Realization of Yanus Korchak ideas in the scientific works of students of pedagogical universities



Cite item

Full Text

Abstract

The author addresses the pedagogical heritage of the outstanding humanist educator of the twentieth century - Janusz Korczak. The article attempts to comprehend the basic conceptual ideas of Janusz Korczak from the perspective of modern requirements for the methodology of new education by attracting students to independent scientific creativity. The pedagogy of Janusz Korczak and its methodology are characterized in the context of the popularization and continuity of the ideas of humanism in1 Lyubov A. Kochemasova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy and Sociology Department.modern education. The article presents the priority areas of the competition for the implementation of the ideas of the humanist pedagogue about the self-worth of childhood, which determined the importance of the child’s right to respect, the special attention is paid to the set of rights of the child, ensuring its full development, allowing students to reveal the main provisions of the pedagogical concept and the modern context of pedagogy of Janusz Korczak. The positions of leading scientific researchers (R.A. Valeeva, I.D. Demakova, M. Kaminsk, A. Levin, I. Neverli, M. Mikhalak, etc.) are examined which develop the ideas of the teacher, analyze the problems of the theory and practice of education in the pedagogical concept of Janusz Korczak. The practical significance of the research lies in the direction of its results in improving the scientific creativity of students through the implementation of the ideas of Janusz Korczak in the international competition of research and creative works of students "In the world of wise thoughts of domestic and foreign scientists and teachers." The practical significance of the research lies in the direction of its results in enhancing students ’scientific creativity by implementing the pedagogical ideas of Janusz Korczak in the international competition of students’ research and creative works “In the world of wise thoughts of domestic and foreign academic teachers”. The presented research results can be used in higher educational institutions of Russia to solve the problems of increasing the research activities of students by reading the new pedagogical heritage of Janusz Korczak. The article will be interesting to students of educational institutions of higher education (undergraduate, graduate level), representatives of higher education, graduate students

Full Text

Введение Развитие научного творчества и стимулирование научно-исследовательского интереса обучающихся является актуальным направлением деятельности педаго- гического вуза в современной системе педагогического образования. Анализ концептуальных идей, отражающих педагогическое наследие Януша Корчака, и современное его прочтение в научном творчестве обучаю- щихся позволяют сделать выводы о том, что на фоне интенсификации обуче- ния в высшем образовании, внедрения федеральных государственных стан- дартов, приоритетных направлений государственной политики возрастает по- требность активизации научного творчества студентов при решении совре- менных проблем педагогического образования. В статье обобщены результаты научно-исследовательских и творческих ра- бот студентов по приоритетным направлениям педагогических идей педагога- гуманиста Януша Корчака, в которых отражено современное осмысление исто- рико-педагогического опыта в процессе научного творчества студентов. Опыт практического применения свидетельствует об эффективности научного творчества обучающихся, которое способствует поиску креативного подхода, формированию критического мышления в рассмотрении приоритет- ных направлений научно-исследовательской деятельности студентов, саморе- ализации студентов, овладению комплексом историко-педагогических ком- петенций, основанных на гуманистических идеях педагогики Януша Корчака. В настоящее время, оценивая гуманистические идеи и педагогический опыт Януша Корчака, нужно отметить, что они широко используются современными пе- дагогами в разных странах мира. Этому во многом способствует разносторонняя де- ятельность Российского общества Я. Корчака, а именно президента Российского об- щества Януша Корчака профессора Казанского федерального университета Розы Валеевой, вице-президента Российского общества Януша Корчака профессора Мос- ковского государственного педагогического университета Ирины Демаковой. В то же время нельзя не отметить и зарубежную деятельность. Международной Корча- ковской ассоциацией и ее президентом Мареком Михалаком, г. Варшава (Польша), широко пропагандируются его гуманистические идеи и оказывается практическая помощь детям с трудной судьбой [1-7]. Обзор литературы Анализ литературы по проблеме исследования показал, что отношение студентов к педагогическому наследию Януша Корчака существенно измени- лось. Гуманистический потенциал наследия действительно неисчерпаем и позволяет значительно расширить горизонты совершенствования историко- педагогической компетентности будущих педагогов [8-10]. Обращение к педагогическому наследию прошлого чрезвычайно акту- ально и значимо в современных социально-экономических условиях. Это обусловлено прежде всего тем, что во многом изменился мир, изменился ре- бенок, изменилась система воспитания и взаимодействия мира взрослых и мира детей. Какподчеркивают в своих трудах отечественные педагоги и психологи (А.Г. Асмолов, М.В. Богуславский, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, Д.И. Фельдштейн и др.), произошедшие изменения в мире во многом повлияли на отечественное образование, школу, семью и, есте- ственно, на детей, которые сегодня во многом отличаются от тех, с которыми работал и общался Януш Корчак [11]. Особой областью исследования являются работы, рассматривающие фе- номен великого педагога, который пытались объяснить: писатель и педагог И.Н. Неверли в работе «Такой была эта детская газета», педагог и психолог Жерар Кан в книге «Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание», психиатр и писатель Б.Дж. Лифтон в труде «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака», О.Р. Медведева в статье «Легенда Януша Корчака: структу- ра, истоки», К.Э. Сенкевич в работе «К биографии Януша Корчака. Прохож- дение военной службы (Хроника)», Е.С. Твердислова в труде «Память, обра- щенная в будущее, или Религия детства (Читая дневники Я. Корчака и М. Пришвина)», которые искали «своего Корчака», пытаясь за легендой рассмотреть обычного человека. Для исследования значимой является авторская позиция первой в быв- шем СССР докторской диссертации, посвященной воспитательной системе Януша Корчака, президента Российского общества Януша Корчака профес- сора Казанского федерального университета Розы Алексеевны Валеевой, ав- тора книги «Живая педагогика изменяющегося мира», вице-президента Рос- сийского общества Януша Корчака профессора Московского государственно- го педагогического университета Ирины Дмитриевны Демаковой, президента международной Корчаковской ассоциации, директора Института прав ребен- ка имени Януша Корчака, канцлера международной капитулы Ордена Улыб- ки Марека Михалака, г. Варшава (Польша) [12, 1, 5, 7]. Материалы и методы Материалом исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области реализации идей и историко-педагогического анализа гу- манистических оснований в педагогической системе Януша Корчака. Методология исследования включала в себя анализ и обобщение резуль- татов 94 конкурсных работ обучающихся образовательных организаций выс- шего образования (уровень подготовки - бакалавриат). Основными методами исследования являлись изучение, теоретический ана- лиз научно-педагогических работ российских и зарубежных авторов, обзор ме- тодических источников и педагогической литературы (статей, монографии, учебно-методических изданий, интернет-источников по исследуемой проблеме). Эмпирическую основу исследования представляет Международный кон- курс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире муд- рых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов». Конкурс 2019 года посвящен выдающемуся педагогу, писателю, публицисту, защитнику прав детей Янушу Корчаку, научные работы которого стали основой для Де- кларации прав ребенка, а литературные произведения переведены почти на все языки мира. Ради детей во время Второй мировой войны он трижды отка- зался спасти свою жизнь. В международном конкурсе «В мире мудрых мыс- лей Януша Корчака» была подчеркнута значимость его педагогического наследия в контексте активизации научного творчества студентов. Результаты исследования Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых- педагогов» проводится в третий раз кафедрой педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета. К участию в конкурсе приглашаются студенты образовательных организаций высшего об- разования (уровня подготовки бакалавриат), изъявившие желание принять участие в конкурсе и подавшие в конкурсную комиссию работы согласно По- ложению о конкурсе независимо от курса, на котором они обучаются, и их руководители. В исследовании большое значение имела реализация идей Януша Корча- ка путем применением такой формы самореализации студентов, как Между- народный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Януша Корчака». В ходе ее использования создава- лась возможность активизации научно-исследовательской деятельности сту- дентов в контексте утверждения концептуальных идей и педагогических взглядов Януша Корчака, которые историко-педагогическое сообщество счи- тает достойными для изучения и применения в современной образовательной практике. В ходе исследования определены приоритетные направления конкурса, позволяющие в современных условиях переосмыслить особую практическую ценность, расширить горизонты, открывающие по-новому педагогическое наследие Януша Корчака в современном научном творчестве обучающихся. Проведение международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Януша Корчака» осу- ществлялось по предложенным в информационном письме 27 направлениям реализации идей Януша Корчака. Наиболее полное отражение педагогической концепции Януша Корчака представлено в следующих направлениях конкурса: гармонизация взаимо- действия мира детей и мира взрослых, образ педагога, детское счастье в гу- манистических и воспитательных системах Януша Корчака, идеи защиты несовершеннолетних в концепции ООН о правах ребенка, педагогика Януша Корчака в работе с детьми «группы риска», педагогический опыт Януша Корчака в работе с детьми из неблагополучных семей. Конкурс проводился по следующим номинациям: Гуманистические идеи в истории образования и педагогической мысли. Образ педагога в педагогическом наследии отечественных и зарубеж- ных ученых. Дидактическая система прошлого и настоящего (принципы, методы, формы, средства и технологии обучения). Урок и альтернативные формы обучения: ретроспективный анализ. Идеи трудового воспитания в педагогическом наследии отечественных и зарубежных ученых. Идеи народной педагогики как отражение опыта человечества. Воспитание гражданина в трудах отечественных и зарубежных ученых. Идея коллективного воспитания в трудах и практической деятельности отечественных и зарубежных педагогов. Духовное воспитание подрастающего поколения: пространство ценно- стей и культуры. Педагогический эксперимент в наследии ученых прошлого и настоящего. Автором был проведен анализ количественных данных по содержанию международного конкурса за период 2018-2019 гг. Обнаруживается положи- тельная динамика процента представивших свои конкурсные научно- исследовательские и творческие работы студентов. Числовые характеристики конкурса приведены в табл. 1. Обзор научной литературы показал значительный пласт современных ис- следований, посвященных изучению педагогической деятельности Януша Корчака в ее историко-педагогическом аспекте [12-15]. Анализ позволил констатировать, что для многих поколений педагогов его образ, его гумани- стические находки стали путеводной звездой в жизни. Несмотря на то, что А.С. Макаренко воспитывал бездомных, зачастую малолетних преступников, В.А. Сухомлинский - детей послевоенных лет, безотцовщину, измученную тяготами войны, Я. Корчак - детей-сирот, не знающих родительской ласки, заботы и любви, Ш.А. Амонашвили - обычных детей с разными судьбами и проблемами, всех их объединяет гуманистическое отношение к ребенку, ко- торое проявляется в любви, уважении и требовательности. И самая главная задача педагога - воспитать в человеке стремление быть лучше, добрее, ду- ховнее, научить жить по совести, по правде и справедливости [8, 9, 16, 17]. Таблица 1 Статистика по образовательным организациям, научным руководителям, конкурсантам, представившим материалы на Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов» Тематика конкурса, учебный год, семестр Количество Отправленных конкурсных работ Научных руководителей Образовательных организаций «В мире мудрых мыслей В.А. Сухом- линского», 2018-2019 уч. год, I семестр 44 33 15 «В мире мудрых мыслей К.Д. Ушин- ского», 2018-2019 уч. год, II семестр 57 24 11 «В мире мудрых мыслей Януша Кор- чака», 2019-2020 уч. год, I семестр 94 42 18 Всего 202 99 44 Восхищаясь личностью Януша Корчака и называя его человеком неверо- ятной нравственности и красоты, выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский откровенно сказал, что его образ и подвиг явились для него вдохновением. В книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский напи- сал: «… чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце» [17, с. 10]. Как тесно переплетаются судьбы и перекликаются идеи двух великих педагогов! Один - выбрал смерть вместе с детьми, другой - от- дал свое сердце детям, в каждом из которых видел неповторимую личность. Идеи, находки, инновации современника, известного российского педаго- га-психолога Ш.А. Амонашвили тесно перекликаются с идеями Я. Корчака. Педагог-новатор, так же как и польский педагог-гуманист, в своих работах пишет: «Детей надо любить всем сердцем, и чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и опти- мизм» [16, с. 206]. Именно так относился к своим воспитанникам Януш Кор- чак: «Годы работы все очевиднее подтверждали, что дети заслуживают ува- жения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых уси- лий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая» [10, с. 12]. В материалах научно-исследовательских и творческих работ молодые ис- следователи продемонстрировали собственное видение актуальных проблем изучения детского счастья как цели воспитания в гуманистических воспита- тельных системах на примере педагогики Януша Корчака (во многих кон- курсных работах студентов в центре внимания была личность педагога как субъекта образовательного процесса и участника диалогического взаимодей- ствия в педагогическом образовании), что подтверждает практическую цен- ность сочетания традиционного и инновационного подходов при рассмотре- нии проблем их научного исследования. Важно понимать, как отмечает студентка Оренбургского государственно- го педагогического университета Евгения Белякова, что педагогика Януша Корчака носила гуманистический характер. Общей чертой всех сторонников гуманистического воспитания является то, что главным критерием успешной воспитательной деятельности считается человеческое, а главное детское сча- стье. Воспитательная система, созданная польским педагогом, строилась на человечном отношении внутри коллектива. Важным компонентом таких от- ношений выступает взаимопонимание между взрослыми и детьми. Но в свою очередь концепция воспитания Януша Корчака не сводится к теории свобод- ного воспитания. По мнению Корчака, в процессе воспитания подрастающего поколения запреты и дозволения должны гармонично сочетаться, не переве- шивая ни в сторону строгих запретов, ни в сторону вседозволенности [18]. Лина Заломенкова, студентка Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, приходит к выводу, что педагогика Януша Корчака выступает ярким примером того, как детское счастье опреде- лено целью воспитания. Его воспитательная система основана на идее добра, любви и свободы. Цель корчаковской педагогики - углубленное изучение природы ребенка, развитие ее скрытых способностей гуманистическим пу- тем, ее основа - абсолютная ценность детства. Он отмечал большое значение счастливого, наполненного радостью детства в формировании личности [18]. Студентка Казанского федерального университета, Елабужского институ- та Элина Нигматуллина отметила, что современные писатели также не обхо- дят стороной гуманистические идеи и творчество Януша Корчака. Например, талантливая писательница и просветитель Марина Аромштам в своей замеча- тельной книге «Когда отдыхают ангелы» обращается к педагогическому наследию Я. Корчака и демонстрирует читателям свою почтительность к его великим идеям и любви к детям. На страницах романа учительница Марсём читает вслух своим ученикам книгу Корчака «Король Матиуш Первый», зна- комя их с творчеством великого педагога и друга всех детей. Она искренне верит, что ее воспитанники благодаря книге Януша Корчака станут добрее и внимательнее к окружающим [18]. По мнению Аркадия Нопина, студента Пермского государственного национального исследовательского университета, в книгах Я. Корчака не бы- ло абстрактных понятий - все показано на живых примерах, ситуациях, с которыми он сталкивался при воспитании сирот. Следовательно, читатель, наблюдая за своим ребенком и стремясь его понять, сможет достичь успе- хов в воспитании. Я. Корчак внес огромный вклад в развитие гуманистиче- ской педагогики, создав целостную систему, опробовав ее на практике и це- ной своей жизни оставшись верным своим принципам и идеалам. Современ- ным родителям стоит обратить внимание на его книги, чтобы осознать, что внимание и любовь к ребенку важнее развивающих кружков. И главная цель воспитания - не в том, чтобы ребенок стал успешным, а в том, чтобы он стал счастливым [18]. Сегодня без преувеличения можно сказать, что фигура Януша Корчака занимает значимое место в истории педагогики. Не только благодаря акту са- мопожертвования, прославившему его на весь мир, но и благодаря тем педа- гогическим взглядам, которые он демонстрировал в своих трудах. В частно- сти, как в педагогической литературе, так и в художественных произведениях он поднимает проблему воспитания детей группы риска. Студентка Оренбургского государственного педагогического универси- тета Екатерина Суходолова вслед за Янушем Корчаком отметила принципы воспитательной работы с детьми «группы риска»: сочетание воспитания и самовоспитания, уважение и принятие личности ребенка, безоговорочное со- блюдение его прав. В каждом ребенке необходимо воспитывать стремление к самостоятельности, ответственности, доброте, честности и отзывчивости, обеспечивать возможность выбора. Следует обратить внимание на авторскую позицию, заключающуюся в том, что необходимым условием при работе с детьми «группы риска» выступает формирование благоприятного психоло- гического микроклимата. С этой точки зрения в воспитательной системе Корчака главенствующим компонентом выступает любовь к ребенку, подра- зумевающая стремление понять его в любой ситуации [18]. Мария Шилимова, молодой исследователь из Оренбургского государ- ственного педагогического университета, в конкурсной работе отмечает: не- важно, с каким контингентом детей вы работаете или собираетесь работать, чтение записей Я. Корчака производит неизгладимое впечатление и заставля- ет задуматься о том, как мы общаемся с детьми, и о том, как, оказывается, просто, грамотно и четко можно организовать работу детского дома с целью создания благоприятной атмосферы для воспитания в детях гуманизма, само- достаточности и умения взаимодействовать с обществом [18]. Педагогика прав ребенка стала наиболее яркой характеристикой педаго- гической концепции Януша Корчака, своеобразным символом бесконечной преданности ребенку, защиты его прав в мире взрослых. Идеи защиты прав несовершеннолетних в педагогическом наследии Януша Корчака, нашедшие отражение в положениях Конвенции ООН о правах ребенка, - своего рода попытка пробить стену безмолвия и перевоплотить сложное детство в слова и действия, которые сумеют вывести детей из мира теней на свет. Они последовательно и достаточно детально раскрыты следующими авторскими пози- циями молодых исследователей: настойчивость Януша Корчака в отношении права ребенка на уважение помогла заложить интеллектуальную основу для того, чтобы распространить права человека, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, на детей через Конвенцию ООН о правах ребенка. Кроме того, за- бота Корчака о моральном достоинстве детей, а также об их личном благопо- лучии проложила новый путь в деятельности по защите детей; идеи Януша Корчака о признании и уважении прав несовершеннолет- них имеют свою научно-педагогическую ценность, но основная их значи- мость состоит в том, что они стали основой для формирования статей, изло- женных в Конвенции ООН о правах ребенка, участниками которой являются 194 государства. В этой связи современные дискуссии, касающиеся прав де- тей, имеют целью не только призыв к их реализации, но и переход к реаль- ным мерам, способным повысить уровень жизни несовершеннолетних граж- дан во всем мире; взгляды Януша Корчака на проблему определения, признания и уваже- ния прав детей, безусловно, имеют свою научно-педагогическую ценность, но основная их значимость заключается в действенности, практической реализа- ции в детских домах. Следует добавить, что Я. Корчак не играл с детьми в демократию, а проверял собственную профессиональную пригодность, как врач проверяет на себе новое лекарство. Это равенство перед законом, кото- рое дети видели собственными глазами, воспитывало лучше всяких слов. В душах укреплялась ценность закона вообще, нравственного закона, и дети незаметно для себя или, наоборот, сознательно и добровольно принимали общественные нормы как свои собственные. Победительница Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Януша Корчака» сту- дентка Казанского федерального университета, Елабужского института Ру- шания Мухамадеева выделяет ключевые идеи Януша Корчака в контексте Конвенции о правах ребенка и утверждает, что статьи из главы 1 Конвенции ООН о правах ребенка мы можем обнаружить в ряде педагогических трудов Януша Корчака. Главный педагогический труд «Как любить ребенка», а так- же вышедшие позднее, но идейно его дополняющие труды «Право на уваже- ние», «Правила жизни», «Шутливая педагогика» и т.п. наиболее полно отра- зили требование автора создать Конституцию прав ребенка. По мнению Януша Корчака, базисными правами ребенка, на которые опирался он сам, являются права на ошибки, на собственность, на уважение, на образование, на протест против несправедливости - и даже на право солгать в некоторых ситуациях [18]. Марек Михалак, польский педагог и общественный деятель, президент Международной Корчаковской ассоциации, на пленарном заседании Международной научно-практической конференции «Идеи Януша Кор- чака в подготовке будущего учителя» международного форума по педагоги- ческому образованию, проходившего в период с 29 по 31 мая 2019 года в Институте психологии и образования Казанского (Приволжского) феде- рального университета, в своем докладе «Права детей, или Как мы продол- жаем дело Януша Корчака сегодня» утверждает, что в современном мире продолжает существовать педагогическая концепция Януша Корчака. По мнению Марека Михалака, Януш Корчак был великим педагогом, кото- рый учил, как любить ребенка, как понять ребенка, как с ним общаться. Он был адвокатом, первым защитником прав ребенка. Он выделил основные права детей: на жизнь, на сегодняшний день, на право быть самим собой. Де- сятки лет спустя это легло в основу Декларации о правах ребенка, которая ставит задачи воспитания детей перед родителями, учителями, журналиста- ми, священниками и т. д. Таким образом, правовое положение детей в настоящее время регламен- тируется различными нормативно-правовыми документами международного и внутригосударственного уровня. Некоторые положения были предложены и реализованы в практической деятельности Я. Корчаком. Его произведения о детях и для детей являются источником ценных рекомендаций о ребенке и его благе, подкрепленных педагогическим опытом, имеющих продолжение в работах современных ученых о соблюдении прав ребенка в школе, в семье, в обществе, дающих возможность формировать информированную, компе- тентную личность, принимающую самостоятельные решения, способную нести всю полноту ответственности за них. Перед научно-педагогическим сообществом разворачивается проблема под- держки ребенка в условиях интернатного учреждения, которая находит свое от- ражение в наследии Януша Корчака и востребована в настоящее время. Для нашего исследования значимо мнение Ф.Г. Абдрахмановой, выде- лившей две составляющие педагогики Януша Корчака, которые внесли большой вклад в современную педагогическую науку: первая составляющая заключается в отстаивании гуманизма и непреклонном следовании его прин- ципам; вторая составляющая нацелена на развитие самостоятельности школьников, детей и является актуальной для современной школы [14, c. 2]. Реализация этих принципов невозможна без воспитательной среды, в ко- торой они реализуются. «Дух, атмосфера, в которой осуществляется этот процесс, не терпит сопротивления, они диктуют, они принуждают» [9, с. 54]. Значит, грамотное создание благоприятной воспитательной среды может по- будить, развить и воспитать в ребенке нужные качества, сформировать нрав- ственные нормы. На основе наблюдений, работы с детьми педагог делает вы- воды о том, как стоит относиться к ребенку, раскрывает его тайны поведения. Нам было интересно узнать, что именно из опыта Януша Корчака используют педагоги. Поэтому мы выделили важные моменты, которые стоит учитывать при воспитании детей, из книги «Как любить ребенка», а затем узнали мне- ние педагогов Красногорского детского дома: применяют ли они эти советы, знают ли о них? (табл. 2). Как оказалось, в Красногорском детском доме ни- кто об этой книге не слышал, но несмотря на это педагоги исходя из своего опыта следуют некоторым правилам и советам, которые дает Януш Корчак. При посещении этого учреждения с первых минут чувствуется атмосфера уюта, дружелюбия, теплоты и понимания, а также дисциплины, порядка, культурного общения воспитанников и администрации. Эта атмосфера ока- зывает благоприятное влияние и на установление воспитанниками толерант- ных отношений с другими детьми. Таким образом, законы принуждения вос- питательной среды Януша Корчака действуют и в современном обществе. В результате систематизации полученных ответов на вопросы было про- изведено сравнение опыта и мнения Януша Корчака со взглядами современ- ных педагогов, опирающихся на его наставления в системе воспитания детей в интернатном учреждении (см. табл. 2). Таблица 2 Сравнительный опыт воспитания детей в интернатном учреждении во времена Януша Корчака и в настоящее время Закон воспитательной системы Опыт и мнение Януша Корчака Опыт и мнение педагогов-практиков Красногорского детского дома Закон свободы Ребенку нужно покорять вершины, находиться в поисках, но при этом он не должен оставаться без гра- мотной опеки. Педагоги-практики, обобщив свой опыт, пришли к выводу, что детей стоит лишь направлять в поисках себя, давать им самим сделать выбор. Закон права ребен- ка на смерть, права на сегодняшний день и права быть тем, что он есть Ребенок имеет три основных права: право на смерть, право на сего- дняшний день и право быть тем, что он есть. Нужно понимать их и совершить как можно меньше оши- бок при их осуществлении. Опыт показывает, что в современ- ном мире соблюдать право на смерть сложно, поэтому оно нару- шается. Остальные реализуются в более полной мере. Закон запретов и приказов Система запретов и приказов в воспитании детей должна быть продуманной с разумным их коли- чеством, чтобы не запутаться. Опыт позволяет создать систему запретов, которая дает свободу жизни и направлена не только на завтрашний день, но и на сего- дняшний. Закон рационализма Рационализм в воспитании. Нужно принимать ребенка таким, какой он есть, и не требовать невозможного. Из опыта работы мнение педагогов совпадает с мнением Януша Корчака. Закон влияния общества на реали- зацию принципов воспитания Участники воспитательного про- цесса поддаются критике, следуют принципам времени. Педагоги не поддаются веяниям современности и следуют принци- пам из своего опыта и опыта известных коллег. Окончание табл. 2 Закон воспитательной системы Опыт и мнение Януша Корчака Опыт и мнение педагогов-практиков Красногорского детского дома Закон духа коллек- тива как элемента воспитания Дух, атмосфера коллектива дикту- ют, принуждают к соблюдению норм и правил. Опыт показывает, что данный закон активно применяется в практике педагогов, служит способом воз- действия на детей. Закон режима дня Дети должны спать, когда им хо- чется. Нельзя их заставлять, это преступление. Таблица, гласящая, сколько часов сна нужно ребенку, абсурдна. Не стоит позволять ребенку бодр- ствовать во время, отведенное для сна. Время сна можно варьировать, но не доводить его до крайностей. Закон честности с детьми Нужно сдерживать обещания, что- бы ребенок доверял вам, и не врать. Невозможно не врать детям. Ложь во благо иногда необходима. А обещания, безусловно, нужно сдерживать. Закон формирова- ния реалистичных представлений o мире Ошибка - создавать представления детей о мире как об «идеальном». Большинство детей с момента по- ступления в интернатное учрежде- ние сталкиваются с реальным ми- ром, поэтому идеализированных представлений у детей почти не встречается. В свете направлений решения проблемы поддержки ребенка в условиях интернатного учреждения Януша Корчака обратимся к опыту их реализации в Оренбургской области. Для интернатных учреждений Оренбургской области характерна направ- ленность на творчество, предоставление широких возможностей для саморе- ализации воспитанников. Министерство образования Оренбургской области организует многочисленные мероприятия для социальной поддержки детей, находящихся в интернатных условиях (проводятся различные фестивали для создания теплых и дружеских взаимоотношений между детьми и взрослыми, например традиционный областной фестиваль воспитанников детских домов «Тепло детских сердец», который реализуется с 2010 года в рамках програм- мы «Газпром - детям») [19]. Обратим внимание на важность поддержки детей-сирот в учебной дея- тельности. Примером этой поддержки в Оренбургской области выступает об- ластной слет отличников и хорошистов, организуемый Оренбургским об- ластным дворцом творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко для вос- питанников детских домов и школ-интернатов. В нем принимают участие воспитанники областных учреждений для детей-сирот, а зрителями являются учащиеся специальных коррекционных школ и специальных интернатов [19]. Обсуждение и заключение Исследование педагогического наследия по рассматриваемой проблеме доказывает, что реализация идей Януша Корчака в научном творчестве студентов необходима. Участие студентов в конкурсе позволяет им открыть для себя ценность и актуальность гуманистических идей педагога Януша Корча- ка, внесшего неоспоримый вклад в развитие педагогической мысли, стимули- рует их развитие и мотивацию к будущей профессии в формате исследова- тельской, интеллектуальной и творческой деятельности. Именно поэтому будущим педагогам необходимо как можно больше об- ращаться к педагогическому наследию и опыту Януша Корчака в научном творчестве и принимать его слова как руководство к действию в своей буду- щей профессиональной деятельности: «Познать человека - значит прежде всего изучить ребенка… Не рассуждать, а вместе с ним чувствовать: по- детски радоваться и грустить, любить и сердиться, обижаться и стыдиться, опасаться и доверять» [20].
×

About the authors

Lyubov A. Kochemasova

Orenburg State Pedagogical University

Email: lkochem@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy and Sociology Department. 19, Soviet st., Orenburg, 460001, Russian Federation

References

  1. Валеева Р.А. Как любить ребенка: воспитательная система Януша Корчака // Педагогическая концепция и воспитательная практика Януша Корчака. - Казань, 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/kak_ lyubit_ rebenka_vospitatelnaya_sistema_yanusha_korchaka-361572.htm
  2. Januszewska E., Valeeva R. Children’s rights in Poland and Russia in the context of Janusz Korczak’s in heritage. International Journal of Environmental & Science Education, 2016. Vol. 11. No. 3. 327-338 рр.
  3. Valeeva R.A., Demakova I.D. Humanization of education in the context of Janusz Korczak pedagogical ideas. Review of European Studies, 2015. Vol. 7. No. 4. 161- 171 рр.
  4. Valeeva R., Kalimullin A. Teacher Education in Russia. Oxford Research Encyclopedia of Education. Ed. Jo Lampert. New York: Oxford University Press, 2019. Doi: http://dx.doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.446
  5. Демакова И.Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира: монография. - М.: АНО ЦНПРО, 2013. - 200 с.
  6. Демакова И.Д. Социальный педагог в поисках смыслов: о педагогических идеях Януша Корчака // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. - 2016. - № 4. - С. 49-55.
  7. Marek M. The Rights of the Child Yesterday, Today and Tomorrow - the Korczak Perspective / pod redakcją Marka Michalaka / ed. Marek Michalak. PART I. Warszawa, 2018. 575 p.
  8. Корчак Я. Избранные педагогические произведения / Пер. с пол. К.Э. Сенкевич. - М.: Педагогика, 1979. - 474 с.
  9. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. - М.: Политиздат, 1990. - 493 с.
  10. Корчак Я. Право ребенка на уважение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.koob.ru/korczak_janush/pravo_rebenka_na_uvazhenie
  11. Богуславский М.В. Использование потенциала советской системы образования в современной российской образовательной политике: возможности и риски // Тенденции развития образования. Качество образовательных результатов и образовательных реформ: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2019. - С. 41-50.
  12. Валеева Р.А. Януш Корчак. Как любить ребенка. - Казань: Социальный проект, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/524604/
  13. Каминьска М. Педагогическая концепция Януша Корчака // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 3. - Т. 2. - С. 7-12.
  14. Абдрахманова Г.Ф. Главный вклад Януша Корчака в современную педагогическую науку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/ glavnyi-vklad-ianusha-korchaka-v-sovriemiennuiu-piedaghoghichieskuiu-nauku.html
  15. Оганян Т.Б., Гвалдин А.Ю. Интеграция педагогических условий диалогичности воспитания на основе наследия Я. Корчака и В.А. Сухомлинского // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 3 (39). - С. 20-30. doi: 10.32744/pse. 2019.3.2
  16. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
  17. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Минск: Народная Асвета, 1982. - 288 c.
  18. В мире мудрых мыслей Януша Корчака: материалы международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов / науч. ред. В.Г. Рындак; отв. за вып. Л.А. Кочемасова; Мин-во науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2020. ISBN 978-5-85859- 705-6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ospu.ru/resources/e_book/ sb_stud_konk/sb_ped_k_2020.pdf
  19. Правительство Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr.orb.ru/pmpk/soc_konkurs_oxrana.php (дата посещения 10.09.2019).
  20. Korczak J. Idealna rodzina. Kolce, 1897. No. 20. 6 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Kochemasova L.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies