ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются факторы, детерминирующие эмоциональное выгорание педагогов в современных условиях, на основе выделения двух больших блоков (индивидуальные и организационные). Приводятся результаты констатирующего эмпирического исследования степени распространенности и выраженности эмоционального выгорания у педагогов в разных периодах педагогического стажа. Экспериментальным путем отслежен переход с одной стадии эмоционального выгорания на другую в процессе педагогической деятельности (напряжение, резистенция и истощение). В работе изучены и диагностированы характерные для каждой фазы симптомы эмоционального выгорания педагогов. Представлены эмпирические данные, свидетельствующие о взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания с индивидуально-психологическими характеристиками личности (низкой эмоциональной чувствительностью, неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, интровертированностью, неудовлетворенным отношением к работе, неумением строить отношения с начальником, низкими адаптационными возможностями).

Полный текст

Профессиональная педагогическая деятельность относится к разряду стрессогенных видов деятельности, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции, одним из которых является эмоциональная устойчивость педагога, необходимая для преодоления негативных изменений, в том числе и синдрома эмоционального выгорания. В зарубежных исследованиях пишут о трех группах причин, играющих значительную роль в эмоциональном выгорании: личностные, ролевые и организационные. В отечественном подходе нет единой классификации факторов. Ранее традици- онно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. В.Е. Орел, обобщив исследования в зарубежной психологии, справедливо, на наш взгляд, представил эти факторы двумя группами: индивидуальные (в предыдущей классификации им соответствуют личностные) и организационные (соответственно ролевые и организационные) [6, с. 93]. По сути, такая классификация расширила состав первой группы и избавила от «искусственного», по нашему мнению, разделения факторов, относящимся к социальным, внешне обусловленным причинам (если рассматривать ролевую характеристику человека, то она может быть только в социуме, профессиональной группе, организации). Наиболее детальное представление о факторах «выгорания» дает классификация В.В. Бойко (1999), которая включает две группы: внутренние и внешние факторы [1, с. 44]. При этом внутренние факторы соответствуют индивидуальным, а внешние - организационным. С учетом вышеприведенных теоретических данных нами было проведено экспериментальное исследование «выгорания» на выборке из 70 педагогов в возрасте 20-58 лет, с педагогическим стажем от 3 лет до 40 лет, распределенных на 4 группы по стажу работы: I период - 3-10 лет стажа (20-46 лет) - 20 чел.; II период - 10-20 лет стажа (28-53 года) - 25 чел.; III период - 20-30 лет стажа (43-56 лет) - 15 чел.; IV период - 30-40 лет стажа (48-58 лет) - 10 чел. Психодиагностический инструментарий составили: методика В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания», личностный опросник Г.Е. Леевика (26 факторов). Полученные эмпирические данные свидетельствуют о сформированности фазы «Напряжение» у 8,4 % педагогов, у 20 % она формируется, у 71,6 % фаза не сформирована, но симптомы колеблются. Результаты, приобретенные по первому периоду (3-10 лет стажа), выделяют определенную картину состояния фазы «Напряжение» у начинающих свою деятельность педагогов: первый симптом (переживание психотравмирующих обстоятельств - 10,2 балла) гораздо превосходит результаты второго и третьего периодов. Третий симптом («загнанность в клетку» - 9,2 балла) считается закономерным продолжением развивающего стресса: обстоятельства очень давят, и устранить их бывает невозможно, приходит чувство безысходности (интеллектуально-эмоциональный затор, тупик). Анализируя показатели первой фазы «Напряжение» по второму периоду (10-20 лет стажа), видим, что первый симптом (переживание психотравмирующих обстоятельств - 9,7 баллов) чуть выше нормы, так же как и в других периодах стажа; остальные симптомы в пределах нормы, но все же показатели симптомов превышают следующий период. У педагогов в этом возрасте появляются потребности в самоутвер-ждении себя как профессионала, но не всегда есть возможность проявить это, т. к. мешают межличностные и административные проблемы. В периоде 30-40 лет стажа педагоги более устойчивы к психотравмирующим обстоятельствам, но формирование симптомов уже произошло. Первый симптом (переживание психотравмирующих обстоятельств - 11,1 баллов) и четвертый (тревога и депрессия - 9,4 балла) выходят за пределы нормы (0-96), что выявляет эмоциональную сенситивность и повышенную тревожность к происходящим событиям в этом периоде, неумение быстро реагировать на изменчивость окружающего мира. Симптомы «неудовлетворенность собой» (7,8 баллов) и «загнанность в клетку» (3,2 баллов) - в пределах нормы, возможно, опыт помогает преодолеть возникающие трудности. У показателей I и IV периодов педагогического стажа отличия незначительны (10,2-11,1). Это свидетельствует о том, что в начале и при окончании профессиональной деятельности педагоги ощущают себя почти одинаково, находясь в состоянии небольшой тревоги и напряжения. Сформированность фазы «Напряжение» обнаружилась у 8,4 % педагогов - небольшой процент, хотя именно это - сигнал для обострения внимания к эмоциональному выгоранию. В начале профессиональной деятельности (стаж 3-10 лет) чрезвычайно выражен первый симптом (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование), он гораздо превышает результаты предыдущих (16,4 балла; остальные - 14,1; 14,7; 12,7). Можно утверждать, что у педагогов в начале профессиональной деятельности проявляется высокая напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Также наиболее выражен четвертый симптом (редукция профессиональных обязанностей - 14 баллов), который характеризуется апатией: появляется усталость, могут возникнуть проблемы со сном. При недоступности дополнительной мотивации и стимулирования у молодых педагогов резко пропадает трудовой энтузиазм, исчезает привлекательность работы в данной профессиональной деятельности, падает ее продуктивность. В случае высокой мотивации педагог имеет возможность «гореть», подпитываясь внутренними ресурсами, хотя во вред собственному здоровью. Результаты исследования педагогов, имеющих стаж 3-10 и 30-40 лет, по второму симптому (эмоционально-нравственной дезориентации) почти совпадают (11,2 - 11,6). Данный симптом углубляет неадекватную реакцию в отношениях с коллегами. Пр анализе стажа (20-30 лет) заметно, что результаты отличаются от предыдущего (10-20 лет), но не кардинально. Первый (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование) и четвертый (редукция профессиональных обязанностей) симптомы (20-30 лет - 14,7 - 12,3), (10-20 лет - 14,1 - 12,4) выражены в одинаковой степени, а второй (эмоционально-нравственная дезориентация) и третий (расширение сферы экономий эмоций) - немного ниже (20-30 лет - 8,6; 8,9), (10-20 - 10,8; 9,8). Педагоги со стажем 30-40 лет имеют результаты по всем симптомам фазы «Резистенция» выше нормы (0-9) - (12,7, 11,6, 12, 14,3). Эти симптомы начинают формироваться в случаях, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности, эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а неадекватным или избирательным образом. Таким образом, анализируя фазу «Резистенция», можно сделать вывод о том, что защитные механизмы в форме резистенции наблюдаются во всех периодах стажа педагогов. Сформированность фазы «Истощение» выявлена у 5 % педагогов; у 21,7 % она формируется, у 73,3 % не сформирована. Анализ общих результатов фазы «Истощение» во всех группах показывает, что результаты приблизительно одинаковы по всем симптомам и не превышают норм сложившегося симптома (кроме 30-40 лет - второй симптом «эмоциональная отстраненность» 9,9 баллов). Процент сформированной фазы небольшой (5 %) - это свидетельствует о том, что многие педагоги не доводят себя до истощения, психосоматических и психовегетативных нарушений, но все же показатели близки к границе (0-9) проявления симптомов фазы «Истощение». По результатам исследования фазы «Истощение» в периоде 10-20 лет стажа результаты соответствуют нормативным показателям. Высокая активность жизненной установки, оптимизм характеризуются более высокой степенью экстраверсии и меньшей предрасположенностью к «выгоранию», что совпадает с исследованиями Н.Е. Водопьяновой. В периоде от 20 до 30 лет стажа, по результатам исследования, все показатели близки друг другу, кроме третьего симптома - личная отстраненность, который проявляется совсем незначительно (4,5 балла). Четвертый симптом - психосоматические и психовегетативные нарушения, так же как и в предыдущем периоде стажа - на границе складывающего симптома (8,9-8,5). Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия, порой даже мысль о субъектах профессиональной деятельности или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. При стаже от 30 до 40 лет у педагогов значительно проявляются два симптома - «эмоциональный дефицит» и «психосоматические и психовегетативные нарушения». Возможно, физический возраст начинает оказывать самостоятельное влияние, неподвластное сознанию человека, в результате чего некоторые педагоги эмоционально отстраняются и замыкаются в своих проблемах, в основном связанных со здоровьем, а другие, наоборот, эмоционально перегружаются, расширяя сферу своих отношений. Личная и эмоциональная отстраненность (второй и третий симптом) - в показателях среднего уровня; возможно, это связано со спецификой профессиональной деятельности. Анализируя показатели всех трех фаз, утвердительно можно сказать: 1) развитие синдрома носит стадиальный характер; 2) на формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания не влияет возраст и стаж работы педагога; 3) проявление симптомов и формирование фаз возникают почти одинаково в различные периоды стажа работы (3-10 лет = 30-40 лет, 10-20 лет = 20-30 лет). Таким образом, стартовым механизмом развития эмоционального выгорания у педагогов является проявление симптомов фазы «напряжения» - «когнитивный диссонанс», т. е. несоответствие между знаниями и собственными представлениями субъекта о значимости его профессии, неумение адаптироваться в новых, трудных ситуациях, ожиданиями от нее и реальной трудовой деятельностью, с ее спецификой, что сопровождается чувством дискомфорта. В процессе развертывания «выгорания» механизмом выступает «дистресс» - резистенция (сопротивление), срабатывают различные защитные механизмы личности, вырабатываемые субъектом деятельности в ответ на хронические психотравмирующие воздействия профессиональной жизни. Для выявления различий между индивидуально-психологическими характеристиками испытуемых с несформированными фазами «эмоционального выгорания» и испытуемых со сформированными фазами и фазами в стадии формирования, педагоги были поделены на две группы. Корреляционный анализ проводился по всей выборке педагогов с помощью t-критерия Спирмена в прикладной программе Excel XP 2000. Фаза «Напряжение», испытуемые с несформированной фазой эмоционального выгорания, п = 135, испытуемые со сформированной фазой и фазой в стадии формирования, п = 65. Первая группа не превосходит группу вторую по средним показателям. Возможно, это связано с тем, что некоторые испытуемые оказывались в разных группах по разным фазам. В этих двух группах выявлены следующие различия по содержанию факторов по фазе «Напряжение»: испытуемые со сформированной фазой или фазой в стадии формирования по фактору Н (сдержанность - активность в контактах) более активны в межличностных контактах, по фактору ОР (отношение к работе) у них менее удовлетворительное отношение к работе, по фактору Э (интроверсия-экстраверсия) - менее экстравертированы, по фактору Тр (тре-вожность) - уровень тревожности выше. Фаза «Резистенция»: испытуемые с несформированной фазой эмоционального выгорания, п = 67, испытуемые со сформированной фазой и фазой в стадии формирования, п = 133. По фазе «Резистенция» в этих двух группах выявлены следующие различия по содержанию факторов: испытуемые со сформированной фазой или фазой в стадии формирования по фактору О (уверенность - неуверенность в себе) - более неуверенны в себе, по фактору Q4 (расслабленность - напряженность) - более высокий уровень напряженности, по фактору Е (подчиненность - доминантность поведения в группе) - предпочитают доминирование в группе, по фактору УП (низкий - высокий уровень притязаний) - уровень притязаний несколько выше, по фактору ОС (психологический климат в семье) - психологический климат в семье более удовлетворительный, по фактору Э (интроверсия- экстраверсия) - менее экстравертированы. Фаза «Истощение»: испытуемые с несформированной фазой эмоционального выгорания, n = 138, испытуемые с сформированной фазой и фазой в стадии формирования, n = 62. По фазе «Истощение» в этих двух группах выявлены следующие различия по содержанию факторов: испытуемые со сформированной фазой или фазой в стадии формирования по фактору А (замкнутость - открытость в общении) - более замкнуты, Н (сдержанность - активность в контактах) более сдержанны в межличностных контактах, по фактору I (низкая - высокая эмоциональная чувствительность) - более низкая эмоциональная чувствительность, по фактору О (уверенность-неуверенность в себе) - более неуверенны в себе, по фактору G (низкая - высокая дисциплинированность) менее дисциплинированны, по фактору Е (подчиненность - доминантность поведения в группе) - более склонны к подчинению в группе, по фактору УЦ (уровень целей) - у них более высокий уровень целей, по фактору ОР (отношение к работе) - менее удовлетворительное отношение к работе, по фактору Э (интроверсия - экстраверсия) - менее экстравертированы, по фактору Тр (тревожность) - более высокий уровень тревожности и по фактору Р (пластичность - ригидность) - бо-лее ригидны. Педагоги в формировании (начальная стадия - напряжение) синдрома эмоционального выгорания начинают ощущать тревожную обстановку, напряжение от межличностных взаимодействий, снижается самооценка, увеличивается степень стресса, который вызван большим количеством требований (стрессорами). Они суммируются в различных сферах нашей жизнедеятельности, и неумение справиться с дезадаптивными реакциями выводит педагогов по нисходящей спирали к выгоранию, к следующей фазе. Для проверки взаимосвязи личностных особенностей и эмоционального выгорания был проведен тест корреляционных связей между показателями опросника В.В. Бойко и «Комбинированного личностного опросника» (по критерию Пирсона), по результатам которого можно сделать следующие выводы. Выраженность синдрома отрицательно коррелирует с фактором В (низкая - высокая дисциплинированность), умеренно отрицательно коррелирует с фактором I (низкая - высокая эмоциональная чувствительность), с фактором ОН (удовлетворенность отношениями с начальником), с фактором ОР (отношение к работе); слабо отрицательно коррелирует с фактором А (замкнутость - открытость в общении), с фактором Н (сдержанность - активность в контактах), с фактором N (простота - изощренность поведения), с фактором ОК (психологический климат в коллективе), с фактором Э (интроверсия-экстраверсия). Вероятно, к формированию фазы «Напряжение» более склонны педагоги сдержанные (замкнутые), со сниженной эмоциональной чувствительностью, бедными эмоциональными реакциями, простые в общении, менее дисциплинированные (пассивные, неорганизованные), неудовлетворенные отношением с начальником, не умеющие адаптироваться в коллективе с неблагоприятным психологическим климатом. Формированию отдельных симптомов первой фазы способствуют: низкая эмоциональная чувствительность; низкая дисциплинированность; неудовлетворительные отношения с начальником. Формированию симптома «Неудовлетворенность собой» способствует сдержанность, формированию симптома «Тревога и депрессия» - напряженность, контроль эмоциональных реакций. Формированию фазы «Резистенция» способствуют сдержанность (замкнутость), низкая эмоциональная чувствительность, повышенная тревожность, неудовлетворительное отношение к работе и неблагополучный климат в коллективе, неблагоприятные отношения с начальником. К формированию отдельных симптомов второй фазы предрасполагают такие качества, как замкнутость, сдержанность, неудовлетворительное отношение к работе, напряженность. Формированию симптома «Неадекватное эмоциональное реагирование» способствуют подчиненность, конформность. Формированию симптома «Расширение сферы экономии эмоций» способствуют низкий уровень поставленных целей, бедность эмоциональных реакций, неудовлетворительные отношения с начальником, интровертированность, подозрительность, тревожность. Формированию фазы «Истощение» предрасполагает сдержанность, интровертированность, низкая эмоциональная чувствительность, неуверенность в себе, неудовлетворительное отношение к работе. Формированию отдельных симптомов третьей фазы способствуют сдержан-ность, низкая дисциплинированность. К формированию симптома «Эмоциональный дефицит» способствуют неуравновешенность, тревожность, замкнутость, низкий уровень целей, подозрительность, а так же неуверенность в себе, напряженность и интровертированность. Формированию симптома «Психосоматические и психовегетативные нарушения» способствуют сниженная эмоциональная чувствительность, высокий самоконтроль. Таким образом, выгорание наступает тогда, когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними). У педагога нарушается состояние равновесия и, сдерживаясь, он не решает проблем, а «загоняет себя в клетку», эмоционально не уравновешивает и срывается. Неравновесные состояния возникают в особых условиях жизнедеятельности и часто обусловливают возникновение пограничных и патологических нарушений. Границей, отделяющей обычные условия от измененных, являются такие жизненные ситуации, в которых под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечить адекватное отражение и регуляторную деятельность человека. Т. е. происходит прорыв адаптационного барьера, возникает психологическая дезориентация, душевный кризис, который проявляется в виде соответствующего неравно-весного состояния. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к выгоранию. Следовательно, выгорание не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. К этому более склонны люди с низкой эмоциональной чувствительностью, неуверенные в себе, с повышенной тревожностью, интровертированные, неудовлетворенные отношением к работе, не умеющие строить отношения с начальником, не умеющими приспособиться к психологическому климату в коллективе (низкие адаптационные возможности).
×

Об авторах

Евгения Николаевна Пачколина

Самарская гуманитарная академия

Email: pachkolini@mail.ru

Список литературы

  1. 1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении взгляд на себя и на других. - СПб.: Питер, 1996.
  2. 2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е изд., перераб. - СПб: Питер, 2010. - 336 с.
  3. 3. Воробьева М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: Монография. - Екатеринбург, 2012. - 274 с.
  4. 4. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. - 2-е изд. - Новоси-бирск, 2007.
  5. 5. Орел В.Е. Синдром психического выгорания как дезадаптивный процесс // Ежегодник Российского психологического общества: Мат-лы 3-го Всероссийского съезда психоло-гов. В 8 т. СПб., 2003. - Т. 6. - С. 180-184.
  6. 6. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Служба кадров. - 2001. - № 8. - С. 90-99.
  7. 7. Орел В.Е., Рукавишников А.А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия про-фессиональной деятельности на личность: Сб. науч. трудов. - Ярославль, 2011.
  8. 8. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе / Авт.-сост. Е.А. Шкуринская. - Волгоград: Учитель, 2012. - 158 с.
  9. 9. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002. - № 3. - С. 85-95.
  10. 10. Семиздралова О.А. Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения // Народ-ное образование. - 2010. - № 1. - С. 130-135.
  11. 11. Хухлаева О.В. Основные направления профилактики эмоционального выгорания педаго-гов // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 278-282.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пачколина Е.Н., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах