Indications and criteria for evaluation of competence maturity of bachelors in the specialty 51.03.02 “folk artistic culture” (in the context of federal state educational standards (fses) 3+)


Cite item

Full Text

Abstract

Renewal of professional education system sets new requirements for evaluation of the educational outcome. Due to introduction of the new educational standards projects, there is a need to analyze changes brought by these projects. This article covers review of the educational standards for professional education of bachelors in the specialty 53.03.02 “Folk Artistic Culture”. The primary goal of this article is to review changes made in the FSES 3+ educational process. This paper discloses indications and criteria for evaluation of maturity of general professional and professional competencies to perform certification of the course “Theory and methods of ethno-cultural education”. The material presented in this article may help teachers in updating of educational programs in the context of next- generation standards implementation.

Full Text

Заинтересованность со стороны рынка труда в высококвалифициро- ванных специалистах в области народной культуры предполагает развитие этнокультурного компонента образования. Особую актуальность приобретает данный запрос в контексте реализации проекта новых образовательных стан- дартов, в том числе по направлению 53.03.02 «Народная художественная культура». Утверждение и реализация проекта федерального государственно- го образовательного стандарта высшего образования (ФГОС 3+) внесли серь- езные изменения в цели, содержание, структуру образовательного процесса, . определив ведущим ориентиром современного образования «свободное раз- витие человека». Решение проблемы повышения качества современной под- готовки видится современным исследователям в ориентации студентов на получение необходимых для профессии знаний и умений, полноценной реа- лизации их интеллектуального и творческого потенциала, формировании са- мостоятельности и адаптивной мобильности будущих специалистов. Плани- руемые и измеряемые индивидуальные реальные достижения студентов по итогам обучения в обобщенных, эталонных критериях включены «в еди- ную систему стратегии преподавания и оценивания» [1]. Оценивать результа- ты образования в соответствии с современными требованиями к качеству подготовки студентов призвана компетенция как инновационная норма обра- зовательного стандарта высшего образования, являющаяся характеристикой, предоставляющей возможность будущему специалисту реализовывать свои профессиональные функции [2]. В настоящее время опубликован ряд научных статей, в которых рас- сматриваются обновления, вносимые образовательными стандартами высше- го профессионального образования третьего поколения. Исследователями рассмотрены подходы к формированию дисциплин основной образователь- ной программы на основе стандартов ФГОС ВО 3+ (О.В. Корчевская), прове- ден сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС ВПО и ФГОС ВО (ФГОС 3+) по некоторым направлениям профессиональной подготовки (Т.Ю. Силюк, Е.В. Дадаян, Д.И. Васильева, А.Г. Власов, О.Е. Безбородова, Н.Н. Вершинин). Изучение научных публикаций выявило отсутствие иссле- довательских работ, которые посвящены обновлениям, вносимым реализаци- ей ФГОС 3+ в профессиональную подготовку бакалавров по направлению 53.03.02 «Народная художественная культура». Основными особенностями стандартов являются возможности дополнения общекультурных, общепро- фессиональных, профессиональных компетенций, обновления требований к процедуре оценки сформированности компетенций, показателям и критери- ям оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, разработки пла- нируемых результатов по дисциплине. Нововведения легли в основу разра- ботки новых рабочих программ дисциплин в соответствии с ФГОС 3+. Рас- смотрим более подробно показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 53.03.02 «Народная художественная культура» по дисциплине «Теория и методика этнокультур- ного образования». Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с учетом требований ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 51.03.02 «Народная художественная культура», утвержденного Министерст- вом образования и науки Российской Федерации 11.03.2015 № 223, по про- филям (специализациям) подготовки «Руководство студией декоративно- прикладного творчества», «Руководство хореографическим любительским коллективом», «Руководство любительским театром» и в соответствии с учебным планом Самарского государственного института культуры. В ре- зультате освоения образовательной программы бакалавриата студенты долж- ны овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теория и методика этнокультурного образования» (см. таблицу). Планируемые результаты обучения по дисциплине Шифр компетенции Наименование компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине Общепрофессиональные компетенции ОПК-1 Способность приме- нять этнокультурные знания в профессио- нальной деятельности и социальной практи-ке Знать: способы отбора этнокультурных знаний для достижения целей и задач про- фессиональной деятельности и социальной практики.Уметь: отбирать этнокультурные знания для достижения целей и задач профессио- нальной деятельности и социальной практи- ки.Владеть: способами отбора этнокультурных знаний для достижения целей и задач про- фессиональной деятельности и социальной практики. Профессиональные компетенции(вид профессиональной деятельности: педагогическая) ПК-5 Владение основными формами и методами этнокультурного об- разования, этнопеда- гогики, педагогиче- ского руководства коллективом народно- го творчества Знать: формы и методы этнокультурного образования, этнопедагогики, педагогиче- ского руководства коллективом народного творчества.Уметь: применять формы и методы этно- культурного образования, этнопедагогики, педагогического руководства коллективом народного творчества.Владеть: формами и методами этнокуль- турного образования, этнопедагогики, педа- гогического руководства коллективом на- родного творчества. Окончание табл. Шифр компетенции Наименование компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине Профессиональные компетенции(вид профессиональной деятельности: методическая) ПК-10 Способность участво- вать в научно- методическом обеспе- чении деятельности коллективов народно- го художественного творчества, этнокуль- турных учреждений и организаций Знать: требования к научно-методическому обеспечению деятельности коллективов на- родного художественного творчества, этно- культурных учреждений и организаций.Уметь: организовывать деятельность кол- лективов народного художественного твор- чества, этнокультурных учреждений и орга- низаций в соответствии с требованиями.Владеть: требованиями к научно- методическому обеспечению деятельности коллективов народного художественного творчества, этнокультурных учреждений и организаций. ПК-11 Способность участво- вать в организацион- но-методическом обеспечении подго- товки и проведения фестивалей, конкур- сов, смотров, празд- ников, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, по- священных народной художественной куль- туре Знать: требования к организации и методи- ческому обеспечению фестивалей, конкур- сов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного твор- чества, семинаров и конференций, посвя- щенных народной художественной культу- ре.Уметь: организовывать и методически обеспечивать проведение фестивалей, кон- курсов, смотров, праздников, мастер- классов, выставок народного художествен- ного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре, в соответствии с требованиями.Владеть: требованиями к организации и методическому обеспечению фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер- классов, выставок народного художествен- ного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре. С опорой на современные исследования (Т.Н. Поддубная, О.В. Агошкова, Ф.Р. Хатит, С.Б. Ожева) и в соответствии с планируемыми результатами обучения были разработаны показатели и критерии оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины. Целевые результаты образова- ния были определены посредством триады знать - уметь - владеть приме- нительно к каждой компетенции. Таксономия целевых результатов образова- ния представлена тремя уровнями (базовым, продвинутым, высоким), своди- мыми на уровне бакалавриата главным образом к процессам запоминания, понимания и применения. Рассмотрим более подробно показатели базового, продвинутого и высокого уровней освоения каждой компетенции выпускни- ком по направлению 53.03.02 «Народная художественная культура» в дисци- плине «Теория и методика этнокультурного образования». Способность применять этнокультурные знания в профессиональной дея- тельности и социальной практике, относящаяся к общепрофессиональным компе- тенциям (ОПК-1), имеет показатели образовательных результатов, выраженные: посредством знаний: студент называет способы выявления необхо- димых этнокультурных знаний для достижения целей и задач профессио- нальной деятельности и социальной практики (базовый уровень); описывает способы выявления необходимых этнокультурных знаний для достижения целей и задач профессиональной деятельности и социальной практики (про- двинутый уровень); объясняет способы выявления необходимых этнокуль- турных знаний для достижения целей и задач профессиональной деятельно- сти и социальной практики (высокий уровень); посредством умений: воспроизводит этнокультурные знания для дос- тижения целей и задач профессиональной деятельности и социальной практики (базовый уровень); анализирует этнокультурные знания для достижения целей и задач профессиональной деятельности и социальной практики (продвинутый уровень); отбирает этнокультурные знания для достижения целей и задач про- фессиональной деятельности и социальной практики (высокий уровень); посредством владения: определяет целесообразные способы отбора этнокультурных знаний для достижения целей и задач профессиональной деятельности и социальной практики (базовый уровень); сравнивает различ- ные способы отбора этнокультурных знаний для достижения целей и задач профессиональной деятельности и социальной практики (продвинутый уро- вень); обосновывает и оценивает эффективность способов отбора этнокультурных знаний для достижения целей и задач профессиональной деятельно- сти и социальной практики (высокий уровень). Профессиональная компетенция «Владение основными формами и методами этнокультурного образования, этнопедагогики, педагогического руководства коллективом народного творчества» (ПК-5) представлена в ра- бочей программе показателями образовательных результатов, выраженными: посредством знаний: называет формы и методы этнокультурного обра- зования, этнопедагогики, педагогического руководства коллективом народного творчества (базовый уровень); описывает формы и методы этнокультурного об- разования, этнопедагогики, педагогического руководства коллективом народно- го творчества (продвинутый уровень); объясняет способы отбора форм и мето- дов этнокультурного образования, этнопедагогики, педагогического руководства коллективом народного творчеств (высокий уровень); посредством умений: воспроизводит формы и методы этнокультурного образования, этнопедагогики, педагогического руководства коллективом народ- ного творчества (базовый уровень); анализирует формы и методы этнокультур- ного образования, этнопедагогики, педагогического руководства коллективом народного творчества (продвинутый уровень); отбирает эффективные формы и методы этнокультурного образования, этнопедагогики, педагогического руково- дства коллективом народного творчества (высокий уровень); посредством владения: определяет целесообразные формы и методы этнокультурного образования, этнопедагогики, педагогического руководства коллективом народного творчества (базовый уровень); сравнивает различные формы и методы этнокультурного образования, этнопедагогики, педагогиче- ского руководства коллективом народного творчества (продвинутый уро- вень); обосновывает и оценивает эффективность форм и методов этнокуль- турного образования, этнопедагогики, педагогического руководства коллек- тивом народного творчества (высокий уровень). Способность участвовать в научно-методическом обеспечении дея- тельности коллективов народного художественного творчества, этнокультур- ных учреждений и организаций как профессиональная компетенция (ПК-10) в рабочей программе раскрывается через показатели, выраженные: посредством знаний: перечисляет состав научно-методического обеспечения деятельности коллективов народного художественного творче- ства, этнокультурных учреждений и организаций (базовый уровень); описы- вает состав научно-методического обеспечения деятельности коллективов народного художественного творчества, этнокультурных учреждений и орга- низаций (продвинутый уровень); объясняет состав научно-методического обеспечения деятельности коллективов народного художественного творче- ства, этнокультурных учреждений и организаций (высокий уровень); посредством умений: воспроизводит содержание требований к орга- низации деятельности коллективов народного художественного творчества, этнокультурных учреждений и организаций (базовый уровень); анализирует содержание требований к организации деятельности коллективов народного художественного творчества, этнокультурных учреждений и организаций (продвинутый уровень); отбирает эффективные требования к организации деятельности коллективов народного художественного творчества, этнокуль- турных учреждений и организаций (высокий уровень); посредством владения: определяет целесообразные требования к организации деятельности коллективов народного художественного творче- ства, этнокультурных учреждений и организаций в соответствии с требова- ниями (базовый уровень); сравнивает различные требования к организации деятельности коллективов народного художественного творчества, этнокуль- турных учреждений и организаций в соответствии с требованиями (продви- нутый уровень); обосновывает и оценивает эффективность требований к ор- ганизации деятельности коллективов народного художественного творчества, этнокультурных учреждений и организаций в соответствии с требованиями (высокий уровень). Способность участвовать в организационно-методическом обеспече- нии подготовки и проведения фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре (ПК-11), имеет показатели образовательных результатов, выраженные: посредством знаний: перечисляет содержание требований к организа- ции и методическому обеспечению фестивалей, конкурсов, смотров, праздни- ков, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семина- ров и конференций, посвященных народной художественной культуре (базовый уровень); описывает содержание требований к организации и методическому обеспечению фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, вы- ставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, по- священных народной художественной культуре (продвинутый уровень); объяс- няет содержание требований к организации и методическому обеспечению фес- тивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре (высокий уровень); посредством умений: воспроизводит содержание требований к орга- низации и методическому обеспечению проведения фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художествен- ной культуре, в соответствии с требованиями (базовый уровень); анализирует содержание требований к организации и методическому обеспечению прове- дения фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвя- щенных народной художественной культуре, в соответствии с требованиями (продвинутый уровень); отбирает эффективные требования к организации и методическому обеспечению проведения фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного творчест- ва, семинаров и конференций, посвященных народной художественной куль- туре, в соответствии с требованиями (высокий уровень); посредством владения: определяет требования к организации и методическому обеспечению фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре (базовый уровень); сравнивает различные требования к организации и методическому обеспечению фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, вы- ставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, по- священных народной художественной культуре (продвинутый уровень); обос- новывает и оценивает эффективность требований к организации и методическо- му обеспечению фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре (высокий уровень). Для определения соответствия уровня подготовки студента на данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебной дисциплины «Тео- рия и методика этнокультурного образования» был создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС по дисциплине должен формироваться на ключевых принципах оценивания: валидности (объекты оценки должны соответство- вать поставленным целям обучения); надежности (использование единооб- разных стандартов и критериев для оценивания достижений); справедливости (разные студенты должны иметь равные возможности добиться успеха); своевременности (поддержание развивающей обратной связи); эффектив- ности (соответствие результатов деятельности поставленным задачам); адек- ватности дисциплине [3]. Собеседование как средство контроля объема зна- ний обучающихся по разделам дисциплины позволяет организовать взаимо- действие преподавателя и студентов на практических занятиях в форме спе- циальной беседы по проблемам этнокультурного образования. Необходи- мость проведения самостоятельной исследовательской работы студентов оп- ределила выбор такого оценочного средства промежуточной аттестации, как реферат, выполняемый обучающимися в виде краткого изложения получен- ных результатов теоретического анализа определенной научной темы в об- ласти этнокультуры. Интерес к использованию при аттестации по дисциплине «Теория и методика этнокультурного образования» разноуровневых задач и заданий связан с необходимостью получения качественных результатов на репродуктивном уровне (оценка фактического материала - базовых поня- тий, фактов, умение использовать термины и понятия, узнавать этнокультур- ные объекты), на реконструктивном уровне (оценка умений синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с предос- тавлением выводов, пониманием причинно-следственных связей), на творче- ском уровне (оценка умения интегрировать знания из различных областей, аргументировать собственную точку зрения). Средством итогового контроля по освоению дисциплины был выбран экзамен, основными критериями оцен- ки которого являются полнота содержания ответов, умение формулировать выводы, связность и логичность изложения информации, релевантность, ис- пользование профессиональной терминологии. Таким образом, федеральные государственные образовательные стан- дарты третьего поколения определяют качественный переход высшего про- фессионального образования на подготовку специалистов, обладающих зна- ниями, умениями, навыками и личностными качествам, необходимыми для выполнения конкретных профессиональных задач. Динамичность введения проектов новых образовательных стандартов предъявляет особые требования к профессиональным качествам не только студентов, но и преподавателей высшей школы. В разрабатываемых преподавателями рабочих программах должны быть представлены показатели и критерии оценки сформированно- сти соответствующих компетенций, позволяющие детально отслеживать сформированность целевых результатов обучения у бакалавров по каждой дисциплине. Кроме представленных вопросов, дальнейшего исследования требуют измерительная процедура оценки сформированности компетенций по итогам обучения по всем дисциплинам, разработка универсальной мето- дики оценки результатов обучения.
×

About the authors

Olga P. Karnikova

Samara State Institute of Culture

Email: karnikova.olga@yandex.ru
Cand. of Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department. 167, Frunze Str., Samara, 443010

References

  1. Михайленко Л.В. Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения студентов [Электронный ресурс] // Концепт. - 2014. - С 22. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-otsenivanii-kachestva- rezultatov-obucheniya-studentov (дата обращения: 06.04.2017).
  2. Карникова О.П. Профессиональная подготовка бакалавров по направлению 071500.62 «Народная художественная культура» // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2015. - № 14 (126). - С. 187-191.
  3. Соловова Н.В. Формирование и оценка компетенций: Учеб. пособие / Самара: Самарский университет, 2015. - 79 с.
  4. Бакланова Т.И. Теоретические основы и практика развития этнокультурного образования студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=21588 (дата обращения: 16.03.2017).
  5. Бабикова Н.Н. Проектирование результатов обучения с использованием модифицированной таксономии Блума // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 46. - С. 77-84.
  6. Поддубная Т.Н., Агошкова О.В., Хотит Ф.Р., Ожева С.Б. Показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» в контексте ФГОС 3+ // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2016. - № 1. - С. 76-81.
  7. Приказ Минобрнауки от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 г. № 223). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70829526/#ixzz4bypuuD5G (дата обращения: 21.03.2017).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Karnikova O.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies