Teaching psycholinguistics as a method of professional competence development of medical psychologists
- Authors: Sloeva E.A.1, Pryadilnikova N.V.2, Boklin A.A.3
-
Affiliations:
- Samara State Medical University
- Samara State Aerospace University (National Research University)
- Samara State Clinical Hospital №8
- Issue: Vol 12, No 4 (2015)
- Pages: 118-125
- Section: Articles
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52092
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
В начале 50-х гг. прошлого столетия на стыке двух «старейших» отраслей научного знания - психологии и лингвистики возникла психолингвистика, которая за сравнительно небольшой срок своего существования выдвинулась в число основных «речеведческих» наук. Возникновение этой новой области науки было объективно обусловлено потребностями общественного развития человеческого общества, в частности потребностью научного познания при- роды психической интеллектуальной деятельности человека [6]. Речь, как высшая психическая функция, которая является одной из составляющих ин- теллектуальной деятельности, и язык, как основное средство осуществления речевой деятельности и реализации процессов мышления, на протяжении не- скольких столетий являлись предметом особого внимания психологов и лингвистов. Благодаря проведению целого ряда теоретических и практиче- ских исследований, эти науки создали и обобщили достаточно большой гно- сеологический и фактологический материал, характеризующий специфиче- ские закономерности усвоения языка и формирования речевой способности человека в ходе онтогенеза, особенности осуществления речевой коммуника- ции в человеческом обществе.В настоящее время психолингвистика переживает очень ответственный период системного анализа накопленных научных и экспериментальных дан- ных и разработки новых концептуальных позиций и подходов к исследова- нию своего основного предмета - речевой деятельности и знаков языка, как основного средства ее осуществления [3, 4].Накопленный психолингвистикой научный материал о закономерностях формирования и осуществления речевой деятельности, процесса речевой коммуникации, использования знаков языка для осуществления речевой и мыслительной деятельности, вне всякого сомнения, должен быть достоянием каждого специалиста, занимающегося формированием речи или восстановле- нием речевой способности (в случае приобретенных нарушений речи). По- этому изучение психолингвистики студентами медицинского вуза представ- ляется крайне актуальным.Обучение психолингвистике в медицинском вузе способствует формиро- ванию общих и профессиональных компетенций будущих клинических пси- хологов: способности и готовности к свободному применению языка как средства профессионального общения, к активной социальной мобильности; умения квалифицированно формулировать экспертное заключение, адекват- ное задачам экспертизы и запросам пользователя.Цель данного курса - формирование навыков анализа психических про- цессов, непосредственно участвующих в осуществлении речевой деятельно- сти, а также проблем, связанных с патологиями речи. В рамках курса изуча- ются основные разделы, традиционно рассматриваемые в отечественной изарубежной науке и адаптированные применительно к специальности клини- ческого психолога: «Психолингвистика как наука о речевой деятельности»,«Онтогенез речи», «Мышление и речь», «Патологии речи».В рамках раздела «Психолингвистика как наука о речевой деятельности» изучается основной предмет исследования психолингвистики, а именно рече- вая деятельность как специфически человеческий вид деятельности, ее пси- хологическое содержание, виды и способы, в которых она осуществляется, структура, выполняемые ею функции и формы, в которых она реализуется. Как отмечает А.А. Леонтьев, «предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования» [6, с. 110]. Другим важнейшим предметом изучения психолингвистики вы- ступает человеческая речь, рассматриваемая как способ реализации речевой деятельности [2]: речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний. Речевая деятельность играет огромную роль во всей психической интеллектуальной деятельности человека; она яв- ляется главным фактором опосредствования, что означает, что ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не фор- мируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи.Раздел курса «Онтогенез речи» посвящен особенностям формирования речи в онтогенезе. За несколько десятилетий существования психолингвисти- ки как самостоятельной науки в рамках разных научных школ было создано несколько теоретических концепций, в которых, с психолингвистических по- зиций, была сделана попытка выявить общие закономерности овладения ре- бенком языком и навыками речевой деятельности. Онтогенез языковой спо- собности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых с ребенком, с другой, - процесса развития пред- метной и познавательной деятельности ребенка.В разделе «Мышление и речь» изучаются специфические особенности внутренней речи, т.е. превращения мысли в слово. Именно внутренняя речь отражает чрезвычайную сложность взаимоотношения мышления и речи, их противоречивое единство. Согласно теоретической концепции Л.С. Выгот- ского, внутренняя речь имеет следующие основные особенности: максималь- ная предикативность; свернутость структуры и семантики речевого высказы- вания; агглютинация структурных и семантических элементов; «сгущение» речи; максимальная «семантическая насыщенность» внутриречевых выска- зываний; трансформация языка внешней речи (при переходе внешней эгоцен- трической речи во внутреннюю); преобладание «смысла» (речи) над «значе- нием»; идиоматичность (индивидуальная семантика) речи [1]. На основе ана- лиза данных специальных психологических исследований, А.Р. Лурия сумел доказательно подтвердить тот факт, что при поражении лобных долей мозга, к примеру, нарушается внутренняя динамика планомерного, организованного произвольного акта в целом и направленной речевой деятельности в частно- сти» [7, с. 180], т.е. страдает внутренняя речь.В рамках раздела «Патологии речи» изучаются патологические отклоне- ния в формировании и протекании речевых процессов в условиях системногораспада или несформированности деятельности и личности. А.А. Леонтьев выделяет 5 форм речевой патологии в рамках патопсихолингвистики:собственно патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и высших психических функций (примером могут являться нарушения речевой деятельности при параноидальной шизо- френии);речевые нарушения, коренящиеся в локальных поражениях мозга, но не имеющие ничего общего с психическими болезнями, составляющими предмет изучения психиатрии и патопсихологии (типичный пример - различ- ные виды афазии);речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем - в основном это особенности речи (и ее восприятия) у глухих и глухонемых;речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или времен- ными задержками психического развития;речевые нарушения, имеющие исполнительский характер и связанные с дефектами моторного программирования речи или реализации моторной программы (например, заикание) [8].Содержание тем дисциплины представлено теоретическим и практиче- ским блоками. В теоретическом блоке раскрываются основные понятия и по- ложения учебной темы, рассматриваются современные отечественные и за- рубежные подходы к изучаемым явлениям. Практический блок включает во- просы для самоподготовки и самоконтроля, тесты для контроля исходного уровня знаний, задания для самостоятельной аудиторной работы [8], матери- алы для контроля конечного уровня усвоения.Следует отметить, что патопсихолингвистика в узком смысле выступает как орудие постановки диагноза и вообще как некоторое обобщение речевой симптоматики тех или иных психических заболеваний. Поэтому для самосто- ятельной работы на занятии используются разноуровневые задания (репро- дуктивного, реконструктивного и творческого типа) именно такого характера. К примеру, анализ речи на основании самоотчетов больных об актуальном состоянии относится к заданиям репродуктивного типа.В основу заданий положено исследование, проведенное на кафедре пси- хиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии совместно с кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики СамГМУ. Результа- том работы явилось подробное описание поверхностной структуры речи больных при различных психопатиях на лексико-стилистическом, лексико- грамматическом и синтаксико-стилистическом уровнях организации.Задание: Охарактеризуйте поверхностную структуру речи больного де- прессией.Пациентка Л.А., 38 лет:«Тогда, когда у нас произошло это все, у меня все желания пропали, и я не хотела ничего, и сейчас мне абсолютно ничего не хочется. Может, только, знаете, лечь и лежать, только зачем мне это?.. Настроение у меня совсем ста- ло никаким, и я давно уже не улыбалась по-настоящему, не могу и нечему,потому что мне очень тяжело. Я теперь стала... нечто вроде живой оболочки. Мне все время плакать хочется, даже, знаете, порыдав во весь голос от моей боли, обид моих, безысходности какой-то, я не знаю, как мне найти выход, как меня можно из этого моего состояния вытащить, и можно ли вообще-то? Все мне видится таким ненужным, однообразным, безрадостным... тоска жуткая. Сейчас меня больше не трясет, не колотит. Просто стало плохо и как- то абсолютно безразлично мне все. Бессмысленно все, и настоящее мое, и бу- дущее... Да, у меня есть моя работа, но они все и без меня там справятся, а я сейчас никчемная. К моему возрасту я ни в чем не состоялась по-хорошему. И сейчас у меня ни на что ни моральных, ни физических сил нет...».Эталон:а) лексико-стилистический уровень: репрезентативный (повествователь- ный) тип речи; использование разговорных конструктов, фразеологизмов (меня трясет); разговорная лексика (никчемная, вытащить); инверсия, фор- мирующая акцент на субъективных переживаниях (настроение у меня со- всем стало никаким, все мне видится безрадостным, ненужным); большое количество метафор, сравнений (нечто вроде живой оболочки), эпитетов (тоска жуткая, все безрадостное), что в интерпретации психиатров связано с болезненно гипертрофированной аффективной составляющей в рамках тен- денции снижения общей креативности на фоне депрессии;б) лексико-грамматический уровень: большое количество местоимений, глаголы несовершенного вида, качественные наречия;в) синтаксико-стилистический уровень: инверсия, дистантный порядок в построении предложений, эллипсисы и умолчания, свидетельствующие об общей депрессивной гипоэргии, экономии собственных сил в ситуации по- вествования.Тема «Виды патологий речи» дает возможность будущим специалистам изучать психические феномены через анализ речевых высказываний пациента. К сожалению, исследований с такой (психолингвистической в собственном смыс- ле) направленностью довольно мало, что значительно затрудняет практическую часть работы, которая включает работу с текстами по определению видов рече- вых нарушений. Это также задания репродуктивного типа. Опираясь на описа- ние речевого статуса больного, студенты определяют вид нарушения речи или вид афазии. При этом студенты должны уметь различать шесть форм афазии, предложенные А.Р. Лурией: акустико-гностическая (сенсорная; акустико- мнестическая (возникает при поражении височных отделов коры головного моз- га); семантическая; афферентная моторная (возникает при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга); динамическая (возникает при пора- жении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга).Задание: Определите вид афазии.Речевой статус больного Н., 47 лет: «У больного грубое нарушение спон- танной речи. Возможно повторение слов. Называние предметов недоступно. Подсказ первого слога облегчает нахождение искомого слова. При чтении -симптом периодического неузнавания отдельных букв. Восприятие сложных логико-грамматических конструкций грубо нарушено. Собственная речь эхо- лаличная, насыщена стереотипными выражениями. В ответах на вопросы больной использует слова и целые речевые конструкции, заимствованные из вопроса…»Эталон: Афферентная моторная афазия.Студенты также определяют вид речевого нарушения, опираясь на вы- сказывания самих пациентов. Среди видов речевых нарушений студенты должны уметь различать: 1) нарушения, связанные с поражением глубинных отделов головного мозга (нарушения мотивационной основы речевого выска- зывания и т.д.); 2) нарушения лобных и передних отделов речевых зон (рас- пад синтагматических механизмов порождения речи, нарушения связанности речи, нарушения в процессе порождения высказывания и т.д.); 3) поражение задних отделов коры левого полушария (нарушение парадигматических ме- ханизмов порождения и понимания высказывания, нарушения на стадии де- кодирования языковых знаков и т.д.).Задание: Определите вид речевой патологии. Обоснуйте свой ответ.Пример речи больного при составлении фраз по сюжетным картинкам: «- Ну, вот… мальчик… и вот лужа и вот дождь. Осень. Листья нет… И вот мужчи- на плащ и женщина зонтик. И вот… Ах! Лужа! Мальчик лужа и палка. Хорошо мальчик… И вот холод. А мальчик дома. Пол лужа… Бабушка метла и вот руки голова… Ах! Ах! Бабушка мальчик постель и вот врач и вот… это тумбочка? Тумбочка и микстура. Горло ангина. И вот опять мальчик двор. Осень. Дождь нет… Мальчик, пальто, кепка, калоши. Вот хорошо! Гулять…».Эталон: У больного поражение в центре Брокка, нарушено производство речи. Динамическая афазия, для которой характерны трудности при построе- нии связного высказывания при относительной сохранности моторных и сен- сорных компонентов речи. Больной может повторять слова, понимать речь, но нарушена способность говорить фразами, отсутствует связность. Пациент не может перекодировать общий замысел в схему речевого высказывания, не может планировать свою речь. Говорит преимущественно существительными (телеграфный стиль). Существует трудность актуализации слов, обозначаю- щих действия.Задания реконструктивного уровня можно продемонстрировать на при- мере темы «Восприятие речи»:Задание. Произведите эквивалентную замену текста и оцените дей- ствие механизма эквивалентных замен.Приглашение в театр: «Не были бы Вы столь любезны согласиться посетить вместе со мною в воскресенье знаменитый театр имени Маяковского на предмет просмотра премьеры «Чайки» величайшего драматурга А.П. Чехова?»Эталон: «Меня пригласили на премьеру чеховской «Чайки» в воскресе- нье в театр Маяковского». Реципиент в процессе восприятия данного выска- зывания заменил сложные знаки на более простые.Задание. Предложите свой эквивалент данного текста и проанализи- руйте структурные опоры понимания высказывания:Льюис Кэрролл:«Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве,И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове.»Эталон: учащиеся могут дать различные эквиваленты псевдословам в за- висимости от разных факторов (активный словарный запас, владение прави- лами грамматики родного языка), на основании чего будут выявлены струк- турные опоры понимания высказывания отдельными студентами.Заданием творческого уровня является, к примеру, написание аннотации на предложенную статью «Эмоциональные нарушения у лиц с травмами че- люстно-лицевой области» по теме «Восприятие текста». Процесс смысловой компрессии, в результате которого создается минитекст, демонстрирует ре- зультат понимания учащимся смысла исходного текста.Эталон аннотации: Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с психическим и эмоциональным состоянием пациентов, получивших травму че- люстно-лицевой области. Исследователи пришли к выводу, что указанным больным необходима психологическая поддержка и предложили ряд психотера- певтических методов, которые могут способствовать реабилитации больных.Таким образом, освоение психолингвистики как учебной дисциплины студентами факультета медицинской психологии является важным этапом в подготовке клинического психолога.Учебно-методический комплекс данной дисциплины разработан в соот- ветствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и отражает современные достижения психолингвистической науки и практики. Материал, используемый на лекциях и семинарских занятиях, координирован со смежными предметами психологического блока: общей, возрастной и кли- нической психологией, что направлено на повышение мотивации студентов к изучению психолингвистики как науки интегративного типа.About the authors
Elena A. Sloeva
Samara State Medical UniversityCand. Phil. Sci., Associate Professor of Department of Pedagogy, Psy- chology and Psycholinguistics 89 Chapaevskaya Str., Samara, Russia, 443099
Natalia V. Pryadilnikova
Samara State Aerospace University (National Research University)
Email: tempus-samara@mail.ru
Associate Professor of Department of Publishing and Book Distribution 34 , Moscow highway, Samara, Russia,443086
Alexey A. Boklin
Samara State Clinical Hospital №8Cand. Med. Sci., Head of the Department 169 Mirnaya Str., Samara, Russia, 443035
References
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр соч.: в 6 т. - М., 1982. - Т. 2.
- Доброва В.В. Психолингвистика речевого общения; взаимосвязь личностных характеристик обучающихся и уровня их языковой культуры // Известия Самар. науч. центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - № 3-3. - С. 711-715.
- Доброва В.В. Психолингвистический подход к исследованию способности обучения иностранным языкам // Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 2. - С. 27-34.
- Доброва В.В. Психологические особенности субъекта диалогического дискурса// Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 1. - С. 30-35.
- Краснов А.Н., Слоева Е.А., Мензул Е.В. Психолингвистика: учеб. пособие для студентов факультета «Медицинская психология». - Изд. 2-е, испр. и доп. - Самара: «Инсома-пресс», 2012. - 117 с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.-СПб., 2003.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.
- Нечитайло А.А., Прядильникова Н.В., Депцова Т.Ю., Гнутова А.А., Шокова Е.В. Обучающие интернет-технологии как инновационный инструмент создания системы электронного дистанционного образования (практический опыт применения) // Вестник Поволжского гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. - 2014. -№2 (34). - С. 24-28.
