Methodological reference-points of training to innovative engineering activity of automobile transport profile


Cite item

Full Text

Abstract

The implementation of innovation development strategies is a prerequisite for the effective operation of modern transport complex enterprises.Engineering and technical personnel capable of perceiving, creating and using techno-technological and organizational innovations is becoming a key corporate value of a motor transport enterprise developing according to an innovative type. The graduates of the university, who have completed the preparation of a bachelor's degree in motor transport, supplement the engineering and technical corps of auto service enterprises. The need for innovation activity, formed in the sphere of profile production, actualizes the orientation of the educational process of the university on the formation of the graduates' readiness for active participation in industrial innovation activities. Legislative introduction of state competence-oriented educational standards of higher education testifies to the formation of a new culture in the Russian engineering school- a culture of standardization of the result of professional education. The structural component of standardization in the field of education is the intra-university educational standartization. Legislatively, the university is given the opportunity to rule- making - the design of educational goals reflecting regional socio-economic characteristics of the subjects of the Russian Federation. Innovative activities in the field of truck production are multifaceted. This determines the multifaceted nature of educational goals, reflecting the willingness of graduates of the university to profile innovative activities. In view of this, it is advisable to apply an interdisciplinary approach and competence approach as the overall methodological basis for designing educational goals. The projected educational goals represent the competence of the graduate of the university and his personal qualities as readiness to participate in managerial, production, marketing and innovation activities. The student's understanding of his own professional identity is a prerequisite for achieving an effective result of preparation for core production innovation. The information-accumulative model of the educational process, traditional for the Russian engineering school, loses its relevance in the context of the orientation toward preparation for innovative activity.The pedagogical potential of projective and problem-based learning, technology of contextual learning is most consistent with the productive implementation of an innovative-oriented educational process.The generalized structural composition of the innovation process serves as an information basis for determining the structural composition of the aggregate of the projected educational goals (competences of the graduate of the university), which ensure the orientation of the educational process for preparing students for core industrial innovation activity.

Full Text

Технико-технологические и организационные инновации - основной фак- тор, определяющий экономическую успешность деятельности автотранспортно- го предприятия. В условиях современного обострения конкуренции на рынке автотранспортных услуг успешность производственной деятельности определя- ется способностью инженерно-технического персонала предприятия создавать, воспринимать и использовать различного рода нововведения [1, 2, 3]. Беспреце- дентное обострение конкурентной борьбы диктует не только необходимое для эффективной инженерной деятельности освоение базовых фундаментальных знаний, но и формирование способности решать проблемы технико- экономического развития производства. Специалист, способный к творческой реализации своих производственных функций, становится ключевой фигурой автотранспортного предприятия, развивающегося по инновационному типу. Инженерно-технический персонал автотранспортного комплекса в нема- лой степени формируется из выпускников вуза, прошедших профессиональ- ную подготовку бакалавриата автотранспортной направленности. От уровня их компетентности в области профильной инновационной деятельности в не- малой степени зависит эффективность производственного процесса предпри- ятия. В виду этого целесообразна ориентация обучения бакалавров по на- правлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплек- сов» не только на использование полученных знаний и навыков производст- венной деятельности, но и на подготовку к активному включению в иннова- ционные процессы автосервисных предприятий. Термин «инновация» (innovation), возникший в IX веке, первоначально связывался с изменениями в культуре. Русское слово «новшество» как сино- ним инновации также обладает культурным смыслом. Но в научный аппарат термин «инновация» в начале XX века был внесен в качестве термина эконо- мики. В соответствии с экономической концепцией предпринимателя- инноватора условием получения прибыли признается выпуск на рынок нови- нок производства и «обновление комбинаций факторов производства» [3]. Контекст данной статьи предполагает обращение к понятию «инновация» как в отношении процесса изменения, так и в отношении его результата (нов- шества). Исследователи выделяют инновации управленческие, производст- венные, финансовые, маркетинговые, кадровые и др. [4]. Инновации различа- ют по новизне, актуальности проводимых изменений, их практической значи- мости и т. д. Технико-технологические подразумевают изменения в технологии деятельности, включая и используемую технику, социальные - в организационно-управленческой структуре и трудовых функциях. Фокус внимания нашей статьи сосредоточен на разделении инноваций в области ав- тотранспортной деятельности на технико-технологические и организационно- социальные (управленческие). В настоящее время наблюдается определенная модификация иерархии ценностей профессиональных качеств кадров высшей квалификации авто- транспортного профиля: приоритетными признаются уже не узкопрофессио- нальные знания, а способности к инновациям, творчеству, инициативность, позволяющие комплексно реагировать на изменения внешней среды авто- транспортного комплекса [5, 6]. На основе причинно-следственной связи указанные выше изменения тре- бований к инженерно-техническому персоналу автотранспортного предпри- ятия обусловливают необходимость изменений также и в сфере образователь- ного процесса вуза, что и становится источником дальнейшего развития ин- женерного образования автотранспортного профиля. Профессиональная подготовка трудовых ресурсов автотранспортного комплекса тесно связана с современными тенденциями развития региональ- ной сферы производства. Соответствие профессиональной компетентности выпускников вуза требованиям региональной сферы профильного производ- ства в отношении готовности к участию в инновационной деятельности рас- сматривается как главная ценность и их основное конкурентное преимущест- во на региональном рынке труда. Федеральную норму качества образования отражают государственные образовательные стандарты. Наряду с этим вузам предоставлена определенная свобода в формировании образовательных целей в соответствии с соци- ально-экономическими особенностями региональной профильной сферы производства. С целью актуализации основной профессиональной образова- тельной программы наряду с указанными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) в ее составе могут быть представлены образовательные цели, отражающие особенности требований региональной профильной сферы производства к компетенциям выпускников вуза. Региональный компонент образовательного нормирования (установления нормативных требований к результату профессиональной подготовки) может быть реализован в действующей системе высшего образования в соответст- вии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273 от 29.12.2012). В частности, в статье 8 этого закона отмечается, что возможна «разработка и реализация региональных программ развития обра- зования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Россий- ской Федерации». Таким образом, подтверждается легитимность нормотвор- ческой деятельности вуза в рамках регламентации требований к результату профессиональной подготовки выпускников в соответствии с потребностями региональной профильной сферы производства. В связи с многоаспектностью инновационной деятельности в сфере авто- транспортного производства подготовка студентов к этой деятельности также должна быть многоаспектна. Ввиду этого методологической основой для проек- тирования образовательных целей, отражающих готовность выпускников к ин- новационной деятельности, целесообразно избрать системный, компетентност- ный и междисциплинарный подходы [5]. При этом достижение оптимальности проектируемых образовательных целей предполагает четкое выделение функ- циональных границ подготовки студентов в технико-технологической сфере, экономической и социальной. Обоснованием этого положения служит тесная взаимосвязь инновационной деятельности и системного инженерного мышле- ния, обуславливающего возможность ее реализации. Целенаправленность - ведущая характеристика процесса профессиональ- ного образования. Основными источниками образовательных целей обоб- щенно принято считать общество, государство и личность обучающегося. С позиции системного подхода совокупность образовательных целей, обу- славливающих подготовку по конкретному профессиональному направле- нию, предстает как основной системообразующий фактор образовательного процесса. В современных условиях цели образования автотранспортного профиля определены Федеральным государственным образовательным стан- дартом высшего образования (ФОГС ВО). Однако образовательные цели, нормативно установленные Федеральным государственным образовательным стандартом, могут быть детализированы в ходе внутривузовского нормиро- вания. Нормативно-педагогическим документом вуза, фиксирующим цели образования, представляемые в компетентностном формате подготовки по конкретному направлению (специальности), является основная профессио- нальная образовательная программа (ОПОП) [7]. Установленные на основе педагогического проектирования компетенции выпускника вуза (образова- тельные цели) представляются в основной профессиональной образователь- ной программе, получая статус образовательных нормативов. В соответствии с положениями компетентностного подхода в дальнейшем они принимаются в качестве образовательных целей курсового проектирования, лабораторного практикума и т. п. Примерами компетенций, отражающих способность к ин- новационной деятельности могут служить следующие: Готовность к анализу ситуаций с целью выявления «слабых звеньев» производственного процесса, требующих модернизации. Умение определять наиболее продуктивные методы и способы совер- шенствования элементов производственного процесса и технологического оборудования. Способность структурировать процесс инновационной деятельности, включая использование архитектурного подхода. Способность определять объективно необходимые экономически целе- сообразные объемы трудовых и материально-технических ресурсов, обеспе- чивающих внедрение новшества. Способность обосновывать социальную значимость новшества. Владение методами моделирования, включая анализ рисков, анализ технико-экономических характеристик, анализ уровня надежности. Умение составить проект реализации новшества, включая владение процессным подходом. В качестве проектируемых образовательных целей подготовки к про- фильной инновационной деятельности целесообразно также выделение спе- цифических профессионально важных личностных качеств: Интеллектуальная активность (проявление интереса к информации, свя- занной с профильной профессиональной деятельностью; способность соотно- сить разрозненные сведения с решаемой проблемой; стремление устанавливать основные факторы, повлекшие возникновение проблем, осознавать ограничения информации, адаптировать принятые решения при получении новой информа- ции, адекватно оценивать и развивать свои профессиональные знания). Инновативность (склонность к творческой деятельности; способность генерировать инициативные инновационные идеи для практического реше- ния проблем, адаптировать существующие возможности для получения же- лаемого результата, проявлять исследовательскую активность). Высокая коммуникабельность (способность продуктивно взаимодейст- вовать с партнерами различного уровня профессиональной подготовки; спо- собность воспринимать идеи партнеров, проявлять солидарность с другими работниками в процессе решения производственных проблем; владение ши- роким диапазоном информационно-коммуникативных технологий). Лидерство (готовность координировать решение установленных задач с деловыми партнерами; умение определить роль партнера в процессе реше- ния проблемы; способность к эффективному убеждению; навыки наставниче- ства; способность вовлечь партнеров в область своих идей; готовность к пер- сональной ответственности за продуктивность принимаемых решений; спо- собность оценить деятельность партнеров; готовность к разрешению меж- личностных конфликтов). Мотивация достижения (способность инициативно включаться в реше- ние проблем, воспринимать результат решения проблем как личностно зна- чимый, самостоятельно устанавливать цели промежуточных элементов дея- тельности по решению проблемы). Стрессоустойчивость при наличии противоречивых требований и ус- ловий неопределенности (способность к самоконтролю, самообладание; по- нимание вероятного возникновения ошибок собственных и партнеров). Известно, что не все люди обладают способностью и обучаемостью к ин- новационной деятельности [8, 9]. Массовость современного высшего образо- вания обеспечивает доступ для поступления в вузы абитуриентам, не только слабо подготовленным к получению инженерного образования, но и сла- бо мотивированным к учебной деятельности в целом, тем более к деятельности инновационной. Этот, к сожалению, очевидный факт указыва- ет на необходимость достаточно тщательного отбора студентов по критериям подготовленности и мотивированности к обучению инновационной деятель- ности. Следовательно, необходимым предстает создание специальным обра- зом организованной образовательной среды, которая позволила бы выявить студентов, наиболее способных к инновационной деятельности, с тем чтобы в дальнейшем посредством организации индивидуальной работы развивать их способности к инновационной деятельности. Но это уже более широкая педагогическая проблема по отношению к контексту данной статьи. Однако при- веденный выше перечень компетенций и профессионально важных личност- ных качеств может быть использован как основа теоретической схемы для от- дельного педагогического эмпирического исследования готовности студентов к освоению профильной инновационной деятельности. При проектировании образовательных нормативов, отражающих готов- ность к инновационной деятельности, нельзя не учитывать необходимость ее гармонизации с экономическим императивом. До понимания студентов, ос- ваивающих методологию инновационной деятельности, целесообразно доне- сти положение о том, что идея инновационной экономики предполагает «…технологизацию и коммерсализацию интеллектуальной деятельности» [8]. При этом технологизация интеллектуальной деятельности понимается как це- ленаправленное преобразование фундаментального знания в форму техноло- гических решений ввиду того, что зачастую вовсе не идею инновационного преобразования, а именно технологию, разработанную на основании этой идеи, возможно продать и получит прибыль. Технология всегда предполагает четкое формализованное описание новшества. При этом рынок, например ры- нок технического обслуживания транспортных средств, проявляет себя как жесткий ограничитель инноваций. Любая новация в сфере автообслуживаю- щего производства подвергается тотальной рыночной оценке на эффектив- ность внедрения. Важнейшим критерием рыночной эффективности при этом выступает скорость извлечения прибыли [1, 3]. Из этого следует, что выпуск- ники вуза, ориентированные на инновационную деятельность, должны обла- дать высоким уровнем готовности к разработке технологий на основе иннова- ционных идей. Соответственно этому в составе основной профессиональной образовательной программы с необходимостью должны быть представлены компетенции выпускника вуза, отражающие эту готовность. Кроме того, от- меченная выше коммерсализация интеллектуальной собственности ориенти- рует образовательный процесс посредством проектирования соответствующих образовательных целей на сокращение «дистанции» между теоретической подготовкой и ее практическим применением. Однако отмеченная выше до- минанта экономики в инновационном векторе образовательного процесса не должна быть в оппозиции к технологической подготовке студентов. В силу этого способность выпускников вуза к максимальной научной обоснованности инновационных идей и их готовность разрабатывать четкие технологии вне- дрения новшеств, повышающих эффективность производственных процессов, должны быть представлены в ОПОП в статусе образовательных нормативов с тем, чтобы студенты в необходимой мере освоили приемы обеспечения тех- нологичности инноваций. Рассмотрение в контексте данной статьи понятия «инновация» как процесса позволяет особо выделить социально-производственную проблему сопротивле- ния персонала предприятия внедрению новшеств. Позиция данного рассмотре- ния предполагает разделение инноваций на технико-технологические и органи- зационно-социальные. Технико-технологические инновации связываются с из- менениями в технологиях производственного процесса деятельности и используемого технологического оборудования. Организационно-социальные инновации предполагают изменения в организационно-управленческой структу- ре предприятия и функциях должностных лиц. Причем введение в производст- венный процесс какого-либо нового оборудования в соответствии с технико- технологической инновацией также сопряжено организационно-социальной ин- новацией как меняющей трудовые функции работников. Таким образом, внедрение организационных инноваций с необходимо- стью нарушает сформировавшееся производственное взаимодействие работ- ников и рабочих групп. Это приводит к развитию конфликтов, сопротивле- нию со стороны персонала предприятия, вовлеченного в инновационные пре- образования [10]. Один из основателей организационно-управленческой нау- ки Т. Бернс выделил следующие причины сопротивления персонала внедре- нию инноваций: нечеткое представление целей внедрения новшеств, недове- дение до сведения персонала обоснования необходимости предлагаемых из- менений, ошибочный выбор методов внедрения, непонимание персоналом последствий изменений, восприятие персоналом инноваций как источника угрозы своему должностному положению, отсутствие методических реко- мендаций по проведению инноваций [23]. Соответственно этому студенты, прошедшие подготовку к инновационной деятельности, должны овладеть компетенциями наставничества; готовностью к методической деятельности; способностью формирования положительного мо- рально-психологического климата рабочих групп; готовностью к предупрежде- нию возникновения конфликтных производственных ситуаций и разрешению открытых конфликтов. Целесообразно представление указанных компетенций в статусе образовательных нормативов (целей образования) в ОПОП. Согласно развиваемому нами подходу одним из основных условий под- готовки выпускника вуза к эффективной инновационной деятельности явля- ется осознание собственной профессиональной идентичности участника ин- новационной деятельности. Профессиональная идентичность, в данном слу- чае идентичность участника инновационной деятельности, понимается как комплексная личностная характеристика работника. Проявляется профессио- нальная идентичность в эмоционально выражаемом восприятии студентом собственного соответствия профессиональному сообществу участников ин- новационной деятельности [11]. В данном случае понятие «идентичность» рассматривается в качестве синонима русского слова «приверженность». В общенаучном понимании профессиональная идентичность трактуется как важнейший критерий становления профессионала, связанный с включенно- стью в профессию, принятием профессиональных ценностей [24]. Профессиональную идентичность профильной инновационной деятельности можно также представить как продукт профессионального и личностного разви- тия студента. Ввиду этого данная комплексная личностная характеристика сту- дента как будущего работника может быть использована в качестве субъектив- ного критерия его профессионального развития. Ввиду высокой востребованно- сти способностей инженерно-технического персонала к инновационной дея- тельности профессиональная идентичность как личностный ресурс должна стать основой эффективной учебной деятельности студента. По своей сущности идентичность профессиональной инновационной дея- тельности является результатом принятия студентом на психологическом уровне профессиональных ценностных позиций участника производственной деятельности этого вида [12, 13]. Сформированность у студента понимания собственной идентичности данного вида создает условия для его самостоя- тельной ориентации на освоение системы компетенций, необходимых для плодотворного осуществления профильной инновационной деятельности. Инновационное мышление в сфере проблем инженерной деятельности формируется на основе накопления технико-экономических знаний, осмысле- ния результатов производственной деятельности. В соответствии с этим в со- став перечня компетенций выпускника вуза необходимо введение не только компетенций, которые обуславливают готовность к непосредственному уча- стию в инновационной деятельности, но и компетенций, обеспечивающих подготовку к формированию инновационных идей. В условиях ориентации образовательного процесса вуза на подготовку обучающихся к инновационной деятельности традиционная для инженерной школы информационно-накопительная модель образовательного процесса те- ряет свою актуальность. Для эффективной реализации инновационно- ориентированного образовательного процесса целесообразно использование следующих педагогических технологий [5]. Технология проективного обучения в наибольшей степени соответствует концепции инновационно-ориентированного образовательного процесса. Центральным понятием данной педагогической технологии является проект. Однако в методическом плане это проект отличный от традиционно применяемого в инженерном образовании. Традиционный учебный проект - это средство обуче- ния, основанное на применении известных алгоритмов, методик, определенного знания. При выполнении традиционного проекта студенту для осуществления проектирования предлагается готовое учебное задание, в то время как в проек- тивном обучении проект является основной целью обучения [17]. Структурный состав проекта, реализуемый в инновационно- ориентируемом образовательном процессе, формируется из следующих эле- ментов: мотивы разработки проекта (с учетом его социальной значимости), цель создания, средства и способы действий, необходимые для проектирова- ния, потребности, регламентированность временных затрат. Таким образом, учебный проект представляет собой уникальный для образовательной среды процесс, реализуемый для достижения конкретной, обоснованной цели и включающий определенным образом взаимосвязанные виды элементов профессиональной деятельности. Основным условием формирования мотивации студентов к активному участию в проектной деятельности является реалистичность проектного учебного задания. Также необходимо понимание студентами конкретной применимости результата проектирования и осознание его продуктивной со- циальной значимости. Важно заметить, что студент независимо от сложности проектного задания и стадии обучения должен иметь представление о полном цикле проектирования. Известно, что состав цикла проектирования включает следующие элементы: «осознание потребности в решении конкретной про- блемы, формулирование задачи проектирования, обзор и анализ существую- щих решений, разработка собственного решения, его реализация, апробация, оформление отчетной документации, защита результата и, если это возмож- но, внедрение результата» [18, с. 73]. Проективное обучение рассчитано на студентов, мотивированных к творче- ской деятельности, способных выделить в социальном контексте цель проекта. Учебно-познавательная деятельность в образовательном процессе, организован- ном в соответствии с технологией проективного обучения, представляет собой организованное целое по выбору цели проектирования, соответствующих средств и действий по выполнению проекта, самостоятельному выдвижению идей и способов получения необходимой информации. Обучающийся принима- ет непосредственное участие в целеполагании своей учебной деятельности. Этот факт определяет формирование мотивационной сферы обучения. В контрольно- оценочной деятельности также фиксируется ведущая роль студента. В определенной степени выполняется замена внешней контрольно-оценочной деятельно- сти на самоконтроль, самооценку результата своей деятельности обучающимся. Указанные способности составляют основу подготовки студентов к возможной будущей инновационной деятельности. В традиционном образовательном процессе, основанном на концепции объяснительно-иллюстративного обучения, обучающим предписывается строгое следование внешне заданным алгоритмам, планам, правилам, пред- писаниям. В отличие от этого концепция проективного обучения основывает- ся на принципе самоорганизации обучающихся. Этот принцип предполагает самостоятельный выбор студентами варианта рациональной организации элемента образовательного процесса, связанного с выполнением учебной проектной деятельности. Одновременно с этим данный принцип предполага- ет в определенной степени замену внешней контрольно-оценочной деятель- ности преподавателя на самостоятельный контроль и самооценку обучаю- щимся. Однако при этом студенты должны получить от преподавателя соот- ветствующие сведения о критериях оценки результатов проектной деятельно- сти. Не менее важны для студента сведения о возможных способах корректи- рования своей учебной проективной деятельности. Принцип проективного обучения - принцип развития - предполагает при переходе от проекта к проекту повышение сложности решаемых задач с посте- пенным развитием обязательно представляемой научной компоненты проекта. Таким образом, освоение студентами образовательных целей, состоящих в подготовке к проективной деятельности в ходе образовательного процесса вуза, обеспечит определенную готовность к участию в будущей производст- венной инновационной деятельности, востребованной профильной сферой производства. Однако при организации образовательного процесса вуза в со- ответствии с концепцией проективного обучения необходимо учитывать факт, отмечаемый в психологии труда, о том, что не все индивидуумы в оди- наковой степени способны к творческому конструктивному мышлению [19]. В связи с этим следует принять к сведению указание Г.Л. Ильина, российско- го автора данной концепции, о том, что проективное обучение «не следует рассматривать как систему образования, должную сменить существующую… это образование персонифицированное, элитарное, рассчитанное на творче- ски ориентированных людей» [18, с. 96]. Следовательно, при организации реального образовательного процесса необходимо сочетание различных пе- дагогических концепций. Так, для формирования компетенций, связанных с операциональными репродуктивными действиями, которые составляют не- отъемлемый элемент профессиональной подготовки инженерно-технической автотранспортной направленности, применима традиционная объяснительно- иллюстративная концепция. Также «…концепция контекстного обучения, по своей сути, предполагает возможность использовать ее в рамках любого из направлений обучения» [22, с. 64]. Технология контекстного обучения базируется на научной основе теории деятельности А.Н. Леонтьева. Эта теория указывает, что для овладения ка- кой-либо деятельностью необходимо осуществление деятельности, адекват- ной предмету осваиваемой деятельности. Концепция контекстного обучения состоит в том, чтобы «последовательно моделировать в формах деятельности студентов содержание профессиональной деятельности специалистов со сто- роны ее предметно-технологической (предметный контекст) и социальной составляющих (социальный контекст)» [17, с. 50]. Таким образом, основопо- лагающий принцип контекстного обучения основан на единстве обучения и воспитания в образовательном процессе. В соответствии с концепцией контекстного обучения подготовка студен- тов инженерного профиля к инновационной производственной деятельности в своей основе должна соответствовать структурному составу инновационно- го процесса с тем, чтобы студенты на уровне учебной деятельности получили опыт освоения и реализации инновационного процесса на основе условно- инновационного развития какого-либо элемента профильного производства. С этой целью целесообразна организация самого образовательного процесса на основе обобщенного структурного состава инновационного процесса. В обобщенном виде использование структурного состава инновационно- го процесса для соответствующей ориентации образовательного процесса можно представить следующим образом [16]. Структурный элемент инновационного процесса - фундаментальные ис- следования - ориентирует содержание образовательного процесса на пред- ставление определенных теоретических положений, касающихся рассматри- ваемого элемента производственного процесса. Очевидно, что студенты в полном своем составе не могут быть заняты выполнением фундаменталь- ных исследований с целью получения нового доказательного знания. Однако наиболее творчески ориентированные из них могут принять участие в ло- кальных фундаментальных исследованиях, осуществляемых на профильных кафедрах. Вместе с тем принятие образовательных целей, отражающих го- товность к инновационной деятельности, в статусе образовательных норма- тивов обеспечит получение всеми обучающимися представления о том, что теоретические знания составляют основу инновационного процесса, что каж- дый его элемент основывается на определенных научных положениях. Прикладные исследования как структурный элемент инновационного процесса являются основой для разработки идей конкретных новшеств. Обра- зовательные цели, отражающие готовность к реализации данного этапа инно- вационного процесса, в основе своего проектирования имеют взаимосвязь фундаментальных и прикладных исследований ввиду того, что прикладные исследования являются воплощением фундаментальных исследований. Пред- ставление прикладных исследований как получающих отражение в производ- ственном процессе овеществленных знаний возможно посредством актуали- зации содержания специальных учебных дисциплин, направленных на фор- мирование соответствующих профессиональных компетенций. Образовательные цели, отражающие такой элемент инновационного про- цесса, как практическое использование новшеств, могут быть представлены в индивидуальных заданиях, выполняемых студентами в ходе производст- венной практики. Например, учебное задание может содержать требование выявления соответствия технико-технологических и организационных усло- вий базового автосервисного предприятия процессу реализации определенно- го новшества. Коммерческая реализация новшества как элемент инновационного про- цесса актуализируется образовательными целями, которые реализуются со- держанием учебных дисциплин, отражающих положения коммерсализации производственной деятельности в области автотранспортного комплекса. Целенаправленность подготовки к инновационной производственной деятельности может быть обеспечена в результате ее формализации посред- ством создания соответствующего учебно-методического комплекса, интег- рирующего смежные учебные дисциплины. Причем основанием интеграции может служить обобщенный структурный состав профильного инновацион- ного процесса. Административное утверждение указанного учебно- методического комплекса обеспечивает нормативный статус целенаправлен- ной ориентации образовательного процесса на подготовку к инновационной производственной деятельности. Основным понятием технологии проблемного обучения является про- блемная производственная ситуация [15]. При этом в описании рассматри- ваемой ситуации содержится какое-либо противоречие, препятствующее вы- полнению учебного задания. Это порождает интеллектуальное затруднение студента и способствует формированию познавательной мотивации студен- тов посредством активизации мотивации достижения. В организационно-методическом плане технология проблемного обучения предполагает специальную разработку учебного материала в виде системы учебных проблем, которые отражают реальные проблемы профильной произ- водственной среды. Выполнение заданий проблемного характера, как правило, предполагают не единственный путь решения. В силу этого взаимодействие преподавателя и студента самоорганизуется в форме дискуссии. При этом сту- дент получает навык ответственного представления обоснованных решений. Мотивационный элемент образовательного процесса обуславливается для сту- дента личностной ценностью опыта самостоятельного освоения знаний и приня- тия решений. Преподаватель управляет учебной ситуацией в ходе разрешения поставленной проблемы; уточняет область поиска решения проблемы; способ- ствует актуализации ранее освоенных студентом знаний. Таким образом, технология проблемного обучения обеспечивает ориен- тацию образовательного процесса на развитие творческого мышления, освое- ние соответствующих ему средств и способов, что необходимо для подготов- ки студентов к будущей практической инновационной деятельности. Выводы. Для системы образования характерен феномен саморазвития. Импульсом для этого развития является выявленная потребность современ- ного автотранспортного производства в трудовых ресурсах, способных к осуществлению инновационной деятельности. Посредством образовательных целей осуществляется управление образо- вательным процессом. Многоаспектность проектируемых образовательных целей обуславливает многоаспектность содержания образовательного про- цесса, ориентированного на подготовку студентов к производственной инно- вационной деятельности. Эффективность реализации образовательных целей, отражающих готов- ность к инновационной деятельности, определяется принятием их студентами как лично значимых, своих собственных. Условием достижения этого является формирование студентами профессиональной идентичности, выступающей как способ включения в профессию, принятия профессиональных ценностей. Образовательные цели выполняют функцию управления образователь- ным процессом: обуславливают его содержание и определяют соответствую- щие технологии обучения. Инновационно-ориентированному образователь- ному процессу наиболее соответствует проективное обучение, а также про- блемное и контекстное. Структурирование совокупности образовательных целей, отражающих готовность к инновационной деятельности, обеспечива- ется логикой обобщенного структурного состава инновационного процесса, профильного направлению профессиональной подготовки студентов вуза.
×

About the authors

Galina V. Bukalova

Orel State University

Email: 57orleya@gmail.com
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of the Vehicle Service and Repair Department. 77, Moscow St., Orel, 302030, Russia

References

  1. Соловьёв В.П., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Образование для инновационной экономики. - Старый Оскол: ТНТ, 2014.
  2. Сербиновcкий А.Ю., Фролов Н.Н. Экономика предприятий автомобильного транспорта: Учеб. пособие. - М.: ИКЦ «МАРт», 2006. - 496 с.
  3. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. - М.: Университетская книга, Логос, 2008. - 320 с.
  4. Косяков А., Свит У., Сеймур С., Бимер С. Системная инженерия. Принципы и практика / Пер. с англ. В. Батоврин. - М.: ДМК- Пресс, 2014.
  5. Букалова Г.В. Концептуальные основания нормирования результата профессионального образования технического профиля: моногр. - Орёл: ФБГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2014.
  6. Грызлов В.С. Компетентностно-модульный подход в высшем техническом образовании: моногр. - Череповец: ЧГУ, 2015.
  7. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденных министром образования Российской Федерации от 22.01.2015 № ДЛ - 01/05вн. - URL: http: // fgosvo.ru/support/43/5/8/.
  8. Чучалин А.И. Модернизация экономики и повышение качества инженерного образования // Almamater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 11. - С. 12-18.
  9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004.
  10. Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. - М.: Эксмо, 2008.
  11. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в современных исследованиях // Вопросы психологии. - 2008. - № 1. - С. 89-101.
  12. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003.
  13. Емельянова О.Я. Формирование профессиональной идентичности с целью адаптации работника к деятельности по специальности // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Экономика и управление. - 2005. - № 2. - С. 153-156.
  14. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: монография. - М.: ИЦ ПКПС, 2000.
  15. Подлесных В.И. Реформирование высшего образования на основе замещения технологического уклада (новые подходы и методы). - М.: ИНФРАМ, 2014.
  16. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул, Б.М. Карпов, В.Б. Перевязкин, М.К. Старовойтов. - СПб: АНО ИПЭВ, 2008.
  17. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
  18. Ильин Г.Л. Проективное обучение. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
  19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004.
  20. Сенашенко В.С., Медникова Т.Б. О применении компетентностного подхода высшей школой и корпоративными структурами. Сравнительный анализ // Almamater (Вестник высшей школы). - 2015. - № 5. - С. 60-67.
  21. Посталюк Н.Ю. Механизмы трансляции квалификационных требований рынка труда в программы профессионального образования и обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 3 (15). - 37-40.
  22. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: учеб.- метод. пособие. - М.: Университетская книга; Логос, 2012.
  23. Burns T., Stalker J. (1996) The Management of Innovation. Oxford: Oxford Universi- ty Press.
  24. Damanpour F. (1991) Organizational Innovation: A Meta-Analysis of Effects of Determinants and Moderators // Academy of Management Journal. Vol. 34. No 3. P. 558-559.
  25. Granello D.H, Young M. E. (2011) Counseling Today: Foundations of Professional Identity. Upper Saddle River, NJ: Pearson.
  26. Williams J. (2013) Constructing New Professional Identities. Rotterdam: Sense Publishers.
  27. Gunz H.P. (1994) Professional/Organizational Commitment and Job Satisfaction for Employed Lawyers // Human Relations. Vol. 47. No 7. P. 801-828.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Bukalova G.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies