MATCHING OF UNIVERSITY FACULTY’S POSITIONS AND PROMOTION PRO-CEDURES IN THE LEADING COUNTRIES OF THE WORLD


Cite item

Full Text

Abstract

Due to the creation of the unified European educational area and an increase of the teachers’ mobility the problem of the professional activity of the university professors has become one of the most acute for Russian and foreign educational institutions. Matching of academic titles and positions of the teachers who work in the universities of Russia, Europe, Asia and the USA has always been a complicated task due to the availability of various requirements that were claimed to them, basing on the status of the university and its type as well as differences in the approaches to the teacher’s activity estimation. After making a comparative analysis we succeeded in defining of several models of academic titles and university teachers’ positions that appeared under the influence of historical traditions, political factors as well as community’s perception of the prestigiousness of the higher education in this or that country.

Full Text

После подписания Российской Федерацией Болонского соглашения и вхождения в единое европейское образовательное пространство перед отечественными университетскими преподавателями открылись новые возможности по продолжению образования и трудоустройству в ведущих высших учебных заведениях мира. Однако имея представление о кадровой политике в системе отечественного высшего образования, а также обладая определенным опытом педагогической деятельности в наших университетах, они не всегда четко представляют, какие же требования предъявляются к их зарубежным коллегам и могут ли они сами претендовать на ту или иную должность [1; 2]. Если раньше соотнесение академических должностей и титулов обычно изучалось на примере сравнения двух стран, например России и США, то сегодня появилась необходимость исследования этого вопроса в глобальных масштабах [3]. Кроме того, практическая ценность изучения закономерностей и принципов должностного роста университетских педагогических кадров неизменно связана с не менее важной проблемой определения общих и национальных подходов к оценке профессиональной деятельности преподавателей. Эти два аспекта являются определяющими при проведении аккредитации высшего учебного заведения, определении его позиции в меж-дународных рейтингах, а также влияют на привлекательность учебного заведения для студентов, в том числе и иностранных [4]. Сразу следует отметить, что положение с соотнесением российских ученых степеней и ученых званий с зарубежными не так проста, как может показаться. Во-первых, как показывает проведенное нами исследование, в мировом образовательном пространстве можно выделить несколько моделей классификации титулов и должностей, возникновение которых связано с давними традициями, историей становления систем высшего образования, политическими симпатиями того или иного государства и т. д. Во-вторых, при определении кадровой политики каждый университет ориентируется на те приоритеты в национальной экономике, которые позволяют ему сохранять положение передового, инновационного учебного заведения, использующего наиболее прогрессивные технологии и формы образования. Это дает ему возможность оставаться конкурентоспособным среди других университетов за счет пополнения коллектива сотрудников наиболее выдающимися преподавателями. Определив для себя в качестве целей исследования сопоставление академических титулов и должностей, используемых в разных странах мира и различающихся по совокупности требований к их обладателям, и установление соответствия между ними и принятыми в Российской Федерации учеными степенями и званиями, мы проанализировали большой объем информации, в основном состоящий из официальных сайтов ведущих зарубежных университетов и национальных органов образования, и получили следующие результаты. В мировом образовательном пространстве сформировались несколько базовых систем академических титулов и должностей университетских преподавателей, которые оказали влияние на качественный состав педагогических кадров во всех вузах мира. Используя методы сравнительной педагогики, мы выделили следующие модели академических должностей и титулов (см. таблицу): - модель 1 (Великобритания и большинство стран Британского содружества); - модель 2 (США, Канада и некоторые другие страны); - модель 3 (Россия, Беларусь и др.); - модель 4 (Германия, Австрия, немецко-говорящая часть Швейцарии и др.); - модель 5 (Франция и некоторые страны Африки). Как известно, первоначально система титулов и рангов возникла в университетах Великобритании, затем была перенесена в британские колонии и другие страны Европы и Азии, а спустя несколько столетий - в США. Однако в последние годы прослеживается тенденция перехода многих университетов на американскую модель академических должностей (в том числе и на территории Великобритании), что обусловлено ростом политического и экономического влияния США в мире [5]. Основное деление должностей преподавателей в англоязычных странах (модели 1 и 2) происходит по принципу tenure-track positions и non-tenure positions, что в самом приблизительном виде можно представить как различие между штатными должностями и внештатными. Дело в том, что в России штатным сотрудником университета может стать преподаватель, занимающий любую должность, при условии успешного прохождения процедуры конкурсного отбора и подписания трудового договора с администрацией вуза. В англоязычных же университетах статус tenure получают только специалисты высшего разряда, имеющие ученую степень доктора наук (PhD), обладающие значительными достижениями в научно-исследовательской работе, ведущие подготовку докторантов и занимающиеся активной административной и социальной работой [6]. Заветный для каждого иностранного преподавателя особый статус tenure предоставляет ему привилегированное положение и право бессрочно трудиться в данном вузе до момента выхода на заслуженный отдых, при условии, что он не совершит какого-либо особо серьезного правонарушения. С другой стороны, предоставляя этот статус, университеты решают свои кадровые вопросы, «привязывая» наиболее талантливых и многообещающих ученых к работе в своих стенах [7]. Титулы и звания профессорско-преподавательского состава в ведущих странах мира Статус Ученая степень Функции Модель 1 (Великобритания, страны Британского содружества) Модель 2 (США, Канада, Иран, Сингапур и др.) Модель 3 (Россия) Модель 4 (Германия, Австрия, Швеция, Финляндия, немецкая часть Швейцарии) Модель 5 (Франция, Алжир, некоторые страны Африки) Tenure (статус бессрочного контракта) PhD (доктор наук) Гарантированный бес-срочный статус до выхода на пенсию, академическая свобода высказываний и критики руководства + Не существу-ет (в некоторых университетах «Заслуженный профессор»), доктор наук Нет Не существует (преподаватели работают по контракту) Должности, предполагающие включение в штат или полу-чение бессроч-ного контракта PhD (доктор наук) Разряд, предполагаю-щий надбавку к зар-плате за выдающиеся заслуги Именные долж-ности профессора Distinguished professor / endowed chair Нет Professeur des universities, Directeurs d'études Заведование кафедрой Full Professor Профессор / доцент Professor (W2) Professeur des universities (1-й или исключительный разряд) Обучение магистран-тов и бакалавров, ак-тивная научно-исследовательская деятельность, значительные публикации, ад-министративные функции Professor / Reader Professor / full Professor Профессор, доктор наук Professor ordina-rius, ordentlicher/ Аußerordentlicher Professor Professeur des universities Продолжение таблицы Статус Ученая степень Функции Модель 1 (Великобритания, страны Британского содружества) Модель 2 (США, Канада, Иран, Сингапур и др.) Модель 3 (Россия) Модель 4 (Германия, Австрия, Швеция, Финляндия, немецкая часть Швейцарии) Модель 5 (Франция, Алжир, некоторые страны Африки) Должности, предполагающие включение в штат или полу-чение бессроч-ного контракта PhD (доктор наук) Обучение маги-странтов и бака-лавров, участие в исследователь-ской работе Senior Lecturer Associate Professor (6-10 лет, но точный срок не установлен) Доцент, кандидат наук Junior-Professor / Privatdozent Maître de conferences после прохождения Habilitation Lecturer Assistant Professor (6-8 лет, принцип "вверх или уходи") Профессор, доцент Privatdozent Maître de conferences Руководство док-торантами в тече-ние пяти лет после выхода на пенсию Emeritus Professor (профессор в отставке - после выхода на пенсию) Нет Emeritus professor Нет Магистр Проведение заня-тий на уровне ба-калавриата Assistant Lecturer Assistant Professor Старший преподаватель (обычно диплом специали-ста, может иметь ученую степень кандидата наук) Нет Ассистент / преподаватель (бакалавр, магистр, специалист) Продолжение таблицы Статус Ученая степень Функции Модель 1 (Великобритания, страны Британского содружества) Модель 2 (США, Канада, Иран, Сингапур и др.) Модель 3 (Россия) Модель 4 (Германия, Австрия, Швеция, Финляндия, немецкая часть Швейцарии) Модель 5 (Франция, Алжир, некоторые страны Африки) Различные дипломы Временная замена штатного сотруд-ника Visiting Professor Visiting Professor, Visiting Associate Professor, Visiting Lecturer Внутреннее замещение Vertretungs-professor, Gastprofessoren Внутреннее замещение Должности, не предполагающие получения бес-срочного кон-тракта Различные дипломы Исследовательская работа на условиях полной занятости, не ведет занятия со студентами; уни-верситет не выплачивает зарплату Professor или prof-essorial fellow, Reader, Senior research fellow, Re-search fellow / Re-search associate Research Assis-tant Professor, Research Associ-ate Professor, (full) Research Professor Научный сотрудник, старший науч-ный сотрудник Wissenschaft-licher Mitarbeiter, C1 Chargé de recherches, Directeur de recherches Степень доктора наук не требуется Проведение прак-тических занятий в узкоспециализи-рованной сфере Lecturer / Assistant Lecturer Collegiate Professor / Professor of Practice - Attaché tem-poraire d'ensei-gnement et de recherché, Doc-torant contractuel Обучение бака-лавров и/или вводные занятия без участия в научной работе Lecturer / Senior Lecturer / Teaching Professor - Магистр Обучение бака-лавров без участия в научной работе Instructor Лаборант / документовед (диплом ба-калавра или специалиста) - Окончание таблицы Статус Ученая степень Функции Модель 1 (Великобритания, страны Британского содружества) Модель 2 (США, Канада, Иран, Сингапур и др.) Модель 3 (Россия) Модель 4 (Германия, Австрия, Швеция, Финляндия, немецкая часть Швейцарии) Модель 5 (Франция, Алжир, некоторые страны Африки) Приглашенные специалисты Степень доктора наук не требуется Специалисты на условиях почасо-вой оплаты, вла-деющие информа-цией о современном производстве и инновационных технологиях Senior Lecturer / Lecturer Adjunct Instruc-tor Старший пре-подаватель или доцент (ученая степень при-ветствуется, хотя необяза-тельна) Lehrbeauf-tragter Professeur des universités associé, Maître de conférences associé Adjunct Professor, Adjunct Lecturer Студенты-преподаватели В процес-се получе-ния степе-ни маги-стра Роль помощника другого препода-вателя при прове-дении игровых форм работы, ла-бораторных заня-тий и др. Demonstrator, Seminar leader, Associate lecturer, Graduate teaching assistant, Sessional lecturer Teaching Assistant (TA) Ассистент или лаборант - может проводить практические и лабораторные занятия Studentische Hilfskraft (TdL) Нет Graduate Student Instructor (GSI) Могут вести це-лые курсы Teaching Fellow (TF) В англоговорящих странах карьерный рост преподавателя зависит от внутренней политики университета и комплекса разработанных в нем требований к претендентам на должности, а также от степени престижности самого вуза и даже такого фактора, как расположение университета на территории страны [8]. Во многих же странах Западной Европы (модели 4 и 5) превалируют государственные университеты, в которых регулирование процедур должностного назначения происходит на основе единых федеральных требований [9]. Например, в Германии преподаватель, уже защитивший две диссертационные работы (магистерскую и докторскую), стремясь получить высокую штатную должность в вузе, приступает к особой процедуре Habilitation (хабилитации), которая заключается в подготовке еще одной научно-квалификационной работы и прохождении педагогической стажировки в течение нескольких лет [10]. По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы: 1. Основным различием в должностном положении российских и зарубежных преподавателей является то, что наши соотечественники удостаиваются ученых званий доцента или профессора, присваиваемых Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации (ВАК РФ), пожизненно. Наличие определенного ученого звания является одним из определяющих факторов при избрании на соответствующую штатную должность в университете на срок, оговариваемый в трудовом договоре. Однако у наших иностранных коллег право занимать ту или иную должность определяется законами конкретного университета и достаточно сложной системой должностного продвижения. Каждый зарубежный преподаватель стремится заключить с администрацией вуза бессрочный контракт, который предоставляет ему право не только стать штатным сотрудником, но и пользоваться рядом привилегий, например гарантированной возможностью продолжать педагогическую деятельность до выхода на пенсию. Однако в случае перехода на работу в другой университет преподаватель теряет все свои привилегии и может надеяться на получение должности, аналогичной имевшейся, только если будут отмечены его выдающиеся заслуги. 2. Существующая в академических кругах практика установления соответствий между учеными званиями и титулами профессорско-преподавательского состава разных стран может рассматриваться как приблизительная, так как преподаватели начинают свою деятельность, имея разные ученые степени, и период, который отводится им для демонстрации своих педагогических талантов и умений заниматься научно-исследовательской работой, в совокупности позволяющих претендовать на более высокую должность, также отличается [11]. Кроме того для некоторых должностей установлены несколько разрядов или уровней, поэтому иногда соответствие может быть установлено только для отдельных категорий. Например, если Lecturer только недавно был принят на работу в британский университет, то его профессиональные обязанности и академический статус соответствуют американской должности Аssistant professor, однако в британских вузах имеется большое число Lecturers и особенно их более старших коллег Senior lecturers, которые имеют богатый педагогический опыт и определенные научные достижения. В этом случае их должностное положение более соответствует титулу Аssociate professor в США [8]. 3. Для установления соответствия между отдельными должностями следует принимать во внимание степень укомплектованности педагогического состава университетов кадрами высшей квалификации, сложность процедур кадрового продвижения, привлечение неостепененных преподавателей к педагогической деятельности, стремление увязать процесс обучения с современным производством и другие факторы. Результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы в совершенствовании кадровой политики отечественных вузов и приведении в соответствие критериев, используемых в оценке деятельности российских преподавателей, с мировыми тенденциями.
×

About the authors

Tatiana E. Isaeva

Rostov State Transport University

Email: isaeva.te@yandex.ru

References

  1. Ларионова М.В., Шадриков В.Д., Железов Б.В. Формирование общеевропейского про-странства высшего образования. Задачи для российской высшей школы / М-во образо-вания и науки РФ, Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2004.
  2. Исаева Т.Е. Компетенции субъектов университетского образования. Проблемы формирования и оценивания компетенций в информационном образовательном пространстве: Монография // Palmarium Academic Publishing, Deutschland, 2013. - 247 с.
  3. Юревич М.А. Методики оценки педагогических кадров в высшей школе в Европе, США и Австралии // Образовательные технологии. - 2013. - № 2. - С. 104-115.
  4. Юревич М.А. Зарубежная практика профессиональной деятельности преподавателей системы высшего профессионального образования // Наука. Инновации. Образование. - М., 2012. - Вып. 12. - С. 115-121.
  5. Schedule A. Salaries and Casual Rates. Academic Staff Agreement 2010. University of West-ern Australia. http://www.hr.uwa.edu.au [Дата доступа 03.05.2015].
  6. Shamos Michael I. Handbook of Faculty Titles. - Carnegie Mellon University.
  7. Illinois Institute of Technology Faculty Handbook. Illinois Institute of Technology. http://www.iit.edu/faculty_handbook/ [Дата доступа 03.05.2015].
  8. Use of the Title Associate Professor. Handbook of University Policies and Procedures at The University of Queensland // uq.edu.au. [Дата доступа 03.05.2015].
  9. Walter Rüegg. A History of the University in Europe. Cambridge U.P., 2011, 185 p.
  10. Was ist die W-Besoldung? // www.w-besoldung.net [Дата доступа 03.05.2015].
  11. Ким И.Н. Практика формирования состава и профессиональных компетенций препода-вателей вуза за рубежом // Высшее образование в России. - 2014. - № 1. - С. 134-143.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Isaeva T.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies