Teaching psycholinguistics as a method of professional competence development of medical psychologists


Cite item

Full Text

Abstract

The paper is devoted to the aspects of teaching of psycholinguistics as a discipline that promotes the development of professional competences of the students of medical university. The structure of the course, its content and thematic content is described. The samples of different-level tasks for students are suggested. The tasks are based on the study conducted at the Department of Psychiatry, Addiction, Psychotherapy and Clinical Psychology in cooperation with the Department of Pedagogy, Psychology and Psycholinguistics of SSMU and the Department of Publishing of SSAU.

Full Text

В начале 50-х гг. прошлого столетия на стыке двух «старейших» отраслей научного знания - психологии и лингвистики возникла психолингвистика, которая за сравнительно небольшой срок своего существования выдвинулась в число основных «речеведческих» наук. Возникновение этой новой области науки было объективно обусловлено потребностями общественного развития человеческого общества, в частности потребностью научного познания при- роды психической интеллектуальной деятельности человека [6]. Речь, как высшая психическая функция, которая является одной из составляющих ин- теллектуальной деятельности, и язык, как основное средство осуществления речевой деятельности и реализации процессов мышления, на протяжении не- скольких столетий являлись предметом особого внимания психологов и лингвистов. Благодаря проведению целого ряда теоретических и практиче- ских исследований, эти науки создали и обобщили достаточно большой гно- сеологический и фактологический материал, характеризующий специфиче- ские закономерности усвоения языка и формирования речевой способности человека в ходе онтогенеза, особенности осуществления речевой коммуника- ции в человеческом обществе.В настоящее время психолингвистика переживает очень ответственный период системного анализа накопленных научных и экспериментальных дан- ных и разработки новых концептуальных позиций и подходов к исследова- нию своего основного предмета - речевой деятельности и знаков языка, как основного средства ее осуществления [3, 4].Накопленный психолингвистикой научный материал о закономерностях формирования и осуществления речевой деятельности, процесса речевой коммуникации, использования знаков языка для осуществления речевой и мыслительной деятельности, вне всякого сомнения, должен быть достоянием каждого специалиста, занимающегося формированием речи или восстановле- нием речевой способности (в случае приобретенных нарушений речи). По- этому изучение психолингвистики студентами медицинского вуза представ- ляется крайне актуальным.Обучение психолингвистике в медицинском вузе способствует формиро- ванию общих и профессиональных компетенций будущих клинических пси- хологов: способности и готовности к свободному применению языка как средства профессионального общения, к активной социальной мобильности; умения квалифицированно формулировать экспертное заключение, адекват- ное задачам экспертизы и запросам пользователя.Цель данного курса - формирование навыков анализа психических про- цессов, непосредственно участвующих в осуществлении речевой деятельно- сти, а также проблем, связанных с патологиями речи. В рамках курса изуча- ются основные разделы, традиционно рассматриваемые в отечественной изарубежной науке и адаптированные применительно к специальности клини- ческого психолога: «Психолингвистика как наука о речевой деятельности»,«Онтогенез речи», «Мышление и речь», «Патологии речи».В рамках раздела «Психолингвистика как наука о речевой деятельности» изучается основной предмет исследования психолингвистики, а именно рече- вая деятельность как специфически человеческий вид деятельности, ее пси- хологическое содержание, виды и способы, в которых она осуществляется, структура, выполняемые ею функции и формы, в которых она реализуется. Как отмечает А.А. Леонтьев, «предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования» [6, с. 110]. Другим важнейшим предметом изучения психолингвистики вы- ступает человеческая речь, рассматриваемая как способ реализации речевой деятельности [2]: речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний. Речевая деятельность играет огромную роль во всей психической интеллектуальной деятельности человека; она яв- ляется главным фактором опосредствования, что означает, что ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не фор- мируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи.Раздел курса «Онтогенез речи» посвящен особенностям формирования речи в онтогенезе. За несколько десятилетий существования психолингвисти- ки как самостоятельной науки в рамках разных научных школ было создано несколько теоретических концепций, в которых, с психолингвистических по- зиций, была сделана попытка выявить общие закономерности овладения ре- бенком языком и навыками речевой деятельности. Онтогенез языковой спо- собности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых с ребенком, с другой, - процесса развития пред- метной и познавательной деятельности ребенка.В разделе «Мышление и речь» изучаются специфические особенности внутренней речи, т.е. превращения мысли в слово. Именно внутренняя речь отражает чрезвычайную сложность взаимоотношения мышления и речи, их противоречивое единство. Согласно теоретической концепции Л.С. Выгот- ского, внутренняя речь имеет следующие основные особенности: максималь- ная предикативность; свернутость структуры и семантики речевого высказы- вания; агглютинация структурных и семантических элементов; «сгущение» речи; максимальная «семантическая насыщенность» внутриречевых выска- зываний; трансформация языка внешней речи (при переходе внешней эгоцен- трической речи во внутреннюю); преобладание «смысла» (речи) над «значе- нием»; идиоматичность (индивидуальная семантика) речи [1]. На основе ана- лиза данных специальных психологических исследований, А.Р. Лурия сумел доказательно подтвердить тот факт, что при поражении лобных долей мозга, к примеру, нарушается внутренняя динамика планомерного, организованного произвольного акта в целом и направленной речевой деятельности в частно- сти» [7, с. 180], т.е. страдает внутренняя речь.В рамках раздела «Патологии речи» изучаются патологические отклоне- ния в формировании и протекании речевых процессов в условиях системногораспада или несформированности деятельности и личности. А.А. Леонтьев выделяет 5 форм речевой патологии в рамках патопсихолингвистики:собственно патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и высших психических функций (примером могут являться нарушения речевой деятельности при параноидальной шизо- френии);речевые нарушения, коренящиеся в локальных поражениях мозга, но не имеющие ничего общего с психическими болезнями, составляющими предмет изучения психиатрии и патопсихологии (типичный пример - различ- ные виды афазии);речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем - в основном это особенности речи (и ее восприятия) у глухих и глухонемых;речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или времен- ными задержками психического развития;речевые нарушения, имеющие исполнительский характер и связанные с дефектами моторного программирования речи или реализации моторной программы (например, заикание) [8].Содержание тем дисциплины представлено теоретическим и практиче- ским блоками. В теоретическом блоке раскрываются основные понятия и по- ложения учебной темы, рассматриваются современные отечественные и за- рубежные подходы к изучаемым явлениям. Практический блок включает во- просы для самоподготовки и самоконтроля, тесты для контроля исходного уровня знаний, задания для самостоятельной аудиторной работы [8], матери- алы для контроля конечного уровня усвоения.Следует отметить, что патопсихолингвистика в узком смысле выступает как орудие постановки диагноза и вообще как некоторое обобщение речевой симптоматики тех или иных психических заболеваний. Поэтому для самосто- ятельной работы на занятии используются разноуровневые задания (репро- дуктивного, реконструктивного и творческого типа) именно такого характера. К примеру, анализ речи на основании самоотчетов больных об актуальном состоянии относится к заданиям репродуктивного типа.В основу заданий положено исследование, проведенное на кафедре пси- хиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии совместно с кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики СамГМУ. Результа- том работы явилось подробное описание поверхностной структуры речи больных при различных психопатиях на лексико-стилистическом, лексико- грамматическом и синтаксико-стилистическом уровнях организации.Задание: Охарактеризуйте поверхностную структуру речи больного де- прессией.Пациентка Л.А., 38 лет:«Тогда, когда у нас произошло это все, у меня все желания пропали, и я не хотела ничего, и сейчас мне абсолютно ничего не хочется. Может, только, знаете, лечь и лежать, только зачем мне это?.. Настроение у меня совсем ста- ло никаким, и я давно уже не улыбалась по-настоящему, не могу и нечему,потому что мне очень тяжело. Я теперь стала... нечто вроде живой оболочки. Мне все время плакать хочется, даже, знаете, порыдав во весь голос от моей боли, обид моих, безысходности какой-то, я не знаю, как мне найти выход, как меня можно из этого моего состояния вытащить, и можно ли вообще-то? Все мне видится таким ненужным, однообразным, безрадостным... тоска жуткая. Сейчас меня больше не трясет, не колотит. Просто стало плохо и как- то абсолютно безразлично мне все. Бессмысленно все, и настоящее мое, и бу- дущее... Да, у меня есть моя работа, но они все и без меня там справятся, а я сейчас никчемная. К моему возрасту я ни в чем не состоялась по-хорошему. И сейчас у меня ни на что ни моральных, ни физических сил нет...».Эталон:а) лексико-стилистический уровень: репрезентативный (повествователь- ный) тип речи; использование разговорных конструктов, фразеологизмов (меня трясет); разговорная лексика (никчемная, вытащить); инверсия, фор- мирующая акцент на субъективных переживаниях (настроение у меня со- всем стало никаким, все мне видится безрадостным, ненужным); большое количество метафор, сравнений (нечто вроде живой оболочки), эпитетов (тоска жуткая, все безрадостное), что в интерпретации психиатров связано с болезненно гипертрофированной аффективной составляющей в рамках тен- денции снижения общей креативности на фоне депрессии;б) лексико-грамматический уровень: большое количество местоимений, глаголы несовершенного вида, качественные наречия;в) синтаксико-стилистический уровень: инверсия, дистантный порядок в построении предложений, эллипсисы и умолчания, свидетельствующие об общей депрессивной гипоэргии, экономии собственных сил в ситуации по- вествования.Тема «Виды патологий речи» дает возможность будущим специалистам изучать психические феномены через анализ речевых высказываний пациента. К сожалению, исследований с такой (психолингвистической в собственном смыс- ле) направленностью довольно мало, что значительно затрудняет практическую часть работы, которая включает работу с текстами по определению видов рече- вых нарушений. Это также задания репродуктивного типа. Опираясь на описа- ние речевого статуса больного, студенты определяют вид нарушения речи или вид афазии. При этом студенты должны уметь различать шесть форм афазии, предложенные А.Р. Лурией: акустико-гностическая (сенсорная; акустико- мнестическая (возникает при поражении височных отделов коры головного моз- га); семантическая; афферентная моторная (возникает при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга); динамическая (возникает при пора- жении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга).Задание: Определите вид афазии.Речевой статус больного Н., 47 лет: «У больного грубое нарушение спон- танной речи. Возможно повторение слов. Называние предметов недоступно. Подсказ первого слога облегчает нахождение искомого слова. При чтении -симптом периодического неузнавания отдельных букв. Восприятие сложных логико-грамматических конструкций грубо нарушено. Собственная речь эхо- лаличная, насыщена стереотипными выражениями. В ответах на вопросы больной использует слова и целые речевые конструкции, заимствованные из вопроса…»Эталон: Афферентная моторная афазия.Студенты также определяют вид речевого нарушения, опираясь на вы- сказывания самих пациентов. Среди видов речевых нарушений студенты должны уметь различать: 1) нарушения, связанные с поражением глубинных отделов головного мозга (нарушения мотивационной основы речевого выска- зывания и т.д.); 2) нарушения лобных и передних отделов речевых зон (рас- пад синтагматических механизмов порождения речи, нарушения связанности речи, нарушения в процессе порождения высказывания и т.д.); 3) поражение задних отделов коры левого полушария (нарушение парадигматических ме- ханизмов порождения и понимания высказывания, нарушения на стадии де- кодирования языковых знаков и т.д.).Задание: Определите вид речевой патологии. Обоснуйте свой ответ.Пример речи больного при составлении фраз по сюжетным картинкам: «- Ну, вот… мальчик… и вот лужа и вот дождь. Осень. Листья нет… И вот мужчи- на плащ и женщина зонтик. И вот… Ах! Лужа! Мальчик лужа и палка. Хорошо мальчик… И вот холод. А мальчик дома. Пол лужа… Бабушка метла и вот руки голова… Ах! Ах! Бабушка мальчик постель и вот врач и вот… это тумбочка? Тумбочка и микстура. Горло ангина. И вот опять мальчик двор. Осень. Дождь нет… Мальчик, пальто, кепка, калоши. Вот хорошо! Гулять…».Эталон: У больного поражение в центре Брокка, нарушено производство речи. Динамическая афазия, для которой характерны трудности при построе- нии связного высказывания при относительной сохранности моторных и сен- сорных компонентов речи. Больной может повторять слова, понимать речь, но нарушена способность говорить фразами, отсутствует связность. Пациент не может перекодировать общий замысел в схему речевого высказывания, не может планировать свою речь. Говорит преимущественно существительными (телеграфный стиль). Существует трудность актуализации слов, обозначаю- щих действия.Задания реконструктивного уровня можно продемонстрировать на при- мере темы «Восприятие речи»:Задание. Произведите эквивалентную замену текста и оцените дей- ствие механизма эквивалентных замен.Приглашение в театр: «Не были бы Вы столь любезны согласиться посетить вместе со мною в воскресенье знаменитый театр имени Маяковского на предмет просмотра премьеры «Чайки» величайшего драматурга А.П. Чехова?»Эталон: «Меня пригласили на премьеру чеховской «Чайки» в воскресе- нье в театр Маяковского». Реципиент в процессе восприятия данного выска- зывания заменил сложные знаки на более простые.Задание. Предложите свой эквивалент данного текста и проанализи- руйте структурные опоры понимания высказывания:Льюис Кэрролл:«Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве,И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове.»Эталон: учащиеся могут дать различные эквиваленты псевдословам в за- висимости от разных факторов (активный словарный запас, владение прави- лами грамматики родного языка), на основании чего будут выявлены струк- турные опоры понимания высказывания отдельными студентами.Заданием творческого уровня является, к примеру, написание аннотации на предложенную статью «Эмоциональные нарушения у лиц с травмами че- люстно-лицевой области» по теме «Восприятие текста». Процесс смысловой компрессии, в результате которого создается минитекст, демонстрирует ре- зультат понимания учащимся смысла исходного текста.Эталон аннотации: Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с психическим и эмоциональным состоянием пациентов, получивших травму че- люстно-лицевой области. Исследователи пришли к выводу, что указанным больным необходима психологическая поддержка и предложили ряд психотера- певтических методов, которые могут способствовать реабилитации больных.Таким образом, освоение психолингвистики как учебной дисциплины студентами факультета медицинской психологии является важным этапом в подготовке клинического психолога.Учебно-методический комплекс данной дисциплины разработан в соот- ветствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и отражает современные достижения психолингвистической науки и практики. Материал, используемый на лекциях и семинарских занятиях, координирован со смежными предметами психологического блока: общей, возрастной и кли- нической психологией, что направлено на повышение мотивации студентов к изучению психолингвистики как науки интегративного типа.
×

About the authors

Elena A. Sloeva

Samara State Medical University

Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Department of Pedagogy, Psy- chology and Psycholinguistics 89 Chapaevskaya Str., Samara, Russia, 443099

Natalia V. Pryadilnikova

Samara State Aerospace University (National Research University)

Email: tempus-samara@mail.ru
Associate Professor of Department of Publishing and Book Distribution 34 , Moscow highway, Samara, Russia,443086

Alexey A. Boklin

Samara State Clinical Hospital №8

Cand. Med. Sci., Head of the Department 169 Mirnaya Str., Samara, Russia, 443035

References

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр соч.: в 6 т. - М., 1982. - Т. 2.
  2. Доброва В.В. Психолингвистика речевого общения; взаимосвязь личностных характеристик обучающихся и уровня их языковой культуры // Известия Самар. науч. центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - № 3-3. - С. 711-715.
  3. Доброва В.В. Психолингвистический подход к исследованию способности обучения иностранным языкам // Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 2. - С. 27-34.
  4. Доброва В.В. Психологические особенности субъекта диалогического дискурса// Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 1. - С. 30-35.
  5. Краснов А.Н., Слоева Е.А., Мензул Е.В. Психолингвистика: учеб. пособие для студентов факультета «Медицинская психология». - Изд. 2-е, испр. и доп. - Самара: «Инсома-пресс», 2012. - 117 с.
  6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.-СПб., 2003.
  7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.
  8. Нечитайло А.А., Прядильникова Н.В., Депцова Т.Ю., Гнутова А.А., Шокова Е.В. Обучающие интернет-технологии как инновационный инструмент создания системы электронного дистанционного образования (практический опыт применения) // Вестник Поволжского гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. - 2014. -№2 (34). - С. 24-28.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Sloeva E.A., Pryadilnikova N.V., Boklin A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies