К вопросу качества высшего образования в России
- Авторы: Гнутова А.А.1, Нечитайло С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева(национальный исследовательский университет)
- Выпуск: Том 12, № 4 (2015)
- Страницы: 20-29
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52027
- ID: 52027
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг на успех могут рассчитывать лишь вузы, обеспечивающие образование наивысшего качества. Современный мир коренным образом меняет отношение потребителей к высшему образованию, вынуждая изменяться и саму систему высшего образования. Качество образовательных услуг становится гарантией привлекательности вуза и доверия к нему потребителей. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты основных проблем высшего образования в России. Внимание уделено проблемам качества обучения, малого процента занятости профессорско-педагогического состава высшего учебного заведения в науке, проблема большого числа вузов на количества населения, проблема оплаты труда преподавателей и др.
Ключевые слова
Полный текст
В настоящее время аппарат средней и высшей школы находятся в весьма непростом положении. Отчасти это обусловлено недостаточным количеством выпускников школ. По заявлению главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливано- ва, в ближайшие годы вузы столкнутся с нехваткой студентов. Как он отме-Анна Александровна Гнутова, кандидат экономических наук, доцент кафедры из- дательского дела и книгораспространенияСергей Александрович Нечитайло, кандидат экономических наук, доцент кафедрыиздательского дела и книгораспространениятил, в 2003 году количество выпускников 11 классов школ в России состави- ло 1,4 миллиона человек, а в 2014 году их число составило всего 650 тысяч [1]. Данная тенденция повлечёт за собой снижение общего числа студентов в России почти в 2 раза по сравнению с 2009 годом [2].Кстати, результаты прошедшего недавно единого государственного экза- мена показали, что со средним образованием в России также складывается довольно неутешительная ситуация. Около 20% российских школьников по- лучили бы двойки за ЕГЭ по русскому языку, если бы Рособнадзор не снизил минимальный балл, заявил ректор МГУ Виктор Садовничий. При этом руко- водитель вуза отметил, что такие результаты выявили необходимость повы- шения качества образования [3].Нельзя недооценивать тенденцию количества вузов, с одной стороны, это хорошо - много вузов, высока доля населения, обучающегося в них. Но, с другой стороны, более 40% вузов имеют численность студентов менее 1 ты- сячи. В них трудно добиться высокой концентрации профессоров и доцентов (лиц с учёными степенями), нет диссертационных советов и напрочь отсут- ствует научный сектор. Студенты имеют значительно меньший выбор в изу- чении различных дисциплин. Как правило, в подобных вузах слабая матери- ально-техническая база, почти нет современного оборудования и достаточ- ных библиотечных фондов.Основной прирост количества вузов произошёл за счёт увеличения частных вузов, которых за 15 лет появилось около 500, что в конечном итоге привело к резкому снижению качества российского образования в целом (табл1). Но в свя- зи с этим увеличилось количество студентов на 10 тыс. населения (табл. 2).Таблица 1Количество вузов в РСФСР и Российской Федерации за период 1970-2014 гг.годыКоличество всегогосударственныечастные1970457457-1980494494-1990514514-19957625691932000965607358200510686554132010115565346220111080634446201210476214322013102461241120141005602403Таблица 2Количество студентов на 10 тыс. населения в 2014 г. в странах мираСтранаЧисленность студентов на 10 тысяч населенияСША632Россия328Великобритания533Франция357Япония289Существует два термина: «качество обучения» и «качество образования», данные термины частично различны между собой, так как они обладают сле- дующими особенностями. Термин «качество обучения» включает в себя ре- зультат учебного процесса: организация учебно-методического процесса, со- стояние материально-технической базы, уровень квалификации профессор- ско-преподавательского состава и интеллектуальный потенциал студентов высшего учебного заведения. Говоря о «качестве образования», следует от- метить, что данный термин состоит из вышеперечисленных показателей «ка- чества обучения», а также включает в себя востребованность выпускника высшего учебного заведения в профессиональной деятельности и его оценку с точки зрения работодателя.Еще одной проблемой высшего образования в России является проблема того, что в российских вузах нет высокой науки, а если и есть, то её доля мала по сравнению с западными университетами. В европейских и американских вузах сотрудников занятых научной деятельностью, примерно столько же, сколько занято в учебном процессе. Кроме того, и сами преподаватели имеют достаточно времени на научную работу. В наших университетах преподава- тели занимаются и учебной и научной работой одновременно, да и финанси- рование вузовской науки незначительное. А в международных рейтингах ву- зов на первом месте как раз идут результаты научной деятельности вуза и его сотрудников (открытия, цитируемость, внедрение и т.д.).Среди проблем образования существует проблема заработной платы про- фессорско-преподавательского состава. Сегодня зарплата профессоров в рос- сийских университетах чрезвычайно мала и не стимулирует молодёжь к научно-исследовательской и преподавательской карьере. На рисунке видно, на каком месте по оплачиваемости труда профессоров находится Россия.Высшее образование в современной России пострадало от внутренней«утечки мозгов» в другие профессии, а также внешней - за границу. Потеря кадров и сложности с набором молодых сотрудников резко повысили сред- ний возраст профессорско-преподавательского состава. Потеря профессоров, находящихся на пике профессиональной карьеры, и сложности с набором мо- лодых талантливых специалистов ведут к общему понижению интеллекту- ального уровня в системе образования. Средний возраст штатных преподава- телей по государственным вузам Самарской области составляет 51,9 года.Основой социальной мобильности и дальнейшего снижения социально- экономической дифференциации в обществе является предоставление каче- ственного образования для всего населения нашей страны.Так, к примеру, абитуриент изначально очень тщательно подходит к во- просу выбора высшего учебного заведения, так как, получив качественное образование и став образованным специалистом в определенной области дея- тельности, он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, ведь именно высокое качество профессионального образования проявляется в уровне востребованности выпускником учреждений профессионального об- разования на рынке труда.Начальный, средний и высший уровни оплаты труда профессоров в разных странах мира (в тыс. долларов США, до выплаты налогов)В повышение качества образования основную роль играет преподава- тельский состав. Только преподаватель постоянно совершенствующейся в своей деятельности, с высоким уровнем квалификации, профессиональным и интеллектуальным уровнями сможет передать знания учащимся [4].Сегодня, в условиях нарастающей конкуренции на рынке образователь- ных услуг, на успех могут рассчитывать лишь вузы, обеспечивающие образо- вание наивысшего качества. Бурно изменяющийся мир коренным образом меняет отношение потребителей к высшему образованию, вынуждая изме- няться и саму систему высшего и послевузовского образования. Качество об- разовательных услуг становится гарантией привлекательности вуза и доверия к нему потребителей. Причем с точки зрения потребителей образовательных услуг вузов, а это в настоящее время в основном население страны, привлека- тельным является тот вуз, который при наименьших затратах (умственных, физических и материальных) дает гарантию (или ее видимость на этапе по- ступления) безусловного получения престижного высшего образования.В системе высшего образования, как общественном институте, прослежи- ваются все тенденции, отражающие насущные требования современности. Примером может служить то, что в 2009 г. на очную форму обучения в Рос- сии зачислены 377 тыс. человек и сейчас мы занимаем третье место в мире по числу студентов после Финляндии и Польши [5]. Этот пример говорит о многом, как с положительной, так и с отрицательной стороны.Как видно, что и без того актуальная проблема оценки и управления ка- чеством образовательных услуг усугубляется еще и тем, что за последние де- сятилетия высшее образование приобрело широкомасштабный характер. По- вальное поступление огромного большинства выпускников школ в вузы ста- ло вызывать растущее беспокойство государства, в том числе и за качество и эффективность вузовского образовательного процесса. Но, как справедливо отмечает исследователь вопросов качества высшего образования С.И. Плак- сий [6], о качестве образования все говорят, но никто точно не знает, что это такое и как его однозначно и четко определить и измерить.Программный документ ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образо- вания» рассматривает качество образования как многостороннюю концеп- цию, охватывающую все основные функции и виды деятельности вуза и включающую в виде важной составляющей возможность выпускника быстро и эффективно включиться в трудовую деятельность в интересах общества, работодателя и для своей пользы [7].Руководитель Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Н.А. Селезнева так определяет понятие «качество высшего об- разования»: «Качество высшего образования (в широком смысле) - это сба- лансированное соответствие высшего образования (как результата, как про- цесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам); системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) высшего образования (как результата, как процесса, как образо- вательной системы)».[8]В научном докладе «Теоретико-методологические основы качества выс- шего образования» А.И. Субетто дает следующее определение: «Качество высшего образования есть его соответствие целям высшего образования, национальной доктрине образования в Российской Федерации, требованиям социально-экономического развития российского государства, повышения качества интеллектуальных и в целом человеческих ресурсов России, прио- ритетам технологического развития и в целом «экономики знаний», потреб- ностям развития личности, требованиям обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда и в целом конкурентоспособности России» [9].По определению профессора Э. Короткова, - «Качество образования - это комплекс характеристик профессионального сознания, определяющих способ- ность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями экономики на современном этапе развития» [10].Многие авторы определяют качество образования как качество функцио- нирования системы образования. Однако некоторые специалисты трактуют его как достижение обучающимися заданного (нормативного) уровня знаний.Зачастую при оценке качества образования в том или ином вузе исполь- зуются количественные, формализованные показатели (количество профес- соров, книг, научных исследований и т.д.), что приводит к субъективной оценке качества. Часто такой подход можно наблюдать при выстраивании рейтингов вузов.На наш взгляд качество образования должно оцениваться в соответствии с условиями, потребностями общества и личности не только в данный мо- мент, но и с точки зрения его ориентированности на тенденции развития об- щества в будущем.С.И. Плаксий так трактует понятие «качество образования»: это, во- первых, качество образованности выпускников учебных заведений с точки зрения общественных потребностей самих выпускников, их подготовленно- сти; во-вторых, система обеспечения качества образовательных услуг, вклю- чающая в себя основные структурно-функциональные аспекты деятельности учебного заведения, влияющие на качество образования учащегося [6].Анализируя понятие «качество образования» Л.В. Хасбутдинова [8] вы- деляет наиболее часто встречающиеся в настоящее время два подхода к оценке качества образования.Первый подход - гуманистический, ориентированный на обеспечение по- требности обучающегося в объективной оценке качества его образования. При данном подходе главный критерий качества образования - уровень са- мореализации личности в деятельности, в т.ч. и профессиональной. Здесь оценка качества предназначена для объективной фиксации результата подго- товки специалиста. Сторонники гуманистического подхода выступают про- тив отмены традиционных форм оценивания.При гуманистическом подходе возможно и необходимо участие студен- тов в оценке качества преподавания, так как студенты, овладевая учебной дисциплиной, видят больше, чем кто-либо, как связаны качество преподава- ния и содержание обучения. Студенты больше кого-либо заинтересованы всовершенствовании качества процесса образования, так как им нужны каче- ственные знания, опыт и способности.Второй подход к оценке качества образования - технологический. Сто- ронники технологического подхода основными критериями качества образо- вания считают внешние показатели: успеваемость, условия организации об- разовательного процесса, число научных исследований и др. Студент в этом подходе рассматривается, прежде всего, как «сырье» для образовательного учреждения, и лишь затем как потребитель услуги образования, стоящий в одном ряду с равнозначными потребителями - предприятиями, организация- ми, государством. Основное предназначение системы образования в данном случае состоит в выявлении и обеспечении реальных потребностей потреби- телей образования путем отбора качественного «сырья» и доведения его до качественного «продукта».Приверженцы технологического подхода утверждают, что традиционные экзамены и зачеты не эффективны. Как только студент прошел входной тест (т. е. был принят), любой провал в завершении программы данной ступени образо- вания должен рассматриваться как дефект качества обучения в вузе: либо вход- ные испытания были негодными, либо качество образования вуза не учитывает некоторые проблемы студентов. Поэтому множественные испытания каждого студента по каждому из курсов в каждом семестре - это слишком большой объ- ем испытаний, лучше каждый семестр выбрать случайно несколько студентов для испытаний, чтобы определить качество процесса обучения.При технологическом подходе участие студентов в оценке качества пре- подавания исключено, так как студенты сами еще не овладели учебной дис- циплиной, поэтому не имеют критерия для оценивания. Преподаватель и без их мнения видит качество овладения студентами этой дисциплиной, или мне- ния студентов ему безразличны. Студентам же нравятся только нетребова- тельные преподаватели.Несмотря на различия в двух подходах к оценке качества образования есть общее в требованиях: оценка качества образования должна осуществ- ляться по однозначным, понятным и личностно значимым для студента, пре- подавателя, администратора, работодателя и других заинтересованных лиц критериям. Только при этих условиях можно рассчитывать на заинтересован- ное участие студента в овладении способами решения профессиональных за- дач, на высокий уровень самореализации выпускника вуза в трудовой дея- тельности. Студент должен быть обеспечен как общей информацией о связи обучения и основных профессиональных задач, которые ему предстоит ре- шать в профессиональной деятельности, так и частной - о содержании и формах самоподготовки, об организации учебного процесса и др.Измерить качество высшего образования, дать его целостную, объектив- ную оценку в настоящие время очень сложно, т.к. все имеющиеся сегодня подходы ограничены и имеют свои недостатки. Оценивать текущие, итоговые и отдаленные результаты образования можно при наличии простых, ясных и удобных в обращении критериев оценки качества образования, которых пока нет. Думается, что такие критерии появятся в результате дальнейшей работывузов по сближению уж слишком разнополярных гуманистического и техно- логического подходов к оценке качества образовательных услуг.Однако, наибольшей популярностью пользуется официальный рейтинг вузов Минобрнауки РФ, выделяющий лучшие вузы в каждой из групп вузов: государственных классических и технических вузов, педагогических и линг- вистических, экономических, медицинских, архитектурных и художествен- ных, вузов государственной службы, физической культуры и т.д. В настоящее время в российских вузах существует внутренняя и внешняя система оценки качества образовательных услуг.Внутренняя система оценки качества образовательных услуг производит- ся в вузах в формах итоговой и поэтапной аттестации обучаемых, входной оценки абитуриентов, психодиагностики, социодиагностики учебных заведе- ний, а также самоаттестации учебных заведений и их подразделений.Внешняя система оценки качества образования представлена междуна- родными и государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонен- тов профессионального образования. Кроме того, происходит формирование общественных институтов аккредитации на базе различных научно- педагогических и научных ассоциаций и объединений.В своей работе [11] Н.А. Борисенко пишет, что основным достоинством этого рейтинга является то, что он основывается на ряде объективных показа- телей. В их числе: общая численность студентов; величина приема и конкурс на вступительных экзаменах; величина платного контингента и платного приема; обеспеченность персональными компьютерами, учебниками и учеб- ными пособиями вузовских библиотек; общий библиотечный фонд; обеспе- ченность студентов местами в общежитиях; вовлеченность профессорско- преподавательского состава вузов в научные исследования; число защит док- торских и кандидатских диссертаций; прием и число аспирантов, выпуск из аспирантуры с защитой кандидатской диссертации, число докторантов и т.д. Учитывается также число направлений, по которым ведется подготовка кад- ров и число специальностей подготовки, наличие филиалов и представитель- ств и ряд других факторов. Эти показатели важны для сравнительной оценки вузов, но главный их недостаток состоит в том, что все это преимущественно параметры, характеризующие деятельность вуза с экстенсивной стороны. Например, в настоящее время снижается значение таких показателей, как вели- чина конкурса на приемных экзаменах (это связано с ЕГЭ), численность аспи- рантуры (аспирантура обеспечивает отсрочку от армии и во многом из-за этого наблюдается рост платной аспирантуры). Большое значение в методике расчета рейтинга Минобрнауки придается профессорско-педагогическому составу, но часто бывает так, что предмет преподает профессор, являющийся специалистом совсем в другой области. Количество студентов тоже повышает рейтинг, хотя многие абитуриенты предпочитают учиться в небольших группах.В соответствии с требованиями Госстандарта и норм аккредитации для оценки качества высшего образования, применяют несколько показателей:качество педагогического персонала;качество профессиональных образовательных программ;качество обеспеченности информационно-образовательной среды;качество знаний абитуриентов;качество знаний студентов;качество педагогической деятельности;качество управления образовательным процессом в вузе.Помочь дать комплексную оценку качества образования могут непосред- ственные потребители образовательных услуг - студенты, выпускники и ра- ботодатели. Для этого проводятся опросы студентов («Учебный процесс гла- зами студента», «Преподаватель глазами студента»), мониторинги трудо- устройства выпускников, опросы работодателей о профессиональной подго- товленности выпускников вузов.В заключение можно еще раз отметить, что в условиях повышения требо- ваний государства и общества к качеству профессионального образования и обостряющейся конкуренции на рынке образовательных услуг, в частности высшей школы, успешная работа любого вуза невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по улучшению качества образования.×
Об авторах
Анна Александровна Гнутова
Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева(национальный исследовательский университет)кандидат экономических наук, доцент кафедры издательского дела и книгораспространения 443086, г. Самара, Московское ш., 34
Сергей Александрович Нечитайло
Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева(национальный исследовательский университет)кандидат экономических наук, доцент кафедры издательского дела и книгораспространения 443086, г. Самара, Московское ш., 34
Список литературы
- Глава Минобрнауки признал: качество высшего образования в России не улучшается вопреки миллиардным вливаниям http://www.newsru.com/russia/10jul2014/livanov.html
- Менеджмент образования: учеб. пособие / под ред. А.П. Егоршина. - М.: Логос, 2009. - 308 с.
- Двойку за ЕГЭ по русскому языку мог получить каждый пятый школьник, если бы минимальный балл не снизили Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/19jun2014/ekzamen.html - Загл. с экрана.
- Повышение качества высшего образования в Российской Федерации Режим доступа: http://old.creativeconomy.ru/articles/11716/ - Загл. с экрана.
- Прикладная кризисология в сфере вузовского образования Режим доступа: http://unisolidarity.ru/?p=2892 - Загл. с экрана.
- Плаксий С.И. Парадоксы высшего образования. - М., 2005. - С. 133.
- Захаров, Ю.А. Основные пути повышения качества высшего образования[Текст]/ Ю.А. Захаров, В.А. Москинов // Унив. упр.: практика и анализ. - 2005. -№ 1. - С. 100-103.
- Хасбутдинова Л.В. Качество образования как элемент концепции качества жизни // Экономика образования, 2005. - №6. - С. 58-59.
- Селезнева Н.А., Субетто А.И. Теоретико-методологические основы качества высшего образования (научный доклад) Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120115.htm - Загл. с экрана.
- Коротков Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста //Высшее образование в России. - 1995. - № 2. - С. 72-78.
- Борисенко Н.А. Проблема оценки качества высшего образования в России. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/34/82 - Загл. с экрана.
- Глава Минобрнауки признал: качество высшего образования в России не улучшается вопреки миллиардным вливаниям Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/10jul2014/livanov.html - Загл. с экрана.
- Депцова Т.Ю. Учебная книга в контексте диалога культур [Текст] / Т.Ю. Депцова, Л.И. Орешкина: монография. - Мин-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. аэрокосмический ун-т С.П. Королева (нац. исслед. ун-т)». Самара, 2010.
- Ерохина Л.И. Проблемы формирования научных школ в современных условиях[Текст] / Л.И Ерохина, Е.В. Башмачникова // Вестник Поволжского гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. - 2012. - № 22. - С. 196-198.
- Нечитайло А.А. Организация управления и контроля эффективности образовательного франчайзинга [Текст] / А.А. Нечитайло, Н.В. Прядильникова,А.Е. Козлова // Вестник Поволжского гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. -2013. - № 6 (32). - С. 90-93.
- Сколько стоит профессор? Режим доступа: http://www.pravmir.ru/skolko-stoit-professor - Загл. с экрана.
Дополнительные файлы
