Формирование творческого потенциала студентов вуза культуры
- Авторы: Курина В.А.1, Проценко Е.Г.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 15, № 4 (2018)
- Страницы: 119-129
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52396
- ID: 52396
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуализируется проблема формирования творческого потенциала студентов вуза культуры как будущих специалистов социокультурной сферы. В связи с этим проведено уточнение основных понятий рассматриваемой проблемы. Авторы анализируют методические основы формирования творческого потенциала, так как современный мир требует от выпускников вузов культуры готовности креативно и продуктивно решать возникающие профессиональные задачи. Гипотеза исследования состоит с том, что использование таких методов, как творческий проект, ролевые игры, тренинги в процессе обучения, способно максимально содействовать развитию способностей студентов и формированию их творческого потенциала. Организация такого обучения позволяет разнообразить профессиональное обучение студентов. Основная проблематика данной статьи связана с тем, что несмотря на имеющиеся методы формирования творческого потенциала уровень его сформированности остается крайне низким; далеко не все современные методы в обучении служат потребностям учащегося. В работе представлен один из возможных вариантов решения этой проблемы на примере методики проведения занятий по разработанному курсу по дисциплине «История искусств: история кино» со студентами вуза культуры направления подготовки 51.03.03«Социально-культурная деятельность». Представлены особенности организации занятий, выполнения практических заданий студентами, разнообразие использованных форм, методов и средств обучения, способствующих формированию творческого потенциала студентов. Подведены итоги проведенной работы и показаны результаты, полученные в конце обучения по дисциплине «История искусств: история кино». Авторы определили основные подходы при организации занятий (системный, личностно-ориентированный, компетентностный, междисциплинарный). В работе подчеркивается важность создания условий для творческой деятельности.
Полный текст
Введение Коренные изменения в развитии вузовского образования, интенсивное внедре- ние европейского опыта в российскую систему образования обозначили ряд проблем перед вузами страны, среди которых особое место занимают вузы культуры, имею- щие определенный контингент и специфику подготовки. Вузы культуры относятся к категории творческих, представляя собой учреждения, в которых осуществляется соединение культурной и образовательной деятельности, в результате которой про- исходит освоение и воспроизводство студентами культурных норм, ценностных ориентаций, знаний через педагогические формы, методы и средства обучения [2]. Студенты, сделавшие выбор в пользу вузов культуры, спецификой которых является творческий процесс, так или иначе определяют в своей будущей профессиональной деятельности творчество в различных областях. Учитывая богатый опыт высшего профессионального образования в сфере культуры и современные тенденции в под- готовке бакалавров в контексте Болонского процесса, педагогическая наука уделяет большое внимание разработке основных подсистем развития творческого потенциа- ла студентов. Одной из актуальных проблем в этой связи становится формирование творческого потенциала студентов вузов культуры. Стремительный ритм жизни современного общества провоцирует динамичный характер профессиональной деятельности человека. Для того чтобы быть востребо- ванным на рынке труда, будущему специалисту необходимо быть всесторонне раз- витым, мобильным и творчески активным. Кроме того, такие же задачи перед обу- чающимися ставят регламентирующие документы. В рамках освоения программы бакалавриата по направлению 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» выпу- скники готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих ти- пов: технологической; педагогической; организационно-управленческой; проектной; художественно-творческой. Основная образовательная программа бакалавра этого направления предполагает формирование следующих общепрофессиональных ком- петенций в области творческо-производственной деятельности, связанных с творческим потенциалом будущих специалистов: создание культурных программ и социально-культурных мероприятий, направленных на творческое развитие детей, подростков и взрослых, организацию свободного времени населения; участие в раз- работке и реализации социально-культурных технологий в учреждениях культуры, индустрии досуга и рекреации; постановка культурно-досуговых программ (инфор- мационно-просветительных, художественно-публицистических, культурно- развлекательных) на основе оригинального сценарно-режиссерского решения; орга- низация социально-культурного творчества и развивающего рекреативно- развлекательного досуга; продюсирование культурно-досуговых программ, органи- зация и проведение различных форм социально-культурной деятельности населения (фестивали, конкурсы, смотры, праздники, программы социально-культурной ани- мации и рекреации, выставки); разработка целей и приоритетов творческо- производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально- культурные технологии (культурно-просветительные, культуроохранные, культур- но-досуговые, рекреативные) [21]. Современная ситуация в обществе требует от человека качеств, позволяющих продуктивно и творчески подходить к любым сложившимся обстоятельствам. Для того чтобы реализовывать успешную профессиональную деятельность в постоянно меняющихся условиях, чтобы адекватно реагировать на возникающие проблемные ситуации, специалисту необходимо активизировать свой творческий потенциал. Обзор литературы Проанализировав понятие «творчество» с философской, социологической, пси- хологической и педагогической точек зрения, мы определяем «творчество» как вид человеческой деятельности, направленный на разрешение проблемных ситуаций, причем творческий результат решения задач должен обладать новизной и ориги- нальностью. Для него важно учитывать объективные (социальные, материальные), личностные (знания, умения, навыки, творческие способности) и субъективные (творческий потенциал) условия. Справочные ресурсы определяют «потенциальность» как «возможность, налич- ные силы, которые могут быть пущены в ход, использованы» [10], как «совокуп- ность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области» или «необходимых для чего-нибудь» [18]. В таком случае применительно к обществу логично говорить о разновидностях потенциала: экономический, научный, технический и др. Приме- нительно к личности человека рассматривают познавательный, морально- нравственный, коммуникативный, эстетический и творческий потенциал. С философской точки зрения, творческий потенциал личности представляет про- дукт общественного развития. Становление и формирование творческого потенциала личности начинается с того уровня развития творческого потенциала общества, который достигнут к началу формирования творческого потенциала конкретной личности [3]. Человек застает уже сложившийся общественно-исторический опыт, который включает определенные способности людей предшествующего поколения. По мнению доктора психологических наук Ю.Н. Кулюткина [11, с. 84], творческий потенциал личности, повышающий эффективность ее деятельности в трансформирую- щемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно- смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Исследователь Б.Д. Парыгин определяет творческий потенциал личности как определенный уровень психических возможностей личности, ее внутренней энергии, направленной на ее творческое самовыражение и самоутверждение [13]. В.В. Сартаков рассматривает понятие «творческий потенциал» как характери- стику уровня организации (развития) субъекта в том или ином отношении (профес- сиональном, квалификационном, культурном и т. д.); как интегративную характери- стику, отражающую его системное качество [17]. Ученый-педагог Л.А. Даринская раскрывает «творческий потенциал» как сложное интегральное понятие, соединяющее природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, спо- собности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих морально-нравственных норм [5, с. 293]. Наиболее убедительной по вопросу о сущности творческого потенциала нам представляется точка зрения В.Ф. Овчинникова, который определяет творческий по- тенциал личности в общефилософском плане как фонд, совокупность возможностей реализации новых направлений деятельности. Применительно же к индивидуально- му человеку, по его мнению, это синтетическое качество личности, определяющее меру ее возможностей ставить и разрешать новые задачи в сфере своей деятельно- сти, имеющей общественное значение [12]. Можно предположить, что потенциал развития - системное образование лично- сти, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизио- логическими резервами развития, а именно: количеством потребностей и интересов личности, ее ориентированностью на самореализацию в профессиональной и общественной сферах; уровнем сформированности интеллектуальных способностей, которые позво- ляют личности результативно разрешать новые для нее жизненные и профессио- нальные проблемы (предполагается, что творческий потенциал связан со способно- стью к дивергентному мышлению, так как установлена положительная корреляция между показателем JQ и показателем творческого потенциала [20]); трудоспособностью человека, его физической силой и энергией, уровнем раз- вития его психофизиологических возможностей. По нашему мнению, творческий потенциал - это категория, которая направлен- на скорее в будущее, то есть проекция возможностей человека, которые он может раскрыть в перспективе или уже реализовал в своей деятельности. Иными словами, творческий потенциал - это некоторый аванс, которым в той или иной степени наде- лен каждый человек. Для того чтобы раскрыть его, необходимы некоторые условия. Нас интересуют условия формирования творческого потенциала студентов. Рас- смотрим особенности данной категории. Студенчество - это образованная и организованная часть молодежи, ее передо- вая группа. Студенческий возраст - период, который корректирует и закрепляет ин- тегративные процессы в психике: развиваются и реализуются индивидуальные за- датки и способности, приобретается жизненный опыт, происходит профессиональ- ное становление студента, которое во многом зависит от его внутренней творческой активности [1, с. 47-48]. Студент, имеющий высокий уровень творческого потенциала, творчески мыс- лит, способен использовать разнородную информацию в стремительно меняющихся условиях, а также создавать нечто качественно новое, направленное на благо чело- вечества. Современные условия системы образования в этой связи имеют ряд проти- воречий. «Традиционные формы обучения чаще всего не в состоянии выявить и раз- вить творческий и новаторский потенциал, заложенный в каждом человеке» [16]. Многие исследователи (Самохин Ю.С., Робинсон К.) констатируют факт стандарти- зации педагогического процесса (многочисленные тестирования, опросы), что, без- условно, не способствует формированию творческого потенциала. Изучая опыт ведущих вузов мира, следует отметить, что практически во всех странах вектор направлен в сторону формирования творческого потенциала студен- тов. Робина Шеин, профессор Бэкингемского университета (Великобритания), в сво- ей статье «Творчество и образование» говорит о том, что высшие учебные заведения в настоящее время рассматриваются в качестве мест для поощрения творчества, по- тому что с помощью университетов можно развивать творческие и аналитические способности обучающихся более эффективно, чем в малых элитных группах, а далее приводит ряд примеров, как это делается в разных странах. В Канаде дисциплина, направленная на развитие «творческого мышления», является одной из базовых в процессе обучения. В США одной из целей обучения является использование творческих навыков и мышления для создания новых, конструктивных идей и про- дуктов. В национальной учебной программе Кореи образованный человек определя- ется как «здоровый, независимый, творческий и моральный». В Швеции Националь- ный план развития дошкольного, школьного и высшего образования (1997 г.) преду- сматривает, что образование должно обеспечивать «условия для развития творче- ских способностей личности». Японский Национальный совет по реформе образова- ния наметил развитие творческих способностей как важнейшую цель образования XXI века [15]. К преимуществам обучения в Германии можно отнести возможность создания собственных творческих проектов в профессиональных студиях, которые имеют всестороннюю поддержку различных организаций: немецкого центра попу- ляризации культурной сферы, Федерального фонда культуры и творчества, а также стипендиальных программ вузов, заинтересованных в привлечении ярких талантов. Двигатель прогресса - инновационные идеи, которые невозможно реализовать без творческого потенциала. Однако мы не можем требовать от студента проявить твор- ческий потенциал лишь потому, что он поступил в вуз культуры, - необходимы со- ответствующие условия, чтобы его проявлять. Материалы и методы Рассмотрим пути формирования творческого потенциала студентов вуза культу- ры направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность». Особое значение в формировании творческого потенциала бакалавров направления 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» приобретают творческие проекты, при- меняющиеся на занятиях по дисциплине «История искусств: история кино». В рамках проведения семинара по теме «Тенденции развития современного ки- ноискусства» предполагаются такие формы занятий, как просмотр видеоматериала и выполнение творческого проекта. Студентам предлагается просмотр фильма, спек- такля, клипа. При просмотре обучающийся фиксирует и анализирует монтаж раз- личных эпизодов. Определяет тему и идею произведения, формы и приемы монтажа, а также цели его использования. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение творческого проекта «Монтажер». «Монтажер» - это человек, ответст- венный за основные монтажные решения, он выполняет чистовую «сборку» карти- ны. Студентам необходимо представить на следующее занятие свой вариант монти- рования фильма (спектакля, клипа), сместив акценты, определив и продемонстриро- вав свою идею. Творческий проект «Монтажер» направлен на формирование готов- ности использовать инновационные режиссерские технологии в создании современ- ных проектов. На семинаре «Эпоха немого кино, мой Чарли» студентам предлагается создать своего колоритного (комедийного или нет) персонажа и презентовать его: продумать костюм, походку, грим, характер; историю, которая с ним произошла; возможных друзей, врагов. Творческий проект предполагает создание сценария, где главные ге- рои - Чарли Чаплин и придуманный студентом персонаж. Студентам предстоит смонтировать звукоряд своего ролика согласно коллизиям сюжета и темпоритму действа, а затем представить его аудитории, презентуя сценарий под музыкальное сопровождение. Семинар «Мир кино» проходит в форме дискуссии. Формирование творческого потенциала невозможно без вдохновения, которое мы зачастую черпаем из достой- ных произведений искусства, будь то литература, живопись, музыка, скульптура или кино. Студенты получают задание просмотреть фильмы различных периодов и стран: кинематограф 20-х годов XX в.; звуковое кино 30-х годов XX в.; кино вто- рой половины 40-х, 50-х годов XX в.; 60-х,70-х годов XX в. (Франция, Великобрита- ния, Германия, США). Затем необходимо провести сравнительный анализ кино- фильмов представленных стран и периодов. В рамках проведения семинара «Кино мира» используются следующие средства: просмотр видеоматериала, дискуссия. Рассмотрение вопроса «Сравнительный ана- лиз японского, американского, индийского, русского кино» проходит в форме дис- куссии. Цель обсуждения - обобщить идеи и мнения относительно сходств и различий киномира. Раскрываются такие вопросы, как своеобразие киноискусства Япо- нии, история развития и современное состояние; Голливуд и премия «Оскар»; пла- нета «Болливуд», история развития и современное состояние индийского кино; оте- чественная киноиндустрия. В ходе семинаров «Мир кино» и «Кино мира» обучающиеся получают вдохно- вение, обогащаются знаниями, отрабатывают навык формулировать мысли, обосно- вывать свою позицию, толерантно относиться к чужому мнению, дискуссировать. Обучающиеся составляют блок-схему (сравнительную таблицу), фиксируют аргу- менты, тезисы. На семинаре «Эффекты монтажа» рассматриваются такие вопросы, как геогра- фический эффект Л.В. Кулешова; принципы монтажа Л.В. Кулешова; теория монта- жа В.И. Пудовкина, С.М. Эйзенштейна («Монтаж 1938»), М.И. Ромма («Вопросы киномонтажа»); виды монтажа по логике построения видеоряда. На семинаре ис- пользуется ряд методов: презентация, просмотр и обсуждение видеоматериала, творческий проект. На первом этапе семинара «Эффекты монтажа» студенты просматривают пре- зентацию, которая знакомит их с приемами творческого монтажа. Студенты должны уловить суть компиляции; усвоить, что последующий кадр способен полностью из- менить смысл предыдущего. Затем студентам предлагается попробовать себя в роли кинорежиссера, чтобы добиться с помощью компиляции тех или иных кадров опре- деленных эмоций у зрителя, т. е. создать свои видеоролики. Задача состоит в созда- нии 9 видеороликов (2 эффекта монтажа: эффект Л. Кулешова, географический эф- фект; 7 видов монтажа по логике построения видеоряда: последовательный, парал- лельный, строящийся, сравнительный, ассоциативный, интеллектуальный, психоло- гический). В период реализации творческого проекта студент проявляет творческий потенциал: выступает в роли актера и режиссера. Кроме усвоения материала проис- ходит формирование компетенций: создание сценария; создание коллектива для реа- лизации ролика; репетиционный процесс; решение организационных вопросов (под- бор локации, декораций, кастинг). Семинар «Секреты продюсирования» проходит в форме ролевой игры и творче- ского проекта. Ролевая игра «Лучший проект» предполагает два типа ролей: продю- сер и автор проекта. К числу обязанностей участников игры, выполняющих роль ав- тора проекта, относятся: подготовка сценарного плана кинофильма (клипа, рекла- мы); убедительное представление сценарного плана и сметы; создание проекта деко- раций фильма, костюмов; умение ориентироваться при ответе на вопросы продюсе- ра. Цель автора проекта - доказать, что именно его фильм достоин быть реализован- ным. К числу обязанностей участников игры, играющих роль продюсера, относятся: выбор жанра проекта; подготовка корректных вопросов по сценарному плану, смете, подбору актерского состава; подготовка комментариев по итогам представленных материалов, оценка. Ролевая игра «Лучший проект» направлена на формирование творческого потенциала студентов. Во время семинара «Угадай режиссера» студентам предлагается прослушать не- сколько фрагментов фильмов различных режиссеров: Э. Кустурицы, К. Тарантино, А. Тарковского, В. Меньшова, С. Спилберга, К. Нолана, Т. Бертони т. д. Игра на- правлена на расширение диапазона знаний в области различных жанров кино, на формирование воображения и творческого потенциала. Задание для студентов за- ключается в том, чтобы по музыкальным фрагментам определить жанр фильма, ре- жиссера, год выпуска. Семинар «Какие люди в Голливуде» предполагает постановку шоу-пародий на звезд Голливуда. Студенты создают театрализованное представление по мотивам премии «Оскар». Каждый обучающийся выбирает один из образов голливудских фильмов, обдумывает его воплощение и выходит на «красную дорожку». Студенты создают сценарий комедийного представления, проявляют творческий потенциал в жанре пародии. Ролевая игра «Киноман» предлагает два типа ролей: участники заседания кино- клуба и его ведущие. К числу обязанностей участников игры, играющих роль веду- щих киноклуба, относятся: подготовка вступительного слова; отбор наиболее ярких эпизодов обсуждаемого кинофильма для демонстрации в ходе игры в качестве ил- люстративного материала для обсуждения; подготовка комментария по итогам де- монстрации фрагментов кинофильма, плана обсуждения, заключительного слова. План обсуждения кинофильма в рамках заседания киноклуба должен предполагать три основных структурных компонента: определение темы, которой посвящен ки- нофильм; выявление позиции авторов кинофильма по этой теме, идеи фильма; ана- лиз художественных средств, используемых авторами для выражения своей пози- ции. Важным моментом для формирования творческого потенциала студентов явля- ется выполнение заданий на выявление монтажных стыков фильма и смысла исполь- зования монтажа. План дискуссии определяется участником игры, играющим роль ведущего заседания, в соответствии с содержанием обсуждаемого кинофильма. К числу обязанностей студентов, играющих роли участников заседания киноклуба, относятся: предварительное ознакомление с кинематографическим материалом (фильм, спектакль, телевизионная программа), обсуждение которого является про- граммой заседания киноклуба; подготовка к участию и включенность в обсуждение. Ролевая игра «Киноман» предполагает формирование творческого потенциала сту- дентов, дает возможность преподавателю имитировать конфликтные ситуации из жизни общества, а студентам - открыть разные социальные формы поведения в при- ближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь серьезных санкций в случае неправильного поведения. Результаты исследования С помощью таких методов, как творческий проект, ролевые игры, тренинги, в процессе обучения развивается способность к аналитическому, критическому и творческому мышлению, формируется познавательный интерес, достигается высо- кий уровень самостоятельности студентов, осуществляется междисциплинарный подход, когда во время решения проблемы на занятии необходимо включить в познавательный процесс знания по другим предметам [4]. Следует уделить внимание подготовке преподавательского состава. Педагог должен быть ориентирован на поощрение студентов, выражающих инновационные идеи. Искать творческие решения проблем вместе со студентами, быть открытым к оригинальным подходам - задача педагога, ориентированного на формирование творческого потенциала. Для реализации этой задачи используется проектное и про- блемное обучение, которое нацелено не только на результат научного познания, но и на сам процесс получения этих результатов. Знания, полученные во время проект- ной и исследовательской деятельности, используются для решения новых познава- тельных проблем и задач [6]. Преподаватели готовят студентов таким образом, что- бы они могли творчески подходить к решению новых и сложных проблем в реаль- ной профессиональной деятельности. В процессе проведения исследования использовались следующие подходы, ко- торые позволили эффективно организовать процесс формирования творческого по- тенциала у студентов: системный подход в организации творческого процесса (творчество достигает наивысшего уровня, когда во время образовательного процесса налажены междис- циплинарные контакты подразделений); личностно-ориентированный (в центре внимания - студент, который развива- ется в партнерстве с профессорско-преподавательским составом); компетентностный (набор компетенций специалистов в области культуры в большинстве своем состоит из развития самостоятельности мышления, высокой степени развития творческого мышления и творческих инициатив, обеспечивающих принципиально новое решение профессиональных задач); междисциплинарный (позволяет создавать новые, иногда парадоксальные междисциплинарные связи). На наш взгляд, не менее важными условиями формирования творческого потен- циала студентов вуза культуры являются создание творческой атмосферы на всех уровнях проектной работы, а также использование инновационных методов обуче- ния, направленных на развитие самостоятельной творческой личности студента и преподавателя. Обсуждение и заключение При соблюдении перечисленных условий мы формируем созидательного про- фессионала, творческую личность, обладающую оригинальными идеями, способную к принятию нестандартных решений, готовую проявлять свой творческий потенциал в полной мере. В основе этого процесса - движение от стандартного к нестандарт- ному мышлению, от репродуктивного к продуктивному воспроизводству знаний, от реферативно-исполнительского к творческому сознанию. Творчество возможно реа- лизовывать в процессе преподавания и изучения любой дисциплины, а развитие творческого потенциала студентов в вузе культуры должно стимулироваться всей системой образования в целом. Задача вузов на современном этапе - раскрывать творческий потенциал студента и создать условия для его дальнейшего развития и совершенствования. Кроме того, современная профессиональная среда требует способности синтеза междисциплинарных знаний и творческого потенциала. В связи с этим традиционное образование становится недостаточным, необходим новый формат специалиста, обла- дающего творческим потенциалом, развитым широким и гибким мышлением, умеюще- го быстро адаптироваться в новых условиях и преодолевать стереотипы, владеющего способностью видеть альтернативные пути решения профессиональных задач.×
Об авторах
Вера Алексеевна Курина
Самарский государственный институт культуры
Email: kurina@smrgaki.ru
доктор педагогических наук, профессор, директор факультета культурологии и социально-культурных технологий. Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, 167
Елена Геннадьевна Проценко
Самарский государственный институт культуры
Email: kardamne@mail.ru
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-культурных технологий. Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, 167
Список литературы
- Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. - 1974. - Вып. 2.
- Багрова Е.О. Теоретические и методические основы преподавания сценической речи в вузах культуры и искусств: дис. … канд. пед. наук: / Е.О. Багрова. - М., 2005. - 218 с.
- Байгильдина З.Ф. Творческий потенциал личности // Вестник Башкирского университета. - Т. 13. - 2008. - № 3. - С. 693-696.
- Гуткевич А.Е. Методология междисциплинарного экзамена / А.Е. Гуткевич, А.Е. Леонтьева, С.Л. Еремина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2010. - № 1. - С. 122-126.
- Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография. - СПб., 2005. - 293 с.
- Дульзон А.А. Опыт обучения управлению проектами // Высшее образование в России. - 2013. - № 10. - С. 83-90.
- Кайтукова З.Х. Структура и факторы развития творческого потенциала студентов педагогического вуза // Вестник ЯрГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2017. - № 2 (40). - С. 110-113.
- Колесникова Н.Н. Развитие творческого потенциала студентов колледжа в процессе самостоятельной и исследовательской деятельности / Н.Н. Колесникова, Н.В. Шумакова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4-1. - С. 73-77.
- Комарова М.Ю. Развитие творческого потенциала студентов вуза во внеаудиторной деятельности [Электронный ресурс] // Психология. - 01.03.2017. - Режим доступа: https://lib.kreatiffchik.ru/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-studentov-vuza-vo-vneauditornoy- deyatelnosti.html
- Кондаков Н.И. Логический словарь. - М.: Наука, 1991. - С. 402.
- Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. - СПб.: СПбГУПМ, 2001. - 84 с.
- Овчинников В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. - Л., 1984. - С. 6.
- Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. - М.: Наука, 1998. - С. 182.
- Пастухова Д.А. Развитие творческих способностей как условие профессионального становления специалистов сервиса // Технологии бизнеса и сервиса. - 2017. - Т 3. Вып. 4. - С. 60-72.
- Robina Shaheen. Creativity and Education // Creative Education. - 2010. - Vol. 1, №. 3. - Р. 166-169.
- Робинсон К. Образование против таланта. - М.: Манн, Иванов и Фербер. Экспо, 2013. - 313 с.
- Сартаков В.В. Понятие деятельности в философской науке. - Томск, 1998. - С. 105.
- Словарь иностранных слов. - М.: Политиздат, 1984. - С. 395.
- Тузова Н.Н. Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - № 25. - С. 316-319. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/ 159/44865/ (дата обращения: 23.09.2018).
- Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. - 2013.
- Федеральный государственный образовательный стандарт ВО: Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2017 г. № 1179 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность».
Дополнительные файлы
