Information-didactic base of preparing university teachers for working-out and use of innovative pedagogical technologies


Cite item

Abstract

This article discusses information-didactic base of preparing university teachers for working-out and use of innovative pedagogical technologies in the system of additional education. The high relevance of the problem of introducing innovative educational technologies into the educational process of universities is substantiated. The analytical review of Russian and foreign scientific publications and teaching aids on the issue has been made. In the world scientific literature direct studies on this topic have not been identified. According to the analysis, nowadays the law of Russian Federation supports projects ofworking-out, developing, and improvingof new technologies in the field of education for training new generation specialists.In this article the authors’ interpretation of the definition of university teachers “readiness” for working-out and use of innovative pedagogical technologies is given. That is defined as an integrative phenomenon consisting of several functional components. Informational and didactic base for training university teachers to develop and use innovative pedagogical technologists is worked out and presented. This information and didactic base provides a staged solution of local problems, that is, the formation of every readiness` component. Organizational forms of training university teachers for working-out and use of innovative pedagogical technologies in which this training may be implemented are proposed. The results of the study can be used by managers, methodologists and teachers in the system of university teachers` advanced training, as well as by teachers in the mode of self-study.

Full Text

Введение Современный этап развития образования невозможно представить без применения в образовательном процессе инновационных педагогических технологий, которые играют важную роль в решении научно- исследовательских, методологических и педагогических задач. В связи с этим становится актуальным решение проблем разработки и использования инно- вационных педагогических технологий преподавателями вузов, что приводит к улучшению качества подготовки специалистов в нужном на современном этапе направлении, а именно повышению интенсивности обучения, креатив- ности обучаемых, уровня освоения знаний, а также уровня сформированно- сти общекультурных и профессиональных компетенций, активности, мотива- ции и заинтересованности обучающихся [18, С. 119-128]. Самостоятельно мыслящий, творческий, умеющий создавать продукты интеллектуальной соб- ственности, способный разрабатывать наукоемкие и прорывные технологии выпускник - специалист нового поколения, которого невозможно подгото- вить без применения современных образовательных технологий. Подтвер- ждением вышесказанному является Концепция Федеральной целевой про- граммы развития образования на 2016-2020 годы, в соответствии с которой решение приоритетных задач развития образования невозможно обеспечить в полной мере без реализации инновационных проектов по разработке и со- зданию, развитию и совершенствованию новых технологий в области образо- вания. Целью программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конку- рентоспособного специалиста, для достижения которой предлагается созда- ние и распространение технологических инноваций в профессиональном об- разовании. В рамках поставленных задач предусматривается разработка, внедрение и распространение в системе высшего профессионального образо- вания новых образовательных технологий и форм организации учебного про- цесса путем создания нормативно-методической базы, повышения квалифи- кации педагогических работников, аналитического сопровождения и под- держки данных процессов [11]. Обзор литературы Проблемам разработки и использования инновационных педагогических технологий преподавателями вузов посвящен целый ряд учебно-методических пособий таких российских ученых, как Н.В. Бордовская, И.О. Истрофилова, Н.Э. Касаткина, Л.Л. Рыбцова, М.В. Циулина и др. [1, 6, 7, 12, 16]. Инновационным технологиям в образовании была посвящена IV Между- народная научно-практическая конференция, проведенная в 2016 г. в Тюме- ни, по итогам которой был выпущен сборник научных трудов «Инновационные технологии в образовании», где авторами были опубликованы результа- ты исследований относительно, например, организации компетентностно- ориентированного обучения в техническом вузе (Е.Л. Беляк); инновационных технологий в подготовке конкурентоспособных специалистов (С.В. Лаптева, Т.И. Воробьева); эффективности применения инновационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов (Б.О. Гридне- ва); инновационных технологий как инструмента преобразования образова- тельного процесса (С.П. Зайцева, М.Н. Стадник); дистанционных образова- тельных технологий как инструмента расширения образовательного про- странства (Е.Д. Подрядчикова, Д.Д. Пайвина) и др. [5]. О том, что данная тематика интересует вузовских ученых, свидетель- ствуют научные статьи: «Проблемы подготовки преподавателей технических вузов к работе в условиях инновационного образования» (З.С. Сазонова, Т.М. Ткачева), «Технологии вовлечения преподавателей в инновационную деятельность» (И.Ф. Фильченкова), а также кандидатские диссертации (Е.А. Дегтярева) [13, С. 111-118, 15, 3]. В ходе анализа также выяснилось, что среди ученых большое внимание уделяется проблеме готовности преподава- теля к инновационной деятельности: «Готовность преподавателей универси- тета к использованию современных образовательных технологий» (И.О. Кот- лярова); «Формирование готовности педагога к инновационной деятельности: региональный аспект» (Р.Г. Чулкова); «О готовности преподавателей к инно- вационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности» (И.Б. Бичева, А.Г. Китов) [8, С. 103-114; 17, 2, С. 1-2]. В западной научной литературе прямых аналогов не выявлено. Но среди работ зарубежных ученых, исследующих данную проблему, можно назвать следующие труды: Орацио Миглино и Ричард Уокер «Обучение преподава- нию с использованием технологий - проект, стимулирующий внедрение пе- редовых технологий в образовании» (2010); Орит Авидов-Унгар, Алона Фор- кош-Барух «Профессиональная идентичность педагогов в цифровую эпоху в свете требований педагогических инноваций» (2018); Озгур Йылмаз Дуйгу и Мутлу Байрактар «Отношение преподавателей к использованию образова- тельных технологий» (2014) [19, 20, 21]. Материалы и методы В процессе исследования были использованы такие методы, как ретро- спективный анализ, статистический, аналитический методы, контент-анализ научной литературы. Анализ проводился поэтапно с применением комбини- рованного методологического подхода. Была рассмотрена законодательная база Российской Федерации в отношении развития образования, а именно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 годы. Были изучены материалы научных публикаций, результаты научных исследований по использованию инноваций в образовательном процессе, а также по повышению квалификации преподавателей вуза и их подготовке к разработке и использованию инновационных педагогических технологий. Результаты исследования Целью данного исследования является разработка информационно- дидактической базы, которая позволит подготовить преподавателей вузов к деятельности по разработке и использованию инновационных педагогиче- ских технологий. При проектировании содержания подготовки преподавате- лей к инновационной деятельности авторы руководствовались определением понятия готовности, данным авторами в публикации в журнале «Педагогиче- ское образование в России» [4, С. 118-124]. При этом под готовностью пре- подавателей технического вуза к разработке и использованию инновацион- ных педагогических технологий понимается интегративный многокомпо- нентный феномен, адекватно отражающий способность преподавателя на ос- нове своего педагогического опыта, приобретенных знаний, умений, навыков и личностных профессионально значимых качеств: использовать знания закономерностей эволюционного прогрессивного развития педагогических технологий для выявления того, на каком этапе жизненного цикла (адаптация, прогрессивное развитие, рутинное использо- вание, стагнация, реактивация) функционирует та или иная традицион- ная/исходная педагогическая технология n-го поколения; использовать традиционные/известные и разрабатывать инновацион- ные, отвечающие вызовам времени, критерии развития педагогических тех- нологий для анализа и оценки эффективности функционирования традицион- ных/исходных педагогических технологий n-го поколения и выбора типа ин- новационных педагогических технологий (n+1)-го поколения; выявлять противоречия между предельно достигнутыми результата- ми/целями образовательного процесса при реализации традицион- ной/исходной педагогической технологии n-го поколения и прогнозируемыми и диагностируемыми результатами/целями образова- тельного процесса, которые предполагается получить при реализации некой инновационной педагогический технологии (n+1)-го поколения, и на их осно- ве формулировать проблему для разработки и использования инновационной педагогической технологии; принимать решения по предварительному выбору из российских и зарубежных фондов современных и «ретроинновационных» педагогических технологий таких аналогов технологий, которые бы по своей типологии и дидактическому потенциалу отвечали требованиям, сформулированным в проблеме, то есть полностью устраняли возникшие социально- дидактические противоречия как по целевому предназначению инновации, так и по ожидаемому результату от ее реализации, а именно по численному превышению соотношения критерия развития; осуществлять решение так называемой минимаксной оптимизацион- ной задачи по научно обоснованному выбору из числа предварительно ото- бранных наиболее эффективных аналогов инновационных педагогических технологий методом сравнительно-сопоставительного или компаративного, морфологического, матричного и SWOT (достоинства, недостатки, возмож- ности и риски) анализа. Иными словами, преподаватель должен выбрать одну такую технологию, которая бы при ее апробации и практической реализации минимизировала расходы и максимизировала результаты по принятому кри- терию развития при минимуме временных, информационных и материально- технических издержек на ее реализацию; планировать и проводить констатирующий и формирующий педагоги- ческие эксперименты по выявлению и экспериментальному подтверждению эффективности разработанной/авторской и реализованной преподавателем инновационной педагогической технологии; подготавливать и оформлять аргументированные научно- методические отчеты, презентации, научные статьи и доклады по результатам разработки и апробации инновационных педагогических технологий, их ис- пользования в образовательном процессе, то есть формулировать и представлять собственную разработанную инновационную педагогическую технологию в виде учебно-методического пособия, научных статей с соблюдением норм и правил авторского права. В представленном выше алгоритме процесса поэтапного формирования готовности каждый из перечисленных локальных компонентов имеет свою цель, дидактическую ценность и практическую значимость. Компонентами информационно-дидактической базы формирования го- товности преподавателей технического вуза к разработке и использованию инновационных педагогических технологий, в процессе освоения которой у преподавателей формируется готовность, являются: энциклопедии и справочники по инновационным педагогическим тех- нологиям [14]; учебная литература по современным педагогическим технологиям [1, 10, 16]; научные публикации в ведущих журналах по проблеме инновацион- ных педагогических технологий [8, 9, С. 79-82, 13]; авторское учебно-методическое пособие «Подготовка преподавателей технического вуза к разработке и использованию инновационных педагоги- ческих технологий». Данное пособие является теоретическим и методологическим ядром информационно-дидактической базы подготовки преподавателей в системе дополнительного образования. Для эффективного внедрения новых образовательных технологий в вузовскую практику требуется научный анализ их возможностей и потенциала, а для их дальнейшего совершенствования или разработки важ- но знать и умело применять методологию проектирования. С целью оказания помощи преподавателям в решении такого рода профессиональных задач разработано учебное пособие Н.В. Бордовской, где раскрываются причины и истоки появления новых технологий в образовательной практике, дается об- щая характеристика с опорой на различные научные подходы. Для препода- вателя, который хочет уметь выбирать и применять образовательные техно- логии в своей педагогической практике, важно знать их качественное разно- образие, учитывать границы применения и условия, повышающие эффектив- ность применения. Книга поможет преподавателю самостоятельно разрабо- тать и применить авторскую технологию, раскрывая теоретический аспект проблемы проектирования и применения современных технологий в широкой образовательной практике. В учебном пособии раскрываются подходы к по- ниманию и определению специфики образовательных технологий, принципы и методы их проектирования, анализируется опыт их применения. Содержа- тельно описаны технологии, применяемые в учебной среде при организации самостоятельной образовательной деятельности, в процессе определения учебных достижений, актуализации творческого потенциала и саморазвития. Энциклопедия Г.К. Селевко, состоящая из двух томов, чьей особенностью яв- ляется ее дидактическая направленность, представляет собой учебно- методическое пособие нового поколения, в котором представлены около 500 тех- нологий обучения, каждая из которых классифицируется по определенным при- знакам. В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются суть и особенности содержания применяемых методик, дается необходимый для понимания сущности процесса материал. Характеристики тех- нологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов. Кни- га ориентирует преподавателя в мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также представляет и некоторые технологии будущего. В ней пред- ставлен обширнейший и богатейший материал передового педагогического опы- та, инновационного движения и научных разработок в классифицированном и обобщенном виде, в котором нашли отражение все основные направления раз- вития образования. Все анализы-описания построены по единому плану и включают в себя краткую классификационную характеристику технологии, ана- лиз ее особенностей, рекомендательный список доступных литературных источ- ников. Получили развитие идеи о многомерной, многоаспектной структуре обра- зовательных технологий и их классификации, предложен аналитический аппарат широкого технологического подхода к образовательному процессу. Даются крат- кие описания образовательных технологий в системе классификации, основанной на выделенных автором направлениях модернизации традиционной технологии. Раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии. Кроме информационно- справочной функции, «Энциклопедия» может выполнять функцию учебного по- собия для повышения квалификации педагогических работников, может быть применена при разработке авторских педагогических технологий, при освоении использования образовательных технологий в практике. Знакомство с указанной и другими базами данных позволяет сделать обоснованный отбор наиболее имманентных технологий по принятому кри- терию развития. Подготовка преподавателей к деятельности по разработке и использованию инновационных педагогических технологий проводится в системе повышения квалификации преподавателей Института дополни- тельного образования. Методы, способы, приемы и средства, обеспечиваю- щие получение необходимых знаний преподавателями в процессе подготовки при максимальной результативности и минимальном расходе ресурсов, осно- вываются на одной из наиболее эффективных и широко практикуемых техно- логий подготовки преподавателей - компетентностно-модульной педагогиче- ской технологии формирования готовности преподавателей технического ву- за к разработке и использованию инновационных педагогических технологий. Альтернативными организационными формами подготовки преподавате- лей к деятельности по разработке и использованию инновационных педаго- гических технологий могут быть научно-методический кафедральный семинар либо самостоятельная самоуправляемая деятельность педагога. Заключение Для подготовки преподавателей вузов к разработке и использованию ин- новационных педагогических технологий разработана информационно- дидактическая база, в структуру которой включены: энциклопедии и справочники по инновационным педагогическим тех- нологиям; литература по современным педагогическим технологиям; научные публикации в ведущих журналах по проблеме инновацион- ных педагогических технологий; учебно-методическое пособие «Подготовка преподавателей техниче- ского вуза к разработке и использованию инновационных педагогических технологий», которое является теоретическим и методологическим ядром подготовки преподавателей в системе дополнительного образования. Разработанная информационно-дидактическая база обеспечивает поэтап- ную реализацию каждого из семи функциональных компонентов готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных педагогиче- ских технологий. Система дополнительного образования на факультете повышения квали- фикации преподавателей, научно-методические кафедральные семинары или самостоятельная самоуправляемая деятельность педагога являются организа- ционными формами подготовки преподавателей к разработке и использова- нию инновационных педагогических технологий.
×

About the authors

Marta I. Diri

Samara State Technical University

Email: martha_2002@mail.ru
Postgraduate Student of Psychology and Pedagogy Department 244, Molodogvardejskaya st., Samara, 443100, Russia

Olga V. Yusupova

Samara State Technical University

Email: us63@rambler.ru
Doc. Ped. Sci., Head of Mathematics Department 244, Molodogvardejskaya st., Samara, 443100, Russia

Valentin N. Mikhelkevich

Samara State Technical University

Doc. Tech. Sci., Professor of Psychology and Pedagogy Department 244, Molodogvardejskaya st., Samara, 443100, Russia

References

  1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / колл. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 432 с.
  2. Бичева И.Б., Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - Вып. 6 (25). - С. 1-2.
  3. Дегтярева Е.А. Подготовка преподавателей вуза к освоению и использованию образовательных инноваций: Автореф. дисс. … канд. пед. наук по спец. 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. - Владикавказ, 2016. - 23 с.
  4. Дири М.И., Юсупова О.В., Михелькевич В.Н. Теоретическая модель системы формирования готовности преподавателей технического вуза к разработке и использованию инновационных педагогических технологий в системе дополнительного образования // Педагогическое образование в России: Науч. журнал Уральского государственного педагогического университета. - 2019. - № 1. - С. 118-124.
  5. Инновационные технологии в образовании: Материалы IV Междунар. науч.- практ. конф. / Под ред. С.М. Моор. - Тюмень: ТИУ, 2017. - 216 с.
  6. Истрофилова О.И. Инновационные процессы в образовании: учеб.-метод. пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. ун-та, 2014. - 133 с.
  7. Касаткина Н.Э. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: метод. пособие / авт.-сост. Н.Э. Касаткина, Т.К. Градусова, Т.А. Жукова, Е.А. Кагакина, О.М. Колупаева, Г.Г. Солодова, И.В. Тимонина. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. - 237 с.
  8. Котлярова И.О. Готовность преподавателей университета к использованию современных образовательных технологий // Образование и наука РГППУ. Рубрика: Образовательные технологии. - Екатеринбург, 2014. - № 1 (120). - С. 103-114.
  9. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Совершенствование инновационной педагогической деятельности преподавателей технических вузов // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина. Рубрика: Новые педагогические технологии. - М., 2013. - № 4. - С. 79-82.
  10. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2004. - 91 с.
  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы». М., 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/4952
  12. Рыбцова Л.Л. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Л.Л. Рыбцова и др.; Министерство образования и науки РФ, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 92 с.
  13. Сазонова З.С., Ткачева Т.М. Проблемы подготовки преподавателей технических вузов к работе в условиях инновационного образования // Известия Волгоградского государственного технического университета. Сер. Проблемы социально- гуманитарного знания. - 2014. - Т. 17. - № 13 (140). - С. 111-118.
  14. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т.: учеб.-метод. пособие нового поколения. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
  15. Фильченкова И.Ф. Технологии вовлечения преподавателей в инновационную деятельность: технология организации инновационной среды вуза // Современные проблемы науки и образования: Электр. науч. журнал. - 2017. - № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=26541
  16. Циулина М.В. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2016. - 227 с.
  17. Чулкова Р.Г. Формирование готовности педагога к инновационной деятельности: региональный аспект // Вестник Московского государственного областного университета. - 2013. - № 3. -С. 18.
  18. Юсупова О.В., Дири М.И., Михелькевич В.Н. Эволюция прогрессивного развития отношения преподавателей высшей школы к разработке и использованию инновационных педагогических технологий // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2018. - № 12 (29). - С. 119-128.
  19. Orazio Miglino, Richard Walker. Teaching to teach with technology - a project to encourage take-up of advanced technology in education // Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 2, Issue 2, 2010, Pp. 2492-2496.
  20. Orit Avidov-Ungar, Alona Forkosh-Baruch. Professional identity of teacher educators in the digital era in light of demands of pedagogical innovation // Teaching and Teacher Education, Volume 73, July 2018, Pp. 183-191.
  21. Ozgur Yilmaz Duygu, Mutlu Bayraktar. Teachers’ Attitudes towards the Use of Educational Technologies and their Individual Innovativeness Categories // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 116, 21 February 2014, Pp. 3458-3461.

Copyright (c) 2019 Diri M.I., Yusupova O.V., Mikhelkevich V.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies