Comparative characteristics of the content in the third age university education in Germany and Russia


Cite item

Full Text

Abstract

This article offers the analysis of work of the University of the Third Age in Germany and Russia, in particular, the content aspect of its educational programs is under consideration. This social institute was created for improvement of living level quality of elderly people. In the article the problems are defined which have arisen because of outdated approaches to the solution of the matter. We have highlighted the classification of the content fields, the most demanded at the present stage. The system of measures for development of content aspect of the University of the Third Age in Russia is offered.

Full Text

Современные особенности «университета третьего возраста». «Уни- верситет третьего возраста» в современном мире - это новая форма работы с пожилыми людьми, включающая в себя организацию просветительских и учебных курсов, творческих мастерских, курсовое обучение по различным программам. Основной целью проекта является создание условий для изме- нения стереотипа поведения и жизненных установок пожилых людей: уход от пассивной, потребительской позиции и формирование новой модели лич- ностного поведения путем вовлечения пожилых людей в образовательный процесс, разработку и осуществление общественно значимых проектов, уве- личение степени их участия в общественной жизни [1]. Работа этих учреждений представляет собой большой практический опыт в обучении пожилых людей, который, однако, требует основательной прора- ботки с точки зрения научно-теоретических основ педагогической поддержки людей «третьего возраста». Данная статья предлагает рассмотрение содержа- ния обучения «университета третьего возраста» в России. Система дополнительного образования для пожилых людей успешно функционирует в Германии, что обусловлено комплексным подходом, учи- тывающим подобный опыт в США, Франции, Японии и других странах. В этой связи мы видим важность освоения зарубежного опыта для раскрытия, сравнения и внедрения в российское образование наиболее успешных теоре- тических подходов и технологий обучения с учетом содержания, видов и форм образования взрослых при реализации собственного потенциала и традиций. Педагогический опыт работы с пожилыми людьми в Германии представляет интерес, поскольку там данное направление в образовании по- лучило особенное развитие в плане разработки теоретических основ, разно- образия форм и содержания [1]. Анализ опыта работы «университета третьего возраста» Германии показал, что при адекватном определении содержания, форм и соответствующих методов работы пожилые люди проявляют себя как постоянные участники и активисты в подготовке и проведении образовательных программ, а также помощники спе- циалистов учреждений дополнительного образования для сеньоров [2]. Содержание образования «университета третьего возраста» в Герма- нии. Система «университетов третьего возраста» в Германии полностью сформирована и органично вписана как в общую систему образования, явля- ясь практическим воплощением идеи образования в течение всей жизни че- ловека, так и в социально-производственную структуру немецкого общества [1]. В ходе исследования разнообразных образовательных предложений для пожилых взрослых были выделены классификации С. Каде, Ю. Айерданц, Г. Шойбле как наиболее подробно отражающие интересующий нас аспект, а именно содержание образовательной деятельности. С. Каде (1997) выделяет учебное поле биографии (работа с профессио- нальным и личным опытом), учебное поле повседневной жизни (преодоление проблем посредством активного образа жизни), учебное поле креативности или творчества (самовыражение через творчество) и учебное поле продук- тивности (общественная и добровольная работа) [3, с. 48]. Положительная сторона данной классификации состоит в том, что в ней прослеживается четкое распределение и разделение интересов пожилых людей. Однако мы считаем, что учебное поле повседневности и поле творчества целе- сообразно объединить, поскольку содержательно они оба отражают потребность пожилого человека в активном и плодотворном проведении своего свободного времени для улучшения физического или психологического здоровья. Более подробную классификацию образовательных программ «универси- тета третьего возраста» предлагает Ю. Айерданц (1992). Он выделяет шесть областей на основе тем, интересных для пожилого человека: 1) образование пожилых как передача знаний о старости и старении, подготовка к старости; 2) разговорные кружки с коммуникативным компонентом (например, обуче- ние иностранным языкам); 3) учебные предложения, охватывающие темы, специально предназначенные для пожилых (темы о гражданских правах, здо- ровье, краеведение и другие); 4) общеобразовательная программа обучения; 5) подготовка пожилых к постпрофессиональной деятельности; 6) политиче- ское образование [4, с. 170]. В классификации Ю. Айерданца присутствует много содержательных областей, но не просматривается четкое основание для разделения направле- ний содержания: в классификации есть и виды деятельности, и тематические направления. Г. Шойбле (1995) подразделяет внеуниверситетские образовательные про- граммы для пенсионеров по их тематическому принципу. Он выделяет: традиционное образование для пожилых людей на темы культуры и творчества, темы здоровья, правовых знаний, краеведения; 2) предложения, которые ставят своей целью сообщение информации или знаний; предлагаются темы о граждан- ских правах, здоровье, истории, социальных нововведениях и политических собы- тиях; 3) «практическое начало», которому соответствуют предложения по обуче- нию новым технологиям и обращению с новыми приборами домашнего хозяй- ства, новой цифровой техникой, компьютером и Интернетом; 4) предложения, в основе которых лежит профессиональный и жизненный опыт, интерпретируемый применительно к новым условиям; компьютерная грамотность, обучение на мед- сестер, нянечек, сиделок с целью последующего устройства на работу; 5) «новое начало», связанное с пережитым опытом, при котором с помощью образования, направленного на пережитые впечатления от событий, усиливают самосознание и смысл жизни [5, с. 248-251]. Данная классификация отражает подробную картину содержательных направлений, наиболее востребованных и популярных в обучении пожилых людей. С нашей точки зрения, четвертое и пятое выделения можно было бы объединить, так как оба они отражают интерпретационную функцию, связан- ную с применением опыта в новых условиях жизни [1]. Проанализировав данный материал, мы выделили три основные образо- вательные области в содержании образовательной работы для пожилых лю- дей в Германии: профессионально-техническую (образование, направленное на практические умения, продолжение профессиональной деятельности); со- циальную (образование через повседневную жизнь, общественное образова- ние, основанное на добровольной деятельности пожилых людей); культурно- творческую (личностное образование). Такое распределение содержания в образовательных учреждениях не случайно, поскольку оно отражает наиболее востребованные области интере- сов пожилых людей. Кроме того, эти направления отражают тенденции раз- вития современного образования для пожилых людей в Германии и в насто- ящее время являются наиболее разрабатываемыми областями в образователь- ной работе «университета третьего возраста», где интенсивное развитие находит профессиональное содержательное направление, поскольку дает возможность использовать богатый опыт пожилых людей применительно к новой жизненной ситуации. Наблюдается также тенденция к расширению содержательных направлений и углублению специфики содержательных направлений [1, 6]. Социальная сторона образования получила развитие в контексте соци- альных изменений в обществе и требований, которые общество предъявляет к живущим в нем людям. В Германии задачу включения пожилых людей в жизнь общества во многом решает их участие в волонтерской работе. Культурно-творческое направление связано с творческим развитием, что стимулирует пожилых взрослых к участию в образовательных проектах. На особое влияние творчества на жизнь пожилых людей указывали такие немец- кие исследователи, как О.-Ф. Больнов, Г. Форххаймер и др. [7, 8]. В целом творческая деятельность способствует оздоровлению психики, развитию внутреннего мира, расширению личных связей для общения. Содержание образования «университета третьего возраста» в России. В ходе опросов, касающихся наиболее востребованных областей интересов пожилых людей в России, Т.М. Кононыгина (2008) выявила следующие ос- новные интересы пожилых людей к предметным областям: 68 % - темы здо- ровья, медицинские знания; 53 % - правовые знания; 38 % - изучение ино- странных языков [9]. Эти данные нашли отражение в содержательных направлениях, которые на сегодняшний день разрабатываются в образова- тельных учреждениях России. Наиболее востребованным является социальное направление, поскольку акцент делается на социальную составляющую содержания образования и общественную деятельность, так как это наиболее доступный способ само- реализации для пожилых людей, предлагаемый социальными учреждениями в России [10-16]. Вторым по значимости содержательным направлением в России является культурно-творческое, составляющее содержание досуговой деятельности [1, 9, 17, 18]. Культурно-творческое направление связано с творческим развити- ем, что стимулирует пожилых к участию в образовательных проектах. Твор- чество оказывает особое влияние на жизнь пожилых людей. Этот факт отме- чается в работах немецких исследователей, таких как О.-Ф. Больнов (1962) [7], Г. Форххаймер 1994 [8], М. Коли 1985 [19] и др., и в работах отечественных специалистов Т.М. Кононыгиной (2008) [9], М.Т. Громковой (2005) [18], С.Г. Вершловского (2012) [17] и др. Учреждения, предлагающие образовательные программы пожилым лю- дям в России, общественные организации, центры социальной помощи, соци- альные службы в большинстве своем направлены на социально- патриотическую работу или на организацию досуга пожилых людей, что от- носится к социальному и культурно-творческому направлению содержания. Третьим по значимости является профессионально-техническое содержа- тельное направление, поскольку «университет третьего возраста» в России еще не стал таким распространенным явлением, как в Германии, где эти ин- ституты работают при всех крупных вузах и учреждениях дополнительного образования взрослых [1, 6]. Следовательно, существует острая необходи- мость развития данного направления в России по причине повышения пенси- онного возраста, увеличения трудоспособного возраста, изменений в научно- технической сфере труда и т. п. Проблемы образовательной работы с пожилыми людьми в России. Сравнительный анализ практического материала дополнительного образова- ния для пожилых людей в России выявил ряд проблем. Система дополнительного образования людей «третьего возраста» нахо- дится на стадии институционального становления. Российские специалисты, ра- ботающие с пожилыми людьми в учреждениях данного типа [1, 9, 17, 18], отме- чают, что существует межведомственная разобщенность учреждений, так как отсутствует документальная и методическая составляющая, которая объединяла бы работу данных организаций. Причиной данного положения в системе обра- зования для пожилых людей в России послужили исторические события, свя- занные с государственной перестройкой и распадом старой образовательной си- стемы. Однако следует отметить, что в России появились десятки народных университетов, «университетов третьего возраста» и общественных организаций [10-16], занимающихся образованием пожилых людей. Разобщенность образовательных учреждений является следствием от- сутствия обмена опытом, который есть необходимое условие развития инсти- туциализации учреждений для пожилых людей. Информированность о возможностях обучения людей «третьего воз- раста», практическом опыте образовательных центров для данной возрастной группы недостаточна, в то время как в Германии работает четкая система оповещения при поддержке государственных органов и рекламных агентств. В России получает широкое распространение социальное и культурно- творческое направления в содержании образования пожилых людей. Однако про- фессиональное направление остается без должного внимания, поскольку профес- сиональное образование требует соответствующего преподавательского состава и дополнительного оборудования, что приводит к значительным затратам. Образовательные программы в России не всегда учитывают особенно- сти пожилых людей. Недостаточно глубоко изучены методики обучения, от- сутствует профессиональный персонал для работы с людьми пожилого воз- раста. В связи с этим в России актуальным направлением для развития со- держания образования является обучение профессиональных педагогов для «университетов третьего возраста». В Германии существует и плодотворно работает система аниматоров, обучающих мастеров, которые, в свою очередь, обучают волонтеров, в том числе и из рядов самих обучаемых [3, 7, 8]. В Рос- сии данная система привлечения работников и волонтеров пока еще проходит стадию становления [1, 9, 17, 18]. Дополнительное образование пожилых лю- дей способствует формированию новой системы ценностей и культуры ста- рения, которые соответствуют требованиям современного демократического общества. Полученная системная характеристика содержания, форм и мето- дов образования «университета третьего возраста» в Германии позволяет глубже осмыслить закономерности и тенденции процесса совершенствования дополнительного образования взрослых в России. Тенденции развития содержания образования пожилых людей в Рос- сии. Анализ программного содержания в ряде «университетов третьего воз- раста» в России позволил выделить следующие тенденции развития содержа- тельного аспекта. Наиболее разрабатываемыми содержательными направлениями в Рос- сии являются социальное и культурно-творческое. Однако, как утверждают многие отечественные специалисты, существует острая необходимость в раз- работке программ непосредственно для пожилых людей с учетом их совре- менных интересов, потребностей и специфики возраста [1, 9, 17, 18]. В области профессионально-технического направления содержания разрабатываются программы по отдельным предметам: компьютерная гра- мотность, цифровые технологии, изучение иностранных языков [6]. Однако данное направление в большей степени в российской практике относится к досуговой деятельности, поскольку не имеет пока еще выхода на профессиональное применение полученных знаний. В этом плане российский «универ- ситет третьего возраста» требует дополнительной проработки. Примером может послужить образование пожилых людей в Германии, где налажена си- стема сертифицирования полученного профессионального образования по- жилыми людьми и система трудоустройства людей «третьего возраста» соот- ветственно полученному сертификату. Наблюдается расширение и углубление содержания всех образова- тельных направлений в связи с научно-техническим развитием. Об этом сви- детельствуют разнообразные проекты, появившиеся в России в последнее де- сятилетие [10-16]. Система дополнительного образования взрослых в России стремится систематизировать образовательные учреждения для пожилых людей, кон- кретизировать цели и задачи каждого учреждения, определить содержание образования и в соответствии с ним формы и методы работы с людьми «тре- тьего возраста», что способствует повышению интереса пожилых людей к обучению. Система мер по развитию содержательного аспекта «университета третьего возраста» в России. Необходимо стимулировать разработку и внедрение инновационных образовательных программ для пожилых, направленных на повышение кон- курентоспособности пожилых граждан в сфере занятости через освоение ими современных технологий, на повышение материального благополучия этой социально незащищенной категории населения. Совершенствование и развитие контактов, обмен опытом не только на ре- гиональном, но и на федеральном и международном уровне существенно рас- ширит и усовершенствует эту образовательную область, укрепит межвузовские связи и обмен опытом, сотрудничество вузов с производственными предприяти- ями, учреждениями по повышению квалификации и профсоюзами. Необходимо осуществлять консультирование пожилых людей по во- просам образовательных возможностей и влияния образования на человека, обеспечить широкое информирование пожилых людей по вопросам обучения в учреждениях социальной работы с пожилыми через публикации в элек- тронных и печатных СМИ. Для расширения кругозора пожилых взрослых, лучшего удовлетворе- ния их познавательных потребностей и учета индивидуальных особенностей важно предусмотреть расширение содержания образовательных программ и увеличить спектр образовательных услуг по профессиональной подготовке [1, с. 18]. Поскольку существует острая необходимость для российских пен- сионеров в продолжении трудовой деятельности, важно развивать такие фор- мы образовательных услуг, как подготовка в предпенсионном возрасте к постпрофессиональной деятельности, которая способствует более активной интеграции пожилых взрослых в социальную, экономическую и политиче- скую жизнь посредством участия их в общественных объединениях. Практи- ка функционирования народных «университетов третьего возраста» расширя- ется путем открытия в городах России филиалов на базе общественных орга- низаций образования и социальной защиты населения. Учет накопленного в Германии опыта может способствовать оптимизации их работы. Необходимо улучшить условия для профессионального развития спе- циалистов в области образования взрослых и расширить их спектр деятельно- сти, включая образование пожилых взрослых. Программы должны учитывать потребности пожилых людей и специфику их обучения. В дальнейшем важно сформировать систему подготовки кадров для образования пожилых людей. Опыт немецких «университетов третьего возраста», обеспечивающих посте- пенный переход человека от предпенсионного периода к постпрофессиональ- ному, реализацию возможностей и интересов людей, разнообразие форм и методов работы, является ценным источником обогащения, углубления и расширения теории и практики образования пожилых людей, в том числе применительно к российской действительности. Осуществлять постоянный мониторинг опыта образовательных учре- ждений для пожилых по вопросам оценки качества образовательных про- грамм для пожилых людей и стимулировать проведение научных исследова- ний по данной проблеме. Содействовать созданию постоянной системы обмена опытом среди организаций, специалистов, участников образовательного процесса из регио- нов по реализации образовательных программ для пожилых людей. Мы считаем, что внедрение результатов предлагаемого исследования в сферу дополнительного образования пожилых людей в России может при- вести к повышению эффективности работы учреждений подобного рода, например увеличению посещаемости курсов «университета третьего возрас- та» в России и удовлетворению студентов процессом обучения. В конечном итоге учеба в «университете третьего возраста» способствует смягчению со- циальной и психологической напряженности. Заключение. Результатом данной работы стала разработка системы мер по развитию содержательного аспекта «университета третьего возраста» в России, которая учитывает запросы и интересы пожилых людей, потребно- сти общества и опыт работы «университета третьего возраста» в Германии. В ходе исследования были выделены три основные образовательные области в содержании образовательной работы для пожилых людей, наиболее разви- ваемые на современном этапе, которые были положены в основу классифи- кации применительно к отечественному образованию людей «третьего воз- раста»: социальное образование, культурно-творческое и профессиональнотехническое. К тенденциям развития мы отнесли интенсивное развитие соци- ального содержательного направления, расширение и углубление содержания всех образовательных направлений в целом, систематизацию и конкретиза- цию целей и задач каждого учреждения и соответственно с этим содержания образования.
×

About the authors

Inna V. Vysotskaya

Volgograd State Technical University

Email: niphertity@gmail.com
Associate Professor of Foreign Languages Department 28, Lenin Avenue, Volgograd, 400005

Victoria V. Tikhaeva

Volgograd State Technical University

Email: tilsitka@yandex.ru
Associate Professor of Foreign Languages Department 28, Lenin Avenue, Volgograd, 400005

Ekaterina A. Glebova

Volgograd State Technical University

Email: eaglebova@mail.ru
Associate Professor of Foreign Languages Department 28, Lenin Avenue, Volgograd, 400005

References

  1. Высоцкая И.В. Становление и развитие университета третьего возраста в Германии. 2015. - 238 с. Диссертация 13.00.01: URL: http://vspu.ru/sites/ default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_vysockaya_pdf.pdf#3.
  2. Vysotskaya I.V., Toporkova О.V., Glebova Е.А., Tikchaeva V.V. SCOPUS: Social PedagogicalWork with different age groups in Germany. International Journal of Environmental and Science Education. 2016, 11(16), pp. 9448-9456.
  3. Kade S. Die andere Geschichte. Spurensicherung im Vorruhestand, DIE: Frankfurt a. M, 1997.
  4. Eierdanz J. Bildung für das Alter oder gegen das Altern? Zum aktuellen Stand und zu den Perspektiven einer Altenbildung. In: Glaser, Hermann & Thomas Röbke (Hrsg.): Dem Alter einen Sinn geben. Wie Senioren kulturell aktiv sein können. Heidelberg: Hüthing, 1992, 167-197.
  5. Schäuble G. Sozialisation und Bildung der jungen Alten vor und nach der Berufsaufgabe. Stuttgart, Enke, 1995.
  6. Тихаева В.В. Становление и развитие системы дополнительного образования взрослых в Германии. 2016. - 255 с. Диссертация 13.00.01: URL: http://vspu.ru/sites/default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_3.pdf
  7. Bollnow O.-F. Das hohe Alter, In: Neue Sammlung, 1962, 389 s.
  8. Forchheimer G./R. Seitz Senioren sind kreativ, München, 1994.
  9. Кононыгина Т.М. Геронтообразование: навстречу потребностям пожилых // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред. Г.А. Ключарев. - М.: ИС РАН, 2008. - С. 248-273.
  10. Университет III возраста» в отделении дневного пребывания в ГБУ ЦСО «Куркино» http://kcsokurkino.narod.ru/index/0-24
  11. http://kirishi.47lib.ru/proekti/universitet
  12. Университет третьего возраста ИТМО http://u3a.ifmo.ru
  13. Университет «Серебряный возраст» (Санкт-Петербург) http://silveryears.ru
  14. Университет третьего возраста в Казани http://www.pfrf.ru/branches/tatarstan/news~2015/09/04/97378
  15. Университет третьего возраста на базе ГБУ ТЦСО «Жулебино» (Москва) http://kcsojulebino.ru/site/30.html
  16. ЛКЦСОН Лермонтовский комплексный центр социального обслуживания населения Ставропольского края http://xn--j1abhdo3a.xn--p1ai/index/ universitet_quot_tretego_vozrasta_quot/0-21
  17. Вершловский С.Г. Постдипломное образование: вызовы времени // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. - 2012. - № 1-2 (18-19). - С. 25-30.
  18. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с.
  19. Kohli M. (1985). Die Institutionalisierung des Lebenslaufs. Historische Befunde und theoretische Argumente. KZfSS, 1, 1-29.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Vysotskaya I.V., Tikhaeva V.V., Glebova E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies