Competition of research and creative works as a form of self-realization of students


Cite item

Abstract

At the present stage of development of science, there is a need to develop theoretical and methodological grounds for intensifying the competition of research and creative works as a form of self-realization of students, defining ways of multipurpose involvement of students in research activities taking into account social realities that actualize the disclosure of ways to optimize and creative possibilities of a student in the professional and cognitive development and transformation of the surrounding world (with the updated azovatelnyh guidelines (research component in training, education entities active involvement in research activity).The article from the perspective of modern pedagogical science actualizes the possibility of competition as a form of self-realization of research activities of students of educational institutions of higher education (undergraduate level) in a modern university; analyzed the concept of "competition", which is investigated in modern edu cational theory; analyzes the direction and effectiveness of the competition organized in the space of the university;modern approaches to the content and organization of research activities of students of a pedagogical university in the context of the humanistic potential of the creative heritage of the teacher-researcher V.A. Sukhomlinsky. The positions of the creative heritage of the pedagogical thought of V.A. Sukhomlinsky in relation to the modern reading of their students.The practical significance of the research problem is confirmed by the fact that the developed conclusions can be used by scientific and pedagogical workers of the multilevel education system in determining areas and mechanisms that optimize the process of scientific and educational activities of bachelors in accordance with the requirements of the GEF for the purposeful mastery of the competence of scientific research in the context of optimal implementation of scientific strategies for learning, mastering the basic competences of scientific research are treacherous activities.

Full Text

Введение Социокультурные тенденции общественного развития, глобализация, ин- форматизация, появление нанотехнологий и становление новых секторов эконо- мики обусловливают изменение парадигмы образования (от образования на всю жизнь - к образованию в течение всей жизни) и повышение значимости само- стоятельной активной научно-исследовательской деятельности каждого студен- та в вузе. Востребован выпускник вуза, способный осуществлять поиск, крити- ческий анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, владеющий навыками исследовательской работы, умею- щий самостоятельно приобретать новые профессиональные знания и умения, успешно решать проблемы инновационного развития города, региона, страны. Замысел активизации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе базируется на идее оказания компетентной помощи и поддержки инициативных проявлений обучающихся в определении своих научно-исследовательских инте- ресов и нахождении оптимальной области для исследовательской самореализа- ции, выстраивания взаимосвязи научно-исследовательской деятельности с бу- дущей профессиональной областью. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Рос- сийской Федерации до 2020 г.», Федеральном законе «Об образовании», Гос- ударственной программе «Развитие системы образования Оренбургской об- ласти на 2014-2020 годы» актуализируется проблема вовлечения студентов в фундаментальные научные исследования (посредством поддержки обуча- ющихся, участвующих в научно-исследовательской деятельности) в контек- сте повышения качества подготовки обучающихся, эффективного воспроиз- водства и развития интеллектуального потенциала страны. Научно-исследовательская деятельность студентов Оренбургского госу- дарственного педагогического университета осуществляется по следующим основным направлениям: научно-исследовательская работа, которая является составной частью учебного процесса и обязательна для всех студентов (напи- сание рефератов, подготовка к семинарским занятиям, подготовка и защита курсовых, выпускных квалификационных работ, выполнение заданий иссле- довательского характера в период практики по заказу предприятий и т. п.); научно-исследовательская работа студентов вне учебного процесса (участие в международных конкурсах, выполнении хоздоговорных научных работ в рамках научного творческого сотрудничества кафедр, факультетов, вузов; ра- бота в студенческих научных обществах и т. п.; написание тезисов научных докладов, публикаций и др.) [3]. Обзор литературы В современных педагогических исследованиях понятие «конкурс» трак- туется как соревнование, состязание, проводимое с целью выявления лучших участников, лучших работ либо как соискательство на награду, место, звание. В педагогической теории данное понятие рассматривается: как специально организованное соревнование в каком-либо виде деятель- ности, целью которого является сравнение уровней мастерства участников; как состязание в силе, ловкости, знаниях, умениях. В ходе конкурса ре- шаются разные педагогические задачи: стимулирование развития инициати- вы и творчества, создание условий для самовыражения всех и каждого, моби- лизация сил членов коллектива на решение сложной задачи [2, с. 85]. В педагогической науке выделяют следующие принципы проведения конкурса: зрелищность, сравнимость результатов, гласность, стимулирование более высоких показателей. В педагогическом словаре под редакцией В.И. Загвязинского отмечается: «важно, чтобы конкурс побуждал не только к победе над другими, но и к преодолению себя, чтобы делал жизнь ученического коллектива более разнообразной и радостной» [2, с. 85]. Предприняты попытки рассмотрения в диссертационных исследованиях научно-исследовательской деятельности как средства развития творчества сту- дентов вуза (О.Н. Лукашевич); процесса формирования исследовательской направленности студентов педагогических колледжей (Л.И. Осечкина); процесса формирования опыта исследовательской деятельности у студентов педагогиче- ского вуза (Е.Н. Куклина); процесса развития исследовательской компетентно- сти студентов в образовательном процессе вуза (И.А. Коваленко); процесса формирования учебно-исследовательской компетентности студентов в бака- лавриате и магистратуре (А.М. Митяева); процесса развития исследовательских способностей студентов педагогического вуза (Е.М. Раздульева). Наблюдается мировая тенденция усиления внимания к научно- исследовательской деятельности студентов как мощному ресурсу включения научно-педагогических работников в совершенствование учебно- воспитательного процесса вуза (в США, Сингапуре, Норвегии и др.). Так, в зарубежной литературе проблемные области организации и управления научными исследованиями студентов высших учебных заведений исследуют в своих работах X. Гуммель, Р. Дейв, П. Ленгранд, Л. Церих; зависимость профессиональной подготовки от опыта научно-исследовательской деятель- ности студентов и исследовательского содействия преподавателя - A. Paseka, A. Seel; концептуальные положения об исследующем учении в образователь- ных учреждениях - S. Schweder и др. Материалы и методы В основе методологии настоящего исследования лежит анализ и обобще- ние результатов 44 конкурсных работ студентов образовательных организа- ций высшего образования (уровня подготовки бакалавриат) из ведущих вузов страны и ближнего зарубежья, в которых отражается гуманистический по- тенциал творческого наследия педагогической мысли В.А. Сухомлинского в преломлении к современному его прочтению студентами. Анализируя опыт конкурсной деятельности студентов вуза, перспектив- ные педагогические формы развития научного творчества студентов вуза, следует отметить, что к современному прочтению теории и практики воспи- тания, обсуждению профессиональным международным сообществом роли и места педагогической системы В.А. Сухомлинского в современном образо- вательном пространстве и перспектив ее развития приурочены конкурс твор- ческого эссе «Педагог - оратор»: «В мире мудрых мыслей В.А. Сухомлин- ского», международная научно-практическая конференция «Реализация идей В.А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100- летию со дня рождения)» на базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государствен- ный педагогический университет» [5, 7]. В работе эмпирическую основу исследования представляет международ- ный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В ми- ре мудрых мыслей В.А. Сухомлинского», приуроченный к 100-летию со дня рождения выдающегося отечественного педагога, юбилей которого получил всемирное значение (по решению Генеральной конференции ЮНЕСКО, но- ябрь 2017 г.) и был включен в календарь знаменательных событий и памят- ных дат ЮНЕСКО за 2018 г. [1]. Главные цели конкурса: стимулирование познавательной, творческой, исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности обучающих- ся; развитие устойчивого интереса студентов к профессионально- педагогической деятельности; формирование потребности студентов в про- фессиональном росте; осмысление нравственно-этических, культурных ценностей, преемственно передающихся от поколения к поколению в виде теоре- тического наследия и практического опыта. Проведение конкурса связывалось с решением комплекса задач: - развитие исследовательской инициативы, расширение диапазона науч- но-профессиональных знаний, области научного познания, свободный выбор «личностного исследовательского действия» в рамках актуализации идей В.А. Сухомлинского; - формирование познавательно-эмоционального отношения к научному по- иску, устойчивой мотивационной установки на проведение исследований, опре- деляющих пути совершенствования личностно-профессионального развития; - актуализация субъектной позиции студента-исследователя (способ- ность генерировать идеи, активно и интеллектуально гибко комбинировать информационное многообразие способов действования, иметь независимость суждений, самостоятельно расширять границы собственных знаний) в кон- тексте утверждения идей и педагогических взглядов В.А. Сухомлинского, ко- торые историко-педагогическое сообщество считает достойными для изуче- ния и применения в современной образовательной практике. Проведение конкурса утверждено в авторском положении о Междуна- родном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов», включающем общие положения, порядок организации и проведения конкур- са, порядок участия в конкурсе, требования к конкурсным материалам, поря- док определения победителей и призеров конкурса решением ученого совета университета ОГПУ. Организационный комитет международного конкурса представлен науч- но-педагогическими работниками университета по предварительному согла- сованию. Экспертный совет составляли научно-педагогические работники вузов-партнеров, с которыми у ФГБОУ ВО «ОГПУ» заключены договоры о сотрудничестве: Актюбинского университета имени С. Баишева, Евразий- ского гуманитарного института, Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова (Республика Казахстан), Всекитайской ас- социации по изучению педагогических идей В.А. Сухомлинского (Китайская Народная Республика). Результаты исследования Отечественные ученые констатируют состояние кризиса гуманизма в со- временном образовании на фоне синкретизма духовных, религиозных, анали- тических и технологических начал. Поэтому так важно, что авторы конкурс- ных работ с надеждой, любовью и ностальгией обращаются к вечно живому педагогическому наследию Василия Александровича Сухомлинского. Российский педагогический опыт особенно актуален в современной ситу- ации раздробленности и фрагментарности культуры как восстановление утраченных ценностных российских феноменов: уважения к ребенку и педа- гогической профессии, соборности и терпимости социальной среды, граж- данственности и патриотизма не как декларации, а как истинных ценностей воспитания. Исследования (кандидатские, докторские) преподавателей Орен- бургского государственного педагогического университета, выполненные под руководством заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора, ученицы В.А. Сухомлинского Валентины Григорьевны Рындак, не только научно, концептуально обоснованы в русле единой научной школы, но и являются результатом многолетних исследований педагогического наследия В.А. Сухомлинского. Среди множества работ В.Г. Рындак о Сухом- линском -монографии, научные статьи, воспоминания, эссе [4]. Сухомлинский - один из тех величайших мыслителей XX века, кто вскрыл глубинную архитектонику человеческого (детского) сознания, про- анализировал основные архетипы российской образовательной традиции, эт- нопсихологические и социокультурные стороны детства. Его педагогический опыт во все времена будет ценен для человечества тем, что он опирался на «основные параметры национального воспитания, которые есть традиции, язык, молитва, сказка, поэзия, история, территория» (И.А. Ильин). Труды, педагогический опыт, литературное творчество, письма, публика- ции Сухомлинского представляют собой, с одной стороны, некое грандиоз- ное по замыслу и безграничное во времени и пространстве Послание к Чело- веку и Учителю, глубина которого открывается далеко не сразу, а по мере нашей педагогической, человеческой, духовной готовности воспринимать эти смыслы, с другой - есть величайший источник духовного, творческого, чело- веческого роста для каждого, кто впервые открывает для себя эти страницы. Величие мыслей великого педагога окрыляет и открывает новые перспективы для умудренного жизнью и педагогическим опытом учителя, взрослого - и побуждает размышлять, восхищаться, учиться молодых. Конкурсные работы студентов образовательных организаций высшего образования (уровня подготовки бакалавриат) убеждают в поступательном движении российского общества в его извечном поиске милосердия, добра и правды, раскрывают особые смыслы, в которых в топологическом единстве соотносятся философия мудрости взрослого и юношества, классический опыт прошлого - и попытки понять, транслировать эти идеи, раскрыть их в усло- виях кризисных явлений идеологической раздробленности воспитательного пространства школы. Непомерная по трудности задача, поставленная перед участниками конкурса, тем не менее, на наш взгляд, блестяще решена. Кон- курсные работы 17-20-летних конкурсантов демонстрируют глубину про- никновения в суть явлений, описанных великим педагогом, отличаются твор- ческой интерпретацией идей, замыслов, искренней любовью к педагогиче- ской профессии. Особый интерес у молодого исследователя Оренбургского государствен- ного педагогического университета С. Бижановой вызвали проблемы духов- ного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. «Поражает то, насколько сам Сухомлинский был силен духом, верен своим педагогиче- ским идеалам, что оказался способным противостоять жестокой системе по- давления индивидуальности. Он проповедовал свои глубокие убеждения, не- смотря на давление власти, не подстраиваясь под мнение авторитетов, хотя очень страдал от того, что его долгое время не признавали в отечественной педагогике» [1, с. 17]. В своих произведениях Сухомлинский использует слово «духовность» в разных контекстах: духовный мир ребенка, духовное общение, духовная жизнь детского коллектива, духовные нити, которые связывают педагога и ученика, и др. Это слово - одно из постоянно пульсирующих и пронизыва- ющих все тексты педагога: «Изучение внутреннего духовного мира детей, особенно их мышления, является одной из важнейших задач учителя». В.А. Сухомлинского интересовал в отношениях педагогов с учащимися, пе- дагогического коллектива с ученическим прежде всего духовный потенциал личности и его обогащение в процессе общения, совместной работы, само- воспитания, самосовершенствования. Он исходил из того, что только духовно богатый педагог (образованный, глубоко чувствующий, грамотно действую- щий) способен установить истинно человеческие отношения со своими вос- питанниками [2]. Духовное воспитание подрастающего поколения, пространство ценностей и культуры в контексте идей В.А. Сухомлинского прослеживается в опыте их разработки и реализации в Республике Казахстан. Автор конкурсной работы Актюбинского регионального государственного университета А. Утепова за- являет, что опыт духовно-нравственного воспитания, осуществленный Су- хомлинским в Павлышской средней школе, творчески реализуется в практике современных школ на основе учебного курса «Самопознание» [1, с. 94]. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского свидетельствует, что тру- довое воспитание в его педагогической практике занимало одну из ключевых позиций. Для создания и утверждения трудовой системы воспитания в педа- гогике Сухомлинскому понадобилось тридцать три года непрерывной педаго- гической работы. Василий Александрович в своем произведении «Павлыш- ская средняя школа» выделяет задачу необходимости «создания системы трудового воспитания, в которой труд формирует нравственный и интеллек- туальный облик личности; внести труд в духовную жизнь воспитываемого человека, в жизнь коллектива, чтобы увлечение трудом стало одним из его важнейших интересов» [13]. В частности, взгляды великого педагога на процесс трудового воспитания подрастающего поколения были проанализированы в конкурсной работе студентки Вятского государственного университета Н. Микрюковой «Трудовое воспитание современных дошкольников в контексте педагогической системы В.А. Сухомлинского». В современном образовании проблемы трудового вос- питания находят отражение в нормативных актах - Федеральном государ- ственном стандарте дошкольного образования, где ставится задача разносто- роннего развития личности ребенка, способного познать себя во всевозмож- ных видах деятельности, в том числе и в труде [1, с. 59]. В своей конкурсной работе студентка Оренбургского государственного педагогического университета Э. Фанайлова, основываясь на исследованиях дифференциальной и гендерной психологии и опираясь на мысли великого педагога, приходит к мысли о том, что учет психологических особенностей мальчиков и девочек является одним из основных принципов педагогической (в том числе и трудовой, воспитательной) деятельности. В.А. Сухомлинский пишет о девочках в трудовых походах и военных играх: «Без их участия не- возможно было бы воспитание настоящих мужчин. Они часто проявляют большую, чем мальчики, выдержку, большее мужество и силу духа - и имен- но благодаря этому воспитывают мальчиков настоящими мужчинами, а сами воспитываются настоящими женщинами» [11]. Высказывания В.А. Сухом- линского прошли своеобразную проверку временем, что позволяет утвер- ждать: еще долгое время они останутся базовыми для понимания сущности трудового воспитания подрастающего поколения. Пожалуй, одна из ведущих проблем, которую ставили в своих работах юные исследователи, - это вопрос актуальности, востребованности идей В.А. Сухомлинского в современной школе, важнейшей среди которых явля- ется утверждение гуманизма, самоценности человеческой жизни. Высокие индивидуальные ценности воспитателя, его знания и жизненный опыт долж- ны стать для воспитанников бесспорным авторитетом. Под авторитетом ве- ликий педагог понимал не возвышение собственных амбиций, не требование абсолютного послушания и авторитарного управления чадом: без непрерыв- ного духовно-нравственного диалога педагога и ребенка, без взаимного осмысления мировоззрения, чувств, переживаний друг друга нереально пред- ставить личностное состояние как одно целое педагогической культуры. Сопоставляя идеи В.А. Сухомлинского и требования ФГОС к условиям, содержанию и результатам образования личности, молодые исследователи часто оказываются в состоянии невозможности соединить в одно целое «коня и трепетную лань». Однако искренность исследователя заключается в утвер- ждении необходимости следовать заповедям Сухомлинского, в том числе в отношении такого инструмента, как, например, оценивание детей: «В этом смысле В.А. Сухомлинский тонко подметил, что в случае «если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет… ребенок теряет веру в свои силы… он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей». Л. Сибгатуллина, студентка Елабужского института Казанского феде- рального университета, в конкурсной работе «Педагогические идеи В.А. Су- хомлинского через призму оценивания образовательных результатов обуча- ющихся» утверждает, что оценка результатов деятельности ребенка должна мотивировать его на дальнейшее развитие, а не разочаровывать как неудача в личностном саморазвитии» [1]. Одним из основных принципов современных ФГОС является принцип гуманности в формировании духовно-нравственного потенциала российского общества. Раскрытие гуманистических идей в трудах Сухомлинского осно- вывается на неповторимости каждого ребёнка, выявлении индивидуальных особенностей учеников, индивидуализации учебно-воспитательного процесса [11]. Педагог по призванию, В.А. Сухомлинский указывает на необходимость дифференцированного обучения детей как важнейшего условия гуманистиче- ского подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Д. Хасанова, студентка Елабужского института Казанского федерального университета, считает, что обусловлено это тем, что, не зная индивидуальных особенностей личности и не учитывая это явление в организации образовательной деятель- ности обучающихся, педагог, воздействующий на личность обучающегося, не окажет своего эффекта полезного действия [1, c. 101]. В этом В.А. Сухомлинский был совершенно прямолинеен и тверд, отмечая, что «… каждый педагог должен глубоко знать, знать до тонкостей индивидуальность каждого ученика», указывая на необходимость учитывать, с одной стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности, а с другой - те социально- общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка (т. е. его микросреду) [11, c. 247]. В конкурсной работе «Познание образа и педагогической деятельности учителя В.А. Сухомлинского: сквозь призму времени» студентка Оренбург- ского государственного педагогического университета И. Дюгаева формули- рует ответ на интересующий ее вопрос: чем же примечателен и ценен образ педагога-гуманиста Василия Александровича Сухомлинского? «Учитель Су- хомлинский - самый человечный, самый мудрый и великодушный, всецело отдающий себя детям… Педагог Сухомлинский - это лучистое солнце, все- сторонне светящее, ласковое. Большинство же педагогов - скорее луна, хо- лодная и светящая во тьме, только чтобы осветить проторенную дорожку к знаниям» [1, с. 32]. В.Г. Рындак, автор монографии «Учитель Сухомлинский: уроки на зав- тра», описывает образ учителя в педагогике Сухомлинского, рассматривает педагогическую систему нравственного воспитания, освещает проблему изу- чения его педагогического опыта [6]. В своей статье «От понимания учения к пониманию мира (в контексте идей В.А. Сухомлинского)» Валентина Григорьевна раскрывает опыт работы Павлышской средней школы по формированию понимания как осмысления и актуализирует эту проблему в рамках реализации требований ФГОС [7]. Актуальными остаются критерии, которые предлагает В.А. Сухомлин- ский, обосновывая требования к учителю, создававшиеся в коллективе посте- пенно. Он называет их принципами: моральное право учить и воспитывать детей; трудолюбие; любовь к детям; вера в то, что каждый ребенок, с какими бы трудностями ни было сопряжено его воспитание, может стать хорошим человеком. Если у человека все это есть, не страшна его методическая не- опытность как преподавателя; пробелы в знаниях тоже на первых порах не страшны, - если человек трудолюбив и одержим жаждой знаний, он может продолжать учебу, работая в школе. Если же у человека нет веры в ребенка, если он ноет, разочаровывается при малейшей неудаче, если он убежден, что из ребенка «ничего не получится», - такому человеку нечего делать в школе: он будет только калечить детей [15, с. 105-106]. Как показал анализ научно-исследовательских и творческих работ, именно народная педагогика помогла студентам понять важнейшие гуманистические идеи, которые легли в основу педагогической системы В.А. Сухомлинского. В своей профессиональной деятельности педагог ежедневно делал упор на народ- ные сказки, песни, пословицы, обряды. Совершенно восторженное отношение к педагогическому наследию В.А. Сухомлинского находим в конкурсной работе студентки Нижегородского государственного университета (Арзамасский фили- ал) Н. Глуховой, которая обращается к особенностям использования фольклора в творчестве В.А. Сухомлинского: «Береги честь смолоду, не разбрасывай по мелочам силу своей души. Если будешь разбрасываться в ранней юности, если будешь без конца увлекаться - вступишь в зрелую жизнь человеком с пустой душой» [1]. А вот некоторые из назидательных советов В.А. Сухомлинского, взятых из народного творчества, которые явились основой при написании кон- курсной работы «Идеи народной педагогики в наследии В.А. Сухомлинского» К. Абрамовой: «В какой бы далекий уголок нашей Родины ни забросила тебя судьба, не забывай своей колыбели», «Подлинная свобода сына и дочери - быть послушными детьми» [1]. В целостную и оригинальную по своему замыслу и исполнению педаго- гическую концепцию входят все важнейшие педагогические идеи и принци- пы творческого наследия В.А. Сухомлинского. Центральное положение в этой концепции обоснованно занимает проблема воспитания гражданствен- ности и патриотизма в детях и подростках. Василий Александрович видит идеал гражданственности в людях, кото- рые готовы к полной отдаче себя своим близким и отчизне, которые всегда прислушиваются к своей совести, своему долгу. В одном из писем к сыну он пишет: «Подавлять в себе голос совести - очень опасное дело. Если ты при- выкнешь не обращать внимания на что-либо одно, ты вскоре не будешь обращать внимания ни на что. Не иди на компромисс со своей совестью - толь- ко так можно выковать характер». Гражданственность и гражданское досто- инство формируются из огромного набора человеческих качеств, но все-таки главное для истинного гражданина по Сухомлинскому - это верность своим идеалам [10]. В конкурсной работе «Воспитание гражданина в теории и практике В.А. Сухомлинского» студентка Оренбургского государственного педагоги- ческого университета А. Кощеева отмечает необходимость создания соответ- ствующей культурно-образовательной и воспитательной среды в учебных за- ведениях для воспитания педагога-гражданина, где будущий учитель должен иметь стойкую гражданскую позицию, испытывать чувство любви к Родине и ответственность за то, что происходит вокруг. Трансформация духовно- нравственных ценностей, размывание культурных традиций, несоблюдение прав ребенка в государстве определяют потребность в научном переосмысле- нии проблемы гражданского воспитания личности [1]. Здоровьесберегающая направленность педагогической системы В.А. Су- хомлинского прослеживается на протяжении всей творческой деятельности педагога. Отметим, что жизнедеятельность всех составляющих школьного организма напрямую зависит от успехов в учении при условии, когда воспи- танник не испытывает дискомфорта и его здоровью ничего не грозит. Подоб- ное возможно, когда учебный процесс выстраивается посредством использо- вания форм, методов, приемов, средств, исключающих перегрузку и позво- ляющих хорошо учиться. Идеи укрепления здоровья детей в педагогической системе В.А. Сухомлинского отражены студенткой Санкт-Петербургского государ- ственного университета промышленных технологий и дизайна У. Беляевой. Она выделяет перспективные направления развития образования в условиях современных реалий - разработка здоровьесберегающих оздоровительных технологий, которые способствуют укреплению здоровья детей [1, с. 13]. В своей деятельности Сухомлинский опирался на принципы «медицин- ской педагогики», большое внимание педагог-новатор уделял беседам о строении организма человека и его психике. В своей работе «Сердце отдаю детям» Сухомлинский пишет: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодро- сти детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [9, с. 87]. Безусловно, с этим невозмож- но не согласиться, особенно в условиях современных реалий, поэтому так важно в организации учебной и внеучебной деятельности применять основы здоровьесберегающей педагогики. З. Хачатрян, студент Кубанского государственного университета, автор ра- боты «Здоровьесберегающая направленность системы В.А. Сухомлинского», делает акцент на сохранении и укреплении психического, физического, эмоцио- нального здоровья школьников, а также на сплочении двух институтов - семьи и школы - для достижения общей цели [1, с. 105]. Обсуждение и заключение Таким образом, конкурс научно-исследовательских и творческих работ как форма самореализации студентов является определяющим фактором в профессиональной подготовке студента нового поколения, квалифициро- ванно реализующего научные стратегии познания, эффективно осуществля- ющего накопление инновационных знаний и опыта. При реализации данного конкурса происходит включение студентов в научно-исследовательскую дея- тельность, реализация научных разработок с целью создания прообразов бу- дущей профессии в контексте реализации идей В.А. Сухомлинского. К качественным показателям результативности конкурсной деятельности в вузе могут быть отнесены: уровень овладения студентами базовыми компе- тенциями; качество работы структурных подразделений вуза, организующих конкурсную деятельность; удовлетворенность и психологическая комфортность студентов и преподавателей; уровень конкурсных достижений студентов. Организация конкурса в ОГПУ позволяет назвать определенные резуль- таты участия студентов в конкурсной деятельности: повышение мотивации к профессиональной деятельности; преодоление затруднений в профессио- нальном самоопределении; активизация учебной и научно-исследовательской деятельности; развитие креативных, организаторских и коммуникативных качеств студентов; создание атмосферы сотрудничества в студенческом со- обществе в сфере исследовательской, проектной, коммуникативной, органи- заторской, преподавательской, воспитательной, методической, социально- педагогической и культурно-просветительской деятельности будущих педа- гогов; приобретение опыта партнерских отношений с участниками образова- тельного процесса.
×

About the authors

Alfia V. Moskvina

Orenburg State Pedagogical University

Email: Moskwin-IL1@yandex.ru
Dr. Ped. Sci., Professor of Pedagogy and Sociology Department 19, Soviet Str., Orenburg, Russia, 460014

Lyubov A. Kochemasova

Orenburg State Pedagogical University

Email: lkochem@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy and Sociology Department 19, Soviet Str., Orenburg, Russia, 460014

References

  1. В мире мудрых мыслей Василия Александровича Сухомлинского: материалы Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов [Электронный ресурс] / Науч. ред. В.Г. Рындак. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2019. - Режим доступа: https://ospu.ru/resources/e_book/ sb_stud_konk/sb_ped_k_2018.pdf
  2. Загвязинский В.И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
  3. Кочемасова Л.А. Теоретические предпосылки активизации научно- исследовательской деятельности как инновационного регулятива повышения качества профессиональной подготовки студента // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/130-23108.
  4. Москвина А.В. В поисках педагогического идеала: женщина - гуманист, ученый, учитель // Человек и образование. - 2017. - № 2 (51). - С. 175- 182 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/
  5. Обитаемая планета В.А. Сухомлинского: учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. В.Г. Рындак. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - 260 с.
  6. Рындак В.Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра. - М.: Педагогический вестник, 2008. - 368 с.
  7. Рындак В.Г. От понимания учения к пониманию мира (в контексте идей В.А. Сухомлинского) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - № 4 (89). - С. 4-11.
  8. Рындак В.Г. Познание жизни и научно-педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского сквозь призму биографии // Реализация идей В.А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100- летию со дня рождения): материалы междунар. науч.-практ. конф. - Оренбург: ОГПУ, 2018. - В 2 ч. - Ч. 1. - С. 5-24.
  9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Минск: Народная Асвета, 1982. - 288 c.
  10. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. - М., 1979. - 17 с.
  11. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Т. 3 / Редкол.: А.Г. Дзеверин (пред.) и др. - К.: Радянська школа, 1974. - 719 с.
  12. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Т. 3. - М.: Молодая гвардия, 1975 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/иf00/ s00/z0000033/
  13. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно- воспитательной работы в сельской средней школе. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 396 с.
  14. Сухомлинский В.А. Методика воспитательной работы в школе. - М.: Просвещение, 1967. - 403 с.
  15. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 288 c.

Copyright (c) 2019 Moskvina A.V., Kochemasova L.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies