Development and psychometric verification of body existence diagnostics (BED)



Cite item

Full Text

Abstract

Existential givenness is the main categories with which work takes place in existential analysis for the actualization of client being. Despite this, they have little operationalization and are poorly accessible to quantitative measurement methods. They are often investigated only through phenomenological means, which limits the possibilities of working with them. Especially it concerns the measurement of physicality, which has recently been discarded in favor of ontocentric spheres. Because of this, it is not always possible to understand the phenomenology of the inner world fairly accurately and in an accessible way, because the main existential, expressed in the possibility of being physically in this world, is not taken into account. It is also impossible to standardize the method of work and explore its effectiveness of psychotherapy without special tools. On the basis of this, the diagnosis of existential corporeality was developed. It investigated as a multidimensional phenomenon of the client's experience of its physical manifestation in the world. Specific methodological foundations were identified for creating diagnostics. The structure of the methodology and stimulus material was developed, which for the most part confirmed in factor analysis, only the Umwelt sphere - the objective world does not fully correspond to the expected characteristics. Convergent validity was established, which confirmed the subject of this tool, and also revealed the structure of bodily existential, which affects all other ontological characteristics. It confirms the hypothesis of necessary physicality basis for being. All major psychometric parameters were established, DET has high rates of convergent, prognostic and structural validity and reliability. This diagnosis can be used in practical work of a psychologist in the role of screening diagnosis, or the same as the reference stimulus material to be discussed at the session and allowing client to directly face the existential sphere of being.

Full Text

Введение Экзистенциальный анализ представляет собой направление психотерапии, ори- ентирующееся на исследование, описание и объяснение тех способов, с помощью которых человек бытийствует в мире. В данном направлении исследование бытия или, как пишет Л. Бинсвангер, - миропроекта осуществляется за счет анализа феноменов, которые могут структурировать переживания клиента патологичным образом [3]. Этими феноменами являются экзистенциалы - определенные категории, которые позволяют быть возможным какому-либо опыту, но не гарантируют его; они опре- деляют доступность бытия и открытость миру, возможность в нем находиться и реа- лизовывать себя. Это данность, без которой индивид немыслим [3]. Если же струк- тура экзистенциала становится суженной, искаженной, то человек ограничивает дос- тупный ему опыт и бытие становится неподлинным, неаутентичным. Таким образом, способ бытия становится патологичным, если человек, сознательно или нет, не по- зволяет какому-то из его экзистенциалов быть, если появляются какие-то ограниче- ния или какой-то из них становится доминирующим. Поэтому анализ данных фено- менов является главным для понимания внутреннего мира клиента и его структуры переживаний [24]. В рамках психотерапии осознание своего индивидуального спо- соба бытия позволяет клиенту взять за него ответственность и при необходимости изменить, что является главной целью экзистенциальной практики [10]. М. Босс предлагает осуществление этой цели через анализ 7 экзистенциалов [4] в психотерапевтических сессиях: 1) пространственность как возможность человека реализовать себя, свои свободы в этом мире; 2) темпоральность - отношение клиен- та ко времени и к способности его замечать; 3) событийность - умение устанавли- вать подлинный контакт с другим человеком; 4) настроенность как возможность ис- пытывать спектр эмоций и настроений; 5) историчность - осознание своей жизнен- ной истории и ответственности за нее; 6) смертность - неизбежность конечности жизни, здесь зачастую происходит анализ отношения человека к его смерти, к мыс- лям об этом; 7) телесность - то, чем человек является, что есть он сам, может ли он считать себя самим собой и реализовывать свое бытие через тело [4]. 1. Обзор литературы В настоящее время в психотерапии нет такого четкого разделения на работу с конкретным экзистенциалом, но можно отметить тенденцию, что большее пред- почтение отдается анализу и работе с духовным способом бытия человека в мире [17]. Это обусловлено онтоцентрическим подходом к анализу личности и ее бытия. И если большинство экзистенциалов могут располагаться в этой плоскости, то те- лесность зачастую не рассматривается в анализе как то, что не является онтологиче- ским в представлении многих авторов. Однако человек не может находиться в пол- ном контакте с миром, если он реализует лишь часть своего Я, находясь в отчужде- нии от телесной сферы, пытаясь «преодолеть» ее [18]. Телесность представляет со- бой феноменологическое единство, определяющее мироощущение индивида [20]. Поэтому обращение внимания на этот экзистенциал необходимо, и оно должно встраиваться в структуру сессий. А. Лэнгле указывает, что обращение к духовному измерению Я, а точнее, к смыслообразующей сфере должно быть последовательным и происходить лишь как итоговый этап терапии [17]. Э.В. Дорцен добавляет, что «нет смысла работать с другими измерениями до тех пор, пока человек не научится переживать базовое чувство - ощущение того, что он способен самостоятельно управлять своим физическим бытием» [10]. Поэтому начинать следует с анализа способов обращения клиента с его экзистенциалом телесности, возможности физи- чески быть в этом мире. Иначе он не сможет обрести возможность реализации этого модуса. Именно это и является первой проблемой исследования, которая выражается в том, что экзистенциал телесности рассматривается реже всего и лишь немногие признают его как часть онтологической сферы бытия. Второе противоречие относится к исследованию телесности. Если данный фе- номен анализируется в психотерапевтическом взаимодействии с помощью диагно- стик, то в этом случае идет изучение лишь отношения человека к своему телу, к его различным зонам, исследуется восприятие телесного Я, удовлетворенность им [1]. Как будет видно в дальнейшем, таким способом исследуется лишь измерение Еigenwelt [4], при этом не затрагиваются остальные сферы бытия. Помимо этого не изучается диссоциация или слияние с частями тела - то, где человек «находится», может ли считать себя целостным, отождествляет ли он себя с телом и способен ли использовать его для полной жизни. Соответственно, изучение телесного экзистен- циала сразу в трех сферах позволит полнее устанавливать картину мира клиента, че- го нельзя осуществить за счет диагностик, к которым прибегают в современной практике, и это является второй проблемой и актуальностью данного исследования. На основе обозначенных выше проблем цель исследования - создание диагно- стики наиболее полной структуры телесного экзистенциала как многомерного фено- мена, являющегося и онтическим [24], и онтологическим по отношению к бытию клиента. 2. Методы исследования Фундаментом разрабатываемой диагностики являются следующие методологи- ческие положения. Первое положение основывается на понятии экзистенциала. В соответствии с воззрениями М. Босса, экзистенциалом является данность - то, с чем человек при- ходит в этот мир, с чем обязательно сталкивается и через что может дать бытию проявить себя. Это характеристика человека, которая делает доступной возможность появления опыта, но полностью не обеспечивает этого [6]. Именно от обращения с экзистенциалами, от формирования их структуры зависит возможность возникно- вения опыта. Например, суженная структура экзистенциала, где человек не имеет возможности получать иного опыта, кроме патологического, ведет к утрате бытия. Таким образом, применительно к исследуемому феномену путь к полноте бытия, т. е. к максимально полному присутствию в жизненной ситуации самым непосредст- венным образом связан с полнотой присутствия в собственном теле [20]. И изучение конкретных зон, в которых человек отсутствует, и того, как его в них нет, - главная задача этой диагностики. Второе положение описывает необходимость анализа любого экзистенциала через призму трех миров, трех отношений [6]. Это Umwelt - предметный, биологи- ческий мир, Mitwelt - описывающий отношения с другими людьми и Eigenwelt - свой собственный мир, отношения со своим Я, с самим собой [19]. В создаваемой диагностике использование такого детального анализа является принципиально важным, потому что это позволит разделить желание и возможность получения опы- та через исследуемый экзистенциал. Например, в мире собственного Я по результа- там может получиться такая картина, где индивид свободно мог бы использовать зону рук для получения опыта и взаимодействия с миром. В предметном мире воз- можна такая же ситуация, но в совместном мире с другими людьми может оказаться, что нет человека или возможности, через которую этот опыт мог бы реализоваться. С одной стороны, это укажет на зону ближайшего развития, а с другой - послужит поводом для обсуждения данного феномена и разногласия, что поможет лучше про- яснить миропроект клиента. Третьим положением является понимание телесности. Она является данностью, многомерным феноменом, проявляющимся на разных уровнях бытия, к которому можно обращаться и переживания которого можно пытаться избегать, испытывая невротические чувства [21]. К тому же телесность понимается не просто как физиче- ский объект, а как сфера, через которую может быть исполнена экзистенция [8]. В разрабатываемой диагностике происходит не только анализ тела как физического объекта, но и феноменальный опыт восприятия [15], осознания нахождения в своем теле и отношения к нему. При обращении к этой категории человек полнее пережи- вает свое бытие и становится открытым и доступным новому опыту, значит, он дол- жен находиться в теле, являться им, чтобы была возможность использовать эту дан- ность. Сформированный экзистенциал телесности является «бытийной опорой» че- ловека [13]. Р. Лэйнг описывал нахождение в теле и возможность использования те- лесности как онтологическую уверенность, при которой человек воплощен в своем теле, является им [12]. Это утверждение поддерживает Ж. Лакан, обозначающий те- ло человека как то единственное реальное, что в нем есть [22]. Тогда неполное на- хождение в «единственно реальном» в человеке ведет к отстранению его от уверен- ности в своем существовании, возможности управлять своим бытием и брать за него ответственность [22]. В связи с этим потеря ощущения тела, отсутствие соединения и воплощенности в нем - это потеря связи с реальностью, невозможность быть дос- тупным бытийному опыту, а значит, нахождение в состоянии онтологической неуве- ренности. На основе представленных выше положений фундаментом данной методики яв- ляется гипотеза о том, что человек в течение жизни сознательно и большей частью бессознательно структурирует и определяет воплощение своего Я в телесности. Ка- кие-то телесные зоны он считает частью своей личности, а какие-то отвергает и иногда даже не может называть собой. Нормой же является полная воплощенность в теле и возможность использовать этот экзистенциал для нахождения в позиции dasein [24] - открытости миру и опыту, что проявляется и в других аспектах бытия. Для проверки этой гипотезы использована авторская методика - диагностика экзистенциала телесности (ДЭТ). Успешность разрабатываемого инструмента опре- деляется следующими критериями: 1. Наличие конвергентной валидности с диагностиками онтологической уверен- ности (Коптева Н.В., 2009), а именно - шкалы ДЭТ, связанные с umwelt и mitwelt, в гипотезе должны иметь значимую корреляцию со шкалами витальных контактов с миром и с людьми. Общий балл по воплощенности в телесном экзистенциале так- же должен коррелировать с уровнем онтологической уверенности. Помимо этого опросник образа собственного тела (ООСТ Скугаревского О.А.) может иметь взаи- мосвязи с измерением eigenwelt. 2. В критериальной валидности ожидается устойчивая взаимосвязь между отчужде- нием от конкретных зон своего тела и привычными механизмами защиты, которые по- зволяют удерживать искаженное представление о структуре экзистенциала. Также разрабатываемая диагностика сможет делить респондентов на различные кластеры по уровню онтологической уверенности и субъективному благополучию (К. Рифф, 2009). 3. Установленные психометрические показатели смогут помочь сделать вывод о надежности разрабатываемой диагностики, согласованности ее шкал, устойчивости результатов во времени. 4. На основе данной диагностики может быть получен эмоционально окрашен- ный, референтный стимульный материал с изображением воплощения своего Я в теле, который сможет помочь понять переживания и миропроект клиента. Разрабатываемая диагностика представляет собой инструкцию к заполнению и стимульный материал (см. приложение), с которыми будут взаимодействовать респонденты. Стимульный материал представляет собой 9 прямоугольников, на- званных различными главными зонами тела, выделяемыми В. Райхом и другими ав- торами при диагностике телесности [20], а также интегративной зоной всего тела. Абстрактность этих фигур и не конкретное обозначение частей тела, а лишь обозна- чение зон позволят респондентам спроецировать именно свое отношение к телес- ности. Обозначенные прямоугольники поделены на 4 части, и респонденту следует закрасить то количество частей фигуры, которое соответствует тому, насколько он согласен с утверждениями относительно своего тела. По инструкции следует закра- сить: 0 частей - совсем не согласен, 1 часть - согласен хотя бы с одним положением, 2 части - согласен с двумя утверждениями, 3 части - согласен почти со всем, 4 час- ти - согласен со всем. Закрашивание зон в противовес простому выбору цифр позво- лит стимульному материалу быть более референтным, и индивиду будет проще ото- ждествить это со своей жизненной ситуацией и отметить то, как он это чувствует и организует на самом деле. Утверждения в диагностике распределены по трем мо- дусам мира, выделенным из экзистенциальной методологии, описанной выше. 1. Umwelt - с помощью этой части тела я могу взаимодействовать с предметами; эта часть тела поддерживает мою жизнедеятельность; я могу ее украсить, выделить, одеть; я могу ею успешно пользоваться. 2. Eigenwelt - эта часть тела является мной и моей; я могу ее почувствовать, ес- ли это необходимо; я положительно к ней отношусь, через нее я могу получать удо- вольствие. 3. Mitwelt - с помощью этой части тела я могу вступать в контакт с другими людь- ми; у меня есть человек, который может дотрагиваться до этой части тела; у меня нет неприятных ощущений, тяжести или зажимов в ней, когда я вступаю в контакт с други- ми людьми; я замечаю ее в других людях при нашем взаимодействии. Как итог, результатом диагностики является конкретная структура телесного экзистенциала клиента, где будет видна воплощенность Я клиента в каждой телес- ной зоне. Критерием воплощенности в мире Umwelt будет возможность использо- вать все свое тело и его части для взаимодействия с предметным миром и возмож- ность обращения с телом как с объектом для достижения целей в мире, реализации экзистенции. В Eigenwelt главной является возможность отождествить себя с телес- ностью, чувствовать, осознавать эту зону и иметь положительное к ней отношение. Для мира Mitwelt основой является возможность вступать в контакт с людьми через свою телесность и способность привносить и замечать ее во взаимодействии. На ос- нове результатов, полученных в этих трех сферах телесности, можно будет полнее понимать миропроект клиента, его способы реализации бытия через телесность, а значит, открывать это знание клиенту в наглядном виде, что может способствовать более быстрому инсайту, а впоследствии и взятию ответственности за реализацию этого экзистенциала. 3. Результаты исследования Основная выборка включала в себя 95 человек среднего возраста 23,5 лет - сту- дентов и жителей г. Перми. Респонденты были равномерно распределены по поло- вому признаку: m = 46, f = 49. Для изучения ретестовой надежности из основной вы- борки был выбран 41 человек среднего возраста 21 год: m = 23, f =18. Все респон- денты дали согласие на процедуры проведения и обработки данных. 1. Исследование конвергентной, критериальной и прогностической валидности. Исследование психометрических характеристик ДЭТ началось с установления кон- вергентной валидности. Для ее оценки использовались диагностики: онтологической уверенности (Коптева Н.В., 2009), в данной концепции опросник является репрезен- тацией идей Р. Лейнга о воплощенности индивида как главного показателя онтоло- гической уверенности; опросник образа собственного тела (ООСТ Скугаревско- го О.А.), ориентированный на отношение к телу, а значит, на сферу Еigenwelt - взаимосвязи с ним помогут подтвердить наличие данного измерения в ДЭТ; шкалы экзистенции А. Ленгле, показывающие осмысленность жизни и онтологическую сферу бытия клиента [17]. Проведенный корреляционный анализ между шкалами разрабатываемой диаг- ностики и методиками на определение онтологической уверенности, отношения к своему телу и умения осмыслять жизнь и быть «исполненным» подтверждает ги- потезу о признаках, которые могут быть диагностированы с помощью ДЭТ. Как следует из конструкта онтологической уверенности, витальные контакты с миром и людьми предполагают ощущение устойчивости, надежности этого мира, а значит, и чувство воплощенности в своем теле [23]. Почти все шкалы анализируе- мой методики имеют прямые значимые корреляции с этими признаками, позволяя через описание телесного экзистенциала делать вывод о сущностных связях челове- ка с миром, о его отношениях и возможности быть воплощенным. Такая же логика наблюдается и в остальных взаимосвязях со шкалами диагностики онтологической уверенности. «Ложное Я» же свидетельствует об отчуждении от своего тела, от себя, от своей жизни [23], поэтому оно имеет обратные взаимосвязи с изучаемой диагно- стикой, которая направлена на исследование подлинного воплощения в телесности. Неудовлетворенность образом собственного тела имеет обратные значимые корре- ляции с каждой шкалой диагностики экзистенциала телесности. Это говорит о том, что разрабатываемая методика все же исследует телесную сферу и отношение к ней, но связи находятся в среднем значении -0,47 (p < 0,01). Из этого можно сделать вы- вод, что конструкты методик не полностью идентичны, и в диагностике экзистен- циала телесности это лишь одна из сфер исследования - Eigenwelt, которая и имеет наиболее значимую взаимосвязь -0,62 (p < 0,01) . Помимо этого, телесный экзистенциал, являясь целостной сферой бытия, указы- вает и на отношение человека к миру и к смыслу [14], что можно увидеть по корре- ляциям со шкалами экзистенции. Меньше всего взаимосвязей имеет шкала самодис- танцирования - возможно, это связано с тем, что ощущение своего тела, нахождение в нем не позволяет выйти из ситуации, дистанцироваться от нее [2]. Но данное по- ложение не относится к самотрансценденции. Хотя это также является выходом за пределы себя, но это происходит с опорой на телесность, на целостное ощущение своего Я, что наблюдается в представленных взаимосвязях. Свобода и ответствен- ность - это показатели исполненного человека, который может, полагаясь на себя [25], делать выбор, и ощущение телесного экзистенциала укрепляет эти характери- стики, что наблюдается в табл. 1. Таблица 1 Корреляционный анализ Спирмена для установления конвергентной валидности Диагностики Шкалы Диагностики Онтологическая уверенность Образ тела Экзистенция Диагностики Контакты с миром Контакты с людьми Автономия Ложное Я Онтологическая уверенность Неудовлетворенность телом Дистанцирование Трансценденция Свобода Ответственность Mitwelt 0,37** 0,45** 0,31* -0,33* 0,43** -0,40** 0,21 0,23 0,27* 0,18 Umwelt 0,25* 0,26* 0,26* -0,31* 0,31* -0,39** 0,22 0,29* 0,30* 0,26* Eigenwelt 0,35** 0,37** 0,26* -0,35** 0,39** -0,62** 0,31* 0,33* 0,24* 0,38** Зона глаз 0,33* 0,41** 0,29* -0,36** 0,41** -0,39** 0,28* 0,35** 0,37** 0,39** Зона рта 0,34* 0,39** 0,26* -0,33* 0,39** -0,47** 0,29* 0,25* 0,28* 0,30* Зона шеи 0,22 0,36** 0,23 -0,25* 0,31* -0,28* 0,21 0,19 0,24* 0,14 Область груди 0,41** 0,41** 0,25* -0,41** 0,44** -0,50** 0,23 0,32* 0,35** 0,33* Зона рук 0,11 0,28* 0,21 -0,23 0,24* -0,25* 0,12 0,23 0,14 0,21 Область живота 0,33* 0,32* 0,26* -0,27* 0,34* -0,38** 0,15 0,22 0,12 0,15 Зона таза 0,33* 0,35** 0,31* -0,33* 0,38** -0,51** 0,17 0,30* 0,30* 0,28* Область ног 0,30* 0,16 0,25* -0,30* 0,29* -0,49** 0,14 0,27* 0,20 0,30* Все тело 0,51** 0,56** 0,49** -0,46** 0,59** -0,47* 0,24* 0,51** 0,32* 0,46** Где при p < 0,05*, <0,01**, <0,001***. Все представленные гипотезы подтвердились. В некоторых случаях количество взаимосвязей даже чрезмерно большое, что можно объяснить самой структурой те- лесного экзистенциала, который затрагивает и в некотором роде определяет все ос- тальные онтологические характеристики [7]. Это означает, что разрабатываемая ди- агностика изучает то, на что она направлена, и может раскрывать исполненность и воплощенность в телесном экзистенциале как интегративной характеристике ми- ропроекта клиента. Следующим этапом является изучение прогностической валидности. Это позво- лит проверить гипотезу о том, что экзистенциал телесности является целостным фе- номеном, взаимосвязанным с переживанием благополучия, осмысленностью жизни, удовлетворенности ею. И значит, с помощью этой диагностики будет возможно дифференцировать людей на различные группы. Данное положение можно проверить с помощью T-критерия Стъюдента. Помимо этого с помощью регрессионного анализа (MANOVA) можно установить, насколько изучаемый инструмент сможет предсказать нахождение респондента в кластере благополучия или неблагополучия, а значит, насколько воплощение в телесности влияет на удовлетворенность жизнью. С помощью Т-критерия (табл. 2) сравнивались две выборки людей: с низким уровнем воплощенности в телесном экзистенциале (группа 2) и с высоким уровнем (группа 1). Изучение особенностей групп с разной степенью выраженности телесного экзистенциала Таблица 2 Шкалы методик Среднее 1-й группы Среднее 2-й группы t-значение p Позитивные отношения с окружающими 40,1739 32,9444 2,67692 0,010812 Автономия 40,0435 39,6667 0,18099 0,857313 Управление средой 36,8696 28,2778 3,67520 0,000713 Личностный рост 45,1304 40,3333 2,66018 0,011276 Цели в жизни 43,8696 35,8889 3,06934 0,003893 Самопринятие 36,8261 28,1667 3,80483 0,000489 Благополучие 242,9130 205,2778 4,11046 0,000197 Вытеснение 6,7261 8,6889 -2,06816 0,045302 Регрессия 7,6957 9,4444 -2,00593 0,051836 Замещение 5,9870 7,0833 -0,94805 0,348942 Отрицание 6,4948 7,1867 -0,63697 0,527864 Проекция 9,6861 10,7317 -0,91458 0,366030 Компенсация 7,2435 7,7444 -0,49623 0,622519 Гиперкомпенсация 5,2478 7,5556 -2,49828 0,016804 Рационализация 9,9926 9,0083 1,03223 0,308323 Неудовлетворенность телом 13,3043 30,1111 -5,35946 0,000004 Самодистанцирование 21,2174 16,3333 2,54012 0,015177 Самотрансценденция 39,5217 29,8889 2,68852 0,010502 Свобода 27,1304 21,0000 2,78613 0,008194 Ответственность 33,9130 23,3889 3,15419 0,003095 Удалось обнаружить различия по всем шкалам, связанным с субъективным благополучием. Это может говорить о том, что телесный экзистенциал, являясь цело- стной характеристикой бытия, связан с ценностями удовлетворенности жизнью, возможностью взаимодействовать с окружающими и возможностью реализовать свой потенциал. Как и в табл. 1, шкалы экзистенции значимо различаются у двух выборок, но в механизмах психологической защиты в основном не наблюдается по- добного. Только лишь в двух шкалах - вытеснение и регрессия - есть значимые раз- личия; возможно, это связано с тем, что телесный экзистенциал является той сферой, через которую может вытесняться материал, угрожающий личностному благополу- чию и устойчивой Я-концепции [11]. В целом приведенный анализ подтверждает гипотезу о критериальной валидно- сти ДЭТ. Далее для того, чтобы установить степень влияния воплощенности в те- лесном экзистенциале на уровень психологического благополучия, был проведен регрессионный анализ (табл. 3). Таблица 3 Анализ влияния предикторов на степень выраженности благополучия Модель Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты т Значение Модель B Стандартная ошибка Бета т Значение 1 (константа) -,609 ,343 -1,776 ,080 mitwelt ,036 ,017 ,411* 2,128 ,037 umwelt ,010 ,020 ,132 ,531 ,598 Глаза ,064 ,031 ,340* 2,055 ,044 Рот -,005 ,030 -,031 -,184 ,854 Шея ,032 ,035 ,164 ,921 ,360 Грудь 019 ,039 ,097 ,496 ,621 Руки ,018 ,036 ,070 ,510 ,612 Живот 068 ,032 ,346* -2,112 ,039 Таз ,028 ,044 ,146 ,640 ,525 Ноги -,017 ,030 -,092 -,577 ,566 Тело ,100 ,031 ,469* 3,230 ,002 *Зависимая переменная: Степень_выраженности_благополучия Значимых предикторов (см. табл. 3), описывающих уровень благополучия, не так много, но самый значимый показатель «тело» является интегративной оценкой. Следовательно, подтверждается гипотеза о том, что воплощенность клиента в телес- ном экзистенциале оказывает влияние на его установки, ценности, отношения и ми- ропроект. Можно утверждать, что это базовое чувство укорененности в своем физи- ческом Я, прогнозирующее и опосредующее дальнейшие характеристики [5]. Среди отдельных шкал наиболее значимыми являются: - Mitwelt (0,411), которая позволяет вступать в социальные отношения и контак- ты через телесность и замечать ее в других людях. Скорее всего, именно социальное измерение в данной диагностике и определяет уровень благополучия, в котором есть шкалы, связанные с удовлетворенностью контактами с другими людьми; - зона глаз (0,34), которая, возможно, связана со способностью обнаруживать области материального и идеального плана; также зона глаз в целом получала высо- кие баллы в диагностике телесного экзистенциала; - воплощенность в животе (0,346) может быть соотнесена с устойчивостью сво- его положения, нахождения своего Я в центре организма [5]. Эта позиция трудно- достижима, многим люди проще избегать нахождения в этой зоне, но, как можно увидеть из анализа, успешное ее использование, воплощенность в ней влияют на ощущение благополучия. Данное положение можно использовать и в психотерапев- тических сессиях, обращая внимание клиента на его обхождение конкретно с этой зоной; на то, что именно подобное обращение дает, а что не позволяет реализовать. Соответственно, ДЭТ успешно различает людей по уровню благополучия, экзи- стенциальным характеристикам и по уверенности в своем Я (т. е. по всем основным характеристикам самоактуализирующейся, целостной, онтологически уверенной личности). 2. Исследование надежности и конструктной валидности теста. Для исследо- вания дискриминативности пунктов изучаемого инструмента использовался коэф- фициент произведения моментов Пирсона. Все пункты имеют значение от 0,46 до 0,77 (p < 0,05). Коэффициент Альфа Кронбаха применялся для определения согласованности результатов теста. Стандартизированное альфа - 0,933 подсчитывалось как взаимо- связь между данными шкал и суммой баллов по остальным пунктам. Соответствен- но, все шкалы ДЭТ имеют значение альфа от 0,93, что указывает на согласованность изучаемой диагностики. Ретестовая надежность ДЭТ проверялась спустя 3 месяца на выборке из 46 человек (табл. 4). Изучение устойчивости диагностики воплощения в телесных зонах Таблица 4 Первый выбор Значение Повторный выбор Mitwelt 0,94** Mitwelt 2 Umwelt 0,93** Umwelt 2 Eigenwelt 0,97** Eigenwelt 2 Зона глаз 0,81** Зона глаз 2 Зона рта 0,85** Зона рта 2 Зона шеи 0,94** Зона шеи 2 Область груди 0,85** Область груди 2 Зона рук 0,65* Зона рук 2 Область живота 0,75** Область живота 2 Область таза 0,85** Область таза 2 Зона ног 0,79** Зона ног 2 Все тело 0,83** Всё тело 2 Где при p < 0,05*, <0,01**, <0,001***. Все шкалы имеют высокие значения ретестовой надежности, что говорит нам о том, что данная диагностика измеряет не ситуативное отношение к своему телу, а устойчивую онтологическую сферу, которая является итогом структурирования своего Я в теле, и без психотерапевтической работы изменения в ней минимальны. Наименьший показатель имеет зона рук (0,65) - скорее всего, это связано с возмож- ностью дистанцироваться от этой зоны и достаточно успешно манипулировать, а значит, отношение к данной области зависит в большей мере от внешнего поля, чем от собственной структуры и репрезентации, и в психотерапии она может быть метафорой, ориентиром, с которым можно сравнивать остальные телесные зоны. Помимо изучения надежности, согласованности и дискриминативности пунк- тов, требуется психометрическое подтверждение структуры разрабатываемого инст- румента. Она проверялась с помощью факторного анализа с вращением (веримакс нормализированный) (табл. 5). Проверка структуры ДЭТ с помощью факторного анализа Таблица 5 Шкалы для анализа Полученные факторы Шкалы для анализа Фактор 1 (Eigenwelt) Фактор 2 (Mitwelt) Фактор 3 (Umwelt) Область рта Eig. 0,82 Грудная клетка/грудь Eig. 0,76 Все тело Eig. 0,73 Руки Eig. 0,72 Область таза Eig. 0,70 Область глаз Eig. 0,68 Область живота Eig. 0,66 Ноги Eig. 0,66 Область шеи Eig. 0,65 Грудная клетка/грудь Mit. 0,78 Область таза Mit. 0,77 Область шеи Mit. 0,76 Область живота Mit. 0,68 Ноги Mit. 0,67 Область рта Mit. 0,61 Все тело Mit. 0,58 Область глаз Mit. 0,50 Руки Mit. 0,21 Область живота Um. 0,84 Область таза Um. 0,80 Грудная клетка/грудь Um. 0,73 Область рта Um. 0,68 Область шеи Um. 0,66 Ноги Um. 0,44 Все тело Um. 0,34 Область глаз Um. 0,33 Руки Um. 0,28 Доля объясненной дисперсии 0,29 0,22 0,20 Для проведения факторного анализа каждый ответ респондента на утверждение брался в роли отдельной шкалы в соответствии с той сферой, которую он измерял (Mit. Um. Eig.). На основе проведенного анализа была получена трехфакторная структура изучаемой диагностики. Эти три фактора соответствуют трем сферам бы- тия, как и предполагалось в теоретическом анализе. Первым фактором является сфе- ра Eigenwelt, объясняющая большую часть дисперсии (29 %); из этого можно сде- лать вывод, что диагностика в большей части направлена на исследование отноше- ния человека к своей телесности. Все шкалы диагностики, связанные с измерением Eigenwelt, имеют значимые взаимосвязи с этим фактором. Следующий фактор 2 Mitwelt также объясняет значительную долю дисперсии (22 %), и это позволяет сделать вывод, что хотя ДЭТ изучает отношение к телесному экзистенциалу, но это только лишь одна из шкал, остальные измерения Mitwelt и Umwelt также изучается в ДЭТ, что подтверждается в этом анализе. В данный фактор не вошла лишь одна шкала, соответствующая ему, - руки. Возможно, это связано с тем, что в социальном и объектном измерении руки воспринимаются объективно и не вызы- вают какого-то особого отношения, все так или иначе могут использовать эту часть тела. В измерении Eigenwelt же спрашивается о субъективном отношении к этой зоне [9], что выявить намного сложнее, чем ее практическую значимость. Последний фактор Umwelt объясняет сопоставимый с остальными факторами процент дисперсии (20 %). Но сюда вошли 5 из 9 соответствующих шкал. Такая си- туация могла возникнуть из-за неточности конструкта данного измерения: многим людям было тяжело ответить на вопросы этой сферы, и проработка этого последнего измерения является дальнейшей перспективой исследования и разработки данной диагностики. Еще одной гипотезой может быть то, что в третий фактор не вошли шкалы, наиболее удаленные от середины тела, те части тела, которые не содержат никаких органов и у которых есть устойчивые функции в предметном мире. Глаза - зрительное восприятие, руки - манипулирование, ощущение, ноги - передвижение. И тогда низкие баллы (меньше 3) по этим шкалам будут отчетливее указывать на патологию и искаженную структуру экзистенциала. Помимо подтверждения изучения трех сфер бытия были получены результаты анализа необходимости использования именно этих 8 телесных зон. Был осуществ- лен кластерный (см. рисунок) и дискриминантный анализ (табл. 6). <.. image removed ..> Кластерный анализ на предполагаемых для изучения телесных зонах На приведенной дендрограмме (см. рис. 1) для изучаемых телесных зон можно отметить, что некоторые шкалы объединяются в одну на достаточно низком рас- стоянии (18.5). Такое замечание подталкивает к сокращению количества выделяе- мых зон и объединению живота, груди и таза в одну - тело. Но на основе дискриминантного анализа (см. табл. 6) было выявлено, что грудь и живот отдельно являются одними из самых дискриминативных шкал, а значит, их объединения не требуется. В обратной связи респонденты также отметили абсолютно различное отношение к этим зонам. Определение дискриминантности телесных зон Таблица 6 Шкалы Переменных в модели: 8; Группир.: все тело (2 гр.) Лямбда Уилкса: ,52846 прибл. F (8,35) = 3,9038 p < ,0022 Шкалы Уилкса Частная F-исключ. p-уров. Толер. 1-толер. Область глаз 0,53 0,99 0,23 0,63 0,39 0,60 Зона рта 0,52 0,99 0,04 0,84 0,28 0,71 Зона шеи 0,55 0,95 1,82 0,18 0,20 0,79 Область груди 0,59 0,89 4,18 0,04 0,21 0,78 Зона рук 0,52 0,99 0,004 0,94 0,49 0,50 Область живота 0,68 0,77 10,33 0,002 0,22 0,77 Зона таза 0,54 0,97 0,84 0,36 0,18 0,81 Область ног 0,65 0,80 8,47 0,006 0,29 0,70 Зона шеи, которая объединяется на достаточно низком расстоянии, возможно, требует замены. 60 % респондентов свободные прямоугольники называли «зоной головы», «головой», многие хотели отождествить себя именно с этой частью тела и пытались привнести ее в ДЭТ. Сама же зона шеи не имеет ярко выраженной дис- криминативности и особых взаимосвязей и нагрузок в предыдущих результатах, по- этому можно предложить два пути. Первый путь связан с исключением зоны шеи из диагностики ДЭТ и заменой ее на «голову». Второй же путь - использование сразу двух этих зон, т. е. добавление зоны «головы» в диагностику без замены имеющихся шкал. Это является одной из основных перспектив дальнейшего исследования ДЭТ. 4.Обсуждение и заключение Попытка преодолеть телесность, придавая ей значение онтической материи, не содержащей в себе ничего бытийного, ведет к потере целостного открытого бытия. Невозможно быть собой, отчуждаясь от части своего существа [16]. Разработанная методика - диагностика экзистенциала телесности - ответ на вызов общества и практикующих специалистов, которые замечают эту проблему. Этот инструмент позволяет рассматривать и диагностировать сферу телесности как онтологический феномен, являющийся одним из главных базисов для формирования ценностных и смысловых ориентиров [12]. Конструкт ДЭТ, предполагающий исследование телесности в трех сферах бы- тия: mitwelt, umwelt и eigenwelt, получил свое эмпирическое подтверждение. Резуль- таты, полученные с помощью этого инструмента, могут помочь понять миропроект клиента, а также быть наглядным референтным материалом для дальнейшей работы. Критерии проверки психометрических характеристик ДЭТ были достигнуты и подтверждены. В данном исследовании не удалось лишь установить взаимосвязь ме- жду отчуждением от конкретных зон своего тела и психологическими механизмами за- щиты. Это может быть связано с особенностью выборки (у всей выборки были завы- шенные результаты по диагностике механизмов защиты), и тогда изучение диагностики на более разнородной выборке является одной из дальнейших перспектив исследования ДЭТ. Еще одной перспективой может быть добавление телесной зоны - «сфера головы» и проверка ее дискриминативности вместе с «зоной шеи» и отдельно. Несмотря на это, как было видно из результатов психометрических проверок, уже сейчас данный инструмент может быть успешно применен в практической дея- тельности. ДЭТ имеет высокие показатели конвергентной, прогностической и струк- турной валидности и надежности. К применению рекомендуется как терапевтиче- ская диагностика, результаты которой подлежат обсуждению на сессии. Приложение. Стимульный материал диагностики Пожалуйста, внимательно прочитайте утверждения и закрасьте столько частей прямоугольника (рис. 2), насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу: 0 частей - совсем не согласен; 1 часть - согласен хотя бы с одним положением; 2 части - согласен с дву- мя утверждениями; 3 части - согласен почти со всем; 4 части - согласен со всем. Утверждения Umwelt (UMW): с помощью этой части тела я могу взаимодейст- вовать с предметами; эта часть тела поддерживает мою жизнедеятельность; я могу ее украсить, выделить, одеть; я могу ею успешно пользоваться. Утверждения Eigenwelt (EIG): эта часть тела является мной и моей; я могу ее почувствовать, если это необходимо; я положительно к ней отношусь; через нее я могу получать удовольствие. Утверждения Mitwelt (MIT): с помощью этой части тела я могу вступать в контакт с другими людьми; у меня есть человек, который может дотрагиваться до этой части тела; у меня нет неприятных ощущений, тяжести или зажимов в ней, ко- гда я вступаю в контакт с другими людьми; я замечаю ее в других людях при нашем взаимодействии. Зона глаз Зона рта Зона шеи Зона груди Зона рук Область живота Зона таза Область ног Все тело Рис. 2. Стимульный материал
×

About the authors

Maksim YU. Lutsik

Perm State National Research University

Email: aumi123@yandex.ru
Master’s Degree student of the Faculty of Philosophy and Sociology. 15, Bukireva st., Perm, 614000, Russia

Anna V. Drongo

Perm State National Research University

Email: annadr99@mail.ru
Student of the Faculty of Philosophy and Sociology. 15, Bukireva st., Perm, 614000, Russia

References

  1. Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology. - L.; NY, 1979. 220 p.
  2. Laing R.D. Existential Study in Sanity and Madness. Penguin Books, 2010. 218 p.
  3. Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ / Пер. под ред. С. Римского. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2014. - 272 с.
  4. Бланкенбург В. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 4. - М.: Когито-Центр, 2004. - 588 c.
  5. Босс М. Недавние размышления о дазайн-анализе // Консультативная психология и психотерапия. - 2009. - № 2. - С. 147-167.
  6. Бурханов А.Р. Мартин Хайдеггер об экзистенции и экзистенциалах человеческого бытия // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2013. - № 6. - С. 41-56.
  7. Гайденко П.П. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Под ред. В.С. Стёпина. - М.: Мысль, 2001. - Т. 4. - 736 с.
  8. Дасаева О.О. Экзистенция, экзистенциал и телесность человека: основные точки пересечения // Ученые записки Казанского университета: Гуманитарные науки. - 2015. - № 1. - С. 41-49.
  9. Дорцен Э.В. Парадокс и страсть в психотерапии. - М.: ИОИ, 2017. - 392 c.
  10. Дорцен Э.В. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. - М.: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. - 216 c.
  11. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность как экзистенциальное измерение психологического здоровья / А.А. Волочков, Н.В. Коптева, А.Ю. Попов и др. // Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества. - Пермь: ПГГПУ,2015. - С. 135-160.
  12. Коптева Н.В. Понятие онтологической уверенности в феноменологической концепции Р. Лэйнга // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Психология. - 2011. - № 3. - С. 20-26.
  13. Лакан Ж. Изнанка психоанализа. Кн. 17. - М.: Логос, 2008. - 272 c.
  14. Лейнг Р. Я и другие / Пер. Е. Загородной. - 2007. - 192 c.
  15. Лейнг Р.Д. Расколотое «Я». - СПб.: Белый Кролик, 1995. - 352 с.
  16. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: НПФ «Смысл», 2007. - 487 c.
  17. Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: сб. статей / Пер. с нем. - М.: Генезис, 2006. - 159 с.
  18. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб.: Ювента; Наука, 1999. - 602 c.
  19. Мэй Р. Открытие бытия / Пер. А. Багрянцевой. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 225 c.
  20. Сахарова В. Психология тела. Диагностика отношения к телу. - М.: Речь, 2011. - 112 c.
  21. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм // Вопросы философии. - 1966. - № 12. - С. 286-345.
  22. Соловьева Ю.М. Телесно-ориентированное направление в психотерапии // Вестник Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина. Сер. Медицина. - 2005. - № 2. - С. 61-72.
  23. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. - 238 c.
  24. Хайдеггер М. Цолликоновские семинары / Пер. И.Г. Глуховой. - Вильнюс: ЕГУ, 2012. - 406 c.
  25. Шумский В.Б. Диагностика экзистенциальной исполненности: оригинальная русскоязычная версия текста экзистенциальных мотиваций // Психология: Журнал Высшей школы экономики. - 2016. - № 4. - С. 763-788.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Lutsik M.Y., Drongo A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies