Особенности представлений о межэтническом доверии представителей различных этнических групп поликультурного региона

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье приведены результаты проведенного в 2021 году исследования представлений о доверии в межэтнических отношениях представителей различных этнических групп поликультурного региона. Цель исследования заключалась в рассмотрении компонентов доверия этнофоров, выявлении идей о факторах, влияющих на межэтническое доверие. В исследовании использовалась авторская методика для оценки структуры представлений о межэтническом доверии, факторов доверия, а также выявляющая самооценку способности доверять в межэтнических отношениях. Респондентам была предложена модификация методики «Незаконченные предложения» Сакса Леви в авторской модификации, отражающая понимание респондентами межэтнического аспекта доверия и степени доверительных отношений к отдельным этносам. При анализе особенностей представлений о межэтническом доверии была использована методическая разработка оценки структуры представлений о доверии М.М. Борисовой, С.Д. Гуриевой. В исследовании использовался t-критерий Стьюдента, для определения статистической значимости различий средних величин. Выборку составили 418 респондентов, представители этнических групп осетин, русских, чеченцев, кабардинцев, грузин, которые проживают на территории Северо-Кавказского Федерального Округа Российской Федерации (Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика и Кабардино-Балкарская Республика). В исследовании участвовали две возрастные группы: первая — респонденты от 16 до 25 лет; вторая — респонденты старше 25 лет. Результаты нашего исследования показали, что когнитивный компонент в структуре представлений о доверии преобладает по всей выборке испытуемых, независимо от возраста и этнической принадлежности. В качестве факторов, влияющих на межэтническое доверие, респондентами были обозначены: личностные качества этнофоров, особенности поведения, история взаимоотношений народов, социальное окружение, знания о других народах, государство, а также средства массовой информации.

Полный текст

Введение

Доверие является важным условием познания окружающего мира. Феномен доверия представляет интерес для исследователей из различных областей психологической науки, в частности социальной психологии, этнической и кросс-культурной психологии. Межэтнические особенности доверия — вопрос, который особенно актуален в полиэтничных регионах.

Повышение доверия является одним из позитивных аспектов в развитии межэтнических отношений. В виду чего особую актуальность приобретают исследования взаимосвязи уровня доверия в отношениях и этнического разнообразия.

Тесное взаимодействие разных культур, нередко сопровождающееся непониманием и неприятием чуждых ценностей и традиций, может вести к снижению уровня межэтнического доверия, росту этнической нетерпимости. Необходимо учитывать, что применительно к межэтническим взаимоотношениям доверие нужно рассматривать как динамичный, противоречивый и культурно-обусловленный феномен.

В условиях глобализации значимую роль в интеграции личности в поликультурном обществе играет доверие к представителям другой национальности. Доверие в данном аспекте проявляется в межэтнической толерантности.

Обзор литературы

В значительной части современных работ доверие рассматривается в контексте исследований социального капитала личности.

И.В. Антоненко описывает социальное общество как многоуровневую систему доверительных отношений, где доверие — это феномен, лежащий в основе структуры общества. Описывая доверие как социально-психологическое явление, И.В. Антоненко выделяет три его аспекта:

1) ситуация доверия, которая объединяет все внешние обстоятельства возникновения доверия;

2) актуальное доверие, которое проявляется в сочетании средовых и личностных особенностей объекта и субъекта;

3) опыт в течение всей жизни, который представляет собой совокупность когнитивных представлений, эмоционального фона, а также волевых качеств [1].

И.С. Кон рассматривает роль доверия в развитии дружеских взаимоотношений, а также в партнерских отношениях [2].

В.С. Сафонов отмечает такую функцию доверия как углубление отношений [3]. Доверие нормализует отношения, делает их понятными, соответствующими правилам и нормам, имеющими определенную структуру. Во взаимоотношениях доверие принимает участие в организации и формировании продуктивного взаимодействия, эффективной работы, а также выполняет функцию объединения, управления поведением, предугадывания выбора человека. В новых, зарождающихся отношениях доверие — это необходимая составляющая для их дальнейшего продуктивного развития и достижения большей близости. Люди, которые доверяют друг другу, могут позволить себе обмениваться переживаниями, снизить уровень напряжения в отношениях, делить ответственность, разрешать конфликты.

В целом, доверие и доверительные отношения являются основополагающими во взаимоотношениях людей и упрощающими их тесное взаимодействие.

Т.П. Скрипкина рассматривает феномен доверия с двух позиций личности:

1) личностной — доверие, которое направленно на себя;

2) социальной — это обращение человека в окружающий мир [4].

Б.Ф. Поршнев отмечает, что доверие и недоверие имеют функцию защиты от угрожающей информации и действий, эти феномены участвуют в процессе формирования представлений «мы»/«они» [5].

А.В. Сидоренков и И.И. Сидоренкова отмечают, что когнитивный аспект доверия проявляется в знании человека о наличии необходимых для доверия качеств объекта доверия. На поведенческом уровне осуществляется готовность к самораскрытию и совместной деятельности. Оценка объекта по некоторым качествам и признакам осуществляется на эмоционально-оценочном уровне доверия [7].

Эмоциональный, когнитивный и эмотивный аспекты доверия в своих исследованиях описывает также А.Б. Купрейченко [8].

А.Ю. Алексеева рассматривает понятие доверие как социальную установку [9].

Ф. Фукуяма пишет о доверии как о ключевой характеристике развития общества, которая проявляется на различных уровнях [10].

Л.Г. Почебут и В.А. Чикер выделяют доверие в качестве фактора создания психологически благоприятного климата организации [11].

Важное место феномен доверия имеет в практической психологии, так, в индивидуальной психологической работе личности важна возможность доверить свои мысли и чувства, установить доверительные отношения [12].

Следовательно, мы можем заключить, что проблема доверия является актуальной темой исследования в рамках различных отраслей психологической науки.

Доверие рассматривается как многоплановый феномен повседневной жизни. Оно часто возникает под воздействием предшествующего опыта и оно определяет готовность субъекта к проявлению реального поведения по отношению к объекту [6].

Доверие в межэтническом взаимодействии — актуальная проблема в Северо-Кавказском Федеральном Округе Российской Федерации, на территории которого проживают представители более 40 различных национальностей.

Д. Мацумото отмечает, что изучение культурных особенностей доверия во взаимодействии имеет практическую значимость [13], т.к. результаты этих исследований могут быть использованы при создании программ адаптации в социокультурной среде, а также при урегулировании конфликтных ситуаций с участием представителей различных этнокультур [14].

Под межэтническими взаимоотношениями понимаются разнообразные контакты между этническими группами, которые ведут к изменению как социальных, так и индивидуальных характеристик каждой из взаимодействующих этногрупп и их отдельных представителей [15].

Имеются различные взгляды на определение феноменологических границ межэтнических взаимоотношений, где большинство исследователей акцентирует внимание на том, что в границах данного понятия существуют и проявляются противоположные формы от межгруппового сотрудничества, согласия, гармонии до межгрупповых конфликтов, взаимной вражды и претензий [16].

Т.Г. Стефаненко предлагает включить в понятие «отношение к этногруппам» представления о них — от позитивных образов до предрассудков» [17].

Другие авторы описывают следующие основные аспекты этнических взаимоотношений: воздействие, содействие и противодействие (Крысько В.Г., 2006) [18], где отмечается, что каждый из представленных типов межэтнических отношений образует широкий спектр своего проявления [19].

Таким образом, доверие в отношениях вызывает научный и исследовательский интерес разных авторов. В подходах к изучению данного феномена мы видим широкий спектр понимания сущности доверия. Различные ученые, исследуя теоретические и эмпирические данные о доверии, выделяют и группируют его значение и функции по-разному, но большинство современных исследователей акцентируют внимание на роли, которую играет доверие в регуляции отношений и поведения.

Проведенный обзор научной литературы подтверждает актуальность изучения феномена доверия и представлений о доверии в межэтническом взаимодействии. На наш взгляд, важно изучать представления о доверии представителей различных этнических групп, проживающих на одной территории.

Материалы и методы

Эмпирическое исследование проводилось в 2021 году. Опрашиваемым была предложена модификация методики «Незаконченные предложения» Сакса Леви, которая выявляет осознаваемые и неосознаваемые установки человека. Предложения в авторской модификации отражают понимание респондентами межэтнического аспекта доверия и доверительных отношений к отдельным этносам. При анализе особенностей представлений о межэтническом доверии нами была использована методическая разработка оценки структуры представлений о доверии М.М. Борисовой, С.Д. Гуриевой. В данной методической разработке в структуре представлений о доверии рассматриваются три аспекта: эмотивный аспект (эмоциональные оценки процесса доверительного взаимодействия, общий эмоциональный фон), когнитивный аспект (представления о доверии проявляются в совокупности суждений об объекте и ситуации доверия, опыта доверительного взаимодействия), конативный аспект (проявляется в готовности к самораскрытию и восприятию полученной от партнера информации как истинной) [15]. Респондентам предлагалось продолжить следующие предложения: «Доверие в межэтнических отношениях это…»; «На степень моего доверия к другим этносам повлияло…». Также респондентам было предложено оценить по 10-балльной шкале степень своей способности доверять представителям другой национальности.

Для определения статистической значимости различий средних величин между выборками респондентов нами использовался t-критерий Стьюдента.

Выборку исследования составили 418 респондентов, представители этнических групп осетин (100 респондентов), русских (78 респондентов), чеченцев (100 респондентов), кабардинцев (70 респондентов), грузин (70 респондентов), проживающих на территории Северо-Кавказского Федерального Округа Российской Федерации (в Республике Северная Осетия — Алания, Чеченской Республике и Кабардино-Балкарской Республике).

В процентном соотношении выборка была представлена следующим образом: осетин — 23,8 %, русских — 18,6 %, чеченцев — 23,8 %, кабардинцев — 16,9 %, грузин — 16,9 %.

В исследовании участвовали две возрастные группы (респонденты от 16 до 25 лет и респонденты старше 25 лет). Обоснованием разделения групп по возрасту таким образом послужило то, что первая возрастная группа от 16 до 25 лет — это в нашем исследовании студенческая молодежь, этническое самосознание которой все еще в стадии формирования. Вторая группа — респонденты в возрасте старше 25 лет — это уже достаточно зрелые люди, с относительно сформировавшимся мировоззрением (согласно периодизации по Э. Эриксону личность от 26 лет относится к периоду ранней взрослости).

Результаты исследования

Нами был проведен контент-анализ полученных ответов респондентов на предложенные незаконченные высказывания, в ходе которого были выделены основные элементы, наиболее часто упоминаемые при определении доверия. Далее все категории, указанные респондентами, были сведены к когнитивному, эмотивному либо конативному аспектам в процентных значениях по частоте их упоминания по отношению к общему количеству высказываний.

Когнитивное проявление представлений о доверии составили высказывания о знаниях, сформированных на их основе убеждениях и ожиданиях определенного поведения. К когнитивному компоненту представлений отнесены, например, такие ответы: «… быть уверенным в ком-то; … уверенность в качествах человека».

Эмоциональное проявление доверия составляют чувства и эмоции, которые испытывает субъект до, в процессе и после принятия решения о доверии, по отношению к объекту, условиям ситуации доверия, предмету доверия. К эмоциональному аспекту представлений о доверии были отнесены ответы, касающиеся чувств, ощущений и эмоций, адресованных к объекту доверия, вызванных доверительной ситуацией и характеризующих состояние субъекта в ситуации доверия: чувство спокойствия, ощущение безопасности: «… это вера/верность/уважение и спокойствие».

Третий аспект представлений о доверии — конативный. В нем отражены конкретные действия, которые готов совершить человек в доверительном взаимодействии. Респонденты указывали на значимость возможности предсказать действия объекта доверия и наличие опыта взаимоотношений с объектом доверия: на их основании формируются ожидания относительно будущего поведения объекта. Респонденты описывают позитивные ожидания (желаемое поведение) и негативные ожидания (что не должен делать объект). Также респонденты выделяют возможность поделиться ответственностью в процессе доверительного взаимодействия: поручить дело, рассчитывать на помощь, поддержку.

На рисунках 1 и 2 представлено процентное соотношение упоминаний различных аспектов представлений о доверии респондентов разных этнических групп в двух возрастных категориях.

 

Рис. 1. Компоненты доверия в структуре представлений этнофоров в возрастной группе респондентов до 25 лет (% соотношение)

 

Рис. 2. Компоненты доверия в структуре представлений этнофоров в возрастной группе респондентов старше 25 лет (% соотношение)

 

По результатам контент-анализа преобладающая часть ответов респондентов была отнесена к когнитивному аспекту, в ответах доминируют рациональные суждения об объекте и ситуации доверия.

В возрастной группе респондентов до 25 лет когнитивный компонент доверия доминирует по всей выборке, самые высокие показатели в группе представителей осетинской национальности (65,3 %), далее грузины (63,6 %), кабардинцы (62,5 %), чеченцы (61,9 %), русские (54,5 %).

На втором месте по выраженности эмотивный аспект доверия: кабардинцы — 37,5 %, чеченцы — 30,5 %, осетины — 28,1 %, русские и грузины — по 27,3 %.

По конативному аспекту самые низкие показатели по выборке: русские — 18,2 %, грузины — 9,1 %, чеченцы — 7,6 %, осетины — 6,6 %, кабардинцы — 0 %.

В группе респондентов старше 25 лет были получены следующие данные:

  • когнитивный компонент доверия также доминирует по всей выборке, в группе чеченской национальности он составляет 100 % ответов, со следующими вариантами: «доверие в межэтнических отношениях — это уверенность в добросовестности, честности, основа честных отношений, и т.д.». В других этнических группах когнитивный компонент доверия представлен следующим образом: кабардинцы (66,3 %), русские (54,5 %), грузины (50,0 %), осетины (47,7 %);
  • эмотивный аспект представлений о доверии в межэтнических отношениях: грузины — 50,0 %, осетины — 34,1 %, русские — 27,3 %, кабардинцы — 16,7 %, чеченцы — 0 %;
  • конативный аспект представлений о доверии в межэтнических отношениях: осетины — 18,2 %, русские — 18,2 %, кабардинцы — 16,7 %, чеченцы и грузины — 0 %.

Как мы видим, по всей выборке в целом, и по возрастным подгруппам в частности, представления о том, что такое доверие в межэтнических отношениях являются в большей степени когнитивным аспектом установки.

Далее респондентам было предложено оценить по 10-балльной шкале степень своей способности доверять представителям другой национальности. Результаты самооценки этнофоров способности доверять представлены на рис. 3.

 

Рис. 3. Средние значения оценки способности доверять представителям другой национальности

 

При сравнительном анализе средних значений, выявлено, что показатель оценки способности доверять у кабардинцев и русских значимо более выражен по сравнению с чеченцами и осетинами (различия по критерию Стьюдента значимы на уровне 0,05).

По результатам исследования, в подгруппе респондентов в возрасте до 25 лет свою способность доверять оценили на 10 баллов (максимальное доверие представителям других этнических групп): 36,4 % — русских, 25,0 % — представителей кабардинской национальности, 18,2 % — представителей грузинской национальности, 18,1 % — чеченской национальности, 17,4 % — осетин.

В возрастной подгруппе старше 25 лет свою способность доверять на 10 баллов оценили: грузины — 47,4 %, чеченцы — 30,3 %, осетины — 22,7 %, кабардинцы — 16,7 %, русские — 9,7 %.

При сравнении респондентов разного возраста внутри одной этнической группы, значимых различий не выявлено (рис. 4)

 

Рис. 4. Средние значения оценки способности доверять представителям другой национальности респондентов разного возраста

 

Далее респондентам было предложено продолжить фразу: «На степень моего доверия к другим этносам повлияло…». Полученные ответы были также сгруппированы в процентном соотношении и представлены в таблицах 1, 2. (При ответе на данный вопрос было возможно называть несколько вариантов, поэтому суммарно показатель свыше 100 ٪).

 

Таблица 1. Варианты ответов на вопрос: «На степень моего доверия к другим этносам повлияло…» в возрастной подгруппе до 25 лет (в %, от общего количества полученных ответов)

Варианты ответов

% от общего числа ответов в группе респондентов до 25 лет

осетины

русские

чеченцы

кабардинцы

грузины

1

Личностные качества людей, а не их национальность

26,9

13,6

24,8

25,0

18,2

2

Отношение конкретных людей ко мне / Личный опыт отношений

26,4

22,7

41,9

40,6

18,2

3

Затрудняюсь ответить / Не знаю

12,6

13,6

12,4

6,3

4

Их отношение к моему народу

11,9

5,7

9,1

5

Поведение / Воспитание этих людей

6,6

4,6

28,6

3,1

27,3

6

История народов

6,6

9,1

2,9

7

Мое межнациональное окружение / Представители этих национальностей / Друзья других национальностей

6,6

27,3

3,8

15,6

18,2

8

Мое знание о менталитете этноса / Представления о другом народе

7,8

13,6

2,9

9,4

18,2

9

Жизненные обстоятельства / Разные ситуации

4,2

5,7

9,4

10

Государство

1,9

11

СМИ

2,9

12

Отсутствие представлений о национальных различиях

1,9

9,1

13

Религия

3,8

14

Любовь

1,0

Наибольшее количество ответов по всем этногруппам в возрастной подгруппе до 25 лет свидетельствует о том, что для респондентов имеет значение то, какой сам человек, его личностные качества, личный опыт общения и отношение конкретных людей.

 

Таблица 2. Варианты ответов на вопрос: «На степень моего доверия к другим этносам повлияло…» в возрастной подгруппе до 25 лет (в %, от общего количества полученных ответов)

Варианты ответов

% от общего числа ответов в группе респондентов старше 25 лет

осетины

русские

чеченцы

кабардинцы

грузины

1

Личностные качества людей

16,0

9,1

33,3

33,3

2

Отношение конкретных людей ко мне / Личный опыт отношений

59,1

36,4

36,4

33,3

40,9

3

Затрудняюсь ответить / Не знаю

2,3

9,1

33,3

16,7

4

Поведение / Воспитание / Поступки этих людей

6,8

18,2

50,0

59,1

5

История народов / Теракт в Беслане

15,9

6

Мое межнациональное окружение / Представители этих национальностей / Друзья других национальностей

2,3

9,1

33,3

7

Мое знание о менталитете этноса / Представления о другом народе

2,3

9,1

33,3

8

Жизненные обстоятельства / Разные ситуации

4,6

9,1

33,3

9

Общество

2,3

10

Политика

2,3

 

В возрастной подгруппе старше 25 лет представители осетинской, чеченской и русской национальностей в большей степени отмечают значимость отношения людей к себе и личный опыт общения, респонденты кабардинской и грузинской этнических групп считают значимыми поведение, воспитание и поступки людей.

Заключение

В структуре представлений о доверии в межэтнических отношениях преобладает когнитивный компонент, далее по степени выраженности — эмотивный и наименее выражен конативный компонент доверия (во всех исследованных группах респондентов).

В качестве факторов, повлиявших на степень доверия к другим этническим группам, респондентами были названы:

  • личностные качества людей;
  • отношение конкретных людей ко мне, моему народу;
  • личный опыт отношений;
  • поведение людей других национальностей;
  • история взаимоотношений народов;
  • мое межнациональное окружение, друзья других национальностей;
  • мое знание о менталитете других народов;
  • жизненные обстоятельства, разные ситуации;
  • общество;
  • государство;
  • СМИ;
  • религия.

В целом, степень своей способности доверять в межэтнических отношениях этнофоры, независимо от возраста, оценивают в значениях выше среднего.

Полученные результаты позволяют расширить научные знания и могут быть использованы в практической работе с данными этногруппами, в виде образовательных программ для формирования доверительных отношений представителей различных национальностей, а также для дальнейшего изучения рассматриваемого аспекта взаимоотношений.

Проблема доверия в межэтнических отношениях требует дальнейших исследований и разработки прикладных аспектов применения полученных результатов при реализации задач построения социально стабильного общества, а в таком многонациональном регионе, как Северо-Кавказский Федеральный Округ Российской Федерации приобретает особую значимость.

В перспективе важно, на наш взгляд, также исследовать личностные особенности этнофоров, влияющих на степень доверия в отношениях, а также рассмотреть выраженность доверия / недоверия в зависимости от социально-демографических характеристик представителей различных этнических групп и контекста ситуации межэтнического взаимодействия.

×

Об авторах

Алена Валериевна Алборова

Северо-Осетинский государственный педагогический институт (ГБОУ ВО СОГПИ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: alborova-alena2012@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2251-9930
SPIN-код: 2280-9386

аспирант кафедры «Педагогика и психология»

Россия, Владикавказ

Светлана Владимировна Дреева

Северо-Осетинский государственный педагогический институт (ГБОУ ВО СОГПИ)

Email: c.dreeva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7892-8429

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология»

Россия, Владикавказ

Список литературы

  1. Антоненко И.В. Социально-психологическая концепция доверия. – М.: Флинта; Наука, 2006. – 480 с.
  2. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. – М.: Политиздат, 1987. – 350 с.
  3. Сафонов В.С. Особенности доверительного общения: автореф.т дисс. на соискание учен. степени канд. психол. наук. – М., 1977. – 247 с.
  4. Скрипкина Т.П. Психология доверия. – М.: Академия, 2000. – 264 с.
  5. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1966. – 213 c.
  6. Гуриева С.Д. Межэтнические отношения: этнический фактор в межэтнических отношениях // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2008. – № 4. – С. 79–83.
  7. Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Доверие в малых группах // Вопросы психологии. – 2011. – № 1. – С. 94–105.
  8. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. – М.: Институт психологии РАН, 2008. – 564 с.
  9. Алексеева А.Ю. Феномен личностного доверия в ситуации институционального займа: дисс. ... канд. социол. наук. – Новосибирск, 2007. – 127 с.
  10. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 730 с.
  11. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Психология доверия в организациях // Психологический журнал. – 2017. – № 6. – С. 65–76.
  12. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. – 281 с.
  13. Мацумото Д. Человек. Психология. Культура. Удивительные загадки, исследования, открытия. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 672 с.
  14. Аллахвердов М.В. Влияние имплицитной теории доверия на решение когнитивных задач: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01. – СПб., 2013. – 24 с.
  15. Борисова М.М. Социальные представления о доверии: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.05. – СПб., 2018. – 219 с.
  16. Антоненко И.В. Социальная психология доверия // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11–2(39). – С. 99–104.
  17. Бодюль В.Е. Проблема доверия политическому лидеру // Проблема доверия в международных отношениях: теория и практика. – М.: РАГС, 2000. – С. 75–79.
  18. Гуриева С.Д., Борисова М.М. Социальные представления о доверии современной молодежи: кросскультурный анализ [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. – 2016. – № 12(68). – 358 с.
  19. Гуриева С.Д., Борисова М.М. Доверие как социально-психологическое явление // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2014. – № 4. – С. 126–136.
  20. Купрейченко А.Б., Табхарова С.П. Критерии доверия и недоверия личности другим людям // Психологический журнал. – 2007. – № 2. – С. 17–25.
  21. Burt R.S., Knez M. Trust and thirdparty gossip // Kramer R.M. & Tyler T.R. Trust in Organizations. Thousand Oaks: SAGE Publications, 1996. – P. 68–89.
  22. Castaldo S. Meanings of Trust: a Meta-Analysis of Trust Definitions // Paper presented at Second Euram Conference. – Stockholm, 2002. – 7 p.
  23. Hawley K. Trust, Distrust and Commitment // University of St Andrews. – 2014. – Nous 48:1. – P. 1–20.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Компоненты доверия в структуре представлений этнофоров в возрастной группе респондентов до 25 лет (% соотношение)

Скачать (113KB)
3. Рис. 2. Компоненты доверия в структуре представлений этнофоров в возрастной группе респондентов старше 25 лет (% соотношение)

Скачать (102KB)
4. Рис. 3. Средние значения оценки способности доверять представителям другой национальности

Скачать (37KB)
5. Рис. 4. Средние значения оценки способности доверять представителям другой национальности респондентов разного возраста

Скачать (33KB)

© Алборова А.В., Дреева С.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах