СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ГУМАНИТАРНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ И ПРОФИЛЯМ ПОДГОТОВКИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изложены теоретико-методологические основы проектирования и практической реализации системы формирования экологической компетентности студентов бакалавриата по гуманитарным направлениям и профилям подготовки. Рассматриваются принципы создания информационно-дидактической базы формирования экологической компетентности за счет экологизации дисциплин гуманитарного-социально-экологического и естественнонаучного циклов и создания на их базе междисциплинарных дидактических комплексов. Представлена структурная схема системы взаимосвязей междисциплинарных дидактических комплексов, базирующихся на экологизированных дисциплинах гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного циклов. Рассматривается содержание и структура учебной дисциплины «Связи с общественностью в сфере экологии». Приведена модель системы формирования у студентов экологической компетентности в процессе изучения и освоения дисциплины «Связи с общественностью в сфере экологии».

Полный текст

Развитие у студентов экологической компетентности становится одной из первостепенных задач вуза, решение которой связано с модернизацией содержания образования. Экологический понятийный аппарат каждого человека должен способствовать собственному пониманию и преломлению в сознании представлений о том, что человек постоянно находится в многогранных отношениях с природой. Эти отношения определяют условия жизнедеятельности и работоспособности человека, а также сохранение и воспроизведение объектов природы и их параметров [3]. Любая профессиональная деятельность в настоящее время рассматривается с позиции влияния на природу и экосистемы различных уровней, на изменение окружающей среды и требований рационального природопользования, утилизации и переработки отходов. Тем самым создается база для определения общей экологической составляющей профессиональной деятельности и обоснования базовой профессиональной экологической компетентности [7]. В своих исследованиях мы понимаем под экологической компетентностью выпускника вуза - бакалавра гуманитарного профиля его готовность использования своих знаний, умений, навыков, склонностей, ценностных ориентаций и личностных качеств (мотивацию, эмоционально-волевой потенциал), необходимых и достаточных для выбора наилучшего способа решения экологических профессиональных задач в определенной предметной области [10]. В профессиональной деятельности весьма существенное значение имеет экологическая ответственность. По определению А.Г. Бусыгина, эколого-социальная ответственность - есть фундаментальное свойство человека и общеметодологическая трехкомпонентная (концептуально-интегрирующе-нравственно деятельностная) характеристика социального действия, основанного на соподчинении целей и ценностей каждого индивида общечеловеческим и характеризующаяся способностью предвидеть результаты своей деятельности и отвечать за нее [2]. Специфика и трудности формирования экологической компетентности у студентов бакалавриата на гуманитарных направлениях подготовки обусловлена тем, что в учебных планах их подготовки, в подавляющем большинстве случаев отсутствуют специализированные экологические дисциплины, в то время как в учебных планах подготовки бакалавров техники и технологий, преподаются специализированные дисциплины «Общая экология», «Экология», «Экология отрасли», «Инженерная экология» и др. [12]. Если исходить из того, что выпускник вуза, независимо от профиля подготовки, должен обладать (в сфере своей профессиональной и социальной/гражданской ответственности экологической компетентностью, то единственным (но надежным и выверенным отечественным и мировым опытом) ресурсом развития и формирования экологической компетентности у студентов, обучающихся на гуманитарных направлениях бакалавриата, является экологизация изучаемых учебных дисциплин [4]. Следует отметить, что отсутствие в учебных планах специализированных экологических дисциплин отнюдь не означает, что будущие бакалавры гуманитарных направлений не должны получать в вузе экологическую подготовку и приобретать экологическую компетентность. Экологизация учебных дисциплин - это (на языке современной педагогической терминологии) предметно-ориентированная междисциплинарная интеграция содержания двух и более учебных дисциплин, в нашем случае, экологии и дисциплин гуманитарного цикла (философии, истории, социологии, политологии, культурологии) и естественнонаучного (концепция современного естествознания) циклов. В виду того, что экологические дисциплины в учебном плане отсутствуют, то используется глобальная (и сети Интернет) теоретико-методологическая база знаний по экологии и опыту ее практического использования во всех сферах жизнедеятельности человека. В результате содержательно-методологической интеграции создаются междисциплинарные дидактические комплексы МКДi - наименование экологизируемой дисциплины. Следует отметить, что при этом интегрируется содержание лишь одного из учебного модулей или, даже одного из учебных элементов модуля экологизируемой дисциплины имманентно связанный с каким-то элементом информационно-дидактической экологической базы. При этом объем МКД (в часах, в ЗЕТ) не должен превышать 5-7 % общего объема экологизируемой дисциплины [1]. Следует также отметить, что каждый из МКДi имеет свое научное ядро и профильную (предметно ориентированную) оболочку [9]. Структурная схема системы взаимосвязей междисциплинарных дидактических комплексов, базирующихся на экологизированных дисциплинах гуманитарного и естественнонаучного циклов представлена на рис. 1. Из рисунка видно, что и экологизируемые дисциплины и соответствующие им междисциплинарные дидактические комплексы структурно связаны между собой с целью преемственного и логического изучения учебного материала и более эффективного формирования у студентов экологической компетентности. В качестве примера приведем краткое описание содержания представленных на рис. 1, междисциплинарных дидактических модулей. МКД - И: отношение человека к окружающей природной среде на разных этапах истории; экологическая безопасность России в XXI в. Рис. 1. Структурная схема системы взаимосвязей междисциплинарных дидактических комплексов, базирующихся на экологизированных дисциплинах гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного циклов. МКД - Е: взаимосвязи физических явлений и процессов с проблемами окружающей среды. МКД - Ф: экологический кризис как качественно новая проблема для человечества, ее сущность; «экологизация» науки: ценность природы включается в расчет последствий научно-технического развития; принципы экологической этики в трудах ее выдающихся представителей. МКД - К: экологическая культура как социальное явление; заинтересованность общества в формировании экологических норм и ценностей и перехода от технократического типа мышления к экоцентрическому. МКД - П: государственная политика в области экологии; государственная, общественная и международная деятельность в области охраны окружающей среды. МКД - С: социально-экологическая компетентность в системе ценностных ориентаций личности; социальные институты и организации в сфере экологической безопасности. Вместе с тем некоторые выпускающие кафедры считают возможным и необходимым введение в учебный план подготовки бакалавров по гуманитарным направлениям и профилям за счет вариативной компоненты цикла профессиональных дисциплин интегрированных курсов экологического содержания. Так, кафедрой «Психология и педагогика» Самарского государственного технического университета разработана, научно и методически обоснована программа по дисциплине «Связи с общественностью в сфере экологии» для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью». Получение студентами знаний, умений, овладение навыками по дисциплине способствуют эффективной подготовке к их будущей профессиональной деятельности. Знание теоретических основ устойчивого развития природы, флоры и фауны Земли, окружающей среды и человечества, сохранности экосистем, угроз их нарушения и равновесия, возникновения техногенных, природных катастроф от нерациональной человеческой деятельности, а также обеспечения экологической безопасности является актуальными для PR-специалиста. Целью преподавания дисциплины является формирование и развитие у студентов гуманитарного профиля экологической компетентности. Процесс формирования экологической компетентности у студентов в процессе изучения и освоения дисциплины «Связи с общественностью в сфере экологии» можно представить в виде многозвенной педагогической системы, модель которой приведена на рис. 2. В этой системе изначальным и системообразующим звеном является целеполагание: развитие и формирование у студентов экологической компетентности. Задачами освоения учебного курса по дисциплине являются: - получение комплекса теоретических знаний экологической направленности, субъектах и объектах «экологического» PR, по организации и проведению PR-кампаний в сфере экологии; принципов планирования и разработки PR-мероприятий; - приобретение практических умений работать с источниками экологической информации; анализировать опыт отечественных и зарубежных компаний в экологической сфере; - овладение навыками проведения РR-акций по защите окружающей среды и природных ресурсов; PR-кампаний по повышению имиджных, частных и общественных организаций и мероприятий, направленных на сохранение природной среды и улучшение ее состояния; по обеспечению экологической чистоты в городах и населенных пунктах; установление оптимальных доверительных отношений с общественностью, создание позитивного представления о значимости экологических проблем. В результате изучения дисциплины «Связи с общественностью в сфере экологии» студенты должны уметь использовать в будущей профессиональной деятельности знания экологического права, действующих законодательных и нормативно-правовых актов и положений по защите окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; аргументировано отстаивать идеи устойчивого развития, требования охраны окружающей среды и экологической безопасности в коммуникациях с представителями бизнес-сообщества, промышленности (нефтегазовой, химической и др.), транспортных, торговых и других организаций; готовить проектную документацию по подготовке и проведению PR-кампаний, PR-акций по охране природы, защите окружающей среды, обеспечению экологической безопасности. В результате изучения этой дисциплины студенты должны овладеть навыками проведения Международных, Всероссийских и региональных PR-мероприятий и акций по сохранению природных ресурсов, по предупреждению и ликвидации техногенных ката-строф; навыками решения социальных и профессиональных задач в сфере экологии; подготовки проектной документации в связях с общественностью в государственных, коммерческих и общественных структурах по вопросам экологии и экологической безопасности; технологией Эко-PR, под которым понимается система коммуникационных (собственно информационных и устроительных) техник и технологий, направленных на формирование эффективных публичных коммуникаций социального субъекта, реализующего экологические проекты или формирующего общественное мнение по проблеме экологии, и групп его целевой общественности в он-лайн и офф-лайн среде [4]. Еще одна важная задача, которая решается в процессе изучения дисциплины - это развитие профессионально значимых качеств личности PR-специалиста: формирование у него научной картины мира, креативности, познавательных способностей, экологической культуры, критичности мышления, профес-сиональной активности и мобильности. Основной формой учебных занятий, которые определяют направление и содержание учебного процесса, являются лекции и практические занятия, базирующиеся на хронологическо-проблемном принципе изложения учебного материала. Содержание программы обеспечивает выпускникам теоретические знания и умения в сфере экологии, технологий планирования, организации и проведения экологических PR-кампаний, современных принципов экологических PR, персональных, деловых и массовых коммуникаций. Рабочей программой по данной дисциплине (рис.2) предусматриваются лекционные занятия, на которых студенты осваивают фундаментальные концепции о глобальной катастрофе и устойчивом развитии Земли, развитие идей устойчивого развития российскими и зарубежными учеными; законодательство и нормативно-правовую базу по охране окружающей среды и экологической безопасности. Ретроспективный анализ государственной политики в сфере охраны окружающей среды показывает студентам насколько важно экологическое обучение, просвещение, воспитание населения, а также работников предприятий и учреждений, школьников и студентов колледжей и вузов. В лекционном курсе идет освоение студентами основных научных идей, связанных с пониманием экологической проблематики, ознакомление с деятельностью государственных и независимых общественных организаций, осуществляющих экологическую экспертизу, санитарно-гигиеническое состояние окружающей среды и продуктов потребления. Изучение дисциплины позволяет увидеть проблемы предупреждения и устранения последствий экологических аварий и техногенных катастроф, участие общественности и средств массовой информации в их разрешении. На занятиях рассматривается деятельность Международных и Всероссийских общественных экологических организаций в просвещении и воспитании людей, в предупреждении экологических катастроф, а также Международные экологические праздники и акции Организации Объединенных Наций по развитию и защите окружающей среды. Практические занятия по курсу «Связи с общественностью в сфере экологии» направлены на анализ существующих подходов к осмыслению экопроблематики, разработку PR-кампаний (например, за сохранение в Национальном парке «Самарская Лука» редких животных; по расширению объемов производства и продаж биогумуса «Плодар» производства ООО «ЭКО-ПРОГРЕСС»); планов PR-поддержки (например, администрации Самарской области по созданию кластера агрофирм по производству экологически чистой сельскохозяйственной продукции); разработку мероприятий PR-поддержки, например, Международной научной конференции «Вода и будущее цивилизации» в рамках десятилетия организации Объединенных Наций (2005-2015 г.г.) «Вода для жизни»; планирование PR-кампании по ликвидации в г. Чапаевске складов военных боеприпасов; разработку PR- планов по повышению имиджа областного музея им. П.В. Алабина как центра экологического про-свещения и воспитания населения, исследование практического опыта проведения экологических мероприятий организациями г. Самары и т. д. Рис. 2. Модель системы формирования у студентов экологической компетентности в процессе изучения и освоения дисциплины «Связи с общественностью в сфере экологии» Существенный вклад в формирование экологической компетентности вносит процесс подготовки и активного участия студентов в экологических мероприятиях и акциях, реализации региональных, местных программ охраны окружающей среды, освещение экологической и природоохранной деятельности в СМИ университетского уровня, социальных сетях и т. д. Экологическая составляющая становится неотъемлемой частью социальной сферы. Именно участие студентов в мероприятиях дополняют, углубляют их экологическую подготовку и способствуют формированию у них и социально-экологической компетентности. Нельзя не отметить, что общекультурная экологическая подготовка студентов положительно влияет на мотивацию социально-экологической деятельности. В процессе самостоятельной внеаудиторной учебной деятельности студенты выполняют следующие виды заданий по разделам изучаемого курса: - подготовка к практическим занятиям, изучение первоисточников и аналитическая обработка публикаций по заданной теме; - выполнение проектов по проблемам охраны окружающей среды Поволжского региона; - разработка мини-проектов - эссе на заданные экологические темы; - подготовка докладов по заданным темам; - работа в малых группах по созданию презентаций в рамках самостоятельного освоения тем курса; - подготовка сценариев работы с целевыми группами общественности для решения различных экологических задач. В процессе преподавания дисциплины «Связи с общественностью в сфере экологии» преподавателем используются современные образовательные технологии: - технология модульного обучения способствует активизации самостоятельной работы студентов, формируя навыки самообразования, обеспечивает самодиагностику для обучающегося и непрерывный контроль учебного процесса для преподавателя, который своевременно вносит в него корректировки [11]; - технология проблемного обучения направлена на формирование навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности студентов, на развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей [5]; - технология проектного обучения ориентирована на развитие широкого спектра компетенций и творческих способностей, поэтому предполагает интеграцию исследовательских, поисковых, проблемных, сравнительных методов; - активные методы обучения способствуют обучению студентов через деятельность, развивают познавательную и профессиональную мотивацию, интерес, интуицию, рациональность, креативность. Обязательным фактором процесса обучения является его диагностика, которая позволяет оценивать достижение поставленных целей. Под образовательной диагностикой понимается «процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения» [8]. Разработаны критерии и измерительные средства, которые дают возможность оценить уровень сформированности экологической компетентности студентов и динамику ее развития. Текущая аттестация студентов по дисциплине производится по результатам выполнения заданий на практических занятиях, рубежная аттестация - в форме проверки письменных контрольных работ, промежуточный контроль - по результатам тестирования. Рассматриваемые в статье концептуальные положения по проектированию и практической реализации системы формирования экологической компетентности студентов бакалавриата по гуманитарным направлениям и профилям подготовки успешно апробированы и используются в учебном процессе на факультете гуманитарного образования СамГТУ.
×

Об авторах

Валентин Николаевич Михелькевич

Самарский государственный технический университет

Елена Николаевна Чеканушкина

Самарский государственный технический университет

Email: elenacheka@mail.ru

Список литературы

  1. 1. Андреева Л.И., Михелькевич В.Н. Компетентностно-ориентированный подход к содержанию и организации непрерывного экологического образования школьников / Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов, ELPIT 2007: Мат-лы Междунар. экологич. конгресса. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2007. - Т. IV. - С. 141-147.
  2. 2. Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития: Кн. 1. - 2-е изд., испр. и доп. - Ульяновск: Симбирская книга, 2003. - 216 с.
  3. 3. Гуреева Е.Г. Формирование базовых профессиональных экологических компетенций у студентов - будущих специалистов общественного питания: Автореф. дис. … канд. пед. наук; 13.00.08 / Е.Г. Гуреева. - Самара, 2009. - 26 с.
  4. 4. Кривоносов А.Д. Субъекты и объекты «экологического» PR / Экологический PR как инструмент устойчивого развития: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во РГГМУ, 2014. - С. 155.
  5. 5. Михелькевич В.Н. Проектирование и анализ педагогических технологий: Лаб. практикум / В.Н. Михелькевич, Н.В. Охтя, В.П. Сухинин. - Самара: СамГТУ, 2006. - 44 с.
  6. 6. Михелькевич В.Н., Григораш Н.А. Компаративное исследование технологий экологической подготовки в вузах Европы и Америки / Современные технологии подготовки бакалавров и повышение квалификации специалистов нефтегазового производства: Доклады Междунар. науч.-практ. конф. - Самара: Изд-во СамГТУ, 2014. - С. 45-46.
  7. 7. Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования: автореф. ... докт. пед. наук. - СПб., 2007. - 36 с.
  8. 8. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 2007. - 639 с.
  9. 9. Чеканушкина Е.Н., Михелькевич В.Н. Педагогическая система развития и формирования социально-экологической компетентности студентов младших курсов технического вуза / Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов, ELPIT 2011: Мат-лы Междунар. экологич. конгресса. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. - Том III. - С. 125-130.
  10. 10. Чеканушкина Е.Н., Михелькевич В.Н. Формирование профессионально важных личностных качеств у студентов в процессе их обучения дисциплине «История науки в области охраны окружающей среды» / Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов, ELPIT 2013: Мат-лы Международ. экологич. конгресса. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - Том III. - С. 118-122.
  11. 11. Чеканушкина Е.Н. Формирование социально-экологической компетентности у студентов технического университета в процессе их обучения гуманитарным, социально-экономическим и естественнонаучным дисциплинам: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.Н. Чеканушкина. - Самара, 2011. - 21 с.
  12. 12. Денисов В.В. Экология для бакалавров технических вузов: Учеб. пособие / В.В. Денисов и др. Под ред. В.В. Денисова. - Ростов-нД: Феникс, 2013. - 414 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Михелькевич В.Н., Чеканушкина Е.Н., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.