АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ ЭЛЕКТРОСТАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИНЦИПА СООТВЕТСТВИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МОДЕЛЯМ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ИДЕАЛИЗАЦИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проведен анализ последовательного уточнения некоторых физических законов в процессе изучения ряда учебных вопросов по физике непосредственно на занятиях. Данное уточнение является своеобразным применением методологического принципа соответствия. Актуальность данного исследования продиктована тем, что еще не реализовано в полной мере применение в обучении физике принципа соответствия как методологического принципа, так как данный принцип реализуется пока только на уровне отдельных физических теорий (классической и релятивистской механики, квантовой и классической теорий излучения, волновой и геометрической оптики). Основная идея состоит в том, что использование методических возможностей принципа соответствия происходит систематически и непосредственно на различных занятиях по физике, при этом в полной мере раскрывается сущность диалектического характера научных понятий и незавершенность любых теоретических положений. Разработана методика поэтапного формирования у студентов представлений о границах применимости физических понятий, законов и теорий. В статье идет речь о применении данной методики конкретно к изучению студентами технического вуза курса электростатики в рамках курса общей физики. В рамках этой методики не просто разъясняется область применения конкретного закона, но и совершается анализ его сопричастности более точным теориям, повышающим степень реальности научного описания объектов и явлений. В ходе данного педагогического исследования выяснилось, что в отличие от традиционного изучения принципа соответствия как специального физического принципа в квантовой и релятивистской теориях возможно его последовательное применение в системе формирования понятий и законов.

Об авторах

Сергей Анатольевич Иванов

Самарский государственный технический университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая физика и физика нефтегазового производства» 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Андреева Н.Д., Алексеева Т.Б., Ларченкова Л.А., Леонтьева О.В., Малиновская Н.В., Суслов В.Г. Формирование научного мировоззрения в процессе естественно-научного образования школьников: методология исследований, состояние проблемы в теории и практике: Коллективная монография. - СПб.: Свое издательство, 2013. - 182 с.
  2. Андреева Н.Д., Алексеева Т.Б., Ларченкова Л.А., Леонтьева О.В., Малиновская Н.В., Суслов В.Г. Формирование научного мировоззрения в естественно-научном образовании школьников (исследовательский аспект): Учеб. пособие. - СПб.: Свое издательство, 2013. - 162 с.
  3. Кондратьев А.С., Прияткин Н.А. Современные технологии обучения физике. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006.
  4. Шаронова Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов педвузов. - М.: МАР, 1994. - 183 с.
  5. Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. - М.: Просвещение, 1987. - 125 с.
  6. Иванов С.А. Роль квантовой теории в формировании системы знаний студентов о физическом взаимодействии // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2009. - № 1(11). - С. 97-101.
  7. Иванов С.А. Роль методологического принципа соответствия в формировании системы знаний студентов о физических законах // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки.- 2010. - № 3(13). - С. 61-65.
  8. Иванов С.А. Теория использования методологического принципа соответствия при изучении некоторых физических законов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 1 (17). - С. 71-76.
  9. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Иванов С.А., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах