The meaning of soft skills in the modern professional career



Cite item

Full Text

Abstract

This article identifies the importance of students’ soft skills building for education and their future career. Modern professional activity does not require only specific knowledge, but also soft skills necessary for specific professional field. Presently, soft skills play vital roles in the workplace for they raise professional levels and promote successful careers. Therefore, the purpose of higher education is to produce specialists able to work in competitive environments, which require introducing technologies that form students’ soft skills. In the article, we have justified the choice of the most valuable students’ personal and professional qualities required for forming soft skills in the learning process. The importance of self-organization and ability to work on a team has been revealed on the basis of analyzing psychological and pedagogical literature. The relevance of self-organization and working collaboratively has been supported by data obtained from the soft skills ratings provided by Russian and western employers. We found that soft skills based on the quality of self-organization and working on a team are in the Top-10 of analyzed ratings demonstrating their importance in Russia’s modern labor market. Consequently, the assessment technology aimed at forming students’ personal and professional skills will be developed and tested during final stages of our research.

Full Text

Введение Современная профессиональная деятельность требует владения не только узкоспециальными знаниями, но и «мягкими» навыками (soft skills) - каче- ствами, желательными для определенных видов деятельности, которые не за- висят от приобретенных знаний и включают здравый смысл, способность общаться с людьми, позитивное и гибкое отношение к происходящему [1]. Сегодня владение «мягкими» навыками играет ключевую роль и в професси- ональной деятельности, и в построении отношений на производстве, по- скольку повышает уровень специалиста, делает его конкурентоспособным на рынке труда и способствует успешной профессиональной карьере. Таким об- разом, задачей высшего образования является воспитание специалиста, спо- собного реализовать себя в условиях высокой конкуренции, что требует внедрения технологий, формирующих «мягкие» навыки у обучающихся. «Мягкие» навыки начали формировать в армии США в 70-е годы XX века и относились к навыкам, связанным с работой. Термин охватывает человече- ские навыки, социальные навыки и личные качества, необходимые для по- строения карьеры. Однако на российском рынке труда «мягкие» навыки по- явились сравнительно недавно и в отечественной педагогике в настоящее время еще не достаточно изучены. До настоящего времени окончательно не выявлены наиболее востребованные «мягкие» навыки при устройстве на ра- боту, а также не раскрыты механизмы их формирования. Существующие сегодня современные исследования вопроса формирова- ния личностных и профессиональных качеств обучающихся, необходимых для становления квалифицированного и успешного специалиста, теоретиче- ски не обосновывают выбор качеств, а опираются исключительно на резуль- таты анкетирования. Кроме того, не предоставляется анализ зарубежных ис- точников по soft skills: психолого-педагогических и маркетинговых исследо- ваний, освещающих наиболее востребованные сегодня на современном рынке труда личностные и профессиональные качества. Целью нашего исследования является выбор «мягких» навыков, которые российский работодатель в первую очередь рассматривает в кандидатах на вакантное место. Учитывая новизну и недостаточную исследованность во- проса в современной российской педагогике и психологии, при выборе ка- честв, составляющих «мягкие» навыки, мы основывались на мнении педаго- гов-теоретиков и психологов, изучавших вопрос формирования личностных и профессиональных качеств учащихся. Далее качества, отобранные на осно- ве теоретического анализа, сопоставлялись с требованиями зарубежных и российских работодателей к наемным служащим, отраженными в рейтингах наиболее востребованных сегодня «мягких» навыков. Вузовское обучение пока не владеет универсальными технологиями для формирования личностных и профессиональных качеств обучающихся. Од- нако необходимость в их формировании продиктована условиями современ- ного рынка труда, ростом конкуренции и стремительным развитием инфор- мационных технологий, которые влияют на все сферы человеческой жизни [2], [3]. В связи с этим сегодня образование претерпевает значительные изме- нения в своей структуре и направленности, вследствие чего требования к формированию личностных и профессиональных качеств будущих специа- листов прописаны в федеральном государственном образовательном стандар- те высшего образования [4], что показывает острую необходимость в разра- ботке и создании соответствующих технологий. Проведение данного иссле- дования станет одним из этапов в создании технологии, формирующей лич- ностные и профессиональные качества будущих специалистов. Обзор литературы Термин «мягкие навыки» (soft skills) широко используется западными ра- ботодателями, и обладание данными навыками является главным критерием при устройстве на работу. Исследование вопроса началось еще в середине ХХ века и проводилось рядом ученых, наиболее известные среди которых - И. Майерс, К. Бриггс, Г. Олпорт, Г. Айзенк и Р. Кеттел. Современные матери- алы по «мягким» навыкам представлены такими зарубежными авторами, как В. Кентон, Б. Эббот, А.Д. Гринберг, А.Х. Нильсон, К. Лоренц, С. Мелони, А. Гаскелл, М. Керр, М. Робблз, и многими другими. На российском рынке труда «мягкие» навыки появились сравнительно недавно, и их рассмотрением занимались Н.В. Жадько, А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова, Ю.М. Давлетшина, В. Шипилов, А.В. Моторин, И.В. Мотори- на, Н.А. Чернова, Ю.Н. Слепко, Т.В. Ледовская, Е.С. Ермакова, Т.Б. Котмако- ва, Е.В. Котова, С.А. Юдин, К.С. Двек, Х. Каримова, С. Гоксой, М.Н. Салапу- ра, Е.А. Богданова, Е.В. Полицинский, Е.В. Полицинская и другие. Несмотря на то, что исследование «мягких» навыков в последнее время достаточно ши- роко освещалось в российской педагогике и психологии, этот вопрос до сих пор еще не достаточно изучен и требует дополнительного рассмотрения. Ис- ходя из этого основой выбора личностных и профессиональных качеств, не- обходимых для формирования у учащихся, стали труды классиков россий- ской педагогики и психологии И.Ф. Харламова, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, А.С. Макаренко, Е.В. Бондаревской, В.Д. Шадрикова, С.Л. Рубинштейна. Согласно определению В.И. Даля, «качество» обозначает свойство или принадлежность, все то, что является сущностью человека или предмета [5]. В сочетаниях «личностное качество» и «профессиональное качество» поня- тие «качество» обретает более широкий смысл и определяет сущность лично- сти и ее личностные и профессиональные характеристики. Прежде чем сформулировать определение личностного качества, И.Ф. Харламов говорит о воспитании отношений - определенных связей, устанавливаемых между человеком, другими людьми и окружающим их ми- ром. Эти взаимоотношения затрагивают сферу потребностей личности, зна- ний, убеждений и поступков и сказываются на ее развитии и поведении. Та- ким образом, под личностным качеством И.Ф. Харламов понимает привычное отношение, определяющее устойчивость поведения в любых изменяю- щихся условиях [6]. Задача вузовского образования состоит в том, чтобы формировать у обу- чающихся устойчивые отношения и трансформировать их в личностные ка- чества, для чего необходимо знать их психологическую структуру. С точки зрения психологии в структуре каждого качества личности мож- но выявить потребность личности: 1) проявлять и укреплять присущее ей ка- чество; 2) соблюдать правила и нормы проявления этого качества и внутрен- не стремиться их соблюдать; 3) владеть умениями и навыками проявления данного качества и усилием воли сохранять данное качество даже при отри- цательном воздействии окружающих. Личностные качества являются динамичной системой, содержание и структура которой постоянно расширяются и интегрируют в более сложные личностные компоненты. Таким образом, под личностным качеством пони- мается динамическая интегративная совокупность психических процессов и свойств, определяющих поведенческо-волевую, интеллектуально- чувственную и потребностно-мотивационную сферы личности, которые про- являются в ее деятельности и поведении [7]. Согласно другому определению качества личности являются выражением особенностей психических процессов, свойств и черт характера индивида, его взаимодействий с другими людьми, особенностей темперамента, специфики по- ведения, которые также включают присущие ему знания, умения и навыки [8]. Далее, выбирая личностные качества для формирования их у обучающих- ся, мы будем основываться на следующих факторах: 1) важность данного ка- чества в воспитании и становлении личности; 2) необходимость развития данного личностного качества для успешного обучения в вузе и далее в тече- ние жизни; 3) возможность трансформации личностного качества в профес- сиональное и его дальнейшего использования в профессии. Также мы будем опираться на три главные психологические потребности, необходимые для развития личности: 1) необходимость прогнозировать про- исходящее в мире; 2) необходимость осваивать компетенции, нужные для выживания в окружающем мире; 3) необходимость быть социально востребо- ванным у окружающих [9]. Многие авторы связывают организацию процесса обучения и успешность результатов обучения с волевыми качествами, дисциплиной и организован- ностью обучающихся. Так, по мнению В.А. Сластенина, дисциплина пред- ставляет то, насколько поведение и образ жизни человека соответствуют пра- вилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как каче- ство личности отражает ее поведение в разных сферах жизнедеятельности и выражается во внутренней организованности и ответственности [10]. Согласно С.Л. Рубинштейну, дисциплинированный человек становится дисциплинированным постепенно, благодаря долгим и многократным усили- ям воли, принуждению себя к дисциплине [11]. По мнению А.С. Макаренко, человеческие качества тесно взаимосвязаны и развиваются в различных формах учебной, общественной и трудовой дея- тельности индивидуально или в составе коллектива. Педагог рассматривает коллектив как средство воспитания, а процесс воспитания в коллективе счи- тает главной задачей воспитательной работы. Наличие дисциплины он счита- ет неотъемлемым условием успешного функционирования любого коллекти- ва, где действуют принципы самоорганизации и саморегуляции, направлен- ной на воспитание качеств личности [12]. В современных психолого-педагогических исследованиях качество само- организации рассматривали В.А. Филоненко, В.А. Петьков, Ю.А. Цагарелли, С.А. Юдин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.М. Пейсахов, Л.В. Фалеева, О.Н. Князькова, В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис, Д.В. Орлова, В.А. Пав- лова, С.С. Котова, О.Н. Шахматова, А.Д. Ишков и другие. Определяя понятие «самоорганизация», исследователи основываются на четырех подходах: личностном, деятельностном (личностно- деятельностном), интегральном и техническом. С точки зрения личностного подхода (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Т.А. Егорова, Н.С. Копеина, Н.М. Пейсахов и др.) самоорганизация - это свойство личности, благодаря которому человек для достижения промежуточных и конечных целей само- стоятельно использует все свои возможности: временные, физические и пси- хологические [13]. Деятельностный подход (С.А. Юдин, Ю.А. Цагарелли, Н.В. Кузьмина, А.Ю. Киселёва, С.С. Котова, О.Н. Шахматова, Л.В. Фалеева) рассматривает самоорганизацию в качестве комплекса навыков и личностных черт и опре- деляет как процесс формирования и распределения действий, направленных на достижение поставленной цели, основанный на интегральных характери- стиках личности, таких как целеустремленность, целеполагание, организо- ванность, самостоятельность, самокритичность и настойчивость. Самоорга- низацию также характеризует ответственность (Л.В. Фалеева, С.В. Шевцова), умение осуществлять планирование, организовывать себя и свое время (А.Ю. Киселёва, Л.В. Фалеева, С.А. Юдин). Исследователи интегрального подхода (С.С. Амирова, В.Б. Арюткин, Н.А. Заенутдинова, Н.П. Попова, О.Н. Птицына, И.А. Трофимова и др.) рас- сматривают компоненты процесса самоорганизации вместе с личностными характеристиками, которые являются важной составляющей, так как влияют на результаты деятельности. Практическая психология изучает технический подход к самоорганиза- ции, суть которого состоит в повышении эффективности организации трудовой деятельности. В рамках вопроса рассматриваются: персональный ме- неджмент, тайм-менеджмент и методы организации умственного труда. Со- гласно техническому подходу самоорганизация состоит в умении планиро- вать жизнь на ближайшую и долгосрочную перспективу и рационально ис- пользовать силы и время [14]. Через технический подход к самоорганизации, направленный на повыше- ние эффективности организации труда, мы подходим к рассмотрению про- фессиональной деятельности, которая как социально значимый фактор требу- ет от специалиста профессиональных качеств, а также специальных знаний, умений и навыков [15]. В этом ключе важнейшим аспектом самоорганизации является профессиональная самоорганизация, которая является способностью личности целенаправленно использовать и совершенствовать значимые лич- ностные характеристики в деятельности, направленные на решение задач личностных и профессиональных [16]. Прежде чем проанализировать роль самоорганизации в профессиональ- ной деятельности и проследить востребованность этого качества на совре- менном рынке труда, рассмотрим, какой смысл вкладывается в понятие про- фессиональных качеств и каким образом они взаимодействуют с личностны- ми качествами специалиста. По мнению исследователей, личностные качества обучающихся являются основой для развития и становления профессиональных качеств, но не все они имеют одинаковую значимость для успешной профессиональной дея- тельности. Для каждого вида профессиональной деятельности необходим определенный набор личностных качеств, которые под влиянием особенно- стей этой деятельности становятся профессионально значимыми. Выделяют- ся два вида профессиональных качеств: профессионально важные качества (ПВК) и профессионально значимые качества (ПЗК). К ПВК исследователи относят профессиональные знания и способности, а к ПЗК - профессиональ- ные интересы, черты характера и некоторые другие [17]. В более новых исследованиях Ш. Каххарова, М.Л. Зуевой, Т.Г. Киселевой профессионально значимые качества (ПЗК) называются надпрофессиональ- ными компетенциями. У других авторов - Н.В. Жадько, О.А. Подольского, В.А. Погожиной, А.С. Ермакова, Т.А. Ярковой, И.И. Черкасовой, В. Шипило- ва, Д. Хекмана (James J. Heckman), Т. Кауца (Tim Kautz), М. Эндрюса (Marga- ret Andrews) - для обозначения тех же качеств используется термин «гибкие навыки» (англ. soft skills), а профессионально важных качеств (ПВК) - «жест- кие навыки» (англ. hard skills). Согласно последнему федеральному государ- ственному образовательному стандарту высшего образования «общие компе- тенции» называются «универсальными компетенциями» и по направлениям бакалавриата включают в себя командную работу и лидерство, самоорганиза- цию, саморазвитие и способность управлять своим временем [4]. По своей сути универсальные компетенции являются тем понятием, кото- рое в западных источниках имеет название soft skills, или в переводе «мягкие навыки». По определению одного из источников «мягкие» навыки - это чер- ты характера и межличностные качества, которые характеризуют взаимоот- ношения личности с другими людьми. На рабочем месте «мягкие» навыки дополняют «жесткие» навыки, которые относят к области знаний и профес- сиональным навыкам [18]. Другой источник рассматривает «мягкие» навыки как одну из составляющих компетенции, которую можно определить как со- вокупность врожденных и приобретенных личностных характеристик, отно- шений, знаний и навыков, направленных на высокопродуктивную деятель- ность [19]. Однако в вузах развитию soft skills уделяется недостаточное вни- мание по причине отсутствия необходимых оценочных технологий, диагно- стирующих и формирующих уровень развития «мягких» навыков [21]. Материалы и методы Важность и актуальность формирования личностного качества самоорга- низации у обучающихся и необходимость развития и становления личности в коллективе, выявленные в ходе анализа материалов в теоретической части исследования, подтверждались на основе анализа требований современных российских и зарубежных работодателей и представленных ими рейтингов «мягких» навыков. Поскольку согласно анализу психолого-педагогической теории качество самоорганизации включает в себя распределение времени, планирование, от- ветственность, дисциплину, дисциплинированность и основывается на тер- мине «организованность», то при обработке данных бизнес-источников мы анализировали положение в рейтинге навыков тайм-менеджмента (управле- ния временем), организованности и их производных - планирования, пункту- альности, составления графика и т. д., а также работы в команде и сотрудни- чества, межличностного общения как навыков, его составляющих. В ходе исследования также проводился сравнительный анализ рейтингов «мягких» навыков, предоставленных российскими и зарубежными работода- телями. Результаты исследования В исследовании было рассмотрено 5 российских и 15 зарубежных источ- ников, представляющих рейтинг «мягких» навыков на рынке труда. При об- работке данных учитывалось место навыков в рейтинге, количество мест и год рейтинга. Согласно данным российских работодателей навыки, в основе которых лежит самоорганизация, а также командная работа занимают верхние места в рейтинге. Так, 2-е место в рейтинге навыков самоорганизации занимают тайм-менеджмент (2016 г.) [21], дисциплина (2019 г.) [22], ответственность (2018 г.) [23], также в ряде рейтингов тайм-менеджмент (2017 г.) [24] и само- организация (2015 г.) стоят на 5-м месте [25]. Работа в команде в рейтинге 2016 г. занимает 1-е место [22], в рейтинге 2017 г. - 3-е место [26]. Зарубежные работодатели также включают навыки самоорганизации и работы в команде в топ лучших. Согласно полученным данным, навык тайм-менеджмента занимает 1-е место в рейтинге 2019 г. [26]; 2-е место - в 2019 г. [27]; 3-е место - в 2015 г. [19]. Self-менеджмент и организованность разделяют 3-е место (2019 г.) [29]; 4-е место занимает тайм-менеджмент в 2009 г. [26], ответственность в 2012 г. [30] и 2019 г. [31]; 5-е место - тайм- менеджмент (2019 г.) [32], [33]. Один из рейтингов располагает на 6-м месте рабочую этику и разделяет ее на выполнение работы в срок, организован- ность, планирование, пунктуальность, ответственность, календарное плани- рование и тайм-менеджмент (2019 г.) [34], другие рейтинги отдают тайм- менеджменту 6-е (2019 г.) [35] и 8-е места (2019 г.) [31]. Навык работы в команде занимает 1-е место в рейтинге по данным 2015 г. [20], [36] и 2019 г. [37]; 2-е место представляют рейтинги 2012 и 2019 гг. [38], [29], [30]; 3-е место - 2019 г. [32]; 4-е место - 2019 г. [35], [36]; 5-е место - 2019 г. [31], [37]; 6-е место - 2009 г. [26], 7-е место - 2018 г. [39]; 9-е место - 2012 г. [30]; 10-е место - 2016 г. [40]. Согласно рейтингам «мягких» навыков, представленным российскими работодателями, навыки, основанные на качестве самоорганизации, такие как тайм-менеджмент, организованность, планирование, дисциплина, ответ- ственность, с 2016 по 2019 гг. сохраняют 2-е место. Незначительное пониже- ние в рейтинге со 2-й позиции на 5-ю наблюдалось в 2015 и 2017 гг. Работа в команде в рейтингах российских работодателей входит в топ-5, но ее поло- жение в рейтинге с годами снизилось с 1-й до 4-й позиции. В связи с недостаточностью источников, особенно новых, требуются до- полнительные исследования в области «мягких» навыков на российском рынке труда. В основном российские бизнес-сайты ссылаются на зарубежные данные и переводят уже существующие западные источники (И.А. Толмаче- ва, А. Березкин). По данным зарубежных работодателей, «мягкие» навыки, производные от качества самоорганизации, входят в топ-10 и занимают лидирующие места согласно новейшим источникам 2019 г. Работа в команде также входит в де- сятку лучших и занимает верхние позиции. Рейтинги «мягких» навыков российских работодателей Таблица 1 «Мягкий» навык Местов рейтинге Количество мест Годы рейтинга Тайм-менеджмент, организованность, планирование, дисциплина, ответственность 2 3 2016, 2018,2019 5 2 2015, 2017 Работа в команде 1 1 2016 3 1 2017 Рейтинги «мягких» навыков зарубежных работодателей Таблица 2 «Мягкий» навык Местов рейтинге Количество мест Годы рейтинга Тайм-менеджмент организо- ванность, планирование, дисциплина, ответственность 1 2 2009, 2019 2 1 2019 3 2 2015, 2019 4 2 2012, 2019 5 2 2019, 2019 6 3 2019, 2019, 2019 7 1 2018 8 2 2019, 2019 Работа в команде 1 3 2015, 2015, 2019 2 4 2009, 2015, 2019, 2019 3 1 2019 4 2 2019, 2019 5 2 2019, 2019 6 1 2019 8 1 2012 10 1 2016 Обсуждение и заключение На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что формирова- ние личностного качества самоорганизации у обучающихся в вузе на сегодняш- ний день актуально, так как анализ современного рынка труда показал востребо- ванность «мягких» навыков, основанных на самоорганизации. Более того, каче- ство самоорганизации является универсальным и лежит в основе многих «мяг- ких» навыков. Профессиональная реализация таких навыков, как способность к адаптации, рабочая этика, лидерство, работа в команде, невозможна без опоры на личностное качество самоорганизации, которое в процессе трудовой деятель- ности трансформируется в профессиональное [29], [37]. Коллектив и становление личности тесно взаимосвязаны, так как форми- рование и развитие личностных качеств происходит через межличностные отношения внутри коллектива, вследствие чего формирование в процессе обучения «мягкого» навыка «работа в команде» даст возможность будущему специалисту стать конкурентоспособным на современном рынке труда, где данный навык является одним из ведущих. Исследователи также подчерки- вают важность коллектива и совместного обучения, при котором обучающие- ся не только совершенствуют «мягкие» навыки, но также лучше учатся и об- ладают гораздо большей мотивацией, чем студенты, обучающиеся по тради- ционной программе [41]. Таким образом, результаты исследования показали актуальность и жиз- ненную необходимость владения «мягкими» навыками в профессиональной деятельности. На дальнейших этапах данного исследования будет разработана и апро- бирована технология оценивания, позволяющая формировать «мягкие» навы- ки будущих специалистов и личностные и профессиональные качества, их составляющие.
×

About the authors

Maria M. Malova

Samara National Research University

Email: mkapotkina@mail.ru
Senior Lecturer of Foreign Languages and Professional Communication Department. 1, Academika Pavlova str., Samara, 443011, Russian Federation

References

  1. COBUILD Advanced English Dictionary. HarperCollins Publishers. 2019. https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/soft-skills (дата обращения: 10.10.2019).
  2. Суховейко О. На Гайдаровском форуме обозначили направления развития управленческих кадров России в сфере государственной службы // Гайдаровский форум. 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://gaidarforum.ru/news/na- gaydarovskom-forume-oboznachili-napravleniya-razvitiya-upravlencheskikh-kadrov- rossii-v-sfere-gos/?sphrase_id=4621 (дата обращения: 10.07.2019).
  3. Баландина А. На ГФ обсудили вызовы образовательных программ для подготовки лидеров цифрового мира // Гайдаровский форум. 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://gaidarforum.ru/news/na-gf-obsudili-vyzovy-obrazovatelnykh- programm-dlya-podgotovki-liderov-tsifrovogo-mira/?sphrase_id=4621 (дата обращения: 10.07.2019)
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 июля 2017 г. № 671 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия». Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2017 г. Рег. № 47644 [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/71735936/
  5. Даль В.И. Толковый словарь // Академик. 2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/254486 (дата обращения: 02.07.2019).
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
  7. Чепиков В.Т. Педагогика: краткий учебный курс. - М.: Новое знание, 2003. - 172 с.
  8. Личные качества человека: положительные и отрицательные // Сайт о психологии. 2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://ourmind.ru/lichnye- kachestva-cheloveka-polozhitelnye-i-otricatelnye (дата обращения: 03.07.2019).
  9. Dweck C.S. From needs to goals and representations: foundations for a unified theory of motivation, personality, and development. Psychological Review, 2017, 124 (6). Рр. 689-719.
  10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1998. - С. 255.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. - СПб: Питер, 2002. - 720 с.
  12. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972. - 334 с.
  13. Князькова О.Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 428-432.
  14. Юдин С.А. Исследование темпоральных характеристик личности студентов с различными показателями самоорганизации учебной деятельности // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2017. - Т. 10, № 4. - С. 99-106.
  15. Левченко В.В., Соколова Е.А. Специфика профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - № 7 (88). - С. 151.
  16. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - С. 3-9.
  17. Яруллина А.Ш., Никишина С.Р. Формирование профессионально значимых качеств при становлении студента как субъекта профессиональной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 11. - С. 226-236.
  18. Kenton W., Abbott B. Soft skills. Investopedia. 2019. http://www.investopedia.com/terms/s/soft-skills.asp (дата обращения: 03.07.2019).
  19. Cross-country survey on soft skills mostly required by companies to medium/high skilled migrants. Methodological approach for a common framework of So Skills at work. Torino, 2015. Рр. 8-9.
  20. Greenberg A.D., Nilssen A.H. The role of education in building soft skills. Putting into perspective the priorities and opportunities for teaching collaboration and other soft skills in education. Wainhouse Research, 2015. P. 5.
  21. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития // Корпоративный менеджмент. - 2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cfin.ru/ management/ people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 22.08.2017).
  22. Алиев B.Г. Навыки и умения, необходимые для успешной деловой карьеры // Элитариум. Центр дополнительного образования. - 2019 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.elitarium.ru/delovaja-karera-navyki-umenie-samorazvitie- uspeh-motivacija-liderstvo/ (дата обращения: 10.07.2019).
  23. Гаврилов А. Без каких навыков не построить карьеру в digital // Uplab. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.uplab.ru/blog/without-any-skills-to- build-a-career-in-digital/ (дата обращения: 17.07.2019).
  24. Клевец А. Топ-5 soft skills, наиболее востребованных в 2017 году // Финассессмент. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://finassessment.ru/blog/article/top-5-soft-skills-naibolee-vostrebovannykh-v-2017-godu (дата обращения: 17.07.2019).
  25. Давыдова В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать // Теория и практика. - 2015 [Электронный ресурс]. - URL: https://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 04.07.2019).
  26. Lorenz K. Top 10 soft skills for job hunters. Aol. 2009. https://www.aol.com/2009/01/26/top-10-soft-skills-for-job-hunters/ (дата обращения: 12.03.2017).
  27. Maloney S. Top soft skills needed in business valuation. AICPA. 2019. https://www.aicpa.org/interestareas/forensicandvaluation/newsandpublications/top-soft-skills-needed-in-business-valuation.html (дата обращения: 15.08.2019).
  28. Gaskell A. What are the top 10 soft skills for the future of work? Forbes. 2019. https://www.forbes.com/sites/adigaskell/2019/02/22/what-are-the-top-10-soft-skills- for-the future-of-work/#2ed9a4ab7f1f (дата обращения: 02.07.2019).
  29. Kerr M. Top 10 soft skills employers love: 90+ examples. Resume Genious, 2019. https://resumegenius.com/blog/resume-help/soft-skills (дата обращения: 02.07.2019).
  30. Robles M.M. Executive perceptions of the top 10 soft skills needed in today’s work- place. Business Communication Quaterly. 2012. № 75(4). P. 456. https://pdfs.semanticscholar.org/c4ea/87774fa6597d9a14946394289826f266e363.pdf (дата обращения: 5.06.2019).
  31. What are soft skills? WikiJob, 2019. https://www.wikijob.co.uk/content/interview-advice/competencies/soft-skills (дата обращения: 20.08.2019).
  32. Emma Charlton. These are the 10 most in-demand skills of 2019, according to LinkedIn. World Economic Forum. 2019. https://www.weforum.org/ agenda/2019/01/the-hard-and-soft-skills-to-futureproof-your-career-according-to-linkedin/ (дата обращения: 03.07.2019).
  33. Top 5 soft skills employers are looking for in 2019. Champlain College Online, 2019. https://www.champlain.edu/online/blog/top-soft-skills-employers-are-looking-for- 2019 (дата обращения: 20.08.2019).
  34. Alison Doyle. Top soft skills employers value with examples. The Balance Careers, 2019. https://www.thebalancecareers.com/list-of-soft-skills-2063770 (дата обращения: 03.07.2019).
  35. interpersonal skills to land you that dream job. OpenColleges, 2019. https://www.opencolleges.edu.au/careers/top-10-interpersonal- skills#.XVVU8F1MTIU (дата обращения: 20.08.2019).
  36. Andrews M. What do employers want? Inside Higher Ed. 2015. https://www.insidehighered.com/blogs/stratedgy/what-do-employers-want (дата обращения: 20.08.2019).
  37. Alison Doyle. Important soft skills for workplace success. The Balance Careers, 2019. https://www.thebalancecareers.com/top-soft-skills-2063721 (дата обращения: 11.07.2019).
  38. Bortz D. Soft skills to help your career hit the big time. Monster, 2019. https://www.monster.com/career-advice/article/soft-skills-you-need (дата обращения: 14.07.2019).
  39. Mohmand S. Top 10 CV personal qualities and skills. CV Plaza, 2018. https://www.cvplaza.com/cv-personal-profile/top-10-personal-qualities-on-a-cv/ (дата обращения: 15.08.2019).
  40. Soffel J. What are the 21st-century skills every student needs? World Economic Forum, 2016. https://www.weforum.org/agenda/2016/03/21st-century-skills-future-jobs- students/?utm_content=buffer5e21c&utm_medium=social&utm_ source=facebook.com&utm_campaign=buffer (дата обращения: 5.06.2019).
  41. Best Practices in Soft Skills Assessment. Hanover Research, 2014. Р. 5.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Malova M.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies