Моделирование психолого-педагогической программы профилактики экстремистских тенденций молодёжи


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается содержание психолого-педагогической программы профилактики экстремистских тенденций молодёжи. Отмечен рост преступлений экстремистской направленности, и обоснована актуальность разработки профилактических мер среди молодёжи. Сформулирована основная идея программы, выделены задачи, функции и принципы ее реализации. Определены четыре базовых компонента программы и дано описание рабочих методов. Для достижения эффективных результатов в программу включены тренинговые упражнения, ролевые игры, решение кейсов, элементы народного и литературного творчества (притчи, пословицы, стихотворения) и анкетирование. Предложены критерии оценки эффективности программы: снижение показателей уровня социальной фрустрации, негативизма, агрессивности и враждебности, а также стремление к конструктивным способам коммуникации. Вариативность методического материала предполагает широкие возможности его применения в образовательных учреждениях с целью реализации профилактики экстремистских тенденций молодежи.

Полный текст

Экстремистские тенденции в современном российском обществе имеют всё бо- лее актуальный характер уже потому, что рассогласованность взрослых членов об- щества лишь усугубляет противоречия в обеспечении условий природосообразных потребностей детей и молодежи [1]. Так, по данным МВД России, за период с января по сентябрь 2017 года было совершено 1189 преступлений экстремистской направ- ленности, что показывает рост на 2,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [8]. Рост преступлений экстремистской направленности наблюдается и на территории Тверской области: за 2016 год зарегистрировано 26 подобных пре- ступлений (в 2015 году было совершено 18) [5]. Прогрессирующая динамика экс- тремизма среди молодёжи формирует со стороны педагогического сообщества заказ на своевременную профилактическую работу с деструктивными тенденциями. Речь идёт о предотвращении проявления в поведении молодёжи крайне разрушительных наклонностей, и это одна из ключевых возрастных групп, нуждающаяся в подобной работе. Молодёжь, пребывающая в большинстве своём в учебных заведениях, может объединяться в различные субкультуры, в том числе негативной направленности, что, в свою очередь, актуализирует моделирование и внедрение программных педа- гогических мер профилактического содержания. Моделирование программы профилактики, её структуры и компонентов обяза- тельно должно опираться на особенности молодёжного возраста, который охватыва- ет период жизни от 15-16 до 21-25 лет и является временем зачастую полярных устремлений: от возвышенных и прекрасных до низменных и аморальных. Целью этого во многом является поиск ответов на экзистенциальные вопросы «Кто я?», «Каким могу/должен быть?» или, иначе говоря, болезненное обретение идентично- сти, не сформированной своевременно в дошкольном и младшем школьном воз- расте. В подростковом возрасте эта потребность становится крайне выраженной и необходимой. По этой причине молодёжь зачастую пытается выйти за рамки, в том числе иногда и правовых норм. Подобное происходит не от «испорченности» ны- нешнего молодого поколения, а именно из искренних побуждений «найти себя», по- скольку это возраст «нормативного кризиса», время мучительной саморефлексии собственных сущностных характеристик и выработки защитных механизмов от сто- роннего негативного вторжения [3, с. 420-421; 6, с. 58-59]. Таким образом, педагоги- ческая задача построения программы профилактики экстремистских тенденций мо- лодежи должна опираться на изначальную поисково-созидательную природосооб- разную энергию устремлений молодёжи. Естественная потребность молодежи в свободе индивидуального выбора жиз- ненных ценностей и целей становится спонтанной общей ценностью, которая вы- ступает социально-психологическим условием формирования стихийных молодеж- ных объединений. Размышляя о данном феномене, В. Франкл, наряду с остальными, выделяет свободу по отношению к среде и к влечениям [10, с. 106-109]. Влечения свойственны человеку, однако им не владеют, так же как и окружающая среда и её условия не могут полностью обусловливать поведение человека. Только совершая самостоятельный осознанный выбор личность готова нести ответственность за него, что и предполагает свободу человека. Таким образом, мы можем сформулировать основную идею программы: вера в позитивные (пускай не всегда явные и ясные) устремления юности, общечеловеческие ценности и рефлексивный поиск смыслооб- разующего понимания себя как активной социальной единицы может стать есте- ственным внутриличностным условием объединения молодых людей. Исходя из этой идеи как цели программы профилактики экстремистских тен- денций, в целевом блоке выделим следующие задачи: обеспечить безопасную социально-психологическую среду для свободного проявления эмоций, чувств и намерений участниками образовательного процесса с целью осознания (рефлексии) негативных переживаний и состояний фрустрации; стимулировать процесс индивидуальной и групповой рефлексии участников совместной деятельности для фиксации конечной цели и формулирования своих за- дач вслед за анализом собственных чувств и притязаний; подвергнуть коррекции ригидно-негативные установки участников с помо- щью когнитивного диссонанса в процессе моделирования ситуаций нравственного выбора. Решение этой задачи позволяет выявить негативные установки экстремист- ской направленности и , при помощи моделирования ситуаций нравственного выбо- ра и когнитивного диссонанса, поставить участников программы перед моральной дилеммой: остановить свой выбор на крайней форме сопротивления шаблонам «взрослой жизни», уподобляясь их рассогласованности позиций, или выработать свои способы конструктивных отношений в удовлетворении своих потребностей; сформировать практические коммуникативные навыки для поиска конструк- тивного разрешения внутриличностных и межличностных противоречий; интегрировать полученные знания и умения в коллективном проекте разре- шения конкретных проблем экстремистской направленности. Интеграция получен- ных знаний и практических навыков должна опираться на субъективный опыт конкретных участников программы, что способствует усвоению познавательных эле- ментов в личностно значимом содержании. Целевой блок планируемой программы профилактики экстремистских тенден- ций предполагает педагогическую работу структуры субъектного взаимодействия: «человек - человек», «человек - группа», «группа - группа». Взаимное изменение и влияние компонентов программы на участников сов- местной деятельности заключается в ряде функций: рефлексивной, коммуникатив- ной, нравственно-ценностной, прогностической и оценочно-результативной. Для достижения эффективных результатов программы необходимо учитывать следующие принципы согласованного взаимодействия в процессе деятельности: 1) принцип сотрудничества и 2) принцип свободы выбора, которые позволяют субъ- екту переживать, с одной стороны, сопричастность группе, а с другой, - осознание себя личностью, имеющей право на собственные суждения; 3) принцип безоценоч- ности, который К. Роджерс определил как осознание индивидом подлинного смысла своего внутреннего мира без предвзятости и субъективных рамок [7, с. 44], способ- ствующее, в свою очередь, уважительному восприятию окружающих людей; принципы обратной связи и 5) рефлексии, которые обусловливают эмоционально- образное выражение и когнитивное осознание элементов программы профилактики, стимулируя мотивационные компоненты индивидов. Организационно-содержательный блок включает в себя компоненты психолого- педагогических условий оптимальной профилактики экстремистских тенденций моло- дёжи, реализация которых требует учитывать возрастные особенности участников про- граммы и специфику межличностных и межгрупповых взаимодействий. Это обеспечит условия организации открытого, конструктивного пространства для стимулирования познавательной и рефлексивной активности и последующей интеграции полученного опыта в учебную, трудовую и иные сферы жизни молодежи. Психолого-педагогические условия профилактики экстремистских тенденций содержат следующие компоненты блока: рефлексивно-деятельностный; когнитивный; мотивационно-ценностный; поведенческий. Согласно концепции рефлексивно-деятельностного подхода, личностная ре- флексия помогает субъекту в процессе совместной деятельности осознавать свои потребности, ценности и цели, а также способы их достижения, что придаёт дея- тельности целесообразный и эффективный характер. Реализованная же деятель- ность, в свою очередь, становится материалом для самоанализа, то есть для рефлек- сии [4, с. 163]. Когнитивный компонент включает в себя формирование понятий, оперирование ими и получение выводов и умозаключений. По мнению Л. Фестингера, когнитив- ный диссонанс создаёт условия для анализа тех или иных действий, причём в ре- зультате выбора негативные для субъекта альтернативы отрицаются и отвергаются [9, с. 18]. В программе принцип когнитивного диссонанса используется в моделиро- вании ситуаций нравственного выбора. Следующий компонент модели включает в себя мотивационно-ценностную направленность участников программы. Под ценностными ориентациями понимает- ся устойчивое отношение человека к материальным, духовным благам как жизнен- ным идеалам, что и рассматривается в качестве целей и средств удовлетворения природосообразных потребностей личности. Мотивация определяется как система относительно устойчивых потребностей, ценностей, установок, являющихся основ- ными побудителями деятельности. Следовательно, мотивационно-ценностная направленность личности определяется как динамическая интегративная система свойств человека, включающая иерархически взаимосвязанные мотивы, интересы, цели, установки, убеждения, ценностные ориентации, идеалы, обеспечивающие его активность в жизнедеятельности, а также в учебной и профессиональной деятельно- сти [2, с. 26-33]. Таким образом, мотивационно-ценностный компонент напрямую связан с проявлениями инициативной активности индивида, а также с созданием чувства общности и взаимоуважения при учёте и принятии личностных и групповых сходств и различий. Поведенческий компонент психолого-педагогических условий содержит трени- ровку навыков общения как актуальных компетенций участников программы не только среди сверстников, но и, как показывают недавние исследования, с родите- лями и людьми старшего поколения [11, с. 18-19]. Приоритетными здесь являются достижение сотрудничества на основе приспособления и конструктивно активного (соревновательного) проявления своих потребностей как наиболее позитивных стра- тегий общения и, напротив, соперничество или избегание социальных контактов как наиболее слабых, деструктивных способов взаимодействия, ведущие к дезадаптации и возникновению экстремистских тенденций. Для достижения поставленных целей используются следующие психолого- педагогические методы: тренинговые упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и профилактики фрустрированных чувств, развитие конструктивных коммуникатив- ных навыков и формирование групповой сплочённости; ролевые групповые игры для развития терпимого уважительного восприятия участников совместной деятельности; деловые кейсы на основе когнитивного диссонанса, призванные сформиро- вать ценностные установки в условиях этнических, религиозных и других различий; формы народного творчества: пословицы и поговорки, притчи, стихотвор- ные произведения; анкеты и опросники для диагностики психологических особенностей участ- ников программы. Оценочно-результативный блок содержит основные критерии, по которым фиксируется изменение таких личностных характеристик как а) снижение уровня социальной фрустрации; б) снижение уровня негативизма, агрессивности и враждебности; в) выбор сотрудничества (или хотя бы компромисса) как основной стратегии межличностного общения. Приведённые критерии затрагивают часть такого комплексного (социально- экономического, культурного, этнического и др.) явления, как экстремизм. Тем не менее, с точки зрения психолого-педагогического аспекта исследуемой проблемы, приведённые факторы во многом являются базовой психолого-педагогической при- чиной возникновения деструктивных тенденций изменения личностных качеств. В таблице представлены основные положения программы профилактики экс- тремистских тенденций молодёжи. Психолого-педагогическая программа профилактики экстремистских тенденций молодёжи ЦЕЛЕВОЙ БЛОК Цель: Психолого-педагогическая профилактика экстремистских тенденций молодёжи Задачи: Обеспечить безопасную среду и чувство защищённости для возможности открытого проявления своих эмоций и мыслей участниками образовательного процесса. Стимулировать процесс индивидуальной и групповой рефлексии. Способствовать коррекции ригидных установок участников и созданию когнитивного диссонанса в процессе моделирования ситуаций нравственного выбора Сформировать практические коммуникативные навыки поиска согласованности как конструктивного пути разрешения внутриличностных и межличностных противоречий. Интегрировать освоенные знания и умения в коллективном проекте решения конкретной проблемы экстремистской направленности Функции модели: рефлексивная коммуникативная нравственно-ценностная прогностическая оценочно-результативная Субъектный состав: человек - человек человек - группа группа - группа Принципы: сотрудничество свобода выбора безоценочность обратная связь рефлексия ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК Психолого-педагогические условия: Учёт возрастных особенностей участников программы и специфики межличностного и межгруппового взаимодействия. Обеспечение открытой и конструктивной среды для всех участников программы для развития активности и ответственности в процессе совместной деятельности. Интеграция полученного опыта для дальнейшей согласованной деятельности КОМПОНЕНТЫ БЛОКА Рефлексивно- деятельностный Осознание субъектом собственных эмоций и чувств при активном взаи- модействии с други- ми участниками программы Когнитивный Стимулирование к отказу от разрушительных контрастно- категоричных ригидных установоки к поиску и принятиюальтернативных и конструктивных точек зрения Мотивационно- ценностный Формированиена начальном этапе положительного отношения к субъектам совместной деятельности при принятии ментальных, культурных, националь- ных и индивидуальных различий, с дальнейшим объединением учебной группы и разработкой совместных проектов Поведенческий Овладение коммуникативными навыками разрешения конфликтных ситуа- ций и сохранение индивидуально- созидательной позициив условиях деструк- тивных манипуляций Методы и технологии:Тренинговые упражнения, ролевые игры, решение предложенных и создание своих кейсов, использование форм народного творчества различных культур (пословиц, поговорок и притч) и литературных произведений (стихотворения), использование анкет и опросников ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК Показатели:Снижение уровня социальной фрустрации Снижение уровня негативизма и агрессивностиГотовность к конструктивным способам коммуникации (компромисс, сотрудничество) Результат:Снижение интенсивности отдельных показателей экстремистских тенденций молодёжи и го- товность к конструктивным способам коммуникации (компромисс, сотрудничество) В заключение отметим практическую направленность программы профилактики экстремистских тенденций молодёжи и её вариативность. Как уже упоминалось, возрастные границы молодёжи достаточно широки, и необходимо учитывать нюан- сы крайних возрастных показателей и связанные с ними особенности. Содержатель- но программа логически выдержана и, в первую очередь, направлена на проявление рефлексивной активности участников не только во время проведения занятий, но и по окончании их. Некоторые блоки, в частности, моделирование ситуаций нрав- ственного выбора, позволяют ведущим программы самостоятельно выбирать анало- гичные ситуации с учётом, например, ментальных, географических, религиозных особенностей проживания на территории нашей страны. Программа не требует спе- циальных условий, что позволяет широко внедрять её во внеучебную, внеурочную или внеклассную работу различных образовательных учреждений.
×

Об авторах

Александр Владимирович Шарапов

Институт педагогического образования и социальных технологий, Тверской государственный университет

Email: Sha-77@mail.ru
аспирант кафедры музыкального образования 170021, г. Тверь, ул. 2-я Грибоедова, д. 24

Список литературы

  1. Анисимов, В.П. Арт-педагогическая профилактика негативизма детей: монография / В.П. Анисимов, Т.П. Скворцова. - Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2017. - 232 с.
  2. Клименко, И.В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: дисс. …канд. психол. наук: 19.00.03 / Клименко Илона Васильевна. - Москва, 2014. - 208 с.
  3. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
  4. Осипова, Т.П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов / Т.П. Осипова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1. - С. 163-166
  5. Отчет начальника УМВД России по Тверской области В.Л. Андреева о результатах работы органов внутренних дел Тверской области за 2016 г. [Электронный ресурс] URL: https://69.мвд.рф/action/Otchjoti_dolzhnostnih_lic/отчеты-начальника-умвд-россии-по-тверской (Дата обращения 31.10.2017)
  6. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
  7. Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия. Пер. с англ / К. Роджерс. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. - 320 с.
  8. Состояние преступности за январь - сентябрь 2017 года. [Электронный ресурс] URL: https://мвд.рф/folder/101762/item/11341800/ (Дата обращения 31.10.2017)
  9. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. / Л. Фестингер. - СПб.: Речь, 2000. - 320 с.
  10. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / В. Франкл, общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
  11. Чернова, Г.Р. Психология общения: учебное пособие / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. - СПб.: Питер, 2012. - 240 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шарапов А.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах