Взаимосвязь личностных особенностей и профессионально-ценностных ориентаций представителей социономической области труда


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи особенностей и профессионально-ценностных ориентаций представителей трудовой сферы «человек-человек».На основе корреляционного анализа установлено, что у специалистов с поведенческим типом профессионально-ценностных ориентаций выражена экстра-версия, сензитивность и эмотивность. Представители данной группы отличаются мотивацией на достижение профессиональных целей, развитие профессиональных компетенций и проявление особого внимания к проблемам других людей. Респонденты с эмоциональным типом профессионально-ценностных ориентаций обладают тревожностью, проявляющейся в специфической форме активности, направленной на установление и поддержание продуктивных взаимоотношений. Сотрудники социальной области с когнитивным типом профессионально-ценностных ориентаций обладают спонтанностью, выраженной в отсутствии четкого алгоритма выполнения должностных обязанностей, что обусловлено отсутствием жестких требований к реализации процесса межличностного взаимодействия. Профессионально необходимыми личностными характеристиками для представителей данной группы выступают целеполагание, межличностные отношения и качества, значительно влияющие на эффективность труда.В заключении сделаны выводы о наличии у респондентов социономических профессий таких общих личностных качеств, как ориентация на мир другого человека, общительность, чувствительность к проблемам собеседника, заинтересованность в результативной организации процесса межличностного взаимодействия.

Полный текст

Введение Изучению и системному анализу личностных особенностей специалистов различных профессиональных групп в междисциплинарных и отраслевых научных исследованиях традиционно уделяется большое внимание. Актуаль- ность подобных работ не вызывает сомнения и связана, с одной стороны, с представлением о личностных особенностях как базисных и значимых ха- рактеристиках человека, определяющих целенаправленность и результатив- ность его труда, с другой - объективным пониманием феномена профессио- нализма специалиста любой трудовой области через прямую зависимость от тех личностных особенностей, которыми он обладал до начала профессио- нального обучения и которые приобрел в процессе овладения профессио- нальными компетенциями. В то же время, согласно мнению Э.Ф. Зеера: «Усиление личностной компоненты в образовательных концепциях - веду- щая тенденция современного образования» [4, с. 22]. Однако, как справедли- во утверждает В.В. Сорочан: «Профессионализм - это не только характери- стики производительности труда, но и особенности мотивации личности че- ловека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека» [17, с. 4]. На основе данных утверждений пред- положим, что профессионализм и личностные характеристики - взаимозави- симые понятия, отражающие комплексную проблему объективизации факто- ров профессиональной деятельности специалиста. Особое место в контексте данной темы, на наш взгляд, занимает вопрос о взаимосвязи личностных особенностей и профессионально-ценностных ориен- таций представителей социономического типа по следующим причинам. Резуль- татом профессиональной деятельности профессий типа «человек-человек» явля- ется полная или частичная интеграция личностного и социального аспектов в процессе труда (Е.М. Иванова [5], А.К. Маркова [10], Н.С. Пряжников [11]). Ба- зовой спецификой данного вида профессиональной деятельности выступает ее явная общественная направленность, ориентированная на другого человека как активного объекта и субъекта взаимодействия. Профессии социономического типа предполагают также и особый тип межличностного взаимодействия, именуемый в литературе «помогающим поведением». Согласно авторской позиции К. Роджерса, в центре помогаю- щего поведения находится особое поведение, «в котором одна из сторон намеревается оказывать помощь другой стороне в развитии, личностном росте, в умении ладить с другими людьми и лучшей жизнедеятельности» [12, с. 205]. По мнению В.П. Исаева, «особенностью социономических профессий является то, что «помогающая деятельность» становится главным элементом профессиональной деятельности» [6, с. 204]. Социономическая группа профессий, как утверждают Е.А. Климов [8], В.Э. Чудновский [19], В.Д. Шадриков [20], имеет отличительные характери- стики, среди которых выделяются средства, предмет и продукт труда. Подоб- ные условия профессиональной деятельности не предъявляют к сотрудникам жестких условий, как к самому процессу профессиональной деятельности, так и к продукту труда как основному ее результату. Вследствие чего требо- вания к личностным особенностям специалистов профессий типа «человек- человек» постоянно повышаются и отражают общую тенденцию обществен- ного развития и многоплановости аспектов межличностного взаимодействия в современных условиях. Очевидно, что в структуре личности представителей социальной сферы труда должны доминировать такие профессиональные характеристики, кото- рые существенно влияют на эффективность и результативность выполнения поставленных трудовых задач. Считаем, что именно профессионально- ценностные ориентации данного профессионального сообщества обусловли- вают личностное развитие профессионала и тем самым обеспечивают каче- ство выполняемого труда, выступая при этом своего рода определенными показателями становления специалиста социономического типа. Обзор литературы Проблема взаимосвязи профессиональной деятельности и специфики ценностной сферы как личностного образования специалистов нашла свое отражение в работах А.А. Бодалева [2], А.А. Деркача [3], А.В. Серого [14], А.Р. Фонарева [18] и других ученых. Ценностным образованиям в професси- ональной деятельности традиционно присваивается достаточно большое зна- чение в связи с взаимной направленностью данных категорий. Ценностные ориентации формируются в структуре личности в течение всей жизни. Разви- ваясь, человек интериоризирует и наделяет смыслом те ценности, которые для него становятся действительно значимы и приобретают определенное личностное содержание. В период профессионального самоопределения цен- ности выбираемых профессий сравниваются с личностными актуальными и потенциальными возможностями. Однако уже на этапе зрелости профессио- нально-ценностные ориентации выступают не только как базовые характери- стики личности, но и как ведущие факторы реализации профессионала в тру- довой деятельности. Справедливо в данном контексте замечание Е.А. Климова, утверждающего, что в ходе присвоения норм и ценностей профессиональной деятельности специалисты приобретают идентичные лич- ностные черты, впоследствии позволяющие определить принадлежность че- ловека к тому или иному профессиональному сообществу [9]. Ценности профессиональной деятельности возникли в процессе истори- ческого развития вследствие разделения труда и появления новых профессий с соответствующим социокультурным образованием. Ценности в профессио- нальной деятельности специалистов социономического типа выполняют ряд немаловажных функций, среди которых можно выделить следующие: опре- деление целеполагания и стратегии профессионального развития; реализация определенного стиля индивидуальной профессиональной деятельности в процессе межличностного взаимодействия; формирование субъективной и объективной значимости выполняемого труда для конкретной личности и общества в целом [21]. В настоящее время система профессиональных ценностных ориентаций представителей профессий «человек-человек» выступает интегральной ха- рактеристикой и объективным критерием эмоционального отношения специ- алиста к профессиональной деятельности и представляет собой сложное лич- ностное образование. В то же время в современной психологической литературе вопрос взаи- мосвязи личностных особенностей и профессионально-ценностных ориента- ций представителей социономической сферы не нашел своего целостного от- ражения. Материалы и методы исследования В качестве выборки исследования выступили специалисты профессий ти- па «человек-человек» (продавец, психолог, официант, менеджер, страховой агент, юрист, гид), средний возраст которых на момент проведения диагно- стики составил от 23 до 41 года (26,7±13,2 лет), имеющие средний стаж рабо- ты от 3 до 18 лет (11,4±7,8 лет). Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании - 135 человек. По полу выборка представлена следу- ющим образом: мужчины - 47 %, женщины - 53 %. Для проведения тестиро- вания были использованы следующие диагностические методики: «индиви- дуально-типологический опросник» (Л.Н. Собчик) [16] и опросник «диагно- стика профессионально-ценностных ориентаций личности» (далее - «ДиП- ЦОЛ») (Н.А. Самойлик) [13]. Для определения наличия корреляционных связей личностных особенно- стей и профессионально-ценностных ориентаций представителей соционо- мической области труда использовался r-критерий Спирмена. Оценка достоверности полученных результатов исследования осуществлялась с помощью статистического анализа данных в программе «Statistiсa for Windows 10.0». Результаты исследования С целью изучения взаимосвязи личностных особенностей и профессио- нально-ценностных ориентаций на первом этапе исследования были проана- лизированы результаты диагностики респондентов по опроснику «ДиПЦОЛ». Исходя из полученных данных, все участники эксперимента были поделены на три группы. Первую группу составили респонденты с выраженным пове- денческим типом профессиональных ориентаций, во вторую группу вошли испытуемые с эмоциональным типом, третья группа образована представите- лями когнитивного типа профессионально-ценностных ориентаций (табл. 1). Таблица 1 Представленность типов профессионально-ценностных ориентаций в исследуемой выборке Тип ПЦО Выраженность типа ПЦО (%) Когнитивный тип ПЦО 28 Эмоциональный тип ПЦО 32 Поведенческий тип ПЦО 40 Итого: 100 Примечание: здесь и далее в таблицах и рисунках: ПЦО - профессионально- ценностные ориентации Для первой группы респондентов присущ поведенческий тип професси- онально-ценностных ориентаций, в основе которого лежит операциональный аспект реализации себя как профессионала. Для таких специалистов социаль- ной области свойственно выполнение профессиональных действий по опре- деленному алгоритму, способствующему выработке индивидуального стиля профессиональной деятельности и обеспечивающего в полном объеме про- цесс межличностного взаимодействия при наиболее эффективном использо- вании индивидуальных характеристик взаимодействующих лиц. Для респондентов второй группы характерен эмоциональный тип про- фессионально-ценностных ориентаций, позволяющий сотрудникам соционо- мической сферы труда объективно определять значимость результата своей деятельности. В центре данного типа профессионально-ценностных ориента- ций находится представление личности об удовлетворенности или неудовле- творенности отношениями, формирующимися и целенаправленно развиваю- щимися в процессе труда. В данном контексте нельзя не согласиться с мнени- ем К.А. Абульхановой-Славской, утверждающей, что «отношения личности - те «мосты», которые она строит в жизни, без которых невозможно ее даль- нейшее «движение», сама жизнь, есть некоторые ценностно-смысловые и вместе с тем жизненно-практические обобщения, некоторые основные направления, по которым развертывается активность личности» [1, c. 134]. Представители третьей группы имеют когнитивный тип профессиональ- но-ценностных ориентаций, отражающий способность специалиста система- тически оценивать уровень специальных профессиональных знаний и специ- фику удовлетворения своих потребностей в реализуемой трудовой области. Испытуемые данной группы ориентированы на развитие мотивации к систе- матическому изучению и планомерному применению на практике приобре- тенных профессиональных знаний. На втором этапе исследования для каждой группы респондентов был по- строен личностный профиль на основе диагностики по методике «индивиду- ально-типологический опросник» (Л.Н. Собчик). У специалистов с выраженным поведенческим типом профессионально- ценностных ориентаций выявлены следующие акцентуированные личност- ные черты: эмотивность (М = 6,25) и сензитивность (М = 5,71), отражающие общую социальную направленность респондентов данной группы (рис. 1). Эмотивность Тревожность Сензитивность Экстраверсия 7 6 5 4 3 2 1 0 Спонтанность Агрессивность Ригидность Интроверсия Риc. 1. Личностный профиль представителей поведенческого типа ПЦО Повышение эмоциональной реактивности в сочетании с чувствительно- стью позволяют представителям социномических профессий более эффек- тивно организовывать межличностное взаимодействие с объектами социаль- ной помощи или межличностного взаимодействия. Для данной группы также характерен повышенный показатель ригидности (М = 5,63), что свидетель- ствует о сформированном стереотипе осуществления профессиональной дея- тельности в рамках профессиональных обязанностей. В данном случае речь идет о наличии в структуре профессиональных ценностей определенного индивидуального стиля профессиональной деятельности, отражающего каче- ственное выполнение исполнительных и ориентировочных действий, связан- ных с осознанностью и объективным принятием трудовых целей. Для анализа и изучения взаимосвязи личностных особенностей и профес- сионально-ценностных ориентаций специалистов профессий типа «человек- человек» был проведен корреляционный анализ (табл. 2). Полученные положительные взаимосвязи между экстраверсией и ценно- стями-целями и ценностями-качествами (r = 0,52 при р ≤ 0,05 и r = 0,48 при р ≤ 0,05 соответственно) показывают, что чем выше у респондентов обра- щенность личности в социум, тем в большей степени осознается целевой компонент труда и формируются необходимые профессиональные качества и компетенции. Умеренная положительная взаимосвязь ценностей-умений и спонтанности (r = 0,46 при р ≤ 0,01) демонстрирует стремление представите- лей данной группы к самоутверждению через увеличивающуюся потребность в развитии профессиональных умений и способностей для совершенствова- ния результативности выполняемых профессиональных задач. Однако при- сутствие импульсивности в процессе профессионального самоутверждения не предполагает применение специальных знаний (r = - 0,61 при р ≤ 0,05). Таблица 2 Показатели взаимосвязи между личностными характеристиками и ценностями профессии в группе представителей поведенческого типа ПЦО (r-критерий Спирмена) Шкалы методики Экстраверсия Спонтанность Агрессивность Ригидность Интроверсия Сензитивность Тревожность Эмотивность Ценности- отношения - - - - - - - 0,57** Ценности-знания - - 0,61* - - - - - - Ценности-цели 0,52* - - 0,52* 0,39* - 0,65* Ценности- результат - - - - - - - 0,45** Ценности- качества 0,48* - - 0,44* - - - 0,42* - 0,35* Ценности-умения - - 0,46* - - - - - 0,49* Примечание: здесь и далее в таблицах: * - присутствует достоверная связь (при р ≤ 0,05); ** - присутствует сильная значимая связь (при р ≤ 0,01) Проявление агрессивных поведенческих тенденций не является целью для специалистов данной группы (r = - 0,52 при р ≤ 0,05) и не представляет личностное образование (r = - 0,44 при р ≤ 0,05). Данное обстоятельство вполне логично в контексте специфики взаимодействия в рамках «помогаю- щего» поведения, где должны присутствовать отношения равенства и эмоци- онального комфорта взаимодействующих сторон. Также для представителей поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций несвойствен- на непродуманность в высказываниях и поступках (r = - 0,46 при р ≤ 0,01). В процессе межличностного взаимодействия большое значение приобре- тает постоянство взглядов и мнений, а кроме того сформированная система профессиональных установок (r = 0,39 при р ≤ 0,05). Однако представления о цели профессиональной деятельности представителей типа «человек- человек» связаны с повышенным уровнем чувствительности и рефлексивно- сти при осуществлении поставленных профессиональных задач (r = 0,65 при р ≤ 0,05). Сензитивность не входит в личностную структуру специалистов данного типа (r = -0,42 при р ≤ 0,05), а является профессионально необходи- мым и важным качеством. Увеличение показателя эмоциональной активности специалистов помо- гающего типа профессий обусловлено значимостью отношений (r = 0,57 при р ≤ 0,01), результативностью труда (r = 0,45 при р ≤ 0,01) и профессиональ- ными умениями (r = 0,49 при р ≤ 0,05). Личностный профиль представителей эмоционального типа профессио- нально-ценностных ориентаций отличается повышенным уровнем проявле- ния экстраверсии (М = 6,16), эмотивности (М = 5,79) и сензитивности (М = 5,64) (рис. 2). Эмотивность Тревожность Сензитивность Экстраверсия 7 6 5 4 3 2 1 0 Спонтанность Агрессивность Ригидность Интроверсия Рис. 2. Личностный профиль представителей эмоционального типа ПЦО Эмоциональный аспект профессиональной деятельности для специали- стов профессий социономической направленности является одним из наибо- лее значимых в связи с тем, что межличностное взаимодействие предполагает установление позитивных либо индифферентных отношений. Такие отноше- ния могут, как способствовать взаимопониманию и взаимодействию с кон- кретными людьми, так и затруднять процесс общения. Для достижения ре- зультата профессиональной деятельности необходима открытость, коммуни- кативность, эмоциональное богатство и особая чувствительность к пробле- мам других людей. Получены положительные взаимосвязи между экстраверсией и ценностя- ми-отношениями (r = 0,78 при р ≤ 0,05), ценностями-знаниями (r = 0,47 при р ≤ 0,01), ценностями-результатом (r = 0,63 при р ≤ 0,05), ценностями- качествами (r = 0,59 при р ≤ 0,05) и ценностями-умениями (r = 0,35 при р ≤ 0,05) (табл. 3). Данные результаты демонстрируют увеличение значимых показателей профессиональной деятельности, существенно влияющих на профессионализм специалистов сферы социальной направленности. Таблица 3 Показатели взаимосвязи между личностными характеристиками и ценностями профессии в группе представителей эмоционального типа ПЦО (r-критерий Спирмена) Шкалы методики Экстраверсия Спонтанность Агрессивность Ригидность Интроверсия Сензитивность Тревожность Эмотивность Ценности- отношения 0,78* 0,51* - 0,39* - 0,44* - - 0,42** - Ценности-знания 0,47** - - - - 0,39* - 0,39* Ценности-цели - - - - - 0,61* - - 0,55* Ценности- результат 0,63* - - 0,46* - 0,45* - 0,53** - - Ценности- качества 0,59* - - - - - - 0,46** Ценности-умения 0,35* - - - - 0,52* 0,54* - 0,49* Положительная умеренная корреляционная связь обнаружена между ценно- стями-отношениями и спонтанностью (r = 0,51 при р ≤ 0,05), показывающая, что для респондентов эмоционального типа профессионально-ценностных ориента- ций характерна некоторая степень непроизвольности в поступках и выражениях за счет невозможности прогнозирования динамики межличностных отношений. Данный факт подтверждается в исследовании и наличием отрицательных взаи- мосвязей между ригидностью и значимостью отношений (r = -0,44 при р ≤ 0,05), а также важностью достижения результата (r = -0,45 при р ≤ 0,05), не допускаю- щими проявления названных характеристик в профессиональной деятельности представителей данной трудовой области. Цель организации межличностных отношений не основана на примене- нии активной личностной самореализации за счет собеседников, упрямства и своеволия в отстаивании своих интересов (r = -0,39 при р ≤ 0,05) и достиже- ния негативного результата (r = -0,46 при р ≤ 0,05) потому, что представите- ли социономического типа в большей степени ориентированы на организа- цию эффективного процесса взаимодействия. Замкнутость и зацикленность на своем субъективном внутреннем мире так- же не свойственна специалистам с эмоциональным типом профессионально- ценностных ориентаций. Как утверждает В.П. Исаев: «Социономические про- фессии отличаются отсутствием жестких и единых требований к продукту тру- да, самому процессу профессиональной деятельности» [6, с. 204]. Однако выяв- ленные отрицательные взаимосвязи показателя интровертированности с ценно- стями-целями (r = -0,61 при р ≤ 0,05) и ценностями-умениями (r = -0,52 при р ≤ 0,05), отражают наличие в структуре профессионального сознания морально- нравственных принципов по отношению к объекту взаимодействия. В то же время показатель сензитивности имеет умеренные положитель- ные взаимосвязи с ценностями-знаниями (r = 0,39 при р ≤ 0,05), ценностями- результатом (r = 0,53 при р ≤ 0,01) и ценностями-умениями (r = 0,54 при р ≤ 0,05). Формирование положительного эмоционального фона в процессе профессиональной деятельности специалистов профессий типа «человек- человек» свидетельствует об осознании и принятии необходимой системы профессиональных знаний и компетенций, мотивации на достижение резуль- тата выполнения поставленных профессиональных задач и активизации раз- вития профессиональных умений и навыков. Следует подчеркнуть, что организация эффективных межличностных от- ношений как с объектами взаимодействия, так и с коллегами у данной группы респондентов предполагает присутствие в ходе профессиональной деятельно- сти некоторого уровня тревожности (r = 0,42 при р ≤ 0,01), что свидетель- ствует о специфической активности, выступающей в качестве побудительной силы или мотива для включения волевых качеств при организации процесса взаимодействия. Как показывают результаты исследования, представители эмоционально- го типа профессионально-ценностных ориентаций демонстрируют увеличе- ние порога эмоциональной реактивности за счет повышения значимости про- фессиональных знаний (r = 0,3 при р ≤ 0,05), достижения профессиональных целей (r = 0,55 при р ≤ 0,05), профессиональных качеств (r = 0,46 при р ≤ 0,01) и необходимых для профессии умений (r = 0,49 при р ≤ 0,05). Дан- ная характеристика отражает тенденцию профессионального и личностного роста в рамках социальной сферы труда. Построение личностного профиля представителей когнитивного типа профессионально-ценностных ориентаций позволяет утверждать, что наибо- лее яркими отличительными чертами данной группы являются эмотивность (М = 5,55), сензитивность (М = 5,33) и спонтанность (М = 5,32) (рис. 3). Сравнивая результаты данной группы с другими, следует отметить практиче- ски идентичные показатели по таким личностным качествам, как спонтан- ность и эмотивность. Полученные результаты наглядно показывают значимость процесса орга- низации межличностных отношений, которые, по мнению Е.Ю. Клепцовой: «Не только интериоризуются в образе другого человека, но и экстериоризу- ются на основе образа в таких актах взаимодействия, как реакции, действия, поступки, направленные на партнера, вызывая его активные реакции, дей- ствия, поступки, которые превращаются в черты, качества, свойства лично- сти» [7, с. 383]. Рис. 3. Личностный профиль представителей когнитивного типа ПЦО Направленность на объект взаимодействия у представителей когнитивно- го типа профессионально-ценностных ориентаций связана с увеличивающей- ся потребностью в получении удовлетворения от межличностных отношений (r = 0,71 при р ≤ 0,01), осознании и объективном принятии целей профессио- нальной деятельности (r = 0,62 при р ≤ 0,01) и личностно-профессиональных качествах специалистов социальной сферы труда (r = 0,57 при р ≤ 0,05) (табл. 4). Таблица 4 Показатели взаимосвязи между личностными характеристиками и ценностями профессии в группе представителей когнитивного типа ПЦО (r-критерий Спирмена) Шкалы методики Экстраверсия Спонтанность Агрессивность Ригидность Интроверсия Сензитивность Тревожность Эмотивность Ценности- отношения 0,71** - -0,48** - - 0,44* 0,49* - - Ценности-знания - - - - - - 0,29* Ценности-цели 0,62** -0,47* - -0,49* - 0,45* 0,34* - Ценности- результат - - -0,52* - - 0,51** - Ценности- качества 0,57* - - -0,53** - - -0,55** - Ценности-умения - -0,36** - - - 0,38* 0,59** - - Способность контролировать ситуацию межличностного взаимодействия является целью профессиональной деятельности у сотрудников когнитивного типа профессионально-ценностных ориентаций (r = -0,47 при р ≤ 0,05) и представляет особый вид профессиональных умений (r = -0,36 при р ≤ 0,01). Заметим, что профессиональные отношения представителей данной группы также не направлены на доминирование агрессивных тенденций (r = -0,48 при р ≤ 0,01) и не ориентированы на развитие замкнутости, отчужденности и нежелания показать значимость другого человека (r = -0,44 при р ≤ 0,05). Важность достижения цели в ходе профессиональной деятельности свя- зана с повышенным уровнем сензитивности (r = 0,49 при р ≤ 0,05), что не вы- ражается в поведенческой инертности специалистов (r = -0,49 при р ≤ 0,05) и непродуманности профессионального поведения (r = -0,47 при р ≤ 0,05). Наличие в структуре цели показателя тревожности демонстрирует невозмож- ность применения стереотипов и негативных установок в профессиональной деятельности при взаимодействии с другими людьми или социальными груп- пами (r = 0,34 при р ≤ 0,05). Полученная умеренная положительная взаимосвязь между значимостью результата в профессиональной деятельности и сензитивностью (r = 0,55 при р ≤ 0,01) позволяет предположить, что чем более осознается итог взаимодей- ствия представителей социономических профессий, тем больше формируется мотивация к критичному отношению к себе как профессионалу, осуществля- ется постоянный поиск методов организации и реализации «помогающего поведения», значительно повышающих производительность труда. Профес- сионально-значимым умением данной группы выступает способность прини- мать самостоятельные решения в динамичных условиях профессиональной среды (r = 0,59 при р ≤ 0,01). Выводы В основе формирования профессионально-ценностных ориентаций лежат личностные особенности, которые играют большую роль в ходе выполнения поставленных трудовых задач. Личностные качества определяют многие зна- чимые компоненты профессиональной деятельности, а в контексте изучаемой темы - специфику процесса организации межличностного взаимодействия представителей социономической области труда. Полученные в ходе исследования результаты демонстрируют такие зна- чимые для профессий социальной направленности личностные качества, как экстраверсия, сензитивность и эмотивность. Данные характеристики способ- ствуют установлению эмоционального контакта и положительного отноше- ния к другому человеку или группе лиц. У специалистов сферы «человек- человек» не выражены интровертированные черты личности и агрессивность. Данное обстоятельство является вполне логичным в связи с тем, что для представителей социономических профессий наиболее значимыми професси- ональными качествами выступают социабильность и ориентация на органи- зацию эффективного процесса профессиональной деятельности и личностно- го развития в труде.
×

Об авторах

Наталья Анатольевна Самойлик

ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России

Email: nat-samojlik@yandex.ru
654066, Россия, г. Новокузнецк, Кемеровская область, пр. Октябрьский, 49

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336 с.
  2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М.: Флинта-Наука, 1998. 166 с.
  3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: Академия, 2009. 384 с.
  5. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2006. 382 с.
  6. Исаев В.П. Психологические особенности будущей профессиональной деятельности специалистов социономического профиля // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 203-206.
  7. Клепцова Е.Ю. Виды межличностных отношений // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. № 2(2). Т. 15. С. 382-387.
  8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. 199 с.
  9. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 456 с.
  10. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
  11. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 536 с.
  12. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», 1998. 480 с.
  13. Самойлик Н.А. Опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности»: технология разработки и психометрические характеристики // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 7(63). С. 141-167.
  14. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.
  15. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. 671 с.
  16. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2008. 624 с.
  17. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005. 70 с.
  18. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 240 с.
  19. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006. 768 с.
  20. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.
  21. Super D.E. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y.: 1957. 391 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Самойлик Н.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах