The correlation of personal characteristics and professional value orientations of representatives of the socionomical sphere of employment


Cite item

Full Text

Abstract

The results of the empirical study of the correlation of features and professional value orientations of representatives of the "person-to-person" sphere of labor are presented in the article.On the basis of correlation analysis it is found that specialists with behavioral type of professional value orientations express extroversion, sensitivity and emotivity. Representatives of this group are motivated to achieve professional goals, develop professional competencies and pay special attention to the problems of other people. Respondents with emotional type of professional value orientations have anxiety, which manifests itself in a specific form of activity aimed at establishing and maintaining productive relationships. Employees of the social field with a cognitive type of profes- sional value orientations have spontaneity, which is expressed in the absence of a clear algorithm of job responsibilities, due to the lack of strict requirements for the implementation of the process of interpersonal interaction. Professionally necessary personal characteristics for the representatives of this group are goal-setting, interpersonal relationships and qualities that significantly affect the efficiency of work.In conclusion, the author assumes that respondents have such common personal characteristics as orientation to the world of another person, sociability, sensitivity to the problems of the interlocutor, interest in the effective organization of the process of interpersonal interaction.

Full Text

Введение Изучению и системному анализу личностных особенностей специалистов различных профессиональных групп в междисциплинарных и отраслевых научных исследованиях традиционно уделяется большое внимание. Актуаль- ность подобных работ не вызывает сомнения и связана, с одной стороны, с представлением о личностных особенностях как базисных и значимых ха- рактеристиках человека, определяющих целенаправленность и результатив- ность его труда, с другой - объективным пониманием феномена профессио- нализма специалиста любой трудовой области через прямую зависимость от тех личностных особенностей, которыми он обладал до начала профессио- нального обучения и которые приобрел в процессе овладения профессио- нальными компетенциями. В то же время, согласно мнению Э.Ф. Зеера: «Усиление личностной компоненты в образовательных концепциях - веду- щая тенденция современного образования» [4, с. 22]. Однако, как справедли- во утверждает В.В. Сорочан: «Профессионализм - это не только характери- стики производительности труда, но и особенности мотивации личности че- ловека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека» [17, с. 4]. На основе данных утверждений пред- положим, что профессионализм и личностные характеристики - взаимозави- симые понятия, отражающие комплексную проблему объективизации факто- ров профессиональной деятельности специалиста. Особое место в контексте данной темы, на наш взгляд, занимает вопрос о взаимосвязи личностных особенностей и профессионально-ценностных ориен- таций представителей социономического типа по следующим причинам. Резуль- татом профессиональной деятельности профессий типа «человек-человек» явля- ется полная или частичная интеграция личностного и социального аспектов в процессе труда (Е.М. Иванова [5], А.К. Маркова [10], Н.С. Пряжников [11]). Ба- зовой спецификой данного вида профессиональной деятельности выступает ее явная общественная направленность, ориентированная на другого человека как активного объекта и субъекта взаимодействия. Профессии социономического типа предполагают также и особый тип межличностного взаимодействия, именуемый в литературе «помогающим поведением». Согласно авторской позиции К. Роджерса, в центре помогаю- щего поведения находится особое поведение, «в котором одна из сторон намеревается оказывать помощь другой стороне в развитии, личностном росте, в умении ладить с другими людьми и лучшей жизнедеятельности» [12, с. 205]. По мнению В.П. Исаева, «особенностью социономических профессий является то, что «помогающая деятельность» становится главным элементом профессиональной деятельности» [6, с. 204]. Социономическая группа профессий, как утверждают Е.А. Климов [8], В.Э. Чудновский [19], В.Д. Шадриков [20], имеет отличительные характери- стики, среди которых выделяются средства, предмет и продукт труда. Подоб- ные условия профессиональной деятельности не предъявляют к сотрудникам жестких условий, как к самому процессу профессиональной деятельности, так и к продукту труда как основному ее результату. Вследствие чего требо- вания к личностным особенностям специалистов профессий типа «человек- человек» постоянно повышаются и отражают общую тенденцию обществен- ного развития и многоплановости аспектов межличностного взаимодействия в современных условиях. Очевидно, что в структуре личности представителей социальной сферы труда должны доминировать такие профессиональные характеристики, кото- рые существенно влияют на эффективность и результативность выполнения поставленных трудовых задач. Считаем, что именно профессионально- ценностные ориентации данного профессионального сообщества обусловли- вают личностное развитие профессионала и тем самым обеспечивают каче- ство выполняемого труда, выступая при этом своего рода определенными показателями становления специалиста социономического типа. Обзор литературы Проблема взаимосвязи профессиональной деятельности и специфики ценностной сферы как личностного образования специалистов нашла свое отражение в работах А.А. Бодалева [2], А.А. Деркача [3], А.В. Серого [14], А.Р. Фонарева [18] и других ученых. Ценностным образованиям в професси- ональной деятельности традиционно присваивается достаточно большое зна- чение в связи с взаимной направленностью данных категорий. Ценностные ориентации формируются в структуре личности в течение всей жизни. Разви- ваясь, человек интериоризирует и наделяет смыслом те ценности, которые для него становятся действительно значимы и приобретают определенное личностное содержание. В период профессионального самоопределения цен- ности выбираемых профессий сравниваются с личностными актуальными и потенциальными возможностями. Однако уже на этапе зрелости профессио- нально-ценностные ориентации выступают не только как базовые характери- стики личности, но и как ведущие факторы реализации профессионала в тру- довой деятельности. Справедливо в данном контексте замечание Е.А. Климова, утверждающего, что в ходе присвоения норм и ценностей профессиональной деятельности специалисты приобретают идентичные лич- ностные черты, впоследствии позволяющие определить принадлежность че- ловека к тому или иному профессиональному сообществу [9]. Ценности профессиональной деятельности возникли в процессе истори- ческого развития вследствие разделения труда и появления новых профессий с соответствующим социокультурным образованием. Ценности в профессио- нальной деятельности специалистов социономического типа выполняют ряд немаловажных функций, среди которых можно выделить следующие: опре- деление целеполагания и стратегии профессионального развития; реализация определенного стиля индивидуальной профессиональной деятельности в процессе межличностного взаимодействия; формирование субъективной и объективной значимости выполняемого труда для конкретной личности и общества в целом [21]. В настоящее время система профессиональных ценностных ориентаций представителей профессий «человек-человек» выступает интегральной ха- рактеристикой и объективным критерием эмоционального отношения специ- алиста к профессиональной деятельности и представляет собой сложное лич- ностное образование. В то же время в современной психологической литературе вопрос взаи- мосвязи личностных особенностей и профессионально-ценностных ориента- ций представителей социономической сферы не нашел своего целостного от- ражения. Материалы и методы исследования В качестве выборки исследования выступили специалисты профессий ти- па «человек-человек» (продавец, психолог, официант, менеджер, страховой агент, юрист, гид), средний возраст которых на момент проведения диагно- стики составил от 23 до 41 года (26,7±13,2 лет), имеющие средний стаж рабо- ты от 3 до 18 лет (11,4±7,8 лет). Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании - 135 человек. По полу выборка представлена следу- ющим образом: мужчины - 47 %, женщины - 53 %. Для проведения тестиро- вания были использованы следующие диагностические методики: «индиви- дуально-типологический опросник» (Л.Н. Собчик) [16] и опросник «диагно- стика профессионально-ценностных ориентаций личности» (далее - «ДиП- ЦОЛ») (Н.А. Самойлик) [13]. Для определения наличия корреляционных связей личностных особенно- стей и профессионально-ценностных ориентаций представителей соционо- мической области труда использовался r-критерий Спирмена. Оценка достоверности полученных результатов исследования осуществлялась с помощью статистического анализа данных в программе «Statistiсa for Windows 10.0». Результаты исследования С целью изучения взаимосвязи личностных особенностей и профессио- нально-ценностных ориентаций на первом этапе исследования были проана- лизированы результаты диагностики респондентов по опроснику «ДиПЦОЛ». Исходя из полученных данных, все участники эксперимента были поделены на три группы. Первую группу составили респонденты с выраженным пове- денческим типом профессиональных ориентаций, во вторую группу вошли испытуемые с эмоциональным типом, третья группа образована представите- лями когнитивного типа профессионально-ценностных ориентаций (табл. 1). Таблица 1 Представленность типов профессионально-ценностных ориентаций в исследуемой выборке Тип ПЦО Выраженность типа ПЦО (%) Когнитивный тип ПЦО 28 Эмоциональный тип ПЦО 32 Поведенческий тип ПЦО 40 Итого: 100 Примечание: здесь и далее в таблицах и рисунках: ПЦО - профессионально- ценностные ориентации Для первой группы респондентов присущ поведенческий тип професси- онально-ценностных ориентаций, в основе которого лежит операциональный аспект реализации себя как профессионала. Для таких специалистов социаль- ной области свойственно выполнение профессиональных действий по опре- деленному алгоритму, способствующему выработке индивидуального стиля профессиональной деятельности и обеспечивающего в полном объеме про- цесс межличностного взаимодействия при наиболее эффективном использо- вании индивидуальных характеристик взаимодействующих лиц. Для респондентов второй группы характерен эмоциональный тип про- фессионально-ценностных ориентаций, позволяющий сотрудникам соционо- мической сферы труда объективно определять значимость результата своей деятельности. В центре данного типа профессионально-ценностных ориента- ций находится представление личности об удовлетворенности или неудовле- творенности отношениями, формирующимися и целенаправленно развиваю- щимися в процессе труда. В данном контексте нельзя не согласиться с мнени- ем К.А. Абульхановой-Славской, утверждающей, что «отношения личности - те «мосты», которые она строит в жизни, без которых невозможно ее даль- нейшее «движение», сама жизнь, есть некоторые ценностно-смысловые и вместе с тем жизненно-практические обобщения, некоторые основные направления, по которым развертывается активность личности» [1, c. 134]. Представители третьей группы имеют когнитивный тип профессиональ- но-ценностных ориентаций, отражающий способность специалиста система- тически оценивать уровень специальных профессиональных знаний и специ- фику удовлетворения своих потребностей в реализуемой трудовой области. Испытуемые данной группы ориентированы на развитие мотивации к систе- матическому изучению и планомерному применению на практике приобре- тенных профессиональных знаний. На втором этапе исследования для каждой группы респондентов был по- строен личностный профиль на основе диагностики по методике «индивиду- ально-типологический опросник» (Л.Н. Собчик). У специалистов с выраженным поведенческим типом профессионально- ценностных ориентаций выявлены следующие акцентуированные личност- ные черты: эмотивность (М = 6,25) и сензитивность (М = 5,71), отражающие общую социальную направленность респондентов данной группы (рис. 1). Эмотивность Тревожность Сензитивность Экстраверсия 7 6 5 4 3 2 1 0 Спонтанность Агрессивность Ригидность Интроверсия Риc. 1. Личностный профиль представителей поведенческого типа ПЦО Повышение эмоциональной реактивности в сочетании с чувствительно- стью позволяют представителям социномических профессий более эффек- тивно организовывать межличностное взаимодействие с объектами социаль- ной помощи или межличностного взаимодействия. Для данной группы также характерен повышенный показатель ригидности (М = 5,63), что свидетель- ствует о сформированном стереотипе осуществления профессиональной дея- тельности в рамках профессиональных обязанностей. В данном случае речь идет о наличии в структуре профессиональных ценностей определенного индивидуального стиля профессиональной деятельности, отражающего каче- ственное выполнение исполнительных и ориентировочных действий, связан- ных с осознанностью и объективным принятием трудовых целей. Для анализа и изучения взаимосвязи личностных особенностей и профес- сионально-ценностных ориентаций специалистов профессий типа «человек- человек» был проведен корреляционный анализ (табл. 2). Полученные положительные взаимосвязи между экстраверсией и ценно- стями-целями и ценностями-качествами (r = 0,52 при р ≤ 0,05 и r = 0,48 при р ≤ 0,05 соответственно) показывают, что чем выше у респондентов обра- щенность личности в социум, тем в большей степени осознается целевой компонент труда и формируются необходимые профессиональные качества и компетенции. Умеренная положительная взаимосвязь ценностей-умений и спонтанности (r = 0,46 при р ≤ 0,01) демонстрирует стремление представите- лей данной группы к самоутверждению через увеличивающуюся потребность в развитии профессиональных умений и способностей для совершенствова- ния результативности выполняемых профессиональных задач. Однако при- сутствие импульсивности в процессе профессионального самоутверждения не предполагает применение специальных знаний (r = - 0,61 при р ≤ 0,05). Таблица 2 Показатели взаимосвязи между личностными характеристиками и ценностями профессии в группе представителей поведенческого типа ПЦО (r-критерий Спирмена) Шкалы методики Экстраверсия Спонтанность Агрессивность Ригидность Интроверсия Сензитивность Тревожность Эмотивность Ценности- отношения - - - - - - - 0,57** Ценности-знания - - 0,61* - - - - - - Ценности-цели 0,52* - - 0,52* 0,39* - 0,65* Ценности- результат - - - - - - - 0,45** Ценности- качества 0,48* - - 0,44* - - - 0,42* - 0,35* Ценности-умения - - 0,46* - - - - - 0,49* Примечание: здесь и далее в таблицах: * - присутствует достоверная связь (при р ≤ 0,05); ** - присутствует сильная значимая связь (при р ≤ 0,01) Проявление агрессивных поведенческих тенденций не является целью для специалистов данной группы (r = - 0,52 при р ≤ 0,05) и не представляет личностное образование (r = - 0,44 при р ≤ 0,05). Данное обстоятельство вполне логично в контексте специфики взаимодействия в рамках «помогаю- щего» поведения, где должны присутствовать отношения равенства и эмоци- онального комфорта взаимодействующих сторон. Также для представителей поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций несвойствен- на непродуманность в высказываниях и поступках (r = - 0,46 при р ≤ 0,01). В процессе межличностного взаимодействия большое значение приобре- тает постоянство взглядов и мнений, а кроме того сформированная система профессиональных установок (r = 0,39 при р ≤ 0,05). Однако представления о цели профессиональной деятельности представителей типа «человек- человек» связаны с повышенным уровнем чувствительности и рефлексивно- сти при осуществлении поставленных профессиональных задач (r = 0,65 при р ≤ 0,05). Сензитивность не входит в личностную структуру специалистов данного типа (r = -0,42 при р ≤ 0,05), а является профессионально необходи- мым и важным качеством. Увеличение показателя эмоциональной активности специалистов помо- гающего типа профессий обусловлено значимостью отношений (r = 0,57 при р ≤ 0,01), результативностью труда (r = 0,45 при р ≤ 0,01) и профессиональ- ными умениями (r = 0,49 при р ≤ 0,05). Личностный профиль представителей эмоционального типа профессио- нально-ценностных ориентаций отличается повышенным уровнем проявле- ния экстраверсии (М = 6,16), эмотивности (М = 5,79) и сензитивности (М = 5,64) (рис. 2). Эмотивность Тревожность Сензитивность Экстраверсия 7 6 5 4 3 2 1 0 Спонтанность Агрессивность Ригидность Интроверсия Рис. 2. Личностный профиль представителей эмоционального типа ПЦО Эмоциональный аспект профессиональной деятельности для специали- стов профессий социономической направленности является одним из наибо- лее значимых в связи с тем, что межличностное взаимодействие предполагает установление позитивных либо индифферентных отношений. Такие отноше- ния могут, как способствовать взаимопониманию и взаимодействию с кон- кретными людьми, так и затруднять процесс общения. Для достижения ре- зультата профессиональной деятельности необходима открытость, коммуни- кативность, эмоциональное богатство и особая чувствительность к пробле- мам других людей. Получены положительные взаимосвязи между экстраверсией и ценностя- ми-отношениями (r = 0,78 при р ≤ 0,05), ценностями-знаниями (r = 0,47 при р ≤ 0,01), ценностями-результатом (r = 0,63 при р ≤ 0,05), ценностями- качествами (r = 0,59 при р ≤ 0,05) и ценностями-умениями (r = 0,35 при р ≤ 0,05) (табл. 3). Данные результаты демонстрируют увеличение значимых показателей профессиональной деятельности, существенно влияющих на профессионализм специалистов сферы социальной направленности. Таблица 3 Показатели взаимосвязи между личностными характеристиками и ценностями профессии в группе представителей эмоционального типа ПЦО (r-критерий Спирмена) Шкалы методики Экстраверсия Спонтанность Агрессивность Ригидность Интроверсия Сензитивность Тревожность Эмотивность Ценности- отношения 0,78* 0,51* - 0,39* - 0,44* - - 0,42** - Ценности-знания 0,47** - - - - 0,39* - 0,39* Ценности-цели - - - - - 0,61* - - 0,55* Ценности- результат 0,63* - - 0,46* - 0,45* - 0,53** - - Ценности- качества 0,59* - - - - - - 0,46** Ценности-умения 0,35* - - - - 0,52* 0,54* - 0,49* Положительная умеренная корреляционная связь обнаружена между ценно- стями-отношениями и спонтанностью (r = 0,51 при р ≤ 0,05), показывающая, что для респондентов эмоционального типа профессионально-ценностных ориента- ций характерна некоторая степень непроизвольности в поступках и выражениях за счет невозможности прогнозирования динамики межличностных отношений. Данный факт подтверждается в исследовании и наличием отрицательных взаи- мосвязей между ригидностью и значимостью отношений (r = -0,44 при р ≤ 0,05), а также важностью достижения результата (r = -0,45 при р ≤ 0,05), не допускаю- щими проявления названных характеристик в профессиональной деятельности представителей данной трудовой области. Цель организации межличностных отношений не основана на примене- нии активной личностной самореализации за счет собеседников, упрямства и своеволия в отстаивании своих интересов (r = -0,39 при р ≤ 0,05) и достиже- ния негативного результата (r = -0,46 при р ≤ 0,05) потому, что представите- ли социономического типа в большей степени ориентированы на организа- цию эффективного процесса взаимодействия. Замкнутость и зацикленность на своем субъективном внутреннем мире так- же не свойственна специалистам с эмоциональным типом профессионально- ценностных ориентаций. Как утверждает В.П. Исаев: «Социономические про- фессии отличаются отсутствием жестких и единых требований к продукту тру- да, самому процессу профессиональной деятельности» [6, с. 204]. Однако выяв- ленные отрицательные взаимосвязи показателя интровертированности с ценно- стями-целями (r = -0,61 при р ≤ 0,05) и ценностями-умениями (r = -0,52 при р ≤ 0,05), отражают наличие в структуре профессионального сознания морально- нравственных принципов по отношению к объекту взаимодействия. В то же время показатель сензитивности имеет умеренные положитель- ные взаимосвязи с ценностями-знаниями (r = 0,39 при р ≤ 0,05), ценностями- результатом (r = 0,53 при р ≤ 0,01) и ценностями-умениями (r = 0,54 при р ≤ 0,05). Формирование положительного эмоционального фона в процессе профессиональной деятельности специалистов профессий типа «человек- человек» свидетельствует об осознании и принятии необходимой системы профессиональных знаний и компетенций, мотивации на достижение резуль- тата выполнения поставленных профессиональных задач и активизации раз- вития профессиональных умений и навыков. Следует подчеркнуть, что организация эффективных межличностных от- ношений как с объектами взаимодействия, так и с коллегами у данной группы респондентов предполагает присутствие в ходе профессиональной деятельно- сти некоторого уровня тревожности (r = 0,42 при р ≤ 0,01), что свидетель- ствует о специфической активности, выступающей в качестве побудительной силы или мотива для включения волевых качеств при организации процесса взаимодействия. Как показывают результаты исследования, представители эмоционально- го типа профессионально-ценностных ориентаций демонстрируют увеличе- ние порога эмоциональной реактивности за счет повышения значимости про- фессиональных знаний (r = 0,3 при р ≤ 0,05), достижения профессиональных целей (r = 0,55 при р ≤ 0,05), профессиональных качеств (r = 0,46 при р ≤ 0,01) и необходимых для профессии умений (r = 0,49 при р ≤ 0,05). Дан- ная характеристика отражает тенденцию профессионального и личностного роста в рамках социальной сферы труда. Построение личностного профиля представителей когнитивного типа профессионально-ценностных ориентаций позволяет утверждать, что наибо- лее яркими отличительными чертами данной группы являются эмотивность (М = 5,55), сензитивность (М = 5,33) и спонтанность (М = 5,32) (рис. 3). Сравнивая результаты данной группы с другими, следует отметить практиче- ски идентичные показатели по таким личностным качествам, как спонтан- ность и эмотивность. Полученные результаты наглядно показывают значимость процесса орга- низации межличностных отношений, которые, по мнению Е.Ю. Клепцовой: «Не только интериоризуются в образе другого человека, но и экстериоризу- ются на основе образа в таких актах взаимодействия, как реакции, действия, поступки, направленные на партнера, вызывая его активные реакции, дей- ствия, поступки, которые превращаются в черты, качества, свойства лично- сти» [7, с. 383]. Рис. 3. Личностный профиль представителей когнитивного типа ПЦО Направленность на объект взаимодействия у представителей когнитивно- го типа профессионально-ценностных ориентаций связана с увеличивающей- ся потребностью в получении удовлетворения от межличностных отношений (r = 0,71 при р ≤ 0,01), осознании и объективном принятии целей профессио- нальной деятельности (r = 0,62 при р ≤ 0,01) и личностно-профессиональных качествах специалистов социальной сферы труда (r = 0,57 при р ≤ 0,05) (табл. 4). Таблица 4 Показатели взаимосвязи между личностными характеристиками и ценностями профессии в группе представителей когнитивного типа ПЦО (r-критерий Спирмена) Шкалы методики Экстраверсия Спонтанность Агрессивность Ригидность Интроверсия Сензитивность Тревожность Эмотивность Ценности- отношения 0,71** - -0,48** - - 0,44* 0,49* - - Ценности-знания - - - - - - 0,29* Ценности-цели 0,62** -0,47* - -0,49* - 0,45* 0,34* - Ценности- результат - - -0,52* - - 0,51** - Ценности- качества 0,57* - - -0,53** - - -0,55** - Ценности-умения - -0,36** - - - 0,38* 0,59** - - Способность контролировать ситуацию межличностного взаимодействия является целью профессиональной деятельности у сотрудников когнитивного типа профессионально-ценностных ориентаций (r = -0,47 при р ≤ 0,05) и представляет особый вид профессиональных умений (r = -0,36 при р ≤ 0,01). Заметим, что профессиональные отношения представителей данной группы также не направлены на доминирование агрессивных тенденций (r = -0,48 при р ≤ 0,01) и не ориентированы на развитие замкнутости, отчужденности и нежелания показать значимость другого человека (r = -0,44 при р ≤ 0,05). Важность достижения цели в ходе профессиональной деятельности свя- зана с повышенным уровнем сензитивности (r = 0,49 при р ≤ 0,05), что не вы- ражается в поведенческой инертности специалистов (r = -0,49 при р ≤ 0,05) и непродуманности профессионального поведения (r = -0,47 при р ≤ 0,05). Наличие в структуре цели показателя тревожности демонстрирует невозмож- ность применения стереотипов и негативных установок в профессиональной деятельности при взаимодействии с другими людьми или социальными груп- пами (r = 0,34 при р ≤ 0,05). Полученная умеренная положительная взаимосвязь между значимостью результата в профессиональной деятельности и сензитивностью (r = 0,55 при р ≤ 0,01) позволяет предположить, что чем более осознается итог взаимодей- ствия представителей социономических профессий, тем больше формируется мотивация к критичному отношению к себе как профессионалу, осуществля- ется постоянный поиск методов организации и реализации «помогающего поведения», значительно повышающих производительность труда. Профес- сионально-значимым умением данной группы выступает способность прини- мать самостоятельные решения в динамичных условиях профессиональной среды (r = 0,59 при р ≤ 0,01). Выводы В основе формирования профессионально-ценностных ориентаций лежат личностные особенности, которые играют большую роль в ходе выполнения поставленных трудовых задач. Личностные качества определяют многие зна- чимые компоненты профессиональной деятельности, а в контексте изучаемой темы - специфику процесса организации межличностного взаимодействия представителей социономической области труда. Полученные в ходе исследования результаты демонстрируют такие зна- чимые для профессий социальной направленности личностные качества, как экстраверсия, сензитивность и эмотивность. Данные характеристики способ- ствуют установлению эмоционального контакта и положительного отноше- ния к другому человеку или группе лиц. У специалистов сферы «человек- человек» не выражены интровертированные черты личности и агрессивность. Данное обстоятельство является вполне логичным в связи с тем, что для представителей социономических профессий наиболее значимыми професси- ональными качествами выступают социабильность и ориентация на органи- зацию эффективного процесса профессиональной деятельности и личностно- го развития в труде.
×

About the authors

Natalya А. Samoylik

Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia

Email: nat-samojlik@yandex.ru
Cand. Psych. Sci., Lecturer of Penitentiary Psychology and Penitentiary Pedagogics Department 49, Oktyabrsky av., Novokuznetsk, Kemerovo Region, Russia, 654066

References

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336 с.
  2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М.: Флинта-Наука, 1998. 166 с.
  3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: Академия, 2009. 384 с.
  5. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2006. 382 с.
  6. Исаев В.П. Психологические особенности будущей профессиональной деятельности специалистов социономического профиля // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 203-206.
  7. Клепцова Е.Ю. Виды межличностных отношений // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. № 2(2). Т. 15. С. 382-387.
  8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. 199 с.
  9. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 456 с.
  10. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
  11. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 536 с.
  12. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», 1998. 480 с.
  13. Самойлик Н.А. Опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности»: технология разработки и психометрические характеристики // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 7(63). С. 141-167.
  14. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.
  15. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. 671 с.
  16. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2008. 624 с.
  17. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005. 70 с.
  18. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 240 с.
  19. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006. 768 с.
  20. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.
  21. Super D.E. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y.: 1957. 391 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Samoylik N.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies