Методология создания учебного курса программы магистратуры в условиях цифровой экономики
- Авторы: Бунтова Е.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: Том 16, № 1 (2019)
- Страницы: 20-36
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52344
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.1.2
- ID: 52344
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена одному из приоритетных направлений деятельности высших учебных заведений, которым является институт магистратуры. Цель статьи - рассмотреть специфику методологии создания учебного курса магистратуры в условиях становления цифровой экономики в Российской Федерации. Адаптация магистерских программ к профессиональной деятельности дает возможность сфере науки и образования оперативно реагировать на потребности промышленности и экономики; кроме того, институт магистратуры определяет возможности высшего учебного заведения в сфере подготовки высококлассных специалистов в междисциплинарных областях. В основе представленного исследования, касающегося технологии создания учебного курса программы магистратуры в условиях цифровой экономики, лежат теория познания и деятельности, теория социально-общественной обусловленности образования, современные дидактические теории и технологии обучения, методология учения и учебной деятельности, методология разработки учебного курса с использованием электронных и компьютерных технологий. Определены критерии содержания учебного курса программы магистратуры. Предложены формы транслируемых знаний и обосновано их применение в условиях цифровизации в образовании. С точки зрения аспекта информатизации и прозрачности в системе контроля усвоения транслируемых знаний в магистратуре обоснованы такие формы контроля, как система тестирования и выполнение магистрантами научно-исследовательской работы. Одним из обязательных условий создания учебного курса магистратуры определено применение цифровых тренажеров, не привязанных к одному рабочему месту, и неограниченных информационных ресурсов с целью обеспечения возможности обучения в любое удобное для магистранта время и создания условий для непрерывного индивидуального спроектированного образования.
Ключевые слова
Полный текст
Введение Исследование вопросов образования, связанных с деятельностью инсти- тута магистратуры, является одним из актуальных вопросов, касающихся ос- новных направлений развития высшего образования в России. Институт магистратуры является одним из приоритетных направлений деятельности высших учебных заведений, так как, во-первых, адаптация магистерских про- грамм к профессиональной деятельности дает возможность сфере науки и об- разования оперативно реагировать на потребности промышленности и эко- номики; во-вторых, институт магистратуры определяет возможности высше- го учебного заведения в сфере подготовки высококлассных специалистов в междисциплинарных областях. Обучение в магистратуре направлено на приобретение опыта научно- исследовательской работы и глубокое понимание отраслевых проблем в научной сфере. Особенностью второй ступени высшего образования является написание и защита магистерской диссертации на завершающем этапе обучения. «Магистерская диссертация - это самостоятельное исследование, включающее в себя результаты проведенного исследования, результаты опытов и эксперимен- тов, доказывающих актуальность и новизну исследования» [1]. Развитие инновационной образовательной среды в современных условиях становления цифровой экономики приобретает существенное значение в организации образовательного процесса магистратуры. Цифровая экономика требует от выпускников магистратуры развитых навыков самоорганизации, планирования и мотивации непрерывного образования на протяжении всей жизни. Внедрение информационных образовательных технологий в органи- зацию процесса образования магистратуры позволяет использовать возмож- ности электронного, дистанционного и интерактивного обучения и таким об- разом индивидуализировать процесс обучения. Индивидуализация процесса обучения через информационные образовательные технологии, с одной сто- роны, и увеличение роли самостоятельной работы магистрантов, с другой, способствуют развитию у магистрантов профессиональных навыков будуще- го, на которые указывается в докладе 2011 года «Профессиональные навыки будущего - 2020» Института будущего (The Institute for the Future, Palo Alto, USA) [2]. Правительством Российской Федерации 28 июля 2018 года утвер- ждена программа развития цифровой экономики, одним из направлений ко- торой является направление «Кадры и образование» [3]. В рамках данного направления правительством Российской Федерации поставлены задачи по подготовке кадров, отвечающих требованиям развития цифровой экономики и владеющих цифровыми компетенциями. Цель данного исследования - рассмотреть специфику методологии созда- ния учебного курса магистратуры в условиях становления цифровой эконо- мики в Российской Федерации. Обзор литературы В научных работах, касающихся образовательного процесса в магистра- туре, затрагиваются такие стороны образовательного процесса, как проблемы организации учебного процесса на данной ступени обучения, научно- исследовательская деятельность магистрантов, формирование исследователь- ской компетентности магистрантов. Целесообразность введения второго уровня высшего образования рассмотрена в работах Байденко В.И. [4], Глад- ченковой Н.Н. [5], Гребнева Л. [6], Сенашенко В.С. [7], Шадрикова В.Д. [8] и других. Основной вид деятельности студентов магистратуры - научно- исследовательскую работу - рассматривали в своих исследованиях Соляни- ков Ю.В. [9], Кувшинова М.А. [10], Сережникова Р.К. [11], Козырев В.А. [12], Баймухамбетова Б.Ш. [13] и другие. Вопросами формирования исследо- вательской компетентности магистрантов занимались Губайдуллин А.А. [14], Тряпицин А.В. [15], Лукашенко С.Н. [16] и другие. Вопросами организации учебного процесса в магистратуре занимались Саломахина Л.А. [17], Поспе- лов В.К. [18], Коммисарова Н.Н. [18], Витвицкая Л. [19] и другие. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой эконо- мике в рамках проекта, поддержанного грантом президента Российской Фе- дерации по государственной поддержке ведущих научных школ № НШ- 5449.2018.6 «Исследование цифровой трансформации экономики», проводи- лась Н.В. Днепровской [20] - кандидатом экономических наук, доцентом Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Днепровская указывает в своем исследовании на то, что «одной из пяти групп показателей готовности образования к цифровой экономике является показатель приме- нения информационных технологий в учебном процессе» [20]. Вопросы, касающиеся методологии и технологии создания учебного кур- са программы магистратуры в условиях цифровой экономики, глубоко и предметно в отечественной научной литературе не рассмотрены, педагоги- ческие исследования чаще всего касаются фрагментарно данной проблемы. В основе представленного исследования, касающегося методологии со- здания учебного курса программы магистратуры в условиях цифровой эко- номики, лежат теория познания и деятельности, теория социально- общественной обусловленности образования, современные дидактические теории и технологии обучения, методология учения и учебной деятельности, методология разработки учебного курса с использованием электронных и компьютерных технологий. Данные теории базируются на следующих положениях: понимание целостности содержания образования и педагогического процесса (Бабанский Ю.К. [21], Громкова М.Т. [22], Кузнецова Е.В. [23] и другие); понимание структуры и содержания образования (Львов В.Д. [24], Тре- тьякова Е.М. [25], Макарова Е.Е. [26] и другие); компетентностный подход в образовании (Кузьмина Л.Г. [27], Ибраги- мов Г.И. [28] и другие); концепция непрерывного образования (Зуев В.М. [29], Читаева Ю.А. [30], Гречушкина Н.В. [31] и другие); концепция увеличения роли самостоятельной работы студентов в каче- стве одного из основных видов учебной деятельности в образовательном процессе высшей школы (Коваленко А.А. [32], Коротеев В.И. [32], Егоруш- кина Т.Д. [33], Кошелева А.О. [33], Тюрикова Г. [34], Филатова О. [34], Бун- това Е.В. [35] и другие); концепция информатизации образования (Лазутин В.В. [36], Старичен- ко Е.Б. [37] и другие). Методология создания учебного курса программы магистратуры в каче- стве обязательного элемента включает в себя различные виды контроля как показателя уровня постановки учебного процесса в магистратуре. Вопросы, касающиеся оценивания усвоения транслируемых знаний с точки зрения целостности образовательного процесса, рассматривались в работах В.В. Краевского [38], И.Я. Лернер [39] и других ученых. Анализ взаимодействия преподавателя и обучающегося показан в работах Ю.К. Ба- банского [21], В.П. Беспалько [40] и других. Аспект индивидуального подхо- да с точки зрения оценивания усвоения транслируемых знаний рассматривал- ся в работах Г.И. Щукиной [41], Ю.А. Читаева [30] и других. Вопросы ин- форматизации контроля усвоения знаний раскрывались в работах С.Н. Ларина [42], Т.В. Стебеняевой [42], Л.Ю. Лазаревой [42] и других. Материалы и методы Методы исследования, применяемые в работе, относятся к теоретическим и эмпирическим методам педагогического исследования. Теоретические методы проводимого педагогического исследования: метод сравнительного анализа; метод контент-анализа. Эмпирические методы исследования: метод педагогического наблюдения; изучение и обобщение педагогического опыта. Результаты исследования В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дается следующее определение понятия «образования»: «образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся обществен- но значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, обще- ства и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции опреде- ленных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального разви- тия человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интере- сов» [43]. Данное определение понятия «образование» указывает на то, что это целенаправленный процесс воспитания и обучения, имеющий определен- ный результат в виде полученных знаний, умений, навыков и компетентно- стей. Таким образом, образование рассматривается как сложная система, обеспечивающая воспитание, обучение и развитие личности. Работа данной системы есть педагогический процесс, т. е. специально организованное, целе- направленное взаимодействие педагогов и обучающихся. Основной характе- ристикой педагогического процесса является целостность, которая проявля- ется в его содержании и организации. Целостность педагогического процесса обеспечивается одновременным выполнением следующих условий: конструирование педагогом содержания образования, методическое обеспечение содержания образования; взаимодействие участников образовательного процесса; самостоятельное освоение обучающимися педагогически адаптирован- ного содержания образования подобранными и оптимизированными педаго- гом средствами и способами. Согласно современному подходу к образовательному процессу в высшей школе, центральным объектом является обучающийся, т. е. образовательный процесс направлен на предоставление возможности обучающемуся формиро- вать самого себя. Содержание профессионального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. В связи с этим одним из весомых вопросов, связанных с проблемой образовательного процесса в высшей школе, является вопрос о содержании образования. В Феде- ральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается на ос- новной критерий содержания высшего образования - это направленность со- держания высшего образования на развитие общекультурных, общепрофессио- нальных и профессиональных компетенций. Не сформулированы четкие крите- рии отбора содержания высшего образования, что обусловлено рядом причин. Во-первых, существуют различия между знаниями, производимыми наукой, и знаниями, которые транслируются в системе высшего образования. Данный факт частично связан с устранением условий для проникновения в систему высшего образования знаний, не апробированных на практике, а частично связан с отсутствием структуризации знаний. Во-вторых, существует противоречие между возросшим объемом знаний и ограниченными сроками обучения, что указывает на неиспользование в системе высшего образования всех имеющихся возможностей электронных и компьютерных технологий обучения. В-третьих, существует несоответствие между знаниями транслируемыми и объективно необходимыми, что указывает на необходимость привлечения к формированию критериев содержания высшего образования руководителей различных сфер производства и услуг. Одним из критериев содержания высшего образования, связанных с со- зданием учебных курсов программы магистратуры, по мнению автора, явля- ется структуризация знаний. Структуризация знаний предполагает их разде- ление на системные, предметные и процедурные. Критерий структуризации знаний накладывает требования на рабочие программы учебных дисциплин. Рабочая программа учебной дисциплины должна содержать: во-первых, раз- дел, включающий в себя перечень минимально необходимых понятий, кото- рые дают возможность магистранту получить целостное представление о предмете; во-вторых, раздел, включающий в себя предметные знания по учебной дисциплине; в-третьих, алгоритмы освоения материальной действи- тельности в виде процедурных знаний. Главной ценностью высшего образования на современном этапе развития общественных отношений является активная саморазвивающаяся личность. Активная саморазвивающаяся личность является результатом целостности педагогического процесса, которая достигается единством учения, культур- ного развития и профессиональной подготовки. В современной методологии учения и учебной деятельности образование понимается как достояние лич- ности, как средство ее самореализации. Развитие способности личности к по- иску знаний, их освоению и применению в разнообразных ситуациях практи- ческой профессиональной деятельности является целью современного педа- гогического процесса высшей школы, основанного на компетентностном подходе обучения. Данный подход предполагает такие цели учения, как направленность учения на овладение социальными, надпрофессиональными, профессиональными компетенциями и развитие самостоятельности в мотива- ции обучения в течение всей жизни. К основным социальным компетенциям относятся способность личности к проявлению коммуникабельности, креа- тивности мышления, когнитивной гибкости. К основным надпрофессиональ- ным компетенциям относятся способности к критическому мышлению, к принятию решений в условиях неопределенности, к управлению изменени- ями, к проявлению эмоционального интеллекта. Целью компетентностного подхода в системе высшего образования явля- ется обеспечение качества подготовки в соответствии с потребностями со- временного общества в заданном потенциале личности. Анализ научной ли- тературы дал возможность определиться с понятиями «компетентность» и «компетенция». Компетентность - это знания, умения и навыки студента, закрепленные опытом деятельности. Компетенция - это способность пони- мать проблемы, анализировать и осуществлять поиск решения проблемы, ис- пользуя имеющиеся компетентности. Таким образом, без знаний, умений и навыков нет компетентностей, а без использования компетентностей в продуктивной деятельности нет компетенций. Развитие компетенции включает в себя процессы учения, исследования и поиска, мыслительные процессы и процесс профессиональной практической деятельности. Компетентность характеризуется такими функциями, как познавательная, информационная и развивающая. С точки зрения компетентностного подхода в системе высшего образова- ния технология создания учебного курса программы магистратуры должна быть направлена на формирование необходимых компетентностей и компе- тенций магистрантов. Данное требование к технологии создания учебного курса предполагает использование новых подходов к методам учения, кон- троля и оценки результатов образовательного процесса. К основополагающим формам и методам обучения согласно современной методологии учения и учебной деятельности относятся: динамичная форма организации учебного процесса, в основе которой лежит динамичная струк- тура учебных дисциплин и акцент на самостоятельную работу; демократиче- ские и эгалитарные методы обучения. Организация учебного процесса в магистратуре предполагает повышение качества обучения через интеграцию образовательной среды, науки и произ- водства. Единственным способом интеграции образовательной среды, науки и производства являются современные электронные и компьютерные техно- логии, использование таких средств обучения, как электронные средства об- работки и передачи информации, электронные издания, компьютерные муль- тимедиасистемы и интерактивные компьютерные программы. Данные сред- ства обучения предполагают создание и проведение лекториев, вебинаров, электронных изданий, использование ресурсов системы Интернет и приклад- ных программ. Динамичная форма организации учебного процесса в магистратуре тре- бует сочетания различных видов контроля как показателя уровня постановки учебного процесса в магистратуре. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, индивидуальные задания, контрольные работы, тесты, задания для проведения научно-исследовательской работы. Фундаментальными подходами к системе контроля качества образования в условиях цифровизации образования являются: единая система целей обучения, результатов и измерителей усвоения содержания образования; внедрение форм проверки, направленных на формирование само- контроля; обратная связь в образовательном процессе; измерение динамики усвоения содержания образования. Основная цель системы контроля качества - это оценка уровня освоения студентами компетентностей и возможность оптимизации учебного процесса на основе полученных данных. В настоящее время учеными рассматриваются четыре основных аспекта оценивания усвоения знаний студентами: целостного образовательного процесса; взаимодействия преподавателя и обучающегося; индивидуального подхода; информатизации и цифровизации в образовательном процессе. Цифровизация в образовании и использование информационных технологий в системе контроля качества усвоения транслируемых знаний выдвигает на первое место аспект информатизации в образовательном процессе. С точ- ки зрения аспекта информатизации в системе контроля усвоения транслируе- мых знаний в магистратуре преимущества приобретают такие формы кон- троля, как система тестирования и выполнение обучающимися научно- исследовательской работы. Эффективность данных форм контроля усвоения знаний зависит от профессиональной компетенции преподавателя и компе- тенции в области тестологии. Данная форма организации учебного процесса в магистратуре существенно меняет характер работы преподавателя высшей школы; в частности, у преподавателя возникает необходимость создания нового методического обес- печения учебного процесса с использованием электронных и компьютерных технологий с учетом значимой роли самостоятельной работы магистрантов. Информатизация и цифровизация в образовательном процессе магистра- туры направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения в течение всей жизни, на развитие технологий продвинутого обучения. Обязательным условием в процессе создания учебного курса магистратуры является приме- нение цифровых тренажеров, не привязанных к одному рабочему месту, и неограниченных информационных ресурсов, к которым относятся инфор- мационные массивы данных, образовательные порталы, почтовые сервисы. Использование цифровых технологий в образовательном процессе магистра- туры обеспечивает возможности обучения в любое удобное время, непрерыв- ное индивидуально спроектированное образование. Заключение Методология создания учебного курса программы магистратуры базиру- ется на основополагающих педагогических теориях, таких как теория позна- ния и деятельности, теория социальной обусловленности образования, теория учения и учебной деятельности, цифровизации в образовании. В связи с отсутствием четких критериев содержания учебных курсов про- граммы магистратуры методология создания курса предполагает четкую структуризацию знаний, получаемых магистрантами в процессе изучения со- держания учебного курса. Под структуризацией знаний понимается их разде- ление на системные, предметные и процедурные, что имеет свое отражение в нормативно-правовом документе, определяющем организацию образова- тельного процесса по учебному курсу - рабочей программе. Организация учебного процесса в магистратуре через соответствующие направлению подготовки учебные курсы предполагает трансляцию знаний определенных областей науки. Переход от фундаментального научного зна- ния тех или иных закономерностей к созданию технологического продукта является трансляцией знаний в какую-либо технологию. Трансляция знаний учебного курса магистратуры осуществляется через структуризацию знаний, полученных в процессе изучения учебного курса. Таким образом, формиру- ется познавательно-информационный запрос. Методология создания учебно- го курса программы магистратуры, в основу которой положена трансляция знаний, позволяет осуществлять взаимосвязь процессов усвоения, прагмати- зации и интеграции знаний. В условиях цифровизации в образовании существенную роль приобретает трансляция знаний через информационные и компьютерные технологии. Трансляция знаний осуществляется через использование в образовательном процессе лекториев, вебинаров, электронных изданий, ресурсов системы Ин- тернет и прикладных компьютерных программ. Показателем уровня учебного процесса в магистратуре является система контроля качества образования. Основная цель системы - это оценка уровня освоения магистрантами общекультурных, общепрофессиональных и про- фессиональных компетенций, что указывает направления в учебном процессе магистратуры, которые требуют оптимизации. Основными формами контроля освоения компетенций в процессе изучения учебного курса программы маги- стратуры является система тестирования и система организации научно- исследовательской работы студентов. В условиях цифровизации высшей школы методология создания учебно- го курса программы магистратуры опирается на создание web-программ учебного процесса, выполняющих задачи электронного обучения, обмена данными и оформления персонифицированных документов, а также элек- тронных образовательных ресурсов. К наиболее распространенной виртуаль- ной обучающей среде относится система Moodle, которая обеспечивает воз- можность индивидуального спроектированного образования магистранта.×
Об авторах
Елена Вячеславовна Бунтова
Самарский государственный университет путей сообщения
Email: lena-buntova1@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная математика, информатика и информационные системы» Россия, 443066, г. Самара, ул. Свободы, 2в
Список литературы
- Стариченко Б.Е., Семенова И.Н., Слепухин А.В. Проектирование диссертации магистра образования / под ред. Б.Е. Стариченко. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. - 150 с.
- Future Work Skills 2020 Report [SR-1382A] // Institute for the Future [официальный сайт]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iftf.org/uploads/media/SR-1382A_UPRI_future_work_skills_sm.pdf.
- Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 16-32-р от 28 июля 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://statik. government.ru Правительство России.
- Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Изд. центр ПКПС, 2006. - 111 с.
- Гладченкова Н.Н. Многоуровневое образование как условие модернизации и интернационализации высшей школы // Известия Южного федерального университета. Сер. Педагогические науки. - 2008. - № 1/2. - С. 15-23.
- Гребнев Л. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высшее образование в России. - 2004. - № 4. - С. 3-17.
- Сенашенко В.С. О структуре современного высшего образования // Высшее образование в России. - 2004. - № 4. - С. 18-26.
- Шадриков В.Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс // Вопросы образования. - 2004.- № 4. - С. 5-9.
- Соляников Ю.В. Организация научно-исследовательской деятельности в магистратуре университета // Исследование современных педагогических проблем / под ред. д-ра пед. наук Е.С. Заир-Бек. - Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 80-87.
- Кувшинова М.А. Научно-исследовательская работа студентов как важнейший фактор повышения рейтинга университета [электронный ресурс] // URL: http: www.research.mifp.ru / publicationns / npsh2.rtf.
- Сережникова Р.К. Акмеологическое сопровождение как фактор активизации научно-исследовательской деятельности студента-магистранта // Вестник ХГАЭП. - 2015. - № 1(75). - С. 53-60.
- Козыпев В.А. Магистратура и Болонский процесс: вузовский эксперимент: Науч.-метод. пособие / под ред. проф. В.А. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 225 с.
- Баймухамбетова Б.Ш. Формирование готовности магистрантов к исследовательской деятельности / дис. … к.п.н.: 13.00.02. Челябинск, 2011. - 225 с.
- Губайдуллин А.А. Формирование исследовательской компетентности студентов в условиях проектного обучения: дис. … к.п.н.: 13.00.01. Казань, 2011. - 235 с.
- Исследование процессов профессионального становления студентов магистратур в современном вузе: Колл. монография / под ред. А.В. Тряпицина, Н.Ф. Родионовой. - СПб: Лема, 2013. - 210 с.
- Лукашенко С.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов: автореферат дисс. … к.п.н.: 13.00.01. Тюмень, 2012. - 26 с.
- Саломахина Л.А. Проблемы функционирования магистратуры в системе высшего образования России как фактор сдерживания академической мобильности студентов / «Ученые записки» Курского государственного университета: электр. науч. журнал. - 2011. http://www.scientific-notes.ru/
- Поспелов В.К., Комиссарова Н.Н. Проблемы перехода к уровневой системе подготовки // Высшее образование в России. - М.: Московский политехнический университет, 2011. - № 10. - С. 3-11.
- Витвицкая Л. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 93-96.
- Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Экономическая статистика. - 2018. - Т. 15. - № 4. - С. 16-27.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. - С. 122-128.
- Громкова М.Т. Инновационная сущность образовательного процесса, его структура и целостность // Образовательная деятельность вуза в современных условиях: Матер. междунар. науч.-метод. конф., ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия». - 2016. - С. 35-40.
- Кузнецова Е.В. Целостность как системообразующий принцип образования в условиях информационного общества // Наука и школа. - М.: Московский государственный педагогический университет, 2014. - № 3. - С. 69-74.
- Львов В.Д. О реализации профессиональной направленности обучения математике при отборе содержания образования в техническом вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4-5. - С. 85-88.
- Третьякова Е.М. Двухуровневое инженерное образование: требования к компетенциям и содержанию образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 3(17). - С. 309-313.
- Макарова Е.Е. Содержание и структура интегративного подхода в высшем профессиональном образовании // Интеграция образования. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2008. - № 3(52). - С. 8-11.
- Кузьмина Л.Г. Компетентностный подход как альтернатива «знаниево-квалификационному» подходу в современном высшем образовании // Актуальные проблемы языковой подготовки в условиях модернизации высшего профессионального образования: Матер. междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2011. - С. 84-89.
- Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в современном образовании // Образовательные технологии и общество. - Казань: Казанский национально- исследовательский технологический университет, 2007. - Т. 10. - № 3. - С. 361-365.
- Зуев В.М. Непрерывное профессиональное образование: современная концепция // Вестник российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2012. - № 4(46). - С. 3-14.
- Читаева Ю.А. Непрерывное образование как одно из условий развития современного образования: прошлое, настоящее, перспективы на будущее // Научные исследования в образовании. - М.: Академия профессионального образования, 2012. - № 7. - С. 42-45.
- Гречушкина Н.В. Факторы интеграции онлайн-курсов в образовательную систему вуза // Электронное обучение в непрерывном образовании: Сборник трудов V Междунар. науч.-практ. конф. - Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2018. - С. 16-23.
- Коваленко А.А., Коротеев В.И., Новожилов А.Е., Рыжков В.М. Самостоятельная работа студента и электронное обучение // Almamater: Вестник высшей школы.- М.: Алмавест, 2013. - № 7. - С. 108-112.
- Егорушкина Т.Д., Кошелева А.О. Новые векторы в организации самостоятельной работы обучающихся при изучении иностранного языка в технических вузах // Психология образования в поликультурном пространстве. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. - С. 75-82.
- Тюрикова Г., Филатова О., Прошкина И., Ильина Ю. Организация самостоятельной работы студентов - условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России. - М.: Московский политехнический университет, 2008. - С. 93-97.
- Бунтова Е.В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках модульной технологии обучения // Инновации в системе высшего образования: Сборник науч. трудов междунар. науч.-метод. конф. - Кинель: Самарская государственная сельскохозяйственная академия, 2017. - С. 11-14.
- Лазутин В.В. О развитии информатизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и федеральных целевых программ // Информатизация образования и науки. - М.: Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий, 2009.- № 4. - С. 3-10.
- Стариченко Е.Б., Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107-113.
- Асташова Н.А., Краевский В.В. О теоретико-методологических основах современной педагогики // Методология педагогики в контексте современного научного знания: Сборник науч. трудов Междунар. науч.-теорет. конф., посвящ. 90- летию со дня рождения российского ученого-педагога, академика В.В. Краевского. - М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2016. - С. 13-19.
- Осмоловская И.М., Лернер И.Я. О процессе обучения: современное прочтение // Отечественная и зарубежная педагогика. - М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2017. - С. 31-41.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Педагогика, 1995. - 336 с.
- Плашкова О.О. Система дидактических идей в наследии Г.И. Щукиной: дис. ….канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 203 с.
- Ларин С.Н., Стебеняева Т.В., Лазарева Л.Ю. Использование современных педагогических технологий, форм и методов организации образовательного процесса в высших учебных заведениях // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: колл. монография. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 103-127.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: Консультант Плюс: электронный доступ http://www.consultant.ru
Дополнительные файлы
