ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА НА ОСНОВЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены принципы профессионального отбора на основе профессиональных характеристик. Профессиональный отбор - это выбор определенного человека для данных профессиональных условий. Профессиональный отбор призван не только определить наличие медицинских противопоказаний, но и подобрать для данной профессии человека, соответствующего определенному уровню профессиональных компетенций. Система профессионального отбора должна служить своеобразным «фильтром», препятствующим приему на работу лиц с характеристиками, не отвечающими требованиям соответствующих технологических процессов и производств. В статье приведены этапы профессионального отбора (по медицинским показателям, по степени профессиональной пригодности, контрольный этап). С точки зрения безопасности труда за основные направления профессионального отбора человека (оператора) можно принять физиологическое, психофизиологическое и профессиональное. Каждому из направлений в данном случае можно присвоить характеристики качественной оценки, которые рассматриваются и используются отдельно или комплексно. Каждое из направлений можно представить рядом свойств, позволяющих оценить человека в каждой конкретной ситуации. Уровень профессиональной пригодности определяется уровнем сформированности профессиональных компетенций (комплексная оценка). Получение низкого уровня сформированности профессиональных компетенций в процессе проведения 1-го этапа профессионального отбора говорит, о том, что обучаемого необходимо отправить на переподготовку.

Об авторах

Людмила Владимировна Сорокина

Самарский государственный технический университет

Email: bjd@list.ru
(к.п.н., доцент), доцент кафедры безопасности жизнедеятельности. 4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Котик М.А. Психология и безопасность. 3-е изд. - Таллин, 1989. - 405 с.
  2. Лапин В.Л., Попов В.М., Рыжков Ф.Н., Томаков В.И. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами: Учеб. пособие. - Курск: Курск. гос. техн. ун-т, 1995. - 238 с.
  3. Борисов С.В. Математическая модель процессов приобретения и утери навыков // Проблемы инженерной психологии и эргономики. - М.: ВНИИТЭ, 1974. - С. 150-152.
  4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 440 с.
  5. Мариненко Н.В. Уроки безопасности. - М.: Профиздат, 1991. - 130 с.
  6. Межотраслевые методические рекомендации по профессиональному подбору на основные профессии промышленности и народного хозяйства. - М.: Имидж, 1993.
  7. Межотраслевые методические рекомендации по психофизиологическому профессиональному подбору на основные профессии промышленности и народного хозяйства. - М.: Имидж, 1993.
  8. Давыдов А.А. Коэффициент интеллектуальности (IQ) и инновационное развитие. - 7 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ssa-rss.ru/files/File/info/ IQ_Innovation.pdf.
  9. Косилов С.А., Леонова Л.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. - М.: Медицина, 1974. - 240 с.
  10. Файнбург Г.З. Основы организации управления профессиональными рисками: Учеб. пособие / Сер. Управление профессиональными рисками. Под ред. Г.З. Файнбурга. - Вып. 1. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2007. - 148 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сорокина Л.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах