ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализируются современные требования к качеству и уровню профессиональной под-готовки будущих офицеров - выпускников юридических вузов Федеральной службы ис-полнения наказаний. Проследив генезис понятия «офицер», автор обращается к опыту духовно-нравственного воспитания курсантов в Самарском юридическом институте ФСИН России и показывает, как в вузе, базируясь на глубоким уважении к традициям воспитания российского офицера, связанным с православием, может развиваться и укрепляться сотрудничество с Русской православной церковью. Автор предпринимает попытку проследить основные пути духовно-нравственного воспитания будущих офи-церов в процессе вузовской подготовки. На примере анализа образовательной програм-мы «Духовно-нравственное воспитание российского офицерства», семинаров, учебных дисциплин и мероприятий автор убедительно демонстрирует, как процесс духовно-нравственного воспитания становится одним из значимых направлений работы ведом-ственного вуза

Полный текст

Требования к уровню профессиональной подготовки офицеров - выпускников юридических вузов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) в современных условиях постоянно повышаются. Анализ социально-психологических особенностей воспитания офицеров для уголовно-исполнительной системы России (УИС) позволяет сделать вывод о том, что значительный объем работы по профессиональному становлению офицера должен проводиться на этапе его обучения в специализированном вузе. При этом при моделировании процессов образования и воспитания обучающихся следует учитывать присущие УИС общие и специфические черты, обусловленные ее местом в механизме государства. С момента поступления в институт курсантам дается четкое представление о сущности, задачах государственной службы, об их будущих обязанностях как офицеров-специалистов с юридическим образованием. Учебные заведения ФСИН России ведут подготовку не просто государственных служащих, а офицеров, поэтому мы считаем необходимым дать краткое описание генезиса понятия «офицер». Термин «офицер» (от лат. officium и нем. officier - должность) впервые появился во второй половине XVI в. и обозначал лиц, занимавших определенные государственные должности в европейских странах. К концу XVI в. офицерами стали называть войсковых и флотских командиров (начальников) в армии Франции, а затем и в других европейских странах. В России офицерские чины (звания) впервые были вве-дены в 30-х гг. XVII в. в полках «нового строя». В советских Вооруженных силах командиры и начальники стали именоваться офицерами с 1943 г. В настоящее время офицерами в Российской Федерации называют лиц командного (среднего, старшего и высшего начальствующего) состава в Вооруженных силах, полиции, УИС, других правоохранительных органах, имеющих персонально присвоенное воинское звание и выполняющих обязанности согласно занимаемой должности [5, с. 39]. Итак, офицер - это в первую очередь специалист, руководитель и воспитатель. Под воспитанием курсантов понимается целенаправленный педагогический процесс поэтапного формирования профессионально-ориентированных качеств у обучающихся в соответствии с комплексом воспитательных мероприятий, разработанных и спланированных с учетом вариативности применения методик воспитания для каждого подразделения курсантов в соответствии с профилем их профессиональной подготовки [2]. В процессе вузовской подготовки особое внимание следует уделять формированию следующих необходимых для офицера качеств, которые можно подразделить на 6 подтипов: 1) нравственные качества (офицерская честь, гражданский, воинский долг, развитое чувство патриотизма, верность присяге, толерантность, общая культура); 2) психологические качества (способность быстро ориентироваться в обстановке, переносить трудности службы, преодолевать страх, не терять самообладания); 3) педагогические качества (способность к воспитанию личного состава, к подготовке специалистов из числа рядового состава); 4) профессионально-боевые качества (умелое владение оружием, знание основ применения спецтехники, дисциплинированность, воля, организаторские способности); 5) волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость в достижении целей, требовательность к себе и подчиненным, выдержка, самообладание); 6) физические качества (способность преодолевать физические нагрузки, сохранять длительную работоспособность). Офицер УИС по роду своей деятельности должен выполнять воспитательные функции, становясь для осужденных своеобразным образцом правопослушного, высоконравственного человека, призванного в том числе решать вопросы реализации их прав на свободу совести и вероисповедания. В связи с этим актуальным является вопрос о духовно-нравственном воспитании курсантов, будущих офицеров в процессе их профессиональной подготовки. Содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается человеком в процессе взаимодействия с окружающим миром, социумом. В России духовные и нравственные аспекты воспитания традиционно играли важную роль в формировании моральных качеств офицеров, влияли на их боеготовность, силу и мощь государства [1, с. 293-304]. Обращаясь к опыту духовно-нравственного воспитания курсантов в Самарском юридическом институте ФСИН России, отметим, что в вузе с глубоким уважением относятся к традициям воспитания российского офицера, связанным с православием, здесь развивается и укрепляется сотрудничество с Русской православной церковью (РПЦ), а духовно-нравственное воспитание будущих офицеров стало одним из значимых направлений работы вуза. Священнослужители регулярно принимают участие в процессе духовно-нравственного, патриотического воспитания будущих офицеров, адаптации к новым для них условиям жизни. Среди основных способов духовно-нравственного воспитания будущих офицеров в институте выделим: 1) просветительский - лекции и семинары с информацией о религиозных традициях православной церкви, историями о преображении личности под воздействием веры, демонстрацией фильмов и др.; 2) богослужебный - совершение богослужений в образовательном учреждении, изучение особенностей православных таинств (исповеди, причастия, соборования) с соблюдением принципа добровольности и свободы вероисповедания; 3) практический, предполагающий регулярные встречи под руководством и духовным окормлением священнослужителя, паломнические поездки, участие в крестных ходах и т. д. В институте проводится ряд мероприятий, способствующих успешному духовно-нравственному воспитанию будущих офицеров УИС: молебны об обучающихся, совершающиеся в начале каждого учебного года, ритуал приведения к присяге курсантов 1-го курса, церемония присвоения курсантам первого офицерского специального звания «младший лейтенант», благословление выпусков специалистов на служение Отечеству, ежегодные пасхальные чтения. Дополняют общую систему духовно-нравственного воспитания будущих офицеров такие формы работы с курсантами, как вечера встреч со священниками, экскурсии в храм и паломнические поездки в Заволжский мужской монастырь, женский Свято-Ильинский монастырь, в с. Ташла Самарской области к чудотворной иконе Божьей Матери «Избавительница от бед» и т. д. Паломнические поездки не ограничиваются посещением святых мест Самары и Самарской области. Профессорско-преподавательский состав вуза неоднократно принимал участие в паломничестве на Святую землю, в г. Иерусалим. Учебной аудиторией № 1 института является храм, построенный в честь Святого благоверного князя Дмитрия Донского. Показательно, что здание, возведенное на территории института, строилось более 5 лет на благотворительные средства сотрудников, ветеранов, курсантов и слушателей. В особые памятные дни в храме совершаются богослужения. Так, 31 октября 2012 г. курсанты прослушали памятную лекцию о гонениях и репрессиях XX в., после чего в храме состоялась панихида по усопшим с поминовением жертв политических репрессий. В рамках «Курса молодого бойца» специалистами института для курсантов 1 го курса была разработана и более двух лет реализуется учебная программа «Духовно-нравственное воспитание российского офицерства». Цель изучения вышеуказанной программы состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся единство убеждений и взглядов в сфере служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения. В процессе преподавания курса преподавателем решаются следующие задачи: 1) воспитать высоконравственную личность офицера, соответствующую нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали; 2) научить курсантов регулировать профессионально-этические проблемы взаимоотношений сотрудников, возникающие в процессе их совместной деятельности; 3) научить курсантов ориентироваться в ситуациях конфликта и этической неопределенности; 4) мотивировать курсантов на соблюдение этических норм поведения в повседневной жизни; 5) сформировать позитивный облик компетентного поведения будущего сотрудника УИС [8]. Наибольший интерес у первокурсников вызывают такие темы, как «Офицерский корпус России: история и современность», «Символика в профессиональной культуре офицера уголовно-исполнительной системы», «Ритуалы, церемонии и традиции УИС». По итогам изучения данной учебной программы будущие офицеры усваивают свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника, Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, а также основополагающие принципы служебного этикета офицера. Вопросы духовно-нравственного воспитания затрагиваются в рамках дисциплин «Религиоведение», «Философия», «Культурология», «История Отечества». Обучение будущих офицеров основам религиоведения в образовательных учреждениях ФСИН России проводится с соблюдением методик, обеспечивающих получение специальных знаний и навыков, необходимых для исполнения служебных обязанностей. При этом образовательный процесс не нарушает свободу их вероисповедания. Представители религиозных объединений непосредственно к процессу обучения привлекаются достаточно редко и участвуют в педагогической деятельности лишь в качестве вспомогательного ресурса. Еще одной формой взаимодействия с РПЦ является проведение совместно с институтом обучающих семинаров по вопросам православной культуры, правовым и воспитательным проблемам, в которых в качестве слушателей принимают участие курсанты. Большим воспитательным потенциалом обладают проводимые в институте научные мероприятия, посвященные духовно-нравственной тематике. Так, в 2012 г. курсанты института принимали участие в Международной научно-практической конференции «Исторический и духовный путь России: память поколений», в 2013 и 2014 учебных годах на базе института проходили Всероссийские научно-просветительские конференции «Духовно-нравственное воспитание российского офицера: история и современность» и «Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства». В выступлениях участников особое внимание было уделено вопросам, касающимся сотрудничества священнослужителей с образовательными учреждениями ФСИН России, участия РПЦ в истории и развитии духовного единства и сотрудничества народов мира. Институт в сотрудничестве с РПЦ не только проявляет себя как просвещаемая аудитория, но и предоставляет собственные образовательные ресурсы, опыт и знания в сфере духовно-нравственной работы с осужденными. Так, 23 апреля 2013 г. на базе института был проведен семинар для представителей епархий, священнослужителей и офицеров, ответственных за проведение воспитательной работы в исправительных учреждениях (ИУ). Так как для работы в ИУ необходимы правовые знания, знание режимных требований, принципов работы и функционального назначения отделов и служб учреждения и т. д., то целью семинара являлось повышение уровня правовой подготовки священников, осуществляющих окормление ИУ. В процессе проведения семинара священнослужителями была проведена беседа с первокурсниками на тему духовно-нравственных ценностей сотрудников УИС, а на базе ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области прошла встреча с заместителями начальников колоний по воспитательной работе. Примером успешного взаимодействия офицеров УИС с представителями РПЦ может служить деятельность ИУ, на территории которых имеются храмы, домовые церкви, молитвенные комнаты. Таким образом, для успешной организации процесса духовно-нравственного воспитания будущих офицеров в образовательных учреждениях ФСИН России необходимо соблюдение следующих условий: деятельная заинтересованность администрации образовательного учреждения в реализации данного воспитательного направления; понимание сотрудниками вуза, профессорско-преподавательским составом, кураторами значимости процесса духовно-нравственного воспитания; реализация воспитательного потенциала учебных дисциплин, семинаров, учебных программ и научных мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов и т. д.) в формировании нравственных качеств будущих офицеров; создание в библиотеке вуза фонда литературы духовно-нравственного содержания и фонда видеотеки с доку-ментальными и художественными фильмами патриотического содержания; сотрудничество при организации воспитательных мероприятий с представителями РПЦ. Соблюдение вышеуказанных условий организации процесса духовно-нравственного воспитания курсантов в образовательных учреждениях ФСИН России позволит повысить его эффективность и будет способствовать формированию профессионального, правопослушного, высоконравственного офицера.
×

Об авторах

Елена Александровна Тимофеева

Самарский юридический институт ФСИН России

Email: anna0474@mail.ru

Список литературы

  1. 1. Тимофеева Е.А. О формировании традиций духовно-нравственного воспитания воинов российской армии // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицер-ства. - Самара, 2015. - С. 293-304.
  2. 2. Тимофеева Е.А. Правовая подготовка сотрудников пенитенциарной системы: историко-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта: Монография. - Самара, 2013.
  3. 3. Пашков В.И. Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX - начала XX в.: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013.
  4. 4. Тимофеева Е.А. Роль Русской православной церкви в становлении традиций российско-го воинства // Военный юридический журнал. - 2015. - № 3. - С. 16-21.
  5. 5. Тимакина Е.А. Формирование правовой культуры будущих юристов УИС в процессе вузовской подготовки: Монография. - Самара, 2005. - С. 39.
  6. 6. Основы социальной концепции Русской православной церкви. - М., 2001. - С. 57, 60-61.
  7. 7. Клячкина Н.Л. Духовно-нравственное воспитание в военных учебных заведениях России ХVIII - нач. ХХ в. // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Самара, 2014. - С. 119-124.
  8. 8. Рабочая программа факультативной дисциплины «Духовно-нравственное воспитание офицеров УИС». - СЮИ ФСИН России, 2014. - 10 с.
  9. 9. Основы православной культуры (начальная и основная школы) / Архимандрит Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), Е.П. Бельчикова, М.В. Захарченко, Т.М. Сливкина, В.Н. Тростников. 3-е изд., перераб. и доп. - Самара: Медиа-Книга, 2014. - 210 с.
  10. 10. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара: Изд-во СИУ, 1997.
  11. 11. Клячкина Н.Л. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской армии // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - 2013. - № 2 (10).
  12. 12. Православная церковь при новом патриархе // А.В. Пчелинцев. Русская православная церковь и армия: опыт истории и современные проблемы взаимодействия. - М.: РОССПЭН, 2011.
  13. 13. Беловинский Л.В. С русским воином через века / Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Печатные традиции, 2009. - С. 41, 314.
  14. 14. Тимофеева Е.А. Основные тенденции процесса модернизации высшего профессионального юридического образования в России // Вестник Самарского юридического института: науч.-практ. журнал. - 2011. - № 1(3).
  15. 15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1987.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тимофеева Е.А., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах