Development of transprofessional competitions as a new task for methods of foreign language teaching



Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with the problem of transprofessional competences development by teaching foreign language in the professional education system. Its urgency is determined by considerably growing demand for specialists, which have not only well highly-specified competences, but also capacity for multidimensional activities and for successful work in an interdisciplinary team. Furthermore, the level of the study of the problem under consideration is theoretically and practically insufficient. Transprofessional competences are regarded as competences providing the ability of an employee to work beyond his or her obtained profession, to apply technologies of other professional spheres, to master new competences and find non-standard solutions. The discipline “Foreign language”, as shown in the article, has a high potential for development of transprofessional competences. But according to the results of our pretesting this potential remains predominantly unrealized: the foreign language teaching process is mostly organized based on former, partially outdated ideas about probable professional needs of a modern engineer. In the article we set a goal to elaborate methodological procedures for improvement of effectiveness of teacher’s work for that matter. We report on the most vital theoretical and practical aspects of our further vocational training course program, which we prepared for foreign language teachers to help them to choose more appropriate learning content and technologies and to perfect their skills needed for the most effective application of them.

Full Text

Введение Как известно, образование есть целенаправленный процесс обучения и воспита- ния, осуществляемый в интересах человека, общества и государства. Однозначно оно не может быть эффективным без учета текущей ситуации в стране и мире, без адекватной оценки состояния общества, без четкого понимания потребностей человека как личности и как члена современного социума. Ориентация на актуальные тенденции в развитии экономики и общества, в значительной мере определяющие «самочувствие» как целого государства, так и каждого отдельного его гражданина, является одним из необходимых условий успеха образовательной деятельности. Не- обходимость ориентации на актуальные запросы рынка труда официально «задоку- ментированы» на высшем уровне в известных ФГОС ВПО, где детально прописаны разного порядка компетенции, создающие, по оценке экспертов, необходимую осно- ву для успешной профессиональной деятельности в современных условиях. Нынешний уклад экономики, обозначаемый специалистами как постиндустри- альный, порождает, кроме прочего, высокую динамичность рынка труда, что для отдельных граждан оборачивается значительной нестабильностью их трудовой дея- тельности, ее плохой прогнозируемостью. На сегодняшний день очень многие люди, получившие профессиональное образование, не работают по специальности и выну- ждены неоднократно менять сферу деятельности, в экстренном порядке овладевая новыми знаниями, умениями и навыками. Кроме этого, на рынке труда растет спрос на специалистов, не только хорошо владеющих узкоспециальными компетенциями, но и способных к комплексной (междисциплинарной) оценке проблемных ситуаций, к использованию конвергентных технологий из различных профессиональных сфер, а также к тесному взаимодействию с представителями других специальностей, к эф- фективной работе с ними в одной команде. В связи с этим исследователи говорят о заметном размытии границ между отдельными профессиями, о тенденции к рас- ширению трудового функционала работников, которые теперь должны уметь решать задачи, выходящие за рамки имеющейся у них специальности [1-3]. Перед педагогами в связи с этим закономерно встает вопрос о необходимости формирования у будущего специалиста принципиально новой квалификационной характеристики - транспрофессионализма. По определению Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк, транспрофессионализм есть интегральное качество специалиста, демонстрирующее его умение осваивать и выполнять деятельность из различных видов и групп профессий [4]. Транспрофессиональные компетенции обеспечивают способность работника выходить за рамки полученной им профессии, пользоваться достижениями и технологиями других сфер деятельности, оперативно осваивать но- вые навыки и умения и находить нестандартные решения на основе трансдисципли- нарного синтеза и межпрофессиональных коммуникаций [5-7]. 1. Обзор литературы Термин транспрофессионализм был введен в российский научный обиход В.П. Малиновским еще в 1992 г.; наиболее часто цитируемые в зарубежной научной литературе статьи авторов M. Horsburgh и R. Ladmin увидели свет в начале 2000-х [8]. Как видим, дискуссия вокруг этой проблемы ведется уже не одно десятилетие. Тем не менее остаются нерешенными еще очень многие вопросы. В частности, до сих пор не выработано единое определение транспрофессионализма, не сформирована его целостная концепция, не обозначены четкие границы между такими родственными понятиями, как транспрофессионализм, трансфессионализм, мультипрофессионализм, полипрофессионализм, интерпрофессионализм, разнятся и наборы компетенций, обеспечивающих успешную деятельность современного ра- ботника-транспрофессионала. Наиболее актуальный в практическом отношении аспект - методика формирования транспрофессионализма средствами отдельных учебных дисциплин - также представляется недостаточно разработанным. Так, на- пример, возможности развития транспрофессиональных компетенций в процессе обучения иностранному языку намечены лишь в самых общих чертах, хотя необхо- димость и вероятная продуктивность такой целенаправленной работы осознается и констатируется многими исследователями [9; 10]. Итак, востребованность транспрофессионализма на современном рынке труда, а также недостаточная разработанность проблемы его формирования в системе выс- шего и среднего профессионального образования обусловливают актуальность на- шего исследования, направленного на изучение возможностей развития транспро- фессионализма средствами дисциплины «Иностранный язык» и на последующую более полную реализацию этих возможностей за счет повышения уровня компетент- ности преподавателей в ходе разработанного нами обучающего курса. 2. Методы исследования Наша цель заключалась в разработке программы курса для работающих в сис- теме профессионального образования преподавателей иностранного языка, направ- ленного на совершенствование у них тех компетенций, которые необходимы для наиболее эффективного формирования транспрофессионализма у студентов в ходе обучения иностранному языку. Поставленная цель потребовала решения следующих задач: 1) анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по рассматриваемому вопросу; 2) оценка потенциальных возможностей дисциплины «Иностранный язык», которые в случае их более полной реализации могут способ- ствовать формированию транспрофессиональных компетенций; 3) определение ком- петенций преподавателя и иных условий, необходимых для наиболее эффективной (с точки зрения формирования транспрофессионализма) организации обучения ино- странному языку. В ходе работы использовались следующие методы: теоретические (анализ, синтез, конкретизация, обобщение), диагностические (анкетирование, ин- тервьюирование) и эмпирические (изучение опыта работы преподавателей, педаго- гическое наблюдение). Опытно-экспериментальная база исследования - ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет». 3. Результаты исследования Целью обучения иностранному языку является, как известно, формирование ино- язычной коммуникативной компетенции. Хорошее владение иностранным языком за- нимает в наборе компетенций современного работника весьма важное место, гарантируя ему дополнительные возможности более эффективной межкультурной коммуникации (с коллегами, партнерами, клиентами и др.) и более оперативного поиска актуальной ин- формации (в том числе в информационной межпрофессиональной среде). Хотя ино- язычная коммуникативная компетенция не рассматривается специалистами в числе транспрофессиональных, она тем не менее может выступить одним из решающих фак- торов успеха работы полипрофессиональной команды, если ее участники в силу тех или иных причин вынуждены общаться на неродном для них языке. Так или иначе, иноязычная коммуникативная компетенция является хотя и ос- новной, но отнюдь не единственной компетенцией, приобретаемой студентами в процессе обучения иностранному языку. Современная методика преподавания иностранного языка, подразумевающая, в частности, весьма широкое использование активных методов обучения, позволяет развивать у студентов в том числе те способ- ности и умения, которые могут оказаться востребованными при выполнении видов деятельности, с использованием иностранного языка никак не связанных. В частно- сти, студенты могут получить крайне востребованный с точки зрения формирования транспрофессионализма опыт командной и проектной работы. На данный момент формирование компетенций, обеспечивающих эффективность данных видов дея- тельности, происходит на занятиях по иностранному языку преимущественно сти- хийно, непреднамеренно. Между тем более осознанный подход к решению этой за- дачи позволит, на наш взгляд, использовать соответствующие возможности дисцип- лины эффективнее и даст на выходе более качественный результат. Исходя из этого предположения мы решили изучить опыт наших коллег - пре- подавателей иностранного языка Самарского государственного технического уни- верситета - на предмет вероятной эффективности их работы в деле формирования транспрофессиональных компетенций. Подчеркнем, что мы говорим именно о веро- ятной эффективности, о которой, как мы предполагаем, можно судить исходя из ус- тановок преподавателя, из тех целей и задач, которые он ставит перед собой, органи- зуя учебный процесс тем или иным образом, из тех материалов и методов, которые он предпочитает использовать в своей работе. К сожалению, говорить об оценке ре- альной эффективности работы преподавателя в этом направлении не представляется возможным: очевидно, что такая оценка может опираться лишь на оценку качества сформированных у студентов транспрофессиональных компетенций, но критерии такой оценки психолого-педагогической наукой до сих пор не выработаны. Для определения вероятной эффективности формирования транспрофессио- нальных компетенций у студентов в ходе обучения иностранному языку нами была разработана анкета, состоящая из трех разделов. В первом разделе мы попросили преподавателей обозначить цель курса ино- странного языка, как она видится лично им, как она лично ими понимается. Очевид- но, что именно с постановки цели начинается любая осознанная человеческая дея- тельность, так что именно цель в самой значительной степени определяет и органи- зацию этой деятельности, и выбираемые средства, и не в последнюю очередь сам конечный результат. Исходя из того, что цель профессионально ориентированного курса иностранного языка должна быть адекватна прогнозируемой профессиональ- ной деятельности студентов, мы также попросили преподавателей более подробно описать, каким они видят наиболее вероятное профессиональное будущее своих по- допечных. Сопоставив полученные прогнозы преподавателей с актуальными стати- стическими данными, а также с экспертными оценками и результатами последних исследований в данной области, мы в конечном счете смогли судить о степени адек- ватности сформулированной ими цели и, как следствие, о соответствии их подхода реальным запросам современного рынка труда, экономики и общества. В первом разделе анкеты мы также спросили преподавателей, знают ли они, что такое транспрофессионализм, и попросили их, если знают (или догадываются), оп- ределить свое отношение к такой задаче, как формирование его на занятиях по ино- странному языку. Мы исходили из того, что уровень осведомленности преподавате- ля в этом вопросе, а также его возможный настрой играют во многом решающую роль, создавая (или не создавая) необходимые условия для успешной реализации намеченных планов, для качественного формирования транспрофессиональных ком- петенций. Во второй части анкеты преподавателям было предложено обозначить те компе- тенции, способности, умения, навыки, качества и т. п., которые они развивают (счи- тают возможным и нужным развивать) у своих студентов во время обучения ино- странному языку. Мы исходили из того, что именно компетенции являются главной структурной составляющей транспрофессионализма, так что именно по тому, какие компетенции развиваются в ходе учебного процесса, возможно судить о вероятном уровне сформированности самого транспрофессионализма. В третьей части анкеты преподаватели указали наиболее часто используемые ими методы и технологии обучения, а также дали собственную оценку эффективно- сти их использования. Полученные ответы позволили нам судить о том, насколько активно и, по оценке самих преподавателей, результативно используются те методы обучения, которые признаны экспертами наиболее действенными с точки зрения формирования транспрофессиональных компетенций. Ответы, полученные на этапе диагностики, позволили нам констатировать сле- дующее. Преподаватели, что было, конечно, ожидаемо, видят свою основную цель в раз- витии у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, по их мнению, необ- ходимой специалисту прежде всего для оперативного поиска профессионально зна- чимой информации и эффективной межкультурной коммуникации с коллегами- иностранцами. Примечательно, что, говоря о двух этих аспектах деятельности со- временного инженера, ни один респондент не упомянул прогнозируемого эксперта- ми интердисциплинарного характера как искомой информации, так и профессио- нальной коммуникации. В целом обрисованные преподавателями образы профес- сиональной деятельности будущих выпускников лишь частично соответствуют дей- ствительности. Можно с большой долей уверенности заключить, что преподаватели организуют процесс обучения иностранному языку с опорой на традиционные в прошлом, частично изжившие себя представления о профессиональных потребно- стях современного работника. Как следует из ответов респондентов в этом разделе анкеты, их отношение к та- кой задаче, как формирование транспрофессионализма на занятиях по иностранному языку, скорее негативное. Можно предположить, что это связано прежде всего с низким уровнем осведомленности преподавателей: почти все они признались, что о транспрофессионализме никогда ничего не слышали и не читали и догадываются о значении этого слова исключительно исходя из значений составляющих его мор- фем. Плохая осведомленность преподавателей обусловливает их искаженное вос- приятие этой компетенции, заставляя видеть в призыве к ее формированию прямую угрозу фундаментальности современного образования, подразумевающей, кроме прочего, весьма узкую специализацию. Такие представления имеют мало общего с действительностью: транспрофессионализм, хотя и противопоставляется традици- онному профессионализму, ни в коей мере не исключает значимости приобретаемой специальности, не занижает важности как обще-, так и узкопрофессиональных ком- петенций. П.В. Малиновский относит узкую специализацию в рамках определенной профессии к числу базовых транспрофессиональных компетенций [11]. Очевидно, что способность к эффективной работе внутри полипрофессиональной команды, имеющая во многом определяющее значение в контексте деятельности с транспро- фессиональной спецификой, подразумевает не только развитость навыков межпро- фессионального взаимодействия, требующего, кроме прочего, неплохой осведом- ленности о специфике деятельности коллег по команде, но и высокую компетент- ность каждого участника именно как специалиста в своей области. В частности, го- воря о транспрофессиональных аспектах подготовки современного инженера, экс- перты наряду с актуальностью взаимодействия представителей различных научных и технических отраслей отмечают углубляющуюся профилизацию - появление но- вых, порой весьма отличающихся друг от друга профилей подготовки, что в целом соответствует существующему положению дел: новые научно-прикладные результа- ты достигаются в последние годы в весьма узких сферах науки и техники [12; 13]. Предположение о неполном соответствии установок преподавателей текущим социально-экономическим условиям подтверждается в том числе ответами из второ- го раздела анкеты. Так, среди компетенций, формируемых в процессе обучения ино- странному языку, лишь очень редко упоминались те, которые имеют отношение к транспрофессионализму. Обращает на себя внимание также относительно малое количество обозначенных преподавателями компетенций: большинство респонден- тов ограничились 2-3 компетенциями, хотя мы просили указать их в количестве 3-5 единиц. Это, кроме прочего, говорит о неадекватно заниженной ими оценке потен- циала средств преподаваемой дисциплины, о неполном осознании ее возможностей (в том числе для формирования транспрофессионализма). Как следует из ответов третьего раздела анкеты, предпочитаемые преподавателями методы обучения лишь в малой степени могут способствовать развитию качеств и ком- петенций, обеспечивающих успех деятельности с транспрофессиональной спецификой. Признавая потенциальную эффективность наиболее востребованных сейчас личностно- и деятельностно-ориентированных технологий, преподаватели тем не менее признают- ся, что используют их весьма редко. Они обосновывают это тем, что такие методы тре- буют с их стороны ощутимых усилий, которые, увы, далеко не всегда оправдываются. В связи с этим многие из них продолжают пользоваться в большинстве своем самыми традиционными формами работы: чтение, перевод, пересказ, аннотирование текста, вы- полнение лексико-грамматических упражнений и т. п. Анализ полученных на этапе диагностики результатов определил необходи- мость решения следующих задач. Во-первых, это повышение уровня осведомленности преподавателей в вопросе актуальных тенденций на мировом рынке труда, особенностей трудовой деятельно- сти в современных социально-экономических условиях и, конечно, специфики тако- го относительно нового качества специалиста, как транспрофессионализм. Решение данной задачи представляется необходимым для выработки преподавателями более адекватного, в полной мере соответствующего современным реалиям подхода к ор- ганизации обучения иностранному языку и, в частности, более осознанного и внима- тельного отношения к проблеме формирования транспрофессионализма. Именно получение важной, актуальной информации позволит педагогам скорректировать имеющиеся у них представления о будущих профессиональных потребностях их студентов, что должно стать первым шагом на пути повышения эффективности их работы в направлении формирования наиболее востребованных сегодня компетен- ций, в том числе тех, что обеспечивают успех деятельности транспрофессионального характера. Для решения данной задачи в программу обучающего курса для преподавателей иностранного языка нами был включен модуль «Транспрофессионализм как новое качество субъекта трудовой деятельности», предусматривающий рассмотрение клю- чевых для адекватного понимания транспрофессионализма вопросов. Этот модуль ориентирован на ознакомление слушателей с теми особенностями постиндустриаль- ного уклада экономики, которые составляют его специфику и обусловливают разви- тие тех или иных тенденций на современном рынке труда, в том числе востребован- ность такого относительно нового качества специалиста, как транспрофессионализм. Представленная на лекциях этого модуля информация была отобрана не только с целью корректировки имеющихся представлений слушателей о специфике трудо- вой деятельности в современных условиях, но и для того, чтобы они впоследствии могли включить этот тематический материал в программу курса иностранного язы- ка. Поясним, что одним из важнейших качеств транспрофессионала является, по мнению многих специалистов, его психологическая адаптированность к социально- профессиональной неопределенности: готовность работать в условиях быстрых тем- пов профессиональной мобильности в пограничных межпрофессиональных про- странствах, несомненно, должна начинать формироваться с выработки толерантного отношения к специфике прогнозируемого профессионального будущего. Преподава- тель иностранного языка может внести свой вклад в решение данной проблемы, на- пример, выбирая соответствующие темы для дискуссий, включая в учебный процесс тексты соответствующей тематики. В рамках первого модуля было запланировано ознакомление слушателей с представленными в отечественной и зарубежной науке концепциями транспрофес- сионализма. В качестве основных его составляющих предполагается рассмотреть, в частности, навыки оперативного овладения конвергентными технологиями из дру- гих видов и групп профессий, способность к качественной совместно-творческой и проектно-технологической деятельности, умение эффективно взаимодействовать с представителями иных профессий внутри единой полипрофессиональной команды, навыки решения проблемных ситуаций и задач, требующих трансдисциплинарного синтеза знаний и комплексного многоаспектного анализа. Важным аспектом первого модуля стало также обоснование необходимости це- ленаправленной работы по формированию транспрофессионализма, являющегося одним из важнейших факторов успешной карьеры в современных социально- экономических условиях. Формирование транспрофессиональных компетенций бы- ло рассмотрено как новая, крайне важная задача профессионального образования, целью которого является именно подготовка к будущей трудовой деятельности и качество которого, таким образом, в самой значительной степени должно опреде- ляться степенью соответствия полученных компетенций, знаний, умений и навыков реальным запросам рынка труда. В связи с этим перед российским профессиональ- ным образованием остро встает вопрос о поиске принципиально новой методологии, которая могла бы обеспечить качественную подготовку специалиста нового типа - транспрофессионала. Во-вторых, важной задачей представляется знакомство преподавателей с клю- чевыми и дополнительными возможностями дисциплины «Иностранный язык», бо- лее полная реализация которых может в значительной степени способствовать фор- мированию у студентов транспрофессиональных компетенций. Повторим, что дис- циплина «Иностранный язык» обладает, на наш взгляд, в этом смысле весьма ощу- тимым потенциалом, который, однако, большей частью остается нереализованным. Адекватная оценка потенциальных возможностей преподаваемой дисциплины по- зволит педагогам организовывать учебный процесс более эффективно, делая упор на использование в процессе обучения тех методов и материалов, которые являются в этом отношении наиболее действенными. Разработанный для решения этой задачи второй модуль «Формирование транспро- фессионализма в процессе обучения иностранному языку: методы и технологии» пред- полагает обзор методов и технологий обучения, признанных экспертами наиболее эф- фективными в вопросе формирования транспрофессионализма, и рассмотрение воз- можностей использования этих методов в процессе обучения иностранному языку. В рамках этого модуля для анализа и обсуждения предлагаются методы и тех- нологии обучения, которые в большей степени, чем все прочие, способствуют разви- тию у учащихся тех компетенций, умений и навыков, а также формированию у них тех социальных и психологических качеств, которые могут обеспечить эффектив- ность разных видов деятельности в пограничных межпрофессиональных средах. В частности, планируется рассмотреть: 1) личностно-ориентированные технологии обучения - направленные на актуализацию профессионально-личностного потен- циала учащихся; 2) деятельностно-ориентированные технологии обучения - позво- ляющие учащимся получить опыт практического решения конкретных проблемных ситуаций, не имеющих стандартных вариантов решения; 3) интерактивные техноло- гии обучения - ориентированные на развитие навыков эффективного взаимодейст- вия и межпрофессиональной коммуникации. Предмет отдельного обсуждения на занятиях в рамках этого модуля - потенци- ал информационно-коммуникативных, проблемно-поисковых, имитационно- игровых технологий, а также технологий контекстного и развивающего обучения. Продуктивность их использования с точки зрения формирования транспрофессиона- лизма была высоко оценена прежде всего в связи с предполагаемым здесь нелиней- ным характером решения задачи: поставленная задача решается здесь не посредст- вом заведомо известного алгоритма, но эвристически, через поиск подходящих ме- тодов и средств, а также через тесное взаимодействие с партнерами. Данные техно- логии ориентированы на максимально полную реализацию действенно- практического потенциала личности обучающегося, на его саморазвитие и самооп- ределение. Особо пристальное внимание будет уделено возможностям использования на занятиях по иностранному языку проектного метода обучения - пожалуй, наиболее действенного с точки зрения формирования транспрофессиональных компетенций. Социологи и экономисты говорят о проектном характере информационного общест- ва и, как следствие, проектном характере всех институированных в нем профессио- нальных сред [14]. Так называемая «третья профессиональная революция» вывела на первый план процесс «кастомизации», когда желаемый результат проектируется совместно с заказчиком - непременно с учетом его конкретных условий. Проектные технологии занимают исключительно важное место в структуре трудовой деятель- ности современного специалиста. Возможность их эффективного использования, как и оперативного овладения ими, предполагает сформированность у выпускника вуза определенных навыков и умений, так что необходимость целенаправленной работы педагога в этом направлении представляется очевидной. Высокий потенциал проектного метода определяется прежде всего его нацелен- ностью как на личностный, так и на деятельностный аспекты обучения и развития. Его личностная ориентация заключается в том, что выбор проекта производится ис- ходя из потребностей самого обучающегося (или группы обучающихся), непременно с учетом его (их) индивидуальных особенностей, в том, что осуществление проекта должно иметь для него (них) весьма существенное значение. Деятельностный ком- понент состоит в выполнении обучающимися различных видов квазипрофессио- нальной деятельности, в возможности непосредственного применения ими своих знаний, умений и навыков для решения конкретных практических задач, в необхо- димости действовать в ситуации неопределенности. Возможности использования проектного метода обучения на занятиях по ино- странному языку весьма многочисленны и разнообразны. В рамках разработанного курса они будут продемонстрированы слушателям на реальных примерах из опыта работы отечественных и зарубежных преподавателей, заимствованных нами из от- крытых источников. В ходе обсуждения увиденного материала слушатели могут по- делиться также личным опытом использования проектного метода, рассказать об основных сложностях, связанных с его реализацией. В-третьих, важной задачей представляется совершенствование тех навыков и умений преподавателей, которые прежде всех других обеспечивают качественную реализацию наиболее действенных с точки зрения формирования транспрофессио- нализма методов и технологий обучения. Решение данной задачи, конечно, подразу- мевает включение в программу курса помимо лекционных и семинарских занятий, ориентированных главным образом на повышение уровня преподавательской ком- петентности в аспекте теории, также учебной практики, которая позволила бы пре- подавателям приобрести ценный опыт непосредственного использования рассмот- ренных методов и технологий в соответствии с конкретными требованиями и уста- новками. Кроме этого, получение дополнительного практического опыта и, как следствие, повышение уровня компетентности в этом отношении, надо полагать, может ощутимо облегчить дальнейшую работу преподавателя, сделать использова- ние обговоренных методов менее трудоемким и энергозатратным, тем самым повы- сив привлекательность данных форм работы в глазах преподавателя. В связи с этим в программу курса нами был включен третий модуль «Возможности организации обучения иностранному языку с целью наиболее эффективного формирования транспрофессионализма», нацеленный на совершенствование практических умений и навыков слушателей, обеспечивающих успешную реализацию рассмотренных во втором модуле методов и технологий обучения на занятиях по иностранному языку. В качестве инструментов контроля были разработаны тесты, с помощью кото- рых предполагается оценить адекватность видения слушателями текущей социально-экономической ситуации, обусловливающей востребованность и вероятный карь- ерный успех работников-транспрофессионалов, а также понимание ими необходи- мости целенаправленной работы по формированию транспрофессиональных компе- тенций у своих студентов. В программу третьего модуля включена подготовка ито- говых работ - комплектов заданий, которые - каждое в отдельности и все в ком- плексе - будут, по мнению слушателей, способствовать эффективному формирова- нию у студентов транспрофессиональных компетенций. В итоговой работе должно быть представлено обоснование выбора конкретных методов и технологий, должен быть обозначен планируемый результат (т. е. указаны те компетенции, умения и на- выки, на совершенствование которых направлено разработанное задание) и его зна- чимость для качественного осуществления трудовой деятельности с транспрофес- сиональной спецификой. Слушатели должны продемонстрировать способность при- менения полученных знаний на практике, готовность активно и методически гра- мотно использовать возможности преподаваемой дисциплины, какие имеет она для качественного формирования транспрофессионализма. Также запланировано совме- стное обсуждение и критический анализ представленных итоговых работ. 4.Обсуждение и заключение Высокая степень неопределенности вектора развития экономики, ее динамич- ность и низкая прогнозируемость повлекли за собой весьма серьезные изменения в профессионально-квалификационной структуре трудовых ресурсов: экономисты предлагают ввести в научный оборот новый экономический закон общественного развития - закон универсальности труда (в дополнение к традиционным законам разделения и перемены труда). Если К. Маркс говорил об универсальном рабочем, то сегодня универсальность востребована в любой сфере деятельности. На данный момент имеется большой спрос на специалистов, обладающих многомерными соци- ально-психологическими качествами и надпрофессиональными компетенциями, обеспечивающими способность выполнения широкого спектра видов деятельности, возможность выхода за пределы базовой профессии, обогащения ее достижениями и методами других профессий. Формирование транспрофессиональных компетенций - очень сложная задача, которая требует комплексного и последовательного подхода. Надо понимать, что ее решение предполагает глубокие, в каком-то смысле глобальные изменения в сло- жившейся системе профессионального образования, которая - с ее традиционной замкнутостью и отраслевой направленностью - плохо адаптирована к постиндустри- альной экономике (в частности, она противоречит ее динамизму, не создавая доста- точных условий для будущей трудовой мобильности и гибкости работников). Мас- штабность данной задачи, кроме прочего, предполагает активную вовлеченность в процесс переформатирования профессионального образования представителей всех его структурных уровней, так что каждый отдельный преподаватель, конечно, несет в этом деле свою долю ответственности. Дисциплина «Иностранный язык» в вопросе формирования транспрофессиона- лизма имеет, на наш взгляд, хороший потенциал, который, однако, остается большей частью нереализованным. Это, кроме прочего, говорит о необходимости дополнительного обучения преподавателей, которое в конечном итоге позволило бы повы- сить эффективность их работы в данном направлении. Разработанный нами курс по- вышения квалификации представляет один из вариантов такого обучения: он вы- строен с опорой на данные, полученные нами на диагностическом этапе экспери- мента, на результаты фундаментальных исследований отечественных и зарубежных ученых, а также на наш собственный опыт преподавания иностранного языка в тех- ническом вузе.
×

About the authors

Natalia A. Gridneva

Samara State Technical University

Email: n.gavrilina83@mail.ru
244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100, Russia

Ksenia S. Oparina

Samara State Technical University

Email: ks.oparina@mail.ru
244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100, Russia

References

  1. Ковальчук М.В. Наука и жизнь: моя конвергенция. - М.: Академ-книга, 2011. - Т. 1. - 222 с.
  2. Малиновский В.П. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий // Российское экспертное обозрение. - 2007. - № 3 (21). - С. 21-24.
  3. Ронжина Н.В. Транспрофессионализм и (или) закон универсальности труда // Акмеология профессионального образования: Мат-лы 14-й Всеросс. науч.-практ. конф. 14-15 марта 2018 г., Екатеринбург. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2018. - С. 139-143.
  4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 8. - С. 9-28.
  5. Вахидова Л.В., Габитова Э.М. Структура транспрофессиональных компетенций специалистов среднего звена // Педагогические науки. - 2016. - Вып. 2. - Ч. 4. - С. 13-15.
  6. Максимова Е.А. Перспективы и трудности транспрофессиональной подготовки // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 1 (13). - С. 28-33.
  7. Ялалов Ф.Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции // Филология и культура. - 2015. - № 2 (40). - С. 326-330.
  8. Horsburgh M., Ladmin R., Williamson E. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning. Medical Education, 2001. Vol. 35. Is. 9. Pp. 876-883. DOI: 1046/j.1365 - 2923.2001.00959.
  9. Лазарева И.Н. Транспрофессиональные компетенции в иноязычном образовании: от идеи к технологии // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12(3). - С. 517-520.
  10. Лебедева Н.А., Кудряков С.А. Транспрофессиональные аспекты языковой подготовки авиационных специалистов в современных условиях // Инновационные технологии в науке и образовании: Сб. статей VII Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: Наука и просвещение, 2018. - С. 149-153.
  11. Малиновский В.П. Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом // PROMETA. Компетенции и человеческий капитал. Казань,2003. Режим доступа: http://prometa.ru/archive/policy/capital/reports/3 (Дата обращения:26.04.2019).
  12. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Бердникова Д.В., Борисов Г.И. Методологические основы транспрофессионализма субъектов техномической деятельности // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 11. - С. 38-47.
  13. Цыгулева М.В. К вопросу о профессиональных затруднениях инженера // Вестник научных конференций. - 2016. - № 10/5. - С. 182-185.
  14. Калмыков А.А. Транспрофессионализм связей с общественностью // Российская школа связей с общественностью. - 2011. - № 2. - С. 178-182.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Gridneva N.A., Oparina K.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies