Methodology for developing curriculum for the graduate programs in the digital environment


Cite item

Abstract

The article is devoted to one of the priorities of higher educational institutions, which is the Institute of magistracy. The purpose of the article is to consider the specifics of the methodology of creating a master's course in the conditions of digital economy formation in the Russian Federation. Adaptation of master's programs to professional activity enables the sphere of science and education to respond quickly to the needs of industry and economy, in addition, the Institute of master's degree determines the possibilities of higher education institution in the field of training of highly qualified specialists in interdisciplinary fields. The basis of the presented research concerning the technology of creating a master's program training course in the digital economy are the theory of knowledge and activity, the theory of social and social conditionality of education, modern didactic theories and learning technologies, the methodology of teaching and learning activities, the methodology of developing a training course using electronic and computer technologies. The criteria of the content of the training course of the master's program are defined. The forms of the transmitted knowledge are offered and their application in the conditions of digitalization in education is proved. From the point of view of the aspect of Informatization and transparency in the control system of assimilation of transmitted knowledge in the magistracy justified such forms of control as the system of testing and implementation of undergraduates research work. One of the mandatory conditions for the creation of a master's degree course is the use of digital simulators, not tied to one workplace and unlimited information resources in order to ensure the possibility of training at any time convenient for the student and, in order to create conditions for continuous individual designed education.

Full Text

Введение Исследование вопросов образования, связанных с деятельностью инсти- тута магистратуры, является одним из актуальных вопросов, касающихся ос- новных направлений развития высшего образования в России. Институт магистратуры является одним из приоритетных направлений деятельности высших учебных заведений, так как, во-первых, адаптация магистерских про- грамм к профессиональной деятельности дает возможность сфере науки и об- разования оперативно реагировать на потребности промышленности и эко- номики; во-вторых, институт магистратуры определяет возможности высше- го учебного заведения в сфере подготовки высококлассных специалистов в междисциплинарных областях. Обучение в магистратуре направлено на приобретение опыта научно- исследовательской работы и глубокое понимание отраслевых проблем в научной сфере. Особенностью второй ступени высшего образования является написание и защита магистерской диссертации на завершающем этапе обучения. «Магистерская диссертация - это самостоятельное исследование, включающее в себя результаты проведенного исследования, результаты опытов и эксперимен- тов, доказывающих актуальность и новизну исследования» [1]. Развитие инновационной образовательной среды в современных условиях становления цифровой экономики приобретает существенное значение в организации образовательного процесса магистратуры. Цифровая экономика требует от выпускников магистратуры развитых навыков самоорганизации, планирования и мотивации непрерывного образования на протяжении всей жизни. Внедрение информационных образовательных технологий в органи- зацию процесса образования магистратуры позволяет использовать возмож- ности электронного, дистанционного и интерактивного обучения и таким об- разом индивидуализировать процесс обучения. Индивидуализация процесса обучения через информационные образовательные технологии, с одной сто- роны, и увеличение роли самостоятельной работы магистрантов, с другой, способствуют развитию у магистрантов профессиональных навыков будуще- го, на которые указывается в докладе 2011 года «Профессиональные навыки будущего - 2020» Института будущего (The Institute for the Future, Palo Alto, USA) [2]. Правительством Российской Федерации 28 июля 2018 года утвер- ждена программа развития цифровой экономики, одним из направлений ко- торой является направление «Кадры и образование» [3]. В рамках данного направления правительством Российской Федерации поставлены задачи по подготовке кадров, отвечающих требованиям развития цифровой экономики и владеющих цифровыми компетенциями. Цель данного исследования - рассмотреть специфику методологии созда- ния учебного курса магистратуры в условиях становления цифровой эконо- мики в Российской Федерации. Обзор литературы В научных работах, касающихся образовательного процесса в магистра- туре, затрагиваются такие стороны образовательного процесса, как проблемы организации учебного процесса на данной ступени обучения, научно- исследовательская деятельность магистрантов, формирование исследователь- ской компетентности магистрантов. Целесообразность введения второго уровня высшего образования рассмотрена в работах Байденко В.И. [4], Глад- ченковой Н.Н. [5], Гребнева Л. [6], Сенашенко В.С. [7], Шадрикова В.Д. [8] и других. Основной вид деятельности студентов магистратуры - научно- исследовательскую работу - рассматривали в своих исследованиях Соляни- ков Ю.В. [9], Кувшинова М.А. [10], Сережникова Р.К. [11], Козырев В.А. [12], Баймухамбетова Б.Ш. [13] и другие. Вопросами формирования исследо- вательской компетентности магистрантов занимались Губайдуллин А.А. [14], Тряпицин А.В. [15], Лукашенко С.Н. [16] и другие. Вопросами организации учебного процесса в магистратуре занимались Саломахина Л.А. [17], Поспе- лов В.К. [18], Коммисарова Н.Н. [18], Витвицкая Л. [19] и другие. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой эконо- мике в рамках проекта, поддержанного грантом президента Российской Фе- дерации по государственной поддержке ведущих научных школ № НШ- 5449.2018.6 «Исследование цифровой трансформации экономики», проводи- лась Н.В. Днепровской [20] - кандидатом экономических наук, доцентом Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Днепровская указывает в своем исследовании на то, что «одной из пяти групп показателей готовности образования к цифровой экономике является показатель приме- нения информационных технологий в учебном процессе» [20]. Вопросы, касающиеся методологии и технологии создания учебного кур- са программы магистратуры в условиях цифровой экономики, глубоко и предметно в отечественной научной литературе не рассмотрены, педагоги- ческие исследования чаще всего касаются фрагментарно данной проблемы. В основе представленного исследования, касающегося методологии со- здания учебного курса программы магистратуры в условиях цифровой эко- номики, лежат теория познания и деятельности, теория социально- общественной обусловленности образования, современные дидактические теории и технологии обучения, методология учения и учебной деятельности, методология разработки учебного курса с использованием электронных и компьютерных технологий. Данные теории базируются на следующих положениях: понимание целостности содержания образования и педагогического процесса (Бабанский Ю.К. [21], Громкова М.Т. [22], Кузнецова Е.В. [23] и другие); понимание структуры и содержания образования (Львов В.Д. [24], Тре- тьякова Е.М. [25], Макарова Е.Е. [26] и другие); компетентностный подход в образовании (Кузьмина Л.Г. [27], Ибраги- мов Г.И. [28] и другие); концепция непрерывного образования (Зуев В.М. [29], Читаева Ю.А. [30], Гречушкина Н.В. [31] и другие); концепция увеличения роли самостоятельной работы студентов в каче- стве одного из основных видов учебной деятельности в образовательном процессе высшей школы (Коваленко А.А. [32], Коротеев В.И. [32], Егоруш- кина Т.Д. [33], Кошелева А.О. [33], Тюрикова Г. [34], Филатова О. [34], Бун- това Е.В. [35] и другие); концепция информатизации образования (Лазутин В.В. [36], Старичен- ко Е.Б. [37] и другие). Методология создания учебного курса программы магистратуры в каче- стве обязательного элемента включает в себя различные виды контроля как показателя уровня постановки учебного процесса в магистратуре. Вопросы, касающиеся оценивания усвоения транслируемых знаний с точки зрения целостности образовательного процесса, рассматривались в работах В.В. Краевского [38], И.Я. Лернер [39] и других ученых. Анализ взаимодействия преподавателя и обучающегося показан в работах Ю.К. Ба- банского [21], В.П. Беспалько [40] и других. Аспект индивидуального подхо- да с точки зрения оценивания усвоения транслируемых знаний рассматривал- ся в работах Г.И. Щукиной [41], Ю.А. Читаева [30] и других. Вопросы ин- форматизации контроля усвоения знаний раскрывались в работах С.Н. Ларина [42], Т.В. Стебеняевой [42], Л.Ю. Лазаревой [42] и других. Материалы и методы Методы исследования, применяемые в работе, относятся к теоретическим и эмпирическим методам педагогического исследования. Теоретические методы проводимого педагогического исследования: метод сравнительного анализа; метод контент-анализа. Эмпирические методы исследования: метод педагогического наблюдения; изучение и обобщение педагогического опыта. Результаты исследования В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дается следующее определение понятия «образования»: «образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся обществен- но значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, обще- ства и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции опреде- ленных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального разви- тия человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интере- сов» [43]. Данное определение понятия «образование» указывает на то, что это целенаправленный процесс воспитания и обучения, имеющий определен- ный результат в виде полученных знаний, умений, навыков и компетентно- стей. Таким образом, образование рассматривается как сложная система, обеспечивающая воспитание, обучение и развитие личности. Работа данной системы есть педагогический процесс, т. е. специально организованное, целе- направленное взаимодействие педагогов и обучающихся. Основной характе- ристикой педагогического процесса является целостность, которая проявля- ется в его содержании и организации. Целостность педагогического процесса обеспечивается одновременным выполнением следующих условий: конструирование педагогом содержания образования, методическое обеспечение содержания образования; взаимодействие участников образовательного процесса; самостоятельное освоение обучающимися педагогически адаптирован- ного содержания образования подобранными и оптимизированными педаго- гом средствами и способами. Согласно современному подходу к образовательному процессу в высшей школе, центральным объектом является обучающийся, т. е. образовательный процесс направлен на предоставление возможности обучающемуся формиро- вать самого себя. Содержание профессионального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. В связи с этим одним из весомых вопросов, связанных с проблемой образовательного процесса в высшей школе, является вопрос о содержании образования. В Феде- ральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается на ос- новной критерий содержания высшего образования - это направленность со- держания высшего образования на развитие общекультурных, общепрофессио- нальных и профессиональных компетенций. Не сформулированы четкие крите- рии отбора содержания высшего образования, что обусловлено рядом причин. Во-первых, существуют различия между знаниями, производимыми наукой, и знаниями, которые транслируются в системе высшего образования. Данный факт частично связан с устранением условий для проникновения в систему высшего образования знаний, не апробированных на практике, а частично связан с отсутствием структуризации знаний. Во-вторых, существует противоречие между возросшим объемом знаний и ограниченными сроками обучения, что указывает на неиспользование в системе высшего образования всех имеющихся возможностей электронных и компьютерных технологий обучения. В-третьих, существует несоответствие между знаниями транслируемыми и объективно необходимыми, что указывает на необходимость привлечения к формированию критериев содержания высшего образования руководителей различных сфер производства и услуг. Одним из критериев содержания высшего образования, связанных с со- зданием учебных курсов программы магистратуры, по мнению автора, явля- ется структуризация знаний. Структуризация знаний предполагает их разде- ление на системные, предметные и процедурные. Критерий структуризации знаний накладывает требования на рабочие программы учебных дисциплин. Рабочая программа учебной дисциплины должна содержать: во-первых, раз- дел, включающий в себя перечень минимально необходимых понятий, кото- рые дают возможность магистранту получить целостное представление о предмете; во-вторых, раздел, включающий в себя предметные знания по учебной дисциплине; в-третьих, алгоритмы освоения материальной действи- тельности в виде процедурных знаний. Главной ценностью высшего образования на современном этапе развития общественных отношений является активная саморазвивающаяся личность. Активная саморазвивающаяся личность является результатом целостности педагогического процесса, которая достигается единством учения, культур- ного развития и профессиональной подготовки. В современной методологии учения и учебной деятельности образование понимается как достояние лич- ности, как средство ее самореализации. Развитие способности личности к по- иску знаний, их освоению и применению в разнообразных ситуациях практи- ческой профессиональной деятельности является целью современного педа- гогического процесса высшей школы, основанного на компетентностном подходе обучения. Данный подход предполагает такие цели учения, как направленность учения на овладение социальными, надпрофессиональными, профессиональными компетенциями и развитие самостоятельности в мотива- ции обучения в течение всей жизни. К основным социальным компетенциям относятся способность личности к проявлению коммуникабельности, креа- тивности мышления, когнитивной гибкости. К основным надпрофессиональ- ным компетенциям относятся способности к критическому мышлению, к принятию решений в условиях неопределенности, к управлению изменени- ями, к проявлению эмоционального интеллекта. Целью компетентностного подхода в системе высшего образования явля- ется обеспечение качества подготовки в соответствии с потребностями со- временного общества в заданном потенциале личности. Анализ научной ли- тературы дал возможность определиться с понятиями «компетентность» и «компетенция». Компетентность - это знания, умения и навыки студента, закрепленные опытом деятельности. Компетенция - это способность пони- мать проблемы, анализировать и осуществлять поиск решения проблемы, ис- пользуя имеющиеся компетентности. Таким образом, без знаний, умений и навыков нет компетентностей, а без использования компетентностей в продуктивной деятельности нет компетенций. Развитие компетенции включает в себя процессы учения, исследования и поиска, мыслительные процессы и процесс профессиональной практической деятельности. Компетентность характеризуется такими функциями, как познавательная, информационная и развивающая. С точки зрения компетентностного подхода в системе высшего образова- ния технология создания учебного курса программы магистратуры должна быть направлена на формирование необходимых компетентностей и компе- тенций магистрантов. Данное требование к технологии создания учебного курса предполагает использование новых подходов к методам учения, кон- троля и оценки результатов образовательного процесса. К основополагающим формам и методам обучения согласно современной методологии учения и учебной деятельности относятся: динамичная форма организации учебного процесса, в основе которой лежит динамичная струк- тура учебных дисциплин и акцент на самостоятельную работу; демократиче- ские и эгалитарные методы обучения. Организация учебного процесса в магистратуре предполагает повышение качества обучения через интеграцию образовательной среды, науки и произ- водства. Единственным способом интеграции образовательной среды, науки и производства являются современные электронные и компьютерные техно- логии, использование таких средств обучения, как электронные средства об- работки и передачи информации, электронные издания, компьютерные муль- тимедиасистемы и интерактивные компьютерные программы. Данные сред- ства обучения предполагают создание и проведение лекториев, вебинаров, электронных изданий, использование ресурсов системы Интернет и приклад- ных программ. Динамичная форма организации учебного процесса в магистратуре тре- бует сочетания различных видов контроля как показателя уровня постановки учебного процесса в магистратуре. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, индивидуальные задания, контрольные работы, тесты, задания для проведения научно-исследовательской работы. Фундаментальными подходами к системе контроля качества образования в условиях цифровизации образования являются: единая система целей обучения, результатов и измерителей усвоения содержания образования; внедрение форм проверки, направленных на формирование само- контроля; обратная связь в образовательном процессе; измерение динамики усвоения содержания образования. Основная цель системы контроля качества - это оценка уровня освоения студентами компетентностей и возможность оптимизации учебного процесса на основе полученных данных. В настоящее время учеными рассматриваются четыре основных аспекта оценивания усвоения знаний студентами: целостного образовательного процесса; взаимодействия преподавателя и обучающегося; индивидуального подхода; информатизации и цифровизации в образовательном процессе. Цифровизация в образовании и использование информационных технологий в системе контроля качества усвоения транслируемых знаний выдвигает на первое место аспект информатизации в образовательном процессе. С точ- ки зрения аспекта информатизации в системе контроля усвоения транслируе- мых знаний в магистратуре преимущества приобретают такие формы кон- троля, как система тестирования и выполнение обучающимися научно- исследовательской работы. Эффективность данных форм контроля усвоения знаний зависит от профессиональной компетенции преподавателя и компе- тенции в области тестологии. Данная форма организации учебного процесса в магистратуре существенно меняет характер работы преподавателя высшей школы; в частности, у преподавателя возникает необходимость создания нового методического обес- печения учебного процесса с использованием электронных и компьютерных технологий с учетом значимой роли самостоятельной работы магистрантов. Информатизация и цифровизация в образовательном процессе магистра- туры направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения в течение всей жизни, на развитие технологий продвинутого обучения. Обязательным условием в процессе создания учебного курса магистратуры является приме- нение цифровых тренажеров, не привязанных к одному рабочему месту, и неограниченных информационных ресурсов, к которым относятся инфор- мационные массивы данных, образовательные порталы, почтовые сервисы. Использование цифровых технологий в образовательном процессе магистра- туры обеспечивает возможности обучения в любое удобное время, непрерыв- ное индивидуально спроектированное образование. Заключение Методология создания учебного курса программы магистратуры базиру- ется на основополагающих педагогических теориях, таких как теория позна- ния и деятельности, теория социальной обусловленности образования, теория учения и учебной деятельности, цифровизации в образовании. В связи с отсутствием четких критериев содержания учебных курсов про- граммы магистратуры методология создания курса предполагает четкую структуризацию знаний, получаемых магистрантами в процессе изучения со- держания учебного курса. Под структуризацией знаний понимается их разде- ление на системные, предметные и процедурные, что имеет свое отражение в нормативно-правовом документе, определяющем организацию образова- тельного процесса по учебному курсу - рабочей программе. Организация учебного процесса в магистратуре через соответствующие направлению подготовки учебные курсы предполагает трансляцию знаний определенных областей науки. Переход от фундаментального научного зна- ния тех или иных закономерностей к созданию технологического продукта является трансляцией знаний в какую-либо технологию. Трансляция знаний учебного курса магистратуры осуществляется через структуризацию знаний, полученных в процессе изучения учебного курса. Таким образом, формиру- ется познавательно-информационный запрос. Методология создания учебно- го курса программы магистратуры, в основу которой положена трансляция знаний, позволяет осуществлять взаимосвязь процессов усвоения, прагмати- зации и интеграции знаний. В условиях цифровизации в образовании существенную роль приобретает трансляция знаний через информационные и компьютерные технологии. Трансляция знаний осуществляется через использование в образовательном процессе лекториев, вебинаров, электронных изданий, ресурсов системы Ин- тернет и прикладных компьютерных программ. Показателем уровня учебного процесса в магистратуре является система контроля качества образования. Основная цель системы - это оценка уровня освоения магистрантами общекультурных, общепрофессиональных и про- фессиональных компетенций, что указывает направления в учебном процессе магистратуры, которые требуют оптимизации. Основными формами контроля освоения компетенций в процессе изучения учебного курса программы маги- стратуры является система тестирования и система организации научно- исследовательской работы студентов. В условиях цифровизации высшей школы методология создания учебно- го курса программы магистратуры опирается на создание web-программ учебного процесса, выполняющих задачи электронного обучения, обмена данными и оформления персонифицированных документов, а также элек- тронных образовательных ресурсов. К наиболее распространенной виртуаль- ной обучающей среде относится система Moodle, которая обеспечивает воз- можность индивидуального спроектированного образования магистранта.
×

About the authors

Elena V. Buntova

Samara State University of Railway Engineering

Email: lena-buntova1@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Applied Mathematics, Informatics and Information Systems Department. 2 century, ul. Freedom, Samara, 443066, Russia

References

  1. Стариченко Б.Е., Семенова И.Н., Слепухин А.В. Проектирование диссертации магистра образования / под ред. Б.Е. Стариченко. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. - 150 с.
  2. Future Work Skills 2020 Report [SR-1382A] // Institute for the Future [официальный сайт]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iftf.org/uploads/media/SR-1382A_UPRI_future_work_skills_sm.pdf.
  3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 16-32-р от 28 июля 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://statik. government.ru Правительство России.
  4. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Изд. центр ПКПС, 2006. - 111 с.
  5. Гладченкова Н.Н. Многоуровневое образование как условие модернизации и интернационализации высшей школы // Известия Южного федерального университета. Сер. Педагогические науки. - 2008. - № 1/2. - С. 15-23.
  6. Гребнев Л. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высшее образование в России. - 2004. - № 4. - С. 3-17.
  7. Сенашенко В.С. О структуре современного высшего образования // Высшее образование в России. - 2004. - № 4. - С. 18-26.
  8. Шадриков В.Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс // Вопросы образования. - 2004.- № 4. - С. 5-9.
  9. Соляников Ю.В. Организация научно-исследовательской деятельности в магистратуре университета // Исследование современных педагогических проблем / под ред. д-ра пед. наук Е.С. Заир-Бек. - Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 80-87.
  10. Кувшинова М.А. Научно-исследовательская работа студентов как важнейший фактор повышения рейтинга университета [электронный ресурс] // URL: http: www.research.mifp.ru / publicationns / npsh2.rtf.
  11. Сережникова Р.К. Акмеологическое сопровождение как фактор активизации научно-исследовательской деятельности студента-магистранта // Вестник ХГАЭП. - 2015. - № 1(75). - С. 53-60.
  12. Козыпев В.А. Магистратура и Болонский процесс: вузовский эксперимент: Науч.-метод. пособие / под ред. проф. В.А. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 225 с.
  13. Баймухамбетова Б.Ш. Формирование готовности магистрантов к исследовательской деятельности / дис. … к.п.н.: 13.00.02. Челябинск, 2011. - 225 с.
  14. Губайдуллин А.А. Формирование исследовательской компетентности студентов в условиях проектного обучения: дис. … к.п.н.: 13.00.01. Казань, 2011. - 235 с.
  15. Исследование процессов профессионального становления студентов магистратур в современном вузе: Колл. монография / под ред. А.В. Тряпицина, Н.Ф. Родионовой. - СПб: Лема, 2013. - 210 с.
  16. Лукашенко С.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов: автореферат дисс. … к.п.н.: 13.00.01. Тюмень, 2012. - 26 с.
  17. Саломахина Л.А. Проблемы функционирования магистратуры в системе высшего образования России как фактор сдерживания академической мобильности студентов / «Ученые записки» Курского государственного университета: электр. науч. журнал. - 2011. http://www.scientific-notes.ru/
  18. Поспелов В.К., Комиссарова Н.Н. Проблемы перехода к уровневой системе подготовки // Высшее образование в России. - М.: Московский политехнический университет, 2011. - № 10. - С. 3-11.
  19. Витвицкая Л. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 93-96.
  20. Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Экономическая статистика. - 2018. - Т. 15. - № 4. - С. 16-27.
  21. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. - С. 122-128.
  22. Громкова М.Т. Инновационная сущность образовательного процесса, его структура и целостность // Образовательная деятельность вуза в современных условиях: Матер. междунар. науч.-метод. конф., ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия». - 2016. - С. 35-40.
  23. Кузнецова Е.В. Целостность как системообразующий принцип образования в условиях информационного общества // Наука и школа. - М.: Московский государственный педагогический университет, 2014. - № 3. - С. 69-74.
  24. Львов В.Д. О реализации профессиональной направленности обучения математике при отборе содержания образования в техническом вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4-5. - С. 85-88.
  25. Третьякова Е.М. Двухуровневое инженерное образование: требования к компетенциям и содержанию образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 3(17). - С. 309-313.
  26. Макарова Е.Е. Содержание и структура интегративного подхода в высшем профессиональном образовании // Интеграция образования. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2008. - № 3(52). - С. 8-11.
  27. Кузьмина Л.Г. Компетентностный подход как альтернатива «знаниево-квалификационному» подходу в современном высшем образовании // Актуальные проблемы языковой подготовки в условиях модернизации высшего профессионального образования: Матер. междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2011. - С. 84-89.
  28. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в современном образовании // Образовательные технологии и общество. - Казань: Казанский национально- исследовательский технологический университет, 2007. - Т. 10. - № 3. - С. 361-365.
  29. Зуев В.М. Непрерывное профессиональное образование: современная концепция // Вестник российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2012. - № 4(46). - С. 3-14.
  30. Читаева Ю.А. Непрерывное образование как одно из условий развития современного образования: прошлое, настоящее, перспективы на будущее // Научные исследования в образовании. - М.: Академия профессионального образования, 2012. - № 7. - С. 42-45.
  31. Гречушкина Н.В. Факторы интеграции онлайн-курсов в образовательную систему вуза // Электронное обучение в непрерывном образовании: Сборник трудов V Междунар. науч.-практ. конф. - Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2018. - С. 16-23.
  32. Коваленко А.А., Коротеев В.И., Новожилов А.Е., Рыжков В.М. Самостоятельная работа студента и электронное обучение // Almamater: Вестник высшей школы.- М.: Алмавест, 2013. - № 7. - С. 108-112.
  33. Егорушкина Т.Д., Кошелева А.О. Новые векторы в организации самостоятельной работы обучающихся при изучении иностранного языка в технических вузах // Психология образования в поликультурном пространстве. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. - С. 75-82.
  34. Тюрикова Г., Филатова О., Прошкина И., Ильина Ю. Организация самостоятельной работы студентов - условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России. - М.: Московский политехнический университет, 2008. - С. 93-97.
  35. Бунтова Е.В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках модульной технологии обучения // Инновации в системе высшего образования: Сборник науч. трудов междунар. науч.-метод. конф. - Кинель: Самарская государственная сельскохозяйственная академия, 2017. - С. 11-14.
  36. Лазутин В.В. О развитии информатизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и федеральных целевых программ // Информатизация образования и науки. - М.: Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий, 2009.- № 4. - С. 3-10.
  37. Стариченко Е.Б., Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107-113.
  38. Асташова Н.А., Краевский В.В. О теоретико-методологических основах современной педагогики // Методология педагогики в контексте современного научного знания: Сборник науч. трудов Междунар. науч.-теорет. конф., посвящ. 90- летию со дня рождения российского ученого-педагога, академика В.В. Краевского. - М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2016. - С. 13-19.
  39. Осмоловская И.М., Лернер И.Я. О процессе обучения: современное прочтение // Отечественная и зарубежная педагогика. - М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2017. - С. 31-41.
  40. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Педагогика, 1995. - 336 с.
  41. Плашкова О.О. Система дидактических идей в наследии Г.И. Щукиной: дис. ….канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 203 с.
  42. Ларин С.Н., Стебеняева Т.В., Лазарева Л.Ю. Использование современных педагогических технологий, форм и методов организации образовательного процесса в высших учебных заведениях // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: колл. монография. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 103-127.
  43. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: Консультант Плюс: электронный доступ http://www.consultant.ru

Copyright (c) 2019 Buntova E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies