АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ ЭЛЕКТРОСТАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИНЦИПА СООТВЕТСТВИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МОДЕЛЯМ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ИДЕАЛИЗАЦИИ
- Авторы: Иванов С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 11, № 2 (2014)
- Страницы: 48-54
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/51947
- ID: 51947
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проведен анализ последовательного уточнения некоторых физических законов в процессе изучения ряда учебных вопросов по физике непосредственно на занятиях. Данное уточнение является своеобразным применением методологического принципа соответствия. Актуальность данного исследования продиктована тем, что еще не реализовано в полной мере применение в обучении физике принципа соответствия как методологического принципа, так как данный принцип реализуется пока только на уровне отдельных физических теорий (классической и релятивистской механики, квантовой и классической теорий излучения, волновой и геометрической оптики). Основная идея состоит в том, что использование методических возможностей принципа соответствия происходит систематически и непосредственно на различных занятиях по физике, при этом в полной мере раскрывается сущность диалектического характера научных понятий и незавершенность любых теоретических положений. Разработана методика поэтапного формирования у студентов представлений о границах применимости физических понятий, законов и теорий. В статье идет речь о применении данной методики конкретно к изучению студентами технического вуза курса электростатики в рамках курса общей физики. В рамках этой методики не просто разъясняется область применения конкретного закона, но и совершается анализ его сопричастности более точным теориям, повышающим степень реальности научного описания объектов и явлений. В ходе данного педагогического исследования выяснилось, что в отличие от традиционного изучения принципа соответствия как специального физического принципа в квантовой и релятивистской теориях возможно его последовательное применение в системе формирования понятий и законов.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Анатольевич Иванов
Самарский государственный технический университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая физика и физика нефтегазового производства» 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
- Андреева Н.Д., Алексеева Т.Б., Ларченкова Л.А., Леонтьева О.В., Малиновская Н.В., Суслов В.Г. Формирование научного мировоззрения в процессе естественно-научного образования школьников: методология исследований, состояние проблемы в теории и практике: Коллективная монография. - СПб.: Свое издательство, 2013. - 182 с.
- Андреева Н.Д., Алексеева Т.Б., Ларченкова Л.А., Леонтьева О.В., Малиновская Н.В., Суслов В.Г. Формирование научного мировоззрения в естественно-научном образовании школьников (исследовательский аспект): Учеб. пособие. - СПб.: Свое издательство, 2013. - 162 с.
- Кондратьев А.С., Прияткин Н.А. Современные технологии обучения физике. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006.
- Шаронова Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов педвузов. - М.: МАР, 1994. - 183 с.
- Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. - М.: Просвещение, 1987. - 125 с.
- Иванов С.А. Роль квантовой теории в формировании системы знаний студентов о физическом взаимодействии // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2009. - № 1(11). - С. 97-101.
- Иванов С.А. Роль методологического принципа соответствия в формировании системы знаний студентов о физических законах // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки.- 2010. - № 3(13). - С. 61-65.
- Иванов С.А. Теория использования методологического принципа соответствия при изучении некоторых физических законов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 1 (17). - С. 71-76.
- Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с.