Педагогический мониторинг нравственной культуры дошкольника
- Авторы: Безносова О.А.1, Аллагулов А.М.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 19, № 3 (2022)
- Страницы: 65-80
- Раздел: Теория педагогики
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/109018
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.3.5
- ID: 109018
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у детей дошкольного возраста. Проблематика, затрагиваемая в статье, актуализирована существующим в психолого-педагогических исследованиях противоречием между обширным вниманием науки к вопросам нравственного воспитания, морально-нравственного становления личности и неопределенностью критериев оценки и соответствующих им средств педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников. Предлагаемые исследователями варианты мониторинга нравственной культуры детей не отражают общее понимание нравственной культуры, акцентируют внимание на отдельных ее сторонах (национальные ценности, православные нравственные категории, различные морально-нравственные качества и т. д.), что, несомненно, значимо для науки и практики. Однако задачи дошкольного образования, диктуемые современными стандартами, требуют качественно нового подхода к целостной и всесторонней оценке результатов воспитания нравственной культуры, что подчеркивает необходимость создания, описания и эмпирической апробации модели комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников. В рамках описываемой в статье модели комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников предлагается процедура мониторинга, позволяющая всесторонне оценить нравственное развитие детей по когнитивно-смысловому, эмоционально-оценочному и поведенческому критериям. Эмпирическая апробация показала, что предложенная процедура мониторинга соответствует решению поставленных задач, дает возможность оценки как отдельных критериев, так и общего уровня развития нравственной культуры дошкольников, а полученные результаты соотносятся с экспертными оценками и наблюдениями педагогов и воспитателей.
Полный текст
Введение
На сегодняшний день для науки и практики все большую актуальность приобретают вопросы нравственного, духовного, морального облика современного человека, что обусловлено коренными социокультурными изменениями, преобразованиями общественного сознания и находит отражение в поиске новых обоснованных средств воспитания и стандартах образования на всех его этапах. В частности, в ФГОС ДО выделяется в качестве основной задачи дошкольного воспитания необходимость воспитания нравственной культуры детей и создание условий для присвоения детьми моральной позиции [1]. В качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО выступает формирование у ребенка положительного отношения к миру, другим людям и себе. Таким образом, перед психолого-педагогической наукой возникает важная проблема, имеющая социальную значимость: повышение эффективности воспитания нравственной культуры подрастающего поколения, основанной на единстве нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний, перспективном становлении детей субъектами нравственного развития.
Анализ исследований последних лет показывает, что внимание ученых в аспекте воспитания нравственной культуры все больше привлекают детские возраста. Отмечается, что дошкольный возраст выступает одним из наиболее значимых периодов становления морально-нравственного сознания, нормативного поведения. В качестве критериев оценки развития нравственной культуры детей выделяются различные параметры ценностно-смысловой, когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфер, однако зачастую описываются разрозненные компоненты, не дающие целостного представления о предмете оценки. Так, проведенный анализ различных источников позволяет выделить противоречие между обширным вниманием науки к вопросам нравственного воспитания, морально-нравственного становления личности и неопределенностью критериев оценки и соответствующих им средств педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников. Данное противоречие определяет актуальность проведенного исследования.
Целью данной статьи является создание, описание и эмпирическая апробация модели комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников. Задачами данного исследования выступали:
1) анализ существующих моделей и концепций оценки развития нравственной культуры дошкольника в современных психолого-педагогических исследованиях;
2) выделение критериев оценки развития нравственной культуры дошкольника;
3) описание модели педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников;
4) апробация модели и результаты.
Апробация модели педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников проводилась в формате пилотажного исследования.
Выявление критериев оценки и соответствующих им средств педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников является важной задачей, что определяет научную новизну и практическую значимость настоящего исследования.
Обзор литературы
Обратившись к изучению научных работ по проблеме нравственного воспитания детей, мы обнаружили большое количество исследований, как отечественных, так и зарубежных. В последние годы в отечественных и зарубежных исследованиях вопросы воспитания нравственной культуры раскрываются достаточно широко, в частности:
- поднимаются проблемы переосмысления нравственности, морали, в аспекте идентичности личности, ее характера, воспитания нравственной культуры (V. Yalcin [2], T.-T. Goh, X. Dai, I.Q. Liu, B. Wen [3], М. Stichter [4], D. Gao [5], L.J. Splitter [6], J. Cheng, W. Wang, X. Wang [7]);
- проводится соотнесение современных технологий и средств коммуникации с различными аспектами морально-нравственного развития ребенка (T.-T. Goh, X. Dai, I.Q. Liu, B. Wen [3], А. Kotsonis [8]);
- выявляются особенности специфики общения со сверстниками и педагогами в аспекте нравственного воспитания (R. Ilten-Gee, L.J. Hilliard [9], A. Bustamante, C. Maldonado-Carreno, O.L. Gonzalez, M.A. Navia, E.C. Restrepo, D.F. Torres [10]);
- все больше подчеркивается актуальность вопросов нравственного воспитания для общества, его развития, сохранения и укрепления культуры (М.Х. Абдурахманов [11], Л.И. Изтелеуова, А.И. Изтлеуова, Н.В. Власова [12], М.В. Колодезникова [13], Л.Б. Четырова, А.П. Слащинина [14], А.Ш. Камола [15], Л.А. Мухамеджанова [16], С.И. Ивентьев, М. Рахимшикова [17], Е.В. Матюхина [18], И.В. Тюрина [19]);
- акцентируется внимание на необходимости создания соответствующей образовательно-воспитательной области в системе дошкольного образования в России (В.М. Меньшиков, Н.Н. Гатилов, О.С. Ильина [20]);
- разрабатываются вопросы духовно-нравственного развития детей в родной этнической среде, православной среде, а также посредством различных культуросообразных средств (сказки, народные игры, обычаи, традиции, базовые национальные ценности) (М.Х. Акрамова [21], О.Л. Каменева [22], Т.В. Комогорцева [23], Г.А. Курбонова [24], Е.А. Козенцева, А.Г. Утнасулова, Е.В. Мучкаева, А.В. Шевченко [25], Н.В. Ломоносова [26], Т.Г. Ханова, Н.В. Вялова [27]). Также разработка данных вопросов обнаруживается в ряде зарубежных источников (D. Katsikis [28], C. Radulescu [29], Y.-H. Shih [30]);
- исследуются семейные факторы воспитания нравственной культуры (О.Л. Каменева [22], А.А. Шалина [31]);
- особенности и условия нравственно-эстетического воспитания (В.С. Головачев [32], И.В. Цвык [33]);
- вопросы экологического воспитания как части нравственной культуры личности (Г.Ж. Байышова, Ж.Д. Абдуллаева [34]).
Отметим, что понятия нравственной культуры, нравственной воспитанности, нравственного развития используются авторами как синонимичные.
Целью обзора и анализа различных исследований для нас было выделение критериев (компонентов) оценки нравственной культуры воспитанников. Проведенный контент-анализ ряда исследований, в том числе с учетом операционализации предлагаемых авторами критериев, позволил получить представление об основных составляющих нравственной культуры личности (табл. 1).
Таблица 1. Результаты контент-анализа критериев оценки нравственной культуры личности
Автор(ы) | Критерии оценки нравственной культуры | Операционализация | |||||
Когнитивный / ценностно-смысловой | Эмоциональный / отношенческий | Поведенческий / деятельностный | Оценочный | Мотивационный | Нравственно-волевые качества | ||
Т.В. Комогорцева (2019) [23] | + | - | + | - | + | - | + |
Е.А. Голоюс (2019) [35] | + | + | + | - | - | - | + |
Г.А. Курбонова (2019) [24] | - | - | - | - | - | + | - |
М.Х. Акрамова (2020) [21] | + | + | - | - | - | - | - |
Х.А. Алижанова, М.М. Шафиев (2020) [36] | + | - | + | - | + | + | - |
Н.П. Сазонова, Т.В. Поданева (2020) [37] | + | + | + | - | - | - | - |
Т.Г. Ханова, Н.В. Вялова (2020) [27] | + | + | - | - | - | - | - |
С. Radulescu (2020) [29] | + | + | + | - | - | - | - |
О.Л. Каменева (2021) [22] | + | + | + | - | + | - | + |
Н.В. Ломоносова (2021) [26] | + | + | + | + | - | - | + |
Е.О. Орлова (2021) [38] | + | + | + | - | + | - | - |
F. Sedgwick (2021) [39] | + | + | + | + | + | - | - |
D. Katsikis (2021) [28] | + | - | + | + | + | - | - |
Е.А. Требухина (2022) [40] | + | + | + | - | - | - | - |
Как можно видеть из таблицы 1, проведенный контент-анализ показал, что практически все исследователи выделяют когнитивный (включая ценностно-смысловое содержание), эмоционально-отношенческий и поведенческий критерий. Реже выделяются оценочный и мотивационный компоненты или же перечень нравственных качеств. Можно отметить и тот факт, что операционализация теоретических основ в конкретную схему мониторинга исследователями проводится не часто: оценка результатов воспитания нравственной культуры производится на основании опроса педагогов, родителей либо же путем наблюдения без четких схем фиксации данных. Имеющиеся же варианты операционализации зачастую «привязаны» к узким теоретико-методологическим позициям конкретной исследовательской тематики. Так, например, О.Л. Каменева [22] расширяет представления о критериях оценки нравственной культуры, включая в них также онтологический компонент (критерий) как осознанное принятие ребенком целей и задач христианской жизни, религиозную социализацию и воцерковление, а операционализация критериев проводится с позиции духовной культуры православия и включает соответствующее содержание. Т.В. Комогорцева [23] также включает в оценку результатов воспитания духовно-нравственных основ личности религиозное содержание, связанное с традициями православия. Н.В. Ломоносова [26] производит оценку нравственных представлений детей с точки зрения базовых национальных ценностей и т.д.
Предлагаемые исследователями варианты мониторинга нравственной культуры детей, таким образом, не отражают общее понимание нравственной культуры, акцентируют внимание на отдельных ее сторонах, что, несомненно, значимо для науки и практики. Однако задачи дошкольного образования требуют качественно нового подхода к целостной и всесторонней оценке результатов воспитания нравственной культуры, что подчеркивает необходимость данного исследования и ставит перед нами цель создания, описания и эмпирической апробации модели комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников.
Материалы и методы
Для достижения цели создания, описания и эмпирической апробации модели комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников исследование было организовано в несколько этапов с соответствующими им методами:
- 1 этап: разработка и описание модели комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников. На данном этапе применялись методы анализа научной психолого-педагогической литературы, обобщения, контент-анализа, моделирование.
- 2 этап: разработка процедуры комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников. На данном этапе применялись методы конструирования, планирования, модификации существующих методик.
- 3 этап: эмпирическая апробация процедуры комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников. Данный этап реализован в формате констатирующего эксперимента с участием 80 детей в возрасте 5,5–7 лет, в числе которых 44 девочки и 36 мальчиков. На этапе эмпирической апробации применялись методы беседы, игры, тестирования, наблюдения, экспертной оценки. Данный этап реализован с целью оценки разработанной процедуры мониторинга, и полученные результаты сопоставлялись с экспертными оценками педагогов и воспитателей (16 человек) по выделенным нами критериям.
Результаты исследования
Обобщив ряд приведенных выше исследований последних лет, мы вывели следующие теоретические основания модели комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников:
- нравственная культура дошкольника — интегративная характеристика усвоения ребенком морально-нравственных норм, ценностно-смысловых оснований поведения и деятельности;
- структура нравственной культуры дошкольника включает когнитивно-смысловой (отраженные в сознании представления о нравственных нормах, смыслах, ценностях, идеалах), эмоционально-оценочный (нравственные чувства, эмпатия, умение оценить свое и чужое поведение с точки зрения нравственности) и поведенческий компоненты (проявление нравственной культуры в реальном поведении, наличие выраженной мотивации к нравственному поведению, соблюдению нравственных норм);
- комплексный педагогический мониторинг развития нравственной культуры у дошкольников — осуществляемая с определенной периодичностью процедура оценки уровня развития отдельных компонентов и нравственной культуры дошкольников в целом.
Основываясь на данных положениях нами была разработана следующая модель комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников (табл. 2).
Таблица 2. Модель комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников
Этапы | Изучаемые параметры | Методическое обеспечение | Результаты этапа |
1 этап – оценка когнитивно-смыслового компонента нравственной культуры дошкольника | Осознание и различение детьми основных нравственных категорий, норм, ценностей | Модификация методики «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Беседа по материалам методики | Определение уровня развития когнитивно-смыслового компонента нравственной культуры дошкольника (высокий, средний, низкий) |
2 этап – оценка эмоционально-оценочного компонента нравственной культуры дошкольника | Выявление эмоционального отношения к нравственным нормам, ценностям, идеалам, умение оценить свое и чужое поведение с точки зрения нравственности | Модификация методик «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), «Оцени поведение» (А.Л. Венгер, модификация Т.Д. Марцинковской, М. Митру). Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?» | Определение уровня развития эмоционально-оценочного компонента нравственной культуры дошкольника (высокий, средний, низкий) |
3 этап – оценка поведенческого компонента нравственной культуры дошкольника | Проявление нравственной культуры в реальном поведении, наличие выраженной мотивации к нравственному поведению, соблюдению нравственных норм | Стандартизированное наблюдение проявлений нравственной культуры дошкольников. Методика «Подели игрушки». Модификация методики «Проигрышная лотерея» (М.Т. Бурке-Бельтран). Беседа о мотивах того или иного нравственного выбора | Определение уровня развития поведенческого компонента нравственной культуры дошкольника (высокий, средний, низкий) |
4 этап – оценка общего уровня нравственной культуры дошкольника | Интеграция данных по всем компонентам | Математические методы (выявление средних значений, первичные статистики, выведение интегрального показателя) | Общий уровень нравственной культуры дошкольника (высокий, средний, низкий) |
Приведенная в таблице 2 модель комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников может применяться для регулярной диагностики, а также как инструмент оценки нравственного развития по итогам окончания дошкольного образовательного учреждения. Разработанная в соответствии с данной моделью процедура мониторинга была апробирована нами в рамках пилотажного исследования.
Результаты апробации показали, что разработанная процедура комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников является достаточно трудоемкой, однако обладает рядом достоинств, позволяя всесторонне и целостно оценить нравственное развитие детей. В рамках пилотажного исследования педагогам и воспитателям предлагалось дать экспертную оценку по предложенным нами индикаторам проявления нравственной культуры дошкольника (по компонентам и соответствующим им критериям). Результаты соотносились с полученными нами при реализации процедуры мониторинга (табл. 3).
Таблица 3. Результаты реализации процедуры комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры и их соотнесение с экспертными оценками педагогов и воспитателей
Компоненты | Уровни | Мониторинг (в % от общего числа дошкольников) | Экспертная оценка педагогов и воспитателей (в % от общего числа дошкольников) |
Когнитивно-смысловой | Высокий | 27,5 | 25 |
Средний | 52,5 | 55 | |
Низкий | 20 | 20 | |
Эмоционально-оценочный | Высокий | 17,5 | 18,8 |
Средний | 55 | 53,8 | |
Низкий | 27,5 | 27,5 | |
Поведенческий | Высокий | 60 | 60 |
Средний | 27,5 | 27,5 | |
Низкий | 12,5 | 12,5 | |
Общий уровень нравственной культуры | Высокий | 35 | 33,8 |
Средний | 37,5 | 38,8 | |
Низкий | 27,5 | 27,5 |
Из данных таблицы 3 можно видеть, что результаты, полученные по всем компонентам и общему показателю нравственной культуры дошкольников, соотносятся с наблюдениями педагогов, что указывает на соответствие предложенной процедуры мониторинга изучаемым характеристикам. Полученные данные объемны и позволяют отследить не только общий уровень развития нравственной культуры, но и выявить проблемные точки в отдельных компонентах. Так, например, поведенческий компонент у большинства детей развит на высоком уровне, однако другие компоненты чаще проявляются на среднем и низком, что указывает на недостаточное развитие представлений о нравственных нормах, ценностях, идеалах, умений определить свое и чужое поведение как нравственное или безнравственное у дошкольников. Помимо этого, важным достоинством процедуры можно считать наличие четких критериев оценки по всем параметрам, исключающих субъективность в оценке нравственной культуры ребенка.
Обсуждение и заключения
На основе анализа публикаций последних лет мы пришли к выводу о том, что предлагаемые исследователями варианты мониторинга нравственной культуры детей не отражают общее понимание нравственной культуры, акцентируют внимание на отдельных ее сторонах, что, несомненно, значимо для науки и практики, но при этом не дает возможности получить целостное представление о нравственной культуре дошкольника. В связи с этим перед нами стояла цель создания, описания и эмпирической апробации модели комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников.
В предложенной модели комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников предлагается интегрированная оценка нравственной культуры детей, включающая также дифференциацию и оценку по когнитивно-смысловому (отраженные в сознании представления о нравственных нормах, смыслах, ценностях, идеалах), эмоционально-оценочному (нравственные чувства, эмпатия, умение оценить свое и чужое поведение с точки зрения нравственности) и поведенческому компонентам (проявление нравственной культуры в реальном поведении, наличие выраженной мотивации к нравственному поведению, соблюдению нравственных норм). Разработанная в рамках модели процедура мониторинга с соответствующим методическим обеспечением показала хорошие результаты в эмпирической апробации в рамках пилотажного исследования: полученные данные позволили всесторонне и целостно оценить нравственную культуру дошкольников, а также соотносились с экспертными оценками педагогов и воспитателей.
Достоинствами предложенной модели комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников является четкая определенность критериев оценки, исключающая субъективность в определении нравственного развития ребенка, а также возможность получения объемных данных, позволяющая определить проблемные точки в воспитании нравственной культуры детей. Недостатком разработанной процедуры является ее трудоемкость, большое число применяемых методик. Данный недостаток определяет перспективу нашей работы, состоящую в необходимости дальнейшей разработки более компактной процедуры комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников при сохранении указанных достоинств.
Об авторах
Ольга Алексеевна Безносова
Оренбургский государственный педагогический университет
Email: olya.beznosova.97@mail.ru
ассистент кафедры «Возрастная и педагогическая психология»
Россия, ОренбургАртур Минехатович Аллагулов
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: art_hist@bk.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и социология»
Россия, ОренбургСписок литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 19.06.2022).
- Yalcin V. Moral Development in Early Childhood: Benevolence and Responsibility in the Context of Children’s Perceptions and Reflections // Educational Policy Analysis and Strategic Research. 2021. Vol. 16 (4). Pp. 140–163 [Electronic resource]. URL: https://epasr.inased.org/makale/2683 (дата обращения: 15.06.2022). doi: 10.29329/epasr.2021.383.8
- Goh T.-T., Dai X., Liu I.Q., Wen B. Heightening of moral identity: The role of mobile prosocial messages and presence // Journal of Moral Education. 2022. Vol. 51. № 2. Pp. 139-154. [Electronic resource]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03057240.2020.1793743 (дата обращения: 06.06.2022). doi: 10.1080/03057240.2020.179374
- Stichter M. The true self as essentially morally good: An obstacle to virtue development? // Journal of Moral Education. 2022. Vol. 51(2). Pp. 261-275. [Electronic resource]. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03057240.2021.1887830 (дата обращения: 19.06.2022). doi: 10.1080/03057240.2021.1887830
- Gao D. Rethinking «Basic Issues» in Moral Education // ECNU Review of Education. 2020 [Electronic resource]. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/2096531120950322 (дата обращения: 14.06.2022). doi: 10.1177/2096531120950322
- Splitter L.J. Who Am I? Transforming Our Understanding of Identity and Moral Education // MDPI. Special Issue «Moral Education and Identity». 2020. Vol. 10 (1), 9. [Electronic resource]. URL: https://www.mdpi.com/2227-7102/10/1/9 (дата обращения: 17.06.2022). doi: 10.3390/educsci10010009
- Cheng J., Wang W., Wang X. The Moral Education: Literature Review of Its Development from Past to Present // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 615. Proceedings of the 2021 4th International Conference on Humanities Education and Social Sciences. 2021. Pp. 2256-2261. [Electronic resource]. URL: https://www.atlantis-press.com/article/125967394.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
- Kotsonis A. Social media as inadvertent educators // Journal of Moral Education. 2022. Vol. 51(2). Pp. 155-168. [Electronic resource]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03057240.2020.1838267 (дата обращения: 19.06.2022). doi: 10.1080/03057240.2020.1838267
- Ilten-Gee R., Hilliard L.J. Moral reasoning in peer conversations during game-based learning: An exploratory study // Journal of Moral Education. 2021. Vol. 50(2). Pp. 140-165. [Electronic resource]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03057240.2019.1662775?scroll= top&needAccess=true (дата обращения: 18.06.2022). doi: 10.1080/03057240.2019.1662775
- Bustamante A., Maldonado-Carreno C., Gonzalez O.L., et al. «Who said we play to hit each other?» Early childhood teachers’ responses to children’s transgressions // Journal of Moral Education. 2021. Vol. 50(2). Pp. 233-249. [Electronic resource]. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03057240.2019.1708710 (дата обращения: 14.06.2022). doi: 10.1080/03057240.2019.1708710
- Абдурахманов М.Х. Эффективность процесса нравственного воспитания // Вестник педагогического университета. Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. – 2020. – № 2 (2). – С. 202-204. [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48214265 (дата обращения: 11.06.2022).
- Изтелеуова Л.И., Изтлеуова А.И., Власова Н.В. Актуальность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения // Наука и реальность. – 2020. – № S4.1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-podrastayuschego-pokoleniya (дата обращения: 16.06.2022).
- Колодезникова М.В. Нравственное воспитание в современной культуре // Вестник науки. – 2020. – Т. 1. – № 12 (33). – С. 14–16. [Электронный ресурс]. URL: https://www.вестник-науки.рф/article/3841 (дата обращения: 16.06.2022).
- Четырова Л.Б., Слащинина А.П. Нравственное воспитание в эпоху транзитивного общества // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2021. – Т. 27. – № 2. – С. 66–69. [Электронный ресурс]. URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/8837 (дата обращения: 14.06.2022).
- Камола А.Ш. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Academic research in educational sciences. – 2021. – CSPI conference 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-molodezhi-2 (дата обращения: 06.06.2022).
- Мухамеджанова Л.А. Роль нравственного воспитания в развитии личности // Вестник ЕНУ имени Л.Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение. – 2021. – № 2 (135). – С. 123–133. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nravstvennogo-vospitaniya-v-razvitii-lichnosti (дата обращения: 19.06.2022).
- Мухамеджанова Л.А., Ивентьев С.И., Рахимшикова М. Значение нравственного воспитания в современное время // Academic research in educational sciences. – 2022. – № NUU Conference 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-nravstvennogo-vospitaniya-v-sovremennoe-vremya (дата обращения: 14.06.2022).
- Матюхина Е.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Инновационная наука. – 2020. – № 5. – C. 154–156. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-2 (дата обращения: 11.06.2022).
- Тюрина И.В. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание // Автономия личности. – 2020. – № 2 (22). – C. 80–84. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe-vospitanie (дата обращения: 11.06.2022).
- Меньшиков В.М., Гатилов Н.Н., Ильина О.С. О необходимости создания образовательной области «духовно-нравственное развитие» в системе дошкольного образования в России // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2020. – № 1 (53). – C. 171–177. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti-sozdaniya-obrazovatelnoy-oblasti-duhovno-nravstvennoe-razvitie-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 02.06.2022).
- Акрамова М.Х. Педагогические условия формирования морально-этических представлений старших дошкольников на основе народных обычаев и традиций таджикского народа: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Душанбе: Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни, 2020. – 23 с.
- Каменева О.Л. Формирование нравственной культуры ребенка в православной семье: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2021. – 28 с.
- Комогорцева Т.В. Духовно-нравственное воспитание школьников в православно-ориентированной образовательной среде муниципальной школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Великий Новгород: ФГБОУ ВО Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2019. – 24 с.
- Курбонова Г.А. Влияние национальных подвижных игр на формирование нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Душанбе: Таджикский национальный университет, 2019. – 22 с.
- Козенцева Е.А., Утнасулова А.Г., Мучкаева Е.В., Шевченко А.В. Русские народные сказки как способ нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 6. – С. 62-64. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-narodnye-skazki-kak-sposob-nravstvennogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.05.2022).
- Ломоносова Н.В. Формирование у старших дошкольников нравственных представлений о мире средствами базовых национальных ценностей : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2021. – 28 с.
- Ханова Т.Г., Вялова Н.В. Воспитание нравственных ценностей детей дошкольного возраста в игре // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-2. – C. 362–365. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44379997 (дата обращения: 19.05.2022).
- Katsikis D. Towards Rational Education: A Social Framework of Moral Values and Practices. – Milton Park: Routledge, 2021. – 235 p.
- Radulescu C. Moral early education – The pedagogy of classic stories // Education Journal. Special Issue: Education and Moral Values: Authenticity, Countercultures and Standardization or Ethics – A New Chernobyl? – 2020. – Vol. 9. – Is. 5. – Pp. 132-136 [Electronic resource]. URL: http://educationjournal.net/article/196/10.11648.j.edu.20200905.12 (дата обращения: 09.06.2022).
- Shih Y.-H. Moral education in Taiwanese preschools: Importance, concepts, and methods // Policy Futures in Education. – 2021 [Electronic resource]. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/14782103211040512 (дата обращения: 15.05.2022).
- Шалина А.А. Субъектно ориентированное общение родителей и нравственный выбор дошкольника // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-4. – C. 387–390. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektno-orientirovannoe-obschenie-roditeley-i-nravstvennyy-vybor-doshkolnika (дата обращения: 22.05.2022).
- Головачев В.С. Межведомственная интеграция в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – № 3 (31). – C. 29–38. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhvedomstvennaya-integratsiya-v-nravstvenno-esteticheskom-vospitanii-doshkolnikov (дата обращения: 10.06.2022).
- Цвык И.В. Воспитание личности: нравственный и эстетический аспекты // Вестник БГУ. – 2021. – № 3. – C. 18–26. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-lichnosti-nravstvennyy-i-esteticheskiy-aspekty (дата обращения: 19.05.2022). doi: 10.18101/1994-0866-2021-3-18-26
- Байышова Г.Ж., Абдуллаева Ж.Д. Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания // Бюллетень науки и практики. – 2022. – Т. 8. – № 2. – С. 295–301. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48033780 (дата обращения: 19.06.2022). doi: 10.33619/2414-2948/75/40
- Голоюс Е.А. Психолого-педагогические факторы формирования нравственных установок дошкольников : автореф. дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07. – Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2019. – 24 с.
- Алижанова Х.А., Шафиев М.М. Теоретические подходы организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // МНКО. – 2020. – № 3 (82). – С. 150-152.
- Сазонова Н.П., Поданева Т.В. Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста // МНКО. – 2020. – № 4 (83). – С. 87-89.
- Орлова Е.О. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с использованием инновационных технологий и исследовательских проектов // Управление образованием: теория и практика. – 2021. – № 1 (41). – C. 319–328. [Электронный ресурс]. URL: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/31 (дата обращения: 20.05.2022).
- Sedgwick F. Personal, Social and Moral Education. – Milton Park: Routledge, 2021. – 168 p.
- Требухина Е.А. Психолого-педагогические факторы формирования устойчивости нравственного выбора дошкольников : автореф. дис. … канд. психол. наук : 5.3.4. – М.: ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет», 2022. – 28 с.
Дополнительные файлы
