Сравнительная характеристика содержания образования «университета третьего возраста» в германии и России
- Авторы: Высоцкая И.В.1, Тихаева В.В.1, Глебова Е.А.1
-
Учреждения:
- Волгоградский государственный технический университет
- Выпуск: Том 14, № 4 (2017)
- Страницы: 37-47
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52264
- ID: 52264
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Полный текст
Современные особенности «университета третьего возраста». «Уни- верситет третьего возраста» в современном мире - это новая форма работы с пожилыми людьми, включающая в себя организацию просветительских и учебных курсов, творческих мастерских, курсовое обучение по различным программам. Основной целью проекта является создание условий для изме- нения стереотипа поведения и жизненных установок пожилых людей: уход от пассивной, потребительской позиции и формирование новой модели лич- ностного поведения путем вовлечения пожилых людей в образовательный процесс, разработку и осуществление общественно значимых проектов, уве- личение степени их участия в общественной жизни [1]. Работа этих учреждений представляет собой большой практический опыт в обучении пожилых людей, который, однако, требует основательной прора- ботки с точки зрения научно-теоретических основ педагогической поддержки людей «третьего возраста». Данная статья предлагает рассмотрение содержа- ния обучения «университета третьего возраста» в России. Система дополнительного образования для пожилых людей успешно функционирует в Германии, что обусловлено комплексным подходом, учи- тывающим подобный опыт в США, Франции, Японии и других странах. В этой связи мы видим важность освоения зарубежного опыта для раскрытия, сравнения и внедрения в российское образование наиболее успешных теоре- тических подходов и технологий обучения с учетом содержания, видов и форм образования взрослых при реализации собственного потенциала и традиций. Педагогический опыт работы с пожилыми людьми в Германии представляет интерес, поскольку там данное направление в образовании по- лучило особенное развитие в плане разработки теоретических основ, разно- образия форм и содержания [1]. Анализ опыта работы «университета третьего возраста» Германии показал, что при адекватном определении содержания, форм и соответствующих методов работы пожилые люди проявляют себя как постоянные участники и активисты в подготовке и проведении образовательных программ, а также помощники спе- циалистов учреждений дополнительного образования для сеньоров [2]. Содержание образования «университета третьего возраста» в Герма- нии. Система «университетов третьего возраста» в Германии полностью сформирована и органично вписана как в общую систему образования, явля- ясь практическим воплощением идеи образования в течение всей жизни че- ловека, так и в социально-производственную структуру немецкого общества [1]. В ходе исследования разнообразных образовательных предложений для пожилых взрослых были выделены классификации С. Каде, Ю. Айерданц, Г. Шойбле как наиболее подробно отражающие интересующий нас аспект, а именно содержание образовательной деятельности. С. Каде (1997) выделяет учебное поле биографии (работа с профессио- нальным и личным опытом), учебное поле повседневной жизни (преодоление проблем посредством активного образа жизни), учебное поле креативности или творчества (самовыражение через творчество) и учебное поле продук- тивности (общественная и добровольная работа) [3, с. 48]. Положительная сторона данной классификации состоит в том, что в ней прослеживается четкое распределение и разделение интересов пожилых людей. Однако мы считаем, что учебное поле повседневности и поле творчества целе- сообразно объединить, поскольку содержательно они оба отражают потребность пожилого человека в активном и плодотворном проведении своего свободного времени для улучшения физического или психологического здоровья. Более подробную классификацию образовательных программ «универси- тета третьего возраста» предлагает Ю. Айерданц (1992). Он выделяет шесть областей на основе тем, интересных для пожилого человека: 1) образование пожилых как передача знаний о старости и старении, подготовка к старости; 2) разговорные кружки с коммуникативным компонентом (например, обуче- ние иностранным языкам); 3) учебные предложения, охватывающие темы, специально предназначенные для пожилых (темы о гражданских правах, здо- ровье, краеведение и другие); 4) общеобразовательная программа обучения; 5) подготовка пожилых к постпрофессиональной деятельности; 6) политиче- ское образование [4, с. 170]. В классификации Ю. Айерданца присутствует много содержательных областей, но не просматривается четкое основание для разделения направле- ний содержания: в классификации есть и виды деятельности, и тематические направления. Г. Шойбле (1995) подразделяет внеуниверситетские образовательные про- граммы для пенсионеров по их тематическому принципу. Он выделяет: традиционное образование для пожилых людей на темы культуры и творчества, темы здоровья, правовых знаний, краеведения; 2) предложения, которые ставят своей целью сообщение информации или знаний; предлагаются темы о граждан- ских правах, здоровье, истории, социальных нововведениях и политических собы- тиях; 3) «практическое начало», которому соответствуют предложения по обуче- нию новым технологиям и обращению с новыми приборами домашнего хозяй- ства, новой цифровой техникой, компьютером и Интернетом; 4) предложения, в основе которых лежит профессиональный и жизненный опыт, интерпретируемый применительно к новым условиям; компьютерная грамотность, обучение на мед- сестер, нянечек, сиделок с целью последующего устройства на работу; 5) «новое начало», связанное с пережитым опытом, при котором с помощью образования, направленного на пережитые впечатления от событий, усиливают самосознание и смысл жизни [5, с. 248-251]. Данная классификация отражает подробную картину содержательных направлений, наиболее востребованных и популярных в обучении пожилых людей. С нашей точки зрения, четвертое и пятое выделения можно было бы объединить, так как оба они отражают интерпретационную функцию, связан- ную с применением опыта в новых условиях жизни [1]. Проанализировав данный материал, мы выделили три основные образо- вательные области в содержании образовательной работы для пожилых лю- дей в Германии: профессионально-техническую (образование, направленное на практические умения, продолжение профессиональной деятельности); со- циальную (образование через повседневную жизнь, общественное образова- ние, основанное на добровольной деятельности пожилых людей); культурно- творческую (личностное образование). Такое распределение содержания в образовательных учреждениях не случайно, поскольку оно отражает наиболее востребованные области интере- сов пожилых людей. Кроме того, эти направления отражают тенденции раз- вития современного образования для пожилых людей в Германии и в насто- ящее время являются наиболее разрабатываемыми областями в образователь- ной работе «университета третьего возраста», где интенсивное развитие находит профессиональное содержательное направление, поскольку дает возможность использовать богатый опыт пожилых людей применительно к новой жизненной ситуации. Наблюдается также тенденция к расширению содержательных направлений и углублению специфики содержательных направлений [1, 6]. Социальная сторона образования получила развитие в контексте соци- альных изменений в обществе и требований, которые общество предъявляет к живущим в нем людям. В Германии задачу включения пожилых людей в жизнь общества во многом решает их участие в волонтерской работе. Культурно-творческое направление связано с творческим развитием, что стимулирует пожилых взрослых к участию в образовательных проектах. На особое влияние творчества на жизнь пожилых людей указывали такие немец- кие исследователи, как О.-Ф. Больнов, Г. Форххаймер и др. [7, 8]. В целом творческая деятельность способствует оздоровлению психики, развитию внутреннего мира, расширению личных связей для общения. Содержание образования «университета третьего возраста» в России. В ходе опросов, касающихся наиболее востребованных областей интересов пожилых людей в России, Т.М. Кононыгина (2008) выявила следующие ос- новные интересы пожилых людей к предметным областям: 68 % - темы здо- ровья, медицинские знания; 53 % - правовые знания; 38 % - изучение ино- странных языков [9]. Эти данные нашли отражение в содержательных направлениях, которые на сегодняшний день разрабатываются в образова- тельных учреждениях России. Наиболее востребованным является социальное направление, поскольку акцент делается на социальную составляющую содержания образования и общественную деятельность, так как это наиболее доступный способ само- реализации для пожилых людей, предлагаемый социальными учреждениями в России [10-16]. Вторым по значимости содержательным направлением в России является культурно-творческое, составляющее содержание досуговой деятельности [1, 9, 17, 18]. Культурно-творческое направление связано с творческим развити- ем, что стимулирует пожилых к участию в образовательных проектах. Твор- чество оказывает особое влияние на жизнь пожилых людей. Этот факт отме- чается в работах немецких исследователей, таких как О.-Ф. Больнов (1962) [7], Г. Форххаймер 1994 [8], М. Коли 1985 [19] и др., и в работах отечественных специалистов Т.М. Кононыгиной (2008) [9], М.Т. Громковой (2005) [18], С.Г. Вершловского (2012) [17] и др. Учреждения, предлагающие образовательные программы пожилым лю- дям в России, общественные организации, центры социальной помощи, соци- альные службы в большинстве своем направлены на социально- патриотическую работу или на организацию досуга пожилых людей, что от- носится к социальному и культурно-творческому направлению содержания. Третьим по значимости является профессионально-техническое содержа- тельное направление, поскольку «университет третьего возраста» в России еще не стал таким распространенным явлением, как в Германии, где эти ин- ституты работают при всех крупных вузах и учреждениях дополнительного образования взрослых [1, 6]. Следовательно, существует острая необходи- мость развития данного направления в России по причине повышения пенси- онного возраста, увеличения трудоспособного возраста, изменений в научно- технической сфере труда и т. п. Проблемы образовательной работы с пожилыми людьми в России. Сравнительный анализ практического материала дополнительного образова- ния для пожилых людей в России выявил ряд проблем. Система дополнительного образования людей «третьего возраста» нахо- дится на стадии институционального становления. Российские специалисты, ра- ботающие с пожилыми людьми в учреждениях данного типа [1, 9, 17, 18], отме- чают, что существует межведомственная разобщенность учреждений, так как отсутствует документальная и методическая составляющая, которая объединяла бы работу данных организаций. Причиной данного положения в системе обра- зования для пожилых людей в России послужили исторические события, свя- занные с государственной перестройкой и распадом старой образовательной си- стемы. Однако следует отметить, что в России появились десятки народных университетов, «университетов третьего возраста» и общественных организаций [10-16], занимающихся образованием пожилых людей. Разобщенность образовательных учреждений является следствием от- сутствия обмена опытом, который есть необходимое условие развития инсти- туциализации учреждений для пожилых людей. Информированность о возможностях обучения людей «третьего воз- раста», практическом опыте образовательных центров для данной возрастной группы недостаточна, в то время как в Германии работает четкая система оповещения при поддержке государственных органов и рекламных агентств. В России получает широкое распространение социальное и культурно- творческое направления в содержании образования пожилых людей. Однако про- фессиональное направление остается без должного внимания, поскольку профес- сиональное образование требует соответствующего преподавательского состава и дополнительного оборудования, что приводит к значительным затратам. Образовательные программы в России не всегда учитывают особенно- сти пожилых людей. Недостаточно глубоко изучены методики обучения, от- сутствует профессиональный персонал для работы с людьми пожилого воз- раста. В связи с этим в России актуальным направлением для развития со- держания образования является обучение профессиональных педагогов для «университетов третьего возраста». В Германии существует и плодотворно работает система аниматоров, обучающих мастеров, которые, в свою очередь, обучают волонтеров, в том числе и из рядов самих обучаемых [3, 7, 8]. В Рос- сии данная система привлечения работников и волонтеров пока еще проходит стадию становления [1, 9, 17, 18]. Дополнительное образование пожилых лю- дей способствует формированию новой системы ценностей и культуры ста- рения, которые соответствуют требованиям современного демократического общества. Полученная системная характеристика содержания, форм и мето- дов образования «университета третьего возраста» в Германии позволяет глубже осмыслить закономерности и тенденции процесса совершенствования дополнительного образования взрослых в России. Тенденции развития содержания образования пожилых людей в Рос- сии. Анализ программного содержания в ряде «университетов третьего воз- раста» в России позволил выделить следующие тенденции развития содержа- тельного аспекта. Наиболее разрабатываемыми содержательными направлениями в Рос- сии являются социальное и культурно-творческое. Однако, как утверждают многие отечественные специалисты, существует острая необходимость в раз- работке программ непосредственно для пожилых людей с учетом их совре- менных интересов, потребностей и специфики возраста [1, 9, 17, 18]. В области профессионально-технического направления содержания разрабатываются программы по отдельным предметам: компьютерная гра- мотность, цифровые технологии, изучение иностранных языков [6]. Однако данное направление в большей степени в российской практике относится к досуговой деятельности, поскольку не имеет пока еще выхода на профессиональное применение полученных знаний. В этом плане российский «универ- ситет третьего возраста» требует дополнительной проработки. Примером может послужить образование пожилых людей в Германии, где налажена си- стема сертифицирования полученного профессионального образования по- жилыми людьми и система трудоустройства людей «третьего возраста» соот- ветственно полученному сертификату. Наблюдается расширение и углубление содержания всех образова- тельных направлений в связи с научно-техническим развитием. Об этом сви- детельствуют разнообразные проекты, появившиеся в России в последнее де- сятилетие [10-16]. Система дополнительного образования взрослых в России стремится систематизировать образовательные учреждения для пожилых людей, кон- кретизировать цели и задачи каждого учреждения, определить содержание образования и в соответствии с ним формы и методы работы с людьми «тре- тьего возраста», что способствует повышению интереса пожилых людей к обучению. Система мер по развитию содержательного аспекта «университета третьего возраста» в России. Необходимо стимулировать разработку и внедрение инновационных образовательных программ для пожилых, направленных на повышение кон- курентоспособности пожилых граждан в сфере занятости через освоение ими современных технологий, на повышение материального благополучия этой социально незащищенной категории населения. Совершенствование и развитие контактов, обмен опытом не только на ре- гиональном, но и на федеральном и международном уровне существенно рас- ширит и усовершенствует эту образовательную область, укрепит межвузовские связи и обмен опытом, сотрудничество вузов с производственными предприяти- ями, учреждениями по повышению квалификации и профсоюзами. Необходимо осуществлять консультирование пожилых людей по во- просам образовательных возможностей и влияния образования на человека, обеспечить широкое информирование пожилых людей по вопросам обучения в учреждениях социальной работы с пожилыми через публикации в элек- тронных и печатных СМИ. Для расширения кругозора пожилых взрослых, лучшего удовлетворе- ния их познавательных потребностей и учета индивидуальных особенностей важно предусмотреть расширение содержания образовательных программ и увеличить спектр образовательных услуг по профессиональной подготовке [1, с. 18]. Поскольку существует острая необходимость для российских пен- сионеров в продолжении трудовой деятельности, важно развивать такие фор- мы образовательных услуг, как подготовка в предпенсионном возрасте к постпрофессиональной деятельности, которая способствует более активной интеграции пожилых взрослых в социальную, экономическую и политиче- скую жизнь посредством участия их в общественных объединениях. Практи- ка функционирования народных «университетов третьего возраста» расширя- ется путем открытия в городах России филиалов на базе общественных орга- низаций образования и социальной защиты населения. Учет накопленного в Германии опыта может способствовать оптимизации их работы. Необходимо улучшить условия для профессионального развития спе- циалистов в области образования взрослых и расширить их спектр деятельно- сти, включая образование пожилых взрослых. Программы должны учитывать потребности пожилых людей и специфику их обучения. В дальнейшем важно сформировать систему подготовки кадров для образования пожилых людей. Опыт немецких «университетов третьего возраста», обеспечивающих посте- пенный переход человека от предпенсионного периода к постпрофессиональ- ному, реализацию возможностей и интересов людей, разнообразие форм и методов работы, является ценным источником обогащения, углубления и расширения теории и практики образования пожилых людей, в том числе применительно к российской действительности. Осуществлять постоянный мониторинг опыта образовательных учре- ждений для пожилых по вопросам оценки качества образовательных про- грамм для пожилых людей и стимулировать проведение научных исследова- ний по данной проблеме. Содействовать созданию постоянной системы обмена опытом среди организаций, специалистов, участников образовательного процесса из регио- нов по реализации образовательных программ для пожилых людей. Мы считаем, что внедрение результатов предлагаемого исследования в сферу дополнительного образования пожилых людей в России может при- вести к повышению эффективности работы учреждений подобного рода, например увеличению посещаемости курсов «университета третьего возрас- та» в России и удовлетворению студентов процессом обучения. В конечном итоге учеба в «университете третьего возраста» способствует смягчению со- циальной и психологической напряженности. Заключение. Результатом данной работы стала разработка системы мер по развитию содержательного аспекта «университета третьего возраста» в России, которая учитывает запросы и интересы пожилых людей, потребно- сти общества и опыт работы «университета третьего возраста» в Германии. В ходе исследования были выделены три основные образовательные области в содержании образовательной работы для пожилых людей, наиболее разви- ваемые на современном этапе, которые были положены в основу классифи- кации применительно к отечественному образованию людей «третьего воз- раста»: социальное образование, культурно-творческое и профессиональнотехническое. К тенденциям развития мы отнесли интенсивное развитие соци- ального содержательного направления, расширение и углубление содержания всех образовательных направлений в целом, систематизацию и конкретиза- цию целей и задач каждого учреждения и соответственно с этим содержания образования.Об авторах
Инна Владимировна Высоцкая
Волгоградский государственный технический университет
Email: niphertity@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков 400005, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 28
Виктория Викторовна Тихаева
Волгоградский государственный технический университет
Email: tilsitka@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков 400005, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 28
Екатерина Александровна Глебова
Волгоградский государственный технический университет
Email: eaglebova@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков 400005, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 28
Список литературы
- Высоцкая И.В. Становление и развитие университета третьего возраста в Германии. 2015. - 238 с. Диссертация 13.00.01: URL: http://vspu.ru/sites/ default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_vysockaya_pdf.pdf#3.
- Vysotskaya I.V., Toporkova О.V., Glebova Е.А., Tikchaeva V.V. SCOPUS: Social PedagogicalWork with different age groups in Germany. International Journal of Environmental and Science Education. 2016, 11(16), pp. 9448-9456.
- Kade S. Die andere Geschichte. Spurensicherung im Vorruhestand, DIE: Frankfurt a. M, 1997.
- Eierdanz J. Bildung für das Alter oder gegen das Altern? Zum aktuellen Stand und zu den Perspektiven einer Altenbildung. In: Glaser, Hermann & Thomas Röbke (Hrsg.): Dem Alter einen Sinn geben. Wie Senioren kulturell aktiv sein können. Heidelberg: Hüthing, 1992, 167-197.
- Schäuble G. Sozialisation und Bildung der jungen Alten vor und nach der Berufsaufgabe. Stuttgart, Enke, 1995.
- Тихаева В.В. Становление и развитие системы дополнительного образования взрослых в Германии. 2016. - 255 с. Диссертация 13.00.01: URL: http://vspu.ru/sites/default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_3.pdf
- Bollnow O.-F. Das hohe Alter, In: Neue Sammlung, 1962, 389 s.
- Forchheimer G./R. Seitz Senioren sind kreativ, München, 1994.
- Кононыгина Т.М. Геронтообразование: навстречу потребностям пожилых // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред. Г.А. Ключарев. - М.: ИС РАН, 2008. - С. 248-273.
- Университет III возраста» в отделении дневного пребывания в ГБУ ЦСО «Куркино» http://kcsokurkino.narod.ru/index/0-24
- http://kirishi.47lib.ru/proekti/universitet
- Университет третьего возраста ИТМО http://u3a.ifmo.ru
- Университет «Серебряный возраст» (Санкт-Петербург) http://silveryears.ru
- Университет третьего возраста в Казани http://www.pfrf.ru/branches/tatarstan/news~2015/09/04/97378
- Университет третьего возраста на базе ГБУ ТЦСО «Жулебино» (Москва) http://kcsojulebino.ru/site/30.html
- ЛКЦСОН Лермонтовский комплексный центр социального обслуживания населения Ставропольского края http://xn--j1abhdo3a.xn--p1ai/index/ universitet_quot_tretego_vozrasta_quot/0-21
- Вершловский С.Г. Постдипломное образование: вызовы времени // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. - 2012. - № 1-2 (18-19). - С. 25-30.
- Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с.
- Kohli M. (1985). Die Institutionalisierung des Lebenslaufs. Historische Befunde und theoretische Argumente. KZfSS, 1, 1-29.
Дополнительные файлы
