Информационно-дидактическая база и методика подготовки преподавателей вузов к разработке и использованию инновационных педагогических технологий



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается информационно-дидактическая база подготовки преподавателей вузов к разработке и использованию инновационных педагогических технологий в системе дополнительного образования. Обосновывается высокая актуальность рассматриваемой проблемы внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс вузов. Выполнен аналитический обзор отечественных и зарубежных научных публикаций, учебно-методических пособий по проблеме. В зарубежной научной литературе прямых исследований на данную тематику не выявлено. В результате проведенного анализа выяснилось, что на данный момент законом РФ предусмотрены проекты по разработке и созданию, развитию и совершенствованию новых технологий в области образования для подготовки специалистов нового поколения.В представленной работе дана авторская трактовка понятия готовности преподавателей вуза к разработке и использованию инновационных педагогических технологий, которое определяется как интегративный феномен, состоящий из нескольких функциональных компонентов. Представлена информационно-дидактическая база подготовки преподавателей вузов к разработке и использованию инновационных педагогических технологий, которая обеспечивает поэтапное решение локальных задач, то есть формирование каждого из компонентов готовности. Предложены организационные формы подготовки преподавателей к разработке и использованию инновационных педагогических технологий. Результаты исследования могут использоваться руководителями, методистами и преподавателями в системе повышения квалификации педагогов высшей технической школы, а также преподавателями в режиме самообучения.

Полный текст

Введение Современный этап развития образования невозможно представить без применения в образовательном процессе инновационных педагогических технологий, которые играют важную роль в решении научно- исследовательских, методологических и педагогических задач. В связи с этим становится актуальным решение проблем разработки и использования инно- вационных педагогических технологий преподавателями вузов, что приводит к улучшению качества подготовки специалистов в нужном на современном этапе направлении, а именно повышению интенсивности обучения, креатив- ности обучаемых, уровня освоения знаний, а также уровня сформированно- сти общекультурных и профессиональных компетенций, активности, мотива- ции и заинтересованности обучающихся [18, С. 119-128]. Самостоятельно мыслящий, творческий, умеющий создавать продукты интеллектуальной соб- ственности, способный разрабатывать наукоемкие и прорывные технологии выпускник - специалист нового поколения, которого невозможно подгото- вить без применения современных образовательных технологий. Подтвер- ждением вышесказанному является Концепция Федеральной целевой про- граммы развития образования на 2016-2020 годы, в соответствии с которой решение приоритетных задач развития образования невозможно обеспечить в полной мере без реализации инновационных проектов по разработке и со- зданию, развитию и совершенствованию новых технологий в области образо- вания. Целью программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конку- рентоспособного специалиста, для достижения которой предлагается созда- ние и распространение технологических инноваций в профессиональном об- разовании. В рамках поставленных задач предусматривается разработка, внедрение и распространение в системе высшего профессионального образо- вания новых образовательных технологий и форм организации учебного про- цесса путем создания нормативно-методической базы, повышения квалифи- кации педагогических работников, аналитического сопровождения и под- держки данных процессов [11]. Обзор литературы Проблемам разработки и использования инновационных педагогических технологий преподавателями вузов посвящен целый ряд учебно-методических пособий таких российских ученых, как Н.В. Бордовская, И.О. Истрофилова, Н.Э. Касаткина, Л.Л. Рыбцова, М.В. Циулина и др. [1, 6, 7, 12, 16]. Инновационным технологиям в образовании была посвящена IV Между- народная научно-практическая конференция, проведенная в 2016 г. в Тюме- ни, по итогам которой был выпущен сборник научных трудов «Инновационные технологии в образовании», где авторами были опубликованы результа- ты исследований относительно, например, организации компетентностно- ориентированного обучения в техническом вузе (Е.Л. Беляк); инновационных технологий в подготовке конкурентоспособных специалистов (С.В. Лаптева, Т.И. Воробьева); эффективности применения инновационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов (Б.О. Гридне- ва); инновационных технологий как инструмента преобразования образова- тельного процесса (С.П. Зайцева, М.Н. Стадник); дистанционных образова- тельных технологий как инструмента расширения образовательного про- странства (Е.Д. Подрядчикова, Д.Д. Пайвина) и др. [5]. О том, что данная тематика интересует вузовских ученых, свидетель- ствуют научные статьи: «Проблемы подготовки преподавателей технических вузов к работе в условиях инновационного образования» (З.С. Сазонова, Т.М. Ткачева), «Технологии вовлечения преподавателей в инновационную деятельность» (И.Ф. Фильченкова), а также кандидатские диссертации (Е.А. Дегтярева) [13, С. 111-118, 15, 3]. В ходе анализа также выяснилось, что среди ученых большое внимание уделяется проблеме готовности преподава- теля к инновационной деятельности: «Готовность преподавателей универси- тета к использованию современных образовательных технологий» (И.О. Кот- лярова); «Формирование готовности педагога к инновационной деятельности: региональный аспект» (Р.Г. Чулкова); «О готовности преподавателей к инно- вационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности» (И.Б. Бичева, А.Г. Китов) [8, С. 103-114; 17, 2, С. 1-2]. В западной научной литературе прямых аналогов не выявлено. Но среди работ зарубежных ученых, исследующих данную проблему, можно назвать следующие труды: Орацио Миглино и Ричард Уокер «Обучение преподава- нию с использованием технологий - проект, стимулирующий внедрение пе- редовых технологий в образовании» (2010); Орит Авидов-Унгар, Алона Фор- кош-Барух «Профессиональная идентичность педагогов в цифровую эпоху в свете требований педагогических инноваций» (2018); Озгур Йылмаз Дуйгу и Мутлу Байрактар «Отношение преподавателей к использованию образова- тельных технологий» (2014) [19, 20, 21]. Материалы и методы В процессе исследования были использованы такие методы, как ретро- спективный анализ, статистический, аналитический методы, контент-анализ научной литературы. Анализ проводился поэтапно с применением комбини- рованного методологического подхода. Была рассмотрена законодательная база Российской Федерации в отношении развития образования, а именно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 годы. Были изучены материалы научных публикаций, результаты научных исследований по использованию инноваций в образовательном процессе, а также по повышению квалификации преподавателей вуза и их подготовке к разработке и использованию инновационных педагогических технологий. Результаты исследования Целью данного исследования является разработка информационно- дидактической базы, которая позволит подготовить преподавателей вузов к деятельности по разработке и использованию инновационных педагогиче- ских технологий. При проектировании содержания подготовки преподавате- лей к инновационной деятельности авторы руководствовались определением понятия готовности, данным авторами в публикации в журнале «Педагогиче- ское образование в России» [4, С. 118-124]. При этом под готовностью пре- подавателей технического вуза к разработке и использованию инновацион- ных педагогических технологий понимается интегративный многокомпо- нентный феномен, адекватно отражающий способность преподавателя на ос- нове своего педагогического опыта, приобретенных знаний, умений, навыков и личностных профессионально значимых качеств: использовать знания закономерностей эволюционного прогрессивного развития педагогических технологий для выявления того, на каком этапе жизненного цикла (адаптация, прогрессивное развитие, рутинное использо- вание, стагнация, реактивация) функционирует та или иная традицион- ная/исходная педагогическая технология n-го поколения; использовать традиционные/известные и разрабатывать инновацион- ные, отвечающие вызовам времени, критерии развития педагогических тех- нологий для анализа и оценки эффективности функционирования традицион- ных/исходных педагогических технологий n-го поколения и выбора типа ин- новационных педагогических технологий (n+1)-го поколения; выявлять противоречия между предельно достигнутыми результата- ми/целями образовательного процесса при реализации традицион- ной/исходной педагогической технологии n-го поколения и прогнозируемыми и диагностируемыми результатами/целями образова- тельного процесса, которые предполагается получить при реализации некой инновационной педагогический технологии (n+1)-го поколения, и на их осно- ве формулировать проблему для разработки и использования инновационной педагогической технологии; принимать решения по предварительному выбору из российских и зарубежных фондов современных и «ретроинновационных» педагогических технологий таких аналогов технологий, которые бы по своей типологии и дидактическому потенциалу отвечали требованиям, сформулированным в проблеме, то есть полностью устраняли возникшие социально- дидактические противоречия как по целевому предназначению инновации, так и по ожидаемому результату от ее реализации, а именно по численному превышению соотношения критерия развития; осуществлять решение так называемой минимаксной оптимизацион- ной задачи по научно обоснованному выбору из числа предварительно ото- бранных наиболее эффективных аналогов инновационных педагогических технологий методом сравнительно-сопоставительного или компаративного, морфологического, матричного и SWOT (достоинства, недостатки, возмож- ности и риски) анализа. Иными словами, преподаватель должен выбрать одну такую технологию, которая бы при ее апробации и практической реализации минимизировала расходы и максимизировала результаты по принятому кри- терию развития при минимуме временных, информационных и материально- технических издержек на ее реализацию; планировать и проводить констатирующий и формирующий педагоги- ческие эксперименты по выявлению и экспериментальному подтверждению эффективности разработанной/авторской и реализованной преподавателем инновационной педагогической технологии; подготавливать и оформлять аргументированные научно- методические отчеты, презентации, научные статьи и доклады по результатам разработки и апробации инновационных педагогических технологий, их ис- пользования в образовательном процессе, то есть формулировать и представлять собственную разработанную инновационную педагогическую технологию в виде учебно-методического пособия, научных статей с соблюдением норм и правил авторского права. В представленном выше алгоритме процесса поэтапного формирования готовности каждый из перечисленных локальных компонентов имеет свою цель, дидактическую ценность и практическую значимость. Компонентами информационно-дидактической базы формирования го- товности преподавателей технического вуза к разработке и использованию инновационных педагогических технологий, в процессе освоения которой у преподавателей формируется готовность, являются: энциклопедии и справочники по инновационным педагогическим тех- нологиям [14]; учебная литература по современным педагогическим технологиям [1, 10, 16]; научные публикации в ведущих журналах по проблеме инновацион- ных педагогических технологий [8, 9, С. 79-82, 13]; авторское учебно-методическое пособие «Подготовка преподавателей технического вуза к разработке и использованию инновационных педагоги- ческих технологий». Данное пособие является теоретическим и методологическим ядром информационно-дидактической базы подготовки преподавателей в системе дополнительного образования. Для эффективного внедрения новых образовательных технологий в вузовскую практику требуется научный анализ их возможностей и потенциала, а для их дальнейшего совершенствования или разработки важ- но знать и умело применять методологию проектирования. С целью оказания помощи преподавателям в решении такого рода профессиональных задач разработано учебное пособие Н.В. Бордовской, где раскрываются причины и истоки появления новых технологий в образовательной практике, дается об- щая характеристика с опорой на различные научные подходы. Для препода- вателя, который хочет уметь выбирать и применять образовательные техно- логии в своей педагогической практике, важно знать их качественное разно- образие, учитывать границы применения и условия, повышающие эффектив- ность применения. Книга поможет преподавателю самостоятельно разрабо- тать и применить авторскую технологию, раскрывая теоретический аспект проблемы проектирования и применения современных технологий в широкой образовательной практике. В учебном пособии раскрываются подходы к по- ниманию и определению специфики образовательных технологий, принципы и методы их проектирования, анализируется опыт их применения. Содержа- тельно описаны технологии, применяемые в учебной среде при организации самостоятельной образовательной деятельности, в процессе определения учебных достижений, актуализации творческого потенциала и саморазвития. Энциклопедия Г.К. Селевко, состоящая из двух томов, чьей особенностью яв- ляется ее дидактическая направленность, представляет собой учебно- методическое пособие нового поколения, в котором представлены около 500 тех- нологий обучения, каждая из которых классифицируется по определенным при- знакам. В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются суть и особенности содержания применяемых методик, дается необходимый для понимания сущности процесса материал. Характеристики тех- нологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов. Кни- га ориентирует преподавателя в мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также представляет и некоторые технологии будущего. В ней пред- ставлен обширнейший и богатейший материал передового педагогического опы- та, инновационного движения и научных разработок в классифицированном и обобщенном виде, в котором нашли отражение все основные направления раз- вития образования. Все анализы-описания построены по единому плану и включают в себя краткую классификационную характеристику технологии, ана- лиз ее особенностей, рекомендательный список доступных литературных источ- ников. Получили развитие идеи о многомерной, многоаспектной структуре обра- зовательных технологий и их классификации, предложен аналитический аппарат широкого технологического подхода к образовательному процессу. Даются крат- кие описания образовательных технологий в системе классификации, основанной на выделенных автором направлениях модернизации традиционной технологии. Раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии. Кроме информационно- справочной функции, «Энциклопедия» может выполнять функцию учебного по- собия для повышения квалификации педагогических работников, может быть применена при разработке авторских педагогических технологий, при освоении использования образовательных технологий в практике. Знакомство с указанной и другими базами данных позволяет сделать обоснованный отбор наиболее имманентных технологий по принятому кри- терию развития. Подготовка преподавателей к деятельности по разработке и использованию инновационных педагогических технологий проводится в системе повышения квалификации преподавателей Института дополни- тельного образования. Методы, способы, приемы и средства, обеспечиваю- щие получение необходимых знаний преподавателями в процессе подготовки при максимальной результативности и минимальном расходе ресурсов, осно- вываются на одной из наиболее эффективных и широко практикуемых техно- логий подготовки преподавателей - компетентностно-модульной педагогиче- ской технологии формирования готовности преподавателей технического ву- за к разработке и использованию инновационных педагогических технологий. Альтернативными организационными формами подготовки преподавате- лей к деятельности по разработке и использованию инновационных педаго- гических технологий могут быть научно-методический кафедральный семинар либо самостоятельная самоуправляемая деятельность педагога. Заключение Для подготовки преподавателей вузов к разработке и использованию ин- новационных педагогических технологий разработана информационно- дидактическая база, в структуру которой включены: энциклопедии и справочники по инновационным педагогическим тех- нологиям; литература по современным педагогическим технологиям; научные публикации в ведущих журналах по проблеме инновацион- ных педагогических технологий; учебно-методическое пособие «Подготовка преподавателей техниче- ского вуза к разработке и использованию инновационных педагогических технологий», которое является теоретическим и методологическим ядром подготовки преподавателей в системе дополнительного образования. Разработанная информационно-дидактическая база обеспечивает поэтап- ную реализацию каждого из семи функциональных компонентов готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных педагогиче- ских технологий. Система дополнительного образования на факультете повышения квали- фикации преподавателей, научно-методические кафедральные семинары или самостоятельная самоуправляемая деятельность педагога являются организа- ционными формами подготовки преподавателей к разработке и использова- нию инновационных педагогических технологий.
×

Об авторах

Марта Игоревна Дири

Самарский государственный технический университет

Email: martha_2002@mail.ru
аспирант кафедры «Психология и педагогика» Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Ольга Викторовна Юсупова

Самарский государственный технический университет

Email: us63@rambler.ru
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Высшая математика» Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Валентин Николаевич Михелькевич

Самарский государственный технический университет

доктор технических наук, профессор кафедры «Психология и педагогика» Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / колл. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 432 с.
  2. Бичева И.Б., Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - Вып. 6 (25). - С. 1-2.
  3. Дегтярева Е.А. Подготовка преподавателей вуза к освоению и использованию образовательных инноваций: Автореф. дисс. … канд. пед. наук по спец. 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. - Владикавказ, 2016. - 23 с.
  4. Дири М.И., Юсупова О.В., Михелькевич В.Н. Теоретическая модель системы формирования готовности преподавателей технического вуза к разработке и использованию инновационных педагогических технологий в системе дополнительного образования // Педагогическое образование в России: Науч. журнал Уральского государственного педагогического университета. - 2019. - № 1. - С. 118-124.
  5. Инновационные технологии в образовании: Материалы IV Междунар. науч.- практ. конф. / Под ред. С.М. Моор. - Тюмень: ТИУ, 2017. - 216 с.
  6. Истрофилова О.И. Инновационные процессы в образовании: учеб.-метод. пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. ун-та, 2014. - 133 с.
  7. Касаткина Н.Э. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: метод. пособие / авт.-сост. Н.Э. Касаткина, Т.К. Градусова, Т.А. Жукова, Е.А. Кагакина, О.М. Колупаева, Г.Г. Солодова, И.В. Тимонина. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. - 237 с.
  8. Котлярова И.О. Готовность преподавателей университета к использованию современных образовательных технологий // Образование и наука РГППУ. Рубрика: Образовательные технологии. - Екатеринбург, 2014. - № 1 (120). - С. 103-114.
  9. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Совершенствование инновационной педагогической деятельности преподавателей технических вузов // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина. Рубрика: Новые педагогические технологии. - М., 2013. - № 4. - С. 79-82.
  10. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2004. - 91 с.
  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы». М., 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/4952
  12. Рыбцова Л.Л. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Л.Л. Рыбцова и др.; Министерство образования и науки РФ, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 92 с.
  13. Сазонова З.С., Ткачева Т.М. Проблемы подготовки преподавателей технических вузов к работе в условиях инновационного образования // Известия Волгоградского государственного технического университета. Сер. Проблемы социально- гуманитарного знания. - 2014. - Т. 17. - № 13 (140). - С. 111-118.
  14. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т.: учеб.-метод. пособие нового поколения. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
  15. Фильченкова И.Ф. Технологии вовлечения преподавателей в инновационную деятельность: технология организации инновационной среды вуза // Современные проблемы науки и образования: Электр. науч. журнал. - 2017. - № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=26541
  16. Циулина М.В. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2016. - 227 с.
  17. Чулкова Р.Г. Формирование готовности педагога к инновационной деятельности: региональный аспект // Вестник Московского государственного областного университета. - 2013. - № 3. -С. 18.
  18. Юсупова О.В., Дири М.И., Михелькевич В.Н. Эволюция прогрессивного развития отношения преподавателей высшей школы к разработке и использованию инновационных педагогических технологий // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2018. - № 12 (29). - С. 119-128.
  19. Orazio Miglino, Richard Walker. Teaching to teach with technology - a project to encourage take-up of advanced technology in education // Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 2, Issue 2, 2010, Pp. 2492-2496.
  20. Orit Avidov-Ungar, Alona Forkosh-Baruch. Professional identity of teacher educators in the digital era in light of demands of pedagogical innovation // Teaching and Teacher Education, Volume 73, July 2018, Pp. 183-191.
  21. Ozgur Yilmaz Duygu, Mutlu Bayraktar. Teachers’ Attitudes towards the Use of Educational Technologies and their Individual Innovativeness Categories // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 116, 21 February 2014, Pp. 3458-3461.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Дири М.И., Юсупова О.В., Михелькевич В.Н., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.