СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается педагогическая технология развития и формирования у студентов технического вуза профессиональных компетенций и личностных профессиональнозначимых качеств на основе системно-деятельностного подхода. Дана авторская трактовка понятий «профессиональная компетенция» и «профессионально значимые качества личности». Представлен перечень профессиональнозначимых качеств личности специалистов информационных технологий. Раскрываются сущность, структура и виды учебной деятельности студентов, критерии и показатели сформированности самоуправляемой самостоятельной учебной деятельности. Обосновываются условия эффективного развития и формирования у студентов профессиональных компетенций и личностных профессиональнозначимых качеств: процесс проектирования и выполнения любого вида учебной деятельности следует рассматривать как целостную дидактическую систему, обеспечивающую достижение интегративной цели, структурные звенья которой имеют свои локальные цели. Предлагаемая авторами технология иллюстрируется примером выполнения студентами лабораторного эксперимента. При этом в системе управления процессом лабораторного эксперимента диверсифицируется технология планирования, технология проведения и технология обработки и оценки результатов эксперимента, в результате реализации которых развиваются и формируются имманентные им компетенции и личностные качества.

Об авторах

Валентин Николаевич Михелькевич

Самарский государственный технический университет

доктор технических наук, профессор кафедры психологии и педагогики 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Дмитрий Владиславович Попов

Самарский государственный технический университет

Email: Popovgoldmer@mail.ru
старший преподаватель кафедры общей физики и физики нефтегазового производства 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Профессиональные стандартыв области информационных технологий. - М.: АПКИТ, 2008. - 616 с.
  2. Коджаспиров А.Ю., Коржапирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
  3. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. - М.: Академический проект, 2004. - 560 с.
  4. Holec H. AutonomyandForeignLanguageLearning. 1981. Oxford: PergamanPress.
  5. Иванова М.А. Самостоятельная работа студентов как средство их профессионально-личностного развития/Педагогическое образование: вызовы XXI века: Мат-лы Междунар. научно-практ. конф. - Т. 2. - М.: МГПУ, 2011. - С. 116-121.
  6. Овчинникова Л.П. Теория и практика управления самостоятельной работой студентов-заочников: Монография/Самара: СамГУПС, 2012. - 191 с.
  7. Матушкин Н.Н., Столбова Н.Д. Структурая модель образовательной программы при модульно-компетентностном подходе/Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии: Сб. докладов Междунар. научно-метод. конф. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. - С. 30-36.
  8. Валюженич М.К., Михелькевич В.Н., Попов Д.В. Развитие и формирование у студентов личностных профессионально значимых качеств в процессе выполнения лабораторных работ / Проблемы воспитания личности молодого человека в образовательном процессе: Мат-лы Междунар. научно-практ. конф. Ч. 2. - М.: РПА Минюста России, 2013. - С. 416-420.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Михелькевич В.Н., Попов Д.В., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.