ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ДЕЛОВЫХ ИГР В САМАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлена апробированная программа формирования толерантности профессионального иноязычного общения выпускников Самарского государственного экономического университета посредством использования на занятиях кросс-культурных деловых игр. В рамках реализуемой программы по подготовке студентов экономического вуза к будущей профессиональной деятельности решаются следующие задачи: выявляются условия готовности будущих специалистов-экономистов к эффективному иноязычному взаимодействию в условиях мультикультурной среды глобального мирового сообщества и обеспечивается формирование толерантности профессионального иноязычного общения путем использования кросс-культурных деловых игр в учебном процессе. Эффективность предлагаемой программы по формированию толерантности профессионально делового иноязычного общения подтверждена достоверностью результатов эксперимента и положительной динамикой уровня сформированности профессионально значимых качеств, помогающих вести профессиональную деятельность более продуктивно, учитывая индивидуальные особенности деловых партнеров, межкультурные различия и этническое разнообразие. Особое внимание уделяется методике проведения кросс-культурных деловых игр, роли и месту преподавателя и студентов в них. Описывается фаза подготовки игры, фаза реализации и рефлексии. Приводится пример одной из кросс-культурных деловых игр с использованным в ней фактических материалов страноведческого характера. Акцент делается на том, что после внедрения кросс-культурных деловых игр в процесс обучения у студентов снижается степень категоричности и консервативности оценок в адрес окружающих их деловых партнеров и коллег. Появляется более выраженная терпимость к дискомфортным профессиональным условиям. Повышаются адаптивные способности во взаимодействии с людьми. К окончанию экономического вуза у выпускника складывается законченная система ценностных ориентаций, которая в дальнейшем будет определять его профессиональный путь .

Об авторах

Геннадий Васильевич Глухов

Самарский государственный экономический университет

Email: glukhov.g@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков. 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141

Юлия Дмитриевна Ермакова

Самарский государственный экономический университет

Email: ermjul@yandex.ru
, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141

Любовь Викторовна Капустина

Самарский государственный экономический университет

Email: lkap@inbox.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141

Список литературы

  1. -Калик В.А. Грамматика общения. - М.: Роспедагентство, 1995. - 110 с.
  2. Кукарская Г.Н. Обучение профессиональному общению // Иностранные языки: сопоставительное изучение и вопросы преподавания. - Тюмень, 2013. - С. 154-157.
  3. Кущ Е.С. Проблема профессионального педагогического общения в отечественной и зарубежной педагогике XX века // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2009. - № 5 (9). - С. 174-182.
  4. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Знание, 1990. - С. 95-112.
  5. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: практикум. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999. - 121 с.
  6. Лопухова Ю.В. Толерантность как понятие этики, как понятие морали и как личностная форма морального сознания // Интеграция образования. - 2011. - № 3. - С. 70.
  7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филин, 1996.
  8. Психология управления: курс лекций /Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; отв. ред. М.В. Удальцова. - Новосибирск: Изд. НГАЭ и У; М.: ИНФРА-М, 1999. - 150 с. - С. 15.
  9. Triandis H. Cultural training, cognitive complexity and interpersonal on learning. - N.Y., 1975.
  10. Капустина Л.В. Кросс-культурная деловая игра как фактор повышения эффективности профессионального общения у студентов экономического вуза // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. - ART 64303. - URL: http://e-konceptru/teleconf/64303.html - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-12ОХ-2014 (ноябрь). Т. 26. - С. 21-25.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Глухов Г.В., Ермакова Ю.Д., Капустина Л.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.