Иммерсивное обучение подрастающего поколения с использованием мобильной учебной лаборатории
- Авторы: Аюбов Э.Н.1, Невелева С.В.1
-
Учреждения:
- Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий)
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 129-144
- Раздел: Направления модернизации образования
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/626201
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.3.9
- ID: 626201
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Для противостояния современным угрозам необходимо уметь действовать в условиях возникающих опасностей. Решение данных проблем без должной подготовки населения, и подрастающего поколения в том числе, в области безопасности жизнедеятельности не представляется возможным. Развитие современной системы образования предполагает внедрение в учебный процесс современных технологий, инновационных образовательных проектов, в том числе иммерсивных методов обучения. Иммерсивное обучение является наиболее эффективным и безопасным при формировании устойчивых навыков безопасного поведения в различных чрезвычайных и опасных ситуациях. Целью настоящего исследования является повышение уровня подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности. Для достижения целей исследования авторами проведен анализ основных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности; изучены ранее выполненные научные труды и публикации в данной области исследования; рассмотрены проблемные вопросы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности; определены наиболее эффективные способы подготовки подрастающего поколения на основе использования современных технологий. Для решения выявленных проблем и достижения цели исследования авторы предлагают использовать последние достижения и тенденции в образовательной среде для разработки уникального учебного продукта – мобильной учебной лаборатории «Страна безопасности». В статье обоснованы актуальность и эффективность создания и использования в системе образования мобильной учебной лаборатории, проанализирован опыт применения аналогичных комплексов по тематике безопасности дорожного движения в г. Москве и Московской области. Основной акцент в статье сделан на организации практической подготовки подрастающего поколения на базе мобильной учебной лаборатории с использованием игровых форм обучения, технологий виртуальной реальности и моделирования обстановки при помощи 3Dвизуализации. В качестве выводов предложены планируемые результаты разработки мобильной учебной лаборатории «Страна безопасности» и ее внедрения в деятельность как МЧС России, так и образовательных организаций.
Полный текст
Введение
Основной целью обучения в области безопасности жизнедеятельности (БЖД) подрастающего поколения является формирование норм безопасного поведения и устойчивых навыков безопасной жизнедеятельности.
Очевидным является тот факт, что простой совокупности знаний и умений недостаточно для достижения поставленной цели. Необходимо создавать новую парадигму образования и воспитания в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия опасных ситуаций [1].
Решить эту задачу можно путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности, включающей развитие качеств личности, направленных на бережное отношение к окружающей среде, осознанного, ответственного и уважительного отношения к собственной безопасности и безопасности других людей [2]. Педагогической практикой установлено, что наиболее эффективной с этой точки зрения является образовательная деятельность в период активного развития личности – период становления характера, формирования взглядов, убеждений и ценностей. Поэтому роль и ответственность системы образования в области БЖД и защиты от чрезвычайных ситуаций значительна и первостепенна. Образовательная деятельность целенаправленно, адресно и комплексно воздействует на обучаемого [3].
Существующая система подготовки подрастающего поколения основана главным образом на традиционных способах обучения, которые предусматривают прямое или опосредованное педагогическое воздействие на обучаемых с использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий. При этом наблюдается низкая практическая направленность подготовки: теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Обучающиеся в большинстве своем не умеют и не могут использовать полученные знания на практике. Многие образовательные организации даже при хорошей общетеоретической подготовке не дают должных навыков и умений в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Однако именно практическая направленность подготовки наиболее актуальна в вопросах обеспечения безопасности населения от вызовов современности, в том числе от угроз военного характера [4].
При организации процесса обучения для максимально эффективного запоминания учебного материала необходимо подкреплять полученные знания практическими занятиями (рис. 1) [1].
Рис. 1. Зависимость уровня усвоения знаний от форм проведения занятий
Ключевым направлением повышения качества образования является широкое использование в учебном процессе современных технологий и технических средств обучения [5]. Это в значительной степени расширяет возможности как образовательных организаций, так и самих обучаемых в процессе усвоения ими учебного материала.
Использование современных инновационных образовательных технологий повышает эффективность учебного процесса, стимулирует интеллектуальное творчество и способствует формированию и закреплению необходимых знаний, умений и навыков обучающихся [6].
Современные дошкольники и школьники открыты новым знаниям, которые они в дальнейшем смогут использовать на практике, и стремятся к их получению различными средствами (рис. 2).
Рис. 2. Средства приобретения знаний, умений и навыков подрастающим поколением
Поэтому важно разрабатывать новые эффективные формы и методы обучения, развивать инновационные образовательные проекты, искать увлекательные способы и технологии для их внедрения в процесс подготовки подрастающего поколения, что, в свою очередь, будет способствовать формированию устойчивых навыков в области безопасности жизнедеятельности [7].
Целью настоящей статьи является разработка и обоснование концептуальных основ создания мобильной учебной лаборатории МЧС России «Страна безопасности», главная задача которой – повышение качества образования подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности.
Обзор литературы
При подготовке настоящего исследования был проведен анализ нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности, и подробно рассмотрены ее требования. Так, например, были проанализированы:
– Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ;
– Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения в области гражданской обороны»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– Организационно-методические рекомендации по подготовке всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации в 2021–2025 годах (утв. МЧС России 30.12.2020 № 2-4-71-36-11);
– Ведомственные нормативные правовые акты МЧС России, Минпросвещения России и ряд других нормативных правовых актов.
Ключевые положения проанализированных документов подтверждают необходимость внедрения инновационных образовательных технологий, средств и методов в практику современного преподавания в области БЖД в целях изменения характера получения, усвоения и применения знаний.
Также в теоретической основе своего исследования авторы использовали работы отечественных и зарубежных ученых: Н. Краудера, Б. Скиннера, С. Пресси, Н.Ф. Талызиной, П.Я. Гальперина, И.И. Тихоновой, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Ривина, В.В. Архиповой, В.К. Дьяченко, А.С. Соколова и др. [8; 9].
Изучая понятия и характеристики средств обучения, авторы опирались на работы С.А. Смирнова, Г.М. Коджаспировой, П.И. Пидкасистого, Т.Е. Соколовой, А.В. Молоковой и ряда других авторов [10; 11].
Анализ ранее проведенных исследований и научно-методических источников позволяет сделать вывод, что качество и эффективность образования зависят от использования и сочетания в учебном процессе наиболее эффективных форм и методов обучения [12].
Так, исследования Р. Карникау и Ф. Макэлроу [13], создавших модель «Пирамиды обучения» (рис. 3), подтверждают, что человек лучше запоминает информацию, которая многократно повторяется или воздействует сразу на несколько органов чувств [14].
Рис. 3. Модель «Пирамида обучения» по Р. Карникау и Ф. Макэлроу
При организации учебного процесса для максимально эффективного запоминания учебного материала необходимо подкреплять полученные знания практикой. Только практико-ориентированное обучение, на основе использования иммерсивных технологий в том числе, в области безопасности жизнедеятельности позволит обеспечить должный уровень знаний, умений и навыков подрастающего поколения, необходимых для выполнения правильных действий, недопущения паники и организации само- и взаимопомощи при воздействии негативных факторов чрезвычайных и опасных ситуаций. Отметим, что в современной отечественной и мировой педагогике под иммерсивной технологией обучения понимается совокупность дидактических методик и приемов погружения в образовательную среду с элементами релаксации, внушения и игры [15].
Если говорить о процессе накопления и сохранения знаний, умений и навыков, то, как известно, он подчиняется закону Пирсона [16] (рис. 4) [1].
Рис. 4. Процесс накопления и сохранения знаний, умений и навыков
В результате подготовки обучаемые получают объем знаний, который соответствует уровню Уоб. На временном отрезке от 0 до tn в ходе обучения происходит процесс накопления знаний.
Успешность выполнения задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности зависит не только от максимально достигнутого уровня подготовки, но и от процесса сохранения знаний.
Несмотря на то, что процесс сохранения и убывания знаний в определенной степени носит индивидуальный характер, есть усредненные показатели этого процесса, которые зависят от уровня полученных знаний, подкрепленных практической подготовкой.
В общем виде изменение уровня знаний, умений и навыков (Уоб) в зависимости от времени (Т) и наличия практической подготовки можно представить в виде рис. 5 [1].
Рис. 5. Процесс изменения уровня знаний, умений и навыков в зависимости от времени и наличия практической подготовки
Однако уровень знаний зависит не только от использования практико-ориентированного обучения и применения эффективных форм и методов подготовки, но и от степени вовлеченности обучающегося в учебный процесс.
Использование современных технологий, инновационных образовательных проектов, иммерсивных методов обучения позволяет наиболее эффективно решить эту задачу. Они будут способствовать интеллектуальному развитию, формированию и закреплению необходимых знаний, умений и навыков безопасного поведения в различных чрезвычайных и опасных ситуациях.
Одним из таких проектов проведения занятий с учащимися является внедрение в образовательный процесс передвижных учебных классов, которые создаются на базе различных транспортных средств и оснащаются современным оборудованием, интерактивными элементами и симуляторами, что является привлекательным для учащихся и способствует формированию у них устойчивого интереса к изучаемой теме.
Сегодня в Москве и Московской области существует ряд образовательных проектов, разработанных на основе использования иммерсивных технологий и мобильных средств обучения и направленных на подготовку дошкольников и школьников по вопросам безопасного поведения на дорогах. Наглядными примерами этому являются: мобильная лаборатория проекта Junior Campus от компании BMW Group Россия [17]; общероссийский проект «Лаборатория безопасности» [18]; автобус-тренажер «Школа дорожной безопасности» [19]; мобильный комплекс «Автоград Мобиле» [20] (рис. 6).
Рис. 6. Мобильные учебные лаборатории по тематике безопасности дорожного движения
Данные лаборатории оснащены различными наглядными материалами, мультимедийным оборудованием, пособиями на дорожно-автомобильную тематику, планшетами с современными программами обучения.
Благодаря использованию в данных проектах совокупности средств обучения учащиеся знакомятся с темой безопасности дорожного движения, получают базовые знания об автомобилях, их работе, об экологии. Инструкторы, внедряя в образовательный процесс интерактивные методы обучения, знакомят ребят с дорожными знаками и объясняют, как безопасно передвигаться на велосипедах, самокатах и скейтбордах в городе, учат быть ответственными пешеходами. На занятиях в игровой форме моделируются реальные дорожные ситуации, в которых дети учатся оценивать опасность и правильно на нее реагировать.
Существующие проекты показали свою значимость, востребованность и эффективность. По статистике [21] в каждом третьем ДТП участвуют дети-пешеходы, в каждом одиннадцатом – юные велосипедисты и в каждом двадцатом – несовершеннолетние водители мототранспорта. Данная статистика подтверждает актуальность обучения детей основам безопасности на дорогах. При этом анализ деятельности существующих мобильных учебных лабораторий показывает, что используемый формат обучения интересен и привлекателен для детей. Так, например, с 2017 по 2021 гг. обучение с помощью проекта «Лаборатория безопасности» прошли около миллиона детей (и почти 80 тысяч взрослых) [21]; благодаря мобильной лаборатории проекта Junior Campus только за период с 03.2017 по 03.2018 гг. было проведено более 750 выездных занятий, в которых приняли участие более 17 тысяч человек [22]; занятия в автобусе-тренажере «Школа дорожной безопасности» в различных российских регионах проходят с 2010 г., и за это время обучение в нем прошли десятки тысяч детей более чем 40 регионов страны [19]. Данные занятия в значительной степени влияют на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, о чем свидетельствуют статистические данные, представленные Министерством внутренних дел Российской Федерации [23].
Приведенная статистика подтверждает, что занятия в таком формате интересны и привлекательны для детей. Однако они затрагивают лишь небольшую часть образовательного процесса подготовки подрастающего поколения в области безопасности. Поэтому в рамках выполнения НИР «Научно-методическое обоснование создания современного многофункционального центра подготовки профессионального контингента и населения в области безопасности жизнедеятельности» (НИР «Планета безопасности») было предложено создать мобильную учебную лабораторию «Страна безопасности», которая расширит круг изучаемых и отрабатываемых тем в области безопасности жизнедеятельности, поможет заполнить пробелы в обучении и закрепить полученные знания [24].
Материалы и методы
Среди использованных авторами методов исследования можно выделить: теоретико-методологический анализ междисциплинарной литературы в рассматриваемой области, сравнительно-сопоставительный метод, изучение и обобщение передового педагогического опыта, систематизацию полученных сведений, а также метод моделирования.
Анализ литературы помог определить направление деятельности авторов и сформировать идею проекта мобильной учебной лаборатории МЧС России «Страна безопасности», которая помогла бы в решении ряда проблем, выявленных авторами. Обобщение сведений, полученных во время анализа, позволило сформулировать концептуальные основы создания данной лаборатории.
Результаты исследования
Мобильная учебная лаборатория «Страна безопасности», по мнению авторов, должна представлять собой передвижной учебный класс, предназначенный для популяризации деятельности МЧС России, информирования и подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе использования современных игровых и образовательных технологий (рис. 7) [24].
Рис. 7. Варианты размещения мобильной учебной лаборатории
Грамотное планирование учебного процесса и оснащение мобильной учебной лаборатории позволят даже на небольшой площади автотрейлера создать интересное, занимательное, полезное детям и наглядное образовательное пространство, оборудованное различными интерактивными элементами, где можно сочетать различные форматы подачи и восприятия информации, максимально воздействуя на все органы чувств человека.
В качестве оснащения авторами предлагается использовать современные обучающие программы, учебно-тренажерные комплексы, интерактивные панели, тренажеры и симуляторы на основе современных информационно-коммуникационных технологий (виртуальная и дополненная реальность, компьютерное зрение) [25; 26], а также другие интересные цифровые решения (рис. 8).
Рис. 8. Варианты оснащения мобильной учебной лаборатории «Страна безопасности»
Данные средства обучения позволят увлечь обучающихся и донести до них необходимую информацию, направленную на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
В современной педагогике широко используется множество интерактивных методов [27], иммерсивных в том числе, которые можно реализовать в доступном и увлекательном формате по вопросам поведения в различных чрезвычайных и опасных ситуациях на базе мобильной учебной лаборатории. При этом для разных возрастных категорий детей и подростков предлагается разработать отдельные программы обучения, учитывающие особенности целевых аудиторий. Все это будет способствовать высокой мотивации, прочности знаний, творчеству и фантазии, коммуникабельности, активной жизненной позиции, росту командного духа при неоспоримой ценности индивидуальности каждого обучаемого, свободе самовыражения, акценте на деятельности.
Опытные педагоги и интересно прописанные сценарии позволят проводить с помощью мобильной учебной лаборатории «Страна безопасности» не только выездные образовательные программы и экскурсии, игры-путешествия, но также и различные мастер-классы, квесты, праздничные программы.
Также мобильная учебная лаборатория позволит:
– разрабатывать новые методы и формы проведения занятий с учетом развития современных технологий;
– апробировать разработанные информационные и методические материалы, учебные пособия и мультимедийные разработки (продукты);
– оценивать степень восприятия разработанных учебно-методических продуктов обучающимися.
К бесспорным преимуществам мобильной учебной лаборатории можно отнести:
– возможность размещения на базе практически любого транспортного (технического) средства;
– возможность оснащения современной техникой, что позволит использовать различные учебно-методические материалы, интерактивные обучающие программы, разнообразные мультимедиа-продукты;
– возможность использования в районах с нарушенными условиями проживания и в отдаленных районах, в которых строительство стационарных учебных объектов экономически нецелесообразно, а также при отсутствии учебно-материальной базы.
В учебное время мобильная лаборатория с целью проведения занятий может приезжать по предварительным заявкам на территорию образовательных организаций. Это удобно для максимального охвата обучающихся. В период же школьных каникул и летнее время мобильная лаборатория может работать в детских оздоровительных лагерях и на различных культурно-массовых мероприятиях.
Обсуждение и заключение
Итак, в результате проведенной авторами работы можно сделать следующие выводы:
- Информатизация образовательного пространства и внедрение современных технологий в учебный процесс повышают качество и эффективность образования на всех уровнях.
- Практическая направленность обучения в области безопасности жизнедеятельности – залог качественного и эффективного образования подрастающего поколения в рассматриваемой области.
- Недостаточный уровень финансового обеспечения образовательных организаций негативно влияет на организацию и проведение процесса образования в области БЖД, отражаясь на оснащении образовательных организаций современными средствами обучения, материальном и инженерно-техническом содержании и обслуживании образовательных организаций, а также на уровне зарплат педагогических работников (в результате чего наблюдаются кадровые проблемы),
Поэтому создание мобильной учебной лаборатории «Страна безопасности» крайне актуально: она будет востребована для решения стратегически важной задачи по формированию высокого уровня культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения. Стильный, яркий, запоминающийся дизайн и продуманная практико-ориентированная методология обучения лаборатории будут способствовать развитию познавательных интересов среди подрастающего поколения, их интеллектуальных и творческих возможностей, самостоятельности в приобретении новых знаний и навыков, становлению мировоззрения безопасности. Это обусловит снижение возможных негативных последствий различных опасностей и чрезвычайных ситуаций, а также будет содействовать формированию устойчивого интереса к деятельности МЧС России и профессии спасателя в частности.
Результаты исследования авторов представлены в Проекте методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальным органам МЧС России по созданию и организации деятельности многофункциональных образовательных центров подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности «Планета безопасности» с учетом особенностей региона. Проект был разработан в рамках НИР «Планета безопасности» [24], одобрен и принят заказчиком для дальнейшей работы по данному направлению.
Об авторах
Эдуард Нажмудинович Аюбов
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий)
Email: ayb1966@mail.ru
кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра
Россия, 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7Светлана Владимировна Невелева
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий)
Автор, ответственный за переписку.
Email: dursa@yandex.ru
научный сотрудник научно-исследовательского отдела
Россия, 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7Список литературы
- Основные аспекты развития системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: монография / Под общ. ред. И.Ю. Олтян / МЧС России. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2023. – 216 с. ISBN 978-5-93970-304-8.
- Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Анализ и обеспечение защищенности от чрезвычайных ситуаций / В.А. Акимов, А.А. Антюхов, Е.В. Арефьева [и др.]. – М.: МГОФ «Знание», 2021. – 500 с. ISBN 978-5-87633-199-1. EDN FXIJPZ.
- Виноградов О.В., Шурыгина К.М., Мартынова А.А. Современные методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций // Технологии гражданской безопасности. – 2023. – Т. 20. – № 2 (76). – C. 95–99.
- Новиков О.Н., Тараканов А.Ю., Васильев И.В. Анализ практических форм подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций органов управления, сил и населения с целью совершенствования защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях // Технологии гражданской безопасности. – 2018. – № 3. – С. 84–90.
- Арустамян Е.А., Дроздова Д.В. Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе // Евразийский союз ученых. – 2018. – № 7–4 (52). – С. 7–8.
- Воронин А.В. Инновации в системе дополнительного образования // Инновационная наука: международный научный журнал. – 2021. – № 4. – С. 154–156. EDN DUPJOH.
- Аюбов Э.Н., Головач Д.Ю., Холодкова Т.Е. Основы безопасности жизнедеятельности: проблемы нужно решать в школе // Психолого-педагогические проблемы становления личности сотрудника МЧС России и преподавателя ОБЖ: Сборник трудов секции № 17 ХХIХ Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 4–8. EDN ZXZWSD.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
- Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
- Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 430 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
- Аюбов Э.Н. Совершенствование подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности с учетом опыта создания образовательных центров // Технологии гражданской безопасности. – 2023. – Спецвыпуск. – С. 69–73.
- Karnikau R., McElroy F. Communication for the safety professional. National Safety Council. 1975. 518 р. ISBN 0879120894, 9780879120894.
- Алымов А.В., Дуганов В.А., Новиков О.Н. и др. Информирование населения в чрезвычайных ситуациях: основные аспекты, проблемы и особенности: моногр. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2023. – 108 с. ISBN 978-5-93970-272-0. EDN URUWWV.
- Соснило А.И., Резванов Н.Н. Применение иммерсивных технологий в образовательном процессе // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2021. – № 4. – С. 83–91.
- Карпова Н.А. Ортогональные полиномы и кривые распределения вероятностей. – СПб.: СПб. университет, 2003 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.km.ru/referats/519908EDFECE45A6BF86EBE4004FC560 (дата обращения: 22.01.2024).
- Мобильная лаборатория // Сайт BMW Group Россия [Электронный ресурс]. – URL: https://juniorcampus.bmw.ru/StaticData/AboutMobile (дата обращения: 22.12.2023).
- Лаборатория безопасности // Сайт Московского центра «Патриот. Спорт» [Электронный ресурс]. – URL: https://patriotsport.moscow/laboratorija-bezopasnosti/ (дата обращения: 22.01.2024).
- Специализированный автобус-тренажер продолжает обучать российских школьников основам безопасного поведения на дорогах // Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_po_obespecheniju_bezo/Publikacii_i_vistuplenija/item/10875559 (дата обращения: 22.01.2024).
- В Московской области состоялась презентация многокомпонентного мобильного учебного комплекса // Сайт Главного управления МВД России по Московской области [Электронный ресурс]. – URL: https://50.мвд.рф/news/item/9658258/ (дата обращения: 22.01.2024).
- Центры профилактики детского дорожно-транспортного травматизма открыты по всей России // Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://мвд.рф/news/item/27345384 (дата обращения: 08.05.2024).
- Junior Campus. Реализация проекта. Опыт и перспективы развития // Сайт Groteck Business Media [Электронный ресурс]. – URL: https://new.groteck.ru/images/catalog/73291/a823d2e4db71084503b3f5e0509a8f38.pdf (дата обращения: 22.01.2024).
- Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения // Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 08.05.2024).
- Отчет о НИР «Научно-методическое обоснование создания современного многофункционального центра подготовки профессионального контингента и населения в области безопасности жизнедеятельности» (НИР «Планета безопасности»). – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2023.
- Кирьянов А.Е. и др. Технологии дополненной реальности в сфере образования // Инновации. – 2020. – № 5. – С. 81–88. doi: 10.26310/2071-3010.2020.259.5.011. EDN SBPTSB.
- Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе / И.И. Полевода, А.Г. Иваницкий, А.С. Миканович [и др.] // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. – 2022. – Т. 6. – № 1. – С. 119–142. doi: 10.33408/2519-237X.2022.6-1.119. EDN FVSVOO.
- Хайновский С.Е. Интерактивные методы обучения и их актуальность на сегодняшний день // Педагогический журнал. – 2022. – Т. 12. – № 4А. – С. 296–304. doi: 10.34670/AR.2022.36.62.037.
Дополнительные файлы
