REMOTE STUDENT TRAINING OF STUDENTS OF THE EARLY DIVISION


Cite item

Abstract

Mixed technique involves the integration of classical full-time and distance learning and contributes to the quality of the educational process. A certain proportion of graphic disciplines the students learn in full-time education, and the other - with the use of synchronous and asynchronous distance learning. The simplest and most economical way of synchronous learning is Skype. For transmission of graphics (complex drawings) is applied IDroo (virtual whiteboard). IDroo plugin must be installed on the computers of the tutor and the student, which makes it possible to collaboratively edit the graphic solution of problems of descriptive geometry in-line mode. Virtual board has a simple interface and easy to learn students. The article discusses the technique of application IDroo plugin.When conducting asynchronous learning using case studies, which include multimedia lectures, assignments for independent decisions, guidelines for solving problems with animated fragments, assessment criteria, test for self-control, schedule control activities and schedule remote consultations. Depending on the level of training and personal characteristics of the student chooses their own path of study of educational material, tempo, volume, etc.The article provides an analysis of the full-time and distance learning, indicating their advantages and disadvantages. The greatest effect can be achieved by the integration of full-time, asynchronous and synchronous learning. Such training is called mixed (Blended learning). The use of blended learning for full-time students contribute to the motivation of cognitive activity, the development of skills of independent work creates awareness, self-discipline, develops creativity. The article describes the method of classroom and remote consultations using mixed technology.

Full Text

Введение Основной задачей российского образования является повышение качества подготовки специалистов. В традиционной технологии обучения студентов в вузе главным критерием качества являлся уровень профессиональных зна- ний, умений и навыков. Из-за бурного развития современных технологий производства наблюдается феномен ускоренного «старения профессиональ- ных знаний», поэтому «знаниевая» парадигма утратила свою актуальность. Значимыми для специалиста становятся способность и готовность само- стоятельно добывать и обновлять знания на протяжении всей жизни. «Усиле- ние роли самостоятельной работы означает принципиальный пересмотр орга- низации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию и творческому применению полученных знаний» [1]. В рамках традиционного очного обучения невозможно активизировать самостоятельную работу студентов, развить их способности и творческий по- тенциал в полном объеме. Внедрение в систему обучения электронных тех- нологий позволяет повысить эффективность подготовки специалистов. Электронные технологии (е-learning), включающие Интернет, дистанци- онное обучение (Distance Learning) и кейс-технологии (case technology), поз- воляют формировать и развивать у студентов способности к самообразова- нию, самообучению, самооценке личности. Все большая роль отводится ди- станционной форме обучения. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» от 29 февраля 2012 г. № 273 ст. 16 «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с примене- нием информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». Структурное, временное, объемное сочетание очного и дистанционного обучения позволяет повысить качество образовательного процесса. Впервые об интеграции различных форм обучения заявили К.Дж. Бонк (Curtis J. Bonk) и Ч.Р. Грэхем (Charles R.Graham) в книге «Справочник смешанного обуче- ния» (Blended learning) в 2006 г. Обзор литературы Вопросами разработки теоретических основ дистанционного обучения занимались А.А. Андреев, Т.П. Зайченко, M. Burns, Д.А. Иванченко, Е.С. Полат, В.И. Солдаткин и др. [2-6]. Проблеме организации и управления учебной деятельностью в системе дистанционного обучения посвящены работы Г.Р. Биккуловой, Н.В. Соколь- ской, С.Г. Бондаревой, А.Е. Заварихина, В.Г. Маняхиной и др. [7-10]. Классификация форм дистанционного обучения представлена в работах А.А. Калмыкова, Е.С. Полат, А.В. Хуторского и др. [11-12]. Несмотря на то, что вопросы практического применения дистанционного обучения достаточно хорошо изучены, остается актуальной проблема организа- ции и управления дистанционным обучением студентов-очников технических вузов. В большей степени разработана методика дистанционного обучения сту- дентов гуманитарным дисциплинам, в меньшей степени - общеинженерным, например начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике. Цель нашего исследования состоит в изучении теории электронного обу- чения, в выборе методики и экспериментальной проверке эффективности смешанного обучения студентов-очников графическим дисциплинам. Материалы и методы исследования Материалом исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в таких областях, как методика обучения графическим дисциплинам, теория и практика дистанционного обучения, теория и практика смешанного обучения. Основными методами исследования стали: теоретический (анализ науч- ной литературы по дистанционному обучению), эмпирические (анкетирова- ние, тестирование, беседа, педагогическое наблюдение, педагогический экс- перимент). Результаты исследования Существуют следующие формы дистанционного обучения: синхронная и асинхронная форма. Синхронная форма напоминает классическое обучение в вузе в режиме реального времени и отличается тем, что студенты и преподаватель находят- ся на удаленном расстоянии друг от друга. Примером синхронного обучения является вебинар - дистанционный семинар, когда участники онлайн-сессии могут вести диалог с преподавателем, задавать ему вопросы в устном или письменном виде. Основным недостатком вебинаров является низкое качество видеотрансля- ции (задержки изображения или звука). Более простым и менее затратным спо- собом проведения синхронного обучения являются онлайн-консультации с помощью Skype. Однако эта программа не поддерживает возможности рисова- ния и редактирования изображения. Для организации эффективной обратной связи со студентами применяется плагин виртуальной электронной доски IDroo. Основная функция плагина IDroo заключается в возможности передачи чертежей, слайдов, картинок собеседнику, редактирования графики, построения несложных чертежей. Например, создание комплексных чертежей точки, прямой, плоскости, поверхности. Панель редактирования содержит набор инструментов для создания при- митивов: «рисование от руки», «линия», «полилиния», «линия Безье», «эл- липс» и «прямоугольник». Имеется возможность цветной заливки фигуры, настройки толщины, стиля и цвета линии, а также ввода текста и математиче- ских формул. Ранее заготовленные графические файлы можно вставлять в «виртуаль- ные доски», а также сохранять вновь созданные рисунки и чертежи как в формате IDroo, так и в других форматах. На «виртуальной доске» собесед- ники могут совместно вносить изображения в режиме онлайн и одновремен- но давать словесные пояснения. Таким образом, можно проводить на рассто- янии полноценное синхронное обучение и синхронные консультации. Асинхронное дистанционное обучение - это такая форма организации ди- станционного обучения, при которой студенты самостоятельно изучают учебный материал, используя Интернет, комплект мультимедийных фильмов и фрагментов, скринкастов и комплектов учебно-методических материалов. Образовательная коммуникация между студентами и преподавателем происходит с задержкой по времени, т. е. асинхронно, посредством электрон- ной почты. «Асинхронное обучение - форма учебной телекоммуникации, ко- гда каждый субъект обучения знакомится с учебными материалами или вы- полняет работу не одновременно со всеми, а в удобное для него время» [12]. Преимущество асинхронного обучения состоит в том, что в соответствии с уровнем подготовки и личностными качествами студент подбирает для себя траекторию изучения дисциплины, темп и объем изучения учебного материа- ла. Классические функции преподавателя при асинхронном обучении изме- няются. Если в классическом очном обучении самостоятельной работой сту- дента управлял преподаватель - формулировал цель, излагал учебный мате- риал, мотивировал, контролировал и оценивал ход и результат такой работы, то при асинхронном обучении преподаватель перестает быть носителем ин- формации и становится тьютором, т. е. консультантом по изучаемым темам дисциплины. Асинхронное дистанционное обучение реализуется в том случае, если у студентов сформированы навыки самостоятельной работы, мотивация по- знавательной деятельности, сознательность, самодисциплина, творческий по- тенциал, умение получать информацию из разных источников и преобразовывать ее в знания. Асинхронная форма имеет ряд недостатков: отсутствие очной коммуни- кации преподавателя и студента, отсутствие воспитательного воздействия на студента. Очная и дистанционная формы обучения имеют достоинства и недостатки. Практика показывает, что интеграция различных форм обучения способствует повышению эффективности подготовки специалистов, так как усиливаются преимущества дистанционного и традиционного очного обучения: активизиру- ется самостоятельная учебная деятельность студентов с учетом их индивидуаль- ных способностей, интересов, психологических особенностей, развиваются лич- ностные качества обучаемых, повышается мотивация познавательной деятель- ности. Такое обучение называется смешанным (Blended learning). «Смешанная модель обучения - это модель использования распределенных информационно- образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асин- хронного и синхронного дистанционного обучения» [13]. Основными составляющими смешанного обучения являются: традицион- ное аудиторное обучение (face-to-face), электронное обучение (online learning), самостоятельное обучение (self-study learning). Существует несколько моделей смешанной формы обучения: «…поддерживающая модель, замещающая модель, модель электронно- образовательного консультационного центра» [14]. В поддерживающей модели предполагается дополнение классического очного обучения дистанционным компонентом. Количество часов, отводи- мых на аудиторные занятия, остается неизменным, при этом объем изучаемо- го учебного материала увеличивается, следовательно, увеличивается количе- ство часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов. В замещающей модели происходит сокращение аудиторных часов, а вре- мя, отведенное на самостоятельную дистанционную работу, увеличивается. Модель электронно-образовательного консультативного центра пред- ставляет собой крупную университетскую компьютерную лабораторию и ин- формационно-образовательную среду. Классические аудиторные занятия за- меняются очными консультациями, проводимыми в компьютерной лаборато- рии. Преподаватель становится консультантом, организатором и координато- ром учебного процесса. В Самарском государственном техническом университете (опорном) на кафедре «Инженерная графика» применяется поддерживающая модель сме- шанной формы обучения, базирующаяся на оптимальных объемных, времен- ных сочетаниях очной и дистанционной (асинхронной, синхронной) форм обучения. В начале семестра каждому студенту посылают по электронной почте кейс, содержащий учебные пособия по начертательной геометрии, электронный курс лекций с анимацией, методические указания к решению задач с мультимедийными фрагментами, тренажерный комплекс, рабочие тетради по начертательной геометрии в Компас-3D, тестовые вопросы для самопроверки. При смешанном обучении меняется структура лекций и практических за- нятий. Применяя асинхронное дистанционное обучение, студенты самостоя- тельно изучают учебный материал предстоящей лекции, используя кейс и интернет-ресурсы, составляют опорный конспект, готовят вопросы лектору. Аудиторные часы отводятся на проработку наиболее сложных тем, на изучение дополнительного учебного материала, на систематизацию знаний, на применение проблемного обучения и интерактивных методов. Для повы- шения качества преподавания применяются мультимедийные фильмы, разра- ботанные автором в программе Power Point. Отвечая на вопросы студентов или поясняя трудные темы лекций, преподаватель выборочно проецирует на экран отдельные слайды, используя «сортировщик слайдов» [15]. Занятия становятся интересными и насыщенными. Еще одним направлением применения дистанционного обучения являются консультации для студентов очного отделения и школьников «Роснефть- классов». Дистанционные консультации проводятся по следующим предметам: «Начертательная геометрия и инженерная графика» - для студентов очного обучения, имеющих ограниченные возможности здоровья, и для сту- дентов, длительно отсутствующих по болезни. «Начертательная геометрия и компьютерная графика» - для «продвинутых» студентов при подготовке к олимпиадам и конкурсам. «Инженерная и компьютерная графика» - для школьников «Роснефтьклассов школ Самарской области. Студентам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется свободное посещение занятий. Модель обучения в этом случае имеет инте- грированную форму: частичное посещение очных лекций и практических за- нятий с дистанционным обучением. Доля самостоятельной работы студентов составляет 60-80 % от общего количества часов, отводимого на дисциплину. Для успешного освоения начертательной геометрии и инженерной графики студентам с ограниченными возможностями необходима помощь в организа- ции самостоятельной работы и проведение дистанционных консультаций. В зависимости от индивидуальной подготовки таких студентов разраба- тывается кейс, в который входят мультимедийные лекции, блок задач по раз- личным темам, методические указания к решению задач с пошаговыми пояс- нениями, мультимедийные фрагменты решения задач, индивидуальные гра- фические задания, критерии оценок, график контрольных мероприятий и график дистанционных консультаций. Кейсы отправляются студенту по электронной почте. Мультимедийные лекции и фрагменты разработаны в программе Power Point. Достоинство этой программы заключается в том, что она входит в офисный пакет Microsoft Office, имеет простой и понятный интерфейс, дает возможность создания красочного видеоряда и подключения анимационных эффектов. На экран можно выводить анимационные объекты в автоматиче- ском режиме или пошагово. Чаще всего студенты выбирают пошаговое появ- ление геометрических элементов, так как такой темп дает возможность де- тальной проработки ключевых принципов построения комплексных черте- жей, способов решения метрических и позиционных задач. После изучения теоретического материала студенты с ограниченными возможностями здоро- вья приступают к решению задач. При возникновении затруднений они об- ращаются за консультацией к преподавателю в очной форме либо дистанци- онно. Для синхронных дистанционных консультаций применяются Skype и плагин IDroo. Дистанционные консультации применяются для подготовки студентов к олимпиадам по предмету. Начертательная геометрия и инженерная графика являются первоосновой инженерного образования. Графические дисциплины формируют у студентов пространственное и логическое мышление, вообра- жение, вооружают будущего инженера базовыми знаниями разработки и оформления конструкторской документации. Как правило, на лекционных и практических занятиях студенты осваивают базовый уровень. Для углубле- ния теоретических и практических знаний, умений, развития мотивации по- знавательной деятельности, креативности мышления и профессиональной компетенции необходимо участие студентов в олимпиаде. Олимпиада по дисциплинам - это соревнование студентов в умении ре- шать нестандартные задачи, выбирать наиболее эффективный способ реше- ния творческих задач. Подготовка к олимпиаде - сложный и длительный процесс, требующий от преподавателя индивидуальной работы со студентом. Для этого необходимо разработать пособия, в которых в сжатой форме пред- ставлен теоретический материал, включенный в олимпиадные задания, со- здать архив региональных и всероссийских олимпиадных задач, разработать рекомендации по выполнению отдельных олимпиадных заданий. При подго- товке к олимпиадам студенты самостоятельно изучают дополнительный тео- ретический материал и решают олимпиадные задачи прошлых лет. Консуль- тации преподавателя с «продвинутыми» студентами проводятся синхронно, с применением «электронной доски». Для этой цели студенты решают задачи повышенной сложности в «Компас-График» и сохраняют документы в таких форматах, как *ipg, *png, *gif, *bmp. Чертежи переносят в IDroo. Во время дистанционной консультации проводится разбор решенных задач, анализируются допущенные ошибки, корректируется решение задач повышенной сложности. Дистанционные консультации проводятся для школьников «Роснефтьклассов» Самарской области при подготовке к конкурсам. Профильные классы создаются для учащихся 10-11-х классов, желающих в дальнейшем рабо- тать в нефтяной и газовой промышленности. Помимо основных предметов школьники изучают общеинженерные дисциплины - например, компьютер- ную и инженерную графику. Занятия в «Роснефть-классах» проводят учителя школы и преподаватели СамГТУ. Занятия проводятся один раз в месяц (8 часов). Так как школы расположены в области, то для более глубокого изучения предметов требуются консультации, которые проводятся дистанци- онно. Для этой цели преподавателями вуза разработан учебный материал, ко- торый представляется в виде мультимедийных фильмов и скринкастов, со- зданных в программах Power Point и CamStudio. По электронной почте школьникам посылают электронные учебные пособия и комплект заданий по инженерной и компьютерной графике. С помощью дистанционных консультаций осуществляется подготовка школьников к международному конкурсу «Будущие асы цифрового машино- строения». После выбора темы по 3D-моделированию учащиеся самостоя- тельно определяют способы и последовательность создания модели. При воз- никновении учебной проблемы учащиеся анализируют проблемную ситуа- цию, осуществляют поиск недостающей информации в сети Интернет или обращаются за дистанционной консультацией к преподавателю. Консульта- ция может проходить асинхронно или синхронно. После разрешения пробле- мы школьники получают новую порцию знаний. Задания не должны выполняться по шаблону, по образцу. Они должны вызывать у школьников стремление к нахождению оптимального способа моделирования изделия. Такая деятельность усиливает интерес к инженерной и компьютерной графике, развивает пространственное воображение, творче- ский потенциал и самостоятельность мышления. Обсуждение и заключение Результаты тестирования, анкетирования и балльно-рейтингового кон- троля показывают, что применение смешанной формы обучения графическим дисциплинам студентов очного отделения повышает качество учебного про- цесса. Дистанционное обучение позволяет оптимизировать самостоятельную работу студентов и способствует формированию сознательности, самодисци- плины, мотивирует познавательную деятельность, обеспечивает индивидуа- лизацию и дифференциацию учебного процесса.
×

About the authors

Olga M. Sevostyanova

Samarа State Technical University

Email: omprox.3658@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Engineering Graphics Department. 244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, Russia, 443010

References

  1. Широбоков С.М. Нормативное и правовое обеспечение системы дистанционного образования - актуальная задача развития системы образования России // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2008. - № 4. - С. 26-35.
  2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Изд-во МЭСИ, 1999. - 196 с.
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
  4. Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. - М.: Союз, 2005. - 192 с.
  5. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
  6. Burns M. Distance Education for Teacher Training: Modes, Models and Methods [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://idd.edc.org/sites/ idd.edc.org/files/DE%20Book-final.pdf (дата обращения: 5.03.2018).
  7. Биккулова Г.Р. Методика дистанционного формирования коммуникативной компетенции студентов естественных факультетов университета: Дисс. … канд. пед. наук. - СПб, 2008. - 239 с.
  8. Сокольская Н.В. Особенности мотивации учебной деятельности студентов вузов с дистанционной образовательной технологией: дис. … канд. пед. наук. - Белгород, 2006. - 223 с.
  9. Бондарева С.Г. Педагогические условия организации дистанционного обучения в процессе подготовки будущих учителей: дис. … канд. пед. наук. - Барнаул, 2003. - 165 c.
  10. Маняхина В.Г. Организация внеаудиторной самостоятельной работы будущих учителей информатики в условиях применения сетевых дистанционных образовательных технологий: дис. … канд. пед. наук. - М., 2009. - 181 с.
  11. Калмыков А.А. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию. - М., 2005. - 196 c.
  12. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 c.
  13. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дисс. … докт. пед. наук. - М., 2007. - 40 с.
  14. Фандей В.А. Смешанное обучение: современное состояние и классификация моделей смешанного обучения // Системный анализ, управление и обработка информации. Информатизация образования и науки. - 2011. - № 4(12). - С. 115-125.
  15. Москалева Т.С., Севостьянова О.М. Оптимизация методов обучения для лекционного курса // Международный науч.-иссл. журнал International Research Journal. - Екатеринбург, 2016. - № 12(54), ч. 4. - С. 55-57.

Copyright (c) 2018 Sevostyanova O.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies