуникативного образования опреде- ляется социо-профессиональной компетентностью (способностью решать профес- сиональные проблемы, создавать и реализовывать сценарии поведения). Поскольку в обоих результатах преобладает коммуникативный аспект социального взаимодей- ствия, мы принимаем за результат коммуникативного образования сформированную у выпускника вуза социальную компетентность. Таким образом, стратегия профессиональной подготовки студентов в вузе должна выражаться установкой на формирование объемной социальной компетен- ции, в структуре которой одним из компонентов является коммуникативная компе- тентность. Это позволяет выделить основание для определения основного средства формирования коммуникативной компетенции - учебную дисциплину «Иностранный язык» [6]. В данном процессе требуется опора на коммуникативный и компе- тентностный подходы. В результате исследования была выявлена определенная логика реализации коммуникативного образования. На основе теоретической разработки проблемы смоделирована система коммуникативного обучения студентов. Спроектированы и апробированы адаптирующие к новым жизненным реалиям фор- мы организации учебных занятий со студентами различных профилей обучения с целью формирования социальной компетентности средствами иностранного языка (видео "FIFA World Cup Russia 2018. Samara. Jacques and Karl"); для развития ком- муникативных способностей студентов в учебном процессе применяются коммуни- кативно ориентированные техники (механизмы) [3; 8] (см. рисунок). <.. image removed ..> Рис. 1 Логика формирования результативной характеристики Апробация данной модели показала высокие стабильные результаты формиро- вания коммуникативной компетенции будущих специалистов. Результаты исследо- вания и статистические данные (на выборке 198 человек) представлены в моногра- фии [8]. Считаем возможным утверждать, что иностранный язык становится значи- мым дидактическим условием становления и развития коммуникативной компетент- ности как важнейшей профессиональной характеристики будущего специалиста, а в то же время и средством развития языковой личности, способной к эффективно- му речевому общению в поликультурном пространстве. 4.Обсуждение и заключение Коммуникативная подготовка выпускника вуза приобретает особую значимость в связи с современной образовательной парадигмой [3]. Социальная активность спе- циалиста становится одной из определяющих профессиональных характеристик. Коммуникативная этика личности востребована демократическими тенденциями развития общества, что в высшей степени актуализирует проблему коммуникативно- го образования. Конкурентоспособность в профессиональном социуме обеспечива- ется готовностью к межличностному общению в поликультурной среде, а это, в свою очередь, ставит новые задачи перед преподавателями вузов [5]. Нами пред- принимается попытка разработки дидактических основ коммуникативного обучения, создающего языковое пространство, которое обеспечивает формирование социаль- ной компетенции субъекта социального процесса.
×

About the authors

Аnna B. Khramtsova

Samara State National Research University named after S.P. Korolev

Email: ash-wave@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department. 1, Akademik Pavlov st., Samara, 443011, Russia

References

  1. Беляева Е.В. Коммуникативная этика и этика общения // Коммуникация в социально- гуманитарном знании, экономике, образовании: Мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 2012). - Минск, 2012. - С. 203-204.
  2. Горлова Е.А., Журавлева О.В. Формирование эвристического мышления студентов технического вуза на занятиях по русскому языку и культуре речи как основа коммуникативной компетентности // Вестник гуманитарного образования. - 2015. - № 3. - С. 6-9.
  3. Козырева М.П. Активные методы обучения иностранному языку как средство формирования готовности к профессиональному межличностному общению будущих менеджеров // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (Самара, 18 марта 2014 г.). - Самара: Самарский университет, 2014. - С. 326-329.
  4. Купавцев А.В. Концепция современной образовательной парадигмы // Alma mater. - 2017. - № 6. - С. 10-15.
  5. Руднева Т.И. Педагогическая деятельность в современном социальном контексте // Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - № 7(129). - С. 191-195.
  6. Руднева Т.И., Храмцова А.Б. Воспитательная функция иноязычного образования в контексте национальной идентичности // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 20. - № 1(58). - С. 23-26.
  7. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 190 с.
  8. Храмцова А.Б. Формирование коммуникативной компетентности студентов - будущих юристов // Вестник Самарского государственного университета. - 2008. - № 1(60). - С.259-266.
  9. Чекушкина Е.Н. Коммуникативная теория Ю. Хабермаса и культура информационного общества // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - С. 25-27.
  10. Чубукова Е.И. Коммуникативно-прагматическая концепция истины в философии языка Ю. Хабермаса // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. - Вып. 12.- СПб., 2001. - С. 255-258.
  11. Янкова Н.А. Лингвосоциокультурные угрозы современному обществу в контексте актуальных социальных процессов // Alma mater. - 2017. - № 3. - С. 117-119.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Khramtsova А.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies