Formation of the creative potential of students of the of vuz (institute of higher education) of cultural


Cite item

Abstract

In this article the problem of creative potential of students of higher educational institution of culture as future specialists of the social and cultural sphere is actualized. In this regard, the clarification of the basic concepts of the problem. The authors analyze the methodological foundations of the formation of creative potential, as the modern world requires graduates of universities of culture readiness to creatively and productively solve emerging professional problems. The hypothesis of the study is that the use of such methods as creative project, role-playing games, training in the learning process can maximize the development of students' abilities and contribute to the formation of their creative potential. The organization of such training allows to diversify professional training of students. The main problem of this article is connected with the fact that, despite the existing methods of creative potential formation, the level of its formation remains extremely low; not all modern methods in teaching serve the needs of the student. The paper presents one of the possible solutions to this problem on the example of the methodology of classes on the developed course in the discipline "History of arts: history of cinema" with students of the University of culture of the direction of training 51.03.03 Socio-cultural activities. The features of the organization of classes, performance of practical tasks by students, a variety of used forms, methods and means of training, contributing to the formation of creative potential of students. The results of the work and the results obtained at the end of training in the discipline "Istria of arts: the History of cinema"are summed up. The authors identified the main approaches to the organization of classes (system, personality-oriented, competence-based, interdisciplinary). The paper emphasizes the importance of creating conditions for creative activity.

Full Text

Введение Коренные изменения в развитии вузовского образования, интенсивное внедре- ние европейского опыта в российскую систему образования обозначили ряд проблем перед вузами страны, среди которых особое место занимают вузы культуры, имею- щие определенный контингент и специфику подготовки. Вузы культуры относятся к категории творческих, представляя собой учреждения, в которых осуществляется соединение культурной и образовательной деятельности, в результате которой про- исходит освоение и воспроизводство студентами культурных норм, ценностных ориентаций, знаний через педагогические формы, методы и средства обучения [2]. Студенты, сделавшие выбор в пользу вузов культуры, спецификой которых является творческий процесс, так или иначе определяют в своей будущей профессиональной деятельности творчество в различных областях. Учитывая богатый опыт высшего профессионального образования в сфере культуры и современные тенденции в под- готовке бакалавров в контексте Болонского процесса, педагогическая наука уделяет большое внимание разработке основных подсистем развития творческого потенциа- ла студентов. Одной из актуальных проблем в этой связи становится формирование творческого потенциала студентов вузов культуры. Стремительный ритм жизни современного общества провоцирует динамичный характер профессиональной деятельности человека. Для того чтобы быть востребо- ванным на рынке труда, будущему специалисту необходимо быть всесторонне раз- витым, мобильным и творчески активным. Кроме того, такие же задачи перед обу- чающимися ставят регламентирующие документы. В рамках освоения программы бакалавриата по направлению 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» выпу- скники готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих ти- пов: технологической; педагогической; организационно-управленческой; проектной; художественно-творческой. Основная образовательная программа бакалавра этого направления предполагает формирование следующих общепрофессиональных ком- петенций в области творческо-производственной деятельности, связанных с творческим потенциалом будущих специалистов: создание культурных программ и социально-культурных мероприятий, направленных на творческое развитие детей, подростков и взрослых, организацию свободного времени населения; участие в раз- работке и реализации социально-культурных технологий в учреждениях культуры, индустрии досуга и рекреации; постановка культурно-досуговых программ (инфор- мационно-просветительных, художественно-публицистических, культурно- развлекательных) на основе оригинального сценарно-режиссерского решения; орга- низация социально-культурного творчества и развивающего рекреативно- развлекательного досуга; продюсирование культурно-досуговых программ, органи- зация и проведение различных форм социально-культурной деятельности населения (фестивали, конкурсы, смотры, праздники, программы социально-культурной ани- мации и рекреации, выставки); разработка целей и приоритетов творческо- производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально- культурные технологии (культурно-просветительные, культуроохранные, культур- но-досуговые, рекреативные) [21]. Современная ситуация в обществе требует от человека качеств, позволяющих продуктивно и творчески подходить к любым сложившимся обстоятельствам. Для того чтобы реализовывать успешную профессиональную деятельность в постоянно меняющихся условиях, чтобы адекватно реагировать на возникающие проблемные ситуации, специалисту необходимо активизировать свой творческий потенциал. Обзор литературы Проанализировав понятие «творчество» с философской, социологической, пси- хологической и педагогической точек зрения, мы определяем «творчество» как вид человеческой деятельности, направленный на разрешение проблемных ситуаций, причем творческий результат решения задач должен обладать новизной и ориги- нальностью. Для него важно учитывать объективные (социальные, материальные), личностные (знания, умения, навыки, творческие способности) и субъективные (творческий потенциал) условия. Справочные ресурсы определяют «потенциальность» как «возможность, налич- ные силы, которые могут быть пущены в ход, использованы» [10], как «совокуп- ность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области» или «необходимых для чего-нибудь» [18]. В таком случае применительно к обществу логично говорить о разновидностях потенциала: экономический, научный, технический и др. Приме- нительно к личности человека рассматривают познавательный, морально- нравственный, коммуникативный, эстетический и творческий потенциал. С философской точки зрения, творческий потенциал личности представляет про- дукт общественного развития. Становление и формирование творческого потенциала личности начинается с того уровня развития творческого потенциала общества, который достигнут к началу формирования творческого потенциала конкретной личности [3]. Человек застает уже сложившийся общественно-исторический опыт, который включает определенные способности людей предшествующего поколения. По мнению доктора психологических наук Ю.Н. Кулюткина [11, с. 84], творческий потенциал личности, повышающий эффективность ее деятельности в трансформирую- щемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно- смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Исследователь Б.Д. Парыгин определяет творческий потенциал личности как определенный уровень психических возможностей личности, ее внутренней энергии, направленной на ее творческое самовыражение и самоутверждение [13]. В.В. Сартаков рассматривает понятие «творческий потенциал» как характери- стику уровня организации (развития) субъекта в том или ином отношении (профес- сиональном, квалификационном, культурном и т. д.); как интегративную характери- стику, отражающую его системное качество [17]. Ученый-педагог Л.А. Даринская раскрывает «творческий потенциал» как сложное интегральное понятие, соединяющее природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, спо- собности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих морально-нравственных норм [5, с. 293]. Наиболее убедительной по вопросу о сущности творческого потенциала нам представляется точка зрения В.Ф. Овчинникова, который определяет творческий по- тенциал личности в общефилософском плане как фонд, совокупность возможностей реализации новых направлений деятельности. Применительно же к индивидуально- му человеку, по его мнению, это синтетическое качество личности, определяющее меру ее возможностей ставить и разрешать новые задачи в сфере своей деятельно- сти, имеющей общественное значение [12]. Можно предположить, что потенциал развития - системное образование лично- сти, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизио- логическими резервами развития, а именно: количеством потребностей и интересов личности, ее ориентированностью на самореализацию в профессиональной и общественной сферах; уровнем сформированности интеллектуальных способностей, которые позво- ляют личности результативно разрешать новые для нее жизненные и профессио- нальные проблемы (предполагается, что творческий потенциал связан со способно- стью к дивергентному мышлению, так как установлена положительная корреляция между показателем JQ и показателем творческого потенциала [20]); трудоспособностью человека, его физической силой и энергией, уровнем раз- вития его психофизиологических возможностей. По нашему мнению, творческий потенциал - это категория, которая направлен- на скорее в будущее, то есть проекция возможностей человека, которые он может раскрыть в перспективе или уже реализовал в своей деятельности. Иными словами, творческий потенциал - это некоторый аванс, которым в той или иной степени наде- лен каждый человек. Для того чтобы раскрыть его, необходимы некоторые условия. Нас интересуют условия формирования творческого потенциала студентов. Рас- смотрим особенности данной категории. Студенчество - это образованная и организованная часть молодежи, ее передо- вая группа. Студенческий возраст - период, который корректирует и закрепляет ин- тегративные процессы в психике: развиваются и реализуются индивидуальные за- датки и способности, приобретается жизненный опыт, происходит профессиональ- ное становление студента, которое во многом зависит от его внутренней творческой активности [1, с. 47-48]. Студент, имеющий высокий уровень творческого потенциала, творчески мыс- лит, способен использовать разнородную информацию в стремительно меняющихся условиях, а также создавать нечто качественно новое, направленное на благо чело- вечества. Современные условия системы образования в этой связи имеют ряд проти- воречий. «Традиционные формы обучения чаще всего не в состоянии выявить и раз- вить творческий и новаторский потенциал, заложенный в каждом человеке» [16]. Многие исследователи (Самохин Ю.С., Робинсон К.) констатируют факт стандарти- зации педагогического процесса (многочисленные тестирования, опросы), что, без- условно, не способствует формированию творческого потенциала. Изучая опыт ведущих вузов мира, следует отметить, что практически во всех странах вектор направлен в сторону формирования творческого потенциала студен- тов. Робина Шеин, профессор Бэкингемского университета (Великобритания), в сво- ей статье «Творчество и образование» говорит о том, что высшие учебные заведения в настоящее время рассматриваются в качестве мест для поощрения творчества, по- тому что с помощью университетов можно развивать творческие и аналитические способности обучающихся более эффективно, чем в малых элитных группах, а далее приводит ряд примеров, как это делается в разных странах. В Канаде дисциплина, направленная на развитие «творческого мышления», является одной из базовых в процессе обучения. В США одной из целей обучения является использование творческих навыков и мышления для создания новых, конструктивных идей и про- дуктов. В национальной учебной программе Кореи образованный человек определя- ется как «здоровый, независимый, творческий и моральный». В Швеции Националь- ный план развития дошкольного, школьного и высшего образования (1997 г.) преду- сматривает, что образование должно обеспечивать «условия для развития творче- ских способностей личности». Японский Национальный совет по реформе образова- ния наметил развитие творческих способностей как важнейшую цель образования XXI века [15]. К преимуществам обучения в Германии можно отнести возможность создания собственных творческих проектов в профессиональных студиях, которые имеют всестороннюю поддержку различных организаций: немецкого центра попу- ляризации культурной сферы, Федерального фонда культуры и творчества, а также стипендиальных программ вузов, заинтересованных в привлечении ярких талантов. Двигатель прогресса - инновационные идеи, которые невозможно реализовать без творческого потенциала. Однако мы не можем требовать от студента проявить твор- ческий потенциал лишь потому, что он поступил в вуз культуры, - необходимы со- ответствующие условия, чтобы его проявлять. Материалы и методы Рассмотрим пути формирования творческого потенциала студентов вуза культу- ры направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность». Особое значение в формировании творческого потенциала бакалавров направления 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» приобретают творческие проекты, при- меняющиеся на занятиях по дисциплине «История искусств: история кино». В рамках проведения семинара по теме «Тенденции развития современного ки- ноискусства» предполагаются такие формы занятий, как просмотр видеоматериала и выполнение творческого проекта. Студентам предлагается просмотр фильма, спек- такля, клипа. При просмотре обучающийся фиксирует и анализирует монтаж раз- личных эпизодов. Определяет тему и идею произведения, формы и приемы монтажа, а также цели его использования. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение творческого проекта «Монтажер». «Монтажер» - это человек, ответст- венный за основные монтажные решения, он выполняет чистовую «сборку» карти- ны. Студентам необходимо представить на следующее занятие свой вариант монти- рования фильма (спектакля, клипа), сместив акценты, определив и продемонстриро- вав свою идею. Творческий проект «Монтажер» направлен на формирование готов- ности использовать инновационные режиссерские технологии в создании современ- ных проектов. На семинаре «Эпоха немого кино, мой Чарли» студентам предлагается создать своего колоритного (комедийного или нет) персонажа и презентовать его: продумать костюм, походку, грим, характер; историю, которая с ним произошла; возможных друзей, врагов. Творческий проект предполагает создание сценария, где главные ге- рои - Чарли Чаплин и придуманный студентом персонаж. Студентам предстоит смонтировать звукоряд своего ролика согласно коллизиям сюжета и темпоритму действа, а затем представить его аудитории, презентуя сценарий под музыкальное сопровождение. Семинар «Мир кино» проходит в форме дискуссии. Формирование творческого потенциала невозможно без вдохновения, которое мы зачастую черпаем из достой- ных произведений искусства, будь то литература, живопись, музыка, скульптура или кино. Студенты получают задание просмотреть фильмы различных периодов и стран: кинематограф 20-х годов XX в.; звуковое кино 30-х годов XX в.; кино вто- рой половины 40-х, 50-х годов XX в.; 60-х,70-х годов XX в. (Франция, Великобрита- ния, Германия, США). Затем необходимо провести сравнительный анализ кино- фильмов представленных стран и периодов. В рамках проведения семинара «Кино мира» используются следующие средства: просмотр видеоматериала, дискуссия. Рассмотрение вопроса «Сравнительный ана- лиз японского, американского, индийского, русского кино» проходит в форме дис- куссии. Цель обсуждения - обобщить идеи и мнения относительно сходств и различий киномира. Раскрываются такие вопросы, как своеобразие киноискусства Япо- нии, история развития и современное состояние; Голливуд и премия «Оскар»; пла- нета «Болливуд», история развития и современное состояние индийского кино; оте- чественная киноиндустрия. В ходе семинаров «Мир кино» и «Кино мира» обучающиеся получают вдохно- вение, обогащаются знаниями, отрабатывают навык формулировать мысли, обосно- вывать свою позицию, толерантно относиться к чужому мнению, дискуссировать. Обучающиеся составляют блок-схему (сравнительную таблицу), фиксируют аргу- менты, тезисы. На семинаре «Эффекты монтажа» рассматриваются такие вопросы, как геогра- фический эффект Л.В. Кулешова; принципы монтажа Л.В. Кулешова; теория монта- жа В.И. Пудовкина, С.М. Эйзенштейна («Монтаж 1938»), М.И. Ромма («Вопросы киномонтажа»); виды монтажа по логике построения видеоряда. На семинаре ис- пользуется ряд методов: презентация, просмотр и обсуждение видеоматериала, творческий проект. На первом этапе семинара «Эффекты монтажа» студенты просматривают пре- зентацию, которая знакомит их с приемами творческого монтажа. Студенты должны уловить суть компиляции; усвоить, что последующий кадр способен полностью из- менить смысл предыдущего. Затем студентам предлагается попробовать себя в роли кинорежиссера, чтобы добиться с помощью компиляции тех или иных кадров опре- деленных эмоций у зрителя, т. е. создать свои видеоролики. Задача состоит в созда- нии 9 видеороликов (2 эффекта монтажа: эффект Л. Кулешова, географический эф- фект; 7 видов монтажа по логике построения видеоряда: последовательный, парал- лельный, строящийся, сравнительный, ассоциативный, интеллектуальный, психоло- гический). В период реализации творческого проекта студент проявляет творческий потенциал: выступает в роли актера и режиссера. Кроме усвоения материала проис- ходит формирование компетенций: создание сценария; создание коллектива для реа- лизации ролика; репетиционный процесс; решение организационных вопросов (под- бор локации, декораций, кастинг). Семинар «Секреты продюсирования» проходит в форме ролевой игры и творче- ского проекта. Ролевая игра «Лучший проект» предполагает два типа ролей: продю- сер и автор проекта. К числу обязанностей участников игры, выполняющих роль ав- тора проекта, относятся: подготовка сценарного плана кинофильма (клипа, рекла- мы); убедительное представление сценарного плана и сметы; создание проекта деко- раций фильма, костюмов; умение ориентироваться при ответе на вопросы продюсе- ра. Цель автора проекта - доказать, что именно его фильм достоин быть реализован- ным. К числу обязанностей участников игры, играющих роль продюсера, относятся: выбор жанра проекта; подготовка корректных вопросов по сценарному плану, смете, подбору актерского состава; подготовка комментариев по итогам представленных материалов, оценка. Ролевая игра «Лучший проект» направлена на формирование творческого потенциала студентов. Во время семинара «Угадай режиссера» студентам предлагается прослушать не- сколько фрагментов фильмов различных режиссеров: Э. Кустурицы, К. Тарантино, А. Тарковского, В. Меньшова, С. Спилберга, К. Нолана, Т. Бертони т. д. Игра на- правлена на расширение диапазона знаний в области различных жанров кино, на формирование воображения и творческого потенциала. Задание для студентов за- ключается в том, чтобы по музыкальным фрагментам определить жанр фильма, ре- жиссера, год выпуска. Семинар «Какие люди в Голливуде» предполагает постановку шоу-пародий на звезд Голливуда. Студенты создают театрализованное представление по мотивам премии «Оскар». Каждый обучающийся выбирает один из образов голливудских фильмов, обдумывает его воплощение и выходит на «красную дорожку». Студенты создают сценарий комедийного представления, проявляют творческий потенциал в жанре пародии. Ролевая игра «Киноман» предлагает два типа ролей: участники заседания кино- клуба и его ведущие. К числу обязанностей участников игры, играющих роль веду- щих киноклуба, относятся: подготовка вступительного слова; отбор наиболее ярких эпизодов обсуждаемого кинофильма для демонстрации в ходе игры в качестве ил- люстративного материала для обсуждения; подготовка комментария по итогам де- монстрации фрагментов кинофильма, плана обсуждения, заключительного слова. План обсуждения кинофильма в рамках заседания киноклуба должен предполагать три основных структурных компонента: определение темы, которой посвящен ки- нофильм; выявление позиции авторов кинофильма по этой теме, идеи фильма; ана- лиз художественных средств, используемых авторами для выражения своей пози- ции. Важным моментом для формирования творческого потенциала студентов явля- ется выполнение заданий на выявление монтажных стыков фильма и смысла исполь- зования монтажа. План дискуссии определяется участником игры, играющим роль ведущего заседания, в соответствии с содержанием обсуждаемого кинофильма. К числу обязанностей студентов, играющих роли участников заседания киноклуба, относятся: предварительное ознакомление с кинематографическим материалом (фильм, спектакль, телевизионная программа), обсуждение которого является про- граммой заседания киноклуба; подготовка к участию и включенность в обсуждение. Ролевая игра «Киноман» предполагает формирование творческого потенциала сту- дентов, дает возможность преподавателю имитировать конфликтные ситуации из жизни общества, а студентам - открыть разные социальные формы поведения в при- ближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь серьезных санкций в случае неправильного поведения. Результаты исследования С помощью таких методов, как творческий проект, ролевые игры, тренинги, в процессе обучения развивается способность к аналитическому, критическому и творческому мышлению, формируется познавательный интерес, достигается высо- кий уровень самостоятельности студентов, осуществляется междисциплинарный подход, когда во время решения проблемы на занятии необходимо включить в познавательный процесс знания по другим предметам [4]. Следует уделить внимание подготовке преподавательского состава. Педагог должен быть ориентирован на поощрение студентов, выражающих инновационные идеи. Искать творческие решения проблем вместе со студентами, быть открытым к оригинальным подходам - задача педагога, ориентированного на формирование творческого потенциала. Для реализации этой задачи используется проектное и про- блемное обучение, которое нацелено не только на результат научного познания, но и на сам процесс получения этих результатов. Знания, полученные во время проект- ной и исследовательской деятельности, используются для решения новых познава- тельных проблем и задач [6]. Преподаватели готовят студентов таким образом, что- бы они могли творчески подходить к решению новых и сложных проблем в реаль- ной профессиональной деятельности. В процессе проведения исследования использовались следующие подходы, ко- торые позволили эффективно организовать процесс формирования творческого по- тенциала у студентов: системный подход в организации творческого процесса (творчество достигает наивысшего уровня, когда во время образовательного процесса налажены междис- циплинарные контакты подразделений); личностно-ориентированный (в центре внимания - студент, который развива- ется в партнерстве с профессорско-преподавательским составом); компетентностный (набор компетенций специалистов в области культуры в большинстве своем состоит из развития самостоятельности мышления, высокой степени развития творческого мышления и творческих инициатив, обеспечивающих принципиально новое решение профессиональных задач); междисциплинарный (позволяет создавать новые, иногда парадоксальные междисциплинарные связи). На наш взгляд, не менее важными условиями формирования творческого потен- циала студентов вуза культуры являются создание творческой атмосферы на всех уровнях проектной работы, а также использование инновационных методов обуче- ния, направленных на развитие самостоятельной творческой личности студента и преподавателя. Обсуждение и заключение При соблюдении перечисленных условий мы формируем созидательного про- фессионала, творческую личность, обладающую оригинальными идеями, способную к принятию нестандартных решений, готовую проявлять свой творческий потенциал в полной мере. В основе этого процесса - движение от стандартного к нестандарт- ному мышлению, от репродуктивного к продуктивному воспроизводству знаний, от реферативно-исполнительского к творческому сознанию. Творчество возможно реа- лизовывать в процессе преподавания и изучения любой дисциплины, а развитие творческого потенциала студентов в вузе культуры должно стимулироваться всей системой образования в целом. Задача вузов на современном этапе - раскрывать творческий потенциал студента и создать условия для его дальнейшего развития и совершенствования. Кроме того, современная профессиональная среда требует способности синтеза междисциплинарных знаний и творческого потенциала. В связи с этим традиционное образование становится недостаточным, необходим новый формат специалиста, обла- дающего творческим потенциалом, развитым широким и гибким мышлением, умеюще- го быстро адаптироваться в новых условиях и преодолевать стереотипы, владеющего способностью видеть альтернативные пути решения профессиональных задач.
×

About the authors

Vera A. Кurina

Samara State Institute of Culture

Email: kurina@smrgaki.ru
Doc. Ped. Sci., Professor, Director of Cultural Studies and Social Techniques Faculty. 167, Frunze str., Samara, Russian Federation

Elena G. Protsenko

Samara State Institute of Culture

Email: kardamne@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Senior Lecture of Socio-Cultural Technologies Department. 167, Frunze str., Samara, Russian Federation

References

  1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. - 1974. - Вып. 2.
  2. Багрова Е.О. Теоретические и методические основы преподавания сценической речи в вузах культуры и искусств: дис. … канд. пед. наук: / Е.О. Багрова. - М., 2005. - 218 с.
  3. Байгильдина З.Ф. Творческий потенциал личности // Вестник Башкирского университета. - Т. 13. - 2008. - № 3. - С. 693-696.
  4. Гуткевич А.Е. Методология междисциплинарного экзамена / А.Е. Гуткевич, А.Е. Леонтьева, С.Л. Еремина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2010. - № 1. - С. 122-126.
  5. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография. - СПб., 2005. - 293 с.
  6. Дульзон А.А. Опыт обучения управлению проектами // Высшее образование в России. - 2013. - № 10. - С. 83-90.
  7. Кайтукова З.Х. Структура и факторы развития творческого потенциала студентов педагогического вуза // Вестник ЯрГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2017. - № 2 (40). - С. 110-113.
  8. Колесникова Н.Н. Развитие творческого потенциала студентов колледжа в процессе самостоятельной и исследовательской деятельности / Н.Н. Колесникова, Н.В. Шумакова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4-1. - С. 73-77.
  9. Комарова М.Ю. Развитие творческого потенциала студентов вуза во внеаудиторной деятельности [Электронный ресурс] // Психология. - 01.03.2017. - Режим доступа: https://lib.kreatiffchik.ru/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-studentov-vuza-vo-vneauditornoy- deyatelnosti.html
  10. Кондаков Н.И. Логический словарь. - М.: Наука, 1991. - С. 402.
  11. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. - СПб.: СПбГУПМ, 2001. - 84 с.
  12. Овчинников В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. - Л., 1984. - С. 6.
  13. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. - М.: Наука, 1998. - С. 182.
  14. Пастухова Д.А. Развитие творческих способностей как условие профессионального становления специалистов сервиса // Технологии бизнеса и сервиса. - 2017. - Т 3. Вып. 4. - С. 60-72.
  15. Robina Shaheen. Creativity and Education // Creative Education. - 2010. - Vol. 1, №. 3. - Р. 166-169.
  16. Робинсон К. Образование против таланта. - М.: Манн, Иванов и Фербер. Экспо, 2013. - 313 с.
  17. Сартаков В.В. Понятие деятельности в философской науке. - Томск, 1998. - С. 105.
  18. Словарь иностранных слов. - М.: Политиздат, 1984. - С. 395.
  19. Тузова Н.Н. Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - № 25. - С. 316-319. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/ 159/44865/ (дата обращения: 23.09.2018).
  20. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. - 2013.
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт ВО: Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2017 г. № 1179 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность».

Copyright (c) 2018 Кurina V.A., Protsenko E.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies