SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE FUTURE OFFICERS OF THE PENITENTIARY SYSTEM IN THE PROCESS OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING


Cite item

Full Text

Abstract

This article analyzes the current requirements for quality and level of professional training of future officers-graduates of law high schools of the Federal Penitentiary Service of Russia. Tracing the genesis of the concept "officer", the author, referring to the experience of spiritual and moral education of cadets in Samara Law Institute of FPS of Russia, shows how is in the Institute, based on a deep respect for the traditions of education of Russian officer, associated with Orthodoxy, can develop and strengthen cooperation with the Russian Orthodox Church. The author attempts to trace the main paths of spiritual and moral education of the future officers in the process of high school courses. An analysis of the educational program "Spiritual and moral education of Russian officers", seminars, training courses and events, the author convincingly demonstrates how the process of spiritual and moral education has become one of the most important directions of the departmental Institute.

Full Text

Требования к уровню профессиональной подготовки офицеров - выпускников юридических вузов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) в современных условиях постоянно повышаются. Анализ социально-психологических особенностей воспитания офицеров для уголовно-исполнительной системы России (УИС) позволяет сделать вывод о том, что значительный объем работы по профессиональному становлению офицера должен проводиться на этапе его обучения в специализированном вузе. При этом при моделировании процессов образования и воспитания обучающихся следует учитывать присущие УИС общие и специфические черты, обусловленные ее местом в механизме государства. С момента поступления в институт курсантам дается четкое представление о сущности, задачах государственной службы, об их будущих обязанностях как офицеров-специалистов с юридическим образованием. Учебные заведения ФСИН России ведут подготовку не просто государственных служащих, а офицеров, поэтому мы считаем необходимым дать краткое описание генезиса понятия «офицер». Термин «офицер» (от лат. officium и нем. officier - должность) впервые появился во второй половине XVI в. и обозначал лиц, занимавших определенные государственные должности в европейских странах. К концу XVI в. офицерами стали называть войсковых и флотских командиров (начальников) в армии Франции, а затем и в других европейских странах. В России офицерские чины (звания) впервые были вве-дены в 30-х гг. XVII в. в полках «нового строя». В советских Вооруженных силах командиры и начальники стали именоваться офицерами с 1943 г. В настоящее время офицерами в Российской Федерации называют лиц командного (среднего, старшего и высшего начальствующего) состава в Вооруженных силах, полиции, УИС, других правоохранительных органах, имеющих персонально присвоенное воинское звание и выполняющих обязанности согласно занимаемой должности [5, с. 39]. Итак, офицер - это в первую очередь специалист, руководитель и воспитатель. Под воспитанием курсантов понимается целенаправленный педагогический процесс поэтапного формирования профессионально-ориентированных качеств у обучающихся в соответствии с комплексом воспитательных мероприятий, разработанных и спланированных с учетом вариативности применения методик воспитания для каждого подразделения курсантов в соответствии с профилем их профессиональной подготовки [2]. В процессе вузовской подготовки особое внимание следует уделять формированию следующих необходимых для офицера качеств, которые можно подразделить на 6 подтипов: 1) нравственные качества (офицерская честь, гражданский, воинский долг, развитое чувство патриотизма, верность присяге, толерантность, общая культура); 2) психологические качества (способность быстро ориентироваться в обстановке, переносить трудности службы, преодолевать страх, не терять самообладания); 3) педагогические качества (способность к воспитанию личного состава, к подготовке специалистов из числа рядового состава); 4) профессионально-боевые качества (умелое владение оружием, знание основ применения спецтехники, дисциплинированность, воля, организаторские способности); 5) волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость в достижении целей, требовательность к себе и подчиненным, выдержка, самообладание); 6) физические качества (способность преодолевать физические нагрузки, сохранять длительную работоспособность). Офицер УИС по роду своей деятельности должен выполнять воспитательные функции, становясь для осужденных своеобразным образцом правопослушного, высоконравственного человека, призванного в том числе решать вопросы реализации их прав на свободу совести и вероисповедания. В связи с этим актуальным является вопрос о духовно-нравственном воспитании курсантов, будущих офицеров в процессе их профессиональной подготовки. Содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается человеком в процессе взаимодействия с окружающим миром, социумом. В России духовные и нравственные аспекты воспитания традиционно играли важную роль в формировании моральных качеств офицеров, влияли на их боеготовность, силу и мощь государства [1, с. 293-304]. Обращаясь к опыту духовно-нравственного воспитания курсантов в Самарском юридическом институте ФСИН России, отметим, что в вузе с глубоким уважением относятся к традициям воспитания российского офицера, связанным с православием, здесь развивается и укрепляется сотрудничество с Русской православной церковью (РПЦ), а духовно-нравственное воспитание будущих офицеров стало одним из значимых направлений работы вуза. Священнослужители регулярно принимают участие в процессе духовно-нравственного, патриотического воспитания будущих офицеров, адаптации к новым для них условиям жизни. Среди основных способов духовно-нравственного воспитания будущих офицеров в институте выделим: 1) просветительский - лекции и семинары с информацией о религиозных традициях православной церкви, историями о преображении личности под воздействием веры, демонстрацией фильмов и др.; 2) богослужебный - совершение богослужений в образовательном учреждении, изучение особенностей православных таинств (исповеди, причастия, соборования) с соблюдением принципа добровольности и свободы вероисповедания; 3) практический, предполагающий регулярные встречи под руководством и духовным окормлением священнослужителя, паломнические поездки, участие в крестных ходах и т. д. В институте проводится ряд мероприятий, способствующих успешному духовно-нравственному воспитанию будущих офицеров УИС: молебны об обучающихся, совершающиеся в начале каждого учебного года, ритуал приведения к присяге курсантов 1-го курса, церемония присвоения курсантам первого офицерского специального звания «младший лейтенант», благословление выпусков специалистов на служение Отечеству, ежегодные пасхальные чтения. Дополняют общую систему духовно-нравственного воспитания будущих офицеров такие формы работы с курсантами, как вечера встреч со священниками, экскурсии в храм и паломнические поездки в Заволжский мужской монастырь, женский Свято-Ильинский монастырь, в с. Ташла Самарской области к чудотворной иконе Божьей Матери «Избавительница от бед» и т. д. Паломнические поездки не ограничиваются посещением святых мест Самары и Самарской области. Профессорско-преподавательский состав вуза неоднократно принимал участие в паломничестве на Святую землю, в г. Иерусалим. Учебной аудиторией № 1 института является храм, построенный в честь Святого благоверного князя Дмитрия Донского. Показательно, что здание, возведенное на территории института, строилось более 5 лет на благотворительные средства сотрудников, ветеранов, курсантов и слушателей. В особые памятные дни в храме совершаются богослужения. Так, 31 октября 2012 г. курсанты прослушали памятную лекцию о гонениях и репрессиях XX в., после чего в храме состоялась панихида по усопшим с поминовением жертв политических репрессий. В рамках «Курса молодого бойца» специалистами института для курсантов 1 го курса была разработана и более двух лет реализуется учебная программа «Духовно-нравственное воспитание российского офицерства». Цель изучения вышеуказанной программы состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся единство убеждений и взглядов в сфере служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения. В процессе преподавания курса преподавателем решаются следующие задачи: 1) воспитать высоконравственную личность офицера, соответствующую нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали; 2) научить курсантов регулировать профессионально-этические проблемы взаимоотношений сотрудников, возникающие в процессе их совместной деятельности; 3) научить курсантов ориентироваться в ситуациях конфликта и этической неопределенности; 4) мотивировать курсантов на соблюдение этических норм поведения в повседневной жизни; 5) сформировать позитивный облик компетентного поведения будущего сотрудника УИС [8]. Наибольший интерес у первокурсников вызывают такие темы, как «Офицерский корпус России: история и современность», «Символика в профессиональной культуре офицера уголовно-исполнительной системы», «Ритуалы, церемонии и традиции УИС». По итогам изучения данной учебной программы будущие офицеры усваивают свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника, Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, а также основополагающие принципы служебного этикета офицера. Вопросы духовно-нравственного воспитания затрагиваются в рамках дисциплин «Религиоведение», «Философия», «Культурология», «История Отечества». Обучение будущих офицеров основам религиоведения в образовательных учреждениях ФСИН России проводится с соблюдением методик, обеспечивающих получение специальных знаний и навыков, необходимых для исполнения служебных обязанностей. При этом образовательный процесс не нарушает свободу их вероисповедания. Представители религиозных объединений непосредственно к процессу обучения привлекаются достаточно редко и участвуют в педагогической деятельности лишь в качестве вспомогательного ресурса. Еще одной формой взаимодействия с РПЦ является проведение совместно с институтом обучающих семинаров по вопросам православной культуры, правовым и воспитательным проблемам, в которых в качестве слушателей принимают участие курсанты. Большим воспитательным потенциалом обладают проводимые в институте научные мероприятия, посвященные духовно-нравственной тематике. Так, в 2012 г. курсанты института принимали участие в Международной научно-практической конференции «Исторический и духовный путь России: память поколений», в 2013 и 2014 учебных годах на базе института проходили Всероссийские научно-просветительские конференции «Духовно-нравственное воспитание российского офицера: история и современность» и «Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства». В выступлениях участников особое внимание было уделено вопросам, касающимся сотрудничества священнослужителей с образовательными учреждениями ФСИН России, участия РПЦ в истории и развитии духовного единства и сотрудничества народов мира. Институт в сотрудничестве с РПЦ не только проявляет себя как просвещаемая аудитория, но и предоставляет собственные образовательные ресурсы, опыт и знания в сфере духовно-нравственной работы с осужденными. Так, 23 апреля 2013 г. на базе института был проведен семинар для представителей епархий, священнослужителей и офицеров, ответственных за проведение воспитательной работы в исправительных учреждениях (ИУ). Так как для работы в ИУ необходимы правовые знания, знание режимных требований, принципов работы и функционального назначения отделов и служб учреждения и т. д., то целью семинара являлось повышение уровня правовой подготовки священников, осуществляющих окормление ИУ. В процессе проведения семинара священнослужителями была проведена беседа с первокурсниками на тему духовно-нравственных ценностей сотрудников УИС, а на базе ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области прошла встреча с заместителями начальников колоний по воспитательной работе. Примером успешного взаимодействия офицеров УИС с представителями РПЦ может служить деятельность ИУ, на территории которых имеются храмы, домовые церкви, молитвенные комнаты. Таким образом, для успешной организации процесса духовно-нравственного воспитания будущих офицеров в образовательных учреждениях ФСИН России необходимо соблюдение следующих условий: деятельная заинтересованность администрации образовательного учреждения в реализации данного воспитательного направления; понимание сотрудниками вуза, профессорско-преподавательским составом, кураторами значимости процесса духовно-нравственного воспитания; реализация воспитательного потенциала учебных дисциплин, семинаров, учебных программ и научных мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов и т. д.) в формировании нравственных качеств будущих офицеров; создание в библиотеке вуза фонда литературы духовно-нравственного содержания и фонда видеотеки с доку-ментальными и художественными фильмами патриотического содержания; сотрудничество при организации воспитательных мероприятий с представителями РПЦ. Соблюдение вышеуказанных условий организации процесса духовно-нравственного воспитания курсантов в образовательных учреждениях ФСИН России позволит повысить его эффективность и будет способствовать формированию профессионального, правопослушного, высоконравственного офицера.
×

About the authors

Elena A. Timofeeva

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Email: anna0474@mail.ru

References

  1. Тимофеева Е.А. О формировании традиций духовно-нравственного воспитания воинов российской армии // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицер-ства. - Самара, 2015. - С. 293-304.
  2. Тимофеева Е.А. Правовая подготовка сотрудников пенитенциарной системы: историко-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта: Монография. - Самара, 2013.
  3. Пашков В.И. Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX - начала XX в.: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013.
  4. Тимофеева Е.А. Роль Русской православной церкви в становлении традиций российско-го воинства // Военный юридический журнал. - 2015. - № 3. - С. 16-21.
  5. Тимакина Е.А. Формирование правовой культуры будущих юристов УИС в процессе вузовской подготовки: Монография. - Самара, 2005. - С. 39.
  6. Основы социальной концепции Русской православной церкви. - М., 2001. - С. 57, 60-61.
  7. Клячкина Н.Л. Духовно-нравственное воспитание в военных учебных заведениях России ХVIII - нач. ХХ в. // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Самара, 2014. - С. 119-124.
  8. Рабочая программа факультативной дисциплины «Духовно-нравственное воспитание офицеров УИС». - СЮИ ФСИН России, 2014. - 10 с.
  9. Основы православной культуры (начальная и основная школы) / Архимандрит Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), Е.П. Бельчикова, М.В. Захарченко, Т.М. Сливкина, В.Н. Тростников. 3-е изд., перераб. и доп. - Самара: Медиа-Книга, 2014. - 210 с.
  10. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара: Изд-во СИУ, 1997.
  11. Клячкина Н.Л. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской армии // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - 2013. - № 2 (10).
  12. Православная церковь при новом патриархе // А.В. Пчелинцев. Русская православная церковь и армия: опыт истории и современные проблемы взаимодействия. - М.: РОССПЭН, 2011.
  13. Беловинский Л.В. С русским воином через века / Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Печатные традиции, 2009. - С. 41, 314.
  14. Тимофеева Е.А. Основные тенденции процесса модернизации высшего профессионального юридического образования в России // Вестник Самарского юридического института: науч.-практ. журнал. - 2011. - № 1(3).
  15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1987.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Timofeeva E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies