Area of institute’s activities for students’ orientation on agricultural industry professions



Cite item

Full Text

Abstract

Urgency of the article was due to the fact that within a market economy, socio- economy situation in country is changing, and thus labor-market is changing to, this is why it’s necessary to pay more attention to organization of targeted vocational guidance work in all stages of education process, starting from school education and ending with alumnus of vocational training institution. Vocational guidance is considered as complex of educational and learning impacts on personality; allow self-dependence for choosing of profession; allow realizing ability and inclination of personality. Modern conditions are required from agricultural institutes establishing new policy in agricultural sphere. Now we have a task for establishing for all institutions union spatial strategy in professional agricultural education; objectivation of adjustment mechanism of educational institution for new social and demographic situation that is emerging in the region especially in Kemerovo region. In the article were analyzed different ways and forms of events organization, developed by Kemerovo State Agricultural Institute, which are directed to make students chose agricultural industry profession. By analyzing institution activity in given field, conclusion was made, that it is necessary to improve vocational guidance work in institutes by using new methods and forms of work, which are actual for modern requests of schools and secondary-vocational educational institution and can exactly perform coordination function in vocational guidance work, to provide, self-dependence, realization of profession choice and continuity for given process.

Full Text

Введение В условиях рыночной экономики, связанных с высокотехнологичным производством, кардинально меняются виды трудовой деятельности и характер труда. В производство внедряются инновационные проекты, увеличивается интенсивность труда, возрастает напряженность на производстве и т. д. В связи с этим будущие специалисты должны быть готовы к умению принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные потребности, быть готовыми к необходимости повышать квалификацию на протяжении всей трудовой деятельности и адаптироваться по мере надобности в смежных областях профессиональных деятельности. Система образования в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание условий для его самоопределения и самореализации [1]. В связи с этим возникает необходимость подготовки обучающихся к определенному виду деятельности, к осознанному выбору профессии, чтобы в дальнейшем они стали компетентными, мобильными, предприимчивыми, деловыми специалистами, обладающими способностью эффективно решать различные производственные задачи. Обзор литературы Выбор профессии представляет собой сознательную деятельность личности, которая интегрирует в себе восприятие самого себя, непосредственное окружение, отношение к предметному миру и обществу, и включает такие компоненты, как формулирование цели выбора, сбор необходимой информации о профессии, обсуждение возможных вариантов выбора, отбор наиболее рациональной альтернативы, акт принятия решения, его реализация [2, 3]. Главным условием успешного выбора профессии является полноценное личностное развитие человека, наличие развитых интересов, сформированность мотивационно-потребностной сферы. Среди причин выбора профессии крайне важной является возможность трудоустройства [4]. Поэтому при организации профориентационной работы следует делать акцент на то, пользуется ли выбранная профессия спросом на рынке труда и каковы возможности после завершения профессионального образования и получения диплома найти работу по данной специальности. В условиях рыночных отношений гарантировать трудоустройство выпускникам профессиональных образовательных учреждений может только спрос со стороны работодателей. А этот спрос постоянно меняется. К сожалению, в настоящее время невозможно с уверенностью сказать, какие профессии перестанут пользоваться спросом в скором времени. Но тем не менее можно предположить, какие специалисты будут востребованы в современных социально-экономических условиях и через десятки лет. В связи с интенсивным развитием науки, информационных технологий, автоматизации производства содержание профессий зачастую изменяется и может оказаться, что обучающимся недостаточно знаний о профессии и ее содержании, требованиях, предъявляемых к той или иной профессии, новых специальностях, своих возможностях. Однако современные выпускники, имея небольшой жизненный опыт, достаточно быстро реагируют на объективно сложившуюся ситуацию, вырабатывают собственные жизненные позиции и способность жить в условиях постоянной конкуренции и борьбы, социальной и экономической нестабильности [5]. Повышению информированности обучающихся о содержании профессий и путях их получения должно уделяться существенное внимание. Для достижения этой задачи необходима целенаправленная профориентационная работа, поскольку от разовых мероприятий добиться значимого эффекта невозможно. По мнению С.В. Малина, необходимо обеспечить формирование системы взаимодействия образовательных учреждений, властных структур, родителей и потенциальных работодателей [6]. Так как в профориентационной работе участвуют многие социальные институты - система образования, семья, средства массовой информации, общественность, специальные службы и др., то при организации профессиональной ориентации обучающихся действия данных социальных институтов должны быть скоординированы. Многие родители и сами обучающиеся ориентируются на потребности в современном высококачественном образовании гуманитарного профиля. В то же время варианты, связанные с получением среднего профессионального обра- зования и дальнейшей профессиональной деятельностью в сельскохозяйствен- ном производстве, остаются за пределами их интересов. В современном обществе профессиональная ориентация представляет собой процесс динамичного согласования «человека с профессией», и главное ее назначение - обеспечить сознательный выбор профессии в соответствии с потребностями общества и интересами личности [7, 8]. Мы рассматриваем профессиональную ориентацию как совокупность воспитательных и обучающих воздействий, целью которых является обеспечение самостоятельности, сознательности выбора профессии, изучение и осуществление профессиональной деятельности, позволяющей максимально реализовать способности и склонности личности. Материалы и методы В процессе работы над статьей мы использовали частные методы исследования: наблюдение, изучение, анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, обоснование теоретической и методологической базы исследования; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта. Результаты исследования Современные условия потребовали от высших сельскохозяйственных учебных заведений выработки новой политики в сфере сельскохозяйственного образования. Сформировалась задача выработки единой для всех учебных заведений территориальной стратегии в профессиональном сельскохозяйственном образовании, обоснования механизмов адаптации образовательных учреждений к новой социальной и демографической ситуации, складывающейся в регионах и в частности в Кемеровской области. Для решения поставленной задачи отделом профориентации и довузовской подготовки Федерального государственного бюджетного образовательного учре- ждения высшего образования «Кемеровский государственный сельскохозяй- ственный институт» (Кемеровский ГСХИ) осуществляется интеграция общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, которая рассматривается как новая форма подготовки сельскохозяйственных кадров. Рассматривая сельскую школу как основного поставщика кадров для сельского хозяйства, нельзя не отметить имеющиеся отличия сельской школы от городской. К отличиям мы относим: недостаточный уровень образования выпускников сельских школ по некоторым предметам; устаревшую материально-техническую базу, включая здания, сооружения с высоким процентом износа, аудио- и видеотехнику, компьютерную технику и программное обеспечение, сельскохозяйственную технику; устаревший библиотечный фонд; высокие удельные затраты на одного учащегося, превышающие затраты в городской школе; отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций [9]. Для устранения некоторых из перечисленных отличий, оказания помощи при подготовке к ЕГЭ и профориентационной работы с обучающимися отделом профориентации и довузовской подготовки Кемеровского ГСХИ созданы аг- роклассы в сельской местности. Создание агроклассов обеспечивает непосред- ственную связь не только с вузом, но и с производством, проводятся совместные семинары и конференции ученых, учителей, исследователей, обучающихся и специалистов сельскохозяйственного производства. В агроклассах ведущие пре- подаватели Кемеровского ГСХИ разъясняют содержание теоретико-прикладных основ предметов естественнонаучного цикла и создают на его основе учебно- методические комплексы, одновременно происходит включение обучающихся в активную внеурочную и внеклассную профессионально-ориентированную дея- тельность [10]. В некоторых школах по вариативной части программы обучения высококвалифицированные специалисты нашего института совместно с препо- давателями школ проводят интегрированные уроки, уроки-практикумы, уроки- экскурсии, лабораторные занятия, направленные на профориентацию обучаю- щихся на профессии сельскохозяйственного производства. Внеурочная деятельность включает в себя воспитание у обучающихся способности выбирать род занятий путем самоанализа и анализа профессий, проведение профессиональных проб [11, 12]. Суть профессиональных проб состоит в предоставлении обучающимся возможности пережить отдельные производственные ситуации, проанализировать мотивы собственных действий через события личной жизни, осуществить рефлексию своих действий, собственных мотивов, профессиональных намерений. Ежегодно в Кемеровском ГСХИ проводится Кузбасский научно- практический агропромышленный форум при поддержке администрации Кеме- ровской области и Центра кластерного развития ОАО «Кузбасский технопарк». По традиции он объединяет на одной площадке производителей сельскохозяй- ственной продукции, представителей пищевой и перерабатывающей промыш- ленности, машиностроения и научно-образовательных организаций. На церемонии открытия агрофорума присутствуют представители админи- страции и департамента сельского хозяйства. В своих выступлениях они акцен- тируют внимание на том, что профессии, связанные с производством продукции растениеводства и животноводства, а также переработки сельскохозяйственной продукции, всегда востребованы и несут продовольственную безопасность не только региону, но и стране в целом. В рамках агрофорума проходят областные совещания, одним из которых яв- ляется семинар-совещание «Непрерывное аграрное образование: техникум - ВУЗ - ДПО», семинары и круглые столы, экскурсия-лекция по выставочным экспонатам для учащихся школ, колледжей, техникумов в научно-популярном формате «Современные технологии сельскохозяйственного производства», кон- курс по автомоделированию «Сельскохозяйственная техника будущего», интел- лектуальная викторина «Азбука сельского хозяйства», фотовыставка. Для уча- щихся школ организована региональная научно-практическая конференция «Исследования юных ученых для развития сельского хозяйства Кузбасса», главной целью которой является выявление, развитие и поддержка одаренных детей, со- здание благоприятных условий для их развития и профессионального самоопре- деления, а также привлечение будущих абитуриентов. Оценка исследователь- ской деятельности обучающихся проводится независимой экспертной группой, в состав которой входят учителя, ведущие специалисты хозяйств, преподаватели вуза. Серьезно подходить к выбору темы исследования, организации исследова- тельской деятельности и представлению полученных результатов участников конференции подталкивает жюри, которое оценивает выполнение заданий с учетом поставленной цели и требований, предъявляемых к результатам иссле- дований. Для активизации познавательной деятельности учащихся школ и техникумов в рамках проведения Кузбасского агропромышленного форума в стенах института проводится сельскохозяйственный квест «РИСК», включа- ющий в себя викторины «Азбука сельского хозяйства», «Кто что ест?», «Собери птицу» и «Что ты знаешь о Кемеровском ГСХИ?». Для популяризации знаний естественнонаучного профиля проводится заочная аграрная олимпиада «Зеленая академия», в которой принимают участие школьники 10-11-х классов. Задания олимпиады размещаются на сайте дистанционных образовательных технологий Кемеровского ГСХИ. Такая форма работы с участниками олимпиады направлена не только на их интеллектуальное развитие и получение ими углубленных знаний по биологии, физике, химии, обществознанию, но и на интеграцию данных дисциплин с сельскохозяйственным производством, а также дает возможность школьникам познакомиться с сайтом вуза [13]. Церемония награждения победителей заочной аграрной олимпиады «Зеленая академия» проводится также в рамках агрофорума. В период работы агрофорума проходит Международная научно- практическая конференция «Современные тенденции сельскохозяйственного производства в мировой экономике», где работа ведется по секциям «Инновационные технологии в растениеводстве», «Переработка сельскохозяйственной продукции: актуальность и технологии», «Инженерно- техническое обеспечение АПК», «Социальные проблемы села», «Экология и рациональное природопользование», «Инновационные технологии в животноводстве», «Экономические инструменты развития АПК» и др. Каждую из представленных секций может посетить любой желающий, в том числе школьники и студенты. Профориентационной работе в образовательных учреждениях необходимо уделять должное внимание на всех ступенях образования [8]. И поэтому профессиональная ориентация в вузе должна быть направлена не только на привлечение будущих абитуриентов, но и на формирование положительного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности. Основная функция профориентационной работы со студентами заключается в оказании помощи при формировании их собственного взгляда на будущую трудовую деятельность и в том, чтобы научить их сопоставлять знания и собственные возможности с профессиональными требованиями. Использование групповых форм обучения привлекает к участию в работе недостаточно мотивированных студентов. Работая в группе сокурсников, которые дружно выполняют какое-либо задание, обучающийся не может игнорировать выполнение работы, так как в противном случае он окажется предметом критики своих сокурсников, мнением которых он дорожит иногда даже больше, чем мнением преподавателя [14, 15]. Для студентов в рамках агрофорума проходит интеллектуальная бизнес-игра «Начинающий фермер», состоящая из нескольких этапов: разминка, интересные факты о сельском хозяйстве, мультимедийный тур, курьезные истории в сельском хозяйстве, конкурс капитанов и др. Организаторами этой игры выступает Общероссийская молодежная общественная организация «Российский союз сельской молодежи». Игра проводилась среди команд студентов 3-4-х курсов вузов Кемеровской области с целью развития навыков бизнес-планирования в сельском хозяйстве, умения решать задачи экономики и управления сельскохозяйственными организациями, выработки управленческих решений и умения работать в команде. При организации и выполнении профессиональных проб обучающимися учитываются их реальные представления о фермерском труде, ставятся конкретные задачи. Студенты представляют себя в роли фермеров, моделирующих элементы фермерского труда, предлагающих свои услуги. Обучающиеся самостоятельно определяют собственные действия, поэтому они чувствуют себя хозяевами своего труда и его результатов, ощущают важность и полезность творческих усилий, причастность к трудовой деятельности. Еще одно широкомасштабное инновационное профориентационное мероприятие «День аграрного образования и карьеры» проводится вузом начиная с 2015-2016-го учебного года. Оно проходит под руководством ректора Кемеровского ГСХИ и отдела профориентации и довузовской подготовки при поддержке администрации Кемеровской области, Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, Департамента образования и науки, администраций муниципальных районов Кемеровской области. Основной задачей данного мероприятия является популяризация сельскохо- зяйственного образования и последующей работы в агропромышленном ком- плексе. Выпускникам из районов рассказывают о том, что сельскохозяйствен- ный труд - не только почетный, но еще и довольно перспективный и комфортный, поскольку сельское хозяйство сегодня активно модернизируется, реализу- ются масштабные программы господдержки агропромышленного комплекса. Мероприятия проходят под девизом «Сельская молодежь - будущее аграрного Кузбасса». В них принимают участие ученики 9-11-х классов школ, их родители, учителя, руководители сельскохозяйственных предприятий и выпускники института. Выступая на торжественном открытии мероприятия, представители Депар- тамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеров- ской области, главы муниципальных районов обязательно останавливаются на острой потребности агропромышленного комплекса Кузбасса в молодых про- фильных кадрах, способных обеспечить продовольственную безопасность реги- она, на оказании помощи в трудоустройстве на сельскохозяйственные предприя- тия района и в получении жилья. По окончании торжественной части работа продолжается на демонстрационных площадках: совещание с руководителями, директорами школ и представителями агробизнеса о внедряемых инновациях и о политике вуза; семинар «Агроклассы Кемеровской области» для участников агропромышленного кластера; консультация «Сдаем ЕГЭ» для выпускников 11-го класса; мастер-класс «Огородные хитрости» для родителей и учителей; публичная познавательная лекция «Эти удивительные животные» для всех желающих; демонстрация работы 3D-принтера и научных опытов «Чудеса химии»; блиц-викторина «Зеленая академия»; выставка «Куда пойти учиться?»; конкурс фотографий для социальных сетей и др. Участие в мероприятиях создает педагогические условия для самовыраже- ния обучающихся, способствует приобщению к крестьянскому образу жизни, формирует качества хозяина-труженика: трудолюбие, предприимчивость, бе- режливость, экономность и творческое отношение к делу. Традиционно на территории вуза для школьников городских округов и муниципальных районов Кемеровской области 1 апреля проводится «День птиц», в рамках которого школьники учувствуют в различных творческих проектах и викторинах. Накануне Дня работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в Кемеровском ГСХИ при поддержке представителей администрации Кемеровской области, Департамента образования и науки, Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и Кемеровского НИИСХ проходит фестиваль «Золотая осень Кузбасса» под девизом «Школа - институт - агробизнес». В нем принимают участие школьники всех муниципальных районов Кемеровской области. В программу данного мероприятия включены презентации достижений учащихся образовательных учреждений городских округов и муниципальных районов, ученических производственных бригад и школьных лесничеств, встречи с представителями агробизнеса Кузбасса, награждение победителей в различных номинациях. В рамках фестиваля также проводится блиц- викторина «Азбука осени». Особое внимание в профессиональной ориентации школьников отводится работе с ученическими производственными бригадами и школьными лесниче- ствами, которая способствует развитию интереса к исследовательской работе сельскохозяйственной направленности, творческой активности и профессиональному самоопределению обучающихся. Полем деятельности ученических производственных бригад являются школьные подсобные хозяй- ства, где школьники выращивают овощные и зерновые культуры, часть которых передают в школьную столовую, оказывают посильную помощь в ремонте сель- скохозяйственной техники, занимаются учебно-исследовательской деятельно- стью. Результаты исследований, подкрепленные наблюдениями и расчетами, они переносят на школьные и приусадебные участки, демонстрируют на научно- практических конференциях. Презентация достижений ученических производ- ственных бригад, результаты работы на учебно-опытных участках, встречи с представителями агробизнеса Кузбасса, праздничный концерт проходят на вы- ставке-ярмарке «Сад и огород. Урожай 20XX», по итогам которой в номинации «Лучшая экспозиция» проходит награждение победителей. Для целенаправленной работы по ориентации обучающихся на профессии сельскохозяйственного производства в вузе создана и работает мобильная профориентационная бригада, в состав которой входят студенты-активисты - выпускники школ из посещаемых районов, преподаватели, сотрудники отдела профориентации и довузовской подготовки, сотрудники отдела внеучебной и воспитательной работы, сотрудники отдела практик и трудоустройства. Участники мобильной бригады выезжают на профориентационные мероприятия в школы, рассказывают о факультетах и направлениях подготовки, знакомят старшеклассников с многоуровневой системой образования, проводят беседы, дают индивидуальные и групповые консультации, осуществляют профессиональную диагностику, психологические тренинги. Обсуждение и заключение Таким образом, в современных условиях многие высшие образовательные учреждения испытывают проблему набора студентов. Без активной профориен- тационной деятельности, дающей положительный результат по набору обучаю- щихся, современный вуз неконкурентоспособен, так как именно обучающиеся являются главным конкурентным преимуществом. Поэтому если высшее учебное заведение планирует работать и развиваться в данных условиях, ему необ- ходимо системно и креативно подходить к выбору методов профориентацион- ной деятельности. В Кемеровском ГСХИ профориентационная работа с обуча- ющимися постоянно модернизируется, используются новые актуальные формы и методы работы, соответствующие современным запросам выпускников школ и средних профессиональных образовательных учреждений. Мы считаем, что высшие профессиональные образовательные учреждения могут выполнять ко- ординирующую функцию в профориентационной работе, так как способны обеспечить непрерывность данного процесса, самостоятельность и осознанность выбора профессии личностью, позволяющие максимально реализовать свои склонности и способности.
×

About the authors

Irina G. Kondaurova

Kemerovo State Agricultural Institute

Email: kondirina08@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Mathematics, Physics and Information Technologies Department 5, Markovtseva Str., Kemerovo, Russia, 650056

Larisa A. Filipovich

Kemerovo State Agricultural Institute

Email: laf.47@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Environmental Management and Chemical Ecology Department 5, Markovtseva Str., Kemerovo, Russia, 650056

References

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj- federacii (дата обращения: 26.12.2018).
  2. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере. - М.: Академия, 2012. - 176 с.
  3. Шикина Е.А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения [Электронный ресурс] // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2012. - № 6. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_17798692_ 26910378.pdf (дата обращения: 08.01.2019).
  4. Пилюгина Е.И., Иванова М.Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. - 2017. - № 15. - С. 619-623.
  5. Грачева Ю.В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceproblems.ru/organizatsija-proforientatsionnoj-dejatelnosti-v-vuze- problemy-i-napravlenija-razvitija.html (дата обращения: 18.12.2018).
  6. Малин С.В., Поляруш А.А. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 4. - С. 115-120.
  7. Мутырова А.Л. Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.08.- Астрахань, 2008. - 22 с.
  8. Патрахина Т.Н., Вялкова К. С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4 (апрель). - С. 271-281. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnaya-rabota-v-vuze-proektnyy- podhod (дата обращения: 12.12.2018).
  9. Филипович Л.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза. - Кемерово: Графика, 2006. - 147 с.
  10. Кондаурова И.Г. Особенности профессиональной ориентации обучающихся на профессии сельскохозяйственного производства // XVII Междунар. науч.-практ. конф. «Современные тенденции сельскохозяйственного производства в мировой экономике». - Кемерово, 2018. - С. 502-508.
  11. Глебова Г.Ф. Классический университет и общеобразовательная школа в открытой региональной системе непрерывного образования: актуальные проблемы взаимодействия // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. - № 1 (5). - С. 119-134.
  12. Сардушкина Ю.А. Взаимодействие школы и вуза как фактор повышения результативности профориентационной работы: Автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. - Самара, 2013. - 21 с.
  13. Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза //Мир современной науки. - 2011. - № 6. - С. 3-18.
  14. Паскарь В.С. Современные формы профориентационной работы в вузах [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2017. - Т. 27. - С. 64-68. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/574011.htm (дата обращения: 24.12.2018).
  15. Филипович Л.А., Кондаурова И.Г. Некоторые аспекты формирования учебной мотивации обучающихся в вузе // XVII Междунар. науч.-практ. конф.«Современные тенденции сельскохозяйственного производства в мировой экономике». - Кемерово, 2018. - С. 547-542.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Kondaurova I.G., Filipovich L.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies